Вопрос 50. Унификация и гармонизация в праве ЕС.
Ключевые слова: единые правила поведения и основы законодательства, за период 1976 по 1984 – 6 директив, создание и ликвидация компаний, акционерные общества, процедуры слияния и разделения, финансовая отчетность, трансграничные слияния, регламент, учреждающий Европейское объединение по экономическим интересам, устав европейской компании, европейская ассоциация, европейское общество взаимопомощи.
Метод унификации предполагает установление Евросоюзом единых правил поведения, которые непосредственно регулируют общественные отношения на всей его территории (через регламенты). Гармонизация означает издание основ законодательства, в соответствие с которыми его государства-члены принимают свои внутренние законы и подзаконные акты (через директивы).
Эти методы касаются в частности корпоративного права:
В связи с этим в первые годы деятельности Сообществ институты ЕС начали осуществление программы по ликвидации правовых препятствий свободы осуществления предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 44 Римского договора. За период с 1976 по 1984было издано 6 важных директив, которые послужили основой для формирования корпоративного права ЕС.
Первая директива Совета ЕС касалась создания, ликвидации компаний, являющихся объединениями капиталов, и признания их недействительными.
Вторая директива затрагивала акционерные общества. В ней раскрываются такие вопросы, как создание АО, поддержание и изменение размера уставного капитала.
Третья(1978г) и Шестая (1982г) директивы регулировали процедуры слияния и разделения АО внутри одного государства-члена ЕС.
Четвертая(1978г) гармонизировала требования относительно финансовой отчетности компаний, подлежащих обязательной аудиторской проверке.
Унификация корпоративного права ЕС
Унификация законодательства в ЕС осуществляется посредством принятия регламентов. Данный нормативно-правовой акт характеризуется тремя основными свойствами:
— общее применение во всех государствах-членах;
— обязательность в полном объеме в каждом государстве-члене;
— прямое действие, т.е. не требует имплементации в национальное право.
Для облегчения кооперации между малыми и средними предприятиями в рамках создания общего рынка Совет ЕС принял Регламент, учреждающий Европейское объединение по экономическим интересам (ЕОЭИ) 1985г. Это новая форма экономического сотрудничества, позволяющая компаниям из разных стран-членов вести совместную хозяйственную деятельность без осуществления операций по слиянию или учреждению нового предприятия.
Помимо этого в настоящее время Европейской Комиссией разработаны и переданы в Совет ЕС проекты регламентов, содержащих уставы Европейской ассоциации (ЕА) и Европейского общества взаимопомощи (ЕВО).
Вопрос 51. Содержание и значение ДЕС и ДФЕС (в редакции 2007 г.).
С момента вступления Лиссабонского Договора в силу ДЕС и ДФЕС, заменивший Договор об учреждении Сообщества, образуют правовую основу Союза. Новые учредительные акты вносят ряд кардинальных изменений в структуру и механизм функционирования ЕС. Они решают проблемы, непосредственно связанные с трансформацией системы источников права ЕС.
В то же время каждое государство-член сохраняет право абсолютного вето на пересмотр любой нормы учредительных документов, т.е. и в «новом» Союзе они в полной мере сохраняют качество международных договоров.
Договоры (официальное наименование обоих) вместе наделены равной и высшей юридической силой.
Договор о Европейском союзе (2007) составляет основу законодательства ЕС, излагая общие принципы цели ЕС, управление его центральными институтами, а также правила внешней политики и политики безопасности.
ДЕС: Состоит из преамбулы, 6 разделов и 55 статей.
Раздел I «Общие положения» (ст. 1-8) провозглашает создание Европейского Союза (ст. 1) и определяет его сущностные характеристики: ценности (ст. 2), цели (ст. 3), принципы взаимоотношений с государствами-членами (ст. 4) и др.
Раздел II «Положения о демократических принципах» (ст. 9-12) фиксирует основополагающие гарантии демократического устройства Союза.
Раздел III «Положения об институтах» (ст. 13-19) определяет систему руководящих и иных органов Европейского Союза, важнейшие принципы их правового статуса.
Раздел IV «Положения о продвинутом сотрудничестве» закрепляет наиболее общие правила относительно возможности групп государств-членов в количестве не менее девяти развивать более тесную взаимную интеграцию в рамках Европейского Союза. ДФЕС детализирует.
Раздел V «Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза и специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности». Здесь же заложены основы военно-политической интеграции государств («общая политика безопасности и обороны»).
Раздел VI «Заключительные положения» в частности устанавливает условия и порядок приема новых государств-членов, право выхода действующих государств-членов и его процедуру, процедуры пересмотра учредительных документов Союза.
Договор о функционировании Европейского союза (2007), (замена Римского договора 1957г), формирует подробную основу законодательства ЕС, устанавливая сферу полномочий ЕС по законодательству и принципам права в тех областях, где действует законодательство ЕС. Приобретает новое юридическое назначение: организовать «функционирование Союза» и определить «сферы, границы и порядок осуществления его компетенции».
ДФЕС: Состоит из преамбулы, 7 частей и 358 статей, 2 приложений, протоколов и деклараций (протоколы и декларации являются общими для Договора о функционировании Европейского союза и Договора о ЕС)
Часть первая «Принципы» (ст. 1-17) определяет предмет Договора и устанавливает общие положения о порядке реализации и категориях компетенции Союза.
Часть вторая «Недискриминация и гражданство Союза» (ст. 18-25) регулирует принцип равенства и устанавливает основы правового статуса граждан Европейского Союза.
Часть третья «Внутренняя политика и деятельность Союза» (ст. 26-197) устанавливает полномочия Союза по управлению общественными отношениями и процессами на его территории, посвящена конкретным сферам и направлениям внутриполитической деятельности организации: внутренний рынок, сельское хозяйство, пространство свободы, безопасности и правосудия и т.д.
Часть четвертая «Ассоциация с заморскими странами и территориями» (ст. 198-204) определяет правовой режим взаимоотношений Европейского Союза с отдельными островными территориями государств-членов, не вошедшими вместе с метрополиями в состав ЕС.
Часть пятая «Внешнеполитическая деятельность Союза» (ст. 205-222) дополняет и детализирует нормы ДЕС применительно к политике Союза в отношении стран, не входящих в его состав, и международных организаций.
Часть шестая «Институциональные и финансовые положения» (ст. 223-334) дополняет ДЕС. В ней закреплены детальные правила функционирования институтов и других органов Союза, а также положения о видах издаваемых ими правовых актов и законодательных процедурах. Здесь же урегулирован порядок принятия и исполнения бюджета Европейского Союза.
Часть седьмая «Общие и заключительные положения» (ст. 335-338) дополняет и уточняет предписания ДЕС.
Как и ранее, к текстам учредительных документов Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора имеются два приложения (список сельскохозяйственных продуктов, подпадающих под действие общей аграрной политики, и список «заморских стран и территорий»).
Составной частью учредительных документов «нового» Союза будут выступать прилагаемые к ним протоколы, de jure признаваемые их составной частью. Например, Протокол 1957 г. об Уставе Европейского инвестиционного банка.
Вопрос 52 = вопрос 9.
Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 1220 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Унификация и гармонизация права ЕС — понятие, значение и формы
4. Очевидно, что термины «гармонизация», «унификация», «сближение» являются сложными юридическими понятиями, их значение обретает специфические оттенки в рамках правовых систем тех или иных региональных интеграционных объединений. Однако, как правило, всегда подчеркивается, что унификация права в широком смысле этого понятия заключается не в том, чтобы снять различия в правовом регулировании аналогичных отношений в праве отдельных государств, создав единообразные нормы права, а в том, чтобы снять препятствия на пути международного сотрудничества и связанного с ним развития регулируемых национальным правом отношений9. В связи с этим в ЕврАзЭС предлагается такая терминология:
– гармонизация (сближение, унификация) национальных законодательств – правовые процедуры установления в рамках Сообщества согласованного порядка регулирования отдельных сфер правоотношений посредством юридической интерпретации нормативных правовых актов Сообщества в национальные акты на принципах, взаимоприемлемых для государств – членов ЕврАзЭС, при приоритете общепризнанных норм международного права над национальными актами, в том числе:
– гармонизация национальных законодательств – правовая процедура приведения национальных актов в такое соотношение с правовыми актами Сообщества, при котором национальные акты по своему содержанию, направленности, правовым последствиям и принципам правового регулирования аналогичны (однородны) правовым актам Сообщества при различии мер, осуществляемых государственными органами стран Сообщества для достижения результата;
– сближение национальных законодательств – правовая процедура приведения национальных актов в такое соотношение с правовыми актами Сообщества, при котором национальные акты по своему содержанию и направленности в основном соответствуют (не противоречат) правовым актам Сообщества;
– унификация национальных законодательств – правовая процедура приведения национальных актов в такое соотношение с правовыми актами Сообщества, при котором нормы национальных актов идентичны (полностью совпадают) правоустанавливающим нормам и положениям правовых актов Сообщества;
Наконец, существует механизм унификации и гармонизации законодательства, принятый в Европейском союзе, который будет рассмотрен ниже.
Интеграционные процессы и проблема унификации законодательства
О том, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве идут неудовлетворительно, говорят многие. Вместе с тем объективные экономические потребности в интеграции очень велики. Политическая воля идти по пути сближения, осуществления масштабных проектов и программ постоянно подтверждается.
Можно согласиться (в частности, с М. Л. Энтиным) в том, что «в какой-то степени сложившаяся ситуация объясняется мифом о том, что сближение народнохозяйственных комплексов можно обеспечить международно-правовыми средствами, живучесть которого на постсоветском пространстве ничто не может поколебать. На самом деле для форсирования интеграции, если стороны в этом по-настоящему заинтересованы, нужен инструментарий интеграционного, а не международного права».
Основные отличительные черты интеграционного права характеризуются тем, что международные договоры, причем договоры качественно иного типа, служат лишь юридической основой интеграционного взаимодействия государств. А весь его массив создается наднациональными органами и институтами, в пользу которых государства уступают часть своего суверенитета (так происходит в модели Европейского союза; в НАФТА – наднациональных органов нет).
Правовые акты, принимаемые наднациональными органами и институтами интеграции, автоматически становятся частью внутреннего права и обладают преимущественной силой по сравнению с национальным законодательством. Присущие им атрибуты прямого действия и прямого применения позволяют строить на них правоотношения и в отсутствие имплементационных актов, и при последующем противодействии национальных правительств. Речь в данном случае идет о правовых документах первой «опоры» Европейского союза (в терминологии Маастрихтского договора). Как известно, в европейских сообществах принимаются: регламенты, директивы, рамочные решения7. Достаточно условно можно сказать, что регламенты сходны с федеральными законами (унификация). Они вступают в силу на 20-й день после опубликования. Директивы и рамочные решения требуют определенной имплементации в национальные законодательства. Поэтому устанавливается срок такой трансформации. Во второй и третьей опорах источники права не являются нормами прямого действия.
Европейский союз добился значительных успехов в деле унификации и гармонизации законодательства и разработки наднациональных актов в области корпоративного регулирования. Основные принципы корпоративного права ЕС, явившиеся в этом формате залогом успеха, базируются на тенденции к созданию, прежде всего, единых принципов функционирования надна-циональных компаний, благоприятной среды для их учреждения и обеспечения защиты прав учредителей и акционеров компаний. Вместе с тем, нельзя забывать и другие основополагающие принципы правового регулирования ЕС, которые выступают фундаментом и для корпоративного права в частности: принцип верховенства, принцип прямого действия, принцип интегрированности – те принципы, на которых построено все общеевропейское право. На протяжении более пятидесяти лет существования Союза формировались механизмы претворения в жизнь этих принципов, изложенных в учредительных договорах, направленных на создание общего рынка, свободы деятельности и учреждения и других экономических оплотов объединенной Европы.
Результатом такого развития явилось формирование корпоративного права ЕС. Оно, яв-ляясь частью единого европейского частного права, развивалось постепенно и совместно с ним, претерпевая определенные трудности и коллизии. В результате этого развития в настоящее время право, которое уже давно воспринимается не как система норм, принятых и подлежащих приме-нению исключительно на определенной территории, а скорее признается и применяется в меж-дународном масштабе, становится ощутимой реальностью.
Весьма актуальными задачами в целях ликвидации правовых барьеров для поступательно-го развития международной торговли, сотрудничества и производственного обмена с участием стран – членов ЕС являются в современной действительности унификация и гармонизация на-ционального корпоративного права европейских стран. Хотя наряду с назваными – коммунитар-ными – методами правового регулирования в корпоративном праве ЕС используется и междуна-родно-правовой метод – заключение международных договоров, основными методами регули-рования корпоративного права в ЕС являются унификация и гармонизация законодательства о юридических лицах. Поэтому предметом настоящей статьи и станут результаты деятельности управомоченных институтов ЕС по гармонизации нормативных предписаний в сфере корпора-тивного права Европейского союза в части создания режима публичности и открытости деятель-ности компаний.
Гармонизация означает определенный способ на пути к правовой унификации, при кото-ром достигается сближение в содержании норм разных правовых систем посредством установле-ния общих принципов правового регулирования, так называемых «рамочных правил». Иными словами, это процесс, посредством которого достигается согласованность в правовом регулирова-нии гражданско-правовых отношений с иностранным элементом законодательствами различных государств. Гармонизация может восприниматься как более широкое понятие, поскольку сбли-жение осуществляется и за пределами унификации. Гармонизация заключается в изменении на-ционального права государств – членов ЕС на основании положений директив с целью создания единого правового режима на внутреннем рынке ЕС.
В условиях экономической интеграции именно гармонизация права как способ унифика-ции, исключающий появление категории «единообразная норма», является более гибким и эф-фективным способом регулирования, позволяющим наиболее полным образом учесть нацио-нальные особенности законодательного регулирования, которые определяются особенностями экономического развития того или иного государства. Поэтому ряд ученых полагает, что к воз-можностям тотальной унификации следует относиться трезво и воздерживаться от нее, если в этом есть необходимость.
Как бы то ни было, метод гармонизации позволяет поощрять конкуренцию национальных правовых систем и отдельных государств в надгосударственных объединениях и предотвращать примитивизацию правовых порядков рестрикционными минимальными стандартами. Именно поэтому гармонизация как способ международно-договорной унификации оказывает особое влияние на оптимизацию данных процессов в сфере корпоративного регулирования ЕС.
68.Гармонизации договорного права государств ЕС. Методы гармонизации и общая характеристика Регламента №593/2008 («Рим I»)
Полное отсутствие регламентов и фрагментарный характер директив не самым лучшим образом сказывались на процессах унификации и гармонизации договорного права Европейского Союза. В результате избирательно регламентировались только вопросы «особенной» части договорного права ЕС, а «общая» часть — фундамент — оставалась и остается по настоящее время абсолютно неурегулированной, несистематизированной, неунифицированной и негармонизированной. На помощь в этом вопросе пришло европейское академическое сообщество, которое предложило не только свое видение процесса унификации и гармонизации основ и общих принципов договорного права Евросоюза, но и конкретные механизмы, модели и проекты по формированию единообразного, сбалансированного, систематизированного и согласованного между собой правового регулирования в этой сфере.
Доказано, что процесс гармонизации договорного права ЕС доминирует над процессом унификации. Проведена классификация действующих директив ЕС в области договорного права на следующие сферы: защита прав потребителей, расчеты, агентирование, личный наем, страхование. Выделены следующие основные проблемы гармонизации договорного права ЕС:
— фрагментарный характер регулирования;
— противоречие директив друг другу;
— неполная гармонизация отдельных сфер договорного права Европейского Союза (расчеты, страхование и т.д.);
— отсутствие единых правил имплементации;
— отсутствие единой терминологической базы.
3. Выявлено, что «Принципы европейского договорного права» являются «сводом лучших правил» и одновременно первой попыткой ЕС по созданию Европейского гражданского кодекса. Установлено, что «Принципы» носят рекомендательный характер, имеют статус «мягкого права» и только частично достигли первоначально поставленных целей по унификации договорного права Европейского Союза. Тем не менее, они внесли свойфундаментальный вклад в процесс формирования единообразного договорно-правового регулирования ЕС.
«Теоретические аспекты унификации и гармонизации договорного права ЕС» — содержит четыре параграфа и посвящена общетеоретическим и методологическим вопросам процесса унификации и гармонизации договорного права Европейского Союза.
В первом параграфе первой главы — «Роль унификации и гармонизации договорного права ЕС в постлиссабонский период» — рассматривается значение процесса унификации и гармонизации договорного права ЕС в контексте современных правовых преобразований Евросоюза. В диссертации отмечается, что сфера договорного права признана Европейской Комиссией в качестве одного из наиболее приоритетных направлений реформ. Это объясняется в первую очередь тем, что именно этой обеспечивающей эффективное функционирование общего рынка ЕС сфере правоотношений недостает системности и именно в ней наблюдается высокая степень фрагментарности. Правовые достижения Европейского Союза в этой области нуждаются в качественном пересмотре и актуализации, так как все акты принимались в разное время и при этом использовалась различная юридическая техника. Поэтому сегодня ЕС вырабатывает новые подходы к оптимизации своего нормотворчества. Например, создаются специализированные органы, экспертные и рабочие группы, а также запускаются специальные, экспериментальные академические проекты. Последним отводится ведущая роль в процессе упорядочивания и совершенствования уже действующего законодательства одновременно с формированием новой единой основы функционирования всего договорного права ЕС.
Объектом исследования являются договорно-правовые отношения юридических и физических лиц в Европейском Союзе, которые опосредуют экономический оборот в ЕС.
Предмет исследования составляют процессы унификации и гармонизации договорного права Европейского Союза, их методологические аспекты, правовые достижения ЕС в области регулирования договорных правоотношений, действующие правовые акты, общеевропейские юридические концепции и доктрины в виде академических проектов по гармонизации и унификации договорного права ЕС. Кроме того, предмет диссертационного исследования затрагивает вопросы практического использования положительного опыта ЕС в этой сфере для разрешения актуальных проблем нашей страны.
Целью работы является комплексное и всестороннее исследование важнейших практических и теоретических аспектов процесса унификации и
гармонизации как на уровне действующего договорно-правового регулирования в правовой системе Европейского Союза, так и на уровне новейших европейских академических проектов; формирование единой целостной концепции договорного права Европейского Союза; выявление основных проблем, пробелов и возможных путей их разрешения; извлечение положительного опыта для отечественной науки и законодателя.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• установить круг актуальных проблем процесса унификации и гармонизации договорного права ЕС и его значимость для Европейского Союза на современном этапе;
• оценить правовые достижения Европейского Союза в сфере унификации и гармонизации договорных правоотношений, их практическую применимость и значение для Российской Федерации;
• сравнить модели коммунотаризации договорного права в рамках процесса его унификации и гармонизации;
• провести анализ методологических аспектов унификации и гармонизации договорного права Европейского Союза;
• исследовать достижения гармонизации отдельных областей договорного права Европейского Союза на уровне директив ЕС, выявить сильные и слабые стороны проведенной гармонизации;
• оценить унификацию общих положений договорного права в рамках академического проекта «Принципов европейского договорного права»;
• комплексно и всесторонне исследовать новейший академический проект «Общей справочной схемы» и его перспективы;
• обозначить возможные пути будущего развития договорного права Европейского Союза в контексте процесса его унификации и гармонизации.
Методологическую основу исследования составили общие и частные научные методы, например, такие, как анализ, синтез, индукция,
дедукция, логический метод, обобщение, моделирование, функциональный, информационный, статистический, диалектический, логический, специально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой методы и метод толкования права.
Теоретическую основу исследования составили директивы ЕС, проекты директив и регламентов в области договорного права; послания Европейской Комиссии Совету и Европейскому Парламенту и резолюции Европейского Парламента по вопросам договорного права; европейские академические проекты: Принципы европейского договорного права, проект Общей справочной схемы: принципы, определения и модельные правила европейского частного права; судебная практика Европейского Союза; академические труды отечественных и европейских ученых и юристов.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем, что впервые в российской науке права Европейского Союза в рамках диссертационного исследования проводится всеобъемлющий и комплексный анализ самых последних тенденций процесса унификации и гармонизации договорного права ЕС. Совместно с действующим гармонизированным договорным законодательством анализируются новейшие европейские академические проекты и достижения, намечающие будущее развитие и функционирование договорного права Евросоюза. В отечественной доктрине подобные исследования не проводились. Автор предлагает новый взгляд на процесс унификации и гармонизации договорного права ЕС и его значение не только для Европейского Союза, но и для Российской Федерации. Исследование осуществляется на волне правовых преобразований как в Европейском Союзе, так и в Российской Федерации, вследствие чего носит новаторский характер. Это делает исследование уникальным и не имеющим аналогов в отечественной науке. Работа направлена на формирование комплексной картины современного процесса унификации и гармонизации договорного права ЕС, его особенностей и достижений
Методы гармонизации и общая характеристика Регламента №593/2008 ( >)
В отношениях с розничными клиентами (потребителями) при трансграничном оказании инвестиционных услуг необходимо также учитывать требования Регламента Европейского парламента и Совета ЕС от 17 июня 2008 г. № 593/2008 «О праве, применимом к договорным обязательствам» (далее — Регламент Рим I)25 , который содержит в ст. 6 специальные коллизионные нормы в отношении договоров с участием потребителя, предусматривая в качестве общего правила применение права страны, где потребитель имеет свое обычное местожительство, с возможностью выбора сторонами права, применимого к договору, при условии, что такой выбор не лишает потребителя защиты его прав, предоставляемой нормами, которые применялись при отсутствии выбора права.
В соответствии с преамбулой Регламента Рим I договоры об оказании инвестиционных и сопутствующих услуг также охватываются ст. 6. Вместе с тем признается, что из общего правила должно быть сделано исключение в отношении:
прав и обязанностей, лежащих в основе финансового инструмента из числа предусмотренных Директивой 2004 г., во избежание применения к каждому из выпущенных финансовых инструментов норм различных правовых систем, тем самым изменяя характер финансовых инструментов;
договора между эмитентом (оферентом) финансовых инструментов и потребителем, так как существует необходимость обеспечить единообразие в условиях эмиссии (оферты);
многостронних систем, регулируемых Директивой 2004 г., для которых следует обеспечить невмешательство права страны обычного местожительства потребителя в правила, подлежащие применению к договорам, заключенным в рамках этих систем или с оператором системы.
Понятие, содержание и значение политики защиты интересов потребителей в ЕС
Защита прав потребителя всегда находилась в центре европейской политики. Начиная с 1975 г., Сообществом начат процесс гармонизации деятельности отдельных стран-членов ЕС в данном направлении, что было закреплено договорным порядком в Амстердамском Договоре. В статье 3 «Улучшение защиты прав потребителя» это формулируется как основная задача Сообщества, а в статье 153 договора регламентируются подробности.
Принципиально вопрос ставится так, что все мероприятия по обеспечению защиты прав потребителя в Европе решаются в кооперации всех стран ЕС. Европейская Комиссия предписывает лишь стандарты.
Источник