- Почему Турцию называют антиисламской страной? Правда ли это?
- Официальная религия Турции
- Кратко об истории ислама
- Что необходимо знать об исламе?
- Запреты в исламе
- Как Турция превратилась из мусульманского в светское государство
- Последствия отмены государственной религии
- Как вести себя с мусульманами?
- Главные религиозные праздники: Рамазан
- Главные религиозные праздники: Шекер Байрам и Курбан Байран
- Сунниты и шииты
- Другие религии Турции
- Медленно, но верно. Исламизация Турции идет постепенно и с соблюдением демократических норм
- Возглавляемая Эрдоганом Партия справедливости и развития пришла к власти в Турции с экономическими, а не исламистскими лозунгами. Однако под ее руководством страна за минувшие годы далеко продвинулась в сторону исламизации. Турция все еще остается светским и демократическим государством, но часть наследия Ататюрка уже демонтирована Эрдоганом и его сторонниками. Как протекает процесс исламизации Турции и насколько далеко он может зайти?
Почему Турцию называют антиисламской страной? Правда ли это?
Турки, хоть и много столетий являлись основными защитниками ислама, в наше время нация не такая уж и религиозная. Сказалось то, что в их состав влилось множество перешедших в мусульманскую веру балканских христиан и стремление Османской империи не отстать от ведущих европейских держав.
Печально, что теперь мусульмане из других государств часто воспринимают Турцию как антиисламскую страну. Ее история действительно была трудной, и чтобы провести успешную модернизацию, пришлось опираться на западный опыт.
Когда распалась Османская империя, Мустафа Кемаль, человек, которого тут называют «отцом народа», сделал все, чтобы его родина стала современной. От алфавита и дресс-кода до женского образования и военного дела — все было изменено по европейскому образцу.
Цель состояла в том, чтобы оторвать турок от османского прошлого, когда их страна была отсталой. Это привело к отделению религии от государства, построению демократии и принятию западного образа жизни.
Кемализм и сейчас является основополагающей идеологией, хотя нынешний президент Эрдоган, как ставленник исламской партии, делает все, чтобы предать его забвению. Но много десятилетий Турция управлялась светским военным правительством, вступила в НАТО и строит близкие отношения с Европой — это нельза забыть в один день и в этом причина турецкой уникальности.
Мусульманская вера давно отделена от государственного управления, но это не значит, что обычные турки не религиозны. Просто другие единоверцы часто воспринимают их таковыми из-за неправильного понимания турецкого секуляризма. На деле, он не является антиисламским.
Турция — одна из немногих стран, которая делает все для улучшения мусульманского мира и его развития. Эта страна за свой счет строила мечети в государствах бывшего СССР, в Азии и на африканском континенте. Турецкие лидеры побывали в местах, где мусульмане подвергаются угнетению, подумали о Мьянме и тому подобном. Турция всегда делала все возможное, чтобы защитить палестинские интересы.
Другая причина неправильного восприятия Турции как страны, выступающей против ислама, заключается в том, что многие турки-националисты не любят арабов за их предательство Османской империи во время Первой мировой войны. Пока турки воевали на нескольких фронтах, арабы пригласили англичан и стали стрелять им в спину.
Но арабы не обязательно равны мусульманам или исламу, если уж на то пошло. Турки могут любить свою веру, но не любить арабов, хотя это действительно разделяет мусульманскую общину и вызывает сожаление.
Тем не менее, что касается соблюдения обрядов, то подавляющее большинство жителей Турции действительно не будет молиться пять раз в день, но они окажутся первыми, кто предложит свои услуги, когда речь заходит о защите невинных, или предоставлению домов беженцам, или строительстве больниц в бедных странах, или отправке помощи тем, кто переживает тяжелые времена.
Думаю, что это и есть истинный способ показать свою человечность и исламские ценности.
Источник
Официальная религия Турции
Основная религия Турции — ислам. Мусульманами считают себя более 90% жителей страны. На территории государства находится около 80 тысяч мечетей, регулярное посещение которых благоверные турки считают своей святой обязанностью. На улицах нередко можно встретить людей, облаченных в одежду, по которой легко можно судить об их религиозной принадлежности.
Однако такого понятия, как «официальная религия Турции» с 1928 года не существует. С тех пор политика государства изолирована от влияния ислама, законодательство страны не опирается на религиозные постулаты и гарантирует свободу вероисповедания.
Кратко об истории ислама
Ислам зародился среди арабов, населявших Аравию, в 610 году. Считается, что именно тогда ангел Джабраил явился пророку Мухаммеду с вестью от Бога. С тех пор жизнь этого человека была всецело посвящена распространению откровений, полученных от Аллаха.
Хотя Мухаммед обладал даром убеждения, ряды его приверженцев выросли не сразу. Через какое-то время несколько десятков людей, поверивших в божественное происхождение изрекаемых им пророчеств, вместе с учителем покинули город Мекку. Причиной тому стало враждебное отношение тех, кто не принял ислам.
Переселившаяся в Медину группа приверженцев учений Мухаммеда превратилась в самую крупную в городе религиозную общину. Проживающих в нем язычников, христиан и иудеев новоиспеченные мусульмане ставили перед нелегким выбором: принятие ислама или смерть.
К концу жизни Мухаммеда новую религию приняла значительная часть государств Аравийского полуострова. Перед смертью пророк сообщил, что тех, кто не желает становиться мусульманами, следует заставить это сделать. В результате кровавых «агитаций» ислам стал главной религией всех стран полуострова, а затем распространился далеко за его пределами.
Что необходимо знать об исламе?
О том, чем выделяется самая распространенная религия Турции, можно говорить много. Главное, что необходимо знать о ней, — это пять основных «столпов» веры. Именно строгое их соблюдение отличает истинных мусульман.
- Вера в единого Бога (Аллаха) и его ангелов и признание Мухаммеда последним из его пророков.
- Ежедневное соблюдение намаза — обряда, состоящего из произнесения заученных из Корана молитв в определенных позах, осуществляемого пять раз в день в строго определенное время.
- Налог, взимаемый на нужды бедных.
- Соблюдение поста в священном месяце Рамазан.
- Паломничество в Мекку.
Негласным шестым столпом ислама считается принцип борьбы с неверными.
Запреты в исламе
Мусульманами богата не только Турция, религия ислам распространена в странах северной Африки и в Азии. Всех ее приверженцев объединяют одни законы, предписания и запреты. Однако, как и в любой другой религии, есть убежденные мусульмане и те, кто лишь называют себя таковыми.
Самая распространенная религия Турции ограничивает ее приверженцев в моральном, нравственном и духовном отношении. Например, мусульманам нельзя есть свинину, употреблять спиртное и играть в азартные игры. По законам Корана женщины обязаны ходить в парандже. Запрещается изображать Бога и людей.
Как Турция превратилась из мусульманского в светское государство
Лишение ислама статуса государственной религии Турции произошло в 1028 году. Заслуга в этом принадлежит первому президенту, возглавившему Турецкую республику, Кемалю Ататюрку. Принятая им реформа была направлена на внедрение в стране европейских ценностей.
Так Турция стала первой мусульманской страной, полностью изолировавшей власть от религии. Подобное изменение не могло не вызвать определенных волнений в обществе и не спровоцировать появление исламского движения. В последние годы заметно усиливается влияние религии на политику страны.
Последствия отмены государственной религии
В результате изменения, внесенного в конституцию страны Ататюрком, ее граждане постепенно стали не так серьезно относиться к своей религии и предписаниям Корана. Например, употребление слабоалкогольных напитков перестало осуждаться в обществе, многие турки курят. Вместо пяти намазов в день стало достаточным произнесение всего двух.
Турецкие женщины смело заменяют паранджу на платок в сочетании с типичным европейским нарядом, либо одеваются полностью по западным стандартам. Однако традиция проводить обрезание мальчикам занимает важное место в жизни мусульманской части населения Турции до сих пор. Также строго соблюдается запрет есть свинину.
С момента провозглашения Турецкой республики получили полное право свободно развиваться религиозные меньшинства страны. Новая конституция государства не попирает их права на богослужение.
Как вести себя с мусульманами?
Всю полноту своего гостеприимства проявляет к приезжим туристам Турция. Религия в этом играет далеко не последнюю роль. Мусульмане всегда отличаются своей вежливостью и обходительностью. Конечно же, они рассчитывают на подобную реакцию от гостей своей приветливой страны.
Какая религия в Турции является основной и определяет устои и манеру поведения современного населения страны — это вопрос, который не должен оставить без внимания ни один человек, который намерен посетить государство в туристических целях. Будучи гостем, важно учитывать местные традиции и взгляды людей, чтобы ненароком кого-нибудь не обидеть.
Например, уважение взглядов турецкого населения может проявиться в ношении на их территории не слишком откровенной одежды. Чем ближе к центру страны, тем серьезнее следует относиться к этому нюансу. Посещение мечетей разрешено всем желающим, но для туристов существует специально отведенное место при входе в здание, за пределы которого лучше не заходить.
Заходя в культовое здание, женщине необходимо надеть на голову платок и позаботиться о том, чтобы ее руки и ноги были покрыты одеждой. В здание можно заходить только разутыми. Приезжим лучше не направляться в мечеть во время намаза, тем более не стоит пытаться сфотографировать происходящее событие. Ислам запрещает делать изображения людей. И хотя не все современные жители Турции придерживаются этого правила, прежде чем запечатлеть кого-то из них на снимке, нелишним будет спросить разрешения.
Главные религиозные праздники: Рамазан
Религия Турции, приверженцами которой является большинство жителей страны, включает соблюдение трех основных праздников. Рамазан, захватывающий часть января и февраля, считается месяцем появления священной книги Коран. В это время, по мнению большинства жителей Турции, закрывается вход в Ад и открывается — в Рай, люди избавляются от влияния зла.
Рамазан — время для покаяния и добрых дел. Мусульмане считают, что прошлые грехи в этом месяце прощаются легче, а нарушение норм Корана, совершенное в этот святой период, карается строже. Отмечается Рамазан соблюдением поста — есть, пить, курить и иметь интимную близость запрещается только в светлое время суток.
Главные религиозные праздники: Шекер Байрам и Курбан Байран
Еще один немаловажный праздник ислама, Шекер Байрам, отмечают сразу после Рамазана, то есть с 9 февраля, в течение трех дней. Его название, состоящее из двух турецких слов, переводится как «праздник сахара». Эти дни сопровождаются посещением гостей и обильными угощениями.
Третьим важным праздником, отмечаемым в Турции, является Курбан Байран, который выпадает на апрель. Он длится два или три дня и часто сопровождает паломничество в Мекку. Хотя большинство верующих жителей Турции соблюдают необходимые религиозные ритуалы, не покидая родных мест.
Они приносят в жертву Аллаху специально откормленных животных, посещают мечети, слушают проповеди и восхваляют Бога в песнях. Курбан Байран также сопровождается посещением кладбища, с целью почтить память умерших близких.
Сунниты и шииты
Сунниты составляют 4/5 всех исповедующих ислам жителей Турции. Раскол ислама на две ветви произошел по политическим причинам. Мнения разделились, когда встал вопрос о выборе будущего правителя. С мнением, что им должен стать человек из рода Мухаммеда, соглашались все. Но в том, к какому именно роду должен принадлежать правитель, взгляды не сошлись.
Сунниты и шииты не сторонятся друг друга при осуществлении актов поклонения, к которым побуждает главная религия Турции. Они могут вместе молиться и совершать паломничество. И те и другие чтят Коран и соблюдают пять « столпов» веры. Конфликты между этими религиозными течениями происходят крайне редко, так как шииты, осознавая свою малочисленность, всячески стараются их избегать.
Другие религии Турции
Все религии Турции в процентах выразить непросто, так как имеющиеся данные весьма приблизительны. Христианство, иудаизм и йезидизм в сочетании объединяют не более 3% жителей страны.
Зарегистрировано более 300 христианских общин, членами которых является 0,6% населения государства. Среди них есть православные, католики и различные протестантские направления. В основном они не испытывают давления или притеснения своих прав.
Совсем небольшому в процентном соотношении количеству иудеев в Турции удалось построить около 40 синагог. Йезидизм, религия курдов Турции, является наименее многочисленной. Большинство представителей этой этнической группы, проживающей на севере страны, являются мусульманами суннитского направления.
Многовековое влияние учений Мухаммеда сильно отразилось на поведении и образе жизни населения страны под названием Турция. Религия после проведенных реформ уже не имеет столь сильного влияния на различные сферы жизни людей. Однако многие обычаи и взгляды, порожденные аятами Корана, прочно осели в их сознании. В стране мирно уживаются те, кто строго соблюдает все религиозные обычаи, и те, кто во многом их нарушает.
Источник
Медленно, но верно. Исламизация Турции идет постепенно и с соблюдением демократических норм
Возглавляемая Эрдоганом Партия справедливости и развития пришла к власти в Турции с экономическими, а не исламистскими лозунгами. Однако под ее руководством страна за минувшие годы далеко продвинулась в сторону исламизации. Турция все еще остается светским и демократическим государством, но часть наследия Ататюрка уже демонтирована Эрдоганом и его сторонниками. Как протекает процесс исламизации Турции и насколько далеко он может зайти?
Турецкий народ, живущий на стыке Востока и Запада, привык к двойственности сознания. Но в политике, несмотря на элементы демократии, привитые Ататюрком, турки до сих пор тяготеют скорее не к институционализации процессов, а к лидерским качествам того или иного деятеля. Харизма личности и харизма силы его аппарата оказываются более значимыми, чем строгое соблюдение правил.
После развала Османской империи и до начала ХХI века Турция развивалась в рамках западной светской модели — благодаря прежде всего твердой позиции генералитета, ориентировавшегося на США. Население, преимущественно консервативное и более чем на 95 процентов мусульманское, не участвовало в политическом процессе, которым управляли образованные и прозападно настроенные люди, стремившиеся не допустить возврата к прошлому.
Получавшие власть демократическим путем политики, стоило им начать по-настоящему активно использовать исламистскую риторику, устранялись путем военного переворота. После чего проводились новые выборы. Хотя путчи не имеют ничего общего с демократией, именно благодаря им в стране сохранялся светский режим.
Основатели Партии справедливости и развития, в названии которой уже заложен исламский концепт, характерный для закрывавшихся ранее исламистских партий, учли ошибки предшественников. На первых порах лидеры ПСР воздерживались от исламистской риторики, сделав акцент на экономических вопросах. Это позволило им избежать формального преследования со стороны генералитета. При этом влияние военных на жизнь страны заметно снизилось — во многом благодаря тому, что таково было одно из условий, открывавших Анкаре перспективы членства в Евросоюзе.
В Турции мусульманское население, и исламизация страны выглядит вполне естественной. В то же время исламизация противоречит принципам светской демократии. С другой стороны, исламизация по-турецки — процесс не радикальный, а медленный. Особое внимание при этом уделяется символизму, а некоторые месседжи подаются в завуалированной форме.
К примеру, после прихода к власти ПСР инициировала закрытие ларьков с алкоголем и сигаретами, расположенных возле учебных заведений. Это поддержали не только исламисты, но и светская интеллигенция. Затем последовал запрет на продажу спиртного вечером и ночью. А сейчас речь идет уже о создании зон, где алкоголь вообще не продается (в частности, они могут появиться в Анталье). В странах Ближнего Востока, переживших «арабскую весну», исламизация идет совсем по-другому, гораздо резче.
Меняется и риторика представителей турецкой правящей элиты. Раньше они не позволяли себе исламистских лозунгов на митингах, теперь — другое дело. Переход от намеков к прямым высказываниям стал возможен благодаря устранению военных из политического пространства в результате ареста многих из них после неудачного переворота 2016 года.
Исламизация Турции — процесс нелинейный и разнонаправленный. В первую очередь это связано с тем, что ПСР сформирована различными исламскими социально-классовыми субъектами, среди которых были и те, кто по разным причинам устранены сегодня непосредственно из политики, но продолжают активно влиять на общественно-политическую жизнь страны. В частности, речь идет о сторонниках проживающего в США Фетхуллаха Гюлена. Хорошо образованные, они активно пользуются западными моделями демократии и сетевого взаимодействия для развития формальных и неформальных исламистских структур.
Многие изменения подаются под видом расширения гражданских свобод. К примеру, недавно был снят запрет на религиозную одежду в государственных учреждениях, а затем и в армии — это подавалось как демократизация. В итоге получается, что демократизация и исламизация в Турции неразрывно связаны.
Исламизации способствует не только деятельность джамаатов и тарикатов вкупе с политической волей ортодоксального руководства. Свою роль играют и внешние факторы, в частности — приток мигрантов из сопредельных стран, охваченных боевыми действиями. Переселенцы не просто ищут пристанища, они вольно и невольно приносят с собой в крупнейшие города страны привычные им правила и установки. Особенно ярко это видно на примере «столицы светской Турции» Измире, где образуются целые районы мигрантов, окружающие по периметру город.
Политика размывания оппозиционного электората продолжается. И делается это в том числе за счет предоставления гражданства мигрантам из арабских стран, привыкшим к более консервативному образу жизни и готовым поддерживать политиков, апеллирующих к исламу.
Причем исламизация вовсе не означает радикализацию. И уж тем более не стоит ставить знак равенства между исламизацией и экстремизмом. Ислам — это религия большей части турецкого населения, нет ничего удивительного в том, что верующие и консервативно настроенные граждане хотят видеть во власти своих единомышленников. Но столь же закономерно, что, получив власть, эти люди привносят в политику элементы ислама, чему на протяжении полувека противостояли светские силы.
Как уже было отмечено, Турция исламизируется не революционным, а эволюционным путем. Для любой революции требуются предпосылки, формирование соответствующей питательной среды. А ее просто не могло быть в светской Турецкой Республике, политический строй которой оберегался военными. Среда сложилась с развитием общественных организаций, фондов и финансовых структур, возглавляемых представителями экономически развитой Анатолии — «анатолийскими тиграми».
Процесс развития исламских институтов и исламского политического сознания не может завершиться за один день. Реализация мусульманских принципов в политической плоскости требует значительных ресурсов и времени, это может осуществляться не через прямое изменение законов, а через поиск демократических методов смены парадигм. Пример — недавний референдум по изменению конституции. Его итог — наделение президента большими полномочиями и запрет участия военнослужащих в политическом процессе. Хотя сам по себе референдум — мера демократическая, он привел к усилению авторитарных тенденций. Турция переходит от парламентской республики к президентской, где власть все больше концентрируется в руках консервативного лидера Эрдогана, альтернативы которому нет и не предвидится. По большому счету именно от него зависит, завершится ли процесс исламизации Турции мягко или примет радикальную форму и в стране установится режим, подобный иранскому.
Владимир Аватков, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД РФ, «Лентра.ру»
Источник