Учебный план разных стран

Системы образования в разных странах

Меня всегда интересовала жизнь людей в разных странах. Я задавалась вопросом: Почему в некоторых странах уровень жизни выше? Какие подходы и принципы в системе образования помогают вырастить такое поколение?

Просмотр содержимого документа
«Системы образования в разных странах»

Меня всегда интересовала жизнь людей в разных странах. Я задавалась вопросом: Почему в некоторых странах уровень жизни выше? Какие подходы и принципы в системе образования помогают вырастить такое поколение?

Что я заимствую в азиатской системе образования

— Большое количество практических работ. Школа – это не генеральная репетиция жизни, а сама жизнь. И навыки, полученные в школе, должны быть полностью применимы в жизни. Например, один раз в неделю мы проводим лабораторную или практическую работу, чередуя. Темы следующие: «Погода» Прогноз погоды на 10 дней. Что нужно сделать? Пройти по ссылке, указанной на доске. Выписать в яндекс погода температуру воздуха, осадки, направление ветра, атмосферное давление, облачность на ближайшие 10 дней в разных городах на разных материках. Представьте, что вы остановились в одном из городов. Спланируйте свою деятельность на эти 10 дней с учетом погоды.

Или Тема «Политическая карта мира» Я предлагаю детям купить билет на самолет. Из Токио в Буэнос Айрес или Улан Батор. Прямых рейсов нет. Нужно спланировать стыковки (пересадки), минимум одну через лежащие вдоль маршрута страны, вычислить расстояние по масштабу и время в пути.

Или тема «Анатомия» Начинается просто «Собрать из органов систему», или расположить внутренние органы в нужных местах. А продолжением является. Вы доктор. К вам пришел пациент и жалуется на боль в левом боку. Какие процедуры могут быть перед тем, как вы поставите диагноз?

Читайте также:  Перечисленных стран крупными мировыми экспортерами пшеницы являются

Сегодня сингапурское образование признаётся лучшим в мире.

Конечно, там присутствует излишняя строгость и большое давление на детей (ну азиаты – что возьмёшь)

А вот что интересно перенять – сингапурские учителя в первую очередь стремятся дать школьникам максимально практические знания, связанные с будущей профессией, положением на рынке труда и реальной жизнью вообще.

Этот принцип лег в основу как стандартных, так и престижных школ.
Например, школьники, имеющие мечту стать ветеринарами, проходят практику при зоопарке, занимаясь больными коровами и лошадьми, а не уходом за милыми кошечками.

Ученикам довольно быстро приходится признать, что без любви к химии из них не получится врача, а карьера художника часто несовместима с содержанием семьи.

И вот еще один интересный момент: сингапурским учителям важен не столько правильный ответ, сколько уровень понимания вопроса и умение ориентироваться в материале. В советских школах так тоже раньше было. Зачем я применяю в своей работе подходы, заимствованные из разных стран? Объясню. У меня небольшой опыт работы, неполных 8 лет, половина этого опыта пришлась в эпоху перемен (ФГОСы, новые стандарты, ОГЭ, ЕГЭ). Я ищу свой путь методом проб и ошибок. Пробую разные задания, ненужные в процессе отсекаю. В университете нам заложили истину, что труд учителя ежедневный, скурпулезный, монотонный. Не каждый его выдержит. Виды заданий и темы необходимо чередовать и регулярно повторять для хорошего результата. Поэтому независимо от программы, я в предметы вношу свои коррективы, учитывая принцип «регулярно повторять». По русскому языку каждые 10 дней, независимо от тем, мы пишем творческие работы, сочинения и изложения. Программа предлагает это делать блоками. 4 работы 1 раз в три месяца. Все виды работ пишем воспринимаем исключительно на слух, как в ОГЭ. Благодаря регулярности такой сложный вид работы освоили все учащиеся достаточно хорошо.

Шагаем по Азии дальше и смотрим, что там у них такого интересного есть в подходах к образованию.

В Японии убеждены, что бесконечно говорящий учитель — самое неэффективное, что только может быть в школе.

Вы лишь тогда по-настоящему запоминаете материал, когда объясняете его другим.

Именно поэтому здесь школьник, справившийся с заданием, имеет возможность выступить перед классом в качестве учителя.

В Японии не принято скупиться на домашние задания: их много задают даже на каникулы.

К пропускам и опозданиям относятся сурово: без уважительной причины они попросту невозможны (тут просто запиской от родителя, почему твой ребенок пропустил день занятий, не отделаешься).

В японской школе каждый ребенок должен все делать сам. Это касается и взбирания на гору во время уроков любования природой. Это же касается выполнения домашних задания, которых в Японии очень много, там даже есть телешоу «Мое первое задание», где камера наблюдает за 5 летним ребенком, как он может сходить в магазин, преодолеть улицу и дорожные знаки и купить нужный предмет или продукт.

Своих детей я тоже приучаю к высокой степени самостоятельности. Выполнять ДЗ под присмотром взрослых. Родители только направляют и проверяют, а не выполняют вместо ребенка домашние задания или доклады. Что касается устных сообщений, то их мы тоже стараемся выполнять в школе на внеурочной деятельности. Для этого у нас есть библиотека, пособие в классе и интернет на компьютере, где дети выбирают и распечатывают необходимую информацию. Эта работа помогает детям научиться самостоятельно ориентироваться в большом количестве информации и отбирать существенные понятия и признаки.

В Китае всё в лучших традициях восточной психологии и философии.

В китайских школах на первом месте стоит группа, а не отдельный ребенок.

Местные учителя обладают авторитетом, который безоговорочно признается родителями: считается, что это повышает качество обучения.

Даже самый юный китаец понимает, что успех — это вовсе не врожденные склонности, а каторжный труд.

Родители в Поднебесной не потакают своим детям, им также бесполезно жаловаться на школьные наказания.

Образование считается главным приоритетом, и семья готова терпеть всяческие лишения, лишь бы дать детям возможность учиться.

Китайские педагоги видят свою цель прежде всего не в обучении предмету, а в формировании у ребенка ценностей и характера.

Как и в Японии, и в Корее, местные школьники с раннего детства сталкиваются с невероятным количеством домашней работы, практически не оставляющей личного времени.
Тут прошла инфо, что в Китае в одной из школ установили специально разработанную систему распознавания лиц. Которая выявит невнимательных учеников прямо на уроке.

Вот такая гремучая смесь новейших технологий и многовековых китайских традиций.

Во Вьетнаме (как и в Китае) учитель не просто должность, а высокопочитаемый авторитет. И часто его отношения с учениками больше напоминают родительские.

Многие отмечают, что местные жители любого возраста помешаны на учебе: готовы изучать материал с опережением, учить иностранные языки и нагружать себя дополнительными курсами.

В традиционном понимании образование — это не только путь к успеху, но и возможность принести своей семье благосостояние и уважение.

Воспитывая своих учеников, вьетнамские школы придерживают девиза: Tiên học lễ, hậu học văn. В общем смысле это означает, что сначала вы учитесь хорошим отношениям с другими людьми, тогда как научные знания являются второстепенными.

Нравственное воспитание — такая же часть школьной программы, как математика или география.

Вьетнамцы считают, что плодотворная учеба невозможна без глубокой моральной мотивации и уважения к традициям (влияние конфуцианства)

Учебный год разделён на два семестра. Первый длится с июня по октябрь, второй с ноября по март. Каникулы, соответственно, приходятся на весенние месяцы — май и апрель. Это обусловлено климатическими условиями страны. Новый год в Таиланде наступает в апреле, а вместе с ним сезон тропических ливней.

Длительность обучения составляет 12 лет (на Востоке вообще очень почитают число двенадцать). Учёба начинается ещё в детских садах, которые могут быть профильными: языковыми, например, или математическими. Ребёнок попадает туда в трехлетнем возрасте. Но обучение проходит достаточно мягко, в зависимости от принятой программы. В некоторые сады можно ходить всего несколько раз в неделю, остальное время проводить дома. Также и в школах: каждая имеет собственный учебный план, по которому строится расписание занятий. В отличии от России, отправить ребенка в школу можно не только в начале учебного года (весной), но и осенью. Юные умы привыкают к форме и сессиям уже со школьной скамьи: в конце года каждому придётся сдавать экзамены по профильным дисциплинам.

Система обучения выглядит так: первые 6 лет обязательны для всех и бесплатны, дальнейшие 3 года обязательными не являются, завершающая трехлетка — платная.

Занятия бывают обязательные (длятся 40 минут) и дополнительные (можно выбрать танцы, музыку или пойти рисовать). Большое внимание уделяется спорту, при каждой школе есть стадион, и по утрам можно увидеть благостную картину, как дети стройными рядами делают зарядку. (Кстати, не только дети, но и служащие различных компаний считают вполне обыденным перед началом рабочего дня сделать пару полезных упражнений на воздухе всем коллективом).

Тайская система образования весьма либеральна к процессу обучения. Главное, чтобы было интересно и весело.

Государственного дошкольного образования нет, детские сады частные или содержатся за счёт религиозных либо благотворительных организаций. А чтобы получить доступ к знаниям, нужно постараться: ведь для успешного зачисления в школу ученику нужно сдать вступительный экзамен, а не просто сложить кубики в заданной последовательности и ответить на пару общих вопросов.

Кроме родного языка — китайского, тамильского или малайского — необходимо знать английский. Любителям поспать подольше в Сингапуре придётся несладко, уроки начинаются в 7 или 7.30, зато заканчиваются в 14.30 — целый день в свободном распоряжении. Перемены длятся по полчаса.

Учебный год состоит из двух семестров: с января по июнь и с июля по декабрь. К сведению, образование обязательное и платное.

Школьное обучение делится на три уровня:

— начальный (длится 6 лет, чтобы перейти на следующий уровень нужно сдать экзамен)

— средний (начинается специализация, длится 4 (в особо продвинутой программе 6 лет)

— предуниверситетский (если закончить этот курс и показать хорошие результаты, можно поступить бесплатно в профильный университет)

Несмотря на то, что действующая система образования сложилась всего сто лет назад, показатели количества грамотных людей среди населения одни из самых высоких в мире.

Учебный год начинается в июне и завершается в марте. Учат бесплатно. Дети «призывного возраста» обязаны идти школу. Однако не все могут себе это позволить, хоть образование и считается бесплатным, расходы на форму, школьный транспорт и принадлежности весьма существенны для части населения.

Длительность образования всё та же дюжина лет (6 лет начальной и 6 лет высшей школы). Урок идёт 40 или 60 минут, смотря какой класс. Кроме обязательных уроков, учащиеся могут выбрать курсы себе по душе: компьютерная грамотность, кулинария, спортивные упражнения, актёрское мастерство, вокал или танцевальные тренировки. Опять же английский — важный компонент учебного процесса. Для закрепления навыка общения проводят такое упражнение: один раз в неделю каждый ученик разговаривает только на английском, а соратники по учёбе всячески его поддерживают. По окончании школы сдаётся итоговый тест на английском языке.

Основа визуализации — обычная доска, на которой пишут мелом. Кое-где нет даже учебников, приходится выкручиваться и распечатывать материал на принтере. Многие родители не могут платить за школьные автобусы, и детям приходится преодолевать значительные расстояния, чтобы добраться до школы. Вот это — тяга к знаниям. Тем не менее, филиппинское образование имеет высокое признание в странах Юго-Восточной Азии. Девиз Филиппин: «Education for all».

Источник

Образовательные стандарты зарубежных стран и особенности их применения.

Образовательные стандарты зарубежных стран и особенности их применения.

В последние двадцать лет одной из главных тенденций развития образования в мире является повышение его качества. В связи с этим конец ХХ века ознаменовался выдвижением на первый план проблемы содержания образования и создания образовательных стандартов.

В централизованных государствах, таких как Франция, Италия, Япония, Китай, бывший СССР, стандарты существовали всегда в виде государственных учебных планов и программ, обязательных для всей страны. В последнее десятилетие создается новое поколение учебных программ или стандартов, которые имеют несколько иной состав, структуру и форму.

Главным образом движение за создание и внедрение образовательных стандартов развивается в децентрализованных государствах, которые ранее не имели государственных требований к содержанию образования.

Такие страны, как США, Великобритания, Канада, имеют крайне децентрализованные системы образования, хотя степень их децентрализации различна. В США решения по созданию учебных планов и программ принимаются на уровне штатов и школьных округов, несмотря на то, что в стране существует Министерство (Департамент) образования. В Канаде отсутствует федеральное министерство образования, существуют только министерства провинций, которые и руководят развитием содержания образования в них. В Великобритании разработка учебных планов и программ долгое время проводилась в самих школах, однако в последнее время положение изменилась.

Термин «стандарт» («стандарты») в отношении содержания образования в зарубежной литературе используется не всегда. В США, Австралии так называют документ, определяющий содержание образования по тому или иному учебному предмету для разных классов школы. Согласно формулировке Министерства (Департамента) образования США, «стандарты — это определение того, что учащиеся должны знать и уметь делать». Совет по базовому образованию США дает следующее определение: «Стандарты — это утверждения, которые выражают то, что учащиеся должны знать и уметь делать в определенных пунктах их учебной карьеры» .

Объектом стандартизации в зарубежных странах является содержание образования.

В централизованных странах — Франции, Италии, Японии и ряде других — стандартизация проходит на уровне учебного плана. Распределение учебного времени по предметам или предметным областям является в этих странах прерогативой государства. В последнее время в этой группе стран, которые часто называют энциклопедическими по причине стремления включить в содержание образования как можно большее количество учебного материала, наблюдается тенденция к снижению нагрузки учащихся.

В децентрализованных странах , где отсутствует государственный учебный план, стандартизация проходит на уровне учебных предметов. Такая ситуация характерна для США, Великобритании, Австралии и ряда других стран. Структура предметных стандартов будет рассмотрена ниже.

Отличительной чертой современных образовательных стандартов является то, что они не носят корпоративного, замкнутого характера и рассчитаны не только на учителей и методистов. Стандарты должны обеспечить родителей и общественность понятной информацией о том, что учащиеся должны знать и уметь на разных ступенях обучения в школе. Как правило, стандарты по тому или иному учебному предмету начинаются с формулировки целей и задач обучения данной дисциплине.

Цели и задачи обучения являются важным компонентом стандартов, способствуют более ясному их пониманию и осуществлению.

В разработке стандартов используются два подхода:

— для каждого класса обучения, в первую очередь для обязательной школы;

— для ступеней обучения, которые, как правило, совпадают с окончанием начальной, неполной средней или средней школы.

Оба подхода имеют преимущества и недостатки. Стандарт для каждого класса четко информирует школьных администраторов, учителей, учащихся, родителей и других заинтересованных граждан о том, что ожидается от учащихся каждый год. Облегчается процесс приведения учебной программы и учебного планирования учителя к стандартам, процесс оценивания достижений учащихся. Недостатком составления стандартов по годам обучения является то, что не все дети учатся с одинаковой скоростью, некоторые из них могут овладеть стандартом раньше, другие — позже. В связи с этим второй подход дает учителю больше свободы выбора и возможность продвижения учащихся по программе своим темпом, однако не позволяет сверять результаты обучения в течение каждого года со стандартами.

Различным странам присущи свои особенности, рассмотрение которых помогает понять разные подходы к построению стандартов.

В США весьма тщательно разработаны федеральные стандарты по граждановедению. Они относятся к так называемым содержательным стандартам (content standards) и стандартам «на выходе»(«exit» standards). Стандарт гражданского образования состоит из трех частей: для учащихся от подготовительного класса до 4 класса элементарной школы, с 5 по 8 класс и с 9 по 12.

Каждый из трех стандартов включает в себя несколько разделов, разбитых на темы. Стандарт по теме состоит из двух частей. Впервой части определяются основные понятия, относящиеся к теме, и краткое описание того, что учащиеся должны знать и уметь. Во второй части стандарта по теме, которая может включать в себя несколько вопросов, приводятся требования к учащимся. Важно обратить внимание на терминологию, используемую разработчиками. Например, указывается необходимость овладения следующими умениями: узнавать (определять); описывать; объяснять; дать оценку; занять позицию по вопросу; защитить свою точку зрения. При этом даются определения данных умений:

— Умение определить предполагает умение отличить предмет или явление от ему подобных, найти его место в некоторой классификации, определить причину явления.

— Умение описывать заключается в способности устно или письменно перечислить признаки или характеристики предмета или явления.

— Умение объяснить предполагает, что учащийся может определить, описать или интерпретировать некоторое событие, т.е. назвать причины этого события, его значение в контексте других событий.

— Умение дать оценку предполагает, что учащийся, используя некоторые критерии, выносит суждение о положительных и отрицательных сторонах события, целях, которые преследовали участники этого события, и средствах, используемых участниками событий при достижении своих целей.

— Умение занять позицию по вопросу предполагает, что учащийся, используя некоторые критерии, может выразить свое отношение к вопросу, которое он способен выбрать из ряда предложенных или сформулировать самостоятельно.

— Умение защитить свою точку зрения заключается в способности представить доводы в защиту своей позиции и найти аргументы, опровергающие доводы, выдвинутые против занимаемой позиции.

Данная терминология представляется обоснованной, а определение умений позволяет учителю лучше понять, какие навыки следует развивать, и проверить достижение целей стандарта.

Швеция. В Акте о школьном образовании и Декрете об обязательном образовании (1995) министерство образования Швеции определило учебные программы (стандарты) для обязательной школы не регламентируя количество учебных часов по предметам. Стандарты определяют знания и умения, которые учащиеся должны получить по окончании 5 и 9 классов средней школы по каждому предмету. Среди них шведский язык, английский язык, второй и третий иностранные языки, математика, естественные науки (биология, физика, химия), география, история, обществоведение, искусство, спорт и здоровье, музыка, домоводство, изучение религии. Все стандарты имеют одинаковую структуру. В зависимости от специфики рассматриваемой учебной дисциплины какие то части стандарта могут отсутствовать. В первой части определяются основные понятия, относящиеся к теме, и краткое описание того, что учащиеся должны знать и уметь. Во второй части стандарта по дисциплине приводятся требования к учащимся по каждому вопросу.

Великобритания . Стандарты для большинства общеобразовательных предметов на обязательной ступени обучения построены для четырех ступеней образования, которые по терминологии Закона образования 1988 года называются ключевыми стадиями. Первая стадия включает учащихся 1–2 классов, вторая 3–6, третья 7–9, четвертая 10–11 классов. Для каждого предмета и каждой ключевой стадии существует свой содержательный стандарт, определяющий, какие знания и умения должен получить учащийся, а также критерии оценки достижений учащихся . Критерии (стандарты) достижений разбиваются на восемь уровней по нарастающей трудности. По окончании 1, 2 и 3 ей ключевых стадий учащиеся оцениваются по 8 уровням достижений, а по окончании 4й стадии основным средством проверки достижений учащихся являются экзамены. Стандарт по каждой теме состоит из двух частей: первая часть предназначена для учителя и формулирует умения, которые нужно развить у учащихся; вторая — для ученика, она формулирует умения, которыми должен обладать учащийся. Заключает стандарт описание критериев оценки достижений учащихся для каждого из основных разделов.

Стандарты во Франции строятся несколько по- другому. Стандарт состоит из двух разделов. Первый раздел имеет две части. Первая часть посвящена целям Вторая часть говорит об общих требованиях к учащимся, относящихся к каждому из трех составляющих изучаемой дисциплины (начала геометрии, начала численного анализа и алгебры, начала функционального анализа). Требования к учащимся по каждой дисциплине (геометрия, алгебра, функции) выражены в следующем виде: «Учащийся должен: уметь выразить… овладеть… использовать… иметь начальные знания о…» и так далее. Второй раздел состоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле подчеркивается преемственность программы средней школы и начальной, говорится об изменениях программы по отношению к предыдущей ее версии (повышение требований к учащимся, большая четкость формулировок). Первая часть говорит о требованиях к знаниям и навыкам («уметь… обладать навыком…») и о задачах школы («школа должна: развивать… стимулировать… приучить… воспитать…»). Вторая часть посвящена общим методическим указаниям. В третьей части более подробно определяются требования к учащимся.

Большое внимание в стандартах разных стран уделяется развитию интеллектуальных умений учащихся, таких как умение анализировать, обобщать,сравнивать, оценивать.

Создание образовательных стандартов является одним из важнейших направлений развития образования в мире и отражает новейшие тенденции развития образования, историю и традиции той или иной страны. Важнейшей тенденцией является поиск баланса, пропорционального соотношения между централизованным и децентрализованным подходом, между передачей знаний и развитием интеллектуальных и иных навыков, между гуманитарным и естественнонаучным циклами учебных дисциплин, между повышением качества образования и удовлетворением потребностей и склонностей учащихся.

Среди факторов, оказывающих влияние на развитие образовательных стандартов, важнейшими являются следующие:

— политическое и экономическое положение страны (развитая, развивающаяся, государство переходного периода);

— форма государственного устройства (унитарное или федеративное государство);

— характер системы образования (акцент на энциклопедические знания или прагматический подход);

— характер соотношения содержания образования и оценки достижений учащихся (содержание первично или определяется экзаменационными программами).

В США, Канаде, ФРГ не существует общенациональных учебных планов и программ. В ряде стран (США) общенациональные стандарты создаются как ориентиры для регионов (штатов) и носят рекомендательный характер.

Педагогами зарубежных стран достигнуты большие успехи в составлении предметных стандартов. Можно выделить два подхода к их разработке:

Разделение содержания образования по отдельному предмету по вертикальным уровням (Великобритания, Австралия). Предполагается, что учащиеся получают определенную свободу, передвигаясь по вертикали; при этом не выдвигается требование (лишь рекомендация) достичь определенного уровня в определенном возрасте или на определенном году обучения. Такой подход дает некоторую свободу учащимся, однако не позволяет им отклонений в ту или иную сторону по горизонтали, например углубления или расширения содержания образования. Исходной точкой является существующая структура образования; стандарты составляются для каждого класса или ступени обучения (США). Разработка стандартов для каждого года обучения дает возможность учителям, учащимся и их родителям лучше представлять требования к учащимся; составление их для ступеней обучения дает учащимся больше свободы передвигаться по вертикали классов (лет обучения) в пределах своей ступени, позволяя, например, отстать в какомлибо предмете, а затем через какое то время догнать остальных.

При этом допускаются различия по горизонтали, т.е. на одной ступени обучения — по глубине или широте изучаемого материала.

Для российских педагогов могут представить интерес некоторые черты зарубежных стандартов:

— Структура стандарта, заключающаяся в разделении их на две части:

стандарт содержания, сформулированный в виде целей (задач) обучения для достижения определенных знаний и умений по окончании того или иного класса или ступени обучения;

и стандарт достижений, или требования к достижениям, подготовке учащихся в том или ином классе, на определенной ступени или уровне обучения.

— Дифференциация содержания образования на обязательные предметы и предметы, обязательные по выбору (стандарт учебного плана). Возможная дифференциация предметного стандарта по уровням (общий и повышенный уровни) с целью учета склонностей и возможностей учащихся (стандарт учебной программы). Предоставление учащимся права выбора содержания образования: выбора предметов, тем и глубины их изучения.

Источник

Оцените статью