Финансовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах, Козырин А.Н., 2009
Финансовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах, Козырин А.Н., 2009.
Книга посвящена актуальным проблемам сравнительного финансового права. Рассматриваются теоретических вопросы бюджетного и налогового права зарубежных стран, а также особенности управления публичными финансами и банковской системой, организации финансового контроля, правового регулирования местных финансов в отдельных зарубежных странах.
БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ИСТОЧНИКИ.
Место бюджета в финансовой системе предопределяет значение бюджетного права и то положение, которое оно занимает в системе финансового права зарубежных стран.
Несмотря на то, что система централизованного управления публичными финансами имеет давнюю историю, сам термин «бюджет» вошел в экономический и юридический оборот сравнительно недавно — в начале XIX века под бюджетом стали понимать акт, содержащий предварительное одобрение государственных расходов и доходов. Обязательное утверждение бюджета представительным органом власти способствовало укоренению в финансово-правовой пауке Запада представления о бюджете как о приказе, данном народом через своих депутатов по распоряжению государственными финансами в границах и условиях, заранее определенных законом. А потому считается, что не существует бюджета в собственном смысле слова в тех странах, где нет конституционного правления.
Классика финансово-правовой науки зарубежных стран отличается значительным разнообразием в подходах к определению бюджета.
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо введения. Сравнительно-правовой метод в финансовом праве 5
Часть первая
Очерки сравнительного финансового права
Глава 1. Бюджетное право зарубежных стран: понятие, принципы, источники 19
Глава 2. Налоги в жизни государства и общества: к вопросу о значении налогообложения и налогового права 34
Глава 3. Особенности правового регулирования налогообложения в зарубежных странах 53
Глава 4. Налоговые преступления и проступки: сравнительно-правовое исследование 59
Часть вторая
Финансовое законодательство и управление публичными финансами в отдельных зарубежных странах
Глава 5. Организационно-правовые основы публичных финансов в развитых странах 77
5.1 Бюджетное право современной Японии 77
5.2 Государственный долг Канады: проблемы правового регулирования 94
5.3 Банк Финляндии: правовой статус, организация и полномочия 107
5.4 Контроль за финансированием избирательных кампаний во Франции 115
5.5 Управление генерального аудитора в Канаде: организационно-правовые основы деятельности 120
Глава 6. Развитие финансового законодательства в государствах Восточной Европы 130
6.1 Современные финансовые модели децентрализации публичной администрации: опыт Словакии 130
6.2 Законодательные основы государственного финансового контроля в Болгарии 139
Глава 7. Финансовое право в развивающихся странах 146
7.1 Конституционные основы бюджетного процесса в странах Ближнего и Среднего Востока 146
7.2 Государственный финансовый контроль в абсолютной монархии: Саудовская Аравия 162
Литература 168.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Финансовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах, Козырин А.Н., 2009 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Учебники по финансовому праву зарубежных стран
М.: Юстицинформ, 2007. — 376 с.
В учебнике с учетом последних изменений в финансовом законодательстве России рассмотрены основные институты финансового права: финансовая деятельность государства, финансовый контроль, бюджетное и налоговое право, правовые основы государственного кредита, страхование, государственные расходы, банковское право, денежная система, инвестиционное право, а также валютное законодательство и валютный контроль. В приложении приведены вопросы и практические задания по всем изложенным темам.
Учебник предназначен для студентов, преподавателей, аспирантов юридических, экономических и финансовых вузов, а также для всех читателей, интересующихся вопросами финансового права.
М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2001. — 444 с.
В учебном пособии излагаются предмет и система финансового права, его нормы, финансово-правовые отношения и их виды, а также на основе законодательства рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования бюджета, внебюджетных фондов, доходов и расходов государства, банковской, валютной и налоговой деятельности, денежного обращения, расчетов и др.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников экономических и юридических вузов, а также для практических работников органов государственного управления и финансово-кредитных учреждений.
М.: ЦППИ, 2009. — 182 с.
Книга посвящена актуальным проблемам сравнительного финансового права. Рассматриваются теоретических вопросы бюджетного и налогового права зарубежных стран, а также особенности управления публичными финансами и банковской системой, организации финансового контроля, правового регулирования местных финансов в отдельных зарубежных странах.
Источник
Финансовое право
Скопировать в буфер библиографическое описание
Добавить в избранное
Нравится
22 Посмотреть кому понравилось
Особенность издания это представление основных тем учебной дисциплины на основе системы финансового права как отрасли национального права. Процесс трансформации содержания основных категорий науки финансового права, обусловливающий взаимосвязь с юридической наукой и зависимость от нее, нашел отражение в данном учебнике. В книге раскрываются основные понятия и анализируются специфические особенности в области правового регулирования отдельных сегментов финансовой деятельности. При подготовке издания учтены последние изменения в законодательстве и новейшая судебная практика в области финансового права. Авторами учебника являются ведущие ученые, в том числе доктора наук. Для более полного и глубокого изучения с целью ознакомления с проблемами современной юридической науки в рассматриваемой области исследования каждая глава снабжена контрольными вопросами и заданиями, списками литературы, представлены тесты по всему курсу.
ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.
Источник
Учебно-методический комплекс «Финансовое право зарубежных стран» Часть 3
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Кафедра Административного и Финансового права
«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
(Основные институты финансового права зарубежных стран)
Для студентов очной формы обучения
Преподаватель: к. и.н., профессор кафедры административного и финансового права
Консультации: См. расписание консультаций на семестр.
Российский Университет дружбы народов
РИС Ученого совета
Составитель – к. и.н., профессор
Одобрен (рекомендован) кафедрой административного и финансового права
Российского университета дружбы народов
(Протокол № 8 от 01.01.01 г.)
Финансовое право: учебно-методическое пособие. Часть 3 (Основные институты финансового права зарубежных стран)/ Сост. – М.: РУДН, 2011. – с.
Для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2011
Программа курса «Финансовое право. Часть 3. (Основные институты финансового права зарубежных стран)» 7
Методические рекомендации по изучению курса «Основные институты финансового права зарубежных стран» 13
ТЕМА 1. История развития основных институтов финансового права
ТЕМА 2. Развитие бюджетного права. Основные определения и принципы. Структура бюджетов
ТЕМА 3. Бюджетный процесс в развитых и развивающихся странах. Права членов Парламента и правительств в бюджетном процессе
ТЕМА 4. История развития налогов. Их система и классификация
ТЕМА 5. Система налогообложения в США, Великобритании, Франции, Италии, Испании
ТЕМА 6. Налоговая система Китая и других стран
ТЕМА 7. Налоговое право Европейского Союза
ТЕМА 8. История развития банковского дела. Центральный банк. Его правовой статус и полномочия
ТЕМА 9. Банковская система Англии, Франции, США и Японии
ТЕМА 10. Международные банки развития, Исламские банки и специфика банковских систем развивающихся стран
ТЕМА 11. Регулирование государством деятельности по управлению коммерческим страхованием в развитых странах
ТЕМА 12. Государственное регулирование деятельности по управлению социальным страхованием по управлению социальным страхованием в зарубежных странах
ТЕМА 13. Гармонизация финансового законодательства в сфере страхования в странах Европейского Союза на современном этапе
Оценка работы студентов 21
Экзаменационные вопросы IV курс 22
Примеры тестовых заданий для аттестационных
Примерная тематика дипломных работ 28
Методические рекомендации по изучению курса «Финансовое право. Часть 3. (Основные институты финансового права зарубежных стран)».
Финансовое право – одна из основных частей прежнего административного права. Это отрасль – некогда выделившаяся из него в самостоятельную активно развивавшуюся в XX и в XXI веках. В РУДН оно преподается в качестве самостоятельной дисциплины с 1991 года, но со временем приобрело специфику сравнительного права.
И если в первые 15 лет это было сравнение российского финансового права с основными финансовыми институтами развитых стран, то уже с 1978 года доцентом было подготовлено первое в Советском Союзе и в мире учебное пособие «Финансовое право развивающихся стран», М., РУДН, 1978 года.
Как и другие дисциплины юридического факультета УДН оно стало преподаваться студентам зарубежных стран в плане сравнительного правоведения, а с 1998 года как третья часть дисциплины «Финансовое право». В настоящее время «Основные институты финансового права зарубежных стран» в качестве самостоятельной дисциплины входит во многие учебники и курсы финансового права МГИМО, МГЮА и МГУ, но как самостоятельный курс читается и изучается в Российском университете дружбы народов.
Изучение основных институтов финансового права зарубежных стран необходимо всем студентам независимо от их дальнейшей специализации. Усвоение процессов глобализации финансовых институтов, знание основных бюджетных, налоговых, банковских и страховых операций – важное условие их дальнейшей деятельности, как профессионалов, владеющих представлениями о правовых механизмах в финансовой деятельности основных развитых стран.
События последних лет актуализировали и обострили проблему финансового управления вследствие глобализации процесса. Эта ситуация не совсем естественная, но неизбежная для все стран мира, требует адекватного понимания механизма ее возникновения, развития, оптимального и справедливого разрешения.
Цель рекомендаций по изучению данного курса – дать студенту обстоятельную ориентировку в основных институтах финансового права зарубежных стран в особенностях предмета и влияния на него истории развития и государственного управления при разрешении этих проблем. Они направлены на расширение представлений студентов о проблемах и особенностях финансовой деятельности государства в современной России и за рубежом.
Программа курса «Финансовое право. Часть 3. (Основные институты финансового права зарубежных стран)»
1. Цель преподавания дисциплины – сформировать понимание финансовой деятельности государства в зарубежных страна, структуру основных институтов в развитых странах мира для осознания сравнительного финансового права и финансовых органов в публичной исполнительной власти.
2. Задачи преподавания дисциплины:
а) раскрыть место, значение и роль основных финансовых институтов в государственном управлении при составлении и исполнении бюджетов, собирании доходов посредством налогового администрирования, путем управления банковской системой и страхованием для управления финансами государства;
б) выявить основные формы и методы контроля в финансовых институтах, органы этого контроля и их взаимодействия в исполнительных органах власти;
в) раскрыть специфику взаимодействия финансовых институтов и влияния на них исторического развития и государственного устройства в наиболее значимых странах мира.
Тематический план курса
Тематический план дисциплины
Распределение часов курса по темам и видам работ
ТЕМА 1. История развития основных институтов финансового права
ТЕМА 2. Развитие бюджетного права. Основные определения и принципы. Структура бюджетов
ТЕМА 3. Бюджетный процесс в развитых и развивающихся странах. Права членов Парламента и правительств в бюджетном процессе
ТЕМА 4. История развития налогов. Их система и классификация
ТЕМА 5. Система налогообложения в США, Великобритании, Франции, Италии, Испании
ТЕМА 6. Налоговая система Китая и других стран
ТЕМА 7. Налоговое право Европейского Союза
ТЕМА 8. История развития банковского дела. Центральный банк. Его правовой статус и полномочия
ТЕМА 9. Банковская система Англии, Франции, США и Японии
ТЕМА 10. Международные банки развития, Исламские банки и специфика банковских систем развивающихся стран
ТЕМА 11. Регулирование государством деятельности по управлению коммерческим страхованием в развитых странах
ТЕМА 12. Государственное регулирование деятельности по управлению социальным страхованием по управлению социальным страхованием в зарубежных странах
ТЕМА 13. Гармонизация финансового законодательства в сфере страхования в странах Европейского Союза на современном этапе
Планы семинарских занятий
ТЕМА 1, 2. История развития основных институтов финансового права. Развитие бюджетного права. Основные определения и принципы. Структура бюджетов.
1. Возрастание роли государства в экономической жизни общества.
2. Возникновение института бюджета в Великобритании и развитие его принципов в европейской истории.
3. Экономическое и юридическое определение бюджета. Изменение его определения по мере развития страны (на примере Франции).
4. Структуры бюджетов в разных странах. Его основные части (доходы и расходы) и их взаимоотношения.
ТЕМА 3. Бюджетный процесс в развитых и развивающихся странах. Права членов Парламента и правительств в бюджетном процессе.
1. Участие законодательных и исполнительных органов власти в разработке и составлении бюджета.
2. Обсуждение и утверждение бюджета и права членов Парламента в его направлениях и дополнениях (на примерах разных стран).
3. Исполнение бюджета и подготовка отчета об его исполнении.
4. Контроль за исполнением бюджета. Финансовый контроль, его исполнители и их функции.
ТЕМА 4. История развития налогов. Их система и классификация.
1. Периодизация развития налогов в мире.
2. Основные налоги, их виды и классификация.
3. Налоги на доходы физических лиц. Подоходный налог, его льготы и вычеты в разных странах.
4. Налоги на капиталы юридических лиц. Налог на прирост капитала.
5. Другие замечательные налоги.
ТЕМА 5. Система налогообложения в США, Великобритании, Франции, Италии, Испании.
1. Система налогов в Великобритании.
2. Система налогов во Франции.
3. Система налогов в США.
4. Система налогов в Италии и Испании.
ТЕМА 6. Налоговая система Китая и других стран.
1. Китайская система налогов.
2. Налоги в развивающихся странах.
3. Налоги шариата в странах Арабского Востока.
4. Редкие и экзотические налоги стран Азии, Африки и Латинской Америки.
ТЕМА 7. Налоговое право Европейского Союза.
1. История развития финансов в Е. С.
2. Замена взносов стран-участниц на собственные доходы.
3. Введение единовременной выплаты страны и подоходного налога на служащих органов Европейского Сообщества.
4. Программы и перспективы гармонизации налогов в Е. С.
ТЕМА 8. История развития банковского дела. Центральный банк. Его правовой статус и полномочия.
1. Возникновение банковского дела. Банковские дома. Паевые, коммерческие и имперские банки.
2. История создания Центральных банков в мире. Великобритания, Голландия, Франция.
3. Правовой статус Центральных Банков в развитых странах. Тенденции конца XX века.
ТЕМА 9. Банковская система Англии, Франции, США и Японии и других странах.
1. Банковские системы Англии и Франции, их отличия и специфика.
2. Федеральная Резервная Система США. Ее организации и компетенции.
3. Банковская система Японии, история развития и сегодняшние тенденции и перспективы.
ТЕМА 10. Международные банки развития, Исламские банки и специфика банковских систем развивающихся стран.
1. Возникновение и становление международных банков развития. И сегодняшняя работа в Азии, Африке и Латинской Америке.
2. МБРФ и МВФ и их институты, как всемирный банк. Их деятельность и проблемы.
3. Исламские банки. Специфика заключения договора и выплаты дохода. Их сотрудничество с другими системами.
4. Банковские системы развивающихся государств.
ТЕМА 11, 12, 13. Регулирование государством деятельности по управлению коммерческим страхованием в развитых странах.
1. Причины перехода регулирования страхования от гражданского к финансовому праву.
2. Какие направления страховой деятельности государства регулируют сегодня.
3. Государственная деятельность по управлению социальным страхованием в зарубежных странах.
4. Гармонизация финансового законодательства в сфере страхования в странах Европейского Союза на современном этапе.
РАЗДЕЛ I. Финансовая деятельность зарубежных государств.
ТЕМА 1. История развития основных институтов финансового права.
В данном разделе изучающие должны понять не только общую характеристику и понятие финансовой деятельности, но и ее постоянно изменяющуюся сущность от государства феодального и капиталистического до современного социального и правового. Постоянно изменяющиеся цели и задачи государства, особенно в условиях мирового финансового кризиса, изменяют и увеличивают долю государства в решении постоянно изменяющихся задач и функций.
Финансовое право в системах зарубежного права постоянно усложняется, включает в себя новые институты борьбы с кризисными явлениями в экономике, производстве, потреблении и социальной сфере. Умножается согласование межгосударственной деятельности. Финансово-правовые институты и стандарты становятся нормами европейского и мирового права, закладываются в общеобязательные конвенции и конверсируются в нормы национального права. Возрастает нормотворческая деятельность центральных и местных органов управления по вопросам финансовой и кредитной деятельности. Множатся и получают новые полномочия органы исполнительной власти, контрольные и надзорные органы не только в развитых странах, но и в бывших «развивающихся» государствах, где источниками прав являются ислам и буддизм. Их деятельность тоже глобализуется и стандартизируется под ударами общемировых глобальных перемен.
ТЕМА 2. Развитие бюджетного права. Основные определения и принципы. Структура бюджетов.
Слушатели при изучении данной темы должны понять исторические предпосылки возникновения бюджетного права в зарубежных странах, постигнуть различия английской и французской системы бюджетного права в результате политической борьбы Парламента, Правительства и Короля. Понять отличие экономической и юридической сущности бюджета в осуществлении функции государств. Они должны понять структуры расходов и доходов бюджетов в развитых и развивающихся странах, их взаимопроникновения взаимозависимость. Особенно актуальным на сегодняшний день является деятельность различных государств по ликвидации своеобразными методами дефицита бюджета.
Важно донести до студентов изменения определений и понятий бюджета в зависимости о исторического и политического развития страны. Интересным и важным в усвоении материала должны быть принципы бюджетного устройства, условия их зарождения и развития. Студенты должны понять принцип единства бюджета, его полноты (брутто-нетто), реальности и гласности.
Необходимым для понимания единства бюджета является понятие специальных счетов, возникновение в Англии консолидированного фонда, специфику его управления и утверждения в других странах. Для слушателей должны быть доведены и другие принципы и их действия в современных условиях.
Без сомнений должны быть разъяснены особенности бюджетного устройства в развивающихся странах, такие их особенности, как организация бюджетов развития, множественность бюджетов развития, множественность бюджетов и создание консолидированных фондов.
ТЕМА 3. Бюджетный процесс в развитых и развивающихся странах. Права членов Парламента и правительств в бюджетном процессе.
Важным для усвоения является понятие бюджетного процесса, правовые основы и сложившиеся традиции бюджетного процесса в развитых странах (Англии, Франции, США). При изучении необходимо обратить внимание на понятия бюджетного года и стадий процесса, его начало в разных странах в зависимости от истории развития страны и взаимосвязи метрополии и колоний.
Необходимо выделить роль Министерства финансов и Казначейства в составлении бюджета, полномочий других органов исполнительной власти в этом периоде, показать полномочия Административного бюджетного управления США (АБУ) при составлении бюджета и выделить методы составления бюджета: от достигнутого и «с нуля».
Интересным и многоплановым являются такие стадии бюджетного процесса как обсуждение и утверждение бюджета. При их изучении необходимо подчеркнуть (обратить) внимание слушателя на значения бюджетной классификации, бюджетной законодательной инициативы, бюджетного поручения и их особенности в отдельных развитых странах. Здесь необходимо выделить бюджетные права парламентов и парламентариев в Англии, Франции, США, Японии и Канаде.
При изучении стадии исполнения бюджетов необходимо выделить роль «бухгалтеров» в бюджетном процессе Франции, описать органы исполняющие бюджет и их ответственность и различия правового статуса распорядителей кредитов в странах с английской и французской системы бюджета.
ТЕМА 4. История развития налогов. Их система и классификация.
В этой теме необходимо обратить внимание студентов на общие исторические черты развития налогов от древних греков и римлян до стран развитой демократии и прогресса. Под разными названиями и в разных странах они появлялись, усложнялись, научно описывались и отмирали в связи с появлением новых объектов налогообложения и выдвижением государством новых целей и задач.
Тем не менее для всех стран эти этапы в основном прошли, начиная с реальных таможенных и промысловых до появления в ХХ веке – целевых и социальных налогов.
Каждое государство разрабатывало и исторически закрепляло свои системы и классификации налогов от шедулярной к глобальной. В них были налоги подушные, подымовые, налог на воздух и на фасады, на вооружение всадников (копейные) и питание солдат (кормовые) или квартирантские, но в конце концов большинство из них унифицировалось, инкорпорировалось в налоговые системы других стран и были гармонизированы директивам Европейского Сообщества или вошли в примерные кодексы для развивающихся стран, разработанные комиссией ООН. Влияние исторического развития на их систему и классификацию – вот на что необходимо обратить внимание слушателей.
ТЕМА 5. Система налогообложения в США, Великобритании, Франции, Италии, Испании.
При изучении систем налогов на курсе изучается специфическая шедулярная система Великобритании, которая в последние тридцать лет ХХ столетия претерпела значительное влияние континентального и европейского права. Страна была вынуждена принять целых семь законов, чтобы подогнать свою налоговую систему под рамки Европейского Сообщества и соответствовать ему.
Французская классическая система имеет свою замечательную историю, занесенную в налоговый кодекс, но и он своевременно изменяется и дополняется. Как разработчица НДС, Франция большинство доходов собирает через косвенные налоги, но верна многим традициям при сборе подоходного налога, использования государственной монополии при взимании акцизов при продаже алкоголя, табака, нефти, газа и др. Главное в этой системе самодостаточность местных налогов в обеспечении доходами органов государственного управления и бухгалтерский контроль доходов и расходов на всех уровнях власти.
Налоговые системы ФРГ, Италии и Испании не имеют своей специфики, но даются для освоения европейского налогового знания.
Соединенные Штаты Америки создали свою налоговую систему снизу, а затем более 100 лет создавали свой федеральный уровень налогообложения и вследствие этой борьбы она получилась не англо-саксонская, а континентальная, но со своей спецификой обложения и наказания за налоговые преступления. За счет своевременной и гибкой налоговой политики в конце ХХ столетия США вырвались вперед и обогнали многие страны по привлекательности налогоплательщиков и по эффективности собирания налогов.
ТЕМА 6. Налоговая система Китая и других стран.
За последние 30 лет Китай резко выдвинулся вперед в экономическом развитии и в том числе за счет проведения удачных налоговых реформ. В разделе исследуются основные налоги Китая и показаны их основные элементы: Объекты, ставки, льготы.
Большое место в теме уделено налогам развивающихся стран, показаны примеры развития налогов под влиянием метрополии, религии и экономического развития. Определенное место посвящено странам Арабского востока и их традиционным исламским налогам.
ТЕМА 7. Налоговое право Европейского Союза.
Создание совместной экономики, открытие границ для свободного перемещения капиталов, товаров и граждан повлияло и на гармонизацию налоговых систем и самих налогов. На первых шагах это были таможенные тарифы, платежи и сборы, затем сельскохозяйственные выплаты и пособия, а затем и создание собственного подоходного налога со служащих Европейского Парламента, Комиссий, отделов и др.
Вся европейская налоговая система закреплена в Директива, постоянно гармонизируется и инкорпорируется в национальные системы, т. к. взаимосвязана и запланирована.
ТЕМА 8. История развития банковского дела. Центральный банк. Его правовой статус и полномочия.
Как и многие другие институты финансового права банковское дело многие столетия развивалось частным образом и государство не стремилось им руководить. Поэтому во многих странах выросли свои самобытные банковские дома, структуры и образования. С появлением и утверждением Центральный банк (цб) государство доверяет ему не только денежную систему, но поручает и руководство банками, контроль над ними, эффективное кредитование и своевременное наказание. Так постепенно от века к веку ЦБ развивает свои полномочия и компетенцию, одновременно повышая долю ответственности и влияния на экономику страны. В этой теме важно понять и выделить специфику Центрального Банка в каждой отдельной стране, влияние на него истории, традиции и экономического развития.
ТЕМА 9. Банковская система Англии, Франции, США и Японии.
Во многих странах банковские системы копируются от уже утвердившихся и признанных. К ним относятся все приведенные в этой теме, поэтому при изучении важно понять в чем специфика и достоинства банковской системы каждой отдельно взятой страны.
Великобритания без законов и указов до конца ХХ века создала уравновешенную, постоянно развивающуюся, международную банковскую систему, работу которой пытаются копировать многие страны, но Лондонская биржа и ее влияние на финансовый мир не имеет аналогов. В чем специфика этой системы и почему она не устарела – задача обучения и понимания.
А Французская система создана Наполеоном, руководится государством, управляется Национальным банковским советом, где слово Банка Франции – не главное. Она самая сложная, самая управляемая, т. к. пережила 3 национализации, но она живет, развивается и является примером для многих государств, т. к. совмещает частные и публичные интересы.
И опять США, где Федеральная Резервная Систем сплошь частная – выполняет цели и задачи государства и руководит банковской системой Америки оперативно и успешно. Как ее создали, как она руководит другими 17 тысячами банками и даже в мировом финансовом кризисе влияет на рынки многих стран? Эти материалы содержатся в теме № 9.
ТЕМА 10. Международные банки развития, Исламские банки и история развития банковских систем в развивающихся странах.
После II мировой войны и создания международного банка реконструкции и развития (МБРР) все континенты охватило желание создать свой банк банков, свою континентальную палочку-выручалочку с помощью которой решить континентальную или национальную задачу. Каждый континент, многие отдельные страны, даже Европа и Россия уже в 80-х годах ХХ века их создали. Какая цель и какие задачи стоят перед этими банками, кто ими управляет и как они справляются я поставленными задачами – материал этой темы.
Избытки нефтедолларов на Арабском Востоке подтолкнули создание новой банковской идеологии, новых банковских операций и новых капиталов, которые обслуживают страны, исповедующие ислам – как закон и руководство к финансовой деятельности.
В чем специфика этих операций, насколько далеки они от обычных банковских, рассказывает материал этой главы, также как и о Европейском банковском праве, его правовое регулирование банками Европы, а также об интересных структурах банков в развивающихся странах.
ТЕМА 11. Регулирование государством деятельности по управлению коммерческим страхованием в развитых странах.
Страхование жизни, имущества, финансовых и пассажирских рисков занимает не только внимание участников, но привлекает и перераспределяет огромные финансовые средства. За счет формирования страховых резервных фондов, размещения средств этих фондов в долгосрочных государственных активах и обеспечение стабильности работы страховых компаний государство сначала в одной, двух, многих странах включается в регулирование этой деятельности и обеспечивает свои финансовые и политические интересы. Издавна нормативные акты, выдавая лицензии страхователям и надзирая за их деятельностью государства расширили свои полномочия не только в национальном страховании, но и его международной гармонизации и достижении мировых стандартов и тарифов.
ТЕМА 12. Государственное регулирование деятельности по управлению социальным страхованием по управлению социальным страхованием в зарубежных странах.
Быстрые темпы экономического роста 70-х годов ХХ века, усиление роли государства, как гаранта безопасности своих граждан, научное оформление теории «государства благосостояния» определили социальное страхование главенствующей концепцией социальной политики демократически развитых стран.
Во многих государствах сложились собственные системы социального страхования, к основным чертам которых можно отнести:
— формирование социальных выплат за счет денежных средств страховых фондов, формирующихся за счет средств работников и работодателей с привлечением государственных субсидий;
— специализация страховых выплат в зависимости от природы социальных рисков: страхование по болезни, пенсионное страхование (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца), страхование от несчастных случаев на производстве, страхование по безработице и др.;
— государственное управление страхованием от публично-правового регулирования до прямого государственного управления и контроля в сфере обязательного социального страхования.
Вопросам этого страхования в развитых странах посвящен материал данной темы.
ТЕМА 13. Гармонизация финансового законодательства в сфере страхования в странах Европейского Союза на современном этапе.
Экономическое и политическое объединение европейски государств привело к неизбежному согласованию (гармонизации) и страхового законодательства. Первоначально были выработаны единые нормы по следующим функциям государственного регулирования страховой деятельности:
— лицензирование страховой деятельности, включая контроль за финансовым состоянием и условиями страхования;
— установление порядка формирования страховых резервных фондов;
— установление правил размещения денежных средств страховых резервных фондов;
— установление и ведение учетных систем страховых организаций;
— ведение реестра страховых организаций;
— приостановление и отзыв лицензий на право осуществлять страховую деятельность.
Для регулирования этих процессов были приняты Директивы ЕС первого и второго поколения. В 1992 году были приняты Директивы третьего поколения, которые завершили процесс создания основ правового регулирования в сфере страхования в Европе.
ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Посещение лекционных занятий – 1 балла за одно занятие (всего в семестр максимально: — 12 баллов)
Посещение семинарских занятий – 2 балла за одно занятие (всего в семестр максимально: — 6 баллов)
Работа на семинаре – 2 баллов за одно занятие (всего в семестр максимально: — 20 балла)
Творческая работа (реферат с последующим докладом или письменная работа с последующим докладом) – 10 баллов
Итоговая аттестация – 12 баллов
Всего – 60 баллов
Экзаменационные вопросы IV курс
«Финансовое право зарубежных стран и Российской Федерации»
1. Возрастание финансовой деятельности в зарубежных государствах на современном этапе.
2. Органы осуществляющие финансовую и кредитную деятельность в зарубежных странах.
3. Английская и французская система бюджетного права.
4. Структура расходов и доходов бюджета в развитых и развивающихся странах.
5. Понятие и определение бюджета.
6. Принципы бюджетного устройства в зарубежных странах.
7. Методы составления бюджетов в развитых странах.
8. Бюджетные права парламентов Англии, Франции и Конгресса США.
9. Казначейская и банковская системы кассового исполнения бюджета, их содержание.
10. Органы осуществляющие финансовый контроль в процессе исполнения бюджета.
11. Структура бюджета Европейского Сообщества, его доходы и расходы.
12. Бюджетный процесс в ЕС. Роль Совета и Парламента ЕС.
13. Роль Парламента в установлении налогов в зарубежных странах.
14. Система налогов в зарубежных странах.
15. Подоходные налоги с юридических и физических лиц.
16. Налоговая система Франции.
17. Налоговая система Великобритании.
18. Налоговая система в США.
19. История и развитие федеральных налогов в США.
20. Особенности взимания подоходного налога в отдельных зарубежных странах.
21. Шедулярная и глобальная система исчисления подоходного налога.
22. Налоги в развивающихся странах.
23. Налог на добавленную стоимость в Англии, Франции, Германии, Италии.
24. Косвенное налогообложение в зарубежных странах. Фискальная монополия и таможенная пошлина.
25. Исламские налоги в мусульманских странах.
26. Международное налогообложение, Европа и ООН.
27. Избежание двойного налогообложения. Сущность конвенции и практика законодательства РФ.
28. Уклонение от уплаты налогов. Оптимизация налоговых расходов.
29. Законные формы уклонения от уплаты налогов.
30. Местные налоги в зарубежных странах.
31. Государственные внешние займы в зарубежных странах.
32. Роль МВФ и Парижского клуба в регулировании государственного долга развивающихся стран и России.
33. Банки, фонды и почтово-сберегательные учреждения в зарубежных странах.
34. Виды банков в зарубежных странах.
35. Банковская система Великобритании.
36. Банковская система Франции.
37. Банковская система США.
38. Центральные банки в зарубежных странах.
39. Двух и ре уровневые системы банков в зарубежных странах.
40. Национальные и региональные банки (Банки штатов) в США.
41. Создание и развитие кредитно-банковской системы в странах Азии и Африки.
42. Банки развития (МБРР, ЕБРР, Аз БРР).
43. Международные банки их виды и полномочия.
44. Денежные системы в зарубежных странах. Дюжинные и десятичная системы.
45. Создание межнациональной денежной единицы «Евро».
46. Валютные зоны и курсы. Валютные союзы в странах Африки.
47. Валютные решения и ограничения.
48. Международный валютный фонд, его организация и полномочия.
49. Финансовый контроль в зарубежных странах.
50. Специальный финансовый контроль в США, Великобритании и Франции.
51. Счетная палата – ее структура и компетенция.
52. Формы и методы финансового контроля.
53. Аудиторская деятельность, понятие и формы.
54. Бюджет РФ, его доходы и расходы, их соотношение.
55. Налоговые органы РФ, их права и обязанности.
56. Налоговый кодекс Российской Федерации (общая характеристика).
57. Понятие налога. Его отличие от пошлины и сбора.
58. Доходы бюджета: дотации, субвенции и субсидия.
59. Бюджетный процесс и его стадии.
60. Исполнение бюджета и органы его исполняющие. Распорядители кредитов и их полномочия.
61. Понятие государственных доходов, их источники и состав.
62. Элементы налога, их правовое значение.
63. Косвенное налогообложение, НДС, акцизы, таможенная пошлина.
64. Налог на имущество физических и юридических лиц.
65. Налог на прибыль в РФ.
66. Транспортный налог.
68. Социальные и имущественные и профессиональные вычеты в налоге на доходы физических лиц.
69. Права и обязанности налогоплательщика.
70. Налоги на доходы физических лиц.
71. Единый социальный налог.
72. Правовое управление государственным внутренним и внешним долгом.
73. Правовое регулирование страхования в РФ.
74. Обязательное страхование в РФ.
75. Обязательное социальное страхование в РФ.
76. Порядок финансирования образования и медицины.
77. Правовое положение Центрального банка РФ.
78. Лицензирование банковской деятельности.
79. Внутренний государственный долг, государственные займы в РФ.
80. Внешний государственный долг в РФ. Парижский и Лондонский клубы.
81. Сберегательное дело в РФ. Правовой статус СБР.
82. Кредитные организации в РФ, их виды.
83. Банковский надзор и аудит.
84. Денежная система в РФ.
86. Законодательство по валютному регулированию в РФ.
87. Валютный контроль в РФ.
88. Режимы валютного регулирования, валютные ограничения.
89. Государственное регулирование РЦБ.
90. Инструменты рынка ценных бумаг.
Примеры тестовых заданий для аттестационных испытаний.
1. В каких странах парламентарий не имеют права вносить изменения в проект бюджета:
а) Великобритания, Франция, США;
б) Во всех англосаксонских странах;
в) В Австралии, Ирландии и Сирии.
2. Чем отличается структура бюджета Великобритании от всех других стран:
а) он делится на три части, но составляется на бездефицитной основе;
б) содержит Консолидированный фонд, который утверждается сразу на 10 лет и используется на содержание королевского двора, на взносы в Европейское Сообщество и на выплату жалования Высшему Суду Англии;
в) Великобритания единого бюджета не имеет, т. к. парламент принимает на каждый год отдельные законы по доходам и по расходам, где из последнего – выделяются кредиты для регионов.
3. Из каких средств наполняется бюджет развития в странах Азии и Африки:
а) Из иностранных инвестиций и дотаций;
б) Из собственных доходов, полученных за счет регионального сотрудничества;
в) Из доходов от продажи сырьевых ресурсов страны.
4. Сколько периодов развития налогов в мире Вы можете перечислить:
в) по три в каждой стране мира.
5. Сколько шедул подоходного налога сохранилось в Великобритании:
6. Сколько раз были предприняты попытки принятия подоходного налога в США на федеральном уровне:
7. Сколько групп налогов существует в Китае:
а) центральные, местные и регулирующие;
8. Какие ставки НДС используются в Китае:
9. Какова ставка налога на доходы физических лиц в Китае, если доход составляет свыше 100000 юаней:
10. В чем заключается специфика налога на прирост капитала:
а) налоговую базу составляет доход от продажи или покупки имущества (земли, строений, ценных бумаг и предприятий);
б) налоговую базу составляет доход в виде разницы между ценой покупки
или продажи имущества, за вычетом расходов, понесенных на его содержание. Ставка налога варьируется от периода владения и вида активов, в отношении которых имел место прирост капитала.
11. Сколько шедул подоходного налога сохранилось в Великобритании:
12.Какова ставка НДС во Франции на предметы роскоши:
1. Какие органы Европейского Сообщества участвуют в утверждении обязательных расходов бюджета:
а) Комиссия, Совет и Парламент ЕС, а также Счетная палата, которая осуществляет контроль за исполнением этого бюджета;
б) Только Комиссии и Парламент ЕС;
в) Только Комиссии и Совет ЕС.
2. Сколько попыток было предпринято правительством США для того чтобы провести через Конгресс подоходный налог:
3. Чем отличается финансовый контроль Франции от других стран Европы:
а) Во Франции существует административная и налоговые трибуналы;
б) На всех уровнях управления исполнительной власти во Франции существует институт бухгалтеров, которые контролируют расходы, их целевую и временную направленность;
в) Во Франции существует Счетная Палата, которая контролирует бюджетные средства.
Примерная тематика дипломных работ:
1. Система бюджетного права Великобритании и ее инкорпорация в англо-саксонскую семью стран британского содружества.
2. Развитие понятия определения бюджета Франции в зависимости от исторического развития страны.
3. Бюджетные права членов Парламентов развитых стран на разных стадиях бюджетного процесса.
4. Правовые проблемы осуществления казначейского исполнения бюджета в странах континентального права.
5. Специфика осуществления финансового контроля в процессе исполнения бюджета во Франции.
6. Роль Парламента в установлении налогов в зарубежных странах.
7. Система налогов в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ.
8. Подоходный налог с физических лиц в развитых странах.
9. Налоговая система Великобритании.
10. Развитие налоговой системы Франции в XXI веке.
11. Соотношение федеральных налогов и штатов при взимании налога с имущества физических и юридических лиц.
12. История развития федеральных налогов в США.
13. Испанские налоги в странах Азии и Ближнего Востока.
14. Косвенное налогообложение в зарубежных странах: Фискальная монополия.
15. Правовые проблемы избежания двойного обложения. Общемировая практика.
16. Избежание двойного налогообложения в международной практике РФ.
17. Правовые проблемы оптимизации налоговых расходов в РФ.
18. Местные налоги в странах Латинской Америки.
19. Правовое регулирование внешнего долга США.
20. Роль МВФ и Парижского клуба в регулировании государственного долга развивающихся стран.
21. Виды банков и их правовое регулирование в зарубежных странах.
22. Банковская система Великобритании.
23. Банковская система Франции и принцип разделения властей: сравнительно-правовой анализ.
24. Тенденция развития правового статуса центральных банков в XXI веке (примеры нескольких стран).
25. Банки развития (на примерах разных континентов).
26. Международные банки, их виды и полномочия.
27. Валютные зоны. История и правовая регламентация.
28. Валютные союзы в странах Африки.
29. Финансовый контроль в зарубежных странах.
30. Международный валютный фонд, пути реорганизации в XXI веке.
31. Счетные палаты и их международные ассоциации и органы.
32. Федеральная резервная система США.
33. Решение международной двадцатки и оффшорные зоны.
34. Международный финансовый кризис и пути его разрешения (СРО и МВФ).
35. Общемировая валюта, региональная проблема и пути разрешения.
ТЕМА 1. История развития основных институтов финансового права
ТЕМА 2. Развитие бюджетного права. Основные определения и принципы. Структура бюджетов.
ТЕМА 3. Бюджетный процесс в развитых и развивающихся странах. Права членов Парламента и правительств в бюджетном процессе.
ТЕМА 4. История развития налогов. Их система и классификация.
ТЕМА 5. Система налогообложения в США, Великобритании, Франции, Италии, Испании.
ТЕМА 6. Налоговая система Китая и других стран.
ТЕМА 7. Налоговое право Европейского Союза.
ТЕМА 8. История развития банковского дела. Центральный банк. Его правовой статус и полномочия.
ТЕМА 9. Банковская система Англии, Франции, США и Японии.
ТЕМА 10. Международные банки развития, Исламские банки и специфика банковских систем развивающихся стран.
ТЕМА 11. Регулирование государством деятельности по управлению коммерческим страхованием в развитых странах.
ТЕМА 12. Государственное регулирование деятельности по управлению социальным страхованием по управлению социальным страхованием в зарубежных странах.
ТЕМА 13. Гармонизация финансового законодательства в сфере страхования в странах Европейского Союза на современном этапе.
2. Конституция зарубежных государств. – М.:БЕК, 1997.
4. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соедин. Штаты Америки, Япония, Индия: Учебн. пособие. 5 изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клуверт, 20с.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 года с дополнениями 2003, 2004 и 2005 гг.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч. I и II, 2005 г.
5. Финансовое право. Учебник. Под ред. . – М.:«Юрист»,2006 г.
6. Пакистана // Финансовое право зарубежных стран: исследования, рефераты, законодательные акты / под ред. . М.: Готика, 2005.-442 с
7. . Финансовое право. – М.: «Прогресс», 1978 г.
8. , , . Финансовое право России. Учебник. – М.: «ТЕИС», 1995 г.
9. С. Жуков. Банки и банковские операции. Учебник. – М., 1997 г.
10. . Финансовое право развивающихся стран. – М., 1998 г.
11. Налоговое права. Уч. Пос. – М.: ИД ФБР ПРЕСС, 2003 г.
13. Финансы: Оксфордский толковый словарь. – М., 1997 г.
Источник