ТУРИЗМ – ЭТО СПОРТ, ЗДОРОВЬЕ И ПОЗНАНИЕ РОДНОГО КРАЯ
статья (старшая группа)
Люди всегда высоко ценили гармонию силы, интеллекта, духовно–нравственных качеств.
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать познавательные способности, нравственные качества и готовить их к жизни.[1] Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turizm_-_eto_sport_zdorove_poznanie_rodnogo_kraya.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ТУРИЗМ – ЭТО СПОРТ, ЗДОРОВЬЕ, ПОЗНАНИЕ РОДНОГО КРАЯ
Г.Н. Казакова, воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка
– детский сад № 33 «Радуга»,
Ключевые слова: активный отдых, туризм, физическая подготовленность, познавательные способности, двигательная деятельность, нравственное воспитание.
Люди всегда высоко ценили гармонию силы, интеллекта, духовно–нравственных качеств.
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать познавательные способности, нравственные качества и готовить их к жизни.[1] Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками.
Детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у детей сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая.
Туризм – это общение с природой и друзьями, познание своей Родины, это постоянные открытия. И не только новых путей, уникальных природных явлений. Главное – это открытие человека. В походе лучше узнаёшь своих спутников и самого себя. В различных природных условиях вырабатываются стойкость, мужество, взаимовыручка и на деле проверяется, что стоит каждый .
В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, а также природный материал (шишки, палки, камешки и др.) стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях, ребёнок проявляет творчество, мышечную раскрепощённость.
Опыт походной жизни развивает у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у них интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.[3] Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности.
Наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:
Оздоровительный эффект туризма заключается в сочетании выполнения разнообразных движений с длительным пребыванием детей на свежем воздухе. Кроме того, в походе раскрываются широкие возможности для интеллектуального, экологического, трудового, нравственного, эстетического, эмоционального – всестороннего развития ребёнка. Расширяя кругозор детей, учим видеть их прекрасное, испытывать радость от общения с природой.
Прежде чем отправиться с детьми в дальний туристический поход, необходимо познакомить их с этим увлекательным видом спорта. Для этого разрабатываются серии конспектов, теоретических занятий, через которые дети узнают: кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. Проводятся практические занятия, на которых дети овладевают умениями правильно уложить рюкзак, двигаться в соответствии с топографическими знаками, пользоваться компасом и маршрутной картой.[2] Туристическая прогулка, как правило, начинается с построения детей, осмотра снаряжения, одежды и обуви, проверки, всё ли необходимое взято. Детям сообщается цель похода – именно так мы называем для них туристическую прогулку. Обязательно стоит напомнить правила поведения в пути.
В физкультурно-оздоровительную работу средства туризма включаются в утренние и вечерние прогулки не менее двух раз в неделю и представлены топографическими прогулками, подвижными играми с включением поисковых ситуаций.
Средства туризма позволили разнообразить активный отдых детей. Физкультурные развлечения с туристской направленностью и туристские праздники организуются в форме игровых комплексов, экскурсий, прогулок-походов.
В содержание прогулок включаются подвижные игры с использованием различных игрушек и мелких физкультурных пособий, а также подвижные игры с правилами. Такие прогулки содействуют выработке стойкости, выносливости, повышению сопротивляемости организма, уравновешиванию деятельности нервной системы, созданию у детей бодрого и весёлого настроения.
Родители воспитанников принимали активное участие в организованных прогулках — походах, что наполнило их новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников. Убедились, что туризм — это нечто большее, чем отдых. Туризм — это школа жизни, школа мужества. Каждый поход требовал новых знаний и умений.
Таким образом, двигательная деятельность детей дошкольного возраста, организованная на открытом воздухе усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность.
Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей
1. Бочарова, Н. И . Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений. – М.: Аркти, 2004. – 115 с.
3. Зуева, Н. Н. Кочетова Н. П. Организация дальних туристических походов с детьми дошкольного возраста г. Нижний Новгород, 1999г. — 91с.
Источник
Туризм путешествие отдых познание
СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. Возрастная категория 0+
«Значение туризма в жизни школьника»
- Автор работы: Комина Лидия Дмитриевна
Дата публикации: 30.01.2020
Должность: Заведующая библиотеки
Населенный пункт: Амурская область, город Тында
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЛИЦЕЙ №8 ГОРОД ТЫНДА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ.
«Значение туризма в жизни школьника»
Карбушев А.А., ученик 9Б класса
Проверила: Комина Л.Д.,
Информационная карта проекта
2 Автор проекта: Карбушев А.А.
3. Руководитель проекта: Комина Л.Д.
4. Адрес организации: —город Тында, улица Красная Пресня,62
5. Телефон: —55269
6. Вид, тип проекта: долгосрочный, исследовательски -творческий.
7. Место проведения: МОБУ Лицей №8
8. Сроки проведения: 2019-2020учебный год.
11. Форма проведения :индивидуальная.
Туризм в жизни школьника………………………………………………6
Значение туризма в жизни человека……………………………………..7
Влияние туризма на детский организм………………………………….8
Туризм как средство физического воспитания………………………. 10
Туризм как воспитание характера………………………………………11
Материалы и методы исследования
Организация исследования……………………………………………. 13
Изучение уровня физической подготовленности школьников………14
В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой, предлагаемой школьникам на общеобразовательных уроках.
А туризм – это отдых в сочетании с элементами спорта и познавательными задачами.
Гипотеза: мы предполагаем, что занятия туризмом положительно повлияют на развитие двигательных качеств у учащихся школы и их познавательную активность.
Цель исследования: доказать, что занятия туризмом эффективно влияют на общее развитие школьников.
Предмет исследования: результаты контрольный нормативов, анкетирования и опроса.
Изучить учебную и дополнительную литературу для получения информации о туризме.
Провести анкетирование на определение групповой сплоченности школьников занимающихся и не занимающихся туризмом.
Сравнить степень физической подготовленности обычных школьников и занимающихся туризмом.
Выяснить уровень познавательной активности школьников занимающихся и не занимающихся туризмом.
Создать презентацию и познакомить с результатами работы обучающихся моей школы.
Методы и приёмы: теоретический анализ источников информации (работа с литературой и Интернет-ресурсами), анкетирование, обобщение, наблюдение, эксперимент, математический расчёт.
Практическая значимость: эта работа поможет узнать о влиянии занятий туризмом на организм школьника. Данные исследовательской работы можно использовать в качестве материала для вовлечения учащихся нашей школы к занятиям в кружке по туризму.
Занятия туризмом способствуют развитию морально-волевых качеств: дружбы, коллективизма, взаимовыручки. Участие в туристских походах, экспедициях и других мероприятиях воспитывают находчивость, мужество, умение преодолевать трудности в сложных ситуациях, самостоятельность, честность, ответственность за порученное дело, требовательность к себе и товарищам, а так же способствует приобретению расширенных знаний об окружающем мире и его развитии.
В процессе занятий мы знакомимся с природой и достопримечательностями родного края, ведём краеведческую работу, собираем интересные факты и легенды, связанные с местами, где проходил разработанный нами маршрут, на практике применяем знания топографии, ориентирования, охраны природы.
Туристские соревнования имеют своей целью подготовку туристов к проведению познавательных и безаварийных путешествий. Они направлены на совершенствование физического и умственного развития, способствуют изучению Родины, приобретению полезных навыков.
Важным фактом является то, что туризм даёт нам здоровье и отвлекает детей от вредных привычек
Нами исследованы факторы, влияющие на здоровье, социализацию ребенка в обществе в целом. Исключение данной проблемы развивает в ребенке замкнутость, неумение контактировать со сверстниками, взрослыми — все это сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Поэтому и был разработан проект «Значение туризма в жизни школьника».
Пешеходный туризм — самый массовый и самый доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят миллионы людей.
Главная задача занятий по туризму — удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.
Теоретические занятия туризмом взаимосвязаны с краеведением, географией, экологией и топографией. Объектами краеведения является природа края, население и экономика края, его история и искусство, входящими в туристскую подготовку детей школьного возраста. Краеведение как одна из сторон теоретической подготовки школьников, может удовлетворять главную человеческую потребность — стремление к познанию окружающего мира, тем самым создавая условия для развития познавательных способностей.
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой, предлагаемой школьникам на общеобразовательных уроках. Хронический дефицит двигательной активности подростков, сложная экологическая обстановка тормозят их нормальное физическое развитие, угрожают здоровью. За время обучения в школе число здоровых учащихся сокращается. За последние годы более чем в 2 раза увеличилось число хронически больных детей и количество детей «группы риска».
Следует так же отметить, что современные школьники стали меньше общаться между собой, что обусловлено рядом причин. Во-первых, дети считают, что намного интереснее играть в компьютерные игры, чем заниматься различными видами спорта или активным отдыхом, даже на переменах большинство школьников самостоятельно играют «в телефон», вместо подвижных игр. Во-вторых, секции платные и не каждый родитель может позволить своему ребёнку их посещать, а так же большинство из них находится далеко от дома. В-третьих, выполнение домашних заданий занимает много времени, которого не остается на активный отдых, что способствует возникновению гиподинамии. Результатом дефицита общения является сложность адаптации школьника в группе сверстников.
На сегодняшний день существуют работы, посвященные влиянию туризма на детский организм. Однако мы решили изучить эту тему на примере своей школы, и в этом заключается новизна нашего исследования.
Основная цель работы – доказать, что занятия туризмом эффективно влияют на развитие школьников.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Изучить учебную и дополнительную литературу для получения информации о туризме.
Провести анкетирование на определение групповой сплоченности школьников занимающихся и не занимающихся туризмом.
Сравнить степень физической подготовленности обычных школьников и занимающихся туризмом.
Выяснить уровень познавательной активности школьников занимающихся и не занимающихся туризмом.
Создать презентацию и познакомить с результатами работы обучающихся моей школы.
1.1.Туризм в жизни школьника
Я убедился, что походная жизнь учит многому. В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом — главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу: делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые препятствия. Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой — он сумеет организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает съедобные грибы и растения. Его не пугает возможность заблудиться: зная способы ориентирования на местности по местным предметам, звездам, солнцу, компасу, он уверенно найдет правильный путь. Туристу не страшны ни холод, ни жара. У него есть поговорка: «Нет плохой погоды, если есть хорошее снаряжение». Чего только ни умеет делать человек с рюкзаком.
Туризм – вид спорта, групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма.
Туризм – это путешествие в свободное время по всей стране и в другие страны, когда отдых сочетается с элементами спорта и познавательными задачами.
Туризм – это вид активного отдыха – путешествия (поездки, походы), совершаемые организованно или самостоятельно для отдыха, со спортивными или познавательными целями.
Под школьным туризмом понимаются временные выезды школьников в группе, с родителями или ближайшими родственниками, индивидуально в группах взрослых туристов или их временное проживание в семьях иностранцев. Выезды организуются с места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, спортивных или иных целях.
Сами школьники, наделённые естественной жаждой знаний, повышенной, по отношению к взрослым, двигательной активностью, стремлением увеличить объём знаний и расширить свой кругозор не только через обучение за школьной партой, всегда проявляют интерес к самым разнообразным путешествиям. Зачастую их интересы совпадают с интересами родителей, и тогда возникает семейный туризм — наилучший активный отдых. [1]
Поскольку туризм предоставляет возможность организовывать досуг школьников, совмещая отдых с оздоровлением и познанием, то общество должно быть, заинтересовано в школьном туризме. Находясь вдали от дома и родительской опеки, школьник ощущает и понимает значение коллектива, учится принимать решения и нести за них ответственность, чувствует влияние положительных нравственных качеств окружающих людей, оценивает этих людей и сравнивает себя с ними. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса.
Образовательная функция туризма школьников заключается в том, что во время путешествий закрепляются школьные знания по географии, истории, обществоведению, социологии, политологии, приобретаются новые знания. Школьник во время путешествий знакомится с культурой и обычаями разных народов, изучает родной край, пополняет знания в области краеведения.
Наиболее важной функцией туризма, по мнению многих учёных, является оздоровительная функция. Смена привычной обстановки, влияние естественно — средовых факторов на организм подростка, повышенная двигательная активность, развитие возможностей адаптации в сложных условиях смены климата, применение активных способов передвижения, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья ребёнка, повышению функциональных возможностей его организма. В целом, школьник решает во время туристских поездок задачи физического воспитания, соблюдая баланс повышения уровня развития двигательных качеств, умений, навыков, умственного, эстетического и нравственного развития.
В связи с этим, можно утверждать, что возможности влияния туризма на школьников весьма велики. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового закаленного человека. Он учит дружбе, трудолюбию, дисциплинированности, инициативе, взаимопомощи. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает при выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.
I.Значение туризма в жизни человека.
1.2 Туризм в школе.
Значение туризма — укрепление здоровья, воспитание трудовых навыков, нравственных и физических качеств. В походах мы занимаемся: благоустройством бивака, приготовлением пищи на костре, техникой спортивного туризма, изучаем историю родного края, , правильно оказывать первую медицинскую помощь, участвуем в культурно-спортивных мероприятиях, выживаем в экстремальных ситуациях, заготавливаем лекарственные травы.
Туризм воспитывает чувство коллективизма, школьники учатся быть чуткими друг к другу, беспощадными к нарушителям дисциплины и порядка. Лагерь помогает глубже понять и изучить натуру каждого, устанавливает доверительные отношения между педагогами и учениками, удовлетворить потребности в новизне, приключениях романтике.
В туристических походах получают непосредственное применение изученные на уроках физкультуры двигательные действия: преодоление препятствий, водных преград, лазание, ходьба. В физическом воспитании широко используют физические упражнения из следующих разделов школьной программы: гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах, преодоление полосы препятствий, бег, лазание, ходьба.
Туристская деятельность приобщает нас к труду. Туристские походы, «робинзонская» жизнь в палатке, вечерние посиделки под звёздным небом у жаркого костра — вот где настоящий клад активных и самостоятельных действий.
В каждом из нас живет интерес к путешествиям. Прогулки, слеты, походы, экскурсии, соревнования — это то, что нам даёт всестороннее развитие.
Готовясь к проведению похода, нужно обдумать много проблем, которые могут возникнуть во время похода. Вместе с учителем мы просчитываем различные ситуации, разрабатываем маршрут, просматриваем карту, погодные условия, готовим походный инвентарь, одежду, аптечку, разрабатываем меню и набор продуктов. В походе невозможно притворяться — условия слишком тяжелые.
1.3. Влияние туризма на детский организм.
Наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения.
Установлено улучшение функционального состояния кардио-респираторной системы, увеличение мощности вдоха, выдоха, улучшение силовых показателей и выносливости школьников происходит даже при одноразовых многодневных походах. Мощность выдоха эффективнее улучшается в пеших походах, подвижность нервных процессов- в лыжных. Многолетние (4-5лет) регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем. Так, если кистевая сила девочек, не занимающихся спортом, в том числе туризмом, к 16 годам увеличивается по сравнению с их показателями их 12 летнего возраста на 46.7 %, то у регулярно занимающихся туризмом она увеличивается на 63,9%.
Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников. Так результат прыжка в длину с места у девочек 16 лет, не занимающихся ни спортом, ни туризмом, улучшился с 12-летними на 5,3%, у занимающихся туризмом — на 9,1%, у спортсменок на 23,7%. Улучшение этого показателя у мальчиков соответственно; 16,5%, 24,5%, 31,4% .
Пешие походы и путешествия способствуют улучшению деятельности сердечно — сосудистой и дыхательной систем, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время путешествий нормализуют деятельность центральной нервной системы. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье.
1.4.Туризм как средство физического воспитания
В туристических походах получают непосредственное применение изученные на уроках физкультуры двигательные действия: преодоление препятствий, водных преград, лазание, ходьба. В физическом воспитании широко используют физические упражнения из следующих разделов школьной программы: гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах, преодоление полосы препятствий, бег, л В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и остаются обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению. Но туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков.
Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.
В наш технический век появилась гиподинамия — нарушение функций организма из-за недостаточности движения. При наличии транспорта, особенно в городе, многие лишают себя возможности ходить. Не надо носить воду — есть водопровод, не надо заготавливать дрова — газовая или электрическая плита решит эту проблему.
Официальная статистика отмечает, что ученики средних общеобразовательных школ, особенно ученики старших классов, подвержены многочисленным хроническим заболеваниям. В отдельных школах число нездоровых детей доходит до 90%. Объяснений этому факту можно привести множество:
•низкий уровень доходов населения,
•неустроенный семейный быт,
•родительский алкоголизм и наркомания,
•чрезмерное увлечение компьютерной работой,
•малоподвижный образ жизни,
•перегруженность школьников занятиями,
•низкая культура проведения свободного времени,
•отсутствие регулярных занятий физической культурой и многое другое.[2]
По данным Научно-исследовательского института детей и подростков Академии педагогических наук, школьные уроки физкультуры дают малый процент двигательной деятельности, необходимой для развития растущего детского организма. Внеклассные и внешкольные занятия физической культурой и спортом, в том числе и туризмом, призваны восполнить этот пробел. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно-сосудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность. Многие видные деятели науки и культуры связывают свой отдых с туризмом.
1.5. Туризм как воспитание характера.
Туризм способствует формированию активной жизненной позиции. В туристских походах мы закаляем свой организм. Укрепляем здоровье, развиваем выносливость, силу и остальные физические качества. Получаем прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и другие особенные условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных свойств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, больших организаторских свойств.
Известно, что туризм — одно из самых эффективных способов воспитания детей. Он приучает их к самостоятельности, заботе о других, формирует основы здорового образа жизни, дает многие необходимые навыки. С помощью туризма я стал более сдержанней и спокойней. Также повысился уровень концентрации и внимания.
При регулярным посещением секции мы становимся более общительными, доброжелательно относимся к одноклассникам, по возможности помогаем им, среди друзей формируется комфортный микро климат. На мой взгляд это связано с тем, что дисциплинированное поведения на тренировке, это не слепое послушание, а сознательное и активное стремление каждого достичь поставленной цели. На этой основе возникают товарищеское сотрудничество,
отношения взаимопомощи. Укрепляют это отношение единые цели и задачи туристического коллектива.
Создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы туристической дистанции. Это последовательность выполнения этапов , в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта совместной работы для понимания важности сотрудничества Также на тренировках учат не прерывной страховке, что в свою очередь помогает доверять друзьям и концентрироваться на испытании.
Определённо туристические этапы помогают задумываться о последствиях и быть всегда на шаг впереди. Наставники напоминают что дисциплина играет не мало важную роль на тренировках.
Если в школе общественная деятельность в основном формирует у нас нравственные представления, понятия, убеждения, то туристская деятельность служит основой для закрепления их в поступках, поведении. У туристов растёт интерес к процессу обучения, они становятся более внимательными, активными, инициативными, быстрее справляются с учебными заданиями, что благоприятно сказывается на усвоении учебного материала.
Туризм способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса. На основе данного исследования есть наблюдения, что активно используемые средства туризма развивает и обогащает интерес детей к изучению материалов о малой Родине и родном крае. Можно сделать вывод, что туристская деятельность благоприятно влияет на гармоничное развитие личности школьника.
1.6. Туризм и краеведение.
Туризм и краеведение воспитывают гражданскую – патриотическую позицию, решают задачи подготовки к жизни разносторонне развитой личности, формируют духовный и физически здоровый образ жизни; развивают
Опыт походов поддерживает интерес к физическим нагрузкам, создаёт возможность организации собственного досуга активными методами на природе.
Школьный туризм и краеведение – действенные средства формирования уважительного отношения к выполнению обязанностей Защитника Отечества. Полевые трудности, необходимость терпеть определённые лишения в связи с непогодой и физическими нагрузками развивают волевые качества, формируют уровень самоконтроля, достаточный для ограничения собственных бытовых потребностей на время выполнения воинского долга.
Также на туристических слётах можно сформировать готовность к природоохранной деятельности. Смена ландшафтов, посещение природных памятников становится основой восприятия подростком значения живой природы для человека. Краеведческое исследование даёт знание о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду. В походе приобретаются навыки природоохранной деятельности: это выбор места привала, утилизация отходов и т.п.
Походная жизнь учит многому. Что полезного и жизненно необходимого дают занятия? В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом — главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу: делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые препятствия. Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой — он сумеет организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает съедобные грибы и растения. Его не пугает возможность заблудиться: зная способы ориентирования на местности по местным предметам, звездам, солнцу, компасу, он уверенно найдет правильный путь. Туристу не страшны ни холод, ни жара. У него есть поговорка: «Нет плохой погоды, если есть хоро-шее снаряжение». Чего только ни умеет делать человек с рюкзаком!
Неотъемлемой частью школьного туризма является краеведческая работа. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом, знакомство с наиболее интересными объектами, уникальными природными комплексами, формированием у ребят умений и навыков в организации и проведении наблюдений с их последующей обработкой и анализом. Краеведческая подготовка и выполнение краеведческих наблюдений способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.
Для детей туризм – способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. Во время походавоспитательная задачарешается воздействием на каждого участника со стороны коллектива. Длительность передвижения в походных условиях, постепенное повышение физических нагрузок воспитывают выносливость, волевые качества школьника, а также воспитывает коллективизм, взаимовыручку и дружелюбие.
Одновременно с воспитательной задачей в походе решается иобразовательная– закрепление знаний по краеведению, природоведению, топографии, географии и т.д., теория подкрепляется практикой. В походных условиях также совершенствуются знания по методике формирования двигательных умений и навыков.
Оздоровительная задачарешается при правильном прохождении маршрута с соблюдением оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха, использования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил личной и общественной гигиены.
Что касаетсяспортивных задач, занятия туризмом способствуют созданию базы общей физической подготовки, необходимой в любом виде спорта; предусматривают специальную подготовку для участия в соревнованиях по туристской технике.
Ссоциальнойточки зрения иреабилитации, туризм создает среду полноценного общения, в которой человек с проблемами взаимодействует с разными людьми, устанавливает социальные контакты и имеет возможность выполнять различные социальные роли.
Туризм предоставляет все возможности для развития личности. Познание истории, культуры, жизни других народов несет в себе большой гуманитарный потенциал, обогащает человека, расширяет кругозор. Гуманитарное значение туризма не только в его познавательности, но и в мирной направленности, в интеллектуально-воспитательном воздействии на личность.
Список источников и литературы:
2. Бардин К. В. Азбука туризма [Текст] /К. В. Бардин. — М. : Просвещение, 1981. — 205 с.
3. Балабин М. А. Туристская секция коллектива физкультуры [Текст] /М. А. Балабин. — М. : Профиздат, 1988. — 98 с.
4. Буркова Л. Г. Экологическое воспитание в туристском кружке [Текст]: метод. рек. для студ. и учителей / Л. Г. Буркова, Т. А. Вахрушева [и др]. — Шадринск. : ПО «Исеть», 1998. — 20 с.
5. Вяткин Л. А. Туризм и спортивное ориентирование [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук, Д. Н. Немытов. — М. : Академия, 2004. — 208 с.
6. Зырянова Н. Н. Методические рекомендации по организации и проведению туристских соревнований учащихся [Текст] /Н. Н. Зырянова, Л. Г. Буркова. — Шадринск. : ООО «Вега копи центр», 2003. — 23 с.
7. Константинов Ю. С. Педагогика школьного туризма [Текст]: учеб. -метод. пособие / Ю. С. Константинов, В. М. Куликов. — М. : ЦДЮТиК МО РФ, 2002. — 151 с.
8. Курилова В. И. Туризм [Текст]: учеб. / В. И. Курилова. — М. : Просвещение, 1988. — 224 с.
9. Кодыш Э. Н. Туристские слеты и соревнования [Текст] /Э. Н. Кодыш. — М. : Профиздат, 1984. -90 с.
10. Маслов А. Г. Способы автономного выживания человека в природе [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /А. Г. Маслов, Ю. С. Константинов В. Н. Латчук. — М. : Академия, 2005. — 298 с.
11. О. Ф. Кургузов Энциклопедия искателей приключений[Текст ], Издательство «Лабиринт-К»*Москва,1998-100с.
Анализ результатов анкетирования
С целью подтверждения гипотезы исследования о том, что туризм способствует формированию, было проведено исследование. Для этого была составлена анкета, отвечающая данной исследовательской цели Проведено анкетирование 32 человек, (32 чел. в возрасте 13-17 лет Ответы, полученные в результате исследования, основаны на знаниях и личном опыте опрашиваемых респондентов.
Анкетирование помогло нам получить информацию об особенностях туристской деятельности школьников. Далее, представим полученные данные.
Источник