Турция государственное устройство страны

Государственное устройство Турции

Турция — унитарное государство. В административном отношении делится на илы (провинции — всего 81).

Действующая Конституция принята в ноябре 1982 г. в условиях военного режима. По сравнению с предыдущей Конституцией 1961 г. она значительно усилила полномочия Президента. Согласно Конституции Турецкая Республика является демократическим, светским и социально-правовым государством.

По форме правления Турция — смешанная (президентско-парламентская) республика особого типа. Политический режим — развивающаяся демократия. В 1991 г. отменен запрет на деятельность коммунистической партии Турции (существовал с 1920 г.).

Законодательная власть принадлежит Великому национальному собранию Турции (ВНСТ) — однопалатному парламенту (меджлису), состоящему из 550 депутатов, избираемых на основе прямых, всеобщих, равных и одностепенных выборов сроком на 5 лет. Допускается совмещение депутатских мандатов и министерских постов.

Заседания меджлиса полномочны при наличии не менее 1/3 депутатов, а решения могут быть приняты голосами не менее 1/4 полного состава ВНСТ. Важнейшей функцией парламента является законодательная деятельность. В исключительной компетенции ВНСТ находится право принимать, изменять и отменять законы. Помимо этого к полномочиям парламента относятся: контроль деятельности правительства и министров, предоставление Совету министров права принимать постановления с силой закона (делегированное законодательство); обсуждение и принятие Закона о государственном бюджете и финансах, разрешение на эмиссию денег; принятие решения об объявлении войны и заключении мира; право утверждения заключенных международных договоров и соглашений. ВНСТ принимает решение: о приведении в исполнение смертных приговоров суда; о всеобщих и частичных амнистиях (за исключением лиц, совершивших особо опасные государственные преступления). Законодательная инициатива принадлежит Совету министров и депутатам. Принятый меджлисом законопроект направляется Президенту, который утверждает и промульгирует закон в течение 15 дней или со своими замечаниями возвращает (за исключением законопроекта о бюджете) в меджлис (отлагательное вето). Если меджлис абсолютным большинством голосов еще раз примет законопроект, то Президент обязан его утвердить. Когда Президент считает законопроект неконституционным, а меджлис настаивает на его принятии, Президент может направить его в Конституционный суд, который в течение 60 дней выносит окончательное решение.

Читайте также:  Флаг стран мира со звездами

Глава государства — Президент Республики, доминирующий в государственном механизме: согласно Конституции он олицетворяет единство и неделимость республики и нации, наделен обширными полномочиями в области законодательной, исполнительной и судебной власти. Президент избирается парламентом сроком на 7 лет без права переизбрания.

Президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к партийному составу парламента. Поэтому избранному в президенты депутату, если он был членом партии, необходимо из нее выйти.

Президент не несет политической ответственности за осуществление своих полномочий. Все его постановления, за исключением особо оговоренных в законе, заверяются Премьер-министром или соответствующим министром, за которые они персонально и отвечают.

Президент играет решающую роль во всех сферах государственной жизни. Согласно Конституции он может выступать с программной речью на заседании ежегодно открывающейся (1 сентября) сессии парламента; вправе созвать парламент на внеочередную сессию, распустить его и назначить новые всеобщие выборы; утверждать принятые парламентом законопроекты и промульгировать их; возвращать принятые законопроекты на повторное рассмотрение парламента (отлагательное вето); при необходимости выносить на референдум законопроекты, связанные с изменением Конституции, обратиться в Конституционный суд с требованием о пересмотре законов и постановлений правительства с силой закона, части, статей или всего внутреннего устава парламента, если они, по его мнению, противоречат Конституции.

В области исполнительной власти Президент: назначает Премьер-министра и принимает его отставку, назначает и увольняет министров по представлению Премьер-министра; может созвать заседание Кабинета министров под своим председательством; направляет официальных турецких представителей в иностранные государства и принимает представителей иностранных государств, аккредитованных в Турции; утверждает международные договоры и соглашения; может принять на себя функции главнокомандующего турецкими вооруженными силами и действовать от имени ВНСТ, принимать решения об использовании турецких вооруженных сил; назначает начальника генерального штаба вооруженных сил; созывает на заседание Совет национальной безопасности и председательствует на нем; объявляет осадное или чрезвычайное положение и принимает постановления с силой закона; утверждает постановления правительства; имеет право смягчать или отменять наказание осужденным в связи с их продолжительной болезнью, инвалидностью или по старости; назначает председателя и членов Совета государственного контроля, может поручить Совету провести изучение, проверку и контроль государственных дел; избирает членов Совета высших учебных заведений и университетов. В области судебной власти Президент имеет право: назначать членов Конституционного суда, 1/4 членов Государственного совета, генерального прокурора республики и его заместителя, членов Высшего военного кассационного суда, членов Высшего военного административного суда, членов Высшего совета судей и прокуроров.

Кроме указанных полномочий Президент обладает правом назначать или избирать ряд других должностных лиц и осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами. При нем действуют Президентский совет, Совет национальной безопасности (СНБ) и Совет государственного контроля (СГК). Эти органы наделены, главным образом, политико-консультативными и контрольными функциями. Рекомендации СНБ по всем вопросам, связанным с принятием решения по так называемой «политике национальной безопасности», должны учитываться правительством. Исполнительную власть осуществляют Президент и Совет министров. В процедуре назначения главы правительства и членов Кабинета парламент принимает лишь косвенное участие. Президент назначает лидера победившей на выборах партии Премьер-министром, а рекомендуемых последним лиц министрами до обсуждения их кандидатур со стороны парламента. Не позднее семи дней состав Кабинета министров и программа правительства выносятся на одобрение меджлиса и получение вотума доверия.

Совет министров Турции действует под достаточно строгим парламентским контролем, который заключается: в постановке устных и письменных вопросов Премьер-министру или министрам; в изучении и проверке деятельности правительства; в обсуждении важнейших вопросов государства и общества на пленарных заседаниях меджлиса и в ряде других.

Совет министров несет коллективную ответственность перед меджлисом, который может вынудить уйти в отставку как все правительство, так и отдельного министра. Доверие обычно оказывается Премьер-министру. В результате вынесения вотума недоверия Премьер-министру, его отставки и привлечения к уголовной ответственности полномочия правительства прекращаются. Запрос-интерпелляция и вопрос об ответственности правительства может исходить от партийной группы или 20 депутатов. Решение по интерпелляции принимается абсолютным большинством голосов членов ВНСТ. При подсчете во внимание принимаются лишь голоса, поданные за резолюцию порицания. В ситуации, когда правительство, сформированное сразу после всеобщих выборов или вместо ушедшего в отставку в результате вотума недоверия, в течение 45 дней не получит одобрения, Президент после консультации с Председателем меджлиса может объявить о роспуске парламента и о назначении новых всеобщих выборов.

Совет министров под председательством Президента, заручившись поддержкой Совета национальной безопасности, может объявить чрезвычайное или военное положение, состояние войны и мобилизацию как на всей территории, так и в отдельных регионах страны сроком на 6 месяцев. Решение правительства ввести чрезвычайное положение публикуется и выносится на утверждение ВНСТ. Система местной администрации (за образец принята видоизмененная французская модель) построена на началах бюрократического централизма и строгой иерархии. Полнота власти в провинции принадлежит вали (губернатору). Он назначается Советом министров по представлению Министерства внутренних дел. Вали проводит в жизнь политическую линию государства, реализует постановления и решения правительства, организует и руководит деятельностью всех органов и служб провинций и работающих в них чиновников.

Источник: Турция: Справочник. М., 1990

Источник

ТУРЦИЯ

Турция, карта с сайта krugosvet.ru

Турция, официальное название Турецкая Республика, государство на Ближнем Востоке. Столица – Анкара. Площадь 780580 кв. км, население — 72,5 млч. чел. Официальный язык — турецкий.

    На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Бо́льшая часть ее территории находится в Азии (Анатолия, включающая п-ов Малая Азия), а меньшая – в Европе (Восточная Фракия). Эти части разделены проливом Дарданеллы, Мраморным морем и проливом Босфор, которые имеют важное стратегическое значение и образуют водный путь, соединяющий Черное море со Средиземным. Современная Турция, чьим предшественником была 600-летняя Османская империя, появилась на политической карте мира после Первой мировой войны.

    Рельеф местности

    Турция преимущественно горная страна, где мощные окраинные хребты окружают высокое внутреннее плоскогорье, узкие равнины занимают территорию на периферии. Восточно-Анатолийское нагорье отличается особенно сложным орографическим рисунком. Беспорядочно простирающиеся хребты соединяются на крайнем востоке страны с горными цепями Загроса и Азербайджана. Венчает данное скопление гор вулканический конус Большого Арарата (5137 м, самая высокая точка Турции).

    Этнический состав

    В течение многих веков на территории Турции происходили постоянные контакты и смешение многих народов. Древние обитатели Анатолии внешне были схожи с шумерами Месопотамии и туранскими тюрками Центральной Азии. Начиная приблизительно с XX в. до н.э., когда в Анатолию вторглись немногочисленные индоевропейские племена, создавшие на ее территории Хеттское царство, и в течение всего последующего периода, когда регион находился под властью греков, римлян, византийцев и османов, коренное население претерпело незначительные изменения. Осевшие здесь позднее тюркские племена стали еще одним этническим компонентом.

    Религия в Турции

    Несмотря на то, что ислам с 1928 перестал числиться государственной религией, 99% населения (по данным турецких справочников) являются мусульманами.

    Турки исповедуют ислам суннитского направления. В богослужении арабский язык частично заменен турецким. Законом запрещено ношение религиозной одежды за исключением одеяния официальных священнослужителей в местах богослужения и во время религиозных служб.

    Большая часть курдов придерживается шиитского (или, точнее, алавитского) направления ислама. Среди арабов, проживающих в Турции, есть не только мусульмане (сунниты), но и христиане (марониты).

    Нынешняя территория Турции (Малая Азия) была одним из основных центров распространения раннего христианства. Позднее здесь несколько веков существовала Византийская империя, а ее столица Константинополь была центром православия до ее захвата турками в 1453. Лозаннский мирный договор 1923 закрепил права христианских меньшинств в Турции, однако в силу разных факторов как абсолютная, так и относительная численность христиан постоянно сокращается.

    Православная Церковь в Турции представлена тремя Поместными Церквами. Большая часть страны является канонической территорией Константинопольской Церкви с центром в Стамбуле. На Северо-Восток Турции (уезды Артвинский, Ардаганский, и северная часть Эрзурумского, историческая область Тао-Кларджети) распространяется юрисдикция Грузинской Церкви. Небольшая область на юге страны входит в состав Антиохийской Церкви и включает в себя древнюю патриаршую кафедру этой Церкви — Антиохию (Антакью).

    Армянской апостольской церковью в Турции руководят патриарх Стамбульский и патриарх-католикос Киликийский. Армяно-католическая церковь возглавляется архиепископом Стамбула, халдо-католическая церковь – архиепископом Диярбакыра, сиро-католическая церковь – викарием Мардина. Экзархом римско-католической церкви в Турции является папский представитель в Стамбуле.

    Делами иудейской общины ведает главный раввин Стамбула.

    Государственный строй

    Турецкая Республика – унитарное государство со смешанной формой правления (в нем сочетаются элементы как парламентарной, так и президентской республики). Действует конституция, принятая в 1982.

    Конституция Турецкой республики включает статьи и положения, которые не могут быть изменены и по которым запрещено выдвигать законодательные инициативы. К числу таковых относятся положения о том, что:

    • Турецкое государство является республикой;
    • Турецкая Республика является демократическим, светским и социально-правовым государством;
    • Турецкое государство, страна и нация – единое неделимое целое;
    • Положения о национальном флаге, гимне и столице – Анкаре.

    История

    Доосманский период

    История собственно Турции берет свое начало с XI в., когда в Малую Азию проникли тюркские племена. Однако задолго до этого, в течение нескольких тысячелетий, территория Турции была одним из очагов развития цивилизации и местом контактов Востока и Запада. Самое раннее из крупных государств в регионе было создано хеттами; хетты захватили значительную часть территории Малой Азии. Соперником Хеттского государства была хурритская держава Митанни, земли которой располагались к востоку, в районе оз. Ван. Хеттское царство было опустошено варварами. Остатки хеттов основали новое государственное образование на землях близ границы между современными Турцией и Сирией.

    На месте Хеттского царства возникла монархия Фригия. Фригийцы, родственники фракийцев, населявших нынешнюю европейскую часть Турции, были предками армян. Приблизительно в то же время на смену Митанни пришло государство Урарту.

    Фригия и Урарту были опустошены кочевниками-киммерийцами. На месте Фригии появились несколько государств, самым могущественным из которых была Лидия.

    Еще одним центром античной культуры было побережье Эгейского моря. Гомеровская Троя была всего лишь одним из 46 самостоятельных городов, история которых восходит приблизительно к XXX в. до н.э., а собственно греческая цивилизация зародилась отнюдь не в самой древней Греции, а в ионийских греческих колониях на анатолийском побережье.

    В IV в. до н.э. территория Турции была захвачена персами и оставалась под их властью вплоть до вторжения войск Александра Македонского. При его преемниках Малая Азия раскололась на несколько небольших государств, самыми крупными из которых были Пергам, Вифиния, Понт и Армения. В этот период начинается проникновение в Азию усилившегося Рима, который к середине I в. до н.э. захватил или подчинил себе все земли региона.

    В течение следующего тысячелетия Турция входила в состав Римской империи. После ее раздела на Восточную и Западную территория Турции вошла в состав (а позднее составила основу) Восточной Римской, или Византийской империи. Большая часть Турции оставалась под властью Византии вплоть до вторжения тюрок-сельджуков в XI в.

    Натиск сельждуков был столь мощным, что император Византии пришел к выводу о безнадежности своего положения без значительной поддержки со стороны христианских стран и обратился к ним за помощью, что и послужило поводом для организации I крестового похода. Тем не менее тюрки удержали власть над Малой Азией. После смерти правнука Сулеймана Кылыч-Арслана II в 1192 сельджукские правители Румского (Конийского) султаната создали в Малой Азии исламское государство.

    Распад Сельджукского государства

    В битве у Кесе-дага в 1243 монголы разгромили сельджукского правителя Кейхюсрева II и превратили Сельджукскую монархию в своего вассала. Малая заинтересованность со стороны монголов в делах сельджуков и отсутствие поддержки их правителям привели к политическому хаосу. Почти в то же время византийские императоры вернули Константинополь, захваченный крестоносцами во время IV крестового похода и превращенный ими в столицу Латинской империи, но основное внимание они обратили на решение балканских проблем. Вскоре почти вся Анатолия перешла под власть тюрок. Малая Азия распалась на более чем десяток крошечных княжеств (бейликов).

    Османская (Оттоманская) империя

    Эта империя была создана тюркскими племенами в Анатолии и существовала с эпохи заката Византийской империи в XIV в. вплоть до образования Турецкой республики в 1922. Ее название происходило от имени султана Османа I, основателя династии Османов. Влияние Османской империи в регионе начало постепенно утрачиваться с XVII в., окончательно она распалась после поражения в Первой мировой войне.

    Современная Турецкая республика ведет свое начало от одного из бейликов гази. Создатель будущей могучей державы, Осман (1259–1324/1326), унаследовал от своего отца Эртогрула небольшой пограничный удел Сельджукского государства на юго-восточной границе Византии, недалеко от Эскишехира. Осман стал основателем новой династии, а государство получило его имя и вошло в историю как Османская империя.

    Республика

    В апреле 1924 в Анкаре Великое национальное собрание под руководством Мустафы Кемаля приняло Конституцию, которая предусматривала создание парламента. По конституции парламентарии избирали президента страны, который назначал премьер-министра, формировавшего правительство с согласия Великого национального собрания. Женщины были отстранены от участия в выборах и не могли баллотироваться в депутаты. Свобода слова, собраний, печати и передвижения были ограничены в интересах национального единства.

    Во Второй мировой войне Турция сохраняла нейтралитет вплоть до февраля 1945, когда она объявила войну Германии и Японии.

    В 1974 с новой силой разгорелся многовековой греко-турецкий конфликт, источником которого послужил переворот на Кипре, где в течение длительного времени существовали трения между двумя ведущими общинами – греческой и турецкой. Поводом стало свержение правительства греков-киприотов, придерживавшегося курса на независимость страны, Национальной гвардией греков-киприотов, которая выступила за объединение с Грецией. В ответ правительство Эджевита направило на остров войска, с тем чтобы предотвратить его аннексию Грецией. Эти войска захватили северную треть острова, создав там зону безопасности для составляющих этническое меньшинство турок-киприотов. В результате Кипр оказался разделенным на две части.

    Источник

    Оцените статью