Укажите промышленные страны первой половины xix века

Всеобщая история

Промышленный переворот в странах Западной Европы и США

Обложка урока взята с источника .

План урока:

Причины промышленного переворота

Промышленный переворот в странах Западной Европы и Соединенных Штатах Америки охватывает период со второй половины XVIII века до середины XIX века.Он совершил качественный прорыв в технологическом развитии, завершил создание Западного капиталистического общества.

Промышленный переворот (син. Промышленная революция) – это переход от ручного труда к механизированному, от мануфактурного производства к фабричному, сопровождаемый нововведениями во всех сферах общественной жизни.

Причины промышленного переворота:

  1. Скопление денежных средств и материальных ценностей в руках буржуазии, что дало ей возможность вложить деньги в развитие промышленности.
  2. Принятие реформ, направленных на защиту частной собственности [1] .
  3. Формирование судебной системы защищающей имущественную неприкосновенность.
  4. Активное развитие международной торговли.
  5. Повышение благосостояния народонаселения, которое привело к увеличению спроса на промышленные товары.
  6. Возникновение множества технических изобретений, развитие научной мысли.
  7. Широкое распространение наемного труда, который стал основной движущей силой крупномасштабного производства.
  8. Обмирщение сознания, вдохновение людей к занятию предпринимательской деятельностью.

Условия для промышленной революции в разных государствах сложились не одновременно. Раньше всего начался промышленный переворот в Англии, ему проложила путь Английская революция 1640- 1660гг.

Особенности промышленного переворота в Англии, Франции, Северной Америке

Первой на путь переворота в промышленности вступила Великобритания, обогнав большинство своих европейских соседей более чем на 100 лет.

Великобритания

Здесь промышленный переворот начался во второй половине XVIII века (1780-1840гг) из-за ряда условий:

  • Аграрной революции.

Развернувшиеся в государстве процессы «огораживания [2] » лишили крестьян земли. Это привело к победе крупной земельной собственности сосредоточенной в руках землевладельцев и полному исчезновению мелких крестьянских хозяйств. Чтобы выжить, крестьяне вынуждены были наниматься в качестве батраков или уходить в города в поисках работы на мануфактурах [3] . Такие капиталистические изменения способствовали росту производительности в сельскохозяйственном производстве и создавали базу наемных работников, которые были нужны для развития английской промышленности.

  • Английской революции 1640-1660гг.

Революция принесла с собой множество изменений, реформ, которые способствовали «раскрепощению» предпринимательской деятельности, активному развитию торговли.

  • Начала применения машин в промышленности.

Разнообразные технические изобретения (как например, создание паровой машины) стали основой для появления нового типа капиталистических производственных предприятий — фабрик. Фабрики отличались от мануфактур большей производительность труда, благодаря замене ручного труда машинным.


Источник

В Великобритании достижения промышленной революции внедрялись сначала в тех сферах, которые пользовались повышенным спросом — текстильной и металлургической промышленности. Так был внедрен летучий челнок, механическая прялка «Дженни», паровые машины.

Франция

Во Франции промышленная революция началась намного позднее чем в Англии — в начале XIX века. В отличие от Англии, здесь внедрение машин на производство заняло долгие десятилетия, промышленная революция приняла затяжной характер.


Источник

Темпы французского промышленного развития тормозились по нескольким причинам:

  1. Французская буржуазная революция привела к власти не столько промышленную буржуазию, сколько банкиров.
  2. В сельскохозяйственном производстве даже после Великой Французской революции не были уничтожены некоторые феодальные пережитки.
  3. Негативно на экономическом развитии Франции сказывалась континентальная блокада – внешняя политика, проводимая в начале XIX века Наполеоном, основанная на запрете на торговлю с Англией и ее колониями. Континентальная блокада лишала французских предпринимателей английских машин, хлопка, угля, металлоизделий.
  4. Темпы промышленной революции замедлялись из-за отставания Франции в строительстве железных дорог. А ведь именно железнодорожные пути позволяли перевозить тяжелые грузы: сырье, станки и машины, готовую продукцию.
  5. Во Франции традиционно преобладало мелкое кустарное производство, не хватало условий для развертывания крупномасштабной промышленности.

Первоначально во Франции развивались преимущественно отрасли текстильного производства, и только во второй половине XIX века получили развитие металлургия, химическая, машиностроительная и горнодобывающая промышленность.

Почти одновременно с Францией в новом буржуазном государстве — Соединенных Штатах Америки начался промышленный переворот. Здесь двигателем революции в промышленности стали:

  • Приток рабочей силы из стран Западной Европы.

Люди эмигрировали [4] в США в поисках лучшей жизни, скрываясь от местных властей, в поисках рабочих мест.

  • Строительство железных дорог.
  • Накопление в руках местной буржуазии огромных капиталов, источниками которых были иностранные инвестиции, работорговля, контрабанда [5] , пиратство.
  • Революция и война за независимость Североамериканских колоний, в результате которой были образованы США, создавшие все условия для развития промышленности внутри государства.


Источник

Предприниматели Северной Америки перенимали английский технический опыт, использовали они и американские технические открытия и изобретения, способствующие повышению производительности труда.Технические изобретения внедрялись в самые развитые промышленные отрасли: текстильную, шерстяную, мукомольную, сахарную, табачную.

Технические и научные изобретения промышленной революции

Главной движущей силой промышленной революции были достижения научно-технической мысли XVIII – первой половины XIX века.

Прорыв в развитии промышленности был совершен благодаря:

  1. Изобретению паровой машины. Первую в мире универсальную паровую машину изобрел шотландский инженер Джеймс Уатт в 1784 году. Его машина способна была выполнять любую работу и вскоре ее стали внедрять на всех фабриках и заводах. Паровые машины в промышленности заменили маломощные и низкоэффективные «живые» двигатели – ветряные мельницы, в сотни и тысячи раз увеличили производительность труда.
  2. Изобретение паровоза. Возникновение паровых двигателей произвело революцию не только в промышленности, но и в транспортных средствах. В 1801 году британский механик Ричард Тревитик построил первый в мире паровоз. Однако паровоз Ричарда не получил широкого распространения, так как постоянно ломал чугунные рельсы, для него нужно было строить специальные пути. Появились новые изобретатели, взявшиеся за создание паровоза, удачнее остальных оказались локомотивы Джорджа Стефенсона.
  3. Строительству первых железных дорог. С изобретением паровоза не была решена проблема грузоперевозок. Паровозы передвигались медленно, постоянно ломали чугунные рельсы. Заменить чугунные рельсы железными предложил английский механик Джордж Стефенсон. К его мнению прислушались, так как к тому времени он уже приобрел всемирную известность благодаря своим паровозам. Строительство железной дороги началось в 1821 и завершилось в 1825 году. Между английскими городами Стоктон и Дарлингтон была построена первая в мире железная дорога. Позднее железнодорожное строительство развернулось по всему миру. По рельсовым путям перевозили сырье, тяжелые станки, оборудование, готовую продукцию на продажу.


Источник

Эти три важнейших изобретения сделали возможным переход от мануфактуры к фабрике. На фабриках производили не только товары народного потребления, но и производственное оборудование. Увеличение численности машин провоцировало массовую потребность в металле, способствовало развитию металлургии. А появление новых видов транспорта помогло организовать бесперебойную поставку металлов на фабрики и заводы.

Изобретение электричества

Еще одним важным достижением промышленного переворота стало изобретение электричества.

Научные эксперименты с электричеством проводились начиная с XVIII века. В 1791 году итальянский врач и физик Луиджи Гальвани открыл так называемое «животное электричество», обнаружив, как ток вызывает мышечное сокращение у препарированных лягушек. В 1799 году итальянский физик Алессандро Вольта доказал, что «животного электричества» не существует, а препарированные лягушки реагировали на ток, возникающий при контакте разнородных металлов.

В 1800 году Алессандро Вольта смастерил источник постоянного тока — Вольтовый столб. В его честь была названа единица электрического напряжения -вольт, он ввел такие понятия как: электродвижущая сила, цепь и разность напряжений.

Неоценимый вклад в развитие электричества внес американский ученый Томас Эдисон, который изобрел в 1879 году знаменитую лампу накаливания. Лампы использовали для освещения городских улиц, производственных помещений на фабриках и заводах. Изобретение электричества позволило увеличить продолжительность рабочего дня, теперь фабрики и заводы могли работать посменно, и днем, и ночью.


Источник

Социальные последствия промышленного переворота в Европе и США

Революция в промышленности произвела серьезные изменения в жизни общества. Историки выделяют следующие социальные последствия промышленного переворота:

  1. Появление массы промышленных рабочих, ставших самым многочисленным классом капиталистического общества — пролетариатом.
  2. Разорение крестьян, мелких промышленников и ремесленников.
  3. Повсеместное использование дешевого женского и детского труда. Женский и детский труд стал массово использоваться в результате внедрения машин на производство. Теперь, вместо того чтобы платить рабочим-мужчинам, предприниматели предпочитали нанимать женщин и детей, чьи услуги оценивались в несколько раз дешевле.
  4. Процесс урбанизации – роста городов и городского населения. Разоренные жители деревни уходили в города в поисках работы.
  5. Усиление эксплуатации трудящихся, оценка человеческого труда ниже его себестоимости.
  6. Возникновение движения луддитов – массовых протестов английских рабочих против внедрения машин на производство. Машины вытесняли ручной труд, позволяя промышленникам сокращать численность рабочих вдвое, втрое, десятикратно. В результате труд людей обесценивался, сильно возрастал уровень безработицы. Движение луддитов было стихийным, в основном выражалось в уличных протестах и намеренной поломке производственного оборудования.

Промышленная революция привела к множеству положительных и отрицательных последствий. Это были необратимые изменения, на основе которых сформировалось современное общество.

Словарь

1. Частная собственность – принадлежность того или иного имущества частному лицу, которым он имеет право распоряжаться по своему усмотрению.

2. Огораживание — насильственное изъятие общинных земель и превращение их в пастбища для выпаса скота.

3. Мануфактура — предприятие, основанное на применении ручного труда, где существует разделение труда.

4. Эмиграция – добровольное или вынужденное переселение из одной страны в другую.

5. Контрабанда — незаконный провоз товаров или сырье через границу.

Источник

Основные черты экономического развития Европы XIX века

В XIX в. европейская экономика сделала громадный шаг вперед. За столетие были созданы более мощные производительные силы, чем за всю предшествующую историю. Капитализм одержал полную победу в промышленности и сельском хозяйстве. Производство освободилось от средневековых стеснений, были ликвидированы цехи и феодальные повинности крестьян, построены заводы и фабрики, железные дороги и пароходы.

Промышленная революция

Промышленная революция в Англии началась еще в конце XVIII в., а затем охватила другие западные страны. Она была важным фактором социального развития европейских стран. Революцию в промышленности совершили главным образом паровой двигатель и фабрика, а преобладание машинного производства над ручным и производство машин машинами означало ее победу. В Англии она завершилась в середине XIX в., во Франции, в Германии, Австрии — на 20—30 лет позже.


Промышленность в Европе 1850 г.

Крупные изменения произошли на транспорте. Быстроходные поезда пришли на смену медленным повозкам, парусные суда заменялись пароходами, строились каналы, улучшались дороги.

В первой половине XIX в. главной отраслью промышленности оставалось текстильное производство, но быстрыми темпами возрастала добыча каменного угля и железной руды, выплавка металла. Экономическая мощь государства измерялась тогда количеством машин, тысячами и миллионами тонн переработанного хлопка, добытого угля, выплавленного металла, тысячами километров железнодорожных линий. Западная Европа вступила в «век пара и железа».

В Англии, например, выплавка чугуна в первой половине XIX в. увеличилась более чем в 12 раз.

Если техническая сторона промышленной революции заключалась в переходе от ручного мануфактурного производства к фабричному, то ее социальную сущность составляло формирование двух новых общественных классов — промышленной буржуазии и наемных рабочих, или пролетариата. При феодализме они составляли вместе с крестьянством низшее третье сословие, теперь же превратились в два основных класса капиталистического общества, которые занимали различное общественное положение и имели различные интересы.

Прогресс в промышленности и земледелии

С середины XIX в. количество технических изобретений и усовершенствований росло невиданными прежде темпами: их насчитывались тысячи.

Были открыты новые способы выплавки стали, началось производство пластмасс и синтетических тканей, появились телеграф и телефон, автомобили и самолеты, в горах были проложены первые тоннели, в промышленность и быт пришло электричество.

Возникли новые отрасли промышленности: химическая, электротехническая, автомобилестроительная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая. «Век пара и железа» уходил в прошлое. Символами новой эпохи становились электричество, сталь и нефть. Промышленное производство увеличилось более чем в три раза.

Но рост производства не был постоянным, он прерывался кризисами (спадами), которые в XIX в. повторялись через каждые 8—12 лет. Производство товаров в масштабах государства не планировалось, и когда их становилось больше, чем можно было продать, внезапно и резко падали цены, закрывались предприятия и банки, сокращались производство и торговля. Впервые такой кризис перепроизводства поразил Англию в 1825 г. Всего в XIX в. в Англии произошло 9 сильных экономических кризисов, во Франции и Германии — по 7.

Сельское хозяйство пережило аграрную революцию. Из феодального оно превратилось в предпринимательское. Возникло много фермерских хозяйств, работавших на рынок и использовавших наемный труд. Совершенствовалась и создавалась новая сельскохозяйственная техника (плуги, сеялки, жатки, сноповязалки, молотилки, первые образцы гусеничных тракторов и комбайнов). Почва лучше обрабатывалась и удобрялась, урожайность зерновых культур значительно повысилась и достигала 14—20 центнеров с гектара, а в Дании в 1913 г.— даже 29 центнеров. Однако доля сельского хозяйства в общем производстве падала, в то время как доля промышленности возрастала.

Монополии

Промышленное производство сосредоточивалось на все более крупных предприятиях. Чтобы получить наибольшую прибыль и победить в конкурентной борьбе, в конце XIX в. промышленники и банкиры стали объединяться и создавать национальные и международные союзы, или монополии (от греч. monos — один и poleo — продаю). Это были организации предпринимателей, которые договаривались между собой о размерах производства, рынках и ценах. Таким образом они подавляли конкурентов, подчиняли или разоряли мелкие предприятия и банки. Однако мелкие предприятия не были полностью уничтожены — по численности они в тысячи раз превышали крупные объединения и сохранились до наших дней. Ведь одни предприятия разорялись, другие создавались.


Картина Джорджа Луке «Современная угроза»

Американский художник Джордж Луке протестует против засилья монополий. Он изобразил их в 1890 г. в виде монстров, пожирающих все окружающее. «Современная угроза» — так называется эта картина

Не исчезла и конкуренция. Соперничество гигантских монополий, мелких и средних производств сопровождает развитие капиталистической экономики до настоящего времени.

Период господства монополий, начинающийся с конца XIX — начала XX в., получил название периода монополистического капитализма, или империализма (от лат. imperium — власть). Сначала под империализмом понимали лишь внешнюю политику, направленную на территориальные захваты и создание громадных империй. Позже этот термин стал использоваться для обозначения новой стадии капитализма, исходным моментом и главной особенностью которой были монополии.

Существовали различные типы монополий: синдикаты, картели, тресты и др. Участники синдиката договаривались о ценах и совместном сбыте товаров, сохраняя самостоятельность в других сферах деятельности. Для картеля характерно соглашение не только о ценах и рынках, но и количестве выпускаемой продукции. Руководство треста управляло всей деятельностью входивших в него предприятий и банков.

Одним из важнейших моментов в экономической истории конца XIX — начала XX в. явилось создание капиталистической системы мирового хозяйства, основы которой были заложены еще в эпоху Великих географических открытий. Экономика одной страны оказалась тесно связанной с хозяйством других стран благодаря железным дорогам и пароходам, возросшей торговле и широким денежным операциям. Мировая экономика напоминала единый организм, в котором все было взаимосвязано. Центральное место в ней до конца XIX в. занимала Англия, а потом — США.

Население

Урбанизация. С конца XVIII в. население Западной Европы быстро увеличивалось и за столетие выросло более чем в два раза. В начале XX в. первое место по численности жителей занимала Германия (67 млн человек), а самой густонаселенной страной оставалась Бельгия. Благодаря повышению уровня жизни и успехам медицины уменьшилась смертность, а средняя продолжительность жизни увеличилась с 35 до 55 лет.

В конце XIX в. большая часть населения Европы жила еще в сельской местности, но оно постоянно уменьшалось, в то время как под воздействием бурного развития промышленности и торговли численность горожан быстро увеличивалась. Роль городов сильно возросла во всех сферах жизни. Этот процесс называется урбанизацией (от лат. urbanus — городской).


Члены благотворительного общества с продуктами и одеждой навещают бедную семью


Вокзал Росиу в Лиссабоне

Наиболее важную роль играли крупные города с населением свыше 100 тыс. человек (в конце XIX в. их было около 100). Они были средоточением экономической, политической, культурной жизни страны. Здесь находились крупные предприятия и банки, принимались важнейшие решения, работали крупнейшие музеи и театры.


Все под одной крышей. Один из первых универмагов, построенных в Париже в конце XIX в.

Жизнь в городах становилась более удобной, комфортной. На улицах стало чище и светлее, чем прежде, благодаря благоустройству, появлению освещения, уборочных машин, системы канализации. Дома подключались к центральному отоплению и водоснабжению, в них устанавливались лифты. Были построены большие вокзалы, рынки, магазины.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В первые десятилетия промышленного переворота был широко распространен детский труд. В 1840 г. для изучения этого вопроса в Англии была создана парламентская комиссия. Она выявила следующие факты: в каменноугольных копях дети часто начинали работать с четырех лет. Находясь в маленькой нише, они должны были отворять дверь, чтобы пропустить вагонетки с каменным углем, а затем закрывать ее снова. Это было необходимо для предотвращения взрыва газов. Дети вставали в три часа утра, спускались в шахту и находились под землей в темноте до пяти-шести часов вечера.

Восьмилетние дети возили на себе вагонетки с каменным углем. Так как крыша копи была низка, они обвязывали вокруг тела веревку и ползком тащили вагонетку. Приведенные факты произвели ошеломляющее впечатление, и через некоторое время были приняты законы, ограничившие детский труд.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Источник

Читайте также:  10 стран мира с самой высокой плотностью населения
Оцените статью