- Поход – экскурсия в природу план-конспект урока (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 5 класс география 21 мая 2020 г.
- Метапредметное внеурочное занятие «Виртуальная экскурсия в мир природы» учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поход – экскурсия в природу
план-конспект урока (5 класс) по теме
Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи.
Разработка полезна воспитателям, классным руководителям специальных коррекционных школ VIIIвида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pohod-ekskursiya.doc | 349.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 6 VIII вида».
Поход – экскурсия в природу
Автор-составитель Пьянзина Татьяна Геннадьевна, воспитатель I категории
Пьянзина Т. Г. Поход-экскурсия в природу [Текст]: разработка
/Т. Г. Пьянзина — Гурьевск: МСКОУ СКОШИ № 6, 2012. — 9 с.
Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи.
Разработка полезна воспитателям, классным руководителям специальных коррекционных школ VIII вида.
Цель: Обобщить представления о значении природы в жизни людей, об охране природы.
Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, доброжелательности, дружелюбия.
Вырабатывать положительные привычки поведения.
Формировать эстетический вкус детей.
Инструктаж по правилам дорожного движения, поведения на остановках, при посадке в автобус, в транспорте, во время сбора сухостоя, при разжигании костра.
Инструктаж по правилам поведения в природе:
- Не ломай ветви деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не рви цветов. Пусть красивые растения останутся в природе.
- Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
- Не разоряй муравейники.
- Не оставляй в лесу, парке, у реки мусор, никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
- Не жги костер рядом с деревьями. После себя не забудь затушить его.
- Береги красоту окружающего мира, чтобы каждый мог ею любоваться.
«Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!»
— Ребята, как вы думаете, могли бы люди жить без природы ?
— Человек не может жить без воды и воздуха, а ведь воздух и вода – часть природы. Человек не может жить без пищи, а пищу нам дают растения и животные. Люди не могут жить без одежды, жилья, мебели, посуды. Материалы для их изготовления получают в природе.
— Представьте мир без деревьев, цветов, птиц, бабочек. Люди не будут чувствовать себя счастливыми, если не смогут любоваться красотой природы. А будут ли они счастливы без братьев своих меньших?
Бегает среди камней,
Не гонишься за ней,
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках.
С цветочка – на травинку,
С листочка – на былинку,
Летает над дорожками.
Летом рыжие они,
В стужу – серебристые.
Есть чудесные у них
Быстрые как стрелочки, —
Природа воспитывала в людях замечательное качество – доброту. Природа дорога людям еще и потому, что в ней мы находимся много интересного. Давайте превратимся в художников и нарисуем картину осенними листьями.
Источник
5 класс география 21 мая 2020 г.
Тема: «Урок-экскурсия «Природные объекты»
Мы с вами сегодня познакомимся с некоторыми захватывающими природными объектами, что находятся под охраной человека.
Наверняка вы хоть раз видели величественные горы и умиротворенные долины, извилистые реки и бескрайние леса, от которых перехватывало дыхание? На Земле много таких мест. Уникальные территории, которые важно сохранить в первозданном виде, попадают в список Всемирного природного наследия. Сейчас в нем 203 объекта, 11 из которых находятся в России. Только кажется, что это совсем немного: среди всех стран Россия занимает четвертое место по числу объектов вслед за Китаем, Америкой и Австралией.
К территории всемирного наследия относятся государственные природные заповедники и национальные парки. Ланшафты сменяются от высокогорных озер, ледников, арктических тундр до альпийских лугов, тайги, бескрайних степей и даже вулканов.
Это не только невероятно красивые места, но и дом для многих видов животных и растений, редких и даже эндемичных — тех, которые не встречаются больше нигде в мире. Один из примеров — амурский тигр и даурский журваль. Некоторым растениям на территории природных памятников — не одна сотня лет. Возраст кедра в прителецкой тайге насчитывает больше шести столетий.
Я вам предлагаю посетить виртуальную экскурсию по удивительным природным объектам, для этого пройдите по ссылке ниже.
просмотрите пройденный материал, на следующем занятии будет итоговая проверочная работа.
Источник
Метапредметное внеурочное занятие «Виртуальная экскурсия в мир природы»
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему
Занятие разработано для обучающихся 5 класса с целью систематизации знаний с использованием технологии интеллект-карт. Интеллект – карты помогают разнообразить любое занятие и задействовать больший потенциал обучающихся. На данном этапе обучающиеся развивают умения по составлению интеллект — карт. По Тони Бьюзену, «интеллект-карта»– это графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lkyanova_i.m._novikova_g.k._-_stsenariy_uroka.docx | 40.4 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Авторы: Новикова Галина Кирилловна, учитель биологии; Лукьянова Ирина Михайловна, учитель географии
Полное название образовательного учреждения: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Колпашево Томской области
Аннотация к внеурочному занятию : занятие разработано для обучающихся 5 класса с целью систематизации знаний с использованием технологии интеллект-карт. Интеллект – карты помогают разнообразить любое занятие и задействовать больший потенциал обучающихся. На данном этапе обучающиеся развивают умения по составлению интеллект — карт. По Тони Бьюзену, «интеллект-карта»– это графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Предмет: география, биология
Тема: «Виртуальная экскурсия в мир природы»
Время реализации занятия: 45 минут
Цель занятия: развитие метапредметных учебных умений преобразовывать информацию текста в интеллектуальные карты.
- сформировать знания о природных экосистемах: лесе, луге, болоте;
- организовать совместную деятельность обучающихся по составлению интеллект-карт.
- способствовать развитию мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач.
- создание условий для формирования коммуникативных навыков;
- воспитание культуры общения через работу в группах;
- воспитание бережного отношения к природе.
Тип внеурочного занятия: занятие актуализации и расширения знаний
Форма занятия: занятие развития метапредметных учебных действий
- авторский медиапродукт: операционная среда — Windows XP; Microsoft Office Power Point, вид медиапродукта – наглядная презентация, Microsoft Office Power Point из 17 слайдов.
- медиапроектор, экран;
- рабочие листы;
- листы белой бумаги (3 листа ватмана);
- цветные карандаши, фломастеры, маркеры;
- комплекты рисунков по темам «Лес», «Луг», «Болото»;
- памятки «Правила поведения на природе», «Правила техники безопасности при выходе на природу»;
- рефлексивные листы с изображением дерева;
- комплекты красных, зелёных, жёлтых листочков;
- магниты.
- формирование умения выделять необходимую информацию из незнакомого текста и использовать её для составления интеллект-карт;
- формирование умения определять основную и второстепенную информацию, оформлять её в интеллект-карты;
- формирование умения исследовать варианты решения задач, выбирать лучшее.
- развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- формирование умения проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формирование умения точно и кратко выражать мысли;
- формирование умения работать в паре и в группе.
Планируемые результаты обучения:
- учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом;
- учащиеся учатся самостоятельно составлять интеллект-карты, используя предложенный текст;
- делать выводы.
- развитие критического мышления на основе интеллект-карт;
- развитие памяти, логического мышления при помощи интеллект-карт.
План проведения занятия:
Актуализация знаний. Подготовка к осознанному восприятию нового материала
Создание проблемной ситуации и формулирование проблемного вопроса занятия.
Поиск решения проблемы. Организация работы в группах по заданиям.
Дифференцированное домашнее задание
Подведение итогов занятия
Учитель — Доброе утро, уважаемые наши гости, дорогие мои ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? ( Музыка и солнце на слайде №1 )
Ученик – Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
Ученик – Потому что наступила настоящая весна.
Ученик – Сегодня светит солнце.
Учитель — Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.
2. Актуализация знаний. Подготовка к осознанному восприятию нового материала.
Учитель – Мы совершим виртуальную экскурсию в мир природы. (слайд №2) . А вот куда же отправится каждая из групп? Представьте, что перед вами огромный камень, а на нём сидит красивый огненный петух, который держит в клюве 3 конверта. А почему петух? Слайд №3
Ученик – 2017 год — год Огненного Красного петуха.
Учитель – Талисманом нашего урока будет Красный Огненный петух (на столы групп поставить талисман). А что же в этих конвертах? Вам хочется заглянуть внутрь этих конвертов? Слайд №3
Учитель – Каждой группе необходимо выбрать только один конверт (один из группы зачитывает информацию в конверте)
1-й конверт — Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом-
Чудеса увидишь нём. (Лес)
2-й конверт — Частенько, при любой погоде
Люблю гулять я на природе.
Беру с собою свой сачок:
Вдруг – бабочка, а вдруг – жучок.
Красивых столько там цветов!
Туда пойти всегда готов.(Луг)
3-й конверт — Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото) Слайд №3
Ученик – Наша группа отправится в лес.
Ученик – Наша группа отправится на луг.
Ученик – Наша группа отправится на болото.
(каждая группа получает рабочие листы с заданиями)
Учитель — В нашей жизни среди приятных событий и эпизодов самыми приятными являются походы в гости. Не менее приятное занятие – приём гостей. А умеем ли мы ходить в гости, быть приятными гостями, приглашать к себе, принимать гостей? Мы идем в гости к лесу, болоту и лугу. Что нужно знать, когда идут в гости?
Ученик – Правила этикета, поведения.
Учитель – Каковы же правила поведения на природе?
Ученик – (высказывают свои мнения, а правила появляются на слайде №4 )
Учитель – Ребята, запомните эти правила!
- Не ломайте деревья!
- Не бросайте мусор!
- Не разоряйте гнезда и муравейники!
- С уважением относитесь ко всем животным. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить.
- Не засоряйте водоемы!
- Берегите насекомых, животных и птиц!
- Не рвите охапками цветы!
- Не разводите костры в лесу!
Я думаю, что теперь Вы все будете знать эти правила и соблюдать их! И отправляясь в путь, мы не будем нарушать эти правила.
Учитель – Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при выходе на природу?
Ученик – (высказывают свои мнения, а правила ТБ появляются на слайде №5 )
Для избежания несчастного случая, необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности при выходе на природу:
- одевать для прогулок и походов на природу удобную обувь;
- надевать закрытую одежду и головной убор, чтобы уберечься от укусов насекомых, особенно клещей;
- нельзя снимать обувь и ходить по лесу или парку босиком;
- нельзя ходить в лес не имея при себе компаса;
- нельзя собирать незнакомые растения и грибы и пробовать их на вкус;
- нельзя пить воду из открытых водоемов. Необходимо заранее взять с собой (из дома) питьевую воду в бутылках;
- нельзя посещать лесную зону в период наибольшей активности клещей (май-июнь). Обязательно после посещения лесной зоны необходимо проверить себя на наличие клещей;
- отставать от группы или того человека, с кем вы пришли на природу;
- уметь оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшему.
3. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемного вопроса внеурочного занятия.
Учитель – Дана цепочка слов: бумаге, графическое, любой, отображение, на, информации. Попробуйте выстроить правильную последовательность. Слайд №6
Ученик – графическое отображение любой информации на бумаге.
Учитель – Предположите о чём идёт речь?
Ученик – Это интеллектуальная карта. Слайд №6
Учитель – Что вам необходимо выполнить во время этой экскурсии?
Ученик – Создать свою интеллект-карту.
Учитель – А как вы её будете создавать?
Ученик – Мы будем использовать текст о лесе.
Ученик – Мы будем использовать текст о луге.
Ученик – Мы будим использовать текст о болоте.
Учитель – Что предполагает интеллект-карта? Что мы делали с текстом на внеурочных занятиях?
Ученик – Обработка текстовой информации в интеллект-карту.
Внимание! Проблемный вопрос внеурочного занятия – Преобразовать текстовую информацию в интеллект-карту. Слайд №7
Учитель — Внимание. Наша виртуальная экскурсия в мир природы необычная. При подготовке к экскурсии вы должны собрать импровизированный рюкзак. А что же вы в него положите?
Ученик – Лист чистой белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, рисунки. Слайд №8
Выполнение задания №1 из рабочего листа. (Работа учащихся в группах 2 мин.) Слайд №9
Учитель – Каковы же правила составления интеллект-карт. (работа с информацией на слайде №9)
Учитель – На слайде вы видите образец интеллект-карты . Какую информацию вы можете получить об озере Байкал из данной интеллект-карты? Слайд №10
Ученик – Из данной интеллект-карты мы получили следующую информацию об озере Байкал: Слайд №10
- Общие сведения:
- длина 636 км;
- возраст 20-25 млн. лет;
- максимальная глубина 1637 м, средняя глубина — 730 м.
- Животные (байкальская нерпа, байкальская сова, омуль, голомянка).
- Растения (виолы, молодило).
4. Поиск решения проблемы. Организация работы в группах по заданиям .
Учитель – Чтобы ответить на проблемный вопрос, вам предстоит в группах выполнить задание №2 из рабочего листа. Слайд №11
Выполнение задания №2 из рабочего листа. (работа учащихся в группах 15-20 мин.)
Учитель — Устали. Я предлагаю всем отдохнуть. Давайте сделаем привал и разберем наши корзины. Ведь в них разные грибы, лекарственные растения и ягоды. Присаживайтесь. Посмотрите на экран и отгадайте. Какой группе принадлежит каждая из корзин? Где же были собраны грибы, лекарственные растения и ягоды.
Ученик – Грибы были собраны в лесу.
Ученик – Лекарственные растения были собраны на лугу.
Ученик – А ягоды мы собирали на болоте.
Учитель – Талисман нашего занятия Красный огненный петух подготовил информацию для любознаек. Мы предлагаем вам познакомиться с этой информацией. Слайд №13
- Общая площадь лесов на планете составляет 1/3 всей суши или 38 миллионов квадратных километров.
Самая богатая лесом страна в Европе — Финляндия. Почти 70% её территории покрывают леса.
А самая бедная лесом — Великобритания, лесные угодья которой составляют всего лишь 6% от всей территории.
- Торфяные болота занимают 2 процента площади суши Земли. В них содержится 0,02 процента чистейших пресных вод планеты. Самый заболоченный материк – это Южная Америка. Он на 70 процентов занят болотами. Второе место по этому показателю занимает Евразия.
В России сосредоточено 37% всех заболоченных площадей мира. Особенно выделяется здесь Западная Сибирь.
- На лугах и пастбищах Восточной Европы и Аргентины больше всего растений. Например, на лугах Чехии на площади в 49 квадратных метров растет 131 вид растений. На одном квадратном метре луга в Аргентине можно найти 89 видов. А в Румынии ученые обнаружили луг, где на 0,1 квадратном метре умещалось сразу 43 вида!
Учитель – Отдохнули. А теперь вам необходимо выполнить задание №3 из рабочего листа.
Выполнение задания №3 из рабочего листа. (Работа учащихся в группах 1 мин.) Слайд №14
Учитель – Вот и наступило время ответить на проблемный вопрос. Я предлагаю вам защитить свои интеллект-карты после виртуальной экскурсии в мир природы.
Ученик – (защита интеллект-карт, каждой группе даётся 2-3 минуты)
Учитель – Все работали просто здорово. Давайте объективно оценим свое участие в виртуальной экскурсии в мир природы. Выберите листок для дерева определенного цвета. Слайд №15
Красный – нужно постараться.
Приклейте свои листочки на импровизированное дерево. (разместите эти деревья на магнитной доске)
6.Дифференцированное домашнее задание.
Учитель – Мы предлагаем вам к следующему занятию выполнить одно из заданий:
- составьте красочные памятки (буклеты) поведения в лесу, на лугу и болоте;
- смоделируйте природоохранные знаки. Слайд №16
7 . Итог занятия
Учитель – Вот и завершилась виртуальная экскурсия в мир природы нашей планеты. Мы посетили лишь три природных сообщества, но и по ним пробежались второпях. Мы сумели ощутить своеобразное благоухание луга, смолистый запах тайги, дурманящий аромат багульника. Давайте сделаем теперь ещё один короткий привал , чтобы подытожить то, что узнали об этих природных сообществах. Слайд №17
Ученик – Лес – это экологическая система (составная часть природы), в которой главной жизненной формой являются деревья.
Ученик – Луг – это участок земной поверхности, занятый многолетней травянистой растительностью.
Ученик – Болото – это участок ландшафта, характеризующийся избыточным увлажнением.
Учитель – В будущем мы обязательно совершим и другие виртуальные экскурсии для знакомства с удивительным миром природы нашей планеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио.
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио.
Окружающий нас мир –это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Сегодня жизнь оказалась в опасности из-за неразумного, потребительского отношения к природе. Ч.
В статье рассматривается общекультурное направление внеурочной деятельности в начальной школе. В рамках общекультурного направления анализируются формы работы театральной студии «Мир кукольного театра.
Описание опыта работы учителя «Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время. Экскурсии по литературным местам".
В данной методической разработке предложен комплекс занятий на тему «Три стихии природы» и экскурсии к ним для детей младшего школьного возраста. Благодаря экскурсиям реб.
Экологическая тропа — это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению.
Источник