Государства участники крестовых походов
Крестовые походы
Предпосылки крестовых походов и их характер
Крестовые походы представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья, продолжавшиеся почти два столетия — с 1096 по 1270 г. Их организатором являлась католическая церковь, которая придала им характер религиозных войн — борьбы христианства против мусульманства.
Крестовые походы были порождены в первую очередь ростом агрессивности западноевропейских феодалов, их стремлением к захвату богатых земель на Востоке, к увеличению собственных доходов и богатств.
В крестовых походах была заинтересована также католическая церковь, добивавшаяся расширения сферы своего влияния посредством подчинения восточных земель.
Положение, сложившееся к концу XI в.
на Востоке, благоприятствовало осуществлению захватнических планов западноевропейских феодалов и церкви.
В результате агрессии соседних стран Алексей I вынужден был обратиться к некоторым государям Западной Европы с просьбой о помощи. С этой же целью он направил послов и к папе Урбану II (1088—1099). Просьбы Алексея Комнина дали западноевропейским феодалам и церкви удобный предлог для осуществления их захватнических замыслов.
Папство, преследуя свои политические цели, открыто выступило с призывом к вооруженному нападению на мусульманский Восток.
Общий характер, непосредственные военно-стратегические задачи и состав участников крестовых походов на разных этапах были различны.
Мелкое рыцарство, испытывавшее в конце XI в. острый недостаток в земле и стесненность в денежных средствах, стремилось к захватам поместий и грабежам в восточных странах.
Крупные феодалы, ограниченные в возможностях существенно повысить доходы за счет податного населения, рассчитывали добиться увеличения своих владений и вместе с тем усиления своего политического влияния путем создания на Востоке новых, подвластных им государств.
Напротив, крестьяне, доведенные до отчаяния непомерным феодальным гнетом, отправляясь «за море», надеялись обрести в дальних странах свободу от зависимости и материальный достаток, избавиться от мучительных голодовок и произвола сеньоров. В крестовых походах активно участвовало купечество северо-итальянских городских республик: Венеции, Генуи, Пизы, — имевшее намерение расширить и упрочить свои позиции в левантийской (восточно-средиземноморской) торговле.
Первый крестовый поход и государства крестоносцев на Востоке
В ноябре 1095 г.
папа Урбан II созвал церковный собор во французском городе Клермоне. По окончании собора он выступил с речью перед огромными толпами простого народа, рыцарей и духовенства, призывая взяться за оружие, чтобы вырвать из рук «неверных» «гроб господень». Призыв Урбана II нашел живой отклик среди собравшихся. Его речь прерывалась криками: «Бог так хочет!» Многие тут же давали обет идти в поход, в знак чего нашивали на одежду кресты.
После Клермонского собора проповедь войны с «неверными» развернули епископы, священники и монахи.
Наибольшую популярность среди простого народа приобрел монах Петр Амьенский (Пустынник), призывавший к участию в походе простой народ в Северной и Средней Франции, а также в прирейнской Германии.
Под влиянием его проповедей ранней весной 1096 г. десятки тысяч бедняков поднялись на «святое паломничество». Нестройными толпами, вооруженные лишь дубинками, косами, топорами, без запасов продовольствия участники похода шли вдоль Рейна и Дуная и далее на юг к Константинополю. Местное население давало энергичный отпор неожиданным пришельцам.
Крестоносцы несли большие потери.
Сильно поредевшее крестьянское войско летом 1096 г. прибыло в Константинополь. Здесь оно повело себя столь же разнузданно. Алексей Комнин поспешил переправить крестьян на другой берег Босфора, в Малую Азию. Не ожидая подхода основных сил рыцарей-крестоносцев, бедняки устремились вперед. В октябре 1096 г. сельджукское войско заманило крестьянские отряды в засаду и почти полностью перебило их.
Летом того же года двинулись на Восток армии западноевропейских феодалов.
Рыцари хорошо вооружились и запаслись припасами и деньгами, распродав или заложив часть своих владений, которые охотно скупали епископы и аббаты, расширявшие таким образом церковные поместья.
Феодальные войска не представляли единого целого.
Отдельные отряды почти не были связаны между собой. Каждый сеньор отправлялся в поход со своей дружиной. За рыцарскими ополчениями следовали огромные толпы крестьян. Отряды шли разными путями; одни — по рейнско-дунайской дороге, другие — берегом Адриатики, третьи — через Италию, откуда морем переправлялись на Балканский полуостров.
В конце 1096 — начале 1097 г. крестоносные отряды начали прибывать в Константинополь. Император Алексей I, стремился использовать силы крестоносцев к выгоде Византии.
Лестью, подкупом и угрозами Алексей I добился от большинства сеньоров и рыцарей вассальной присяги: они обязались вернуть империи ее земли, которые будут отвоеваны у турок. После этого Алексей I переправил рыцарские отряды в Малую Азию. Отсутствие политической сплоченности среди мусульман облегчило продвижение крестоносцев.
В начале — 1098 г.
предводитель одного из рыцарских отрядов Балдуин Фландрский завладел богатым городом Эдессой (в Северной Месопотамии) и основал первое государство крестоносцев — графство Эдесское. Тем временем главное войско крестоносцев вступило в Сирию и осадило Антиохию — один из самых крупных и хорошо укрепленных городов Восточного Средиземноморья. Феодалы согласились передать власть в нем Боэмунду Тарентскому.
Так было основано второе государство крестоносцев — княжество Антиохийское. Из Сирии войско двинулось в Палестину. Летом 1099 г. крестоносцы штурмом взяли Иерусалим, учинив в городе дикую резню и разгром.
К началу XII в. на Востоке образовалось четыре государства крестоносцев: на территории Южной Сирии и в Палестине — королевство Иерусалимское во главе с Годфридом Бульонским, к северу от него — графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское.
Поделив между собой новые владения, крестоносцы установили в них феодальные порядки, во многом схожие с теми, которые существовали на их родине.
В основе политического строя крестоносных государств лежала феодальная иерархия. Первым среди сеньоров считался король — Иерусалимский. В вассальной зависимости от него находились три остальных государя, но фактически они были самостоятельны.
Государства крестоносцев были очень непрочными. С целью упрочения положения крестоносных владений вскоре после Первого крестового похода были созданы особые организации — духовно-рыцарские ордены: тамплиеров (или храмовников) и иоаннитов (или госпитальеров).
Ордены были полувоенными – полумонашескими объединениями. Задачей орденов являлась оборона и расширение владений крестоносцев, а также подавление выступлений честного населения. Ордены имели строго централизованное устройство.
Они возглавлялись великими магистрами и подчинялись непосредственно папе, не завися от местных властей; они пользовались множеством привилегий и со временем стали богатейшими землевладельцами не только на Востоке, но и в Западной Европе.
Второй и третий крестовые походы
В XII в. началось сплочение мусульманских княжеств, в результате чего крестоносцы стали терять свои владения. В 1144 г. правитель Мосула завладел Эдессой. В ответ на это был предпринят Второй крестовый поход (1147— 1149).
Его главным вдохновителем выступил один из самых реакционных деятелей католицизма того времени аббат Бернар Клервоский. Поход, возглавляемый французским королем Людовиком VII и германским королем Конрадом III, потерпел полнейшую неудачу. Немецкие крестоносцы были наголову разбиты сельджуками в Малой Азии; французские крестоносцы безуспешно пытались взять Дамаск, но, ничего не добившись, бесславно вернулись в Европу.
Во второй половине XII в.
произошло объединение Египта, части Сирии и Месопотамии. Во главе нового государства (с центром в Египте) стал султан Салах-ад-Дин (Саладин).
В 1187 г. он завладел Иерусалимом.
Это послужило поводом к Третьему крестовому походу (1189— 1192), в котором участвовали феодалы Германии, Франции и Англии. Во главе крестоносцев стоял германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский Ричард I Львиное Сердце.
Фридрих I, имевший агрессивные намерения в отношении Византии, заручился поддержкой ее главнейшего противника на Востоке — иконийского султана, враждовавшего с Салах-ад-Дином, в ответ на что Византийская империя вступила в союз с последним.
По прибытии в Палестину крестоносцы осадили Акру, которой овладели только в 1191 г. В самый разгар военных действий Филипп II уехал в Европу, где заключил союз с Генрихом VI против Ричарда I. Английский король, безуспешно пытавшийся вернуть Иерусалим, в конце концов добился у Салах-ад-Дина лишь некоторых уступок: за крестоносцами сохранялась прибрежная полоса от Тира до Яффы.
Паломникам и купцам разрешалось в течение трех лет посещать Иерусалим, оставшийся под властью Египта. Столицей Иерусалимского королевства стала Акра.
Четвертый крестовый поход (1202—1204)
Он был начат по призыву папы Иннокентия III (I198—1216). Первоначально намечалось направиться в Египет, однако закончился поход захватом Константинополя и разгромом Византийской империи. Решающую роль в изменении направления похода сыграла Венеция, к которой, не имея собственного флота, обратились крестоносцы.
Купеческая олигархия, стоявшая во главе Венецианской республики, решила воспользоваться этим для утверждения собственных позиций в Византии.
Осадив Константинополь летом 1203 г, крестоносцы добились восстановления на престоле императора Исаака II. Однако, когда он не смог уплатить им целиком сумму, обещанную за помощь крестоносцы в апреле 1204;г. штурмом взяли город и подвергли его жестокому разгрому.
Последние крестовые походы
было предпринято еще несколько крестовых походов, однако они фактически ничего не изменили в положении дел на Востоке. Во время Пятого крестового похода (1217—1221) немецким, английским, голландским и венгерским крестоносцам удалось после продолжительной осады взять важную крепость, являвшуюся ключом к Египту, Однако внутренние раздоры и неумелое командование привели затем к военным неудачам, заставившим рыцарей покинуть страну.
Шестой крестовый поход (1228—1229) возглавил император Фридрих II, в войске которого находились немецкие, французские, английские и итальянские рыцари.
Направившись в Сирию, Фридрих II воспользовался войной Египта с Дамаском и заключил с султаном договор, по которому получил Иерусалим и некоторые другие города в Палестине.
За это он обязался поддерживать султана против его врагов на Востоке. Однако в 1244 г. мусульмане снова захватили Иерусалим.
Вскоре после этого папа Иннокентий IV организовал Седьмой крестовый поход (1248—1254), направленный против Египта.
Его участниками были главным образом французские рыцари под предводительством короля Людовика IX, стремившегося обеспечить Франции более твердые позиции в Северной Африке, с которой были связаны торговыми отношениями города Южной Франции. Поход закончился полной неудачей. Таков же был результат Восьмого крестового похода (1270) под предводительством того же Людовика IX. Флот крестоносцев двинулся на этот раз в Тунис.
Вскоре после высадки на берег среди крестоносцев вспыхнула эпидемия, от которой погиб и сам король.
После этой неудачи призывы папства к новым крестовым походам не имели успеха. Одно за другим владения крестоносцев на Востоке переходили к мусульманам: в 1268 г. Египет захватил Антиохию, в 1289 г. — Триполи, в 1291 г. пала последняя опора крестоносцев на Востоке — Акра.
Причины упадка и последствия крестоносного движения
Главной причиной упадка крестоносного движения к концу XIII в.
были социально-экономические и политические перемены в Западной Европе. В связи с общим подъемом производительных сил губительные последствия стихийных бедствий несколько уменьшились. Крепостные не видели больше необходимости искать спасения от феодального гнета за морем. В то же время претерпело изменения и положение рыцарства. С укреплением королевской власти реже происходили феодальные усобицы. Мелкие рыцари стали предпочитать рискованным походам на Востоке службу в королевском войске.
Наконец, стимулы к участию в крестовых походах исчезли и у купечества: венецианцы, генуэзцы, провансальцы, каталонцы, предпочитали заключать торговые соглашения с государями Леванта.
Таким образом, в XIII—XIV вв. у всех общественных классов и слоев Запада, принимавших ранее активное участие в крестовых походах, интерес к ним понизился.
Тем не менее крестовые походы оказали известное влияние на дальнейшее общественно-политическое развитие Западной Европы, Пребывание на Востоке, знакомство с высокой культурой бытом заморских стран во многом изменили образ жизни западноевропейских феодалов привели к росту их потребностей, а следовательно, и к стремлению иметь больше денег.
Это стимулировало начавшийся во многих странах Европы процесс перехода к денежной форме ренты. Одним из наиболее важных последствий крестовых походов было ослабление позиций Византии и арабов в торговле Восточного Средиземноморья и усиление в ней роли европейских купцов (особенно Венеции и Генуи). Наконец, на европейских странах сказалось также влияние более высокой в то время восточной техники и культуры.
Предпосылки и характер крестовых походов.
Предпосылки и характер крестовых походов.Крестовые походы — это военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн, под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман, либо обращения язычников или еретиков в католичество.
Классической эпохой Крестовых походов считают конец XI—XIII вв., однако попытки возродить их предпринимались до конца средневековья, а использование символики и атрибутов крестоносного движения характерно и для нового времени, вплоть до современности.
Первые крестовые походы отличались массовым характером и стихийностью.
Помимо крупных сеньоров и рыцарей из разных стран в них принимали участие крестьяне и купечество североитальянских и южно-французских городов. Постепенно социальная база движения сужалась и они все более становились чисто рыцарскими экспедициями. Крестовые походы конца XII—XV вв. часто организовывались монархами крупных государств Западной Европы при поддержке пап и итальянских морских республик, прежде всего Венеции.
Термин Крестовые походы появился не ранее 1250 г.
и стал общепринятым с XVII—XVIII столетий. Участники первых Крестовых походов, нашивавшие на одежды знак креста, называли себя пилигримами, а походы — паломничеством (peregrinatio), деяниями (gesta) или экспедицией (expeditio), священной дорогой (via sacra).
Причинами походов был большой комплекс экономических, социальных, внешнеполитических и религиозно-психологических факторов. Начавшийся рост товарно-денежных отношений в странах Западной Европы усиливал расслоение традиционных структур общества, порождал, с одной стороны, рост материальных потребностей феодальной верхушки, с другой — непривычную нестабильность.
Право майората, когда лишь старшие сыновья знатных сеньоров получали отцовские фьефы, а младшие должны были сами заботиться о приобретении домена и средств к жизни, содействовало росту агрессивных настроений рыцарской
молодежи. Борьба за землю и за крестьян приводила к файлам
кровавым столкновениям знатных родов и кланов, а возможности испомещения за счет внутренней колонизации становились все более и более ограниченными.
Постепенно укоренялось представление, что истинный источник богатств находится на Востоке.
Итальянские купцы из Венеции, Бари, Амальфи, позднее — Пизы и Генуи привозили на Запад из Византии и с Леванта драгоценности и специи, шелковые ткани, парадное вооружение и многие предметы роскоши.
Люди начали верить в то, что овладеть богатствами Востока (неверного, враждебного, но столь притягательного) — дело отнюдь не невозможное и даже богоугодное. Первые успехи Реконкисты на Пиренеях уже готовили почву для еще более широких движений под лозунгом священной войны ради Господа. Эта идея была привлекательна не только для знати, но и для части горожан и крестьян, надеявшихся на освобождение от сеньориального гнета и получение новых земель.
Демографический подъем, переживаемый Европой, не был решающим фактором Крестовых походов, как иногда утверждается, но он создал возможности участия значительных масс народа в дальних экспедициях.
Римско-католическая церковь сыграла большую роль в подготовке Крестовых походов, дав им не только лозунги и оформление, но и саму нравственную и психологическую, а нередко и материальную основу. К концу XI в. папство уже могло опираться на положительные результаты Клюнийского движения, рационализацию хозяйства монастырей и укрепление авторитета церкви, достигнутого в борьбе с симонией, невежеством духовенства, посягательством светской власти на церковное имущество.
Но сам канун Крестовых походов был тяжелым временем смут и голода («семь тощих лет»), эпидемий чумы и других болезней, косивших обессиленный люд в Лотарингии и Германии, Англии и Брабанте. К этому добавлялись и стихийные бедствия, особенно небывало суровые зимы и наводнения в Северной Европе в 1089—1094 гг.
Бегство крестьян от сеньоров принимало все более угрожающий характер.
Росла религиозная экзальтация, усилились крайние проявления аскетизма, отшельничества. Во всей Европе распространялись апокалиптические ожидания скорого конца света. Ждали Божьей кары за грехи, раздавались призывы проповедников покаянием, посещением Святой Земли и особым религиозным подвигом достичь спасения.
Благочестивые паломничества в Иерусалим становились массовым явлением. Возвращавшиеся пилигримы распространяли преувеличенные слухи о преследовании христиан
Государства крестоносцев на Бляжвем Востоке
Редкой штриховкой показана территория крестоносных государств в период их наибольшей экспансии (X1-XI1 вв.): частой штриховкой — в первой половине XIII в.; указаны годы установления и падения власти крестоносцев
возмущение рядовых участников заставило их продолжить поход.
15 июля 1099 г. Иерусалим был взят приступом. Три дня победители грабили его, учинив невиданную резню жителей и защитников. Взятие Иерусалима вызвало бурное ликование на Западе. И хотя многие рыцари затем возвратились в Европу, новые массы людей двинулись в 1100-1101 гг. на Восток на подмогу Христову воинству. «Франки» (В основном ломбардские рыцари) сумели взять у сельджуков Анкару (ее возвратили Византии), но затем потерпели ряд поражений и не оказали существенного влияния на судьбы Святой Земли.
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ, военно-колонизационные движения западноевропейского рыцарства, горожан, части крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом борьбы за освобождение христианских святынь в Святой земле из-под власти мусульман. Инициатором и вдохновителем крестовых походов была Римско-католическая церковь.
Участники крестовых походов, именовавшие себя пилигримами, нашивали на одежды знак креста, отсюда их название — крестоносцы.
Предпосылками крестовых походов явилось сочетание социально-экономических, демографических, политических и религиозных факторов: развитие городов и товарно-денежных отношений, рост населения в Западной Европе, ускорившие процессы расслоения в обществе, широкое распространение мистических настроений, обострение борьбы между феодальными сеньорами за землю, резкое изменение военно-стратегической ситуации на Ближнем Востоке.
Основная движущая сила крестовых походов — рыцарство. Охваченные религиозным порывом, воодушевлявшим участников первых крестовых походов и умело использовавшимся папством, крестоносцы руководствовались и сугубо практическими целями. Мелкое рыцарство стремилось приобрести на Востоке поместья, разбогатеть. Крупные сеньоры добивались создания собственных государств и владений.
Крестьяне надеялись обрести за морем свободу от феодальных повинностей и материальный достаток. Купечество и значительная масса населения средиземноморских городов и городских республик — Пизы, Венеции, Генуи, Марселя, Барселоны намеревались захватить выгодные позиции в торговле на Ближнем Востоке. Римско-католическая церковь, дав крестовым походам идеологическое обоснование как священным войнам за освобождение Гроба Господня в Иерусалиме от «неверных» и ради помощи христианам на Востоке, беря крестоносцев под особое покровительство, желала как укрепить своё влияние на Западе, так и утвердить его в завоёванных землях.
Реклама
Поводом к началу крестовых походов послужило завоевание турками-сельджуками в 1070-1080-е годы Сирии и Палестины, захват ими, после разгрома византийских войск в битве при Манцикерте (1071), большей части Малой Азии и обращение византийского императора Алексея I Комнина к ряду западноевропейских государей с просьбой о помощи.
Первый крестовый поход (1 096-99). 27.11.1095 с проповедью крестовых походов на церковном соборе в г.
Клермон выступил папа Урбан II, обещавший пилигримам многие привилегии и отпущение грехов. Монахи, среди которых особую популярность приобрёл проповедник Пётр Амьенский (Пустынник), широко распространили эту идею в народе. Весной 1096 года началось «святое паломничество» почти безоружной крестьянской бедноты на Восток.
После длительного и тяжёлого перехода деморализованное крестьянское войско было истреблено сельджуками в сентябре 1096 года близ Никеи. Летом 1096 в поход выступили французские и южно-итальянские рыцари, шедшие отдельными отрядами во главе с лотарингским герцогом Готфридом Бульонским и его братом Балдуином (Бодуэном), нормандским князем Боэмундом Тарентским, графом Раймондом Тулузским (Раймундом де Сен-Жилем). Заключив союзный договор с византийским императором Алексеем I, они переправились в Малую Азию и нанесли ряд поражений сельджукам.
19.6.1097 капитулировала Никея (отошла к Византии), в 1098 были взяты Эдесса и, после длительной осады и тяжёлой обороны от подошедших войск эмира Кербоги, — Антиохия, ставшие столицами первых государств крестоносцев — одноимённого графства и княжества. В 1099 штурмом взят Иерусалим, с 1100 столица Иерусалимского королевства, в вассальной зависимости от которого находились остальные государства крестоносцев. Его правителем стал Готфрид Бульонский, а после его смерти в 1100 рыцари избрали первым королём его брата Балдуина (Бодуэна), графа Эдессы.
В 1101-24 продолжались захваты земель Сирии и Палестины крестоносцами. В 1109 году было образовано графство Триполи.
Второй крестовый поход (1147-49) был предпринят в ответ на захват сельджуками Эдессы в 1144 году.
Он возглавлялся французским королём Людовиком VII и германским королём Конрадом III; закончился поражением немецких крестоносцев и неудачей французов, безуспешно пытавшихся взять Дамаск.
Третий крестовый поход (1189-92) был вызван полным разгромом Иерусалимского королевства и захватом его столицы египетским султаном Салах ад-Дином в 1187. Предводители похода — император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце, враждовавшие между собой.
Взяв Иконий (ныне Конья), Фридрих I погиб в 1190 году в Киликии при переправе через горную реку, его войско распалось. Англичане и французы в 1191 году взяли порт Акра, после чего Филипп II отбыл на родину. Ричард Львиное Сердце в 1191 завоевал отпавший ранее от Византии Кипр, ставший затем самостоятельным королевством (1192-1489), а в 1192 подписал с Салах ад-Дином мир, по условиям которого за Иерусалимским королевством сохранялось побережье от Тира до Яффы.
Иерусалим отвоевать не удалось.
Четвёртый крестовый поход (1202-04) планировался папой Иннокентием III против Египта. Его участниками стали Венеция, французские, немецкие и фламандские рыцари, а предводителем маркиз Монферрата Бонифаций.
Прибыв в Венецию, западноевропейские рыцари не смогли уплатить венецианцам деньги на снаряжение флота, предусмотренные первоначальным договором. Ради отсрочки долга вожди похода согласились на захват по пути следования г. Задар, на владение которым претендовала Венеция, но в те годы он принадлежал венгерскому королю.
В 1202 году Задар был взят крестоносцами и передан Венеции.
Согласившись на просьбу о помощи в восстановлении на троне византийского царевича Алексея IV Ангела, чей отец Исаак II Ангел был низложен и ослеплён в 1195 году, в обмен на обещание 200 000 марок серебром и участие в походе в Святую землю, Бонифаций Монферратский при содействии дожа Венеции Энрико Дандоло направил поход к Константинополю.
Высадившись в Галате, в июле 1203 года крестоносцы ворвались в подожжённый Константинополь и восстановили на престоле Исаака II и его сына Алексея IV. Последние не смогли выполнить условий договора и потеряли власть в результате переворота Алексея V Дуки.
Крестоносцы приняли решение овладеть Византией и разделить её между собой. 12.4.1204 Константинополь взят штурмом и подвергнут грабежу. Многие его памятники были разрушены, церкви осквернены, сокровища и реликвии вывозились на Запад. Крестоносцам не удалось завоевать всю территорию Византии. Ими были образованы Латинская империя с центром в Константинополе (1204-61), императором был избран фландрский граф Бодуэн (Балдуин I), Фессалоникское королевство (1204-24) во главе с Бонифацием Монферратским, Морейское княжество на Пелопоннесе (1205-1432), Афинское герцогство (1205-1456) и др.
Ряд кварталов в Константинополе, многие территории в Эгейском море, включая города Корон и Модон, острова Эвбея и Крит, достались венецианцам. Греческая церковь на завоёванных землях была поставлена под контроль папства, патриархом Константинопольским был избран католический прелат венецианец Томмазо Морозини.
4-й крестовый поход, направленный против христиан, ознаменовал глубокий кризис крестоносного движения, привёл к углублению раскола церквей, усилив неприятие унии греческим клиром и населением.
Пятый крестовый поход (1217-21) против Египта, в организации которого участвовали венгерский король Эндре II, австрийский герцог Леопольд VI, король Кипра Гуго I Лузиньян и правители государств-крестоносцев, закончился безрезультатно.
Крестоносцам не удалось удержать взятый г. Дамьетта и, окружённые войском Айюбидов, они должны были капитулировать.
В ходе шестого крестового похода (1228-29) возглавлявший его император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен сумел путём мирных переговоров ненадолго вернуть Иерусалим (1229-44).
Седьмой крестовый поход (1248-54) против Египта и восьмой крестовый поход (1270) против Туниса, подготовленные французским королём Людовиком IX Святым, закончились разгромом армий крестоносцев.
В 1291 последние владения крестоносцев в Сирии и Палестине были завоёваны султаном Египта.
Попытки организовывать крестовые походы на Восток предпринимались и в 14-15 веках. Это так называемые поздние крестовые походы, главным образом против турок-османов.
Войско крестоносцев во главе с венгерским королём Жигмондом I Люксембургом (Сигизмундом I) было разгромлено османами в Никопольском сражении (1396). Войско во главе с королём Польши и Венгрии Владиславом III и трансильванским воеводой Яношем Хуньяди после ряда успехов было истреблено османами в битве при Варне (1444).
В ходе крестовых походов были образованы духовно-рыцарские ордена: в начале 12 века — иоаннитов (госпитальеров), около 1118 — тамплиеров (храмовников), в 1198 — Тевтонский орден Девы Марии (перемещён в Прибалтику в начале 13 века).
Крестовые походы лишь на короткое время достигли своей прямой цели — освобождения от власти мусульман Гроба Господня (Святой земли). Они привели к большим людским и материальным потерям, к установлению на территории Сирии, Палестины, бывшей Византии — Латинской Романии — более сурового, чем ранее, сеньориального режима.
Крестовые походы усилили миграционные процессы, содействовали образованию торговых факторий западноевропейских городов на Ближнем Востоке и росту товарообмена между Европой и Левантом. В результате крестовых походов, благодаря оттоку на Восток наиболее «мятежного» элемента, укрепилась централизация ряда государств Западной Европы. Походы способствовали прогрессу военного дела в Европе, стимулировали строительство военных и транспортных судов, в том числе скоростных и значительно большего водоизмещения, внедрению новых видов вооружения.
В форме крестовых походов осуществлялись Реконкиста на Пиренеях, завоевание и колонизация славянских земель 12-13 века, Альбигойские войны во Франции в 1209-1229, борьба с Гуситским движением в Чехии в 15 веке и др.
Лит.: А history of the Crusades / Ed.
К. М. Setton. 2nd ed. Madison, 1969-1989. Vol. 1-6; Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980; История крестовых походов / Под редакцией Дж. Райли-Смита. М., 1998; Balard М. Croisades et Orient Latin XI — XIV siècle. Р., 2001; Мишо Ж. Ф. История крестовых походов. М., 2005; Успенский Ф.
И. История крестовых походов. М., 2005.
Летом того же года двинулись на Восток армии западноевропейских феодалов. Рыцари хорошо вооружились и запаслись припасами и деньгами, распродав или заложив часть своих владений, которые охотно скупали епископы и аббаты, расширявшие таким образом церковные поместья.
Раньше других отправились в поход феодалы из Лотарингии. Во главе их стоял герцог Годфруа Бульонский. Норманнских рыцарей Южной Италии возглавил князь Боэмунд Тарентский, который давно враждовал с Византией и мечтал основать независимое княжество на Востоке.
Большая армия сформировалась в Южной Франции. Ею предводительствовал граф Раймунд Тулузский, также рассчитывавший на создание своего княжества. Рыцарей Северной и Средней Франции возглавляли герцог Роберт Нормандский, граф Этьен из Блуа и граф Роберт II Фландрский.
Феодальные войска не представляли единого целого. Отдельные отряды почти не были связаны между собой. Каждый сеньор отправлялся в поход со своей дружиной.
За рыцарскими ополчениями следовали огромные толпы крестьян. Отряды шли разными путями: одни — по рейнско-дунайской дороге, другие — берегом Адриатики, третьи — через Италию, откуда морем переправлялись на Балканский полуостров. Путь крестоносцев через византийские владения сопровождался повальным грабежом местного населения.
В конце 1096 — начале 1097 г. крестоносные ополчения начали прибывать в Константинополь. Пришельцы держали себя вызывающе: грабили окрестных жителей, глумились над византийскими обычаями.
Император Алексей 1, опасаясь нашествия крестоносцев, которых утонченная верхушка византийского общества не без основания считала «варварами», старался воспрепятствовать объединению их ополчений в Константинополе. В то же время он стремился использовать
Источник