- Мы здесь живём: почему экономика должна «позеленеть»
- Что такое зелёная экономика
- Принципы зелёной экономики
- Этапы зелёной экономики
- Зелёная экономика и устойчивое развитие
- Зелёная энергетика
- Зелёная экономика и сельское хозяйство
- Зелёная экономика и транспорт
- Зелёные технологии
- Зелёные финансы
- Зелёная экономика и туризм
- Человек в зелёной экономике
- Страны-лидеры зелёной экономики
- Южная Корея
- Китай
- Германия
- Швеция
- Швейцария
- Зелёная экономика в России
- Проблемы перехода к зеленой экономике на международном уровне
Мы здесь живём: почему экономика должна «позеленеть»
Положение человека сопряжено с массой экологических, социальных и экономических проблем. Население и потребление увеличиваются, а защите окружающей среды уделяется мало внимания. Это ведёт к росту производства, отходов, новым мусорным полигонам и снижению качества жизни.
Чтобы убрать такие сценарии, ООН ещё в 70–80-х гг. создала концепцию устойчивого развития – жизни без ущерба будущим поколениям. На её основе выросла «зелёная экономика», которая должна прийти на замену экспортно-сырьевой модели.
Что такое зелёная экономика
Зелёная экономика – это экономика, которая не влияет на природные активы. Концепция зелёной экономики поддерживает сохранение ресурсов и снижает негативное воздействие на природу. Рост качества жизни человека «соседствует» с ростом природного капитала. Это называют «зелёным ростом».
Цель зелёной экономики – повышать благополучие общества, уменьшая нагрузку на экосистему. Искать баланс между социальной политикой, экономикой и экологией.
Принципы зелёной экономики
- Принцип устойчивости. Общество должно признать, что ресурсы Земли ограничены. Поэтому их нужно использовать справедливо и искать способы переработки. Экономика не должна выходить за экологические рамки и при этом давать возможности для развития. Каждый сокращает отходы, сортирует мусор, экономит воду и использует вещи повторно.
- Принцип справедливости и достоинства. Природа должна охраняться везде, а качество экологии сохраняться для следующих поколений общими усилиями, а не за счёт друг друга. У любого должен быть доступ к воде и энергии.
- Принцип управления и гибкости. Экономика «прозрачна», а ответственность за загрязнение разделяется между странами, которые должны сокращать вредные выбросы. Экономическая система может адаптироваться под культурные особенности, но соблюдает общие природоохранные стандарты.
- Принцип здоровой планеты. Государство должно инвестировать в природу, восстанавливать её и поддерживать деградирующие области. Защищать экосистемы и биоразнообразие.
Этапы зелёной экономики
Чтобы такая экономика начала работать, государству нужно сделать несколько предварительных шагов:
- Сократить государственные инвестиции в экологически вредные отрасли и увеличить для них налоговые тарифы. Это ещё один принцип, который называют «загрязнитель платит», где система штрафов за вред природе обратит внимание бизнеса на «чистые» технологии.
- Инвестировать в отрасли зелёной экономики: сельское хозяйство, возобновляемые источники энергии, водоснабжение, отходы.
- Внедрить чистые и эффективные технологии в «коричневую» экономику (экономика, которая основана на ископаемых ресурсах), сократив ресурсозатратные методы производства.
- Ужесточить природоохранные законы.
Зелёная экономика и устойчивое развитие
Чтобы понять, как зелёная экономика помогает развиваться обществу, можно рассмотреть её конкретные направления.
Зелёная энергетика
Для зелёного роста экономики страны нужно постепенно переходить на альтернативные источники энергии на промышленном и бытовом уровнях.
Например, в Дании есть правила энергоэффективности для каждого дома и налоги для граждан за расход электричества. Около 30% от всей электроэнергии тут генерируют ветровые станции, и к 2050 году страна хочет совсем отказаться от ископаемого топлива в пользу энергии ветра, приливов, солнца и биомассы.
В другой североевропейской стране – Финляндии, решают проблему иначе. Они строят дома нулевого энергопотребления, которые потребляют столько же, сколько и вырабатывают. Такие здания берут энергию из возобновляемых источников, а хорошая изоляция сохраняет тепло.
Зелёная экономика и сельское хозяйство
Карта типов сельскохозяйственных культур в Тамбовской области.
Сельское хозяйство расходует 70% мировых запасов воды и выделяет 13% от общего объёма парниковых газов. Устойчивое развитие этой отрасли – это технологии обработки почвы, автоматизация труда, сотрудничество между малыми фермерствами и крупными производителями.
В России подобные проекты делает компания «Совзонд» по заказу Министерства сельского хозяйства. Они отслеживают состояния посевных площадей по снимкам из космоса и анализируют данные. Так можно узнать о влажности почвы, расположении сорняков и здоровье сельскохозяйственных культур.
Зелёная экономика и транспорт
Крытая велопарковка в Утрехте, Нидерланды.
Основное направление здесь – электрические автомобили, самокаты и велосипеды. Переход на этот вид транспорта снизит количество вредных выбросов, а велосипеды сэкономят место в городе. Но для них нужна инфраструктура: парковки, велодорожки, навигация.
В некоторых странах уже активно стимулируется переход на экологичный транспорт. Во Франции получают до €200 компенсации, если отказываются от машины, а в Германии водители платят налог за объём выбросов CO2.
Зелёные технологии
IT-технологии могут снизить мировые выбросы углерода на 15%. Производства внедряют интеллектуальные системы, которые отслеживают состояния конвейеров, реакторов и другого оборудования. Они контролируют эффективность предприятия, уровень загрязнения и объём отходов.
Но IT работает не только на заводах. Другой пример – мониторинг акул в мировых акваториях от некоммерческой организации OCEARCH . Цифровые передатчики помогают поддерживать биоразнообразие, отдавая информацию о перемещении, поведении и вымирании животных.
Зелёные финансы
Мирновская ветряная электростанция в Крыму
В основе зелёной экономики – грамотное налогообложение для контроля вредного влияния на природу и воспитания позитивных экологических привычек. Например, в Японии есть закон о покупке операторами электросетей только той энергии, которую получили из возобновляемых источников, а также «зелёная» надбавка к обычному тарифу за электроэнергию.
Второй важный момент – инвестиции. В частности, в России с 2019 года на Московской бирже работает «Сектор устойчивого развития» – платформа поддержки экопроектов, где на 7,5 млрд рублей и €500 млн выпустили «зелёные» облигации.
Зелёная экономика и туризм
Всемирная туристская организация говорит, что зелёный туризм должен беречь природные ресурсы, сохранять культурное наследие и приносить выгоду всем вовлечённым сторонам. В эту категорию попадают сельский туризм, веган-туры, «медленные путешествия».
Европа – лидер отрасли. Программа Hotel Energy Solutions во Франции, Германии, Испании подсказывает владельцам отелей, как сократить потребление электроэнергии и поэтапно перейти на альтернативные источники.
Международную сертификацию пляжей «Голубой флаг» тоже считают частью зелёной экономики.
Человек в зелёной экономике
Вакуумные мусоропроводы для сортированного мусора в Хельсинки, Финляндия.
Развитие инструментов зелёной экономики зависит не только от законопроектов сверху. Например, с 1998 года в США стало развиваться движение Zero Waste , которое получило массовое распространение уже в 2010-х. Суть этой философии – в сокращении отходов в повседневной жизни: покупка энергосберегающих лампочек, отказ от авто, использование многоразовых сумок в магазинах, сортировка мусора.
Страны-лидеры зелёной экономики
Южная Корея
Идея зелёного роста здесь – национальная стратегия. Зелёные виды транспорта, альтернативные источники пресной воды, переработка отходов – технологии применяют в разных секторах. Внимания достойны и зелёные платёжные карты, которые помогают пользоваться товарами на выгодных условиях, сделанными с экологическими инновациями. Жители копят баллы на карте, а потом тратят их на оплату ЖКХ, благотворительность и т.д.
В 2000-х гг. в Америке появилась программа реформирования экономики «Новый зелёный курс». В планах властей – пересесть на электромобили к 2030 году и полностью отказаться от углеводородов в 2050 году. Ещё в Америке есть программа добровольной маркировки. По ней узнают об энергоэффективности любых товаров или услуг.
Китай
В Поднебесной больше 20% электроэнергии получают из возобновляемых источников. Государственные вложения в такую энергетику превышают показатели Америки и Евросоюза. Китай занимает 40% на рынке экспорта солнечных батарей и 20% – ветряных установок. А ещё КНР запретил ввоз сразу 24 видов отходов.
Германия
Страна одна из первых ввела нацпрограмму «энергетического поворота» после трагедии на Фукусиме в 2011 году. 40% электроэнергии в стране вырабатывают зелёные источники (прежде всего, это ветряная энергия). К 2022 году Германия хочет отказаться от атомных станций, а к 2038 году от импорта угля.
Швеция
Страна известна своим отношением к мусору. На переработку в Швеции попадает 50% мусора, а 49% — сжигают для производства биоэнергии. Чтобы получить её ещё больше, здесь активно импортируют по 1,5 млн тонн отходов из Норвегии и Британии каждый год. Власти заявляют, что вскоре страна полностью откажется от нефти, угля, газа и ядерной энергии.
Швейцария
В этой стране больше 55% потребностей в электричестве покрывается гидроэнергией. К 2050 году здесь планируют сократить потребление природных ресурсов до показателя возобновляемости и уменьшить «экологический след» до среднего уровня по планете.
Зелёная экономика в России
Саяно-Шушенская гидроэлектростанция — крупнейшая по установленной мощности электростанция в России. Расположена на реке Енисей.
Развитие зелёной экономики в РФ идёт медленно по сравнению с другими государствами. Наша страна зависима от сырьевых ресурсов. Однако Россию можно назвать лидером в гидроэнергетике. Больше двухсот речных ГЭС вырабатывают до 20% всего электричества. В Мурманской области работает единственная в мире приливная электростанция, а на Дальнем Востоке есть пять геотермальных станций.
Есть и солнечная энергия: установки работают в десятке регионов (самая мощная – в Крыму). Ветряных электростанций в России пока мало – всего 16.
В 2019 году на пять лет утверждён национальный проект «Экология». По нему хотят ликвидировать несанкционированные городские свалки, снизить вредные выбросы в атмосферу на 20% и «оздоровить» Волгу и Байкал. В эту программу также вошли проекты по сохранению биологического разнообразия и лесов России.
Для организации раздельного сбора мусора во дворах запущен общенациональный проект «ЭкоДвор».
Источник
Проблемы перехода к зеленой экономике на международном уровне
Для перехода к «зеленой» экономике потребуются особые условия. Эти благоприятные условия включают в себя состояния, в которых находятся национальные экономики стран, внутреннюю и внешнюю политику, субсидии и стимулы, а также международную рыночную и правовую инфраструктуру, торговлю и техническую помощь развивающимся странам. В настоящее время благоприятные условия в значительной степени созданы и стимулируют доминирующую коричневую экономику, которая чрезмерно зависит от ископаемых видов топлива, истощает ресурсы и ухудшает состояние окружающей среды.
Высокий уровень субсидирования может отрицательно сказаться на переходе и использованию экологически чистой энергии, в то же время, способствуя увеличению выбросов парниковых газов. Напротив, благоприятные условия для зеленой экономики могут проложить путь к успеху государственных и частных инвестиций в озеленение экономики. В 2010 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций составила список таких благоприятных условий на национальном уровне:
- изменения в налогово-бюджетной политике;
- реформа и сокращение экологически вредных субсидий;
- использование новых рыночных инструментов;
- нацеливание государственных инвестиций на ключевые сектора зеленой экономки;
- переход к устойчивым государственным закупкам;
- совершенствование природоохранных норм и правил, а также их соблюдение.
На международном уровне имеются также возможности для расширения рыночной инфраструктуры, улучшения торговли, а также помощи и содействия более широкому международному сотрудничеству.
Некоторые страны достигли высокого уровня развития человеческого потенциала, но за счет своей базы природных ресурсов, эксплуатации окружающей среды и высоких выбросов парниковых газов. Задача этих стран заключается в сокращении их выбросов парниковых газов на душу населения без ущерба для качества жизни. В других странах по-прежнему сохраняется относительно низкий уровень загрязнения на душу населения, однако им необходимо предоставлять своим гражданам более высокий уровень материального благосостояния. Их задача заключается в том, чтобы сделать это без существенного увеличения их экологической нагрузки на природу.
Эксперт Паван Сухдев подчеркнул, что есть два необходимых условия, которые необходимо решить. Первое – это международная политическая архитектура, которая включает в себя развитие глобальных рынков углерода и экосистемных услуг. Политика необходима для развития и передачи технологий, а также для международной торговли, помощи и координации.
Второе необходимое условие – в области внутренней политики. К ним относятся демонтаж субсидий ископаемым видам топлива, введение налогов и политики, стимулирующих использование возобновляемых источников энергии, совершенствование природоохранного законодательства, содействие комплексному управлению пресной водой, разработка политики надлежащего землепользования для городских и сельскохозяйственных районов, мониторинг и учет экосистемных услуг.
Переход к зеленой экономике требует многостороннего и многосекторального подхода. Даже если правительство предпринимает усилия для увеличения инвестиций в такие секторы экономики, как возобновляемые источники энергии, устойчивое сельское хозяйство, туризм, управление водными ресурсами, преобразования в этих секторах должны быть тесно связаны с борьбой с нищетой и добиваться позитивного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, занятость и внешнюю торговлю.
Переход к зеленой экономике имеет два одинаково важных аспекта: озеленение коричневой экономики и зеленый рост. Любой коричневый экономический сектор можно «озеленять», в том числе путем внедрения чистых, эффективных и инновационных технологий. Зеленый рост должен стимулироваться инвестициями в новые экологически чистые отрасли.
Учитывая разнообразие мира, в котором мы живем, а также уникальность национальных условий и приоритетов развития каждой страны, нет единой модели или пути к зеленой экономике. Однако для всех стран переход к зеленой экономике потребует крупных структурных и технологических изменений в масштабах всей экономики или, по крайней мере, озеленения ключевых секторов, таких как энергетика, городская инфраструктура, транспорт, промышленность и сельское хозяйство. Это также будет включать «экологизацию» инвестиций на национальном и глобальном уровнях, создание зеленых рабочих мест через новые зеленые секторы, а также поддержку и содействие зеленой торговле на международном уровне посредством национальной и международной политики.
Риски структурных изменений являются одной из важнейших проблем. Не все изменения и воздействия будут положительными. Поскольку мир движется к зеленой экономике, и спрос на экологически чистые товары увеличивается, спрос на экологически вредные товары, конечно же, понизится. Каким бы ни был общий глобальный баланс последствий, некоторые страны будут страдать от ухудшения условий торговли в условиях перехода к зеленой экономике, а некоторые фирмы пострадают от потери рынков. Возможно, наиболее изученным примером является воздействие мер реагирования на изменение климата для нефтедобывающих государств.
Но масштабы и характер воздействий определяются не только экономической структурой страны. Они также во многом зависят от выбора политики в этой стране. Правильная социальная политика может помочь смягчить переход и облегчить адаптацию для тех, кто потерял работу и доход. И промышленная политика, направленная на стимулирование конкурентоспособности в секторах, важных для зеленой экономики, может помочь поменять характер воздействий с отрицательного на положительный.
Еще одна категория мер, которая может быть проблематичной, поскольку они могут использоваться для преднамеренной защиты и поощрять отечественные зеленые отрасли. Таких мер относительно немного:
- поддержка зеленых секторов;
- поддержка НИОКР для внутренних зеленых секторов;
- регламенты, стандарты и запреты;
- экологические сборы и налоги на транспорт.
Поддержка зеленых секторов осуществляется в виде инвестиционных стимулов, таких как кредиты с низким процентом, прямые гранты, финансирование экспортных кредитов, налоговые льготы, субсидии на земельные участки с пониженной стоимостью и другие формы стимулирования. Часто такая поддержка обеспечивается использованием внутренних ресурсов или передачей технологии – всеми мерами, направленными на укрепление внутреннего потенциала в своей экономике.
В той мере, в какой такие меры окажутся успешными, они могут действительно иметь неблагоприятные последствия для иностранных конкурентов, особенно тех, правительства которых не в состоянии понести такие расходы. Некоторые виды поддержки запрещены соглашением Всемирной Торговой Организации (ВТО) о субсидиях и компенсационных мерах. С другой стороны, определенная поддержка может быть эффективной в укреплении внутреннего потенциала. Кроме того, если это приведет к появлению способных новых глобальных новаторов и конкурентов в этих секторах, такая поддержка может создать глобальные экологические выгоды.
Таким образом, ряд стран действительно использует эти инструменты, направленные именно на развитие экологически чистых отраслей. Учитывая суровость законодательства ВТО и все остальные факторы, нет ничего близкого к международному соглашению относительно уместности такой поддержки, которую либерально предоставляют как развитые, так и развивающиеся страны.
Еще одна проблема может заключаться в том, что все страны будут рассматриваться одинаково. Уровни и этапы развития стран должны быть полностью учтены, а приоритеты и условия развивающихся стран приняты во внимание. Следует соблюдать принцип общей, но дифференцированной ответственности. Таким образом, при рассмотрении различных принципов, политики и целевых показателей следует предоставить адекватные гибкие возможности и особый режим для развивающихся стран, таких как льготы, предоставление более мягких обязательств и предоставление финансирования, технологий.
Другой риск заключается в том, что окружающая среда может использоваться как замаскированный метод для стран в целях содействия доступу своих товаров и услуг на рынки других стран. Существует опасение, что концепция зеленой экономики может использоваться для меркантилистских интересов отдельных стран.
Например, развивающиеся страны в ВТО выразили озабоченность в отношении того, что некоторые развитые страны пытаются заставить их устранить тарифы на многие товаров, которые, по утверждению развитых стран, являются «экологическими товарами». Переговоры в ВТО увязли в определении экологических товаров. По мнению развивающихся стран, перечень товаров, предлагаемых для либерализации тарифов, отражает продукты, представляющие интерес для экспорта развитых стран, тогда как продукция развивающихся стран отсутствует. Развивающиеся страны выступают против значительного сокращения или и вовсе отмены тарифов на «экологические товары», поскольку они хотят сохранить возможность производить эти товары, а их производства нуждаются в защите, по крайней мере, первоначально.
Одним из примеров являются предложения или планы по введению «углеродного тарифа» или «корректирующего пограничного налога на импорт» на продукты на том основании, что произведенные выбросы углекислого газа в процессе производства таких продуктов выше определенного уровня или что страна-экспортер не имеет стандарты, который страна-импортер считает адекватным.
Еще одна проблема многих развивающихся стран заключается в том, что некоторые развитые страны предоставляют своим компаниям крупные субсидии на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы над созданием экологически безопасных технологий. Это ставит развивающиеся страны в невыгодное положение, так как они не располагают финансовыми ресурсами, достаточными для субсидий какие могут позволить себе развитые страны. Учитывая этот несправедливый дисбаланс в субсидиях, развивающиеся страны и их фирмы будут в еще худшем конкурентном положении, если им придется снизить свои тарифы на экологические продукты.
Еще одной из важных проблем при переходе к зеленой экономике является проблема прав интеллектуальной собственности и, в частности, патентов – инструмента политики, который горячо обсуждался на протяжении более ста лет. Несмотря на то, что был проведен достаточный (но безрезультатный) анализ того, насколько сильно права интеллектуальной собственности стимулируют торговлю и инвестиции, и международные последствия для распределения технологий, ключевым вопросом в отношении «зеленой» экономики является то, как они могут помочь или помешать странам получить, доступ к более чистым технологиям.
Одна из основных проблем заключается в следующем: готовность вкладывать средства в инновации в какой-то мере зависит от того, как продукты этой инновации защищены от дешевой имитации. Это особенно справедливо для тех технологий, где затраты на исследования и разработки высоки, а стоимость имитации низкая. Таким образом, ключевая цель – сбалансированность – найти точку, в которой защита обеспечивает стимулы для инноваций, но не чрезмерно ограничивает их распространение.
Итак, систематизируя и структурируя проблемы перехода к зеленой экономике, можно сделать следующий вывод: именно международные соглашения должны стать ключевым инструментом для перехода к зеленой экономике. Но эти соглашения должны действительно работать, чтобы преодолеть все барьеры на международном уровне.
Как можно было убедиться, рассматривая каждую проблему по отдельности, все проблемы можно решить, если есть баланс. Баланс в экономических методах стимулирования, в мерах регулирования, в возможностях. Но достичь такого баланса крайне затруднительно. Именно международные соглашения могут помочь добиться этого баланса, но и заставить их работать тоже непросто. Чтобы международные соглашения выполняли свои задачи, необходимо добиться выполнения обязательств всеми странами соглашения и найти рычаги давления на те страны, которые не выполняют свои обязательства, и тем самым ставят под угрозу будущее планеты.
Источник