Урок экскурсия домашняя учебная работа внеклассная внеурочная работа это

Урок экскурсия домашняя учебная работа внеклассная внеурочная работа это

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ.
Учебно-воспитательный процесс — это целостная система организации усвоения материала учебного предмета в школе.

Форма преподавания — это организация учебной деятельности учащихся. Основные формы организации:
— урок
— лабораторно-практические занятия
— внеурочная работа
— домашняя работа
— внеклассная работа
— экскурсия

Урок — это обязательное систематическое занятие, проводимое по строгому расписанию со всеми учащимися данного класса.
Лабораторно-практические занятия — это те же уроки, но требующие особой организации учебного процесса и специального оснащения.
Домашняя работа — проводится по заданию учителя, направлена на повторение и закрепление учебного материала, а также на развитие интереса учащихся к предмету.
Экскурсии — особый тип занятий, проводимый вне школы и требующий специальной методики. Могут быть частью классно-урочных или внеклассных занятий.
Внеурочные формы занятий — организация наблюдений в природе, работы в живом уголке по темам, включенным в обязательную учебную программу и проводимую со всем классом, а также необязательная работа, выходящая за рамки программы.

Интерес учащихся к предмету развивается более активно, если организованна внеклассная работа с учащимися, проводятся экскурсии, выполняется внешкольная работа.

2. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ .

Урок — основная форма обучения детей естествознанию. Эти уроки имеют определенную специфику и отличаются от уроков других предметов. Учитель должен использовать методы обучения, свойственные естественным наукам, формировать определенные умения, которые понадобятся в дальнейшем при изучении географии, биологии и т.д.
В зависимости от дидактических целей и методов обучения все уроки можно разделить на 4 типа:
1. уроки приобретения новых ЗУН
2. уроки усовершенствования и закрепления ЗУН
3. уроки проверки и учета знаний
4. комбинированные уроки.

Читайте также:  Штат миссури сша достопримечательности

Комбинированный урок — основной тип урока, поскольку он сочетает в себе все звенья процесса усвоения и объединяет работу по формированию новых ЗУН с проверкой усвоенных раннее.
Уроки изучения нового материала — проверка пройденного как структурный элемент может отсутствовать.
Уроки совершенствования и закрепления знаний — реализуют две дидактические цели — повторение и обобщение, а также учет и проверка знаний учащихся.
Контрольно-учетные уроки — в процессе проверки знаний попутно повторяют и систематизируют изученный материал.
Все уроки естествознания взаимосвязаны, ориентированы на достижение целей образования и составляют систему уроков.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
— научность
— доступность
— систематичность
— использование краеведческих материалов
— использование разнообразных приемов и методов обучения
— направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной с учетом индивидуальных особенностей детей.

Цели урока — это система ценностей, которые надо сформировать у школьников в процессе обучения предмету.

Источник

Учебная (урочная и внеурочная) и внеучебная деятельность в контексте реализации ФГОС общего образования

Учебная (урочная и внеурочная) и внеучебная деятельность в контексте реализации ФГОС общего образования

Недопонимание термина «внеурочная деятельность» порождает проблемы при реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).

Основная образовательная программа любого уровня образования в соответствии с требованием федерального государственного стандарта общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189).

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с ее типом, видом, целями и задачами, а также запросами всех участников образовательного процесса (федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897). Важно понимать, что по целям, задачам и содержанию обучения образовательная деятельность в рамках реализации основной образовательной программы каждого уровня общего образования делится на учебную и внеучебную.

Учебная (по целям, задачам и содержанию) деятельность по форме организации подразделяется на:

урочную – учебные занятия в рамках учебного плана по предметным областям, организуемые в классно-урочной форме;

внеурочную – учебные занятия в формах, отличных от классно-урочной, проводимые в рамках учебного плана по предметным областям, по программе формирования и развития универсальных учебных действий, программе коррекционной работы, программе формирования ИКТ-компетенций, программе учебно-исследовательской и проектной деятельности, другим подпрограммам основной образовательной программы общего образования; научно-практические конференции, школьные научные общества, поисковые и научные исследования и т. д.

Внеучебная (по содержанию) деятельность по форме организации является внеурочной деятельностью, осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, общественно полезных практик, социальных практик, художественных студий, спортивных клубов и секций, юношеских организаций, краеведческой работы, военно-патриотических объединений и т. д.).

На каждом уровне общего образования предлагается свой вариант использования часов внеурочной деятельности: для начального и среднего (полного) образования определена максимально возможная нагрузка обучающихся – до 1350 и до 700 ч соответственно; для основного общего образования образовательная организация самостоятельно определяет такой объем. Как правило, общий объем распределяется по годам и неделям (например, на уровне начального общего образования – до 10 ч в неделю), при этом отсутствие минимальной границы нагрузки обусловливает вариативность подходов к решению задачи внеурочной деятельности.

Внеурочные занятия должны отличаться от урочных по ряду существенных признаков:

существенный акцент на формирование метапредметных и личностных результатов;

практико-деятельностная основа внеурочных занятий;

выбор учащимися видов деятельности в рамках внеурочных занятий;

свободное передвижение по кабинету (местности), в котором проводится внеурочное занятие;

отсутствие отметочной формы оценивания, накопление портфолио достижений;

проектная организация взаимодействия в ходе внеурочного занятия;

выполнение педагогом иных функций: тьютора, фасилитатора, навигатора, руководителя проекта.

Проведение таких внеурочных занятий будет обеспечивать снижение общей перегрузки обучающихся, т. к. одним из педагогических рисков в работе по ФГОС общего образования является перегрузка учащихся. Причина ее – проведение внеурочных занятий в той же форме, что и классно-урочных. Учащиеся сидят за теми же партами, где 20–30 мин назад проходил урок, на внеурочных занятиях используются те же самые формы и методические приемы организации учебного процесса. Родители обучающихся называют подобные внеурочные занятия «второй сменой».

Для реализации программы курсов внеурочных занятий предполагается как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий (аудиторных, внеаудиторных), так и возможность организации занятий крупными блоками (походы, экспедиции, экскурсии, коллективно-творческие дела и т. д.). Возможно использование части часов внеурочной деятельности в период каникул – для организации тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Карта реализации разделов основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность

Источник

Система форм обучения биологии в современной школе: урок, экскурсия, внеклассные и внеурочные занятия, самостоятельная и домашняя работа.

Урок — основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения — главнейшая проблема методики обучения биологии. Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке.

Урок — особая организация учебной деятельности, характеризующаяся постоянным составом учащихся, конкретным учителем, установленной длительностью занятий (45 мин), постоянным местом обучения (кабинет биологии или классное помещение). На уроке обучение идет по определенной программе, единой для всех учащихся, а учитель руководит целенаправленной познавательной деятельностью всего коллектива с учетом особенностей каждого ученика. Уроки включаются в расписание и регламентированы объемом программного учебного материала.

Каждый урок представляет собой целостную и сложную систему, включающую приобретение учащимися знаний, умений, развитие их ума и мировоззрения, воспитание чувств и личных качеств, осознание себя как личность, формирование отношений к окружающей действительности.

Требования к уроку: дидактические, воспитательные и организационные.

Предметные кружки. Они обычно создаются для учащихся средних и старших классов, но могут организовываться и для младших школьников, например, кружок по изучению иностранного языка. Работа в кружках способствует развитию познавательных интересов учеников, формированию мотивации к познанию, положительно сказывается на их отношении к учебе, повышает качество обучения и уровень обученности.

Экскурсия. Такая форма урока позволяет учащимся непосредственно наблюдать изучаемые объекты и явления в их натуральном виде, в естественном для них окружении, в природе. Они обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии бывают: а) вводные, обобщающие, текущие; б) производственные, природоведческие, по памятным местам, в музеи и на выставки (краеведческие, исторические, литературные и др.); г) предварительные и заключительные; д) предметные и комплексные (межпредметные) Для детей младшего и среднего школьного возраста часто проводятся экскурсии в природу с целью наблюдения природных явлений и объектов. Особый интерес для учащихся представляют комплексные экскурсии, когда их содержание охватывает позволит ученику пополнить свои знания в области нескольких учебных предметов.

Факультативы и кружки по выбору. Они представляют собой один из видов дифференциации обучения по интересам, введены в общеобразовательной школе в 1966 г. с целью расширения и углубления знаний и практических навыков учащихся, развития их познавательных интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. Их организация должна быть согласована с родителями школьников. Содержание обучения факультативов и предметов по выбору определяется специальными типовыми учебными программами, согласованными с программами обязательных предметов.

Домашняя работа. Это форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи.

Домашнюю работу различают: а) репродуктивную, творческую; б) выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и др.

Выполнение домашних работ позволяет решать следующие задачи, которые ставятся в учебно-воспитательном процессе.

• закрепление и расширение полученных на уроках знаний;

• воспитание самостоятельности, ответственности и добросовестности;

• развитие самоконтроля и самоорганизации путем соблюдения режима дня, организации рабочего места и т.п.

Требования к современному уроку биологии. Классификация уроков по дидактической цели.

Ведущие ориентиры современного урока:

1. от триединой цели урока – к формулировке целей через деятельность учащихся и далее – к самостоятельному целеполаганию;

2. от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку, фундаменту современной организации учебного процесса;

3. от традиционной отметки – к современной оценке (метапредметные, предметные, личностные результаты).

Требования к уроку:

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока – дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

• Принципы педагогической техники на уроках:

• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Основные типы уроков:

• — Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

• — Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

• — Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

• — Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

• — Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Б. Есипов выделял следующие типы уроков по их дидактическим целям:

• Урок получения нового знания. На этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление. Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта.

• Урок закрепления знаний и формирования ЗУН предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний. Виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса, деловая игра, конкурс, КВН, викторина.

• Урок обобщения и систематизации — полученные знания обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей системе. Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины.

• Урок контроля ЗУН и коррекции знаний предназначен для определения качества ЗУН по теме, выявление уровня освоенности темы. Виды: зачеты, письменные работы, экзамен

• Комбинированный урок предназначен для выработки умения самостоятельно применять новые знания на практике. Виды: экскурсия, конференция, семинар, практикум, мастер-класс.

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 195 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью