Урок- экскурсия по окружающему миру к УМК А. А. Плешакова («Школа России») для 1 класса. Тема: «Что растёт на клумбе?»
Урок- экскурсия по окружающему миру к УМК
А. А. Плешакова («Школа России»)
Тема: «Что растёт на клумбе?»
Цели: познакомить с декоративными растениями клумбы, цветника; продолжать учить распознавать растения.
Универсальные учебные действия :
Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.
Познавательные: Общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие цветы растут на клумбе около школы ; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта).
Коммуникативные: работать в группах, ставить вопросы участникам группы.
Личностные результаты: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Предметные результаты: Научатся наблюдать за растениями клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам, определять растения цветника с помощью атласа-определителя.
Получат возможность научиться: узнавать по фотографиям растения цветника, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Оборудование ( около клумбы стол с оборудованием): букет цветов ( гладиолусы, бархатцы, роза, петуния, календула), А. А. Плешаков «От земли до неба» — атлас- определитель, при помощи родителей в классе подготовлена выставка «Дары цветника» — лосьоны, мыло, шампуни, экстракта календулы; варенье из лепестков роз, сироп шиповника, луковица гладиолуса, плоды шиповника, лоскут бархатной ткани, клубень картофеля, корень георгина.
Тихо звучит музыка ( «Времена года» ). Посмотрите, какой сегодня день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, рабочее настроение. Закрыли глаза и мысленно сказали:
« Я внимателен, я могу, у меня всё получится !»— памятка прикреплена к доске.
Я желаю вам успехов.
Учитель: С какими растениями мы познакомились на прошлом уроке?
—О каких комнатных цветах вы узнали дома? Как вы узнали названия растений?
( Спросили у родителей и с помощью атласа – определителя )
3. Самоопределение к деятельности
Учитель: Ребята! Сегодня у Муравьишки прекрасное настроение, которым он хочет поделиться с вами. Он в класс принес букет цветов. А вместе с букетом дарит стихотворение.
Мы из цветов составляем букеты,
Подбирая цветок за цветком,
И душистое свежее лето
Вместе с ними приходит в наш дом.
Вы гордитесь красою наряда,
Светом солнечных дней залиты,
Наши гости из школьного сада,
Наших парков и скверов цветы!
— О каких цветах идет речь в стихотворении?
—- Догадались, о чем сейчас пойдет речь на уроке? ( О цветах, которые растут на клумбе ).
— Открыли учебник на стр. 26 и прочтите первый абзац текста. ( знакомство с учебной задачей урока )
4. Работа по теме урока
А). —- Мы сейчас совершим экскурсию по нашему школьному двору. Слово «экскурсия», пришло в русский язык в 19 веке, первоначально означало «выбегание, военный набег ». Позже оно приобрело несколько иной смысловой оттенок – «вылазка, поездка».
— Повторение правил по технике безопасности во время экскурсии.
Памятки для учащихся
Как вести себя во время экскурсии в природу.
1. По дороге к месту экскурсии помни о правилах дорожного движения , соблюдай их.
2. Во время экскурсии помни, что ты в гостях у природы , веди себя прилично:
— не шуми, прислушивайся к звукам природы ;
— любуйся красотой окружающего мира;
— не наноси вреда природе – не губи зря растения, не бери в руки детенышей зверей, не причиняй вреда насекомым.
«Я сорвал цветок, и он увял… Я поймал бабочку, и она умерла в моих руках. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только глазами…» (подумай над этими словами).
3. Внимательно слушай рассказ учителя, постарайся все понять и запомнить;
Если возникли вопросы, задай их после рассказа учителя.
4. Будь внимательным – постарайся сохранить в памяти все детали. Эти воспоминания помогут тебе поднять настроение, выполнить творческую работу.
5. Дома обдумай произошедшее, поделись впечатлениями с родителями, одноклассниками.
Б) — Растения украшают жизнь людей, радуют их своими красками, ароматом и красотой.
Наша клумба загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Всем, кто к ней ни подойдёт.
Сколько красок уместилось,
Просто глаз не оторвать!
Будто радуга спустилась
К нам цветы разрисовать. (Е.Николаева)
Некоторые цветы на нашей клумбе вам хорошо знакомы, но сегодня мы рассмотрим их повнимательней и вы узнаете о них много нового и интересного. Отгадав загадку, вы узнаете с каким цветком сейчас мы познакомимся.
Ароматен тот цветок,
Но колючий стебелёк. ( Роза.)
— Покажите это цветок на клумбе. Что вы можете рассказать о розе? ( ответы детей ).
Выходит подготовленный ученик ( «роза» ): Её называют королевой клумбы. Роза любимый цветок многих народов, известна с глубокой древности. Существуют сотни сортов роз с различной окраской лепестков. Уже выведены сорта голубого и даже черного цвета. Многие розы обладают удивительно сильным ароматом, поэтому её лепестки используют для изготовления цветочных масел и духов. Ещё из лепестков розы варят варенье. Это растение может предупредить о надвигающемся ненастье. Перед дождем роза плотно сжимает лепестки.
—- Очень красивы цветы розы, но не даст она себя в обиду. Трудно будет сорвать этот цветок. Догадались почему? Рассмотрите на стебле острые наросты, это шипы. Один из видов диких роз, так и называется — шиповник .Вы наверняка с ним знакомы. Его плоды ( учитель показывает плоды шиповника ) содержат большое количество полезного для нас витамина С, намного больше чем есть в лимонах и апельсинах.
Многие из вас 1 сентября пришли в школу с букетами из этих высоких, благородных цветов.
Просто не верится, что из такой маленькой луковицы, похожей на луковицу репчатого лука вырастает такой крупный красивый цветок.(Учитель показывает луковицу гладиолуса.)
Выходит подготовленный ученик: Существует много расцветок этих цветов. Иногда гладиолус называют шпажником. Почему? Листья этих растений похожи на острые мечи или шпаги.
— Ребята, найдите гладиолус в атласе-определителе и сравните его с растением на клумбе.
— Как красиво смотрятся на осенней клумбе разноцветные …
На клумбу звёздочка упала
И цветком красивым стала. (Астра.)
Выходит подготовленный ученик:
— Астра! Что ты можешь о себе рассказать?
Существует 250 видов астр, всех цветов и оттенков. Но отличаются они не только по цвету. Бывают астры — махровые с огромным количеством лепестков, торчащих во все стороны. У всех лепестки узенькие, но у одних ровные, прямые, у других волнистые, загнутые внутрь, у третьих заострённые — игольчатые. Есть старинная легенда о появлении астры на Земле .С далёкой звезды упала на нашу планету пылинка и превратилась в очаровательный цветок. Слово «астра» произошло от греческого слова «звезда». Игольчатая астра особенно похожа на звезду: серединка крупная тёпло- жёлтая, а от неё отходят лучики-лепестки цветка. Некоторые люди верят в то, что если ночью встать среди астр, то можно услышать их разговор со своими сёстрами –звёздами.
— Давайте пофантазируем: о чем они могут беседовать?
(О жизни на Земле, о других цветах на клумбе, о приближающейся зиме…)
— О каком цветке идет речь в этой загадке?
Выстроились в ряд,
Одели мы сегодня
Бархатный наряд. ( Бархатцы.)
—- Покажите, где они растут у нас на клумбе.
— Весёлые оранжевые, бардовые бархатцы обычно обрамляют садовые дорожки, растут по краю цветников. Пушистые кустики с резными листочками украшают клумбу всё лето до глубокой осени. У меня в руках кусочек ткани, которая называется бархат . Свое название растение получило от названия ткани. Как вы думаете почему? Лепестки растения имеют бархатный блеск, на ощупь кажутся такими же мягкими и пушистыми как бархат.
— Сквозь землю прошёл,
Оранжевый ноготок нашёл. ( Календула.)
Выходит подготовленный ученик: Ноготки или календула похожи на оранжевые ромашки. Это растение не только украшает клумбу, оно очень полезно для человека. Из него делают лекарственные настойки, добавляют в шампуни, мыло. Используют для заживления ран. Этот цветок можно увидеть не только на клумбе, но на огороде. Огородникам он помогает избавиться от насекомых-вредителей, которые бояться сильного запаха календулы.
— Найдите на клумбе растение, где уже есть семена. На что похожи семена?
— На когти, ногти волшебных существ. Отсюда и название растения-ноготки.
( Ученики находят растение в атласе-определителе.)
— Какие самые высокие растения растут у нас на клумбе? Что вы можете рассказать о георгинах?
— Самые высокие растения в нашем цветнике – георгины. Крупные, яркие цветы. Кажется, что некоторые из них сделаны из гофрированной бумаги. Такие они пышные и нарядные. Корень этого растения похож на клубень картофеля. Учитель показывает картофель и корень георгина. Георгины дальние родственники астр.
— Найдите на клумбе георгины. А у кого дома растут эти осенние цветы?
В). Практическая работа по теме урока
Учитель показывает растения (уже приготовлены ) с клумбы, а ребята его называют. Если не знают названия, то пользуются атласом- определителем.
—. Мы сегодня узнали много нового о привычных для нас растениях. Какую пользу приносят
людям декоративные растения? ( Украшают наши улицы; некоторые клумбовые растения являются лекарственными, используются в пищу.)
— Как надо относиться к растениям, которые приносят нам столько радости, приятных впечатлений?
( ответы детей ). Затем делает вывод подготовленный ученик:
Подготовленный ученик: Мы цветочки рвать не будем
И другим сказать спешим:
Пусть приносят радость людям
Всем — и крохам, и большим!
— А еще их надо подкармливать удобрениями. ( Работник по школе рассказывает и показывает, как надо подкармливать цветы удобрением и каким. )
— Мы все очень любим цветы, ведь они украшают нашу планету и делают нашу жизнь счастливей. Так давайте беречь красоту нашей природы!
Давай пройдемся медленно по саду
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться –
Не для того, чтобы рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
5. Рефлексия ( проходит в классе )
Выполняют задание в рабочей тетради: стр. 16 №3
Найдите на стр. 61 приложение и вырежьте по линиям. Соберите цветник и наклейте. Какие есть цветы в вашей мозаике?
— Оцените свои достижения на уроке.
6. Подведение итогов урока
— Для чего выращивают цветы?
— Что вы можете сделать, чтобы сохранить эту красоту?
Источник
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в 1 классе УМК «Школа России»
Содержимое публикации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»: «Согласовано»: «Утверждено:
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «БСОШ»
начальных классов __________ /Кулагина Г.В. / ___________ /Кулагин И.А/
_________ /Гуськова Л.Я./ « 30 » 08 2019г. « 30 » 08 2019 г.
по предмету «Окружающий мир»
УМК «Школа России»
Составитель программы: Максатова Л.В., учитель начальных классов
• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою
принадлежность к определённому этносу;
• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
• представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относить-ся к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
• положительное отношение к школе и учебной деятельности;
• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное
отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с
правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания,
выполнения гигиенических процедур;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные знания и умения;
• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
• сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств,
предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные
обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради
или предложенных учителем;
• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными норма-
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
• включаться в диалог с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём
• договариваться и приходить к общему решению;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо
за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции
в группе (паре) при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей,
• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
• правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
• различать флаг и герб России;
• узнавать некоторые достопримечательности столицы;
• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
• проводить опыты с водой, снегом и льдом;
• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
• различать овощи и фрукты;
• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
• сравнивать реку и море;
• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
• находить на глобусе холодные и жаркие районы;
• различать животных холодных и жарких районов;
• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
• различать прошлое, настоящее и будущее;
• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
• соотносить времена года и месяцы;
• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
• объяснять причины возникновения дождя и ветра;
• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
• ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
• раздельно собирать мусор в быту;
• соблюдать правила поведения в природе;
• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
• подбирать одежду для разных случаев;
• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
• правильно переходить улицу;
• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
• различать виды транспорта;
• соблюдать правила безопасности в транспорте.
Содержание учебного предмета
Раздел «Экскурсии»– 5ч
Раздел «Что и кто?»-19ч
Раздел «Как, откуда и куда?»-12ч
Раздел «Где и когда?»-10ч
Раздел «Почему и зачем?»-20ч
Краткое описание содержания раздела
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и
безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды.
Созвездие большая медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение
по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора,
правила перехода улицы.
Наша родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами
России. Флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета земля, ее форма. Глобус – модель земли. Суша и вода на земле. Изображение нашей страны на глобусе.
3.Раздел «Как, откуда и куда?»
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка
простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие
правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать землю чище.
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
5.Раздел «Почему и зачем?»
Солнце – ближайшая к земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие льва. Луна – естественный спутник земли. Почему на луне не
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти
названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете.
Календарно -тематическое планирование
Источник