Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ
Эта функция направлена на сферу особой ответственности и особых взаимоотношений России и ее соседей.
Проявление данной функции выражено в перспективном развитии таких документов как Договор о Союзе Беларуси и России, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, Договор с Республикой Казахстан и др.
Функция содружества с другими странами включает в себя несколько подфункций:
1. Функция сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка — предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия, борьбе с преступлениями (ИНТЕРПОЛ), по поддержке мирового порядка, урегулированию межнациональных конфликтов.
2. Экономическое, торгово-финансовое сотрудничество. Мировое хозяйство, наука и культура, связь и технологии развиваются по единым экономическим законам. Происходит дальнейшая специализация государств на международном рынке труда, производства и сбыта товаров. Экономическая, финансово-кредитная система любого цивилизованного государства постепенно становится частью международного хозяйства и финансово-кредитной системы.
Проблемы в экономике одной страны в современных условиях неизбежно сказываются на состоянии других государств. Важное значение приобретает сотрудничество стран через международные организации ООН, ЕЭС, ВТО, банковские учреждения и др.
3. Культурное и научно-техническое сотрудничество. Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. По инициативе этих и других специализированных органов ООН проводятся многочисленные международные фестивали, выставки, конгрессы и семинары. Осуществляются совместные разработки учеными и научными организациями многих стран. Развивается международный рынок научно-технических знаний (купля-продажа патентов, лицензий, технологий и др.), произведений музыкального и сценического искусства, международный книгообмен.
4. Международная охрана окружающей среды. Эта функция выделилась в самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности. Экологическая обстановка с каждым годом ухудшается, что ставит под угрозу жизнедеятельность человека на Земле. Загрязнение природы имеет наднациональный характер, для него не существует границы. Это требует скоординированной, целенаправленной деятельности всех государств. Такая деятельность широко проводится специализированными органами ООН и другими межгосударственными организациями.
Функции интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. В самостоятельную функцию данное направление деятельности России сложилась лишь в последний период времени.
Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.
Также реализация данной функции дает России осуществление и решение глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий, катастроф.
Источник
Дипломная работа На тему «Функции современного российского государства» Содержание Введение
2.3. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ.
Эта основная функция возникла у Российского государства в связи с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики России. Это — сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей. «29» марта 1996 года 94 заключен Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Казахстаном и Киргизией. Он имеет целью создание в будущем сообщества интеграционных государств, способного обеспечить устойчивое демократическое развитие объединившихся государств, достижение социального прогресса, гармонизацию законодательства, согласование внешнеполитического курса, борьбу с преступностью и терроризмом.
Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества, прежде всего – по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ; комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно-признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, гражданства и защиты переселенцев, заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания единого информационного пространства 95 .
Сотрудничество России со странами СНГ в топливно-энергетических комплексах соответствует общему уровню взаимоотношений, сложившихся в Содружестве. Очевидно, что СНГ продолжает оставаться региональной организацией, выполняющей функции элементарного структурирования пространства бывшего СССР, и не стало интеграционным объединением. В результате этого как экономическое сотрудничество в целом, так и сотрудничество в топливно-энергетических комплексах осуществляется в основном на двусторонней основе. При этом условия сотрудничества в каждой паре стран заметно отличаются, что в свою очередь приводит к ряду негативных тенденций.
В рамках Союзного государства разрабатываются совместные балансы топливно-энергетических ресурсов только России и Белоруссии.
Совместная разработка нефтегазовых и угольных месторождений хозяйствующими субъектами стран СНГ осуществляется в гораздо меньших объемах, чем это позволяет настоящий уровень обеспеченности инвестиционными ресурсами.
Рост объемов добычи топливно-энергетических ресурсов осуществляется, как правило, на основе инвестиционных программ третьих стран и как следствие ориентирован на экспортные цели.
Противоречивость, а порой и отсутствие четкого законодательства о недропользовании не стимулируют инвестиций в развитие топливно-энергетических комплексов стран СНГ. Ситуация на внутреннем энергетическом рынке даже энергоизбыточных стран продолжает ухудшаться, практически не растет платежеспособный спрос на энергоресурсы.
Поставки топливно-энергетических ресурсов между странами СНГ осуществляются на фоне продолжающегося роста задолженностей за потребленные ресурсы.
Денежная составляющая в расчетах за потребленные энергоресурсы достигает 50% и меньше.
Имеет место реэкспорт топливно-энергетических ресурсов.
Стремление каждой из стран СНГ в «;отдельности обеспечить диверсификацию как экспорта — в странах энергоизбыточных, так и импорта — в странах энергодефицитных приводит к неоправданной конкуренции и экономическим потерям из-за реализации сомнительных энерготранспортных проектов 96 .
2.4. Функция интеграции в мировую экономику.
Функция интеграции в мировую экономику обусловлена процессами глобализации мировой экономики, переплетением экономических интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга 97 .
Одной из серьезнейших проблем современной российской экономики является дисбаланс ее отраслевой структуры, связанный с гипертрофированным развитием топливно-энергетического сектора. В частности, устойчиво растет доля сырой нефти в товарном экспорте России. В 2004 г. она составила 32% против 27% в 2002 г. Наряду с нефтью и газом, важным элементом российского экспорта являются и другие сырьевые товары. Так, доля продукции металлургии в российском экспорте составляет более 11%, древесины и целлюлозы — свыше 3%. В то же время доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте не превышает 9% 98 . Подобная структура экспорта крайне негативно сказывается на экономическом развитии России в долгосрочной перспективе. Во-первых, экспорт преимущественно сырья и полуфабрикатов не позволяет в полной мере реализовать научный и промышленный потенциал российской экономики и сдерживает ее рост. Во-вторых, высокая доля сырьевых товаров в структуре экспорта делает российскую экономику слишком зависимой от конъюнктуры отдельных сегментов мирового товарного рынка. Резкое падение мировых цен на энергоносители или металлы способно привести к острому экономическому кризису в России. В-третьих, экспортом сырья и полуфабрикатов занимаются преимущественно крупные компании, пользующиеся услугами ограниченного числа профессиональных посредников на валютном рынке, преимущественно банков. В итоге, связи между российской экономикой и мировым валютным рынком остаются недостаточно прочными и устойчивыми, сдерживаются интеграция России в мировой валютный рынок и развитие финансовой инфраструктуры российской экономики.
Мобилизация капитала, необходимого для осуществления масштабных инвестиций в современное производство, обслуживание расчетов между участниками сложных экономических цепочек, страхование кредитных, валютных и расчетных рисков в современной экономике невозможны без интеграции национальной финансовой системы в мировую и, в особенности, национального валютного рынка в мировой. Несмотря на сохранение отдельных законодательных ограничений на проведение валютных операций, правовой режим осуществления валютных операций в России продолжает смягчаться.
Пока еще сохраняются многочисленные экономические, технологические и психологические барьеры, препятствующие свободному движению капитала. К примеру, российские физические лица, в соответствии с новой редакцией закона «О валютном регулировании и валютном контроле» получившие право открывать счета в зарубежных банках, не могут воспользоваться своим правом, поскольку подавляющее большинство зарубежных банков первого эшелона не заинтересованы в работе с мелкими вкладчиками-нерезидентами. Действующие в мировой деловой практике ограничения на минимальный размер срочного внебиржевого контракта ограничивают возможности российских предприятий по страхованию валютных рисков при помощи операций на мировом срочном рынке. Сохраняется взаимное недоверие между резидентами России и нерезидентами, связанное с негативным прошлым опытом, что также препятствует расширению операций российских предприятий на мировых рынках. Поэтому необходимым условием эффективной интеграции России в мировой валютный рынок является совершенствование финансовой и организационно-технической инфраструктуры российской экономики, а также проведение взвешенной государственной информационной политики. Реализация этих мер требует значительных затрат ресурсов и при неблагоприятном стечении обстоятельств может негативно сказаться на состоянии российской экономики 99 .
2.5. Функция сотрудничества России с другими странами в решении
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В
Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со
Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Действую в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В настоящее время ведется работа по налаживанию на основе принципа партнерства полнокровного взаимодействия с США, с государствами Западной Европы, с большинством которых подписаны двусторонние документы, со многими государствами азиатско-тихоокеанского и других регионов 100 .
Каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.
1) Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство 101 . Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.
Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.
2) Экономические отношения : Государство, являясь членом мирового
сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое
развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом
рынке. Ни одно государство не может существовать без экологических
связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы,
инвестиции, совместные проекты — это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства 102 .
Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельности, посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия государства на внешнеэкономических связях.
Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие нормативно-правовые акты, как федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и др. Данные законы определяют приоритетное направлении — привлечение и эффективное использование в экономике России и в других сферах общественной жизни иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, а также управленческого опыта 103 .
3) Культурные отношения : Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.
4) Участие в охране окружающей среды : В настоящее время остро встал
вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в
центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально — технической базы в государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями.
Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания 104 .
Таким образом, важной стороной данной функции является сотрудничество России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом 105 .
Современное Российское государство осуществляет следующие функции:
развития культуры, науки и образования;
налогообложения и взимания налогов;
охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности и правопорядка.
функция обороны страны;
обеспечение мира и поддержание мирового порядка;
сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ;
интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.
Однако, каждая из этих функций на сегодняшний день сопровождается рядом проблем. Данная классификация функций государства, предложенная Е.И. Темновым, тесно связана с основными сферами деятельности государства, и проблемы реализации функций государства переплетаются с проблемами внешней и внутренней политики России.
Многие исследователи данных проблем в качестве основной из них выделяют несовершенство законодательства, его непродуманность. Однако, я думаю, что главная проблема кроется в проводимой политике, точнее в постановке ее основных задач.
Проанализировав проблемы реализации функций государства в современной России, можно сделать вывод, что современная политика Российского государства направлена в основном на реализацию функции интеграции России в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. Следовательно, данная функция на сегодняшний день является для Российского государства главной. На это указывает ряд фактов:
привлечение в Россию иностранных инвестиций на невыгодных для России условиях (Россия является одним из крупнейших в мире инвесторов в экономики зарубежных стран, при этом внешний государственный долг России составляет 2,4 % от объёма ВВП страны и у Российского государства не хватает средств для инвестирования их в развитие собственной экономики).
физические и юридические лица, являющиеся резидентами, получили право без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Ограничен список операций, подлежащих государственному регулированию, причем и для этих операций предусмотрен уведомительный, а не разрешительный характер регулирования. Законом предусмотрена отмена с 2007 г. обязательной продажи экспортной валютной выручки. Таким образом, правовой режим осуществления валютных операций в России продолжает смягчаться, и это формирует юридические предпосылки для интеграции России в мировой валютный рынок.
превышение экспорта (вывоза) над импортом (ввозом) товаров
ввоз зарубежной техники за вывоз энергоресурсов страны
отказ от православия как религии единого русского государства в пользу многочисленных сект и религий других народов
преимущественный показ на российских телеканалах зарубежных фильмов, а также подражание (подведение под европейский стандарт) современных российских фильмов;
внедрение в русский язык иностранных слов и др.
Интеграция (от лат. integer — целый) – означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Суть интеграции в том, что связанные интеграцией страны проводят общую согласованную внутреннюю и внешнюю политику в торговле, сельском хозяйстве, транспорте, в валютной и других сферах. Таким образом, интеграция представляет собой ничто иное как союз, соединение нескольких государств в одно большое, и в современной форме государства – участники этого союза сохраняют свой суверенитет. Однако, проводившаяся слишком уступчивая политика России в данной области может привести к потере суверенитета Российского государства.
Как известно, функции государства определяются его целями и задачами 106 . В статье 2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Таким образом, главной задачей для Российского государства должно быть обеспечение нормальной жизнедеятельности каждого человека, как части своего народа. И проведя анализ проблем реализации функций государства в современной России, можно сделать вывод, что на сегодняшний день российские политические деятели отошли от решения данной задачи, для решения которой, на мой взгляд, следует уделить большее внимание проблемам реализации внутренних функций государства, таких как социальная, экономическая, налогообложения и взимания налогов, развития культуры, науки и образовании; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности и правопорядка и экологической функции.
Социальная функция государства на сегодняшний день характеризуется такими проблемами как: депопуляция и вырождение нации; резкая алкоголизация общества; рост социально обусловленных болезней — наркомании, психических расстройств; быстрое распространение эпидемии СПИДа, жилищная проблема, бедность, углубление неравенства и рост безработицы. Данные проблемы тесно взаимосвязаны с проблемами реализации других функций Российского государства. Проведенный анализ этих проблем позволяет выделить некоторые пути их решения. Например, жилищную проблему можно решить параллельно с проблемой заброшенности сельскохозяйственных земель. Для этого, как заявил президент России Д.Медведев, Росимущество должно четко установить объемы земель, выделяемых в специальный земельный фонд, которые могут быть использованы под жилищное строительство 107 .
Я предлагаю оценить (учесть) все пригодные, но неиспользуемые в сельском хозяйстве земли, поделить их на участки, застроить частными двухэтажными домами, которые вместе с небольшими участками земли (примерно в 15 соток) предоставлять потом малоимущим гражданам; многодетным семьям, не имеющих в собственности жилых домов, садовых участков, дач и коттеджей по одному на каждую семью. Если нераспределенных участков земель сельскохозяйственного назначения окажется больше, чем малоимущих граждан и многодетных семей, не имеющих в собственности жилых домов, садовых участков, дач и коттеджей, то произвести учет и начать выселение-переселение трудоспособных граждан и членов их семей, которые не имеют в собственности жилых домов, садовых участков, дач и коттеджей. Ранее занимаемые указанными гражданами жилые помещения в зависимости от их состояния следует либо перевести в нежилые помещения; либо признать их непригодными для проживания; либо провести в них капитальный ремонт, реконструкцию с изменением общей площади жилого помещения, и использовать полученный результат для других целей.
Конечно, реализация этой идеи затронет право граждан на выбор места пребывания и жительства, и отчасти право на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Но с другой стороны, быть признанными малоимущими, что по сути унижает человеческое достоинство, либо жить в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, либо жить в квартире, занятой несколькими семьями со всеми вытекающими из этого последствиями, и находиться в экологически загрязненной местности (к какой относится любой город), для жизнедеятельности и здоровья российских граждан, на мой взгляд, еще хуже. Кроме того, человек, имеющий в своём свободном распоряжении участок земли, может быть ни от кого не зависим, в том числе и от социально-экономического кризиса. В частных домах есть и своя система отопления – печка, которая может использоваться и как современная газовая плита для приготовления пищи, что в свою очередь ведет к уменьшению энергозатрат и сбережению энергоресурсов.
Как отметил губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев: «Мы все время опасались за сельское хозяйство. Мы все время думали, что оно находится на последнем месте в нашей экономике по целому ряду показателей. Но оказавшись в критических условиях как и все, сельскохозяйственные предприятия выжили и отработали лучше, потому что для них это не явилось каким-то дискомфортом, для них это была обычная работа» 108 . Поэтому разрешение жилищной проблемы таким образом приводит к ликвидации проблемы заброшенности земель сельскохозяйственного назначения, увеличению населения деревень, улучшению жилищных условий населения страны, увеличению численности рабочих мест в сельскохозяйственных предприятиях, а следовательно, к снижению уровня безработицы и к расширению сельскохозяйственных предприятий, к увеличению прибыли от деятельности таких предприятий и, соответственно, к увеличению благосостоянию страны в целом.
Применительно к экологической функции государства, на мой взгляд, необходимо внести изменения в существующее законодательство. В частности, статьи КоАП содержат в себе в качестве меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды наложение штрафов, но размер этих штрафов варьируется от трехсот до ста тысяч рублей, что само по себе, я думаю, не является значительным наказанием за правонарушения в такой значимой области. Другое дело статьи главы 26 Уголовного Кодекса РФ. Статья 358 УК РФ «Экоцид», которая предусматривает за «массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу» лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, по-моему мнению, является более подходящей для борьбы с правонарушителями в экологической сфере. Очень трудно проследить разницу, например, между нарушением правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), статьей 8.1. КоАП о несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, и статьей 358 УК РФ «Экоцид», т.к. в правила охраны окружающей среды входит соблюдение экологических требований, и нарушение одного приводит к нарушению другого. Следовательно, встает вопрос о том, по какому кодексу судить о мере наказания за данное деяние.
Кроме того, нарушение экологических требований само по себе способно вызвать экологическую катастрофу, точнее сказать, каждое нарушение экологических требований способствует ухудшению экологической ситуации не только в стране, но и в мире в целом. Выявив нарушение экологических требований, сложно выявить сколько данное нарушение уже на момент своего выявления принесло отрицательных последствий (уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов и т.п.). Поэтому я предлагаю, за любое нарушение экологических требований применять ст. 358 УК РФ, естественно отменив при этом все другие статьи посвященные экологическим правонарушениям как в Уголовном кодексе, так и в КоАП РФ, и внеся некоторые изменения в саму статью об экоциде. В частности, заменить лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет обязательными работами на срок шесть месяцев со штрафом в размере ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев для физических лиц; и обязательными работами на срок шесть месяцев для учредителей юридических лиц с лишением права юридического лица заниматься определенной деятельностью.
В городах, я предлагаю, в современные и во все последующие организации, занимающиеся торговлей продовольственными товарами, производством и оптовой торговлей строительными материалами, различной техники, транспортных средств; одежды и обуви, а также медикаментов, сигарет и алкогольной продукции, направить государственного управляющего. Т.е. ввести закон, по которому все юридические лица, занимающиеся торговлей продовольственными товарами, производством и оптовой торговлей строительными материалами, различной техники, транспортных средств; одежды и обуви, а также медикаментов, сигарет и алкогольной продукции, обязаны были бы включать в свой управленческий состав назначенного органом местного самоуправления по месту юридического адреса такой организации государственного управляющего. При этом учредителям указанных организаций причитался бы доход в размере 10 % от размера прибыли от реализуемой продукции. Государственный управляющий получал бы оклад согласно штатному расписанию государственных служащих, а оставшаяся прибыль поступала бы в государственную казну. В случае уклонения от выполнения такого закона, юридические лица следует ликвидировать. Таким образом, образовать государственные коммерческие организации (ГКО). Это позволит пополнить государственный бюджет; способствует деятельности этих организаций по более точному соблюдению законодательства, в том числе и в трудовых отношениях; создаст ситуацию, в которой учредители – предприниматели будут заинтересованы в дальнейшем развитии деятельности организаций, расширении сфер своей деятельности с целью получения большего дохода, и самое главное — увеличить контроль государства над деятельностью подобных организаций, даст возможность контролировать уровень цен на указанные продукции, сделать их более доступными для населения, а значит снизить уровень развития проблемы бедности и углубления неравенства населения страны.
Источник