Уральско юкагирская семья народы страны

Уральские и юкагирский языки

Лежащую к северу от степной и лесостепной полосы Евразии зоны лесов, лесотундры и тундры от Скандинавии на западе до Таймыра на востоке издревле населяют народы, говорящие на языках уральской (финно-угро-самодийской) языковой семьи. В Волго-Уральском регионе к этой группе принадлежат удмурты, марийцы и мордва. В более отдалённом родстве с уральскими языками находится язык (языки) юкагиров – малочисленного народа, живущего сегодня на севере Восточной Сибири, в бассейне р. Колыма.

Разделы этого портала о языках урало-юкагирской [«макро-уральской»] семьи:

Главы этой страницы:

  • Уралистика (уральское языкознание)
  • Порталы и сборники ссылок по уральским языкам
  • Литература по уральскому языкознанию и компаративистике
(Карта проекта С.Старостина «Вавилонская башня», с согласия Г.Старостина)

Смотрите также сводки по типологии юкагиро-уральских языков Сергея Старостина, а также протоуральскую этимологическую базу на нашем дочернем сайте Лексиконы.

Уралистика (уральское языкознание)

История уральского языковедения

В лежащей к северу от степной и лесостепной полосы Евразии зоне темнохвойныхи смешаных лесов, лесотундры и тундры от Скандинавии, Восточной Прибалтики и бассейна Волги на западе до Таймыра, междуречья Оби и Енисея и горной тайги Саян на востоке в качестве древнейшего исторически населения выступают народы, говорящие наязыках уральской (финно-угро-самодийской) языковой семьи.

Впервые состав этой языковой семьи в общих чертах определён (скорее предугадан) в 20-х годах XVIII века первым исследователем Сибири немецким учёным Д.Г.Мессершмидтом в его дневниках (см. [Напольских 1998: 147]) и его другом, также немцем, проведшим как пленный офицер шведской армии в Сибири более десяти лет, Ф.И.Таббертом фон Штраленбергом, – в его вышедшей в 1730 году книге [Strahlenberg 1975:32]. Первое обоснование родства «крайних» языков финно-угорской группы – венгерского с прибалтийско-финскими и саамским содержится в работах венгерских учёных Я.Шайновича и Ш.Дьярмати, вышедших в свет во второй половине XVIII века [Sajnovics 1770; Gyarmathi1799]. В конце XIX века в работах Й.Буденца [Budenz 1873-1991], О.Доннера [Donner 1874-1888; 1936], Э.Н.Сетяля [Setälä 1890-1891] и др. научное финно-угроведение приобретает свой «классический» облик.

Читайте также:  Волшебник изумрудного города против волшебника страны оз

«Доращивание» финно-угорской группы до уральской семьи было начато ещё в конце XIX – начале XX вв. [Halász 1892-1893; Setälä 1913], оформлениетеории завершилось в середине XX века [Collinder 1960], а в конце XX века после появления этимологического словаря самодийских языков [Janhunen 1977] и уральского этимологического словаря [UEW] уралистика может по праву считаться одним из самых продвинутых направлений сравнительно-исторического языкознания.

С середины XX века появляются работы, авторы которых демонстрировали особую близость уральских языков с юкагирским (или юкагирскими) [Collinder 1940; 1965; Angere1956; Tailleur 1962; 1963; Крейнович 1982]. Гипотеза о генетическом родстве этих языков нашла завершение в работах И.А.Николаевой [Николаева 1988а; 1988б; 1988в], и сегодня рассматривать происхождение уральских языков вне учёта генетического урало-юкагирского единства (более древнего, чем собственно уральское) уже невозможно. (Напольских В.В. Прародина народов уральской языковой семьи)

Место, состав и классификация уральских языков

Уральские языки фонетически больше схожи с дравидско-эламскими, камчатскими и этрусским (глухие геминаты, нет звонких). Об этом же говорят связи древних археологических культур Урала и юго-восточного Каспия. Система послелогов в существительных сближает с алтайскими, система приставок в глаголах — с индоевропейскими (или праиндоевропейский от прауральского это взял).

Юкагирский язык, занимая промежуточное звено между уральскими и алтайскими, когда-то был широко распространён в Восточной Сибири. Ряд уральских [несамодийские?] и юкагирский — агглютинативные номинативные языки.

Существует урало-сибирская гипотеза, согласно которой юкагиро-уральские языки состоят в тесном родстве с палеосибирскими языками (а потом уже с другими потомками праностратического языка).

Если окажется верным предположение, что к уральским языкам близки некоторые «палеоазиатские» (предположительно, нивхский и эскалеутские), то можно говорить о парауральской языковой праобщности, распад которой произошел где-то в V-III тыс. до Р.Х. или раньше. В результате возникла уральская (урало-юкагирская) семья, состоящая из следующих языковых ветвей:

  • Уральские языки:
    • Финно-угорские языки:
      • Финские (финско-пермские) языки [предуральские или западноуральские]
      • Угорские языки [зауральские или восточноуральские]
    • Самодийские языки [сибиро-уральские или северноуральские]
  • Юкагиро-чуванские языки

Возможно, парауральским или «мостом» между уральскими и индоевропейскими языками был этрусский язык. Тогда концепция индо-уральской языковой общности дополнится еще тирренскими языками.

Доля совпадений по стословному списку Сводеша между финно-пермскими и угорскими языками колеблется в пределах 20-28%, между финно-угорскими и самодийскими – 11-19%, что соответствует второй половине VI – середине IV тыс. до н. э. для распада прауральского и второй половине IV – второй половине III тыс. до н. э. – для прафинно-угорского.

Процент совпадений между венгерским и обско-угорскими языками (27-34%) позволяет помещать распад праугорского в пределах второй половины III – середины II тыс. до н. э.

Процент совпадений между северно-самодийскими и другими самодийскими языками (51-60%) даёт возможность датировать распад прасамодийского периодом от II века до н. э. до III века н. э.

Исходя из изложенных соображений и учитывая также существующую в уралистике традицию, основанную на многих других аргументах, можно принять следующие даты праязыковых распадов: 1) уральский праязык распался в VI – в конце V тыс. до н. э., 2) финно-угорский – в середине III – на рубеже III / II тыс. до н. э., 3) угорский – в конце II – во второй половине I тыс. до н. э., 4) самодийский – около рубежа эр, 5) прибалтийско-финский – в первые века нашей эры, 6) пермский – в конце I – начале II тыс. н. э.

Финно-пермская и финно-волжская праязыковые общности существовали, таким образом, с рубежа III / II тыс. до н. э. до первой половины I тыс. до н. э.

Порталы и сборники ссылок по уральским языкам

  • Уральские языки в Интернете: полная информация о методах и средствах обучения. Страница проекта Шломо Громана “Изучение языков в интернете”. [!]
  • Уральские языки (ссылки).

Литература по уральским языкам и уралистике

Работы уралистов: Арсланова, Коллиндера, Матвеев, Напольских, Хелимского и других.

Смотрите также библиографию по уральской компаративистике (и прауральскому языку).

  • Напольских В. В.Введение в историческую уралистику. Ижевск, 1997.
  • Норманская Ю. В., Дыбо А. В. Тезаурус.Лексика природного окружения в уральских языках. Москва: «Тезаурус», 2010.
  • Хайду П.. Уральские народы и языки. М., 1985. Вариант: Хайду П. Уральские языки и народы / Пер. с венг. Е. А. Хелимского. Москва, 1985.
  • Е.А.Хелимский.Компаративистика, уралистика. Лекциии статьи. Издательство «Языки русской культуры». Москва, 2000.
  • Хелимский Е. А. Древнейшие венгерско-самодийские языковые параллели (лингвистическая и этногенетическая интерпретация). Москва, 1982.
  • Хелимский Е. А. Компаративистика, уралистика: лекции и статьи. Москва, 2000.
  • Collinder B. An Introduction to the Uralic Languages. Berkeley & Los Angeles, 1965.
  • Laakso, Johanna. 2004. “Sprachwissenschaftliche Spiegelfechterei (Angela Marcantonio: The Uralic language family. Facts, myths and statistics)”. Finnisch-ugrische Forschungen 58: 296—307.
  • Marcantonio, Angela. 2002. The Uralic language family: facts, myths, and statistics. Oxford: Blackwell.

Источник

УРАЛЬСКО-ЮКАГИРСКАЯ СЕМЬЯ

ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ

а) восточнославянская подгруппа. Народы: русские, украинцы, белорусы;

б) западнославянская подгруппа. Народы: поляки, лужичане, чехи, словаки;

в) южнославянская подгруппа. Народы: словенцы, хорваты, славяне-мусуль­мане (боснийцы), сербы, черногорцы, македонцы, болгары.

Балтийская группа. Народы: литовцы, латыши.

Германская группа. Народы: немцы, австрийцы, германошвейцарцы, лихтен-штейнцы, эльзасцы, люксембуржцы, фламандцы, голландцы, фризы, африканеры, евреи Европы и Америки, англичане, шотландцы, шотландоирландцы, англоафри-канцы, англоавстралийцы, англоновозеландцы, англоканадцы, американцы США, багамцы, сенткитены, ямайцы, сентлюсийцы, сентвинсенцы, гренадцы, барбадосцы, тринидадцы, белизцы, гайанцы-креолы, суринамцы-креолы, шведы, норвежцы, исландцы, фарерцы, датчане.

Кельтская группа. Народы: ирландцы, гэлы, уэльсцы, бретонцы.

Романская группа. Народы: итальянцы, сардинцы, санмаринцы, италошвей-царцы, корсиканцы, ретороманцы, французы, монегаски (монакцы), нормандцы, франкошвейцарцы, валлоны, франкоканадцы, гваделупцы, мартиникцы, гвианцы, гаитийцы, реюньонцы-креолы, маврикийцы-креолы, сейшельцы, испанцы, гибрал-тарцы, кубинцы, доминиканцы, пуэрториканцы, мексиканцы, гватемальцы, гонду-расцы, сальвадорцы, никарагуанцы, костариканцы, панамцы, венесуэльцы, колум­бийцы, эквадорцы, перуанцы, боливийцы, чилийцы, аргентинцы, парагвайцы, уругвайцы, каталонцы, андоррцы, португальцы, галисийцы, бразильцы, антильцы, румыны, молдаване, аромуны, истрорумыны.

Албанская группа. Албанцы.

Греческая группа. Народы: греки, греки-киприоты, каракачаны.

Армянская группа. Армяне.

Иранская группа. Народы: талыши, гилянцы, мазендаранцы, курды, белуджи, луры, бахтиары, персы, таты, хазарейцы, чараймаки, таджики, памирские народы, пуштуны (афганцы), осетины.

Нуристанскя группа. Нуристанцы.

Индоарийская группа. Народы: бенгальцы, ассамцы, ория, бихарцы, тхару, хиндустанцы, раджастханцы, гуджератцы, парсы, бхилы, маратхи, конкани, пан-джабцы, догра, синдхи, пахари западные, кумаони, гаркхвали, гуджар, непальцы, кашмирцы, шина, кохистанцы, кхо, пашаи, тирахи, индомаврикийцы, суринамцы-индопакистанцы, тринидадцы-индопакистанцы, фиджииндийцы, цыгане, сингалы, ведды, мальдивцы.

КАРТВЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ

УРАЛЬСКО-ЮКАГИРСКАЯ СЕМЬЯ

Финно-угорская группа. Народы: финны, карелы, вепсы, ижорцы, эстонцы, ливы, саами, марийцы, мордва, удмурты, коми, коми-пермяки, венгры, ханты, манси.

Самодийская группа. Народы: ненцы, энцы, нганасаны, селькупы.

Источник

Народы уральско-юкагирской языковой семьи

Вехи этнической истории

Согласно современным представлениям, протоуральские языки формировались одновременно по обе стороны Уральского хребта: на западе финно-угорская ветвь, на востоке — самодийская. Разделение финнов и угров, судя по всему, произошло около III тыс. до н.э. Затем, во II тыс. до н.э. финские племена двинулись на запад и постепенно дошли до Балтийского моря. В VIII–III вв. до н.э. в Волго-Камье существовала ананьинская культура, носители которой были далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и отчасти марийцев.

Начало формирования современных финноязычных народов Волго-Камья (удмурты, марийцы, мордва и бесермяне) относится к первой половине I тыс. н.э. Оно сопровождается процессами поэтапных перемещений племен, культурным взаимодействием их друг с другом и с соседними тюркоязычными, ираноязычными народами и восточными славянами. Окончательное формирование народов на этой территории путем консолидации этнографических группировок происходит в период развития капиталистических отношений. На севере Восточной Европы живут другие финно-угорские народы: карелы, вепсы, коми (зыряне), коми-пермяки и саамы. Здесь же обитают ненцы — народ самодийской ветви уральской языковой семьи. Язык саамов относится к финно-угорской ветви, образуя в ней отдельную группу. В древности, возможно, они говорили на самодийском языке. Коми-зырянский и коми-пермяцкий языки близки между собой и вместе с удмуртским составляют пермскую подгруппу финских языков. Заселение европейского Севера происходило в эпоху мезолита (12–10 тыс. лет тому назад), и предположительно первыми здесь появляются предки саамов. Позднее значительная их часть была ассимилирована другими финно-угорскими и ненецкими племенами. В I тыс. до н.э. саамы появляются на Кольском полуострове. В это время здесь уже жили предки эстонцев, карелов, вепсов и финнов-суоми. Формирование карелов происходило на Кольском перешейке и в прилегающих районах Финляндии. С начала XIII в. идут процессы продвижения их на новые территории — Олонецкий перешеек и севернее, на берега Белого моря, а c XVII в. — в Тверскую, Новгородскую и Ярославскую губернии. Особенности культуры этого народа на разных территориях обусловлены в том числе этническим смешением и культурным взаимодействием с соседними этносами.

На территории Верхнего Прикамья в начале I тыс. на основе племен, связанных по происхождению с ананьинской культурой, формировались племена коми. С конца I тыс. постепенно происходит разделение коми на коми-зырян и коми-пермяков за счет перехода будущих коми-зырян на север, в район Вычегды, и смешения здесь с населением, говорившем на языке, близком к вепсскому. Эти группы в русских источниках именуются Пермью Вычегодской. Племена, оставшиеся на Каме, сложились в коми-пермяцкий народ, известный по документам как Пермь Великая. В XIV–XV вв. оба народа вошли в состав Московской Руси. Говорящие сейчас на угорских языках народы ханты и манси формировались на протяжении длительного периода, начало которого (для манси) относят ко II–I тыс. до н.э. В основе хантыйского этноса лежит культура древних аборигенных уральских племен Урала и Западной Сибири. Предки манси — племена уральской неолитической культуры и угорских и индоевропейских (индо-иранских) племен, пришедших с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана на юг Урала и его западные склоны. В результате миграций в Зауралье в XI–XIV вв. манси вступают в контакт с северными ханты, а также с тюркскими народами и русскими.

В Прибалтике, у северо-западной границы балто-славянского ареала с I тыс. до н.э. формировалась народность прибалтийских финнов, ставших предками эстонцев, ливов и води. Водь — древнейшее известное население обширной территории Северо-Запада Восточно-Европейской равнины, выделившееся в I тыс. н.э. из северо-восточных эстонских племен. С середины I тыс. водь живет чересполосно со славянами и ижорскими племенами. Последние, выделившись в этот период из южно-карельских племен и постепенно выдвинувшись на территорию води, достигли в XI–XII вв. рек Луги и Нарвы. В русских летописях водь и ижора, а также вепсы упоминаются под названием чудь.

Обособление вепсов относят ко второй половине I тыс. н.э. В XIX в. они заселяли более обширный, чем теперь, ареал Севера и Северо-Запада России. К народам финно-угорской языковой группы относятся также собственно финны, эстонцы (финская ветвь) и венгры (угорская ветвь).

К народам самодийской группы уральских языков относятся ненцы, населяющие лесотундру и тундру Евразии от Таймыра до Белого моря, энцы, обитающие в низовье Енисея, нганасаны, живущие на Таймыре, и селькупы — на средней Оби и в бассейне Таза.

В последнее время лингвисты склонны объединять уральскую и юкагирскую языковые семьи в единую уральско-юкагирскую семью. Однако, если юкагиры и родственны уральцам, они покинули протоуральскую общность столь давно, что общего с большинством уральских народов у них осталось немного. В то же время юкагиры сильно сблизились по культуре с так называемыми «палеоазиатскими народами».

Основные занятия

Для народов Волго-Камья с давних времен основными занятиями были земледелие и скотоводство, причем в XIX в. последнее имело подсобное значение. Другими древними занятиями были охота и бортничество, пришедшие в упадок с вырубкой лесов (бортничество сменилось пасечным пчеловодством). Рано начали заниматься земледелием и народы европейского Севера России, особенно на юге региона. Наряду с земледелием было распространено скотоводство. Бытовали охота и рыболовство.

Часть коми (на р. Ижма) под влиянием ненцев освоили оленеводство, образовав группу коми-ижемцев. Сельское хозяйство было основой жизнедеятельности води и ижоры.

Рыболовство в качестве традиционного занятия преобладало в бассейне р. Оби у хантов и манси. Вспомогательное значение имела охота. Часть хантов и манси занимались оленеводством. У селькупов на первом месте по значимости стояла охота, рыболовство — на втором. Типичными оленеводами тундры были ненцы, для которых оленеводство составляло основу существования. Охота и рыболовство являлись вспомогательными отраслями. К середине XIX в. постепенно перешли от охоты на оленя к оленеводству и нганасаны. Среди энцев лишь в 1930-х гг. организуются оленеводческие и промысловые хозяйства, до этого времени они оставались охотниками.

Материальная культура

Жилищем рассматриваемых народов Волго-Камья служила срубная изба, по планировке и убранству ничем не отличавшаяся от изб русского населения. В настоящее время традиция строить срубные жилища сохранилась, но они значительно изменили свой внешний вид и внутреннее убранство — состоят из нескольких комнат с городской обстановкой. Много общего в традиционной материальной культуре карелов, вепсов, коми и коми-пермяков, что выражается в особенностях расселения (гнездовой тип), срубном жилище на высоком подклете и устройстве хозяйственного двора (дом-двор). Срубные избы у саамов распространились под влиянием русской культуры с XVIII в. XX век принес много изменений в традиционный уклад населения Севера: с развитием промышленности и специализированного сельского хозяйства элементы традиционной культуры сохранились лишь во внешнем облике сельского жилища.

Материальная культура оседлых рыболовов Оби, оленеводов и охотников определялась потребностями хозяйственной деятельности. У первых бытовали как оседлые поселения с капитальными постройками, так и сезонные жилища на местах рыбного промысла; кочевые оленеводы жили на стойбищах, места которых часто были постоянными.

Религия и духовная культур

Большинство постепенно, под влиянием соседнего русского населения и благодаря деятельности русских миссионеров приняли православие. В народной культуре частично сохраняются элементы дохристианских верований, в среде национальной интеллигенции предпринимаются попытки возрождения древнего язычества. Бесермяне сочетают православие, традиционные верования и ислам. Венгры в большинстве своем — католики, финны — преимущественно лютеране, эстонцы — лютеране и православные (сету). Духовная культура народов уральской семьи чрезвычайно разнообразна. Широко известен карело-финский поэтический эпос «Калевала», эстонский — «Калеви-поэг».

Письменность

Раньше, чем у других народов уральской семьи, письменность возникла у кочевников венгров. Это было руническое письмо, восходящее к тюркским орхоно-енисейским рунам. В XI в. король Иштван I ввел вместо рун латиницу, но в некоторых районах Венгрии они использовались до начала XIX в.

Первый письменный текст на карельском языке с использованием кириллицы относится к XII–XIII вв. Попытка создать собственную карельскую письменность была предпринята в XVI в. До наших дней эта письменность не дошла. В начале XIX в. на карельский переводится Евангелие, издается букварь, для их печати используется русский алфавит. В 1930 г. создается алфавит на основе латинского для тверских карелов, а в 1937 г. — на основе кириллицы — общий для всех карелов. В это же время создается и вепсская письменность, сначала на основе латиницы, затем — на основе кириллицы. С 1940 по 1989 г. письменность на карельском и вепсском языках не использовалась. В 1989 г. для карелов и вепсов восстановлена письменность на основе латинского алфавита. В 1372 г. православным просветителем св. Стефаном Пермским была создана древнепермская письменность (анбур) — для языков коми-зырян и коми-пермяков (использовалась также некоторыми другими народами). К XVII в. она была вытеснена русским алфавитом. В 1920 г. для литературных языков коми-зырян и коми-пермяков введен так называемый алфавит Молодцова (на основе русской азбуки с видоизмененными буквами). В 1930 г. Языки переведены на письменность на основе латинской графики, в 1936 г. вернули алфавит Молодцова, с 1938 г. — письменность на основе русского алфавита с добавлением нескольких дополнительных знаков.

Финская письменность (финнов-суоми) возникла в 1540-е гг. на основе латинского алфавита. Тогда же возник литературный финский язык. Появление письменности в Эстонии (латинская графика) связано с движением Реформации и распространением лютеранства (XVI в.).

В XVII–XIX вв. на основе латиницы создана письменность для шведских, норвежских и финских саамов, в конце XIX в. — письменность на основе кириллицы для российских (кольских) саамов. В 1933 г. для советских саамов был введен алфавит на основе латинского, в 1937 г. он был заменен на кириллицу. Письменность удмуртов и мордвы возникла в XVIII в. на основе кириллицы. Современные алфавиты (на базе русского с добавлением некоторых букв) утверждены в 1927 г. Марийская письменность на основе кириллицы начинает формироваться со второй половины XVIII в. В 1870-е гг. издаются буквари для горного и лугового марийских языков, а окончательное утверждение марийских алфавитов произошло в 1938 г. Письменность ханты и манси, ненцев и селькупов создается в начале 1930-х гг. на основе латинского алфавита, а в конце 1930-х гг. — на основе русского алфавита. Ижорская письменность появляется в начале 1930-х гг., в ее основе латинский алфавит. В 1980-е гг. формируется нганасанская письменность. Не имеют письменности водь и энцы.

Источник

Оцените статью