Тюремные касты в странах бывшего СССР.
“Мужики”, как правило, не принимают участия и в «общих делах», то есть не участвуют в распределении «общего» и решении вопросов с администрацией, не становятся смотрящими и положенцами. Впрочем, в редких случаях бывают и исключения: толковый “мужик” может стать “смотрящим” за камерой или ответственным за решение какого-то конкретного вопроса (на тюремном жаргоне это называется «загрузиться» каким-то вопросом). Например, за сбор, учет и расходование денег и других материальных благ, собранных на нужды централа.
Менее многочисленной, но более влиятельной кастой выступают “блатные” (сами они предпочитают называть себя “бродяги” или “босота”). Блатные – это не случайные, а профессиональные преступники, живущие исключительно преступным промыслом. К ним в криминальном мире обычно предъявляются высокие требования: в идеале “бродяга” не должен работать ни на воле, ни в заключении, не должен служить в армии или быть связанным с органами государственной власти. “Бродяга” не может уйти работать “на промку” (на производство), а тем более – в отряд хозобслуги или на должность при администрации.
Блатные занимаются решением общих вопросов в местах заключения, то есть сбором и распределением денег “на общее”, решением вопросов с администрацией (вопросы как правило касаются условий содержания заключенных и решаются переговорами, взаимными уступками, иногда откровенно коррупционным путем). Если добиться компромисса не удается, а условия содержания становятся невыносимыми, блатные могут организовать заключенных на акции протеста (голодовки, членовредительство, бунты).
“Блатные” присутствуют не во всех тюрьмах и лагерях, точнее не везде присутствуют открыто. В “красных”, режимных лагерях ситуация иная – там всем заправляет администрация и ее актив – “козлы”, и ни на какие компромиссы с представителями криминальной субкультуры они не идут. Скорее наоборот: в таких учреждениях “блатных” обычно прессуют, заставляют отказываться от названия «бродяги», силой или угрозами загоняют в актив. Часто от них требуют надеть красную повязку (символ сотрудничества с администрацией), заставляют выполнять какую-то неприемлемую для них или грязную работу — например, почистить туалет.
Особняком среди других тюремных каст стоят так называемые «воры» («жулики», «урки»), на языке правоохранительных органов и прессы именуемые часто «ворами в законе» (Более подробно об этом читайте в материале “Смотрящие, положенцы, воры: кто они такие и как себя с ними вести”). Вор – «криминальный авторитет», он стоит на вершине иерархии преступного мира, как в местах лишения свободы, так и на воле. “Понятия” предъявляют к Ворам самые высокие требования и наделяют из самой большой властью в среде заключенных. Как правило, слово Вора в тюрьме или в лагере – это закон, которому, как ожидается, должны следовать все заключенные. Все воры – выходцы из блатных. “Мужик” не может стать вором в силу самого своего образа жизни. В советские времена ворам запрещалось иметь семью, работу, собственность, сейчас требования несколько смягчились.
Ниже “мужиков” на иерархической лестнице располагаются «шныри» («шестерки»), то есть те, кто добровольно (или почти добровольно) за какие-то блага начинают обслуживать других заключенных (на тюремном жаргоне — «шестерить» перед ними). Бывает и так, что “шнырями” становятся под давлением каких-то обстоятельств, чувствуя себя в чем-то виноватым или должным перед остальными. “Шныри” могут убираться в камерах, стирать одежду другим заключенным, готовить еду – фактически выступать в качестве обслуги. Излишне говорить, что данная категория заключенных не пользуется большим уважением в тюремной среде.
Если “шнырями” становятся, как правило, добровольно, то в касту “шерстяных” (или “шерсть”) попадают за какие-то проступки, считающиеся в среде арестантов непорядочными. К примеру, арестант, укравший что-то (“крыса”) или попросивший администрацию перевести его в другую камеру (“сломившийся из хаты” “ломовой”), автоматически попадает в “шерсть” и среди общей массы заключенных уже сидеть не будет.
“Шерстяные” чаще всего встречается в СИЗО, в лагерях они как правило быстро примыкают к активистам («козлам»). Существуют отдельные камеры в СИЗО, которые заключенные так и называют “шерстяными”. Так, например, “пресс-хаты”, по определению “шерстяные”, поскольку те, кто прессует других заключенных, в арестантской среде считаются крайне непорядочными. (при этом не все “шерстяные” камеры обязательно “пресс-хаты”). Вне зависимости от причины ухода в «шерсть», вернуться обратно в “мужики” уже невозможно. Впрочем, любой переход из низшей касты в высшую в тюремном мире не предусмотрен.
«Козлами» («красными», «вязанными», «активистами») называют тех, кто идет на открытое сотрудничество с администрацией исправительного учреждения. Такое сотрудничество может выражаться по-разному. Некоторые заключенные идут работать в отряды хозобслуги, другие занимают должности завхозов или библиотекарей в колониях. Иногда «козлы» выполняют для администрации учреждения откровенно карательные функции, прессуя других заключенных. Такое явление характерно для жестких, режимных лагерей, где всем заправляет администрация при помощи «активистов». Раньше такие активисты формировали секции дисциплины и порядка (СДП), теперь эти секции официально упразднены, но по сути никуда не делись. В “пыточных” колониях активисты обычно встречают этапы с заключенными, избивают их, вымогают деньги, заставляют отказываться от статуса «блатного» и в дальнейшем поддерживают режимный «порядок» в лагере.
Самой низшей кастой в тюремной иерархии признаются «обиженные» («петухи», «опущенные», “отделенные”). Эта “масть” обязательно присутствует во всех исправительных учреждениях, включая места лишения свободы для бывших сотрудников и откровенно “красные” зоны.
“Отделенными” считаются заключенные, вступавшие в пассивный гомосексуальный контакт, а также те, в отношении которых был совершено действие сексуального характера. Так, в некоторых жестких “красных” колониях администрация использует сексуальное насилие в качестве наказания, а угрозу его применения — как устрашение. Подвергнутых такому наказанию автоматически переводят в касту “обиженных”.
“Отделенным” в некоторых лагерях можно стать и за то, что ты принял что-то у представителя низшей касты или поел с ним из одной посуды. Впрочем, если сделавший это не знал, что берет у “обиженного”, то он может избежать перехода в низшую касту: сделанное «по незнанке» обычно не влечет за собой негативных последствий.
Раньше в “обиженные” автоматически зачисляли тех, кто был осужден по уголовным статьям за сексуальное насилие, но в последнее время из-за большого количества сфальсифицированных дел по 131-135 статьям УК в воровском мире стало принято сначала разбираться. Если человек может объясниться и доказать, что стал жертвой оговора и фальсификации, то к нему применяется нечто вроде презумпции невиновности.
“Обиженные” обычно сидят отдельно, живут обособленно, едят за отдельным столом, и имеют свою посуду, которой нельзя пользоваться другим заключенным. Они выполняют как правило самую грязную работу: моют полы, туалеты и т.д.
В советское время, когда было большое количество политических заключенных, «политические» фактически стали отдельной кастой. Сейчас в большинстве тюрем и лагерей России об этом уже забыли и смотрят с недоумением на того, кто называет себя политическим. Количество политзаключенных в России растет, но пока еще далеко до того, чтобы считаться отдельной “мастью”. Сейчас большинство “политических” живут в лагерях “мужиками”, что довольно естественно для людей, не ведущих преступный образ жизни.
Немного особенно смотрятся «коммерсанты» — бизнесмены, осужденные по экономическим статьям. Нередко возникают вопросы, кем их считать: можно ли их зачислить в “мужики”, если они не работают, а являются собственниками и управленцами бизнесов? “Блатными” коммерсантов тоже не назовешь — они придерживаются другого образа жизни и других ценностей. Поэтому обычно коммерсанты со временем распределяются по разным “мастям”. Кто-то из них живет «мужиком», но многие предпочитают, доехав до лагеря, пойти на должность, то есть формально стать “козлом”.
Источник
Тюремные касты в странах бывшего СССР
Тюремные касты (или «масти») — группы заключённых, занимающие различное положение в неформальной иерархии, складывающейся в местах лишения свободы и не только. В зависимости от принадлежности к той или иной касте заключённый имеет различные права и обязанности [1] [2] [3] [4] [5] .
Содержание
Исследования иерархии
Исследованиями тюремной иерархии в России занимаются уже достаточно давно в рамках записей блатной и тюремной лексики и жаргонизмов [6] . Видным современным исследователем является Юрий Константинович Александров [7] — главный редактор Федеральной службы исполнения наказаний, начальник «ФБУ Объединенная редакция ФСИН России». Александров в своей книге «Очерки криминальной субкультуры» в главе «Табель о рангах в преступном сообществе (деление на масти)» [2] подробно описывает уголовную иерархию и всю систему социальных взаимоотношений в криминальной среде.
Много информации об уголовной иерархии можно почерпнуть в трудах А.И. Солженицына и В.Т.Шаламова (напр. «Очерки преступного мира»), как непосредственных свидетелей, лично прошедших лагеря. Также подробное описание тюремных мастей даёт общественный деятель, правозащитник и борец за права заключенных В.Ф. Абрамкин в своей книге «Как выжить в советской тюрьме: в помощь узнику» [1] .
Иерархия тюремных каст
В пенитенциарных учреждениях стран бывшего СССР существуют 4 основных категории («масти») заключённых, а также различные промежуточные группы. Характерной особенностью этой иерархии является лёгкость перехода из более высокой касты в более низкую (этот переход называют «опусканием», хотя обычно это слово употребляется в более узком смысле — перевод заключённого в касту «петухов»). В то же время, переход в обратном направлении обычно очень сложен или вовсе невозможен. Например, чтобы стать петухом, заключённому достаточно сесть в столовой за «петушиный» стол, тогда как способа перейти из петухов в другую касту не существует [1] [2] [3] [8] .
Блатные
«Блатные» — высшая каста в иерархии [9] . Это, как правило, профессиональные преступники. Зачастую именно «блатным» принадлежит реальная власть в тюрьме или на зоне [9] . Существует много требований к претендентам на статус «блатного»: например, «блатным» не мог стать заключённый, служивший в армии, работавший официантом, таксистом и прочей обслугой (то есть т. н. «халдеем») [9] , правда в последнее время некоторые из этих требований смягчились или были вовсе отменены. «Блатные», как правило, в зоне не работают; там же, где это допускается, «блатной» не должен занимать никакой официальной должности (в противном случае он автоматически становится «козлом») [1] [2] [3] [8] [10] .
«Блатные» имеют право распоряжаться «общаком» — выделять на взятки или на «грев». Обязаны заботиться о снабжении зоны по нелегальным каналам продуктами, чаем, алкоголем и т. д., разрешать возникающие споры между заключёнными с точки зрения неписанных уголовных «законов», «по понятиям» (по этим законам, «правильные» заключённые в случае конфликтов могут обращаться только к блатным, и ни в коем случае — к администрации мест заключения) [9] . Разрешая проблему «по понятиям», обвинитель делает «предъяву», «обосновывает» её, а обвиняемый «отвечает». «Блатной» в такой ситуации выступает в роли мирового судьи и определяет обоснованность «предъявы» и «спроса», а также принимает решение о необходимости наказания виновника и каким оно будет. За несправедливо вынесенное решение с «блатного» так же могут «спросить» [1] [2] [8] [10] .
Сами «блатные», как правило, называют себя не «блатными», а «арестантами», «босяками», «путёвыми», «бродягами» и т. д [9] .
Мужики
«Мужики» — самая многочисленная группа заключённых. Как правило, они попадают в тюрьму более или менее случайно и рассчитывают после отбытия срока вернуться к обычной жизни. Они работают, не претендуют на неформальную власть и не сотрудничают с администрацией тюрьмы. На «разборках» блатных мужики права голоса не имеют (хотя блатные могут прислушиваться к мнению наиболее уважаемых «мужиков») [1] [2] [3] [8] [11] [12] .
Козлы
«Козлы» (красные) — заключённые, открыто сотрудничающие с администрацией, занимающие какую-либо должность (завхоза, библиотекаря и т. д.). Они не пользуются уважением других заключённых и в «общак» их не принимают (хотя иногда «козлы» организовывают свой «общак»). В некоторых зонах или тюрьмах «козлов» приходится собирать в отдельных камерах из-за враждебного отношения к ним. В то же время, общаться с «козлами» и прикасаться к ним не запрещается. Также «козлом» является тот, кто заехал на лагерь по стрёмной статье [какой?] . Слово «козёл» и производные от него являются (для заключённых таковыми не являющимися) серьёзными оскорблениями; как правило, сами «козлы», а также другие заключённые в их присутствии (при спокойных отношениях между ними и «козлами») употребляют слова «красные», «активисты» и т. д. [1] [2] [3] [8] [13]
Другие группы
Некоторые группы заключённых занимают обособленное положение «неприкасаемых». Это — «обиженные». К ним относятся:
«Петухи» или «опущенные», «шкварные» — низшая каста. У её представителей нет никаких прав, они выполняют самую грязную работу и ими могут использоваться другие заключённые для получения сексуального удовлетворения. «Петухи» являются неприкасаемыми в самом прямом смысле: остальным заключённым нельзя прикасаться к ним (за исключением сексуального контакта), а также, в большинстве случаев, к предметам, побывавшим в их руках, их можно избивать только ногами или палками. Нарушение этих запретов обычно приводит к переводу в «петухи». В «петухи» попадают за грубейшие нарушения тюремных «законов», некоторые преступления сексуального характера, «позорящие» сексуальные контакты и т. д. [2] [3] [8] [11] [14] [15]
Бытует мнение, что любой насильник попадает в «опущенные». На самом деле это часто (да и то не всегда) происходит только в случае, если жертвами были дети, особенно собственные. В других случаях это зависит от особенностей коллектива осужденных.
Слово «петух» и все слова, связанные с этой птицей («гребень», «кукарекать», «петушить» и т. д.) также являются жёстко табуированными, их употребление в адрес заключённого, не являющегося «петухом», является тягчайшим оскорблением, которое может привести к опусканию оскорбившего или даже к убийству. Отсутствие жесткой реакции на употребление таких слов также может привести в «петухи» — это расценивается как согласие [2] .
«Чёрт» — не лучше «петуха», но действия сексуального характера к нему неуместны, если таковые были — значит это «петух». Он выполняет всю грязную работу заключённых. В настоящее время каста «чертей» сохранилась только на «малолетках». Это заключенные, выполняющие какую-либо работу за плату, обычно для блатных. На взрослых зонах «черти» живут «мужиками». Аналогичная «мужикам» на «малолетках» каста — «середняки». В тюремной иерархии несколько ниже «мужика», в основном отсутствием права голоса. Также «чертями» часто называют «чушков» [1] [3] [8] [16] .
«Шерстяные» — заключённые, осуществляющие «беспредел» по указанию администрации тюрьмы в т. н. «пресс-хатах», например, избиение и изнасилование других заключённых с целью наказания, получения нужных показаний и т. д. «Шерстяными» часто становятся бывшие «блатные», грубо нарушившие воровской «закон» и приговорённые за это к смерти или «опусканию». Если «шерстяной» попадает в руки «правильных» заключённых, его, как правило, опускают или убивают [2] [17]
«Чушки» — заключённые, которые не следят за собой, не моются, неопрятно одеваются. Их положение во многом схоже с положением «петухов» или даже хуже, так как представители практически любой касты стараются избегать контактов с «чушками». Известны случаи, когда во избежание распространения заразных болезней и насекомых «чушка» отправляли жить в умывальник или туалет, где он также обязан был поддерживать чистоту [2] [3] [16] .
«Шестёрки» — прислуга. В шестёрки попадают слишком слабые или услужливые люди. И в тюрьмах, и в лагерях излишняя услужливость не в чести. В тюрьме принято обслуживать себя самостоятельно. Тот, кто не может вынести трудностей, кто за кусок хлеба начинает всё делать и выполнять, не заслуживает уважения. Но, это не означает, что вообще нельзя выполнять никаких просьб. Всё зависит от ситуации, в которой просьба выполняется, и от того, кто и как её выполняет. Иногда, даже человек, подавший кружку с водой, становится «шестеркой» [1] [2] [3] .
«Шныри» — как правило, это личные помощники блатных или «приблатнённых». Практически то же, что и «шестёрки». И тех, и других в отсутствие поддержки и защиты тех, кому они прислуживали, часто каким-либо способом переводят в «обиженные». Также, согласно «Краткому толковому словарю тюремного мира», дневальный, заключенный, удостоенный права убирать камеру, барак и прочие обязанности по обеспечению быта заключенных, что намного легче и приятнее обычных работ, которыми занимаются остальные заключённые. Такие поблажки давались за лояльность режиму, стукачество. Шнырь считается козлом уже «по самой должности» [2] [3] [18] .
Источник