Творческое задание путешествие капельки

Конспект занятия «Путешествие капельки»

Анастасия Батамарова
Конспект занятия «Путешествие капельки»

1. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

2. Рассказать, что капельки воды в природе движутся по кругу.

-Расширять знания детей о свойствах воды (прозрачная, не имеет вкуса и запаха)

-Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

-Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.

Предварительная работа: наблюдения по картинкам за облаками в разное время года (Приложение №1, н\п игра «круговорот воды в природе (Приложение№2, «Чтение рассказа с показом картинок «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой (Приложение №3); Подвижная игра «Море волнуется», загадки о различных состояниях воды; прослушивание песенки «Дождик».

Материал: Глобус, схема круговорота воды в природе, модель Капельки,оборудование для опытов: стаканы с водой, молоком, соком, ложка, карточки для д\и «Кому нужна вода?», н\п игра «круговорот воды в природе, картинки для сказки «Путешествие капельки»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь,отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… (воды).

Воспитатель: Достает графин с водой, итак вода – чудо природы. Почему? Благодаря ее волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.

Воспитатель: Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без пищи?

-ребята без пищи мы можем прожить 49 дней.

Воспитатель: А сколько дней человек может прожить без воды?

-человек может прожить без воды не больше 2-х дней.

Воспитатель: А где используется вода? (ответы детей, ребята, а вы знаете, что Землю называют «голубой» планетой? Показываю глобус-много воды она занимает большую часть планеты.

На нашей Земле 4 океана и 30 морей.

А кто знает какая вода на вкус? (ответы детей) Хотите узнать?

У каждого ребенка стаканы с водой и соком. Воспитатель предлагает детям попробовать сок на вкус. Какой он? (сладкий). Затем предлагает попробовать воду. Какая вода? (безвкусная).

Вывод: вода не имеет вкуса.

Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Воспитатель предлагает детям опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем предлагает ребенку опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да).

Вывод: вода прозрачная.

Воспитатель: Ребята как вы уже догадались, поговорим мы сегодня с вами о воде, и я вам расскажу интересную сказку, которая называется?

«Путешествие капельки».

Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром.

Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу.

Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже. «.

Воспитатель: Ребятки в каком состоянии находится капелька сейчас?

Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

«. После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла — и капелька превратилась в льдинку.

Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками.

Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться. «

Воспитатель: Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки — на них образуется лед, и когда выпадает много снега.

Дети: Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.

Воспитатель: Все это можно делать только зимой. Почему?

Дети: Потому что зимой есть и снег, и лед.

Воспитатель: А в каком состоянии находится капелька сейчас?

Воспитатель: А давайте с вами проведем Опыт!

Опыт №3 «Лед – твердая вода»

Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке?

Вывод: лед, снег — это тоже вода.

Воспитатель: Ребятки давайте дальше узнаем про путешествие капельки!

«. Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко. «.

Воспитатель: В каком состоянии капелька находится теперь?

Дети: В газообразном.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как вода превращается в пар.

Опыт №4 «Пар – это тоже вода»

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало или стекло-пар оседает на стекле, когда поднимают стекло с него стекают капельки воды.

Вывод: пар – это капельки воды.

Воспитатель: Вода самое удивительное вещество в природе,потому что она бывает в природе в 3-х состояниях одновременно: в жидком твердом и газообразном.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

-Когда вода находится в твердом состоянии, то ее маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно — они замерзли.

Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

-а когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кабинету по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

-Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся на место и продолжим наши опыты.

«. Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю. «

Воспитатель: Я вам рассказала сказку про путешествие капельки – это о круговорот воды в природе. Показываю большой плакат.

Воспитатель: Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, Крошечные капельки вода поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелые, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе. содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи,которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом — дождя, зимой — снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Воспитатель:А теперь давайте поиграем в Дидактическая игру:

«Кому нужна вода?»

— закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому (человеку, животным, насекомым, растениям);

— Большие карты 5 шт.с изображением: «Кто живет в воде?»;

«Что поливают водой?»; «Кто пьет воду?»; «Кто живет у воды?»;

«Что поливают водой?»;

— Карточки размером 6х6, с изображением животных, насекомых, растений, людей, птиц.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям игровые поля-карточки размером 20х25. Карточки с изображением животных, птиц, насекомых, людей находятся у него. Воспитатель вынимает их по одной,задавая детям вопросы: «Кто это? Кому нужна эта карточка?»

Играющий объясняет, почему он выбрал именно эту карточку (например, «Это щука, она живет в воде»). Если ребенок ответил правильно, воспитатель отдает ему карточку, и он выкладывает игровое поле.

Побеждает тот участник, который первый заполнит игровое поле.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо поработали.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. А теперь вспомним, что мы узнали нового.

— Вода бывает, в каких 3-х состояниях? (ответы детей)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает — и снова в поход!

По горным вершинам,

Вдруг в небо взовьется,

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница — ВОДА!

Наблюдения по картинкам за облаками в разное время года

н\п игра «Круговорот воды в природе»

Рассказ «Как люди речку обидели»

«Жила–была Голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходи люди.

— посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая!Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки.Я приглашаю вас в гости: искупаться и отдохнуть. Я буду вам очень рада, — говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, и, купаться. Сначала папа развел костер,

потом наловил много – много рыбы.

Мама нарвала букет красивых белых кувшинок,

но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя наловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки.

Он очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.

Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости».

Вопросы по рассказу:

1. Почему река обиделась на людей?

2. Что бы вы сделали на месте Кости?

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Путешествие капельки» Методика проведения Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку, а отгадка подскажет вам, о чем я хотела бы с вами побеседовать. Она.

Конспект НОД «Путешествие капельки» МБДОУ № 17 Лермонтовского сельского поселения Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Тема «Путешествие.

Конспект образовательной деятельности по экологии «Путешествие капельки» Конспект образовательной деятельности по экологии на тему: «Путешествие капельки». Пояснительная записка: Дошкольный возраст – это важный.

Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие капельки» Программные задачи: познакомить со свойствами воды, наглядно показать их, развивать внимательность, аккуратность, любознательность. Воспитывать.

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие капельки» Тема: «Путешествие капельки» Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Интеграция: развитие речи, ознакомление.

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки» ЦЕЛЬ: Закреплять знания о свойствах воды (не имеет цвета, вкуса, запаха, бывает твёрдая — лёд, жидкая -холодная и тёплая, газообразная -пар,.

«Путешествие капельки». Конспект занятия по экологии (вторая младшая группа) Образовательная деятельность экологического цикла. Тема занятия: «Путешествие капельки». Образовательная область: познание. Виды деятельности:.

Конспкт открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие по сказкам» План занятия «Путешествие по сказкам» Образовательная область: Познание Раздел: ФЭМП Задачи: — Закрепить знания детей о геометрических.

Конспект занятия во второй младшей группе «Путешествие Капельки» «Путешествие Капельки» Конспект занятия во второй младшей группе (познавательное развитие) Цель : развивать познавательную деятельность.

Путешествие капельки Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе Задачи: Совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов. Формировать умение делить слова на слоги. Упражнять в дифференциации.

Источник

Исследовательский проект «Путешествие капельки воды» с презентацией для учащихся 3-4 классов

Проект выполнил ученик 4 класс.

Введение
Вода – одно из самых удивительных веществ в природе. Общеизвестно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух.

Вода образует водную оболочку нашей планеты – гидросферу (от греческих слов гидро – вода, сфера – шар).

Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения воды – пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере. Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека.

Вода – наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Она всегда была, она есть и всегда будет. В чем же её секрет? Почему вода на Земле не кончается?

Актуальность темы исследования: расширение кругозора. Практическое применение знаний, умений, навыков во взаимодействии с окружающим миром. Поиск ответов на вопросы: Откуда вода в реке? Как дождь попал на небо? Почему падают снежинки? Куда исчезают сугробы? Почему лужи на асфальте быстро исчезают? Где встречается вода в природе? и. т. д.

Цель работыпроследить путешествие капли воды по земному шару, изучив тем самым, круговорот воды в природе. Узнать причины изменения состояния воды (газообразное, жидкое, твердое). Выяснить, что количество воды в природе не меняется.

Объект исследования: круговорот воды природы.

Предмет исследования: вода.

В основу исследования положена гипотеза: роль круговорота воды в природе велика.

Для достижения цели и доказательства изложенной гипотезы, мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Расширить свои знания о воде. Уточнить, в каких состояниях она существует в природе.
  • Изучить свойства воды и выяснить её роль в природе.
  • Ознакомиться с путешествием воды в природе.
  • Провести опыты с водой и льдом.
  • Сделать правильные выводы.
  • Научиться работать с разными источниками информации.

Работая над проектом, мы использовали следующие методы:

  • Работа с печатной литературой и интернет – ресурсами
  • Проведение экспериментов
  • Обобщение полученных знаний

Описание этапов проекта:

  • Выяснить, что вода окружает нас повсюду, её состояние разнообразно, а количество воды в природе неизменно.
  • Узнать, что такое круговорот воды в природе и как он происходит.
  • Провести исследования воды. Ответить на вопрос «Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?»
  • Понаблюдать на практике за превращением воды в пар, воды в лёд, т. е. за процессами испарения воды, замораживание воды.

Теоретическая часть

Работая с текстовыми источниками, мы узнали, что вода – одно из самых удивительных и самых важных веществ на земле.

Роль воды на нашей планете очень велика. Все растения и животные состоят главным образом из воды, которая необходима для зарождения и поддержания жизни. Например, тело человека состоит из воды на 2/3. Для нормальной работы организма нам необходимо ежедневно пить воду, возмещая потерю жидкости выделяемой из организма. Без воды человек может прожить не более 4-х суток.

Вода – великая путешественница, постоянно меняет свой облик: превращается то в пар, то в лёд. Состояния воды – газообразное, жидкое, твёрдое зависят от её температуры.

Вода – это жидкость без вкуса, запаха и цвета. Вода состоит из молекул. Они настолько малы, что даже в самой маленькой дождевой капле их миллиарды. Каждая молекула воды состоит из двух элементов: водорода и кислорода и обладает определёнными свойствами. Одно из самых важных свойств обыкновенной – это её удивительная способность растворять различные вещества.

При нагревании воды происходит испарение – переход воды из жидкого состояния в газообразное состояние. Конденсация – это процесс обратный процессу испарения, в результате которого, вода из газообразного состояния переходит в жидкое состояние. Вода замерзает при температуре 0о С градусов. Лёд – твёрдый, молекулы в нём сильно связаны между собой.

Вода есть всюду. В природе происходит непрерывный круговорот воды. Испаряясь с поверхности земли, рек, озер, морей и океанов, вода в виде пара попадает в воздух. Там пар охлаждается, конденсируется (соединяется) в капельки, из которых образуются облака. Водяной пар возвращается на землю в виде осадков. Осадки — это атмосферная влага, которая оседает на землю в виде дождя, снега, града, тумана, росы, инея и т.п.

Часть воды просачивается в почву, тем самым питая растения, но значительно больше выпавшей воды реки уносят в моря и океаны. Вода опять начинает испаряться с их поверхности, и процесс круговорота начинается вновь.

Этапы круговорота воды в природе:

  • Испарение воды с поверхности
  • Охлаждение пара и конденсация
  • Образование облаков и перемещение их на сушу
  • Выпадение осадков
  • Пополнение рек и подземных вод
  • Сток в моря и океаны

Так же в процессе круговорота участвуют ледники, в которых вода концентрируется в твердом состоянии. Лёд круглый год покрывает Арктику, Антарктику и вершины гор. В холодных морях плавают ледяные глыбы. Это айсберги – огромные куски льда, отломившиеся от ледников с Северного и Южного полюса, и плавающие в открытом океане, повинуясь ветрам и течениям. Айсберг показывает только свою вершину, большая часть его спрятана под водой. Это опасно для кораблей.

Водные ресурсы на нашей планете являются обновляемым.

Среда

Среднее время обновления

Период обновления запасов воды в горных ледниках составляет около 1 600 лет, в ледниках полярных стран значительно больше – около 9 700 лет.
Различают несколько видов круговорота воды в природе.

Большой (мировой) круговорот – водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки. Там он выпадает в виде атмосферных осадков, а затем возвращается в океан в виде стока. Очень важно, что в этом процессе изменяется качество воды, ведь при испарении солёная морская вода превращается в пресную воду, а загрязнённая – очищается почвой.

Малый (океанический) круговорот – вода, испаряясь над океаном, конденсируется и выпадает опять же в него снова в виде осадков.

Внутриконтинентальный круговорот – вода, которая испарилась над поверхностью суши, опять выпадает на сушу в виде атмосферных осадков.
Существенную роль в круговороте воды в природе с недавних пор стала играть хозяйственная деятельность человека.

Создание промышленности, уничтожение лесов, распашка огромных территорий, осушение и орошение земель, создание гигантских водохранилищ и плотин, расходование воды на различные хозяйственные нужды – всё это в значительной степени изменило гидрологические процессы на Земле. Используя ресурсы, не стоит забывать о том, насколько велико значение воды в природе.

К ее использованию следует подходить очень рационально. Извлекая из круговорота значительную часть воды, мы можем нарушить процесс, что приведёт к необратимым последствиям. Результатом такого вмешательства становятся засухи, наводнения.

Работая над поиском информации для моего проекта, я наткнулся на интересные факты о воде:

Вода — единственное в природе вещество, свободно встречающееся на Земле, плотность которого в твёрдом состоянии меньше, чем в жидком. Именно поэтому в воде не тонет лёд, а водоёмы, как правило, не промерзают до самого дна (хотя при экстремальных температурах это возможно).

В одном стакане с водой находится 8 септиллионов молекул!

Мы знаем о 3 различных состояниях воды (жидкое, газообразное и твёрдое). Вопреки этому мнению, ученые выделяют в жидкой форме воды 5 состояний и 14 состояний в твердом виде.

На нашей планете существует около 1330 природных видов воды. Они классифицируются по способу происхождения (талая, почвенная, дождевая) и по составу.

Около 80% поверхности Земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья.

Почти половина всей воды, а именно 46%, находится в Тихом океане, на Атлантический океан приходится 23,9% воды, Индийскому океану досталось 20,3%, а Северному Ледовитому — 3,7%.

Примерно 520 тысяч кубических километров воды испаряется в течение года с поверхности Земли. Дождь и снег приносят на Землю примерно столько же воды. Если представить визуально, то получится куб со стороной около 80 километров. Если этот объём распределить равномерно по поверхности Земли, то получится слой толщиной около 1 метра.

Основную часть пресной воды содержат ледники. Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на нашей планете поднялся бы на 64 метра (примерно с 20-этажный дом). Около 1/8 поверхности суши, затопило бы водой.

Морская вода замерзает при температуре -1,91°C.

Человек за свою жизнь выпивает в среднем 35 тонн воды.

На производство одного автомобиля уходит больше 177 тысяч литров воды.

Во всём мире 1 миллиард 100 миллионов человек не имеют доступа к воде.

Естественный процесс очищения загрязненных подземных вод занимает несколько тысячелетий.

Практическая часть

Узнав так много о свойствах воды и ее превращениях в природе, мы захотели на практике посмотреть, как вода может находиться в разных состояниях.

Опыт № 1
Проверим, какими качествами обладает вода.
Для этого возьмем питьевую воду и фруктовый сок. Нальем воду в прозрачный стакан. В такой же стакан нальем фруктовый сок. Сравним жидкости органолептическим методом, т.е. сравним их вкус, цвет, запах с помощью наших органов чувств.
Мы сделали вывод, что в отличие от сока, вода — это жидкость без вкуса, запаха и цвета.

Опыт № 2

Возьмем крупную соль, прозрачный стакан с водой и ложку. Добавим в стакан с водой соль, перемешиваем. Сравним, изменились ли свойства воды органолептическим методом. Увидим, что соль из стакана исчезла, а вода осталась прозрачной и имеет соленый вкус.
Мы сделали вывод, что вода является растворителем.

Опыт № 3
Попробуем перевести воду из жидкого состояния в твердое и обратно. Для этого нальем воду в формочку и поставим в морозильную камеру холодильника. Через некоторое время вытащим формочку и убедимся, что она замерзла и превратилась в лед. Подержав лед в руках, мы увидим, как он начал таять. Положим лед на тарелку и подождем некоторое время. Убедимся, что лед в тарелке превратился в воду.
Мы сделали выводы:
— при низких температурах вода превращается в лед;
— при нагревании лед тает.

Опыт № 4
Проверим, как проходят процессы испарения и конденсации воды.
Для этого нальем воду в кастрюлю и накроем стеклянной крышкой. Нагреем кастрюлю на газовой плите. Через некоторое время вода в кастрюле закипела, и на крышке появилось испарение. Выключим плиту и охладим крышку. Обнаружим появившийся на ней конденсат. Проследим, куда падают капли.

В ходе опыта мы сделали вывод, что нагреваясь, вода испаряется. Пар оседает на поверхности крышки. Охлажденный пар образует капли воды, которые падают вниз на землю.

Опыт № 5
Узнаем, тонет ли лед? Для этого нальем воду в формочку и поставим в морозильную камеру холодильника. Опустим полученный кубик льда в стакан с водой. Лед не утонул в стакане и плавает на поверхности.
Следовательно, лед легче воды. Можно сделать вывод, что именно поэтому айсберги в северных широтах плавают на поверхности океана и не тонут.

Заключение

Работая над проектом, мы узнал много интересных сведений о воде:

  • При нагревании вода расширяется (парообразное состояние).
  • При охлаждении вода сжимается (жидкое состояние).
  • При замерзании вода опять расширяется (твердое состояние).
  • Вода необходима для всех живых существ, растений и животных. Человек должен беречь воду от загрязнения. Вода – это источник жизни на Земле.
  • Вода находится в движении и при этом переходит из одного состояния в другое. В природе постоянно происходит круговорот воды. Общее количество воды на земле не меняется. Какое количество воды с поверхности испаряется, такое же возвращается на поверхность земли.
  • Круговорот воды в природе — один из главных процессов на планете Земля.
  • Круговорот воды происходит под влиянием Солнца и вращения Земли.
  • Круговорот воды лежит в основе многих процессов, происходящих в природе.
  • Основными этапами круговорота воды в природе являются испарение, конденсация и осадки. Роль круговорота воды очень велика.

Источник

Читайте также:  Достопримечательности уэльса 6 класс
Оцените статью