Управление вооруженными силами зарубежных стран

Operline

Конфликты и терроризм: события, факты, анализ

Обращение ветеранов правоохранительных органов

О самоподрыве в Ростовской области 12 июля 2019 г.

Коррупция как зеркало русской эволюции

Пощупать дагов за аух

Аллес фюр Нохчланд

Вреда от нас столько же, как от наркоманов, алкашей и серийных убийц. Пустите нас домой

Последний грант Хромой Жабы

Саситлинский картель

Вооруженные силы иностранных государств. Часть 1. НАТО

В коротких, дабы не превращать сайт в справочник, заметках редакция постарается обрисовать состояние и тенденции строительства и развития вооруженных сил НАТО и основных иностранных государств, обладающих современными армиями. Ведь сила заключается не только в количестве и качестве вооружения, но и, как мудро заметил Фрэнсис наш Бэкон, в знании.

Начнем с тезисного обзора по НАТО.

В настоящее время блок НАТО объединяет в себе 28 стран. Численность вооруженных сил НАТО составляет более 3,5 млн. чел. В их составе имеется 25 боеготовых дивизии (всего 29) и 140 боеготовых бригад (всего 148); 6900 боевых самолетов и 2200 БЛА; 864 боевых корабля.

Согласно принятым в НАТО подходам, воинские формирования блока классифицируются по:

— оперативному предназначению и

— степени боевой готовности.

В зависимости от степени боевой готовности объединенные вооруженные силы НАТО подразделяются на три категории:

— силы высокой готовности;

— силы пониженной готовности;

— силы длительного развертывания,

при этом первые две категории составляют силы с установленной степенью боевой готовности.

По оперативному предназначению объединенные вооруженные силы альянса подразделяются на:

— силы универсального применения и

— силы территориального применения.

Силы универсального применения составляют основу ОВС альянса и включают многонациональные формирования сухопутных войск, ВМС и ВВС высокой и пониженной готовности, способные вести военные действия в течение продолжительного времени.

В состав сухопутного компонента сил универсального применения выделено 9 армейских корпусов быстрого развертывания. Из них 7 объединений высокой готовности и 2 — пониженной.

Воздушный компонент сил универсального применения НАТО включает силы и средства командования «Авакс-НАТО», органы и пункты управления (это 2 мобильных ЦУВО «Рамштейн» и «Измир»), национальные формирования боевой и вспомогательной авиации, а также наземные силы и средства ПВО.

В морской компонент сил универсального применения входят боевые корабли, авиация ВМС, подразделения амфибийно­десантных сил, из состава которых могут быть сформированы до трех группировок ОВМС блока уровня оперативного соединения разнородных сил.

Наиболее боеготовой составляющей сил универсального применения являются силы первоочередного задействования (СПЗ) НАТО. При разработке их организационной структуры за основу приняты экспедиционные формирования вооруженных сил США.

Общая численность СПЗ блока может достигать 25 000 человек.

Основу сухопутного компонента СПЗ НАТО (это около 14 тыс. чел.) составляют батальоны (батальонные тактические группы) различного типа, сведенные в многонациональную бригаду.

В состав воздушного компонента СПЗ альянса (это около 4 тыс. чел.) входят подразделения самолетов боевой и вспомогательной авиации, силы и средства ПВО стран — участниц блока. Состав сил и средств воздушного компонента СПЗ НАТО позволяет осуществлять до 200 самолето-вылетов в сутки.

В состав морского компонента (это около 5 тыс. чел.) включены коман-дование со штабом ОВМС блока морского базирования и разнородные силы, сведенные в оперативное соединение ОВМС НАТО (всего около 40 боевых кораблей).

Выделяемые в состав сил первоочередного задействования подразделения должны обладать высокой мобильностью, способностью к быстрому развертыванию (в срок от 5 до 30 суток) в любом районе мира, а также максимальной автономностью в тыловом отношении, позволяющим вести боевые действия в отрыве от основных баз снабжения в течение не менее 30 суток.

Строительство объединенных вооруженных сил НАТО осуществляется в соответствии с планами развития военного потенциала альянса.

Европейские страны НАТО прилагают значительные усилия для повышения боевых и оперативных возможностей ВС, прежде всего в сферах развития потенциалов:

— дозаправки в воздухе и

— автоматизированных систем управления, связи и разведки.

Осуществляются ряд многонациональных и национальных программ по принятию на вооружение, аренде или приобретению в коллективное пользование средств стратегических воздушных и морских перевозок, а также дозаправки авиации в воздухе. Срок завершения данных программ рассчитан в основном на 2020 год.

В интересах достижения превосходства над вероятным противником в сфере передовых информационных технологий в НАТО разработана и реализуется концепция единого информационного пространства (ЕИП) альянса.

Важным элементом разведывательно-информационного компонента станет перспективная автоматизированная система воздушной разведки наземной (надводной) обстановки. Она будет включать средства разведки воздушного базирования, размещенные на беспилотных летательных аппаратах типа «Глобал Хок», а также наземные мобильные комплексы автоматизированного сбора, обработки, передачи информации и управления разведывательными средствами.

Источник

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 7/2009, стр. 3-9

ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

Полковник С. ПАРШИН,

подполковник Ю. КОЖАНОВ

В первой части статьи был дан анализ современных научно-теоретических исследований в области управления вооруженными силами, развивающих положения основополагающей концепции США «Управление ведением боевых действий на основе единого информационно-коммуникационного пространства» (концепция «сетецентрической войны»). Сделан вывод о том, что центральным аспектом реформирования и модернизация ВС является трансформация модели командования и оперативного управления. Даны характеристики различных моделей управления, отличающихся уровнем централизации. Приведены факторы, влияющие на выбор модели командования и оперативного управления.

Концептуальную основу современного командования и оперативного управления составляет разработка и внедрение объединенных оперативно-стратегических концепций ВС США (см. схему на стр. 4), конкретизирующих и развивающих положения концепции «УВБД на основе ЕИКП». Такой подход к формированию нового облика вооруженных сил США стал отражением фундаментального вывода американской военной науки, что «революция в военном деле происходит только тогда, когда технологические прорывы перерастают в инновационные решения в оперативных концепциях». Эти концепции в 2003 году, пришедшие на смену концептуальному документу «Единая перспектива-2020», представляют собой серию утверждаемых совместно министром обороны и председателем КНШ документов, в которых задачи, поставленные перед ВС в «Национальной военной стратегии США», конкретизируются и сводятся в комплекс определенных действий, необходимых при планировании и проведении операций.

В рамках системы объединенных оперативно-стратегических концепций перспективные взгляды и теоретические исследования в области командования и оперативного управления в информационную эпоху документально оформлены в виде соответствующих объединенных функциональных концепций (ОФК) и объединенных интегрирующих концепций (ОИК), в том числе:

— ОФК «Командование и оперативное управление»;

— ОФК ««Единое информационно-коммуникационное пространство»;

— ОИК «Объединенное командование и оперативное управление»;

— ОИК «Сетецентрическое операционное пространство».

Тот факт, что в рамках объединенных оперативно-стратегических концепций вопросы, касающиеся управления, отнесены к категории ОФК и ОИК, свидетельствует о том, что концепция «УВБД на основе ЕИКП» может определять только способы управления войсками (силами) в операциях XXI века, а не формы и способы ведения боевых действий.

Наличие этих концепций обусловлено многогранностью или многоаспектностью процессов командования и оперативного управления и их прикладным значением для структуры вооруженных сил, комплексным характером решаемых задач в информационную эпоху и определяет интегрированный подход к реализуемой в настоящее время программе трансформации МО США.

Первые две из объединенных оперативно-стратегических концепций заслуживают более подробного рассмотрения.

Объединенный разведывательный центр

в составе объединенного оперативного формирования ВС США

Объединенная функциональная концепция «Командование и оперативное управление» определяет формы и способы деятельности командира (командующего) объединенных войск (сил) по организации объединенного командования и оперативного управления. В соответствии с ее положениями возможности командира (командующего) объединенных войск (сил) по обеспечению бесшовности и мобильности командования и оперативного управления, характеризуемого способностью к быстрой структурно-функциональной адаптации во всем спектре военных действий, будут определяться наличием единого информационного пространства и устойчивой к ошибкам, безопасной и интегрированной коммуникационной сети, находящейся в его распоряжении.

Центр оперативного управления ВМС США

Общий вид объединенного центра управления действиями авиации ВВС США

Объединенная функциональная концепция «Единое информационно-коммуникационное пространство» — это концепция, основанная на использовании информации и превосходстве в принятии решений и определяющая формы и способы деятельности объединенных войск (сил) в полносвязном сетевом пространстве. Ее положениями предусматривается кардинальное повышение эффективности и результативности решения задач за счет полного использования объединенными войсками (силами) коллективных знаний и наличия гарантированной коммуникации между всеми их компонентами.

Техническим аспектом в реализации функций современного командования и оперативного управления является единое информационно-коммуникационное пространство — неотъемлемый компонент успешного внедрения организационных решений в области управления объединенными войсками (силами) в информационную эпоху. Формирование ЕИКП обусловлено особенностями происходящей в настоящее время революции в информационной сфере, характерными чертами которой являются расширение объемов циркулирующей в сетях информации и предоставление к ней доступа независимо от пространственно-временного положения источника и ее потребителя, а также качества межведомственных и внутриведомственных взаимосвязей на основе использования перспективных технологий.

Важнейший принцип, заложенный в саму идею построения ЕИКП, — отказ от определения в первую очередь потребностей (требований) к информационному обмену, а затем удовлетворения этого требования в каждом отдельно рассматриваемом случае в пользу признания необходимости универсальной возможности взаимодействия и широко распространенной функциональной совместимости информационно-коммуникационных систем различных звеньев управления.

При этом военные ученые США и НАТО акцентируют внимание на том, что техническая среда (ЕИКП), в которой осуществляется командование и оперативное управление, безусловно, имеет важное значение, однако по мере возможности, во избежание подмены функций должностных лиц, принимающих решения, эта среда должна быть использована лишь для помощи в реализации функций командования и оперативного управления, а не для необдуманной адаптации командования и оперативного управления к среде.

С практической точки зрения формирование ЕИКП предусматривает объединение локальных, территориальных и глобальных сетей с целью охвата системами и средствами передачи информации наземного, морского и воздушного пространства. В конечном итоге создание ЕИКП постулируется как главное условие обеспечения «информационного превосходства» над противником. Под этим понимается превосходство в сборе, обработке и распределении информации, что приводит к превосходству в скорости и обоснованности принятия решений и их дальнейшей реализации.

ЕИКП формирует общую виртуальную среду, объединяющую любые источники информации, системы оружия и органы управления всех уровней, реализуя, таким образом, один из основополагающих принципов концепции «Управление ведением боевых действий на основе ЕИКП» — совместную выработку и принятие решений по управлению рассредоточенными в пространстве боевыми и вспомогательными формированиями объединенных войск (сил).

В практическом плане создание ЕИКП лежит в плоскости строительства единой информационно-коммуникационной инфраструктуры министерства обороны США, получившей наименование «Глобальная информационно-управленческая сеть» (ГИУС) МО США (Global Information Grid). Сеть предназначена для информационного обеспечения всех элементов системы национальной безопасности страны, в том числе и вооруженных сил. Она объединяет взаимосвязанные распределенные вычислительные системы коллективного пользования, локальные вычислительные сети, системы связи, базы данных, системы компьютерной и сетевой безопасности, средства обучения пользователей, а также другие элементы, предназначенные для централизованного удовлетворения всех информационно-технических потребностей системы управления войсками и органов административного управления. Основные направления строительства ГИУС утверждены директивой МО США № 8100.1 от 19 сентября 2002 года (DODD 8101.1, Global Information Grid (GIG) Overarching Policy, 19 September 2002). Для понимания грандиозности масштабов программы достаточно отметить, что на ее создание в ближайшие 10 лет планировалось израсходовать порядка 200 млрд долларов.

Научно-технологические принципы построения систем управления ВС США и ОВС НАТО основываются на внедрении сервисно-ориентированной архитектуры, которая дает возможность реализовать информационные потребности за счет использования модели «размещение и интеллектуальное извлечение по запросу». Изменение технологического подхода позволяет сместить акцент решения проблемы с собственника информации, чьей задачей являлось определение как можно большего количества потенциально заинтересованных потребителей, в сторону потребителя, информационные потребности которого реализуются посредством определения потенциальных источников этой информации.

Внедрение сервисно-ориентированных архитектур будет осуществляться с использованием стандартов и технологии «открытой архитектуры» и программно-аппаратных средств коммерческого назначения в целях сокращения расходов и снижения зависимости от производителя (поставщика).

При этом особого внимания заслуживает одна специфическая особенность нацеленности на применение коммерческих стандартов в системах связи и информационного обеспечения военного назначения. Если применяются методы канального шифрования адресной и смысловой информации, то на фоне активного использования аналогичных стандартов, например в коммерческой спутниковой связи, радио- и радиотехнической разведке противника, весьма сложно вскрыть даже на статистическом уровне работу или изменения в активности военных систем, а в США применение коммерческих ИСЗ для организации связи группировок на ТВД может достигать 70-80 проц.

Структура и содержание программ по формированию ЕИКП показывают, что они направлены на формирование инфраструктуры, предоставляющей возможности совместного использования информационных ресурсов как в рамках вида ВС, так и за счет сетевого обмена информацией между всеми видами ВС США.

Практические мероприятия по развитию системы управления вооруженными силами находятся в неразрывной взаимосвязи с приоритетами, ролью и местом ВС в достижении национальных военно-политических целей. В этой связи в соответствии с «Национальной военной стратегией» США применение вооруженных сил будет характеризоваться их полной интеграцией (объединенностью), экспедиционностью, сетецентричностью, децентрализованностью, адаптивностью, превосходством в принятии решений и высокой поражающей мощью. Полная интеграция (объединенность) предполагает сосредоточение усилий на достижении конечной цели; экспедиционность — способность к быстрому развертыванию, а также к эффективному применению и обеспечению во всем глобальном боевом пространстве; сетецентричность — взаимосвязанность и синхронизация усилий по целям, времени и задачам; децентрализованность — способность низших эшелонов самостоятельно вести боевые действия на основе единого замысла операции; адаптивность — способность быстро реагировать на внезапно меняющуюся обстановку с использованием соответствующих возможностей; превосходство в принятии решений — способность на основе более точной и полной информации принимать правильные решения и выполнять их быстрее, чем противник может реагировать; высокая поражающая мощь — способность поражать противника и его боевые системы в любых условиях обстановки.

Концепция «УВБД на основе ЕИКП» предполагает наличие высокой адаптивности структур командования и оперативного управления (органов управления), а также процессов управления. Это означает, что они должны иметь модульную структуру, обеспечивать возможность межвидовой, межведомственной и международной координации, использовать возможности удаленного доступа к информационным ресурсам пунктов постоянной дислокации и информационным продуктам вышестоящих органов управления как часть их естественных функций КиОУ, быть в состоянии принимать решения очень быстро в условиях интенсивных боевых действий, но при этом сохраняя контроль над темпом операции в условиях наличия резерва времени для выработки более глубокого понимания обстановки и уточнения подходов для достижения конечного успеха, а также быть способными быстро прогнозировать и распознавать изменения в боевом пространстве.

Таким образом, процессы трансформации вооруженных сил ведущих зарубежных стран направлены на то, чтобы ВС стали присущи высокий уровень гибкости и адаптивности и они были способны выполнять задачи разного характера для любого сценария развития событий, которые могут возникнуть в будущем.

Поиск перспективных организационных и функциональных решений в области управления объединенными войсками (силами) в информационную эпоху реализуется в том числе в рамках следующих программ:

программа формирования постоянных штабов объединенных оперативных формирований;

— программа реорганизации (упразднения) типовых структур штабов региональных ОК ВС США и формирования на их основе штабов с динамической структурой (уже реализовано на примере ОК ВС США в Европе и ОК ВС США в Центральной и Южной Америке);

— программа формирования бригад модульного

— программа оснащения формирований сухопутных войск новым поколением ударных средств, связи и разведывательно-информационного обеспечения — «Боевые системы будущего»;

— программа упразднения штабов воздушных армий и создания вместо них постоянных штабов оперативных экспедиционных формирований ВВС для каждого объединенного командования вооруженных сил США в передовых зонах;

— программа создания авиационных экспедиционных формирований;

— программа создания постоянных штабов оперативных формирований ВМС в составе командования сил флота ВМС США;

— программа создания экспедиционных ударных групп (соединений) ВМС США.

Командный пункт бригады сил первоочередного задействования НАТО

Общий вид командного пункта экспедиционного формирования морской пехоты США

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

— Концепция «Управление ведением боевых действий на основе единого информационно-коммуникационного пространства» (концепция «сетецентрической войны») является именно концепцией управления, а не концепцией ведения войны, и, по сути, отражает технологические подходы к реализации концепции «объединенности» управления ВС США. Анализ показывает, что ее главным аспектом является изменение содержания и функций командования и оперативного управления войсками (силами), при этом быстрота (оперативность) управления и самосинхронизация систем управления являются сутью изменившегося процесса управления.

— Сложность обеспечения национальной безопасности в современных условиях и необходимость адекватного реагирования на возникающие в этой области проблемы, по взглядам ведущих экспертов США, превзошли не только теоретические модели принятия решений, но и способность даже лучших командиров управлять этими сложными условиями. Данные факторы обусловили то обстоятельство, что традиционная иерархия более не может рассматриваться как оптимальная модель организации управления для военных ведомств.

— Традиционные принципы, а также практика командования и оперативного управления претерпевают эволюционные изменения, обусловленные характером угроз, особенностями применения войск (сил) в современных условиях и прогрессом в развитии информационных технологий. Помимо возможностей, определяемых условиями выполняемых задач, войска (силы) информационной эпохи должны обладать двумя основополагающими свойствами: функциональной совместимостью (интероперабельностью) их элементов и способностью к быстрой структурно-функциональной адаптации к этим задачам.

Терминал АСУ FBCB2 с отображением единой картины тактической обстановки, установленный

в машине управления командира роты боевой бригадной группы сухопутных войск США

— Единое информационно-коммуникационное пространство является неотъемлемым компонентом успешного внедрения организационных решений в области управления объединенными войсками (силами) в информационную эпоху.

— Представление о совершенствовании системы управления только как о внедрении высокотехнологичных решений в сфере технического оснащения вооруженных сил является ошибочным и обусловлено главным образом консерватизмом в применении технократических подходов индустриальной эпохи к обеспечению национальной безопасности. Это лишь подтверждает актуальность известного афоризма знаменитого английского военного историка лорда Б. Г. Лиддл-Гарта: «Единственная вещь, которая еще сложнее, чем привить новую идею уму военного, — это вытравить старую идею».

Эволюционные процессы являются относительно медленными. Революция в военном деле свершилась, однако во многих направлениях внедрение ее достижений проходит достаточно медленно, что объясняется недостаточным пониманием особенностей формирования пространства безопасности в информационную эпоху, даже в среде американского командования, являющегося активным сторонником новых идей и концепций.

— Теория без практики мертва, а это означает, что американцы не бросаются в омут с головой и не спешат внедрять ее постулаты в практику деятельности войск без осуществления комплексной целевой программы экспериментирования, призванной объективно проверить выводы теоретических исследований.

Таким образом, самый главный вывод о сути трансформации вооруженных сил США состоит в том, что «Сетецентрическая трансформация» в основе своей не отождествляется с развертыванием новых физических инфокоммуникационных сетей; она также не связана ни с обеспечением взаимодействия отдельных людей, ни с формированием единой картины знаний об оперативной обстановке на поле боя. В действительности она отражает изменение взглядов на принципы и функции процессов управления, которые могут быть реализованы с помощью новейших информационных технологий.

См.: Зарубежное военное обозрение. — 2009. — № 6. — С. 3-10.

Концептуальные документы серии «Единая перспектива» отражают развитие американского военного искусства, при этом первый («Единая перспектива-2010») был разработан в 1996 году. В 2000 году появился документ «Единая перспектива-2020», который в дальнейшем планировалось заменить документом «Единая перспектива-20хх».

Functional Concept for Battlespace Awareness, US DoD, 31 December 2003.

Важно подчеркнуть, что формирование ЕИКП нацелено в том числе на предоставление органам стратегического и оперативного управления возможности поддерживать связь и включать в процесс планирования и исполнения любой или даже все элементы военной и государственной машины, негосударственного сектора, а также союзных государств или государств — участников международной коалиции.

Concept of Operations for Global Information Grid Net Ops (Net Ops CONOPS) Final Version, MoD USA, 2002.

Источник

Читайте также:  Будущие хозяева своей страны
Оцените статью