Улучшить экономическую ситуацию стране

Раздача денег, поддержка банков, отмена «административной ренты»: что поможет восстановить экономику России

Российские власти вряд ли будут снижать налоги — причина в недоборе поступлений в бюджет

Неделю назад президент России Владимир Путин поручил правительству разработать «масштабный план по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости и росту экономики». На следующий день тогда еще здоровый премьер-министр РФ пообещал представить соответствующие наработки к 25 мая. Экономисты, опрошенные «Реальным временем» на тему «Каким должен быть этот план?», считают, что в первую очередь власти должны помочь народу безвозмездной раздачей денег, но помогут скорее банковской системе. Налоги при этом правительство, вероятнее всего, снижать не станет — из-за уже выпавших доходов в апреле. О том, почему «мишустинские меры» будут в целом близки к «кейнсианским», — в нашем материале.

План по росту

28 апреля президент России Владимир Путин провел в режиме видеоконференции очередное совещание с руководителями регионов России. На нем снова обсуждалась борьба с распространением коронавирусной инфекции, при этом Путин наконец признал (от него этого ждали): «Эпидемия сильно ударила по экономике, по бизнесу. С острейшими проблемами столкнулись многие индивидуальные предприниматели, самозанятые граждане, небольшие компании, в том числе семейные предприятия, в развитие которых люди годами вкладывали свои силы, труд, сбережения, надежды. Мы обязаны их поддержать. Дать им уверенность в будущем». И поручил правительству разработать «масштабный план по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости и росту экономики». По мнению главы государства, ждать, когда эпидемия пойдет на спад, нельзя — к выходу из локаута нужно готовиться заранее.

Читайте также:  Страны входящие состав асеан входят

На следующий день премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил федеральным министерствам и ведомствам подготовить к 25 мая соответствующий план. «Прошу Минэкономразвития, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 25 мая разработать и представить в правительство общенациональный план действий по восстановлению занятости, доходов и роста экономики», — сказал он на заседании президиума координационного совета по борьбе с коронавирусом.

Правда, уже в пятницу Мишустин сообщил, что сданный им тест на COVID-19 дал положительный результат, соответственно, в ближайшее время эту работу будет курировать и.о. премьера Андрей Белоусов.

Раздача денег, снижение налоговой нагрузки и «дерегулирование» — что предлагают экономисты

Опрошенные «Реальным временем» экономисты полагают, что простого и легкого решения в текущей ситуации нет. Сергей Хестанов, экономист, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС, обращая внимание на то, как действуют сейчас другие страны — притом что сценарии довольно разнообразны, из первоочередных мер выделил так называемые «вертолетные деньги», то есть раздачу денег населению.

— Поскольку самый главный удар понесут у нас как раз те сферы, которые взаимодействуют непосредственно с гражданином: сфера услуг, мелкая непродовольственная торговля и т.д., лучший способ — дать деньги людям. Потому что процентов 80% населения эти средства довольно быстро потратят на то, что им нужно, и автоматически поддержат наиболее востребованный бизнес, — считает он.

Во-вторых, полагает Хестанов, властям РФ нужно подумать над налоговой политикой, поскольку в настоящий момент российский бизнес несет на себе серьезную совокупную налоговую нагрузку. Несмотря на то, что они любят «козырять» 13-процентным НДФЛ, это лишь часть правды. Другая часть состоит в том, что все остальные налоги довольно высокие. И получается, что совокупная налоговая нагрузка для российского бизнеса доходит до 52—55%, тогда как в Германии (стране с высокими налогами) составляет 47%. Нужно снизить налоги, уверен экономист, и прежде всего «налоги на труд» — отчисления в Пенсионный фонд, фонд социального страхования и проч.

Читайте также:  Англоязычные страны для отдыха

— В-третьих, в России огромная беда с избыточным регулированием. Есть даже такой устоявшийся термин — «административная рента». Это не всегда означает взятки, скорее создание избыточных трудностей, которые бизнесу очень хлопотно и затратно преодолевать. Это все, что связано с сертификацией, например, которая у нас стоит заметно дороже, чем в развитых европейских странах (а некоторые отрасли вообще непонятно зачем сертифицировать). Имеет смысл подумать над дерегулированием. А дальше надо немножко подождать. В тех странах, где условия для бизнеса хорошие, спустя некоторое время экономика развивается автоматически, — отмечает экономист.

«Изменять ключевую ставку — все равно что «скальпелем дрова рубить»

При этом Сергей Хестанов полагает, что снижение ключевой ставки Центробанка не даст ничего, а ее влияние на экономический рост в нашей стране в целом преувеличено. Так как, во-первых, большая часть малого бизнеса и часть среднего в России (как и в развитых странах) развивается на собственные средства, для них ключевая ставка — абстрактное понятие. Заемные средства привлекают тогда, когда заметно расширяют бизнес. При этом отраслей, где можно сильно расширять бизнес, не так уж много, обращает внимание эксперт.

— И даже если речь идет о крупном бизнесе, он вполне может привлечь кредитные ресурсы из-за рубежа, прецеденты есть. В России довольно много компаний имеют облигации и кредиты западных банков. Это нужно довольно узкому сегменту бизнеса, но кому нужно — у них этот доступ есть. Ставку я бы оставил в покое, поскольку для бизнеса важен скорее уровень инфляции, — резюмирует Хестанов.

Дмитрий Травин, экономист, научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге, согласен с Хестановым: изменять ключевую ставку для воздействия на экономику сейчас, полагает он, все равно что «скальпелем дрова рубить». Проблема в настоящее время куда более серьезная, и ставка на нее качественно повлиять не может.

— Здесь какие шаги не предпринимай, все равно будет плохо. Не в том смысле, что мы все помрем (этого не будет, конечно), а в том смысле, что выйти безболезненно из нынешнего кризиса мы не сможем совершенно точно. Какие-то шаги властей могут только перекладывать проблемы с одних на других, либо с настоящего времени на будущее, или наоборот. Некоторые шаги очевидные — то, что обсуждали в последнее время касательно программы Навального: надо помогать тем людям, которые сегодня могут вообще не иметь денег даже на еду, — считает экономист.

Почему власти РФ не готовы будут снизить налоги — причина в недоборе поступлений в бюджет

Сомнительным Травин, впрочем, считает и изменение налоговой политики, так как это фактор долгосрочного воздействия. И вряд ли налоги будут снижать, тем более что Путин уже их повышает: будет введен налог на проценты по вкладам, если вклад больше миллиона, но только со следующего года — «налоги не вводят за неделю». Вопрос, какие последствия вызовет снижение налоговой нагрузки на бизнес, не такой простой, полагает эксперт. Предсказывать его последствия он не берется.

— Но если налоги снизят (маловероятно, что государство вообще на это пойдет), то бюджетные проблемы в стране обострятся. Даже если снижение налогов простимулирует экономику (да еще когда она там простимулируется!). У нас же и так полетели нефтедолларовые доходы. У нас полетели налоги от того бизнеса, который сейчас не работает. Если еще и снизить налоги, то кто-то из бюджетников вообще останется без зарплаты или же какие-то государственные проекты будут полностью свернуты, — предупреждает Травин.

Блогер и экономист Альберт Бикбов считает, что государство должно будет оказать помощь по трем направлениям. Во-первых, поддержать стратегические предприятия, которые невозможно остановить на время локаута. Во-вторых, предприятия отраслей, пострадавших от пандемии и падения спроса. И третий, самый большой сектор предприятий, которые не вошли ни в перечень пострадавших отраслей, ни в перечень стратегических предприятий. Бикбов положительно оценивает решение властей Татарстана о выделении 1,3 млрд рублей на помощь именно этим предприятиям, что выгодно отличает РТ от других регионов.

Впрочем, экономист уверен, что более-менее «нормального документа» с четким списком мер правительство к 25 мая не подготовит — он будет скорее «гибким», рамочным, его будут постоянно корректировать и менять на ходу.

Российские власти предложат пакет «кейнсианских мер»?

По его мнению, меры российских властей будут скорее в стиле Кейнса. Напомним, английский экономист Джон Мейнард Кейнс стал в XX веке основателем целого направления в экономической науке, утверждая, что совокупный спрос (общие расходы в экономике) определяет общий уровень экономической активности, и неадекватный совокупный спрос может привести к длительным периодам высокой безработицы. Сегодня считается, что его экономическая теория помогла капиталистическим странам Запада преодолеть последствия Великой депрессии в 1930-х годах (ее положения легли и в основание политики Барака Обамы по борьбе с кризисом 2008—2009 гг.). Впоследствии, впрочем, Кейнса активно критиковали монетаристы во главе с Милтоном Фридманом, считавшими теорию англичанина «наивной».

Бикбов полагает, что российские власти также будут пытаться стимулировать спрос. Вопрос в том, как его стимулировать.

«Вертолетные деньги» сейчас не помогут, зато спасать обязательно будут банки

— Российские экономисты уже неоднократно предлагали метод прямой раздачи денег населению. Это типично кейнсианская мера, но она не будет эффективной прямо сейчас, потому что из-за действующих ограничений деньги невозможно будет потратить. Надо очень тонко угадать момент денежного впрыска, когда все разморозится, потихонечку все начнут работать, запустится промышленность — чтобы подстегнуть спрос на товары и услуги. Я не верю, что эта мера будет в итоге прописана российскими властями в их плане. Скорее ее впишут туда как «крайнюю меру», по словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной. Но это вопрос даже не ближайшего полугодия, — уверен Бикбов.

Помимо прочего, полагает татарстанский экономист, будут анонсированы меры и по процентным ставкам, и по налогам, и где-то даже по реструктуризации кредитов предприятий, не попавших в перечни пострадавших или стратегических. «Сейчас Набиуллина начнет играть на резкое снижение ключевой ставки, — считает Бикбов. — Один ход уже сделан, и в июне эту ставку снизят еще, чтобы подстегнуть экономическую активность».

— Безусловно, последует открытие крупных кредитных линий, направленных на поддержку устойчивости банковской системы. Банки будут спасать, как и в прошлый кризис, заливая их деньгами, потому что в силу ухудшившейся экономической ситуации назревает долговой кризис, а это самое страшное. Если сейчас начнет падать банковская система — считай, приехали! Естественно, власти будут решать проблемы с моногородами. До продовольственных чеков и карточек, думаю, не дойдет, запас прочности есть, — оптимистично оценивает шансы российской экономики Бикбов.

Без налаживания доверия между обществом и властью никакой план не поможет

Впрочем, далеко не все экономисты согласны с мерой, которую Набиуллина назвала «крайней» (сама она ее не поддерживает), а именно с раздачей денег населению. Так, Никита Кричевский, экономист, экс-главный научный сотрудник Института экономики РАН, уверен, что сегодня эта идея активно муссируется в экономическом сообществе и отдельными чиновниками потому, что идет проплаченная кампания:

— Мне самому предлагали выставить в «Фейсбуке» и «Телеграме» посты с обоснованием необходимости увеличения госдолга, и предлагали за один пост 150 тыс. рублей. Эта кампания нужна определенным финансово-промышленным группам, тем, кто спит и видит, как бы попилить резервы и депозиты, бюджет России. Тем, кто мечтает о денежной эмиссии, кто хочет нажиться на ослаблении валюты. Это далеко не обязательно крупнейшие банки. Это люди, которые спонсируют и финансируют ведущих экономистов, чтобы они высказывались так, как нужно, создавая требуемое давление [на власти]. При этом так действуют далеко не только финансово-промышленные группы, есть еще и их ставленники в правительстве РФ. Это не Мишустин, но люди чуть-чуть пониже его, на одну ступенечку

По мнению Кричевского, российским властям надо начинать не с очередного плана, стратегии или сценария, а с попытки наладить диалог власти и общества. Проблема российской экономики не в отсутствии четких планов, считает экономист, а в том, что «нет доверия людей к власти».

— То есть первое и главное, что нужно сейчас сделать, это разработать «дорожную карту» по восстановлению доверия населения к властям России. Чтобы с людьми наконец-то начали разговаривать. По-человечески. Чтобы народ уважали. А деньги, какие-то ресурсы — это следствия. До сих пор любой план в России приводил к лоббизму и коррупции, — с сожалением заключает Кричевский.

Источник

Спасение в знаниях. Как подстегнуть рост экономики в России

Сегодня развитие инноваций — это, вероятно, единственный способ поднять российскую экономику. Опрос, проведенный McKinsey среди руководителей крупных компаний, показал, что более 80% из них считают внедрение современных технологий важнейшим фактором успеха. При этом менее 10% довольны уровнем развития инноваций у себя в компании или вообще занимаются этим вопросом. Это слепок с ситуации в России в целом: об инновациях много говорят, но системной целенаправленной работы по их разработке и внедрению не заметно. А ведь для этого требуется скоординированное взаимодействие крупного бизнеса, государства, науки, финансовых структур и технологических предпринимателей.

Инновации влияют на все сферы жизни. По данным исследования Granularity of Growth, общая прибыль акционеров (Total Shareholder Return, или TSR) частных компаний, в которых системно занимаются инновационными технологиями, на 15 процентных пунктов выше средней по отрасли (23,5% против 8,7%). Кроме экономического результата инновации заметно улучшают и качество жизни.

Их использование в здравоохранении и фармацевтике позволяет сократить сроки лечения, повысить эффективность диагностики и предупреждения заболеваний. Возможности, объединяемые модным термином Smart Сities (новейшие технологии городского благоустройства и развития онлайн-сервисов для всех жителей), также кардинальным образом меняют уровень комфорта горожан. Не менее важны и возможности, которые дают технологии для включения незащищенных слоев населения, например инвалидов, в активную жизнь общества.

Перечислять составляющие эффекта от внедрения инноваций можно долго, но в совокупности они напрямую влияют на увеличение ВВП страны (через рост производительности, располагаемых доходов населения, налоговых поступлений) и способствуют развитию любой из отраслей. Исследование «Инновации в России – неисчерпаемый источник роста» приходит к выводу, что для масштабных инноваций требуется скоординированное взаимодействия крупного бизнеса, государства, науки, финансовых структур и технологических предпринимателей.

Новые цели и старые способы

В своем недавнем послании Федеральному собранию президент обозначил весьма амбициозные цели: ВВП на душу населения предстоит увеличить в 1,5 раза, а это значит, что ежегодный прирост ВВП в 2021–2025 годах нужно поднять до 5,7%. Если страна сможет достичь этих показателей, Россия обгонит среднемировые темпы роста и войдет в пятерку крупнейших мировых экономик.

Единственное возможное решение столь масштабной задачи — найти новую парадигму роста. Анализ развития российской экономики в течение последних лет неизбежно приводит к выводу: без системной разработки и внедрения инноваций стране не обойтись. После бурного роста в начале 2000-х годов, кризиса 2008 года, последовавшего за ним незначительного подъема, а затем нового кризиса 2014-2015 годов экономика страны вошла в фазу медленного восстановления.

Вместе с тем новые повороты развития экономической ситуации подчас непредсказуемы, численность трудоспособного населения России заметно снижается, а уровень безработицы сопоставим с развитыми странами (5,1% в России против 4,4% в Великобритании в 2017 году). Так что за счет количественного изменения трудовых ресурсов значительного вклада в рост ВВП ожидать не приходится. В 2017 году мировой ВВП вырос на 3%, что выше российских показателей.

Инвестиции в основной капитал — тоже не вариант. В России они снижаются уже в течение десяти лет. И даже если объем инвестиций восстановится до уровня 2013–2014 годов, то очень сложно рассчитывать на значимый вклад этого фактора в достижение поставленной цели по росту ВВП.

Инновации же способны сделать ощутимый вклад в увеличение экономики, так как напрямую влияют на производительность труда и капитала. Более того, они уже начали оказывать заметное влияние на динамику ВВП. Например, в 2010–2014 годы на них приходилось 1,1% ежегодного прироста российской экономики.

Почему инновации?

Потенциал роста производительности можно рассматривать как разницу между производительностью в России и в «эталонной» стране, являющейся лидером по этому показателю в конкретной отрасли. При таком сравнении оказывается, что наименьший потенциал роста производительности в добывающих отраслях. Здесь российский показатель — 75% от уровня Австралии, чемпиона по производительности добывающих отраслей среди проанализированных стран.

А наибольший потенциал роста в России в области научных исследований и разработок. В этой сфере производительность в стране составляет 21% от уровня США, занимающих первое место.

По нашим оценкам, в современных российских реалиях ставка на повышение производительности наиболее оправданна. Но чтобы к 2025 году ВВП на душу населения вырос в 1,5 раза, фактор инноваций должен приносить более 4% ежегодного прироста ВВП, или 3–6 трлн рублей. Это очень амбициозная заявка, тем более что в базовом сценарии Минэкономразвития прирост ВВП до 2020 года оценивается примерно в 2,2%. Даже такой показатель выше темпов роста последних лет, однако он явно недостаточен, чтобы Россия могла достичь среднемирового уровня.

Минэкономразвития рассматривает и более оптимистичный сценарий, в котором темпы роста ВВП России близки к среднемировым — около 2,6% в год. В этом варианте инновации, наряду с фактором капитала, также являются основным движущим фактором повышения ВВП.

Что нужно для прорыва

Можно рассуждать, что вероятность реализации оптимистичного сценария невелика. И, безусловно, без серьезной и согласованной работы бизнеса и государства так оно и будет. Однако динамика инновационного развития России все же внушает оптимизм. Практически в каждой отрасли можно выделить одну или несколько компаний, которые выстраивают системную работу над инновациями, и это позволяет им превосходить среднеотраслевые показатели по эффективности, рентабельности и росту.

Для наиболее инновационных компаний характерны высокий уровень амбиций, четкие приоритеты, использование полного спектра рычагов роста, высокая скорость изменений, динамичное развитие компетенций и перераспределение ресурсов. В то же время для большинства организаций переход на инновационный режим означает масштабную трансформацию, включая адаптацию операционной модели и культуры.

Инновации требуют широкого круга компетенций и масштабных ресурсов, которых зачастую нет у отдельно взятой организации, поэтому партнерство и эффективное взаимодействие с широким кругом участников инновационного процесса (наука, стартапы, поставщики, компании в смежных отраслях) важно для внедрения новаторских решений и их успешной коммерциализации.

На кого равняться?

Россия уверенно движется вверх в инновационном компоненте рейтинга «Индекс глобальной конкурентоспособности» Всемирного экономического форума: по итогам 2017 года страна заняла в нем 49-е место (в 2013-м она была на 78-м), то есть за четыре года поднялась на 29 пунктов. Хотя, конечно, по сравнению со странами-лидерами по показателю ВВП нереализованный потенциал у России еще очень велик.

Примеров реализации такого потенциала в мире достаточно. Один из самых ярких — Южная Корея. Власти этой страны сделали ставку на развитие человеческого капитала и создали наиболее благоприятные условия для развития торговли и предпринимательства, подкрепив реформы государственным финансированием. В основе успеха лежал осознанный фокус на развитие крупных предприятий в нескольких ключевых отраслях.

Сегодня Южная Корея — одна из наиболее инновационных и эффективных стран мира. В рейтинге «Индекс глобальной конкурентоспособности» она занимает 26-е место среди 137 государств, а по показателю макроэкономической стабильности находится на втором месте. 4,2% ВВП страны инвестируется в НИОКР, а ВВП на душу населения составляет $30 000. Конечно, преобразования заняли не одно десятилетие, но результат оправдал все эти усилия. Пример Южной Кореи еще раз подтверждает, что именно повышение производительности за счет инноваций может стать для России тем самым драйвером роста ВВП, который позволит стране выйти на качественно новый уровень.

Источник

Оцените статью