Уголовное право зарубежных стран
Уголовное право зарубежных стран
Книга представляет собой учебник по Общей части уголовного права ряда наиболее развитых в экономическом отношении зарубежных стран.
Институты Общей части авторы рассматривают применительно к уголовному праву двух основных правовых систем. Англосаксонская правовая семья представлена правом Англии и Соединенных Штатов Америки, континентальная — правом Франции, Германии, Италии, а также Японии. Принципиальное различие между этими правовыми системами состоит в том, что в странах первой группы наряду с законодательством или статутным правом основным источником уголовного права является общее (прецедентное) право.
В материал Общей части уголовного права указанных стран авторы включили последние нормативные акты и судебную практику.
В разд. I отмечается, что в 2007 г. в Англии был принят Закон об уголовной ответственности корпораций за простое убийство. В нем определен круг организаций и органов, включая правительственные, на которые возлагается уголовная ответственность за неосторожное причинение смерти. Также заслуживает внимания принятый в 2006 г. Закон о снижении уровня насильственной преступности. По этому Закону суд может издать приказ, запрещающий лицам, совершившим преступления в состоянии алкогольного опьянения, посещать соответствующие заведения и места на срок до двух лет. Думается, что опыт издания подобных законов мог бы оказаться полезным и в нашей стране.
Однако наибольшим изменениям подвергся институт наказания: впервые в Англии законодательно определены общие принципы и цели наказания, в соответствии с которыми реабилитация преступника занимает последнее место. Приоритетом же провозглашается защита общества от преступных посягательств.
В разд. II впервые рассматриваются два важных вопроса уголовного права США. В рамках первого (действие уголовных законов в пространстве) анализируются принципы федеральной юрисдикции — территориальный, национальный, «защитительный», пассивно-персональный (космополитический), юрисдикции штатов, а также действие уголовных законов на индейских территориях. Второй вопрос (принцип законности в американском уголовном праве) изучается во всех его аспектах. Подробно и с учетом рекомендации Примерного уголовного кодекса исследуется институт соучастия.
В разд. III нашли отражение новейшие изменения во французском уголовном законодательстве. Институт действия уголовного закона в пространстве приведен в соответствие с нормами международного права и потребностями более эффективной борьбы с преступностью транснационального характера. В Уголовный кодекс (далее — УК) (ст. 121-3) включены новая редакция нормы о неумышленной форме вины, а также ответственность физического и юридического лица за одно и то же деяние, новая редакция нормы (ст. 122-8) об ответственности несовершеннолетних. Однако наибольшие изменения претерпели институты наказания и освобождения от него. Так, в 2004 г. был введен новый вид назначаемого за проступки наказания — «испытание на гражданство».
В разд. IV отмечается, что с середины 2002 по апрель 2006 г. в Гер- мании было принято более 20 законов, в связи с этим были внесены изменения в ее УК. Наиболее существенные из них касаются норм о превентивном заключении (§ 66, 66a, 66b). Но более многочисленные изменения затронули Особенную часть УК. В 2002 г. в Германии был принят специальный закон о международных преступлениях, в который включена норма об ответственности за геноцид (§ 220a). Фактические изменения претерпела система наказаний. Подробно рассматривается институт вины, а вопрос об основаниях уголовной ответственности исследуется впервые.
В разд. V внесены уточнения, касающиеся определений преступлений в итальянской уголовно-правовой доктрине. Отмечается, что там можно встретить дефиниции всех трех известных типов: формальные, материальные и формально-материальные. Однако это никак не может «компенсировать» отсутствие в законодательстве даже общего определения понятия преступления, что, кстати, характерно для уголовного законодательства многих стран континентальной системы права. Отмечаются новеллы, касающиеся условного осуждения, внесенные в УК в 2004 г. Наряду с мерами безопасности специальные законы предусматривают возможность применения личных и имущественных превентивных мер в отношении лиц, подозреваемых в принадлежности к мафиозным организациям.
В разд. VI существенно переработан материал по уголовному праву Японии: показана эволюция уголовного права этой страны, дано достаточно полное представление об основных положениях Общей части УК и об иных источниках уголовного права. Подробно рассматриваются положения УК Японии о действии уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц, о субъекте преступного деяния, о неоконченном деянии, соучастии, об обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность.
В учебнике рассматриваются важнейшие институты Особенной части уголовного права Англии, США, Франции, Германии, Италии и Японии. Это позволяет проследить сходства и различия (а их гораздо больше) в регулировании указанных институтов уголовного права, существующих между двумя основными правовыми системами, — континентальной и англосаксонской, а также внутри каждой из этих систем.
Нельзя сказать, что вопросы Особенной части уголовного права развитых зарубежных стран — совершенно не изученная в российской юридической литературе тема. Они рассматривались достаточно детально в трудах Ф.М. Решетникова, И.Д. Козочкина, Н.Е. Крыловой, А.С. Никифорова, А.В. Серебренниковой и некоторых других авторов. Однако работ, специально посвященных Особенной части уголовного права группы ведущих зарубежных стран, которые относятся к разным правовым системам, в России было опубликовано мало. Из числа таковых можно отметить исследования Ф.М. Решетникова «Особенная часть уголовного права зарубежных государств (преступления против личности)» (М., 1976) и «Буржуазное уголовное право — орудие защиты частной собственности» (М., 1982). Однако в этих и других работах рассмотрены не все институты Особенной части, и, что, пожалуй, важнее, в настоящее время содержащийся в них материал устарел. Между тем за истекшее время был принят новый УК Франции 1992 г. (вступил в силу в 1994 г.), в который в последние годы внесены существенные изменения, обновлено уголовное законодательство других зарубежных стран, причем в Англии, Германии и США — существенно. К тому же в названных работах не раскрыто регулирование вопросов Особенной части уголовного права, а в написанных до 1990-х гг. нередко превалировал идеологический подход, например в Японии, где оно отличается значительным своеобразием.
Учебник призван в определенной степени восполнить существующий пробел. В нем рассматриваются три основных института Особенной части уголовного права вышеперечисленных зарубежных государств: преступления против личности, имущественные преступления и преступления против государства, а по уголовному праву некоторых из них и другие вопросы, например должностные преступления во Франции, Германии и Италии.
Как известно, в современном мире большое внимание уделяется охране прав личности. В ст. 3 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А(III) от 10 декабря 1984 г.) провозглашается, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Защита этих ценностей — важнейшая задача действующего уголовного права развитых зарубежных стран. О ее приоритетности в настоящее время свидетельствует, в частности, и то, что нормы преступлений против личности в новых УК, например Франции, Испании и других государств, а также в УК ряда штатов США расположены в самом начале их Особенной части. Кроме того, за наиболее опасное преступление против личности — тяжкое убийство — уголовное законодательство предусматривает максимально возможное наказание — пожизненное лишение свободы, а в большинстве штатов США и на федеральном уровне, а также в Японии — смертную казнь.
Помимо убийства, также рассматриваются и некоторые другие преступления против личности: против здоровья, половые посягательства и пр.
Значительное место в учебнике занимает анализ вопросов об ответственности за имущественные преступления. Это обусловлено тем вниманием, которое в уголовном законодательстве зарубежных стран уделяется защите права собственности.
Поскольку объем работы ограничен, авторы останавливались лишь на основных имущественных преступлениях. Центральное место среди них занимает кража. Это прежде всего касается французского права, в котором кража понимается гораздо шире, чем в уголовном праве других стран. Иными словами, например, деяние, которое по уголовному законодательству Англии и США квалифицировалось бы как ограбление, во Франции считается кражей.
По-видимому, наибольший интерес у читателя могут вызвать те разделы учебника, которые посвящены преступлениям против государства.
К государственным преступлениям законодатели зарубежных стран относят разные, не совпадающие по видам деяния. Общими и наиболее опасными по уголовному законодательству указанных стран, кроме Японии, являются такие преступления против государства, как измена и шпионаж, регулирование ответственности за них анализируется в данной работе. Кроме того, в учебнике рассмотрены и другие посягательства этой категории, а также терроризм, который хотя и не везде считается государственным преступлением, но в современном мире может представлять большую угрозу для безопасности государства.
По уголовному праву стран континентальной системы права антигосударственные посягательства при определенных условиях могут быть признаны политическими со всеми вытекающими из этого факта последствиями. В частности, по общему правилу не допускается выдача другому государству лиц, совершивших такие преступления. Подобный запрет зафиксирован, например, в ст. 10 Конституции Италии.
Авторы учебника — сотрудники и преподаватели юридических факультетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Российского университета дружбы народов. Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и Московской коллегии адвокатов.
Источник
86.Уголовное право и процесс стран запада 20в.
Углубление социальных противоречий капитализма привело к невиданному росту преступности в буржуазных странах. Эта тенденция находит свое выражение в увеличении общеуголовной преступности и в широком распространении организованной преступности, росте преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Наблюдается связь преступности с кризисными явлениями в социальной и духовной жизни общества, с особенностями психобиологических характеристик правонарушителей. В этих условиях власти стараются изыскать более эффективные методы борьбы с преступностью. С этой целью все большее внимание уделяется выработке новой и всеобъемлющей государственной уголовной политики. Она формулируется и осуществляется в конкретных странах поразному в зависимости от структуры и динамики самой преступности, от разработанности криминологических и пенитенциарных подходов, от степени активности демократических сил общества и их способности отстаивать гуманистическую линию в уголовном праве. Уголовная политика все в меньшей степени сводится лишь к уголовноправовому принуждению. Она предусматривает также осуществление целого комплекса социальноэкономических и воспитательных программ, преследующих криминологопрофилактические цели. Необходимость усовершенствования механизма борьбы с преступностью потребовала существенных изменений в самом уголовном законодательстве, в котором, с одной стороны, отразилась тенденция к усилению правового принуждения, а с другой влияния общедемократических и гуманистических идей. Во многих странах законодательство берет на вооружение ряд новых концепций, созданных в XX в. в буржуазном уголовном праве и криминологии. Так, под влиянием социологического направления буржуазные государства в своей уголовной политике с помощью либеральных мер пытаются осуществить «реадаптацию» преступников. Более широкое распространение получают реформатории (исправительные тюрьмы), создаются специальные детские исправительные учреждения, запрещаются некоторые жестокие наказания, а в ряде стран (в Англии, Франции, Италии и др.) отменяется смертная казнь. В законодательстве предусматривается более широкое использование условного осуждения и условнодосрочного освобождения, устанавливаются за ряд преступлений лишь максимальные сроки тюремного наказания, что позволяет судам выносить более мягкие и гибкие приговоры. Новые уголовноправовые концепции находят свое отражение и в самой технике составления уголовных кодексов и законов, в совершенствовании их структуры, в устранении многих анахронизмов. Так, в Англии Закон об уголовном праве 1967 г. упразднил средневековое деление преступлений на фелонию и мисдиминор. Реформа уголовного права в ФРГ (1975 г.) закрепила отказ от традиционной для континентальной системы трехчленной классификации преступных деяний, сохранив лишь их деление на «преступления» и «проступки». В связи с усложнением самой общественной жизни и углублением социальных противоречий происходит расширение круга действий, рассматриваемых в уголовном законодательстве в качестве преступлений и проступков. Так, появляются новые виды экономических и должностных преступлений, а также уголовных правонарушений, связанных с загрязнением окружающей среды, несоблюдением транспортных и дорожных правил, торговлей наркотиками и т.д. Законодательством ряда стран предусматривается также и расширение состава субъектов уголовной ответственности: наказанию в некоторых случаях подлежат не только физические, но и юридические лица, например компании, которые как таковые (наряду с их должностными лицами) подвергаются уголовным штрафам за нарушение налогового, трудового, антитрестовского и другого законодательства. В уголовном законодательстве некоторых стран появилась тенденция к декриминализации, т.е. к исключению некоторых категории незначительных преступлений: 1) отмена законом 1975 г. во Франции уголовной ответственности за супружескую измену; 2) в ФРГ законом 1973 г. за сводничество, порнографию, проституцию и т.п. Некоторые уголовные кодексы, принятые в буржуазных странах в XX в., в той или иной мере отказываются от постулата: нет преступления без указания на то в законе. В них появляется множество «каучуковых» статей с расплывчатыми диспозициями и санкциями, неопределенных составов преступлений, которые позволяют полицейским и судебным органам в случае необходимости расширять масштабы уголовной репрессии .Более широкое распространение в буржуазных государствах получили законы, направленные против так называемых привычных преступников, которым суды могут назначать в дополнение к основному наказанию или помимо его превентивное тюремное заключение. Например, английский Закон об уголовном правосудии 1948 г. значительно расширил категорию дел, по которым к «привычным преступникам» может быть применено превентивное заключение, законами 1967 и 1973 гг. была предусмотрена возможность продления сроков такого заключения. Французское уголовное законодательство предусмотрело возможность признания лица «пожизненным рецидивистом» с соответствующими юридическими последствиями. Уголовное право допускает преследование не только преступных действий, но и лиц, представляющих опасность для существующей государственной власти. В уголовное законодательство вводится понятие опасного или предделиктного состояния, и к лицам, находящимся в таком состоянии (бродяги, проститутки, наркоманы и т.п.), могут быть применены особые репрессивные санкции «меры безопасности», «меры социальной защиты». Реакционный характер институты «опасного состояния» и «меры социальной защиты» получили в условиях фашистских, диктаторских режимов, которые использовали их как орудие массовой репрессии. В фашистской Италии «меры безопасности», введенные в Кодекс полиции безопасности 1926 г., использовались правительством для преследования противников фашизма. Кодекс легализовал неограниченный произвол политической полиции, поскольку «опасными» мог быть объявлен широкий круг лиц, в том числе те, кто «критикуют действия государственных властей». Применение «мер безопасности» судами было узаконено в Италии по УК 1931 г., где указывалось, что уголовный закон устанавливает те случаи, когда «меры безопасности» применяются «за действия, не предусмотренные законом в качестве преступных». По этому кодексу «социально опасным» могло быть признано лицо, которое является невменяемым или не подлежащим наказанию, но имеется вероятность, что «оно совершит новые действия, предусмотренные в законе в качестве преступных». Кодекс содержал большой перечень «мер безопасности»: помещение в сельскохозяйственную колонию или работный дом, содержание в судебном реформатории, отдача под надзор, запрещение проживать в определенной местности и т.д. В Германии с приходом к власти фашистов в ноябре 1933 г. был введен Закон об опасных привычных преступниках и о мерах безопасности и исправления. По этому закону, лица, объявленные «опасными привычными преступниками», заключались в концентрационные лагеря, причем это заключение продолжалось «до тех пор, пока оно представляется необходимым с точки зрения задач, преследуемых данной мерой безопасности или исправления». Уголовное законодательство в фашистской Германии стало орудием осуществления их расистских идей, согласно которым преступность объявлялась «врожденным» свойством отдельных «неполноценных» лиц, а также целых народов и рас. В условиях фашистских режимов законы о политических преступлениях становились инструментом откровенной расправы с противниками тоталитарного строя. В Японии в 1925 г. Закон об охране общественного порядка в ст. 1 квалифицировал как политическое преступление участие в обществе, целью которого является «изменение установленных конституцией государственного строя или формы правления или отмены частной собственности». Одна лишь пропаганда таких целей наказывалась длительными сроками тюремного заключения. В 1928 г. закон об «опасных мыслях» ввел смертную казнь за антиправительственную пропаганду и деятельность. В фашистской Италии закон 1926 г. «О защите государства» восстановил отмененную по УК 1889 г. смертную казнь и предусматривал ее применение в случаях совершения государственных преступлений: за посягательство на короля, на главу правительства, за вооруженное выступление против государственных властей и т.д. Умысел к совершению таких преступлений карался тюремным заключением на срок от 15 до 20 лет. Многие из положений этого закона вошли затем в УК Италии 1931 г. Кроме того, в ст. 8 УК было дано общее определение политического преступления, под которое можно было подвести любое неугодное властям действие: «политическим считается всякое преступление, нарушающее политический интерес государства или политическое право гражданина. Считается также политическим общеуголовное преступление, совершенное полностью или частично по политическим мотивам». Террористический характер носило также законодательство о политических преступлениях в фашистской Германии (Закон о защите народа и государства от 18 февраля 1933 г., Закон о защите народа от измены и мятежных происков от 28 февраля 1933). Уголовное законодательство о политических преступлениях использовалось в карательных целях не только в фашистских государствах, но и в странах с демократическими режимами. Так, в Англии в 19291933 гг. в связи с обострением политической борьбы правительство, используя Акт о возбуждении мятежа 1797 г., обрушилось с репрессиями против коммунистов. В 1934 г. правительство Англии приняло новый Закон о мятеже, который позволил карать любые формы революционной агитации. Серьезным ограничением демократических прав и свобод стало введенное в Англии в связи с событиями в Северной Ирландии чрезвычайное законодательство, в рамках которого в 19741978 гг. парламентом были приняты специальные законы об ограничении терроризма. Казуистичные нормы этих законов позволили властям преследовать в качестве террористов участников забастовок, демонстраций, расовых столкновений и т.д. В США уже с 20х годов в ходе кампании «травли красных» в большинстве штатов были приняты законы о преступном анархизме, о преступном синдикализме, «каучуковые» формулировки которых позволяли использовать эти законы для преследования коммунистов. В 1940 г. был принят федеральный закон Смита о регистрации иностранцев. В 1950 г. Закон о внутренней безопасности (Закон МаккаренаВуда) и явившийся дополнением к нему Закон о контроле над коммунистической деятельностью 1954 г., были направлены против коммунистических и иных прогрессивных организаций, объявленных «подрывными». Однако в условиях последовавшего подъёма демократического движения попытки применить эти законы против Компартии США не встретили поддержки в Верховном суде США в связи с их явной неконституционностью. Под предлогом усиления борьбы с преступностью и пресечения «подстрекательства к мятежу» в США было принято законодательство, которое в определенной степени ограничивает право граждан на демонстрации и иные публичные манифестации. Так Закон о контроле над преступностью на улицах 1968 г. позволяет рассматривать в качестве «мятежа» и преследовать в уголовном порядке некоторые виды групповых выступлений протеста, а также пересечение демонстрантами границ между штатами. После II мировой войны фашистское законодательство в ФРГ было отменено и восстановлено действие УК Германии 1871 г., который в дальнейшем был частично видоизменен. В 19691975 гг. он структурно был подразделен на общую и особенную части, которые подверглись дальнейшей гуманизации. Из текста УК 1871 г. были исключены отдельные составы преступлений (религиозные); некоторые хозяйственные преступления стали рассматриваться как административные и гражданские правонарушения; многие тяжкие преступления были заменены штрафными санкциями и др. Во Франции до 1992 г. с изменениями и дополнениями действовал УК 1810 г., который в зависимости от политической ситуации включал новые гуманистические или репрессивные положения. В начале 80х гг. во Франции была отменена смертная казнь, срок тюремного заключения мог быть заменен выполнением «общественно полезной работы», конфискацией имущества. Новый УК Франции 1992 г. отличается повышенной уголовноправовой защитой прав человека и гражданина. В нем особое внимание уделяется таким преступлениям против человека, как дискриминация по религиозным, национальным и другим признакам, похищение или взятие в заложники людей, посягательство на психическую неприкосновенность личности и др. Наблюдается усиление уголовной ответственности за особо опасные преступления (геноцид, терроризм, вымогательство (рэкет), производство и распространение наркотиков, мошенничество (в том числе компьютерное), и некоторые другие. За совершение вышеуказанных деяний преступнику угрожало суровое наказание, вплоть до пожизненного заключения. Вторая половина XX в. ознаменовалась проведением реформы уголовного права в Англии. Закон об уголовном праве 1967 г. окончательно упразднил традиционное деление преступлений на фелонию и мисдиминор. Гуманизация английского уголовного права выражалась в отмене смертной казни и каторжных работ, введении института условного осуждения. В рассматриваемый период значительно либерализировалась система наказаний в США. В некоторых штатах были приняты законы об отмене смертной казни. Общефедеральное законодательство предусматривало сохранение смертной казни лишь в случаях совершения тяжких государственных, воинских и общеуголовных преступлений. Применение смертной казни не допускалось к лицам, не достигшим к моменту преступления 16 лет. При вынесении приговора суду присяжных должна была быть предоставлена возможность выбора между смертной казнью и пожизненным заключением. Основным наказанием за совершение тяжкого уголовного преступления является лишение свободы на разные сроки вплоть до пожизненного. В зависимости от характера преступления и личности преступника лишение свободы может назначаться с отбыванием наказания в тюрьмах с разным режимом. Своеобразной альтернативой к лишению свободы является пробация. Она не предполагает тюремного заключения, но ставит осужденного на определенный срок под контроль специальной службы наблюдения. В конце XX в. уголовная политика и право США направлены на борьбу со сравнительно новыми и опасными видами преступлений: с организованной преступностью, торговлей наркотиками, терроризмом, компьютерной преступностью и др. Существенные изменения в XX в. прослеживаются и в уголовнопроцессуальном праве стран Запада. Рост преступности, увеличение числа судебных дел, перегрузка и медленное их рассмотрение потребовали в XX в. реформирования судебной системы и уголовного процесса в Англии. Закон о судах 1971 г. ликвидировал ряд судебных инстанций (суды ассизов и др.) и унифицировал деятельность судебных учреждений. Закон о судах и правовом обслуживании 1990 г. ввел в процесс институт адвокатов и государственного обвинителя по наиболее важным уголовным делам. Деятельность полиции по назначению обвинителя, производство арестов, обысков, изъятия предметов преступления, использование электронных устройств и компьютерных данных была узаконена и поставлена под контроль надзорных органов. Особое внимание было уделено реформированию суда присяжных. Отныне подбор присяжных осуществляется не шерифом, а специальными чиновниками, назначаемыми лордомканцлером. Вместе с тем наблюдается ограничение пределов действия обычной и демократической судебной процедуры. Это нашло свое выражение в так называемом суммарном судопроизводстве, при котором уголовные дела рассматриваются единоличным судьей без участия присяжных заседателей и в особом упрощенном процессуальном порядке. Английские традиционные институты уголовнопроцессуального права были творчески восприняты и применялись в США, с учетом местных исторических условий и правовой культуры. Американский уголовный процесс складывается из нескольких стадий: 1) предварительное расследование, осуществляемое большим количеством должностных лиц и органов как на уровне штатов, так и на уровне федерации (полиция, ФБР, атторней и др.); 2) решение вопроса о предании обвиняемого суду. Во многих штатах обвинитель (атторней) сам предъявляет обвинение и направляет дело в суд. В федеральной системе и в некоторых штатах обвинения представляются Большому Жюри, состоящему из постоянных заседателей, которые и выносят вердикт о привлечении обвиняемого к уголовной ответственности и о передаче дела в суд. Если Большое Жюри отказывается вынести вердикт, дело против обвиняемого прекращается; 3) судебное разбирательство происходит в присутствии 12 заседателей и при участии свидетелей, экспертов, прокурора, адвоката и других необходимых лиц, при соблюдении состязательности сторон и презумпции невиновности подсудимого. Обязанность доказывания вины обвиняемого лежит на стороне обвинителя, который должен убедить в своей правоте коллегию присяжных. При этом большое значение имеет правило допустимости доказательств (т.е. только тех из них, которые получены законным путем); 4) вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решает жюри присяжных, а не судья; 5) приговор оглашает судья. Уголовнопроцессуальная практика США показывает, что лишь небольшое число уголовных дел рассматривается судом присяжных. Значительное большинство дел разрешаются в суммарном порядке. Большие изменения претерпело уголовнопроцессуальное право Франции. В 1958 г. был принят новый УПК, который значительно демократизировал процесс, усилил гарантии прав граждан, упростил судопроизводство, упорядочил деятельность следственных органов и суда. Уголовное дело по УПК 1958 г. возбуждалось прокурором на основе материалов полицейского дознания. Уголовный процесс состоял из следующих стадий: предварительное следствие, судебное разбирательство, исполнительное производство, обжалование в апелляционном или кассационном порядке. Процесс по уголовным делам по УПК 1958 г. во Франции имеет некоторые особенности: 1) Предварительное следствие проводится негласно следственным судьей под контролем прокурора. 2) Если прокурор согласен с выводами следственного судьи, то последний выносит постановление о прекращении дела, или направляет его в соответствующую судебную инстанцию (полицейский трибунал, исправительный трибунал, суд присяжных). 3) Обвиняемый содержится в арестном дому, где знакомится с материалами дела. 4) После объявления приговора осужденный в арестном доме ждет решения по апелляции или кассационной жалобе. 5) Приговор вступает в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования. Таким образом, в традиционноклассических отраслях права стран Запада в XX в. произошли столь серьезные изменения, что они придали новый облик модели права
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Оставленные комментарии видны всем.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник