- Учебники по гражданскому процессуальному праву зарубежных стран
- Гражданский процесс зарубежных стран (Франция и Англия). Учебное пособие для аспирантов
- Оглавление
- Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
- Раздел II. Гражданское процессуальное право Англии
- Глава 4. Общие положения гражданского процессуального права Англии
- § 1. Понятие о гражданском процессуальном праве и гражданском процессе Англии
- § 2. Источники гражданского процессуального права Англии
- § 3. Принципы гражданского процессуального права Англии
- § 4. Субъекты гражданских процессуальных правоотношений
Учебники по гражданскому процессуальному праву зарубежных стран
8 книг по гражданскому процессу зарубежных стран
1. Пучинский В.К. «Гражданский процесс зарубежных стран»
Книга включает в себя работы профессора В.К.Пучинского, посвящённые источникам, принципам и основным институтам гражданского процессуального права Англии, США и Франции.
2. Николюкин С.В. «Международный гражданский процесс и международный коммерческий арбитраж»
Рассмотрены понятие и особенности международного гражданского процесса, его источники, а также предмет, принципы и субъекты; понятие международной подсудности, её виды, а также способы определения; понятие и сущность международного коммерческого арбитража, его преимущества, а также особенности правового регулирования; особенности признания и приведение в исполнение иностранных судебных решений и международных коммерческих арбитражей и др. Освещаются наиболее распространенные взгляды современных российских и иностранных учёных.
3. Юрова Н.М. «Международное гражданское процессуальное право»
В монографии на основе глубокого анализа доктрины, изучения и обобщения результатов российской, международной судебной и иной правоприменительной практики обосновывается существование в международном праве самостоятельной отрасли права — международного гражданского процессуального права. Исследуются теоретические положения — понятие, содержание, источники, предмет, принципы этой отрасли. Рассматриваются проблемы реализации в Российской Федерации норм международной права, регламентирующие вопросы гражданского процесса, а также отдельных институтов международного гражданского процессуального права.
4. Аболонин Г.О. «Гражданское процессуальное право США»
Книга содержит общую характеристику гражданского процессуального права Соединенных Штатов Америки, исследование основных его институтов, включает теоретическую оценку используемых в США правовых механизмов в сравнении с положениями действующего российского гражданского процессуального права и истории его развития, исследует основные процессуальные механизмы.
5. Давтян А.Г. «Гражданское процессуальное право Германии»
Предлагаемая монография посвящена гражданскому процессуальному праву Германии, тенденциям её развития. Работа состоит из восьми глав, в которых представлены основные институты германского процессуального права.
6. Апарова Т.В. «Суды и судебный процесс Великобритании. Англия, Уэльс, Шотландия»
Книга состоит из двух частей. Первая часть посвящена судебной системе Англии и Уэльса. Вторая часть — Шотландии. История правовой системы Шотландии и её своеобразие освещается достаточно детально, поскольку на русском языке практически отсутствует литература по этому вопросу. Что касается Англии и Уэльса, то в книге сконцентрировано внимание на правовых новеллах и только на тех вопросах, которые сравнительно мало исследованы нашими специалистами.
7. Решетникова И.В. «Доказательственное право Англии и США»
Книга знакомит читателя с двумя системами гражданского процесса — инквизиционной и состязательной, с доказательственным правом Англии и США, с теми его сторонами, которые отражают суть состязательного процесса и гарантии равенства сторон, национальные правовые особенности, с тенденциями и направлениями сближения российского и англо-американского процесса.
8. Бернам Уильям «Правовая система США»
В книге, состоящей из 17 глав, исследуются наиболее важные аспекты американского гражданского права и гражданского процесса, уголовного права и уголовного процесса, конституционного права и административного права, излагаются основы состязательной системы правосудия в США, источники права и процесс толкования права и обоснования принимаемого решения в системе общего права, основанной на судебных прецедентах, формулирующих правовые нормы. В книге также описываются главные организационные особенности федерального правительства и органов власти в штатах и функционирование правовых институтов, таких как суды, административные ведомства, прокуратура и адвокатура.
Источник
Гражданский процесс зарубежных стран (Франция и Англия). Учебное пособие для аспирантов
Возрастное ограничение: | 0+ | |
Жанр: | Юридическая | |
Издательство: | Проспект | |
Дата размещения: | 20.06.2017 | |
ISBN: | 9785392257959 | |
Язык: | | |
Объем текста: | 263 стр. | |
Формат: |
|
Оглавление
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Раздел II.
Гражданское процессуальное право Англии
Глава 4.
Общие положения гражданского процессуального права Англии
§ 1. Понятие о гражданском процессуальном праве и гражданском процессе Англии
Английская процессуальная наука не уделяет большого внимания анализу и толкованию таких процессуальных категорий, как гражданский процесс, гражданское судопроизводство, правосудие. Учебная литература по гражданскому процессу, как правило, лишь поверхностно затрагивает данные вопросы. Отдельные их стороны более глубоко рассматриваются в рамках работ, посвященных общим вопросам организации и функционирования английской правовой и судебной системы.
Следует отметить, что такие термины, как «рrocedure», «trial», «process», не имеют однозначного толкования в английской правовой литературе. С одной стороны они используются как синонимы, с другой — наполняются специфическим содержанием, характеризующим отдельные стороны или этапы прохождения дела в суде.
Гражданское процессуальное право (civil рrocedural law), гражданский процесс (сivil procedure) представляют собой набор правил, устанавливающих порядок, которому следуют суды, рассматривая споры частно-правовой природы. Гражданское процессуальное право регулирует как порядок рассмотрения дел с участием граждан, так и производство по экономическим спорам между компаниями и/или предпринимателями. Правила гражданской процедуры определяют ход процесса, начиная с порядка возбуждения гражданского дела и заканчивая пересмотром вынесенных судами постановлений, а также механизм функционирования судов. Нормы, регулирующие предмет доказывания, относимость, допустимость, оценку доказательств, порядок представления и исследования различных средств доказывания к гражданcкому процессуальному праву не относятся. Они включены в самостоятельную отрасль права — доказательственное право (law of evidence).
Гражданское процессуальное право наряду с уголовным процессом является составной частью процессуального права, которое контрастирует материальному праву (Substantive law). Деление права на материальное и процессуальное существует давно и уходит своими корнями в те времена, когда английская правовая система находилась в процессе своего становления. Структура правовой системы несет на себе отпечаток английской истории, под влиянием которой она формировалась и приобретала свою специфику.
Исторический процесс формирования и развития английской государственности определил главенствующую, системообразующую роль судебной деятельности в развитии всего права Англии, которая оказала существенное влияние на материальное право. Конкретные юридические права определялись посредством развития процедурных требований и формулировались в выносимых по конкретным делам судебных решениях. В настоящее время процессуальное право рассматривается больше как слуга материального права.
Помимо судов, исторически входящих в судебную систему Англии, функции рассмотрения и разрешения споров возлагаются также на трибуналы и третейские суды (арбитражи). Долгое время трибуналы функционировали как ведомственные структуры, находящиеся в подчинении соответствующих государственных органов. С 2007 г. происходит существенная перестройка структуры трибуналов и регламента их деятельности, большинство из них отделяется от финансирующих их органов и выстраивается в единую двухзвенную структуру, интегрированную в судебную систему Великобритании. В настоящее время они составляют значительную часть системы правосудия, рассматривая большое количество споров между частными лицами и государством. Некоторые трибуналы, которые рассматривают споры между физическими и юридическими лицами по поводу принятых властных решений (например, к компетенции трибунала по вопросам занятости относятся трудовые споры о дискриминации, увольнении, выходных пособиях), сохраняют свою самостоятельную юрисдикцию. При этом деятельность английских трибуналов регулируется особыми нормативными актами и относится к сфере национальной административной юстиции.
Третейское разбирательство относится к альтернативным (по отношению к судебному) формам защиты прав и интересов. Процедура рассмотрения тяжб в арбитражах менее формализована, более демократична и пластична и определяется арбитражным законодательством. Деятельность трибуналов и третейских судов гражданским процессуальным правом не регулируется.
«Гражданский процесс», «процедура» также отождествляются с механизмом рассмотрения дел в судах, именуемым в других правовых системах судопроизводством, и включают в себя всю совокупность процессуальных действий, которые совершаются в рамках возбужденного гражданского дела. При этом содержание гражданского процесса состоит не только в разрешении судом гражданско-правовых споров. К области гражданского процесса относятся также и вопросы исполнения судебных решений, несмотря на то что осуществление исполнительных действий производится непосредственно не судом, а другими властными органами.
Цели гражданского судопроизводства Англии определяются термином “overriding objectives”. Основная цель процесса заключается в рассмотрении дел на началах справедливости и соразмерности судебных расходов и не связана непосредственно с требованием правильного разрешения спора судом. Все нормы и процедуры, установленные английским процессуальным законодательством и призванные обеспечить реализацию главной цели, не устанавливают необходимости достижения истины по делу. Не возлагается соответствующая обязанность и на суд.
В английском судопроизводстве отсутствует строгая процессуальная форма, определяющая всю совокупность процессуальных действий, имеющих место при производстве в суде по гражданскому делу. Опираясь на доктрину судебного прецедента и широкое применение судебного усмотрения, законодательство оставляет вне рамок правового регулирования многие процедурные вопросы, возникающие в сфере судопроизводства, «для дозволения судьям “осуществлять правосудие” (do justice) в каждом конкретном деле». Порядок рассмотрения конкретных споров достаточно гибок и определяется непосредственно судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле.
§ 2. Источники гражданского процессуального права Англии
Понятие источника права в английской правовой науке многогранно. Под источником права понимают конкретный документ, который содержит норму права, властный орган, который создает норму права, или последовательно возникшие внутри английского права правовые системы, из которых вышли те или иные нормативные предписания — общее право и право справедливости.
В теории английского права в настоящее время в качестве источников принято выделять в первую очередь законодательство, судебный прецедент и правовые документы Европейского союза.
Существуют и дополнительные источники. Некоторые из них на определенном этапе исторического развития играли значительную роль в формировании права Англии. Правовой обычай явился основой для возникновения общего права. Каноническое право также оказало влияние на развитие общего права и права справедливости. Под его влиянием происходило становление регулирования брачно-семейных отношений, было введено наказание в виде лишения свободы. Из римского права были заимствованы нормы наследственного права.
Однако в настоящее время влияние этих источников на современное право Англии ограничено. Небольшое исключение из этого правила составляют обычаи, которые (при наличии признаков правового обычая) могут быть признаны источником права. Однако на практике такие случаи фактически не встречаются.
К источникам права английская правовая доктрина относит также прошедшие проверку временем авторитетные публикации в области права, судебные отчеты и материалы Правовой комиссии.
В дальнейшем при рассмотрении данного вопроса термин «источник права» будет использоваться главным образом для обозначения внешней формы выражения и закрепления правовой нормы, а именно — документа, изданного уполномоченным на это органом власти.
Характеризуя источники английского права, необходимо отметить, что английское право изначально развивалось как прецедентное право, которое исторически складывалось из общего права и права справедливости. Большинство правовых норм содержалось в судебных решениях, а творцами права были главным образом судьи. Статутное право, как писаное право, возникло намного позднее. Оно развивалось на фоне прецедентного права и дополняло его.
В настоящее время английская правовая доктрина все большую роль отводит нормативным актам. За ними признается наибольшая юридическая сила. Если какой-либо прецедент противоречит закону, то приоритет отдается последнему. Закон всегда может аннулировать прецедент.
В то же время судебными решениями, формулирующими правовые нормы, восполняются пробелы в статутном регулировании. Посредством судебного прецедента толкуются сомнительные, неясные положения закона. Через толкование статутов судебная практика определяет их содержание, по существу подготавливая необходимые изменения, которые можно вносить в право, минуя широкое обсуждение, сложную законодательную процедуру. В случае если правовой акт не дает нормативного определения того или иного юридического термина, применяется его значение, существующее в прецедентном праве. Таким образом, писаное право и судебный прецедент — два самостоятельных источника английского права, которые тесно переплетены и взаимно дополняют друг друга.
Традиционно Англия рассматривалась в качестве страны, право которой не подверглось кодификации. Однако с 30-х гг. XIX в. начинается активная работа по систематизации ранее принятых и разрозненных правовых норм. Данный период характеризуется активной деятельностью законодательного органа по принятию консолидированных актов, объединяющих правовые предписания принятых в разное время статутов, регулирующих одно и то же правоотношение или его различные стороны. К настоящему времени процесс консолидации охватил почти все отрасли английского права. Этому способу систематизации законодательства отдается приоритет.
Попытки кодификации не были столь успешны в Англии. Причина тому усматривалась в сложности английского права, являвшегося в первую очередь «судейским правом», характеризовавшимся наличием огромного количества судебных решений. Нормы права в Англии были менее общи и абстрактны, что делало кодификацию по континентальному типу трудной задачей.
Под влиянием проводимых в стране реформ существенным изменениям в конце ХХ в. подверглось законодательство, относящееся к сфере судопроизводства.
Традиционно изложение вопроса о нормативных источниках какой-либо отрасли права начинается с указания на Основной закон государства, определяющий основные, наиболее важные аспекты устройства и функционирования государства и содержащий нормативно-руководящие положения — принципы различных отраслей права. Известной особенностью английского права является отсутствие такого акта. Принципы и максимы правового государства (например, принцип независимости суда, право на судебную защиту и др.) закрепляются в многочисленных статутах, многие из которых насчитывают уже сотни лет своего существования. Это Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Закон о неприкосновенности личности 1679 г., Билль о правах 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Закон о правах человека 1998 г. и др.
Долгое время процедура отправления правосудия по гражданским делам характеризовалась большим разнообразием и определялась специальным Законом о деятельности суда, Правилами гражданского судопроизводства 1998 г.
К источникам гражданского процессуального права Англии относятся многочисленные статуты, регулирующие порядок создания, структуру и полномочия отдельных судов. В отсутствие единого закона, который бы четко и исчерпывающе определял судоустройство страны, английская судебная система предстает в качестве сложного и запутанного образования, целостное представление о котором можно получить только путем комплексного изучения специальных актов.
В первую очередь следует назвать Законы о судоустройстве 1873 и 1875 гг., которые заложили основы ныне действующей системы королевских судов, заменив органы, созданные в Средние века. Через сто лет Закон о судах 1971 г. (Couts Act) модернизировал судоустройство страны, предусмотрев, в частности, создание Суда короны и должности окружных судей.
Закон о Верховном Суде 1981 г. (Supreme Court Act), переименованный в 2009 г. в Закон о вышестоящих судах (Senior Courts Act), определяет структуру и юрисдикцию Апелляционного суда, Высокого суда и Суда Короны, порядок формирования состава суда, регулирует отдельные процедурные вопросы.
Закон о магистратских судах от 1 августа 1980 г. (Magistrate´s Courts Act 1980), Закон о судах графств 1984 г. (County Courts Act 1984) регулируют вопросы организации и компетенции соответствующих судов, определяют принципы их деятельности. В 2003 г. был принят Закон о судах (Couts Act 2003), создавший единую правовую базу функционирования мировой юстиции.
Пиком проводимых в Англии правовых реформ явился Закон о конституционной реформе 2005 г. (The Constitutional Reform Act 2005), который внес существенные изменения в судебную систему Англии, предусмотрев передачу судебных функций палаты лордов (исстари являвшейся высшим судебным органом страны) специально созданной новой структуре — Верховному Суду Соединенного Королевства. 1 октября 2009 г. вступили в силу Правила Верховного Суда (The Supreme Court Rules), и он официально приступил к работе.
Значимым писаным источником гражданского процессуального права выступает Закон о трибуналах, судах и исполнении 2007 г. (The Tribunals, Courts and Enforcement Act), а также Закон о преступности и судах 2013 г. (Crime and Courts Act), которые в очередной раз подвергли реформированию английскую судебную систему.
В отличие от многих европейских стран, в Англии область гражданского судопроизводства является в основном предметом регулирования делегированного законодательства и поэтому вопросы производства по гражданским делам разрешаются не законами (во многих странах они именуются кодексами), а подзаконными актами, так называемыми правилами.
До недавнего времени нормы, регулирующие гражданские процессуальные правоотношения, содержались в многочисленных разрозненных нормативных актах. Статуты о конкретных судах определяли не только их организацию и функции, но и порядок рассмотрения подведомственных им дел. Особые процессуальные правила могли устанавливаться законами, регулирующими соответствующие материальные правоотношения, из которых возник спор. В результате отсутствовала единая для всех судов и дел процедура рассмотрения гражданских дел.
Положение изменилось с принятием в 1998 г. Правил гражданского судопроизводства (Civil Procedure Rules), получивших статус нового процессуального кодекса, который унифицировал процедуру рассмотрения наиболее типичных гражданских дел, часто встречающихся в практике Верховного Суда и судов графств.
В продолжение традиции делегированного законодательства Правила разрабатывались специально созданным для этого Комитетом по правилам гражданского судопроизводства и были утверждены лордом-канцлером. По его распоряжению Правила начали применяться английскими судами с 26 апреля 1999 г. С этого времени нормы иных подзаконных актов, регулировавших ранее тождественные процедуры, либо полностью утратили силу, либо продолжают действовать только в той части, которая не противоречит Правилам 1998 г.
Отдельные нормы старых законов, которые регламентировали либо специфические процедурные вопросы, либо особенности производства по отдельным категориям гражданских споров, возникающим при использовании нечасто применяемых институтов материального права, с течением времени были инкорпорированы в структуру новых Правил в виде самостоятельных частей.
Новые Правила воспроизводят практически без изменений многие ранее действовавшие и проверенные практикой нормы прежних статутов. Но по некоторым вопросам они внесли свой вклад в гражданское процессуальное право.
К наиболее существенным процедурным изменениям можно отнести установление единого порядка возбуждения дела путем подачи унифицированной формы иска, введение различного порядка судебного производства — обычного производства (the multi-track), производства по делам с малой ценой иска (the small claims track) и ускоренного производства (the fast track), использование специфических форм подготовки дела к судебному разбирательству (совещания по управлению процессом), подготовительного заседания.
Существенные изменения, получившие отражение в новом акте, произошли и в отношении роли суда в процессе производства по гражданскому делу. Как отмечается в английской литературе, сегодня она зиждется на иных принципах. Если ранее традиционная судейская роль характеризовалась двумя основополагающими правилами, заключавшимися в том, что судьи полагались на стороны в отношении рамок споров и на правовые стандарты в отношении помощи по их разрешению, после принятия новых Правил она получила иное содержание. Главным образом коренные преобразования произошли в правовом регулировании поведения судьи на подготовительном этапе судопроизводства, что неизбежно отразилось на практической деятельности. Как бы ни были суды переполнены делами, подготовительная судебная практика показывает, что судьи отходят от своей пассивной роли. Вместо того чтобы сидеть и ожидать от сторон упорядочения и развития правового спора, многие судьи допускают активный, в большинстве своем усмотренческий подход к проведению подготовки дела к судебному разбирательству.
Следует обратить внимание и на изменения в процессуальной терминологии.
Структурно Правила 1998 г. состоят из частей. На момент принятия они включали в себя 51 часть. В последующем количество частей увеличилось до 89. Порядок изложения первых сорока восьми частей обусловлена ходом развития производства в суде первой инстанции. Последовательность остальных частей лишена процедурной логики. Часть 52 посвящена апелляции. Исполнительное производство отражено в ч. 70–75. Остальные нормы определяют порядок рассмотрения отдельных категорий дел.
Внутри части подразделяются на статьи. В них достаточно кратко и сухо излагается существо и порядок совершения тех или иных процессуальных действий. К каждой части прилагаются так называемые инструкции (practice directions), которые содержат развернутые официальные комментарии к большинству нормативных положений.
К Правилам прилагается также глоссарий (Glossary), в котором приводятся определения специфических терминов, используемых в тексте, и пакет форм процессуальных документов (Forms) с подробными пояснениями по их заполнению. Часть форм является обязательной для применения, другая только рекомендуется для использования.
Особый интерес представляет раздел, именуемый «Протоколы предварительных действий» (Pre-action protocols). В нем содержатся правила, определяющие поведение и конкретные действия сторон по определенным категориям споров, которые должны быть предприняты ими до на начала процесса с целью выявления и/или уточнения существующей между сторонами проблемы, обмена имеющейся у них информацией и попытки урегулирования конфликта без возбуждения судебного производства.
Для специализированных судов предусмотрены дополнительные особые правила, вынесенные в самостоятельный раздел, именуемый «Судебные руководства» (court guides).
Закон о судах 2003 г. определил необходимость создания особых правил рассмотрения дел, возникающих из брачно-семейных отношений, которые бы делали судопроизводство в этой области более простым и доступным. В соответствии с этим в 2010 г. были приняты Правила производства по семейным спорам (Family Procedure Rules), которые установили особые процедуры производства по указанным делам на различных стадиях процесса (от производства в суде первой инстанции до исполнения судебных постановлений).
К другим писаным источникам гражданского процессуального права относят акты различной юридической силы, регулирующие вопросы, которые либо остались не освещенными новым кодексом, либо достаточно кратко освещаются в нем, либо касаются прикладных вопросов, связанных со сферой правосудия. К ним можно отнести Закон о присяжных заседателях 1974 г. (Juries Act 1974), консолидировавший в своих рамках среди прочего положения, раскрывающие требования к кандидатам в присяжные и порядок их отбора; Закон о судах и юридических услугах 1990 г. (Courts and Legal Services Act), который реформировал английскую адвокатуру и внес некоторые изменения в организацию английских судов; Закон о доступе к органам правосудия 1999 г. (The Access to Justice Act), регулирующий вопросы оказания юридической помощи по участию в суде и устанавливающий базовые положения апелляционного обжалования; Закон о юридических услугах 2007 г. (Legal Services Act), который урегулировал и либерализировал всю сферу предоставления юридических услуг в Англии и Уэльсе.
Особо следует остановиться на законах, которые регламентируют отдельные вопросы судебных доказательств. Правила 1998 г. определяют процедуру получения и использования при рассмотрении дела тех или иных средств доказывания — свидетельских показаний, заключения эксперта, вещественных и письменных доказательств. Однако базовые нормативно-теоретические положения, определяющие допустимость некоторых источников информации, их доказательственную силу, устанавливающие доказательственные привилегии, содержатся в специальных законах о доказательствах по гражданским делам (Civil Evidence Act) 1968, 1972 и 1995 гг.
К источникам гражданского процессуального права Англии относят международные акты, которые касаются вопросов производства по гражданским делам, отягощенным иностранным элементом. В первую очередь это акты, регулирующие вопросы международной подсудности и устанавливающие унифицированный механизм признания и принудительного исполнения иностранных судебных постановлений: Луганская конвенция о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и коммерческим делам от 30 октября 2007 г. и Регламент № 1215/2012 Европейского парламента и Совета Европейского союза «О юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и коммерческим делам (в новой редакции)». Среди международных актов, участницей которых является Англия, можно назвать акты, которые содержат наиболее важные максимы отправления правосудия (например, независимости судебных органов, равенства перед законом и судом).
Со вступлением Англии в Европейский союз составной частью внутреннего права данной страны стало право Европейского союза. Законодательные акты Европейского союза, регулирующие отношения между государствами — членами ЕС, действуют на всей территории Англии наравне с национальными актами. В частности, к таким актам можно отнести:
• Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г.;
• Решение № 2001/470/ЕС Совета Европейского союза «О создании Европейской сети судебной взаимопомощи по гражданским и коммерческим делам»;
• Регламент № 1206/2001 Совета Европейского союза «О сотрудничестве судов государств — членов Европейского союза при получении доказательств по гражданским и коммерческим делам»;
• Регламент № 2201/2003 Совета Европейского союза «О юрисдикции, признании и приведении в исполнение судебных решений по семейным делам и делам об обязанностях родителей»;
• Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) № 805/2004 от 21 апреля 2004 г. «О введении Европейского исполнительного листа по неоспариваемым искам»;
• Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) № 1896/2006 от 12 декабря 2006 г. «О введении Европейского приказного производства»;
• Регламент Европейского парламента и Совета Европейского союза № 861/2007 от 11 июля 2007 г. «Об учреждении европейской процедуры урегулирования споров с небольшой суммой иска»;
• Регламент Европейского парламента и Совета Европейского союза № 1393/2007 от 13 ноября 2007 г. о передаче судебных и внесудебных документов по гражданским и коммерческим спорам (сервис по документам).
Принимаются и иные акты, имеющие своей целью унифицировать процедуру судопроизводства и порядок решения отдельных процессуальных вопросов.
Унифицированные нормы приведенных актов имеют прямое действие в странах-участницах и заменяют собой соответствующие положения внутреннего права. Единообразное толкование и применение судами этих стран предписаний Брюссельской конвенции и Регламентов Совета обеспечивает Суд ЕС, а Луганской конвенции — Постоянная комиссия. Постановления данных органов учитываются судами стран Европейского сообщества при применении в процессе рассмотрения конкретных гражданских дел соответствующих международных норм.
§ 3. Принципы гражданского процессуального права Англии
Процессуальная наука Англии традиционно не уделяла ранее столь значительного внимания исследованию таких важных с точки зрения российской науки и науки отдельных стран западной Европы вопросов, как понятие принципов права, классификация принципов и их содержание. В последние десятилетия стали появляться отдельные работы, посвященные данной тематике. Однако по-прежнему в учебной литературе информация о принципах как основополагающих началах процесса отсутствует.
Между тем положения, определяющие основные черты английского гражданского процесса, находят отражение в правовых нормах. Указания на некоторые из них, например, гласность, независимость судей, состязательность, содержатся в законах, регулирующих процедуру отправления правосудия.
В рамках данной главы представляется необходимым остановиться лишь на некоторых руководящих положениях, которые определяют порядок организации правосудия или направляют процессуальную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских дел.
Организационные принципы. Назначаемость судей. Назначаемость судей Англии берет начало у истоков появления судейской профессии, когда судьи назначались королевской властью. Такой порядок вступления в должность сохранился и до настоящего времени. Изменилась только процедура подбора кандидатов на соответствующую должность. До недавнего времени этим занимался департамент лорда-канцлера (с 2003 г. департамент по конституционным вопросам). На основании Закона о конституционной реформе 2005 г. (Constitutional Reform Act) была создана Комиссия по назначению судей (Judicial Appointments Commission (JAC)), которой и были переданы функции по подбору кадров. Отобранные комиссией кандидаты утверждаются лордом-канцлером и назначаются королевой. Исключение составляют мировые судьи, которые назначаются на должность лордом — главным судьей.
Судейский корпус объединяет различные по своему характеру судебные должности, которые предполагают различную процедуру их занятия. В то же время на отбор кандидатов не влияет их этническая и политическая принадлежность, пол, семейное положение, сексуальная ориентация, вероисповедание, инвалидность (если она не препятствует выполнению работы). Для всех судов существует общая практика назначать в качестве судей лиц, которые имеют юридическое образование и определенный стаж работы по юридической специальности, например, в должности судебного адвоката или судебного должностного лица. Размер требуемого стажа зависит от уровня суда, судьей которого лицо намерено быть.
Долгое время состав судей в рамках определенного суда характеризовался замкнутостью и неизменностью. Выработав необходимый стаж и получив назначение на должность в определенном суде, лицо не могло по истечении какого-то времени перейти в более высокий по своему статусу суд. Такое правило сдерживало профессиональный рост судьи. В настоящее время такая практика не действует, и судьи получили возможность повышать свой статус, переходя из нижестоящего суда в вышестоящий. Таким образом, лицо, избравшее в качестве своего основного занятия судейскую профессию, может пройти все ступени судейской лестницы снизу вверх, от судьи в суде низшей инстанции до судьи вышестоящего суда.
Несменяемость судей. Данное руководящее положение вытекает из норм Акта о престолонаследии 1700 г. В соответствии с ним судьи несменяемы, пока ведут себя безупречно.
Принцип несменяемости предполагает фактически пожизненное, до пенсионного возраста, занятие судьей своей должности. Исключения из этого общего положения составляют случаи, когда лицо назначается на судейскую должность на определенный срок с возможностью его продления в будущем. Например, рекодеры назначаются на должность на пять лет. В дальнейшем этот срок продлевается при условии наличия согласия самого лица и соблюдения верхнего возрастного предела, если не поднят вопрос о невозобновлении полномочий.
Возраст кандидата на должность судьи не является важным критерием, необходимым для занятия соответствующей должности. Однако все британские судьи обязаны уходить в отставку по достижении пенсионного возраста, который составляет по общему правилу 70 лет (в некоторых случаях этот возраст может быть продлен до 75 лет). 75 лет — предельный возраст, достижение которого препятствует выполнению судейских функций.
Судью нельзя уволить, перевести на другую должность. Отставка судьи возможна только по объективным, уважительным причинам, например, по болезни, которая препятствует надлежащему выполнению им своих обязанностей.
Судьи в Англии в силу принадлежащей им власти занимают в обществе особое положение. Они всегда на виду и являются большим авторитетом для англичан. Поэтому если кто-нибудь из них перестает отвечать предъявляемым требованиям, совершает поступок, несовместимый с высоко моральным обликом судьи, допустимо увольнение судьи.
Независимость судей. Независимость судей является фундаментальным принципом английского процессуального права. В начале истории возникновения судейской должности судьи назначались королем из числа его слуг. Поэтому вряд ли можно было говорить о самостоятельности и независимости судей в те времена. С ростом профессионализма представителей юридической профессии, усилением их влияния на формирование правовых норм росла и политическая самостоятельность и независимость служителей Фемиды от королевской власти. С переходом к профессиональному принципу деятельности юристов происходит полное отделение судейского корпуса от королевского окружения, а к XVII в. английские судьи приобретают истинную независимость.
В настоящее время независимость судей гарантируется Законом о конституционной реформе 2005 г., в соответствии с положениями которого лорд-канцлер, другие министры Короны и все, на кого возложена ответственность за решение вопросов, связанных с осуществлением судебной власти или отправлением правосудия, должны поддерживать постоянную независимость судебной власти. Лорд-канцлер и другие министры Короны не должны оказывать воздействия на принятие конкретного судебного решения за счет доступа к судебной системе (ст. 3 ч. 2 Закона).
В первую очередь независимость судебной власти в Соединенном Королевстве заключается в том, что решения судей должны быть беспристрастными, неподверженными влиянию других ветвей власти, а также каких-либо частных или политических интересов.
В то же время независимость судей в английском праве имеет и более широкое понимание, которое заключается в том, что они располагают возможностью заниматься политикой независимо от влияний со стороны других ветвей власти. При этом заниматься политикой означает осуществление той политической власти, которой, в силу принципа разделения властей в английском его понимании, наделяются судьи. И заключается это не столько в отправлении правосудия, сколько в способности контролировать и творить право.
Независимость судей проявляется в их особом взаимоотношении с правом. В первую очередь они являются служителями права и подчиняются только праву. Помимо этого, независимость судей характеризуется не только свободой от вмешательства и предписаний законодательной и исполнительной властей, но и в некоторой степени свободой от абстрактных правовых предписаний. Принцип подчинения судей только закону, провозглашаемый процессуальным законодательством России, имеет в Англии иное звучание. Объем правомочий судей не ограничивается теми, которые закреплены в статутах или иных актах. Поэтому в этом смысле неправильно говорить об абсолютном подчинении судей только закону.
Судебная власть в Англии характеризуется термином inherent jurisdiction — врожденные (имманентные) полномочия, который позволяет говорить о наличии у судей любых полномочий, которые присущи им как носителям власти изначально, независимо от закрепления в позитивном праве. Судьи не только должны подчиняться закону, в некоторых случаях они могут сами творить закон. И в этом случае они являются «хозяевами права». Врожденные полномочия наделяют суд компетенцией заслушивать любые вопросы, которые ставятся перед ним, если только законы или правила напрямую не ограничивают такую власть или если такие вопросы не отнесены к исключительной компетенции другого суда или трибунала. Имманентные полномочия наделяют суд способностью контролировать свою собственную процедуру таким образом, чтобы не допустить ее использования для достижения несправедливости.
Независимость английских судей подкрепляется их высоким социальным статусом. В Англии отсутствует единый акт, который бы определял статус судьи. Порядок занятия должности судьи в разных судах, осуществление судейских полномочий, его права и обязанности определяются различными нормативными актами.
Судьи в Англии имеют хорошее материальное обеспечение, высокие должностные оклады. Независимости судей способствует порядок отбора кандидатов на должность судьи, разработанный таким образом, чтобы минимизировать политическое вмешательство в отборочный процесс, а также в последующий процесс отправления правосудия.
Гарантией независимости судей является их неприкосновенность. Если судья в процессе действует честно и считает, что принимает решение в пределах своей компетенции, он не подлежит судебной ответственности. Ни одно действие, совершаемое судьей в рамках реализации им своих функций и в отношении вопросов, относящихся к его юрисдикции, не может быть использовано против него, он обладает иммунитетом до тех пор, пока не доказана недобросовестность его действий.
В случае совершения судьей действия, которое несовместимо с его статусом (например, преступления), он может быть снят с должности.
Иммунитет против гражданского и уголовного преследования присущ и другим субъектами, участвующим в отправлении правосудия, например присяжным.
Раскрывая содержание независимости судей, следует учитывать, что правосудие в этой стране осуществляется не только судьями –профессиональными юристами, но и судьями, которые вообще не имеют юридического образования. Существование двух категорий судей является исторически сложившейся и эффективно действующей особенностью правовой системы Англии.
Судьи-профессионалы осуществляют свои полномочия главным образом в Верховном суде, судах графств и отчасти в магистратских судах. Судьи-непрофессионалы составляют преобладающую часть в системе мировой юстиции. Предпринимавшиеся неоднократно попытки вытеснить непрофессионалов из сферы отправления правосудия не принесли существенных результатов. Более того, их деятельность приветствуется как важнейшая гарантия независимости суда и необходимое условие того, что система мировой юстиции в целом пользуется доверием населения.
Отличие между двумя группами судей состоит не только в наличии или отсутствии у них специальных знаний в области юриспруденции. Разделяющие их границы намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Мировые судьи являются судьями в английском понимании лишь по названию. В остальном они не имеют ничего общего со своими коллегами-юристами.
Судьи в Англии (имеются в виду судьи, которые осуществляют свои полномочия на профессиональной основе) являются не просто государственным служащим. Это лица, которые обладают государственной властью. Их судейско-властные полномочия основываются на принципе разделения властей и доктрине inherent jurisdiction. Они наделяются не только правоприменительными, но и правотворческими функциями, реализуемыми в рамках осуществления ими судейских полномочий. Доктрина судебного прецедента позволяет судьям существенно влиять на формирование и развитие права.
Мировые судьи в Англии, выполняющие судебные функции, судебно-властными полномочиями не обладают. Они выступают лишь в качестве правоприменителей, но не занимаются судебным нормотворчеством. Вынесенные ими решения не могут признаваться прецедентами и потому не относятся к источникам английского права. Мировые судьи — это люди, вершащие правосудие, но не имеющие судебной власти. Поэтому их и называют судьями на общественных началах, судьями от общества. Они не являются государственными служащими и не получают вознаграждение за свою работу. Исключение составляют случаи, когда их вознаграждение является предметом дополнительного соглашения. В то же время, если в процессе выполнения ими своих функций они несут затраты на дорогу к месту отправления правосудия, на питание и проживание или впадают в иные расходы, все понесенные затраты им возмещаются. Несмотря на отличия, судьи от общества при отправлении функций правосудия обладают независимостью, но только в узком смысле слова.
Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел. По общему правилу рассмотрение гражданских дел в судах Англии (Окружном суде, Высоком суде) по первой инстанции осуществляется, как правило, единолично судьей. Исключение из правила о единоличном рассмотрении дел по первой инстанции составляют дела, отнесенные к компетенции мировых (общественных) судей (они разрешаются судебным присутствием в составе трех человек), а также рассматриваемые с участием присяжных заседателей.
Присяжные заседатели — это лица, которые привлекаются судом для отправления правосудия путем вынесения по результатам рассмотрения дела беспристрастного вердикта по вопросам факта и/или права, официально поставленным перед ними.
Требования к присяжным определяются Законом о присяжных заседателях 1974 г. Ими могут быть зарегистрированные в качестве избирателей лица в возрасте от 18 до 70 лет, отвечающие требованию ценза оседлости. Претендент должен прожить в Соединенном Королевстве, на островах Пролива, либо на острове Мэн не менее пяти лет после того, как ему исполнилось 13 лет. По определенным причинам, установленным законодательством, лицо может быть не допущено к осуществлению функций присяжного. В качестве таких причин может выступать наличие душевного заболевания, недостаточное знание английского языка, отнесение к определенной профессии или осуществление определенной деятельности.
Не могут быть присяжными студенты, преподаватели, врачи, священники, члены парламента, лица, чья деятельность связана с работой правоохранительных органов (судьи, мировые судьи, офицеры полиции и др.), некоторые категории субъектов, которые отбывали наказание, и др.
Помимо объективных причин, кандидаты подлежат отводу по субъективным основаниям. Любому присяжному может быть заявлен отвод по тем причинам, что он находится в родственной связи со стороной или знаком с ней. Отвод может быть заявлен и по другим веским основаниям, которые могут повлиять на должное исполнение им своих полномочий.
Список присяжных составляется на основе метода случайной выборки кандидатов из списков зарегистрированных избирателей и утверждается лордом-канцлером. При выборе присяжного из списка для участия в конкретном деле принимается близость его места жительства к месту рассмотрения дела. Как правило, присяжный должен проживать на территории юрисдикции суда, который будет слушать дело.
Выполнение функций присяжных не оплачивается, они не получают жалования, но все расходы, например, на дорогу, на проживание в другом городе или потери в доходе, которые они несут при этом, возмещаются им судом.
Перед началом слушания дела присяжные должны быть приведены к присяге. Будучи избранным в качестве присяжного, лицо не может отказаться от выполнения возложенных на него почетных функций, если только не приведет существенные причины, обосновывающие невозможность их исполнения. В противном случае отказ от участия в рассмотрении дела в качестве присяжного расценивается как неуважение к суду.
В настоящее время использование данного института в Англии сведено к минимуму. К числу дел, рассматриваемых с участием присяжных, закон относит дела о клевете и оскорблении (ст. 69 Закона о Верховном суде 1981 г., ст. 26.11 Правил гражданского судопроизводства). По инициативе стороны спора институт присяжных может быть применен и по другим спорам. Для приглашения присяжных сторона обязана в течение 28 дней после предоставления ответчиком возражений по существу спора (в первом случае) или на первом заседании по управлению делом (во втором случае) обратиться к суду с соответствующим ходатайством (ст. 26.11 Правил). Окончательное решение данного вопроса возлагается на суд. Он может как удовлетворить просьбу заинтересованного лица, так и отказать в применении данного института, посчитав, что судебное разбирательство потребует длительного изучения документов или проведения сложных исследований, которое неудобно будет осуществить с участием присяжных.
В коллегиальном составе, как правило, осуществляется пересмотр вынесенных нижестоящими судами решений в апелляционном порядке. Так, Апелляционный суд заседает, как правило, в составе не менее трех судей (по наиболее сложным делам — пять и более членов суда), в определенных случаях поставленные перед судом вопросы полномочны разрешать двое судей или даже один (ст. 54 (2), (3) Закона о Верховном суде 1981 г.). В Высоком суде апелляционные жалобы рассматривают два и более судей. Заседания Верховного суда проходят в составе как минимум трех судей. Но более распространена практика рассмотрения жалоб пятью судьями, а иногда семью и девятью. В то же время внутренняя апелляция может быть рассмотрена и одним судьей (например, жалоба на решение мастера Высокого суда рассматривается единолично судьей Высокого суда).
Равенство всех перед законом и судом относится к числу руководящих основ любого демократического общества. Трактовка данного принципа одинакова в любой стране, в том числе и в Англии. Все равны перед законом и судом независимо от расы, национальности, вероисповедания, пола, политической принадлежности, семейного положения и любых других критериев. Между тем особенность политического устройства данного государства откладывает отпечаток на содержание равноправия. Оно существует до тех пор, пока речь не заходит о государстве в лице монарха (Короны), которое может вступать в многочисленные материальные правоотношения с иными субъектами. Согласно существующему много веков правилу, лицо, занимающее королевский престол, не может быть ответчиком. От имени Короны действуют специально уполномоченные правительственные учреждения, к которым и следует предъявлять иск.
Рассмотрение споров, в которых затрагиваются интересы Короны, подчиняется специальным нормам, содержащимся в ч. 66 Правил.
Исключением из правила равенства всех перед законом и судом является установление судебного иммунитета в отношении отдельных категорий субъектов.
Следует учитывать и то, что фактические возможности каждого лица различны. Не каждый может позволить себе, например, нанять адвоката, чьи услуги в Англии стоят достаточно дорого. Резкое несоответствие экономических ресурсов каждой стороны способно существенно повлиять на движение и конечный результат судопроизводства. Финансовое благополучие позволяет выдержать тяжесть судебных расходов, а при угрозе проигрыша спора осложнить и затянуть процесс в расчете на то, что другая сторона, испытывающая затруднения в финансах, вынуждена будет пойти на мировое соглашение, обжаловать решение, переместив дело в более высокие инстанции и т. п. Однако это ни в коей мере не должно рассматриваться как нарушение рассматриваемого принципа.
Английское законодательство учитывает несоответствие между провозглашаемым юридическим равноправием и фактическим неравенством. Политика государства в этой сфере направлена на то, чтобы оказать нуждающимся лицам содействие в получении квалифицированной юридической помощи и обеспечить значительной части населения доступ к правосудию. Для достижения обозначенных целей в 1999 г. был принят Закон о доступе к правосудию, который, помимо прочего, регламентирует вопросы предоставления правовой помощи малоимущим гражданам.
Функциональные принципы. Принцип гласности. Одним из основополагающих правил английского судопроизводства является публичное рассмотрение гражданских дел. Это означает, что на слушании могут присутствовать пресса и любые желающие. Они вправе фиксировать происходящее перед ними на бумаге, но ни одна из сторон или представители публики не могут использовать записывающее оборудование (например, магнитофон, видеокамеру) в зале заседания или кабинете судьи, в котором проходит слушание, без разрешения суда. Нарушение данного предписания расценивается как неуважение к суду (ст. 9 Закона о неуважении к суду 1981 г., п. 6.2 инструкции 39А). Заседания Верховного суда с разрешения судьи могут транслироваться в прямом эфире по телевидению. Может быть осуществлена видеозапись судебного слушания, которая в последующем выкладывается на официальном интернет-сайте Верховного суда (п. 8.17.1 инструкции 8 к Правилам Верховного суда 2009 г.).
Как видно, в общем понимание гласности в английском процессе совпадает с традиционным пониманием одноименного российского принципа.
В то же время публичность английского правосудия имеет некоторые особенности. В первую очередь они заключаются в том, что руководящие начала гласности не требуют от суда принимать особые меры, чтобы обеспечить размещение представителей публики. И если место проведения судебного разбирательства не рассчитано на присутствие зрителей (например, кабинет судьи), данное обстоятельство ни в коей мере не будет рассматриваться как нарушение публичности. Единственное, что может сделать суд в такой ситуации, если разместить зрителей в помещении не представляется возможным, — это перенести заседание в другое, более вместительное помещение (п. 1.10 инструкции 39А). Однако решение вопроса об этом отдано на усмотрение суда. Возможность же проведения слушания по месту осуществления деловой активности одной из сторон или разрешения спора без основного судебного разбирательства, а также большое количество устанавливаемых Правилами и Практическими рекомендациями исключений вообще сводят к минимуму количество дел, которые фактически слушаются публично.
Еще одна специфика проявления публичности заключается в том, что любое лицо, не являющееся участником процесса, может получить расшифровку стенограммы вынесенного решения или копию любого постановления, внеся соответствующую плату (п. 1.11 инструкции 39А). Помимо этого, оно может запросить расшифровку решения или копию судебного акта, вынесенных по результатам рассмотрения дела в закрытом заседании. При наличии разрешения судьи, вынесшего соответствующий акт, ему выдаются требуемые документы (п. 1.12 инструкции 39А Правил).
Все судебное заседание или отдельная его часть могут быть проведены при закрытых дверях. Правила содержат достаточно внушительный перечень исключений из общего правила, который детализируется практическими рекомендациями. В частности, публика не допускается на судебное разбирательство в случаях: 1) когда гласность слушания может нанести вред объекту судебного рассмотрения; 2) если рассмотрение дела затрагивает вопросы национальной безопасности; 3) если затрагивается конфиденциальная информация, в том числе финансовая информация о физическом лице, и публичность может нанести вред такой конфиденциальности; 4) если закрытое слушание необходимо для защиты интересов ребенка или другого защищенного лица; 5) если какое-либо ходатайство или заявление рассматривается без уведомления об этом заявителя, и было бы несправедливо по отношению к нему, чтобы слушание проходило публично; 6) если суд считает необходимым провести частное слушание, руководствуясь интересами правосудия (ст. 39.2 (3) Правил). Последнее обстоятельство дает основание сделать вывод, что приведенный перечень нельзя считать исчерпывающим. Фактически любое гражданское дело в английских судах может быть рассмотрено в частном порядке, если суд сочтет это необходимым для достижения целей правосудия. Кроме того, закрытое судебное заседание может быть проведено также при наличии соглашения сторон, участвующих в деле, по делам с малой ценой иска.
Практические рекомендации приводят достаточно обширный перечень дел, которые в любом случае должны рассматриваться по первой инстанции в частном порядке (п. 1.5, 1.7, 1.7А инструкции 39А). Это, например, иски кредитора по закладной к одному или более лицам по вопросу владения землей, иски владельца к одному или нескольким арендаторам об изъятии жилого дома на основании неуплаты ренты и т. п.
При решении вопроса о проведении закрытого судебного заседания суд должен учитывать также нормы Европейской конвенции по правам человека. В соответствии со ст. 6 (1) данного международного акта, часть или все судебное заседание в целом могут быть проведены негласно, если этого требуют интересы морали, общественного порядка или национальной безопасности, если это необходимо для защиты интересов несовершеннолетних или частной жизни сторон, а также в иных случаях, когда, по мнению суда, гласное рассмотрение дела может нанести ущерб интересам правосудия.
Процессуальное равноправие сторон. Содержание данного принципа заключается в том, что сторонам предоставляются одинаковые процессуальные средства борьбы и равные возможности по их использованию для защиты своих интересов. Так, если истцу предоставлено право обратиться в суд с требованием против ответчика, последний имеет право подать свои возражения против иска или встречный иск. Обе стороны имеют право требовать от противника раскрытия доказательств, участвовать в их исследовании, право заявлять ходатайства, действовать в процессе через своего представителя и т. п.
Диспозитивность. Диспозитивные начала, которые традиционно характеризуются как руководящие положения, обслуживающие ход процесса и определяющие в качестве движущей силы волеизъявление заинтересованных в исходе дела лиц, имеют в английском судопроизводстве свои особенности. Главным образом они имеют отношение к существованию множества исключений из общего правила, в основе которых лежит доктрина «врожденной» юрисдикции английского суда.
По общему правилу возбуждение дела, его переход из одной стадии в другую, прекращение производства зависят от усмотрения непосредственных участников спора. Истец вправе подать иск или отказаться от него. Ответчик может признать иск, заявить возражения против предъявленных к нему притязаний или предъявить встречный иск. Стороны могут достигнуть консенсуса по существующему конфликту и на этом основании завершить процесс. В случае несогласия с вынесенным решением заинтересованное лицо вправе обратиться к вышестоящему суду с целью возбудить пересмотр дела. Стороны пользуются своими распорядительными правомочиями свободно, как правило, без вмешательства суда. Так, суд обычно не проверяет законность сделанного ответчиком признания, не инспектирует содержание достигнутого между спорящими лицами соглашения, не вникает в причины, побудившие истца отказаться от своих притязаний. Исключения составляют случаи, когда данные действия затрагивают интересы несовершеннолетних или психически нездоровых и их реализация зависит от одобрения суда (ст. 14.1 (4), 21.10 и др. Правил).
Свобода сторон в распоряжении своими правомочиями имеет ограничения. Бесконтрольное осуществление возможно только на этапе подготовки дела к судебному разбирательству, как правило, до вручения состязательных бумаг своему противнику. После этого любые изменения возможны только с письменного согласия всех других сторон и с разрешения судьи (ст. 17.1 (1), (2) Правил). Только с разрешения суда во многих случаях допускается подача апелляционной жалобы (ч. 52 Правил).
Безусловно, истцу предоставлена прерогатива в определении предмета спора и испрашиваемых мер защиты. Однако английский суд в силу своих полномочий не ограничен установленными заинтересованным лицом рамками спора. Власть суда не может быть ограничена. Поэтому если он сочтет, что заявитель имеет право на иные меры защиты, которые не были определены в исковом заявлении, или на большую сумму, чем та, которая указана истцом, он может вынести в отношении них положительное решение (ст. 16.2 (5), 16.4 (7) Правил).
Состязательность. Состязательность основывается на противоположности интересов спорящих сторон и определяет форму процесса, характеризующуюся тем, что все производство проходит в виде противоборства сторон. Состязательность начинает проявляться уже при подготовке дела к судебному разбирательству, когда стороны собирают и представляют доказательства в суд, обеспечивая процесс необходимым для разрешения спора доказательственным материалом, раскрывают содержание доказательств перед своим противником, что дает возможность реально оценить силу доводов противника и сформировать собственную позицию по делу.
На этапе судебного разбирательства состязательность проявляется в действиях сторон по исследованию имеющихся в деле доказательств в целях убедить суд в существовании значимых для дела обстоятельств или их отсутствии. Абсолютная свобода сторон в представлении и исследовании доказательств была положена в основу утверждения о существовании в английском гражданском процессе так называемой чистой состязательности, при которой судьи занимают пассивную позицию, наблюдая за доказательственной деятельностью сторон, и лишь обеспечивают соблюдение правил борьбы. Такой традиционный взгляд на состязательность в английском процессе, имеющий правовое основание, просуществовал практически до 1998 г., когда принятые новые Правила изменили роль суда в ходе рассмотрения дела.
В настоящее время проблемы состязательности с позиции поведения в процессе сторон не привлекают внимания ученых. Наибольший интерес вызывают активные правомочия судьи и их соотношение с рассматриваемым принципом.
Правила поставили перед судом новую цель: осуществление справедливого и пропорционального судопроизводства, — которая включает обеспечение равноправия сторон, экономию расходов, рассмотрение дел способами, соответствующими цене иска, важности дела, сложности рассматриваемых вопросов, финансовому положению сторон, обеспечение быстрого и объективного рассмотрения дела и другие задачи, определенные ст. 1.1 (2) Правил.
Для достижения поставленных перед ним целей и задач суд должен активно руководить делом. В связи с этим он наделяется широкими полномочиями давать сторонам разъяснения, принимать руководящие постановления в целях подготовки дела к быстрому судебному разбирательству, экономящему не только время, но и деньги тяжущихся.
Активное руководство делом должно заключаться: в поощрении сторон к сотрудничеству друг с другом в ходе производства, в определении спорных вопросов на самых ранних стадиях процесса; в быстром решении того, какие вопросы нуждаются во всестороннем исследовании и рассмотрении; в поощрении сторон к использованию альтернативных методов разрешения споров, если суд сочтет возможным их применение в сложившейся ситуации, и содействии в использовании таких процедур; в оказании помощи сторонам в улаживании всего или части спора; в установлении графика совершения необходимых процессуальных действий; в определении экономической целесообразности совершения тех или иных процессуальных действий; в обеспечении использования технологий; в даче таких распоряжений, которые смогут обеспечить быстрое и эффективное судебное разбирательство по делу; а также в решении иных вопросов, которые могут возникнуть по делу (ст. 1.4 (2) Правил).
Суд может контролировать процесс формирования доказательственного материала сторонами. Он вправе определять обстоятельства, по которым необходимы доказательства; указывать, какие доказательства необходимо представить для установления этих обстоятельств; устанавливать способ, посредством которого доказательство следует представить перед судом. Судья может исключить какое-либо доказательство из исследования, ограничить перекрестный допрос (ст. 32.1 Правил). Суд может давать указания по поводу раскрытия доказательств, а также совершать иные действия, предусмотренные Правилами, Практическими рекомендациями и иными нормативными актами.
Перечисленные, а также иные полномочия, как правило, не выходят за рамки определенных Правилами задач, которые ставятся перед судом.
Таким образом, стороны по-прежнему остаются основными субъектами доказательственной деятельности, что позволяет говорить о существовании в английском гражданском процессе принципа состязательности, характеризующегося разумным сочетанием активности сторон и направляющей, руководящей роли суда.
§ 4. Субъекты гражданских процессуальных правоотношений
1. При рассмотрении гражданских дел в судах Англии участвует большое количество субъектов, процессуальное положение которых имеет свою специфику. Юристы Англии не уделяют внимания классификации участников судопроизводства, их распределению на группы по каким-либо признакам. Вместе с тем процессуальное законодательство позволяет выделить три основные группы субъектов процесса, характеризующиеся различной ролью, которую играют ее представители в процессе рассмотрения гражданского дела: это суд (court), стороны (party) и иные участники.
Суд — государственный орган, который наделяется полномочиями по разрешению гражданских и уголовных дел. Это главный и решающий субъект гражданских процессуальных правоотношений. Особое процессуальное положение суда как субъекта гражданского процессуального правоотношения определяется процессуальными принципами и статусом судей, в лице которых он действует.
Стороны. Впервые законодательное определение сторон в английском гражданском процессе было дано в ст. 151 Закона о Верховном суде 1981 г. В качестве стороны рассматривался любой участник процесса, который на основании правил процедуры обратился в суд с заявлением или был вовлечен в процесс. Как отмечается в российской литературе, посвященной гражданскому процессу Англии, подобное определение можно применить к любому лицу, к которому направлены различные по своему содержанию требования другого участника процесса (будь то материально-правовые требования или требования процессуального характера, например, выдать находящиеся у лица доказательства).
С принятием Правил гражданского судопроизводства 1998 г. термин «стороны» (party) приобрел более четкие границы и стал применяться исключительно к субъектам процесса, между которыми существует материально-правовой спор.
Такой вывод можно сделать исходя из анализа отдельных норм Правил. Так, в ст. 19.1 ч. 19, именуемой «Стороны и группа тяжущихся», говорится, что любое количество истцов и ответчиков могут выступать в качестве сторон иска. Из этого правила следует, что институт сторон связывается с процессуальной категорией иска (claim) и включает в себя в первую очередь субъектов, между которыми непосредственно существует спор (истец, ответчик). В то же время термин сторона (party) применяется и к иным участникам процесса, которые связаны с разрешаемым судом спором, например, лицо, привлекаемое судом к ответу по перекрестному иску ответчика в первоначальном иске (третья сторона). Поэтому в какой-то степени используемый Правилами термин является собирательным.
Правила определяют основных участников процесса: истца и ответчика. Истец (claimant) — лицо, которое заявляет иск. Ответчик (defendant) — лицо, против которого предъявлен иск (ст. 2.3(1) Правил).
Данные формулировки показывают, что определяющей чертой как истца, так и ответчика является формальный признак (процессуальный аспект). В отношении истца это совершение активных действий по подаче иска, в отношении ответчика — привлечение его в процесс.
На момент подачи заявления и возбуждения гражданского дела материальный признак, состоящий в наличии у лица юридической заинтересованности к исходу дела, не учитывается. Не устанавливается также, является ли заявитель или лицо, которое привлекается к ответу, действительным участником спорного правоотношения. Это приводит к тому, что в качестве истца на практике часто выступает любое лицо, которое подает иск от своего имени, а ответчиком становится тот, кто указан в качестве такового в исковом заявлении.
Гражданский процесс зарубежных стран (Франция и Англия). Учебное пособие для аспирантов
В представленном учебном пособии освещается гражданский процесс двух государств: Франции и Англии. В отношении каждой страны последовательно раскрывается содержание институтов, традиционно составляющих общую часть гражданского процессуального права (источники, принципы, субъекты гражданских процессуальных правоотношений, подсудность, доказывание и доказательства), излагается порядок судопроизводства по гражданским делам на различных стадиях процесса, что призвано способствовать формированию целостного представления о гражданском процессуальном праве указанных государств.
Пособие написано на основе оригинального зарубежного законодательства, материалов практики французских и английских судов, иностранной литературы, а также работ известных российских ученых, посвященных иностранному процессуальному праву.
Законодательство приведено по состоянию на декабрь 2016 г.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, практикующих юристов, а также читателей, интересующихся зарубежным гражданским процессом.
Кулакова В.Ю., Мирзоян М.Э., Соловьев А.А. Гражданский процесс зарубежных стран (Франция и Англия). Учебное пособие для аспирантов
Кулакова В.Ю., Мирзоян М.Э., Соловьев А.А. Гражданский процесс зарубежных стран (Франция и Англия). Учебное пособие для аспирантов
В представленном учебном пособии освещается гражданский процесс двух государств: Франции и Англии. В отношении каждой страны последовательно раскрывается содержание институтов, традиционно составляющих общую часть гражданского процессуального права (источники, принципы, субъекты гражданских процессуальных правоотношений, подсудность, доказывание и доказательства), излагается порядок судопроизводства по гражданским делам на различных стадиях процесса, что призвано способствовать формированию целостного представления о гражданском процессуальном праве указанных государств.
Пособие написано на основе оригинального зарубежного законодательства, материалов практики французских и английских судов, иностранной литературы, а также работ известных российских ученых, посвященных иностранному процессуальному праву.
Законодательство приведено по состоянию на декабрь 2016 г.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, практикующих юристов, а также читателей, интересующихся зарубежным гражданским процессом.
Внимание! Авторские права на книгу «Гражданский процесс зарубежных стран (Франция и Англия). Учебное пособие для аспирантов» (Кулакова В.Ю., Мирзоян М.Э., Соловьев А.А.) охраняются законодательством!
Источник