Унификация налоговых систем стран

2. Унификация налоговых систем как основная тенденция их функционирования

Основной тенденцией функционирования налоговых систем развитых стран на сегодняшний день является их унификация. Унификация налоговых систем как одно из направлений налоговой глобализации происходит в рамках общей системы глобализации мировой экономики.

Унификация налоговых систем как основная тенденция их функционирования включает в себя следующие основные направления:

— унификация косвенного налогообложения. Наиболее яркий пример – страны ЕС, где начало работы по унификации налогового законодательства положила VI Директива ЕС. В странах ЕС с 1993 г. применяется новая система налогообложения добавленной стоимости, согласно которой на уровне ЕС устанавливается нормальная минимальная ставка по НДС в размере 15% и льготная ставка в размере 0%;

— унификация прямого налогообложения (происходит путём заключения различных соглашений об избежании двойного налогообложения);

— гармонизация основ налоговых систем (происходит путём принятия мирового Налогового кодекса и других аналогичных документов);

— разработка систем международной налоговой классификации (система налоговой классификации организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), налоговая классификация МВФ, классификация системы национальных счетов (СНС), классификация европейской системы экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС));

— создание различных международных организаций, занимающихся вопросами налогообложения (международная налоговая ассоциация (ИФА));

— совместная борьба с отмыванием преступных доходов (предполагает эффективное сотрудничество между национальными финансовыми властями).

Источник

17.3. Унификация налоговых систем

Глобализация современной экономики, расширение международных хозяйственных связей, участие в многосторонних операциях все большего числа стран приводят к необходимости постоянного внесения изменений в налоговые системы государств.

Различия налоговых систем государств влияют на внешнюю конкурентоспособность любой страны, в том числе и России. Если исключить объективные факторы (например, географический), то показатель внешней конкурентоспособности страны определяется способностью ее хозяйственного комплекса производить поступающие в международный оборот товары и услуги (при условии соответствующего их качества и соответствия общепринятым стандартам) с меньшими издержками, чем другие страны.

На стоимость всех факторов производства оказывает влияние и налоговая политика — при этом тем большее, чем больше величина налогового бремени в стране. Изменяя свою налоговую политику и размеры налоговых ставок, страны конкурируют между собой в борьбе за место производимых ими товаров (работ, услуг) на мировом рынке. Очевидно, что при прочих равных условиях страна с меньшим налоговым бременем получает преимущество, поскольку ее товаропроизводители могут поставлять свою продукцию на мировой рынок по более низким ценам, чем конкуренты.

По многим видам товаров и услуг конкуренция на мировых рынках настолько усилилась, что простого понижения налоговых ставок уже недостаточно, и страны-экспортеры начинают применять практику так называемого негативного налогообложения (в форме выплаты целевых экспортных субсидий) и прямого поощрения экспорта капитала, способствующего закреплению своих производителей на важнейших мировых товарных рынках.

Положение России в этом смысле в высшей степени невыгодное — низкое качество товаров и высокие налоговые ставки. Проблема осложняется также возникающим при совершении международных сделок двойным налогообложением.

оно препятствует движению капиталов из одной страны в другую, что не соответствует общим тенденциям глобализации международных экономических отношений. В результате капиталы вливаются в те страны, где при прочих равных условиях условия налогообложения оптимальны.

Главной задачей унификации налоговых систем является координация налоговой политики всех государств, сближение принципов и методов налогообложения, установление одинаковых налоговых ставок, т.е. придание налоговым системам единообразия, а в идеале — создание идентичных налоговых систем.

Целью унификации налоговых систем в свете глобализации мировой экономики является создание единого рынка со здоровой конкуренцией, без предоставления преимуществ каким-либо отдельным участникам международного хозяйственного оборота, со всеми характеристиками, присущими развитым рыночным системам, включая справедливое распределение фискального бремени между государствами и налогоплательщиками разных стран.

Основными направлениями унификации являются: унификация налоговых систем в отношении косвенных налогов; унификация в отношении прямых налогов, а также универсальная унификация налоговых систем (схема VI-13).

Унификация косвенного налогообложения. Наиболее ярким примером унификации налоговых систем является пример Европейского Союза, в рамках которого ведется интенсивная работа по гармонизации налогового законодательства. В первую очередь, конечно, необходимо отметить создание Таможенного союза, а также принятие и исполнение Шестой директивы Совета от 17 мая 1977 г. об унификации законов государств-членов в отношении налогов с оборота — единая система налога на добавленную стоимость: единообразная база исчисления налога (77/338/ЕС), к которой многочисленными последующими директивами приняты изменения и дополнения.

Унификация прямого налогообложения. В первую очередь задачу унификации прямого налогообложения выполняют соглашения об устранении двойного налогообложения, основой которых является Типовая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) об устранении двойного налогообложения 1977 года (с изменениями, внесенными в 1992 году).

Россия, не являясь членом этой организации, при заключении двусторонних соглашений использует Модель ОЭСР, внося таким образом свой вклад вдело унификации налоговых систем.

На уровне Европейского Союза установлен средний уровень налога на корпорации в пределах 30—40%, хотя национальные ставки могут значительно различаться. Интересным способом унификации налогообложения является применение специального статуса европейской компании, который присваивается организациям, ведущим предпринимательскую деятельность одновременно в нескольких странах. Этот статус дает компаниям право на определенные налоговые льготы во всех странах ЕС.

Универсальная унификация налоговых систем. На достижение этой цели направлен проект Основ мирового налогового кодекса, подготовленный Уордом М. Хасси и Дональдом С. Любиком, участниками Международной налоговой программы Гарвардского университета 1993 года. Идея создания ОМНК родилась в связи с потребностями развивающихся стран и стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, в определенной модели законодательства, которая позволит создать эффективную налоговую систему, учитывающую отличия этих стран от экономически развитых капиталистических государств. В Основах содержится 591 статья (с комментариями). Статьи объединены в пять разделов: «Подоходный налог», «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налоги на имущество».

Большая работа в настоящее время ведется также в направлении всеобщей унификации общих принципов и условий налогообложения с целью борьбы с недобросовестной налоговой конкуренцией стран. Выражается такая конкуренция, как правило, в следующем.

• В стране либо вообще не устанавливается налог на определенный объект налогообложения (например, доход), либо ставка такого налога номинальна.

• Лица. определенным образом связанные с этим государством (например, компании-резиденты по признаку местонахождения руководящего органа), получают дополнительные протекционистские льготы.

• Для получения льгот требуется лишь формальное, а не реальное экономическое присутствие компании в стране.

• Напогооблагаемый доход исчисляется в соответствии с принципами, отличными от международно признанных.

• Устанавливаются определенные ограничения на обмен информацией (повышенные требования к банковской тайне и т.п.).

Налоги, взимаемые таким образом, являются искажающими, т.е., воздействуя на участников хозяйственного оборота, они побуждают их принимать решения, отличающиеся по своей эффективности от решений, принятых при прочих равных условиях. Взимание таких налогов характерно в первую очередь для оффшорных зон, однако есть подобные налоговые режимы и в неоффшорных юрисдикциях (Бельгия, Франция, Испания, Португалия и др.).

В настоящее время прилагаются огромные усилия экономического, политического и правового характера, направленные на устранение недобросовестной конкуренции путем унификации условий налогообложения, пока еще не получившие формального закрепления.

Источник

Особенности процессов гармонизации и унификации налоговых систем стран Евросоюза

Цель исследования – выявление проблем гармонизации и унификации налоговых систем и выявление путей их решения.

Концепция налоговой гармонизации возникла в процессе развития экономической интеграции в рамках Европейского Союза.

Налоговая гармонизация предлагает создания территории с единым налоговым режимом. При этом, все страны должны обязательно придерживается следующих основных принципов, разработанных странами-членами ЕС:

— налоговая политика государств должна обеспечить свободу продвижения товаров и граждан;

— национальная налоговая политика не должна вступать в противоречие с налоговой политикой других стран;

налоговая политика должна предотвращать двойное налогообложение.

Налоговая гармонизация в ЕС ставит перед собой такие цели, как:

а) упразднение налоговых границ для того, чтобы сделать равные конкурентные условия для хозяйствующих субъектов;

в) приведение в соответствие структуры налоговых систем, порядка взимания основных видов налогов во всех странах сообщества.

В области налогообложения доходов компаний интегрирующих государств должны присутствовать следующие факторы: унификация налоговой базы, сближение налоговых ставок, недопущение двойного налогообложения, обмен информацией о полученных доходах и дивидендах. Основой гармонизации в сфере налогообложения доходов является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и степени участия в процессе интеграции, гармонизация и унификация налоговых законодательств, постоянность и этапность реализации выработанных налоговых законодательств.

Для создания реальных условий гармонизации в сфере налогообложения и унификации налоговых законодательств, прежде всего, необходимо глубокое изучение и анализ налоговых законодательств каждой страны-участницы ЕС, с целью выявления состояния налоговой системы, преимущества и недостатков функционирования налоговой системы и налогового механизма. Следующим этапом в сложном и многогранном процессе является сравнительный анализ, выявление сходства и различий в налогообложении, использование позитивных моментов налогового законодательства и налогового механизма отдельных стран в гармонизации. Утверждены основные прямые и косвенные налоги, подлежащие гармонизации. Прямые налоги это: налог на прибыль (доходы) юридических лиц, налог на доходы физических лиц, социальный налог, налог на имущество (недвижимость) юридических и физических лиц. К косвенным налогам отнесены: налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

Опыт стран-участниц ЕС показал, что система взимания косвенных налогов в большей степени подлежат к гармонизации, так как они оказывают наибольшее влияние на взаимную торговлю, ценообразование товаров и составляют значительную долю налоговых поступлении в бюджет всех государств ЕС. Следует отметить, что в развитии взаимной торговли, немаловажное значение имеет порядок взимания НДС. В настоящее время все страны ЕС перешли на принцип «страны назначения», который предусматривает применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров (работ и услуг) и возврат НДС из бюджета по ресурсам использованным на экспортируемые товары. Практика показывает, что некоторые недоработки допущенные в налоговом законодательстве по НДС свидетельствуют о наличии двойного налогообложения. Дело в том, что ни в соглашениях, ни в национальных законодательствах стран четко не определено понятие экспорт услуг и работ. В результате возникает ситуация, когда услуги и работы, реализуемые нерезидентом облагаются и в стране происхождения, и в стране назначения. Для устранения такой негативной практики, необходимо установить единый перечень экспортируемых и импортируемых работ и услуг, а также унифицированный порядок их налогообложения. Одной их важных проблем преодоления препятствий возникших в гармонизации налоговых систем в рамках ЕС, является гармонизация налогообложения прибыли (доходов) хозяйствующих субъектов.

В современный период страны СНГ по разному подходят к налогообложению имущества (недвижимости). В целях гармонизации налогов на собственность, следует определить общие принципы налогообложения имущества (недвижимости) юридических и физических лиц. В рамках стран ЕС не установлены общие подходы налогообложения имущества физических лиц. Существуют различия в объекте налогообложения, применений ставок налога. В гармонизации налоговой системы особое внимание следует обратить на гармонизацию процедур налогового администрирования, так как налоговые службы стран-участников ЕС формируют и реализуют совместную работу по налоговому администрированию в сложившемся или складывающемся правовом пространстве. Для этого требуется тщательный анализ принципов налогового администрирования по следующим основным направлениям:

— унификация структур и функций органов налоговой службы;

— установление одинаковых прав и обязанностей, ответственности должностных лиц органов налоговой службы и налогоплательщика;

— введение единого порядка учета налогоплательщиков и объектов связанных с налогооблажением;

— введение одинаковых способов взыскания налоговой задолженности;

— установление совместных принципов форм и методов налогового контроля.

В процессе разработки совместных принципов налогового администрирования, необходимо определить специфические формы и методы налогового контроля, рассмотреть возможности унификации составов нарушения налогового законодательства, установить единые размеры минимальных и максимальных штрафных санкций за единообразные нарушения. За последние годы в рамках ЕС проделана большая работа по гармонизации налоговых систем. Несмотря на это процесс идет очень медленно. И дело тут не только в различиях налогооблагаемой базы, ставок налога, множества различных налоговых льгот и темпах развития экономики стран. Проблема еще и в отсутствии взаимной информации об отдельных уплаченных налогах или об объеме уплаченных налогов об отдельных секторах экономики. Для информационного обеспечения процесса гармонизации необходимо создание интегрированной базы законодательств, статистической и другой экономической информации.

Выводы. В настоящее время все страны ЕС находятся на том или ином этапе реформирования налогового законодательства. Практика показывает, что развитие налоговых законодательств идет в направлении гармонизации, т.к. только в этих условиях возможно обеспечение свободного перелива капитала, товаров, услуг, рабочей силы, а также равные конкурентные условия. Гармонизацию налоговых законодательств в сфере налогообложения необходимо рассмотреть как одна из основных направлений интеграции.

В заключение необходимо отметить эволюционный характер всех изменений, осуществляемых в рамках процесса построения единого европейского рынка. На создание таможенного союза ушло примерно 45 лет, однако в настоящее время темпы ускорились и на создание единого пространства, где будет взиматься гармонизированный НДС, отводится значительно меньше времени. В любом случае о возможных изменениях становится известно заблаговременно, не менее чем за 1 год. Принципиальные изменения планируются и становятся известными общественности в долгосрочной (до 5 лет) перспективе, что позволяет субъектам предпринимательской деятельности осуществлять стратегическое планирование.

Источник

Читайте также:  Коэффициент смертности от коронавируса по странам таблица
Оцените статью