Унитарная форма государства лучше подходит для многонациональных стран

Федеративное государство – оптимальная форма государственного устройства

Федеративное государство на сегодняшний день является наиболее приемлемой формой государственно-территориального устройства крупных государств или государств, в которых население размещается по национальному признаку.

На сегодняшний день ученые не дают единого определения федеративного государства, однако, проанализировав большинство позиций, такой тип государства можно определить как сложно-союзное государство, состоящее из двух или более административных территории, объединенных единым центром на основании Конституции. Как правило, такое государство характеризуется определенными признаками:

  1. распределение власти – «центр» и субъекты федерации оговаривают в Конституции свою компетенцию в решении государственных проблем;
  2. деление правовой системы на федеративную (общеобязательную для всех граждан страны) и систему субъектов федерации (действующую только на территории субъекта федерации);
  3. верховенство центральной правовой системы над системой субъекта федерации;
  4. бикамерализм – интересы субъектов федерации представляются в верхней палате парламента;
  5. отсутствие у субъектов федерации права на выход из федерации;
  6. принцип двойного гражданства – гражданство федерации и субъекта.

Федеративное государство сегодня характерно для 24 стран, среди которых Швейцария, США, Бразилия, Канада и Россия. Все они были созданы тремя основными способами: перехода от конфедерации к федерации на договорной основе или же перехода от унитарного государства к федерации.

Унитарное и федеративное государство.

Споры о том, какая форма административно-территориального устройства лучше, ведутся среди правоведов не первый год. Как правило, каждый из ученых приводит свои доводы в пользу той или иной формы. Унитарное государство – это приемлемая форма для небольших государств, на котором проживает одна нация. Территория в данном случае делиться на области, которые подчиняются правовому режиму, установленному органами центрального управления. Опыт современных государств показывает, что унитарная форма подходит и для многонациональных государств, в которых органы публичного управления могут обеспечить их единство.

Читайте также:  Добыча твердых полезных ископаемых страны

Федеративное государство подходит для государств, в которых объединение произошло по национальному, территориальному или экономическому интересу. В данном случае федеральный центр регулирует общие вопросы общественной жизни, предоставляя субъектам федерации решать конкретные вопросы, возникающие в процессе администрирования конкретного субъекта федерации. Федеративное государство может стать идеальным вариантом решения для государств, которые являются унитарными и находятся в состоянии «замороженного конфликта». Правда, в этом случае стоит заранее определиться с видом федерации – централизованной (центр – сильный, субъект – слабый) или децентрализованной (центр задает общую концепцию развития, субъект решает все остальные вопросы).

Унитарное и федеративное государство на сегодняшний день являются самыми распространенными формами административно-государственного устройства. Данное положение вполне объяснимо, т.к. именно эти две формы правления идеально подходят для построения правового государства.

Россия – федеративное государство.

Для такой разнообразной по экономическому и национальному признаку страны как Россия федеративная форма государственно-территориального устройства является самым лучшим вариантом.

Становление России как федерации было обусловлено историческим процессом развития. Однако ведущую роль в данном процессе играет Конституция 1993 г., в которой законодатели учли опыт предшественников и предоставили субъектам федерации довольно широкие права. Так, согласно тексту начальной Конституции Россия была децентрализованной федерацией. Но в течение последних 10 лет явно просматривается тенденция к созданию централизованной федерации. Связан такой переход с большой территорией и многонациональным составом народонаселения страны, контроль за которыми обуславливается необходимостью устранения процессов сецессии до их теоретического возникновения на территории России. Федеративное государство на данный период времени отвечает условиям нормального функционирования Российской Федерации как с правовой, так и с экономико-социальной точек зрения.

Источник

чем различаются унитарное и федеративное государства?

Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными не могут быть субъекты федеративного государства, так как они не имеют государственного суверенитета.
Основные признаки унитарного государства

Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов) , нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
Единые для всей страны высшие органы власти;
Единая система законодательства;
Единое гражданство;
Единая денежная единица;
Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО — (от лат. foederatio — союз, объединение) — сложное, союзное государство, объединяющее административно-территориальные или национальные образования — субъектов (членов) федерации, которые обладают значительной степенью самостоятельности (штаты в США, земли в Германии, области и края в России) или суверенитетом (кантоны в Швейцарии, республики в России) . Ф. г. — это сложное государство, в котором все основные признаки представлены столько раз, сколько субъектов входит в союз. Наряду с высшими органами государственной власти федерации, субъекты федерации имеют свое законодательство, особую судебную систему и самостоятельные органы управления. Федерации бывают как в многонациональных государствах (Россия, Югославия, СССР) , так и в мононациональных (Мексика, Бразилия и др.) , в последнем случае говорят об административных федерациях. Существуют т. н. договорные федерации (Россия) , особенность которых проявляется а большей самостоятельности ее субъектов. Федеративная природа нашего государства характеризуется следующими признаками. Российская Федерация имеет Конституцию. Наряду с ней субъекты, входящие в состав федерации, имеют свои конституции (в республиках) , уставы и законодательство (в краях, областях, городах федерального значения и в автономных образованиях) , в которых закрепляется их правовой статус как субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обладает своей территорией, на которую распространяется ее государственный суверенитет и в рамках которой общефедеральное законодательство имеет верховенство. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Российская Федерация имеет систему общефедеральных органов государственной власти, акты которых являются обязательными для исполнения на всей территории страны. Российская Федерация имеет единую денежную систему, единый государственный бюджет и единую налоговую систему.

Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными не могут быть субъекты федеративного государства, так как они не имеют государственного суверенитета.
Основные признаки унитарного государства

Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов) , нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
Единые для всей страны высшие органы власти;
Единая система законодательства;
Единое гражданство;
Единая денежная единица;
Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО — (от лат. foederatio — союз, объединение) — сложное, союзное государство, объединяющее административно-территориальные или национальные образования — субъектов (членов) федерации, которые обладают значительной степенью самостоятельности (штаты в США, земли в Германии, области и края в России) или суверенитетом (кантоны в Швейцарии, республики в России) . Ф. г. — это сложное государство, в котором все основные признаки представлены столько раз, сколько субъектов входит в союз. Наряду с высшими органами государственной власти федерации, субъекты федерации имеют свое законодательство, особую судебную систему и самостоятельные органы управления. Федерации бывают как в многонациональных государствах (Россия, Югославия, СССР) , так и в мононациональных (Мексика, Бразилия и др.) , в последнем случае говорят об административных федерациях. Существуют т. н. договорные федерации (Россия) , особенность которых проявляется а большей самостоятельности ее субъектов. Федеративная природа нашего государства характеризуется следующими признаками. Российская Федерация имеет Конституцию. Наряду с ней субъекты, входящие в состав федерации, имеют свои конституции (в республиках) , уставы и законодательство (в краях, областях, городах федерального значения и в автономных образованиях) , в которых закрепляется их правовой статус как субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обладает своей территорией, на которую распространяется ее государственный суверенитет и в рамках которой общефедеральное законодательство имеет верховенство. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Российская Федерация имеет систему общефедеральных органов государственной власти, акты которых являются обязательными для исполнения на всей территории страны. Российская Федерация имеет единую денежную систему, единый государственный бюджет и единую налоговую систему.

Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными не могут быть субъекты федеративного государства, так как они не имеют государственного суверенитета.
Основные признаки унитарного государства

Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов) , нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
Единые для всей страны высшие органы власти;
Единая система законодательства;
Единое гражданство;
Единая денежная единица;
Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО — (от лат. foederatio — союз, объединение) — сложное, союзное государство, объединяющее административно-территориальные или национальные образования — субъектов (членов) федерации, которые обладают значительной степенью самостоятельности (штаты в США, земли в Германии, области и края в России) или суверенитетом (кантоны в Швейцарии, республики в России) . Ф. г. — это сложное государство, в котором все основные признаки представлены столько раз, сколько субъектов входит в союз. Наряду с высшими органами государственной власти федерации, субъекты федерации имеют свое законодательство, особую судебную систему и самостоятельные органы управления. Федерации бывают как в многонациональных государствах (Россия, Югославия, СССР) , так и в мононациональных (Мексика, Бразилия и др.) , в последнем случае говорят об административных федерациях. Существуют т. н. договорные федерации (Россия) , особенность которых проявляется а большей самостоятельности ее субъектов. Федеративная природа нашего государства характеризуется следующими признаками. Российская Федерация имеет Конституцию. Наряду с ней субъекты, входящие в состав федерации, имеют свои конституции (в республиках) , уставы и законодательство (в краях, областях, городах федерального значения и в автономных образованиях) , в которых закрепляется их правовой статус как субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обладает своей территорией, на которую распространяется ее государственный суверенитет и в рамках которой общефедеральное законодательство имеет верховенство. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Российская Федерация имеет систему общефедеральных органов государственной власти, акты которых являются обязательными для исполнения на всей территории страны. Российская Федерация имеет единую денежную систему, единый государственный бюджет и единую налоговую систему.

#include
using namespace std;

int main()
<
setlocale(0, «»);
/*7*/ int a, b; // объявление двух переменных a и b целого типа данных.
cout > a; // пользователь присваивает переменной a какое-либо значение.
cout > b;
/*12*/ int c = a + b; // новой переменной c присваиваем значение суммы введенных пользователем данных.
cout Максимильяно Барреро Ученик (106) 3 года назад

Источник

Унитарная форма государства лучше подходит для многонациональных стран

Идеальное государство: федеративное или унитарное?

Автор: Ланская Ирина Андреевна, Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики», г. Москва, магистрант, lanskaya.irina@list.ru

Author: Lanskaia Irina Andreevna, National Research University «Higher School of Economics», Moscow, undergraduate, lanskaya.irina@list.ru

Аннотация: В настоящей работе будут обсуждаться базовые концепции унитарного и федеративного государства. Кроме того, будет представлен сравнительный анализ унитарных и федеративных систем управления стран ОЭСР. В заключении будет выявлено, какие системы государства наиболее эффективны на определенных территориях.

Annotation: In this paper, the basic concepts of a unitary and federal state will be discussed. In addition, a comparative analysis of the unitary and federative management systems of the OECD countries will be presented. In conclusion, it will be revealed which state systems are most effective in certain territories.

Ключевые слова: федерализм, унитарное государство, идеальное государство, федеративное государство.

The keywords: federalism, unitary state, ideal state, federal state.

Способ территориальной организации государства (форма государственного устройства) является определяющим элементом внутреннего строения государства, регулирует деление государственной территории на составные части и взаимоотношение этих частей между собой. Принятыми в исследовательской литературе факторами, определяющими систему государственного управления в разных странах, являются уровень социального и экономического развития, а также политический режим, в рамках которого функционируют государственные органы страны [1].

Очевидно, что страны со схожими политическими режимами и имеющие сопоставимые показатели уровня социального и экономического развития, могут в своем развитии прийти к различным моделям государственного управления. В подобных случаях для классификации моделей государственного управления используются два ключевых типа административно-государственного управления: унитарное и федеративное [1].

Научная дискуссия о преимуществах и недостатках этих двух типов административно-государственного управления в настоящее время смещена в сторону преимуществ федеративной формы устройства. В то же время унитарному государству уделяется, куда меньшее внимание. В какой-то степени оно вынесено за скобки дискуссии, как априори менее эффективная система управления [2].

В настоящей работе будут обсуждаться базовые концепции унитарного и федеративного государства. Кроме того, будет представлен сравнительный анализ унитарных и федеративных систем управления стран ОЭСР. Стоит отдельно заметить, что система территориальной организации государства является комплексной системой. Её классификация по категориям «унитарное» и «федеративное» — является сильным упрощением [3]. Тем не менее в целях настоящей работы это разделение будет принято достаточным для анализа, сравнения и получения выводов.

Федеративная система управления

Не существует единого общепринятого определения «федерализма», как формы административно-территориальной системы управления государством. Словарное определение описывает федерализм, как систему сдержек и противовесов между центральным элементом системы управления и множеством региональных органов власти, направленную на объединение национальных и территориальных интересов [4]. Из словарного определения можно выделить несколько ключевых элементов федеративного государства: территориальный элемент; элемент организации власти; элемент субординации территориальных образований центру [5]. Другими важными признаками федерации являются: представительство территориальных образовании в парламенте (к примеру, Совет Федераций РФ); разграничение зон ответственности и предметов ведения между федерацией и субъектами федерации [5].

В настоящее время среди исследователей систем управления набирает популярность системный подход к анализу федерализма. В рамках этого подхода федерализм рассматривается как комплексная система, состоящая из территории с частичным правом самоуправления, политических институтов, социальных и политических сообществ, а так же инструментов и форм их взаимодействия друг с другом [3]. Часто федерализм подразделяется на пять подсистем: институциональную, правовую, коммуникационную, идеологическую и культурную [3, 6].

Таким образом, федеративное государство представляет собой сложный механизм взаимодействия самостоятельных территориальных образований с национальным уровнем власти. При этом каждый субъект федерации имеет собственное представительство в парламенте страны в качестве одной из палат, а так же субъекты федерации имеют собственные зоны ответственности. К примеру, в Российской Федерации к совместным предметам ведения РФ и субъектов РФ могу относиться вопросы социального развития, в том числе, образования, науки и здравоохранения, а так же установление общих принципов организации местного самоуправления и многое другое [7].

Унитарная система управления

В унитарном государстве местные власти находятся под сильным контролем со стороны правительства и центральной администрации. Ключевой особенностью унитарного государства является наличие единой административной системы, синхронизированное существование которой на всей территории унитарного государства поддерживается во многом за счет однородной модели государственной службы [1]. Классическое определение унитарного государства было предложено французским профессором публичного права Бернардом Шантебу. Определение Шантебу гласит, что унитарным является то государство, где единые политические механизмы распространяются на всех граждан, которые подчиняются одним и тем же законам во всех областях права [8,9].

В унитарной системе управления государством преобладает принцип «политического единства», который предполагает отсутствие распределение компетенций органов государственной власти между государством и территориальными образованиями [10].

Сравнение федеративной и унитарной модели управления

Особенности каждой из рассматриваемых систем управления обуславливают характер их применения в государственном управлении стран, а также служат причиной преимуществ и недостатков каждой из систем.

Важным элементом федеративного государства является его стремление к децентрализации и передачи полномочий вниз на уровень территориальных образований (субъектов федерации). Принято считать что децентрализация ведет к повышению эффективности управления и увеличивают скорость информационного обмена между гражданами, территориальными органами управления и федеральными органами управления. Это дает возможность местным властям принимать быстрые решения, которые учитывают специфику региона, более того эти решения принимаются автономно от федерального уровня власти [11]. Вместе с тем, усиление местного уровня управления в сочетании с разнородной по уровню квалификации кадровой структурой управления может повышать вероятность коррумпирования системы [1].

Преимущества федеративной системы управления в некоторой степени являются недостатками унитарной. Отстраненность от регионального уровня ограничивает количество необходимой доступной информации для учета специфики и интересов территориальных образований [11]. Важно так же подчеркнуть, что в унитарных государствах граждане страны в меньшей степени вовлечены в процесс принятия решений, что может привести, как к увеличению апатии среди населения и, как возможное следствие, усилению авторитарных тенденций управления, так и к увеличению напряженности и проявлению протестных настроений [1].

С другой стороны, сосредоточение экономических ресурсов в руках центрального правительства и администрации унитарного государства создает возможности для более эффективной координации планирования и развития всей территории страны [1]. Отдельного внимания заслуживает свойственная унитарным государствам единая система налогообложения и широкие полномочия государственной администрации в области налогообложения. Это приводит к упрощению обеспечения приоритетных национальных программ денежными и прочими ресурсами, а значит к возможному эффекту масштаба при создании общественных благ.

Резюмируя, кратко можно сопоставить преимущества и недостатки федеративной и унитарной системы государственного управления в таблице 1. Отдельно стоит заметить, что в настоящее время существует тенденция на децентрализацию унитарных государств и централизацию федеративных [1].

Таблица 1. Преимущества и недостатки федеративного и унитарного государства

Учет региональной специфики при принятии решений

Источник

Оцените статью