Внеурочное занятие «Путешествие по материкам»
« Путешествие про материкам»
— познакомить обучающихся с материками планеты и их особенностями.
Оборудование : презентация, физическая карта мира, интерактивная доска, клей, ватман, зрительные метки с названиями материков.
I. Организационный момент.
II. Постановка учебной задачи.
— Ребята, сегодня мы отправляемся в виртуальное путешествие по Земному шару. Путешествовать мы с вами будем на самолёте. И всего за один урок мы должны с вами совершить наше путешествие. Вы все – это исследователи, которым предстоит исследовать нашу планету. Чтобы узнать, что мы сегодня будем с вами исследовать, вам нужно отгадать загадку:
Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг него вода.
Хоть большой, хоть невелик
— Правильно. Сегодня мы будем говорить с вами о материках. А что бы вы хотели узнать?
— Ещё в давние времена существовал только один материк, который назывался Пангея. Но из – за различных катаклизм, которые происходили на нашей планете (извержение вулканов, потопы, обледенения), этот материк раскололся на 6 отдельных частей. Так появились 6 материков. Посмотрите на метки, на них написаны названия этих материков. Для того, чтобы вы лучше запомнили эти материки, давайте восстановим их расположение на интерактивной карте.
— Итак, мы отправляемся в путешествие по материкам.
III. Путешествие по материкам
— Отправляясь в дальний путь
С собой взять друга не забудь!
Он выручит в любой беде,
Поможет трудности преодолеть тебе!
Наш самолёт совершает первую посадку. Мы приземлились в Антарктиде. (Показываю на физической карте).
Ребята, в какой цвет окрашен этот материк? Как вы думаете, почему?
(Показываю на карте).
Сейчас я предлагаю вам «потрогать» этот материк. Прикоснитесь к кусочкам льда. Что вы чувствуете? Действительно, здесь очень холодно.
— Ребята, а вам знакомо слово « обморожение». Что нужно делать, чтобы не получить обморожение? А кто знает, что нужно делать при обморожении. Нам пора отправляться дальше.
«Заводим моторчик». (Работают обе кисти)
Самолёт построим сами
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
а потом вернёмся к маме.
— Отправляемся дальше в полёт. С какого материка мы улетели? (Работа в группах).
Этот материк называется Евразия. (Слайд с Евразией).
(Показываю на карте).
— Какие типы лесов вы знаете? Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в хвойном лесу. Почувствуйте его запах. (Работа в группах).
— Ребята, а можно ли нюхать незнакомые растения или вещества?
— С какого материка мы с вами улетаем?
— Сейчас мы отправляемся туда, где не надо ни печки, ни дров…
В песок бросил яйцо, и завтрак готов…
— Речь идёт о самом жарком материке Африке.
(Показываю на карте).
Сейчас мы с вами «потрогаем» этот материк. Возьмите очень осторожно щепотку и пересыпьте его. (Работа в группах).
— Ребята, а когда очень жарко, что может случиться с человеком? Что нужно делать, чтобы не получить солнечный удар? Что нужно делать при получении солнечного удара?
— Отправляемся дальше. С какого материка мы улетаем?
– Представьте, что вы самолёты.
— Следующий материк – это Северная Америка.
(Показываю на карте).
— Какой звук издаёт мотор самолёта? («У-У-У-У-У»)
— Отправляемся дальше. Нас ждёт тоже Америка, но только Южная. (Показываю на карте).
— С какого материка улетаем?
— Представьте, что вы пилоты, и в ваших руках штурвал.
— Следующая остановка на самом маленьком материке, который называется Австралия.
(Показываю на карте).
— Откройте бортовые журналы (учебники), прочитайте, что об этом материке писали наши предшественники). (Работа в группах).
— А сейчас представитель каждой группы расскажет о материке, про который он читал.
Гимнастика для глаз.
-Ребята, а на каком материке мы с вами сейчас побывали?
IV. Работа с макетами материков.
— Вам нужно правильно приклеить контур материка на свою индивидуальную карту.
— Перед вами лежат картинки с изображением нашей планеты и бумажные ладошки. Если вы задание выполнили правильно, приклейте зелёную ладошку, если немножко ошиблись – жёлтую, если плохо запомнили названия материков и их расположения, то красную ладошку.
Дорогие ребята, дорогие друзья!
Мы живём на планете под названием Земля.
Где есть шесть континентов, шесть материков,
Обо всех них я рассказать готов:
Европа и Азия – это Евразия – самый большой материк,
Австралия – самый маленький.
Антарктида – огромный ледник.
Ещё две Америки — Северная, Южная,
И жаркая Африка есть.
V. Работа в группах
Сейчас вы будете работать в группах. Вы должны заселить свой материк теми животными, которые там обитают. В этом вам поможет карта – путеводитель. По периметру класса вы видите картинки с изображением животных. Вы выбираете живущих на вашем материке животных, приклеиваете на свой материк.
VI.Обобщение и систематизация.
— Теперь прикрепите свой материк на виртуальную карту и расскажите, какие животные живут на вашем материке.
(Итогом работы является карта – проект расселения животного мира)
— Если вы принимали активное участие в данном виде работы, то приклеиваете зелёную ладошку, если не очень активное участие – жёлтую, если вообще не принимали участие – красную.
— Как назывался один единственный материк в далёком прошлом?
— Сколько материков существует на нашей планете?
— Вспомним их названия.
— Посмотрите, как разнообразен животный мир нашей планеты. Но к сожалению, с каждым годом человек уничтожает всё больше и больше животных. Некоторые виды уже на грани исчезновения. Как называется документ, куда заносят исчезающие виды.
Взгляни на глобус – шар земной
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги.
Ты береги нас, береги!»
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
– Поднимите, пожалуйста, ваши картинки с ладошками. Вот такой цветок добра у нас получился. Мы ещё продолжим узнавать новое о материках. Хотелось сказать следующее: каждый материк населяют не только разные растения и животные, но и люди, которые разные по цвету кожи, у которых разный разрез глаз, разный цвет волос. И, если все мы вместе объединимся (дети берутся за руки), будем стараться сохранять нашу планету такой, какая она сейчас есть, то всё разнообразие природы будет сохранено, и всю эту красоту увидят ваши дети. ( Слайд)
Источник
Открытый урок на тему «Путешествие по материкам» (5 класс)
Тема: Путешествие по материкам
Цель: сформировать представления о материках.
Образовательные: начать формирование у учащихся представление о материках Земли, разнообразии их природы. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.
Развивающие: продолжить формирование у учащихся работать с печатным материалом, географическими картами. Развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
Воспитательные: воспитания чувства интереса к открытиям на уроке, коммуникативность на уроке, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.
Логика урока: Мотивация – актуализация опорных знаний и умений – восприятие, осмысление и первичное запоминание – первичная проверка понимания нового материала – первичное закрепление – анализ.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
-оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения,
— использования и презентации географической информации;
-умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
-умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в парах;
-осознанно использовать речевые средства для представления результата.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.
физическая карта полушарий;
атлас по географии для 6-го класса;
контурные карты по географии для 5-го класса;
слайдовая презентация урока;
тексты проверочных работ
Образовательные ресурсы: учебник «География» 5 класс. Автор И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин. «Дрофа» 2012, карта полушарий.
Структура и ход урока:
2.Актуализация опорных знаний.
3.Мотивация к учебной деятельности.
4.Формулирование темы урока и постановка целей.
5.Изучение нового материала.
7.Контроль полученных знаний.
1. Организационный момент. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать! (Пожелание плодотворной работы на уроке .) — 1мин
проверка школьных принадлежностей цветные карандаши, клей, ручки, тетради, учебники, контурные карты
2. Мотивация к учебной деятельности.—2 мин.
Видеофильм о Земле (Слайд1)
— Я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чем идет речь?
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все — и млад, и стар,
Что она — большущий шар.
1. Вопрос учителя: О чем идет речь в этой загадке? (Земля)
— Перед вами планета Земля, это ее вид из космоса.
—Что мы на ней видим? (материки и океаны)
— Наносить изображение земной поверхности на планы, карты и глобусы люди научились в глубокой древности. Первые карты Марко Поло, Клавдия Птолемея поражают своей точностью. Современные карты дают более полное представление о поверхности Земли.
– Что такое географическая карта?
Географическая карта – это уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, где географические объекты даны с помощью условных знаков. (Слайд 2)
3. Актуализация опорных знаний —2мин.
— Считается, что на карте земного шара уже не осталось «белых пятен» т.е. неизвестных морей и земель.
— Согласны ли вы с этим утверждением?
— Какой вопрос у вас возникает?
— А кто нам помог узнать об этом? (путешественники)
— Каких великих путешественников вы знаете и в чем их заслуга? (слайд 3)
– Сколько материков на нашей планете? Назовите их.
-Так кто мне скажет, какая тема урока сегодня?
4.Формулирование темы урока и постановка целей —1мин
Учащиеся записывают тему урока в тетради « Материки».
Цель: сформировать представления о материках
Задание на развитие географического образа -3мин.
Учащимся раздаются контуры материков. Учащиеся приклеивают их в тетрадь. Клей, контурная карта, работа в парах.
— У вас на партах лежат контуры материков, ваша задача заключается в следующем:
Используя физическую карту на стр. 110 рис. 133. Определите, наклейте и подпишите названия материков изображенные на карточках.
Учащие вместе с учителем проверяют правильность названия материков и их размеры (Слайд 4)
5. Усвоение новых знаний (первая часть урока)-3мин
— Откройте учебник на стр. 105. Давайте прочитаем вопросы
– Суша нашей планеты образована материками или континентами, и многочисленными островами. Что такое материк?
Определение на доске Материк (континент) – возвышающиеся массивы суши, окруженные водой. запись в тетради
Материки составляют 29% от всей поверхности Земли. (Слайд 4)
Как вы знаете, материков на Земле шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Евразия (площадь – 53,44 млн кв. км), Африка (30,32 млн кв. км), Австралия (8,89 кв. км), Северная, Центральная и Южная Америка (52,53 кв. км), Антарктида (13,98 кв. км). (Слайд 3)
– Назовите и покажите материки на карте. карта на доске
— Материки осваивались и изучались постепенно, поэтому их делят еще и на части света.
Часть света – это большие историко-географические территории суши, условно различающиеся открытием материка и особенностями заселениями.
Различают следующие части света: Европа, Азия, Америка, Африка, Антарктида, Австралия, Океания. Океания – особая часть света, ее составляют острова центральной и юго-западной части Тихого океана. (Слайд 5) запись в тетради
6. Проверка понимания учащимися нового учебного материала
– Итак, давайте теперь подведём небольшой итог, назовите, сколько всего материков, какие части света мы выделяем?
7. Закрепление знаний
Учащиеся выходят к доске, называют и показывают материки и части света. (От самого большого по площади материка к самому маленькому)
Мы с вами путешественники и нам надо хорошо знать стороны горизонта, сейчас мы проверим, как хорошо вы ориентируетесь.
Повернитесь на север, повернитесь туда, откуда всходит солнце, а теперь в ту сторону. Куда оно заходит. Повернитесь на юг.
8. Усвоение новых знаний (вторая часть урока)-14 мин
Учащиеся работают в группах. Сообщения
Выделение самого главного (Слайд 6)
Индивидуальная работа, заполнение таблицы
Учащиеся рассматривают по презентации особенности материков.
Евразия – это самый большой материк. Рельеф Евразии очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи (гора Джомолунгма, или Эверест, – 8848 м), и гигантские, протянувшиеся на тысячи километров равнины, например Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.
Евразия богата реками и озерами. Самая длинная река материка – Янцзы. В Евразии расположено самое глубокое озеро мира – Байкал (1637 м). Здесь находится самый большой полуостров мира – Аравийский. Самое большое по площади озеро – Каспийское
Африка – второй по величине материк. В ее рельефе преобладают равнины. Высоких и протяженных горных цепей на этом материке нет. Самая высокая точка Африки – гора Килиманджаро, снежная шапка которой возвышается на высоте 5895 м.
Это самый жаркий континент, на большей его части средняя годовая температура выше
+20 °С. В Африке не бывает зим в нашем понимании. На большей части территории материка времена года различаются лишь количеством выпадающих осадков. В Северной Африке расположена величайшая пустыня нашей планеты – Сахара, здесь летом поверхность песка и камней нагревается до +70 °С, а воздух – до +40 °С.
Материк богат реками. Среди них Нил – самая длинная река нашей планеты (6671 км). Река дважды пересекающая экватор и является самой полноводной рекой материка – Конго.
Северная Америка (Слайды)
И рельефе этого материка преобладают равнины. Вдоль западного побережья тянутся горные цепи – Кордильеры. Это высокие горы с глубокими речными долинами и действующими вулканами. Самая высокая гора Кордильер – Мак-Кинли (6193 м).
Климат на материке очень разнообразен: от сурового на севере, где температура зимой опускается до –45 °С, до жаркого, влажного – на юге.
Реки Северной Америки полноводны, саман крупная из них – Миссисипи. Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнем Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.
Южная Америка (Слайды)
На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы Анды. Это самый влажный континент планеты. Климат здесь теплый, только на крайнем юге зимой темпера тура может опускаться до О °С или чуть ниже. В высокогорных районах Анд климат достаточно суровый. На материке протекает много рек. Среди них Амазонка – самая полноводная река планеты. Самое высокогорное озеро Земли – Титикака.
Австралия – самый маленький материк. Он же и самый сухой: на большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нот крупных, полноводных рек. Многие реки
пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей
Самая большая река – Муррей, она не пересыхает, но уровень ее вод резко меняется в течение года. Озеро Эйр – самое крупное на материка, в сухое время года распадается на отдельные неглубокие водоемы, а в сезон дождей площадь озера сильно увеличивается.
Антарктида – материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000 м). Во льдах Антарктиды содержится до 80% запасов пресной воды Земли. Это самый холодный материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом – 30 °С. На станции «Восток» полярниками была зарегистрирована температура – 89,2 0 С. Это самая низкая температура на Земле.I В летнее время материк получает много солнечного тепла, но до 90% его отражается от снега и льда. Поэтому только в прибрежных районах, где летом отсутствует снежный покров, температура поднимается до 0 °С.
Острова, наряду с материками, составляют сушу нашей планеты. Их очень много, подсчитать общее количество довольно трудно. Встречаются одиночные острова и группы островов – архипелаги.
Остров – участок суши, со всех сторон окруженный водой.
Архипелаг – группы островов, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга.
Самый большой остров мира – Гренландия. Его площадь составляет 2 млн 176 тыс. км2. На физической карте можно найти архипелаги – Северная Земля, Земля Франца Иосифа. Много архипелагов в составе Океании.
Физминутка показать материк
9. Проверка понимания учащимися нового учебного материала (работая с заданиями карточками) таблица
– Итак, давайте подведем итог, ответьте на следующие вопросы:
1. Самый большой полуостров мира –
2. Назовите океан, который пересекает все меридианы на Земле –
3. Самое высокое место в мире –
4. Назовите третий по величине материк –
5. Самый большой остров мира –
6. Самый сухой материк –
7. Самая многоводная река мира –
8. Самое глубокое озеро мира –
9. Самая длинная река мира –
10. Самое глубокое место в океане –
11. Самый влажный материк –
12. Самое большое озеро мира –
13. Самый большой материк –
14. Самый большой океан –
15. Самый холодный океан –
16. Самая длинная река мира –
10. Закрепление знаний учащимися
Учащиеся закрепляют полученные знания второй части урока «Особенности материков», выходят к доске, называют Материк и показывают на настенной карте особенности характеризующие материк).
Итогом урока является тест:
11. Тест по теме «Материки»
1. На каком материке протекает самая длинная река в мире и как она называется?
Б. Евразия, Янцзы
В. Южная Америка, Амазонка
С. Северная Америка, Миссисипи
2. На каком материке протекает самая полноводная река в мире и как она называется?
Б. Евразия, Янцзы
В. Южная Америка, Амазонка
С. Северная Америка, Миссисипи
3. Как называется высочайшая вершина мира и на каком материке она расположена?
А. Килиманджаро, Африка
Б. Мак-Кинли, Северная Америка
В. Аконкагуа, Южная Америка
С. Джомолунгма, Евразия
4. На каком материке находится наша страна?
Б. Северная Америка
5. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, где географические объекты даны с помощью условных знаков, называется:
В. Географическая карта
6. Сколько материков на Земле?
7. Составьте пару: материк – характеристика.
1. Самый большой материк. . а) Антарктида
2. Самый жаркий материк б) Африка
3. Самый маленький материк. в) Австралия
4. Самый холодный материк. г) Евразия
8. Подберите пару:
1. Самые высокие горы земного шара.
2. Самая длинная река планеты.
3. Самое глубокое озеро мира.
4. Самая полноводная река планеты.
9. Составьте пару: материк – горные системы.
1. Евразия а) Анды
2. Северная Америка б) Кордильеры
3. Южная Америка в) Гималаи
12. Подведение общего вывода урока
– Сформулируем вывод урока – мы изучали на уроке?
– Сколько материков на нашей планете?
Учитель: Вы молодцы, на уроке вы замечательно работали! Мне понравилось, как вы работали с учебником, картой атласа, давали полные ответы на мои вопросы. (Выставление оценок за урок.)
13. Домашнее задание
Вторым уроком является проведение практической работы
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.
1. Задание. Хорошо подумай и приведи примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.
Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1. Слайд 10.Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем – нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно!
2. Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:сделать на доске
красный–я работал отлично, мне всё понятно
желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось
Источник