- 3 типа общества: характеристики и их признаки
- Типы общества:
- 1. Традиционное общество
- Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:
- Признаки
- 2. Индустриальное общество
- Характерные черты индустриального общества
- Признаки
- 3. Постиндустриальное общество
- Постиндустриальное общество
- Постиндустриальное общество — это.
- Признаки постиндустриального общества
- Характерные черты
- Условия формирования постиндустриальной экономики
- Концепция постиндустриального общества Д.Белла
- Заключение
- Переходное общество: понятие и общая характеристика
3 типа общества: характеристики и их признаки
Наиболее распространенной в науках об обществе сегодня является точка зрения, согласно которой все человеческие сообщества можно отнести к трем основным типам.
Типы общества:
- Традиционное общество
- Индустриальное общество
- Постиндустриальное общество
1. Традиционное общество
Традиционное общество – тип общества с аграрным укладом. Основывается на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:
- Ручной труд и примитивные технологии.
- Преобладание сельского хозяйства.
- Сословный строй.
- Низкая социальная мобильность.
- Преобладание ценностей коллективизма.
- Влияние церкви на общественную жизнь.
- Патриархальная семья.
Признаки
- Основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство.
- Очень низкие темпы развития.
- Общество направленно в прошлое, инерционно, боится новвоведений.
- Полное поглощение личности коллективом.
- Общество направленно на удовлетворение бытовых потребностей.
2. Индустриальное общество
Индустриальное общество —определяется уровнем технического, индустриального развития.
Характерные черты индустриального общества
- Преимущественное развитие промышленности.
- Серийное машинное производство и автоматизация..
- Превращение науки в общественный институт.
- Рождение массовой культуры.
- Классовый строй.
- Предоставление прав и свобод людям.
- Формирование гражданского общества.
Признаки
- Общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда.
- Базовой структурой общества становится экономика.
- Основным движущим механизмом общества является стремление к экономическому росту.
- Общество стремится к удовлетворению социальных потребностей (деньги, карьера, качество жизни).
- Оно направленно на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
- Основной способ принятия решения – эмпирическое исследование массовость.
3. Постиндустриальное общество
Постиндустриальное общество или информационное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве. Развитие вычислительной и информационной техники.
Источник
Постиндустриальное общество
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Начиная со второй половины XX века ведущие страны планеты начали переход в новый постиндустриальный формат общества, понятие которого было введено в научный оборот с подачи Д. Белла.
Часто такое общество называют информационным , так как именно информационный сектор экономики стал оказывать решающее влияние на развитие всего социума.
Сегодня мы подробнее поговорим о постиндустриальном обществе, назовем его признаки и отличия от более ранних эпох.
Постиндустриальное общество — это.
Постиндустриальное общество – это одна из стадий развития человеческого общества, которая характеризуется преобладанием инновационного (это какого?) сектора экономики, основанного на научных достижениях, глубоком развитии индустрии знаний и значительной доли высококачественных услуг в структуре ВВП (это как?).
В информационном обществе эффективная промышленность, основанная на внедрении инноваций, удовлетворяет потребности граждан и экономических агентов, постепенно переходя к качественным изменениям .
Термин постиндустриальное общество впервые использовал в 1958 году Д.Рисмен, хотя он корнями уходит в начало этого столетия.
Тогда такой тип общества воспринимали как альтернативу капиталистическому пути (это как?) развития, а некоторые его сторонники, например, А.Кумарасвами призывали вспомнить о примитивных хозяйственных системах.
Возрождение этого понятия пришлось на 60-70-е годы XX века, когда масштабы технологических изменений стали очень заметны.
Признаки постиндустриального общества
Новый формат общества имеет свои признаки , к которым относится:
- исчезновение классовых перегородок;
- активное развитие инновационных технологий;
- акцент на развитии экологичных и ресурсоемких производств, уход от потребительского отношения к природе;
- увеличение продолжительности жизни;
- профессиональное разделение в соответствии с уровнем знаний и квалификации;
- развитие процесса глобализации (это как?);
- существенное возрастание роли науки и образования;
- преобладание в социальной структуре среднего класса;
- широкий плюрализм (это как?) в культурной и политической сфере (разнообразие мнений и взглядов);
- глобальное контролируемое воздействие на природу;
- значительная роль гражданского общества (это как?);
- формирование демократии консенсуса (это как?) с более широким участием обычных граждан в определении политической повестки дня;
- деурбанизация (переезд людей для постоянного места проживания за город);
- формирование интеллектуальной элиты (меритократии) и увеличение ее роли при принятии решений во всех сферах, при этом представители этой категории выступают в качестве экспертов, консультантов и аналитиков;
Характерные черты
Черты постиндустриального общества наиболее ярко проявляются в экономике .
Одна из них связана с деиндустриализацией , сопровождающейся устойчивым сокращением удельного веса занятых в промышленном производстве. Например, в период с 1960 по 2007 года доля занятых в индустриальном секторе сократилась до 21%, а доля промышленности в мировом ВВП упала до 28%.
При этом нельзя говорить о стагнации (это как?) промышленности – благодаря интенсификации производства и высокой производительности труда даже такой доли достаточно для полного удовлетворения потребностей граждан.
Постиндустриальная экономика отличается тем, что максимальный вклад в стоимость благ вносит сфера услуг , а также информационный компонент в виде лицензий/патентов или достижений НИОКР (это что?).
Одновременно возрастает роль процесса генерирования информации, издержки на тиражирование которой минимальны. Главным источником капитала начинает выступать право собственности (это как?) на активы нематериальных категорий в форме лицензий (зачем это нужно?), патентов (это что?), акций или облигаций.
Человек рассматривается как средство инвестирования , так как ключевым производственным ресурсом становится профессиональная квалификация (что это?).
Ее увеличения можно добиться не через вложение в производство, а посредством инвестиций в здоровье, образование, развитие личностных интересов, что вызывает расширение сферы услуг.
Одновременно появляется принципиально новый вид бизнеса – венчурный, который связан с финансированием перспективных разработок и стартапов. При этом огромная прибыль отдельных успешных проектов компенсирует убытки, полученные от провальных кампаний.
Подробнее узнать о постиндустриальном обществе можно, посмотрев это видео:
Условия формирования постиндустриальной экономики
Характеристика постиндустриального общества основана на анализе экономических процессов, которых повлекли изменения в других сферах.
Во второй половине XX века сложились ключевые предпосылки , определившие переход от индустриальной экономики.
К ним относится:
- увеличение значения интеллектуального труда и высокого уровня образования;
- развитие технологий, начало массовой автоматизации производства, что вызвало сокращение работников, занятых в материальном секторе;
- повышение уровня благосостояния основной массы населения, вызвавшее увеличение престижа интеллектуального роста и развития творческих способностей;
- повышение потребностей в услугах и заметное возрастание доли этого сегмента в национальных ВВП;
- главным «средством производства» становится труд высокой квалификации , что постепенно нивелирует важность обладания материальными средствами производства.
Концепция постиндустриального общества Д.Белла
Выдающийся вклад в понимание того, что такое постиндустриальное общество внес профессор Гарвардского университета Д.Белл, опубликовавший в начале 70-х годов прошлого века году монографию « Грядущее постиндустриальное общество ».
Он научно обосновал факт рождения общества нового типа, формирование которого продиктовано новой ролью теоретического знания, становящегося ключевым источником технологических новшеств.
При этом Белл указывал, что понятие постиндустриального общества выступает результатом аналитических размышлений и не является точной картиной какого-то конкретного социума (это что?).
Д.Белл анализировал изменения, происходящие в 3 главных и достаточно автономных сферах – политике, культуре и социальных отношениях.
При этом его концепция предусматривает деление истории мировой цивилизации (это что?) на традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество .
Последнее воспринималось автором, в отличие от первых двух «добывающих», как «обрабатывающее», основанное на обмене информацией.
Как утверждал ученый, доминирующими факторами становления постиндустриального общества выступает « кибернетическая революция », вызвавшая беспрецедентные технологические изменения, а также теоретическое знание, выступившее в качестве организующего начала.
В результате Белл сформулировал 5 ключевых компонентов общества будущего :
- экономика – преобладание производства услуг;
- принятие решений – применение «интеллектуальной технологии», основанной на использовании ЭВМ (ныне компьютеры);
- занятость – доминирование специалистов высокой квалификации;
- осевой принцип – ключевое значение теоретической информации как источника инноваций;
- ориентация социума – контроль над технологическими решениями.
Заключение
Характерные черты постиндустриального общества точно указывают на переход общества в новый формат развития. В нем все большую роль играют информационные технологии (что это?), в логике которых развиваются все другие сферы.
Вспомним цифровизацию экономики и образования, интернет-магазины, онлайн-кинотеатры, дистанционный труд, социальные сети, которые уже давно перестали быть инструментом для общения, превратившись в площадку различных сервисов.
К чему приведет все это сейчас сказать сложно, как всегда точки над «и» расставит время.
Источник
Переходное общество: понятие и общая характеристика
Арзамаскин Н.Н., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
Исходя из смысла самого термина, переходность означает какие-либо изменения, трансформации, происходящие в том или ином явлении. Категория «переходный период» является базовой для различных философских, политологических или социологических направлений. У одних авторов понятие перехода применяется к процессам космических масштабов, в которых общественные изменения являются лишь этапом, составной частью развития Вселенной, органической жизни на Земле (И.Г. Гердер ), у других речь идет о нескольких переходах человеческого общества от одной исторической эпохи к другой (К. Маркс ), у третьих выделяются и анализируются переходные состояния внутри определенных общественных систем, культурно-цивилизационных общностей (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев ). Но сутью перечисленных концепций является анализ переходных ситуаций, во время которых происходят эволюционные процессы обновления, модернизации отдельных сфер в общественных системах.
Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 104.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1988. С. 34.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 135; Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. М., 1986. С. 87.
В марксистско-ленинской литературе переходность обозначается как перерыв постепенности. С точки зрения В.И. Ленина, это «перерывы в развитии — скачкообразные, катастрофические, революционные» . В советской литературе данная мысль постоянно модернизировалась. В частности, В.М. Лесной характеризовал переходность следующим образом: «Этот перерыв постепенности — переход, но не в том смысле, что прекращается развитие, прогресс. Такой процесс совершается в соответствии с диалектикой жизни как отрицание отрицания» .
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 26. Карл Маркс («Диалектика»). М., 1966. С. 55.
Лесной В.М. Социалистическая революция и государственный аппарат. М., 1968. С. 25.
Советские авторы связывали понятие переходности с двумя основными законами диалектики. Первый — закон отрицания отрицания, который характеризует направление развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Данные категории являются сторонами одного процесса, о чем речь пойдет в дальнейшем.
Второй закон — закон перехода количественных изменений в качественные , согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. При этом в развитие вносят вклад только те необратимые количественные изменения, которые обеспечивают преемственность со старым качеством по характеру способов отрицания старого и синтеза нового. Процесс коренного изменения качества, надлом «старого» и рождение «нового» происходит посредством скачка. Употреблением данного термина авторы старались придать природе переходности особую резкость, революционность.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 488.
Исходя из концепции исторического материализма, переходный период не составляет какого-либо самостоятельного периода в истории общества. Он является началом упадка и кризиса общественно-экономической формации . В широком смысле слова переходный период охватывает все время смены одной общественно-экономической формации. Переходный процесс включает в себя движение от устойчивости системы к ее неустойчивости, хаосу и затем к новой устойчивой системе . Завершение переходного периода знаменует собой утверждение социалистической формации в качестве господствующей — не только экономически, но и политически — во всемирно-историческом масштабе. С точки зрения марксистов, переходная эпоха — это эпоха разрешения коренного, главного социального противоречия, развивавшегося в недрах отжившей формации, — противоречия между уровнем развития производительных сил и характером способа производства, в основе которого лежит социальная революция. Коммунистическая революция — это и упорядочение беспорядка, и преодоление хаоса, т.к. в результате нее возникает новый, более совершенный общественный строй; это и скачок, «перерыв постепенности», т.к. происходит одновременно и отрицание старого, и сохранение преемственной сущности общественной жизни; но это и формирование новой реальности, которая выводит общество на новую ступень развития .
Барг М.А. Великие социальные революции XVII — XVIII вв. / Е.Б. Черняк. М., 1989. С. 12.
Олех Л.Г. Проблемы переходности. Россия в мире. Новосибирск, 2000. С. 25.
Маркс К., Энгельс Ф. Указанное сочинение. С. 36.
Но история последних десятилетий показывает, что процесс перехода не всегда связан с революционным путем развития. Эволюционные пути преобразований все больше занимают место в развитии государственности. В частности, политические реформы 1985 — 1990 гг. в России влекли за собой реорганизацию государственного аппарата, частичное ограничение его полномочий, трансформацию идеологической основы общества. Однако эти реформы не были связаны с «революционной ситуацией в стране». Коренные преобразования целого ряда восточно-европейских государств в конце 80-х — начале 90-х гг. осуществлялись преимущественно мирным, ненасильственным путем. Такова же история преобразований в Испании и Португалии 70-х гг. Эволюционный процесс развития положительно себя зарекомендовал в КНР. В Китае переход от маоистского политического режима осуществлялся при неизменных форме правления и форме государственного устройства.
В философии и политологии используют и несколько иные подходы к понятию «переходность». Американский ученый В. Банс предпочитает употреблять при характеристике переходных процессов такие понятия, как «неопределенность», «непредсказуемость» . В этот период система становится более конкурентной, чем прежде, а результаты — еще более неопределенными. Переходный период отличается, следовательно, двойной неопределенностью и большой нестабильностью, будучи процессом становления классов, интересов, институтов, самой политической системы.
Банс В. Элементы неопределенности в переходный период // Полис. 1993. N 1. С. 13.
В рамках концепции линейно-стадиального прогресса появляется теория философии истории , которую понимают как новую теорию общества, объясняющую исторический процесс как поступательный и бесконечный прогресс, неуклонное улучшение и совершенствование системы общественных отношений. Механизм прогресса теория ищет внутри общества. Переходность — это неотъемлемая черта развития. Переход становится зависимым от специфических и конкретно-исторических условий, в которых могут сочетаться элементы как прогресса, так и регресса.
Философия и методология истории. М., 1977. С. 86.
Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев выдвинули концепцию циклического прогресса. Суть новых идей заключалась в признании специфического общего закона развития, действие которого сводится к следующему .
См., в частности: Данилевский Н.Я. Указ. соч.; Леонтьев К.Н. Указ. соч.
- Развитие происходит как развитие замкнутых друг от друга общественных организмов или систем (культурно-цивилизационные или культурно-исторические типы). Общественные системы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой.
- Развитие — это бесконечный прогресс в одном направлении. Это последовательная смена стадий развития любого общества.
Они же выделяют несколько стадий циклического развития: возмужание («первичная простота» у Леонтьева), дряхление («цветущая сложность») и неизбежная гибель («вторичное упрощение и смешение»). Переходность они связывают с неизбежным гибельным исходом определенных цивилизационных или культурных типов, катастрофами общественных организмов и одновременным возникновением новых. Обусловливается переход внешними событиями, внешним толчком.
В современных условиях приверженцы идеи циклической динамики (Хемфри, Тоффлер, Пригожин) рассматривают переходные процессы в качестве необходимой составной части циклического чередования политических взлетов и падений, т.е. определенной фазы зарождения и упадка глобальных политических или социальных сдвигов в истории общества. Переход на новую ступень развития обусловлен технологической революцией, которая ведет к образованию постиндустриального общества. В соответствии с их воззрениями, различая длинные и короткие волны таких изменений, а также временные параметры их продолжения, можно выработать соответствующие технологии приспособления к этим промежуточным этапам.
Toffler A. The third wave. Toronto, 1982. P. 13.
В настоящее время сформировался ряд новых теорий для определения понятия «переходность». Одной из таких концепций выступает «теория катастроф» . Качественное развитие связано с неравновесием, конфликтами, скачками, кризисами, поскольку только в этой форме может осуществляться развитие сложных систем. В этом контексте переходные процессы рассматриваются как естественное, закономерное состояние общества в процессе его развития вследствие постоянно происходящих количественных и качественных изменений. Развитие происходит путем отрицания ранее сложившихся структур и связей в форме обострения противоречий, выражающихся в кризисе, потере устойчивости. Понятие «катастрофа» используется для обозначения качественных скачков, перерывов в линейном развитии, а также для фиксации стихийности, непредсказуемости изменений, происходящих в обществе и государстве. Данная теория является своеобразным отражением реальности. В большей или меньшей степени распад поразил весь бывший социалистический лагерь. «Бархатная» революция в Чехословакии ознаменовалась расколом страны. В Югославии социальные трансформации сопровождались не только распадом страны, но и гражданскими выступлениями. Социальная напряженность наблюдается и в других частях света, например на Востоке.
Переходы и катастрофы: опыт социально-экономического развития. М., 1994. С. 7.
В концепции тектологии исходят из того, что переходность — это процесс преодоления кризиса и возникновения нового равновесия. А.А. Богданов утверждает, что в ходе каждой революции или эволюции можно уловить «переломы» , где меняется темп, направление, соотношение организующих и дезорганизующих процессов. Переходное состояние общества — это необходимость, с помощью которой осуществляется социальный прогресс.
Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Книга 2. М., 1989. С. 255.
Американский исследователь М. Макфол соединяет теории транзитологии и «рационального выбора» . Последняя концепция сводится к тому, что политический процесс обусловливается деятельностью личностей, принимающих рациональные решения и преследующих свои интересы с целью увеличения ожидаемой выгоды. Соответственно, переходный период — это борьба между сторонниками сохранения старого порядка и приверженцами перемен. Иногда эти две группы договариваются о наборе новых правил, определяющих их политическое поведение, и тогда переход осуществляется спокойно и вполне успешно; когда договоренность не достигается, то и переход не начинается .
Цит. по: Лукин А.В. Переходный период в России: демократизация и либеральные реформы // Полис. 1999. N 2. С. 136.
В частности, в 1992 г. в Российской Федерации был заключен Договор об общественном согласии, в соответствии с которым распределялась власть между доминирующими политическими силами. Однако дальнейший переход в России характеризуется наличием новых кризисов и противоречий (например, правительственный кризис 1993 г.).
Из теории демократического транзита, о которой речь пойдет в дальнейшем, М. Макфол обращает внимание на условия, при которых больше всего шансов именно на успешный переход от одной политической системы к другой. По его мнению, «чем уже сфера изменений, вокруг которой ведется борьба, тем более вероятно, что соглашение будет достигнуто» .
Цит. по: Лукин А.В. Указ. соч. С. 138.
Многие авторы исследовали переходность применительно к общественным явлениям, выделяя тем самым понятие переходного общества.
В данном случае необходимо определить, существует ли понятие «переходное общество». Безусловно, общество как исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности , является более статичным явлением, нежели государство. Общественные отношения в меньшей степени подвержены качественным изменениям. Однако, на наш взгляд, отрицать факт существования некоторых черт переходности в процессе развития общества не стоит. Общество, равно как и государство, может переживать моменты нестабильности, в процессе которых утверждается совершенно иная система общественных связей и отношений.
Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 469.
Общество может выступать в качестве катализатора происходящих в государственной системе изменений, инициировать процесс перехода в государстве. Однако переходное состояние общества и переходный период в государстве не всегда синхронны, одновременны. История развития государства не всегда совпадает с историей развития общества.
Таким образом, переходное общество — это неустойчивая, нелинейная система, которая имеет в своей структуре различные стационарные состояния, соответствующие различным возможным законам поведения этой системы . Такая система быстро развивается. В ней постоянно возникают альтернативы развития, критические ситуации неустойчивости. Поэтому управление переходным обществом предъявляет к администрации и элите особые требования. Исследователи выделяют два типа переходных обществ . Первый тип — креативный. Такие общества осуществляют переход к более высокой стадии модернизации, несмотря на риски и опасности, и в результате увеличивают свой креативный потенциал и жизненный ресурс. Второй тип переходных обществ — деструктивный, в котором идут процессы демодернизации и даже архаизации. Такие общества теряют потенциал и способность к позитивным социальным переменам. Их жизненный ресурс сокращается, и они исчезают с международной арены.
Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества. М., 1999. С. 9.
Яницкий О.Н. Модернизация в России в свете концепции «общества риска» // Куда идет Россия: Сборник статей / Под ред. Т.И. Заславской. М., 1997. С. 37.
Источник