Урок экскурсия по биологии по фгос

ФГОС 5 класс биология Экскурсия 1 «Живая и нежиая природа»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

технологическая карта урока №6 по биологии по теме: Экскурсия «Живая и неживаяприрода»

Скачать:

Вложение Размер
экскурсия по биологии 5 класс «Живая и неживая природа» 36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка-задание для учащихся Экскурсия №1. Живая и неживая природа.

Цель: Сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе.

  1. Выберите понравившийся вам уголок природы на участке определённом учителем, опишите его.
  2. Найдите на выбранном вами участке тела живой и неживой природы. Не ломайте ветки, не рвите растения, не ловите животных.
  3. Заполните таблицу в ваших записных книжках:
  1. Зарисуй два дерева разной высоты. Поясни, какое свойство живых организмов ты отобразил на своём рисунке.
  2. Понаблюдай за каким-нибудь животным и опиши его движение. Объясни, какое значение имеет движение в его жизни.

Сделай вывод о том, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Почему вы так думаете?

  1. Оформи отчёт об экскурсии по плану: Тема экскурсии

Дата и место проведение экскурсии

Карточка-задание для учащихся Экскурсия №1. Живая и неживая природа.

Цель: Сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе.

  1. Выберите понравившийся вам уголок природы на участке определённом учителем, опишите его.
  2. Найдите на выбранном вами участке тела живой и неживой природы. Не ломайте ветки, не рвите растения, не ловите животных.
  3. Заполните таблицу в ваших записных книжках:
  1. Зарисуй два дерева разной высоты. Поясни, какое свойство живых организмов ты отобразил на своём рисунке.
  2. Понаблюдай за каким-нибудь животным и опиши его движение. Объясни, какое значение имеет движение в его жизни.

Сделай вывод о том, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Почему вы так думаете?

  1. Оформи отчёт об экскурсии по плану: Тема экскурсии

Дата и место проведение экскурсии

Карточка-задание для учащихся Экскурсия №1. Живая и неживая природа.

Цель: Сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе.

  1. Выберите понравившийся вам уголок природы на участке определённом учителем, опишите его.
  2. Найдите на выбранном вами участке тела живой и неживой природы. Не ломайте ветки, не рвите растения, не ловите животных.
  3. Заполните таблицу в ваших записных книжках:
  1. Зарисуй два дерева разной высоты. Поясни, какое свойство живых организмов ты отобразил на своём рисунке.
  2. Понаблюдай за каким-нибудь животным и опиши его движение. Объясни, какое значение имеет движение в его жизни.

Сделай вывод о том, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Почему вы так думаете?

  1. Оформи отчёт об экскурсии по плану: Тема экскурсии

Дата и место проведение экскурсии

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв родителей учащихся 8 классаоб экскурсии «Растения, зимующие под снегом в зеленом состоянии, памятника природы Федерального значения «Калужский Городской бор»»учитель химии: Тес.

Задания включают вопросы с выбором правильного ответа, а также вопросы со свободным ответом.

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ. 7 КЛАСС(урок с использованием ИКТ).Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы Цель: проследить эволюцию кровеносной системы и обобщить знани.

Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология.

Экскурсия № 1Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животныхЭкскурсия №2Зимние явления в жизни растенийЭкскурсия № 3Мир растений малой РодиныЭкскурсия № 4Природное сообществ.

Откратый урок по биологии.

В данной методической разработке предложен комплекс экскурсий в лес для детей младшего школьного возраста. Благодаря этим экскурсиям ребята приобретут умение наблюдать мир вокруг себя, научатся открыв.

Источник

Современный урок биологии в условиях реализации ФГОС

Современный урок биологии в условиях реализации ФГОС

Автор: Панченко Наталья Алексеевна

Учитель филиала МБОУ СОШ с.Каменка в селе Залесянка Самойловского района ,

Сравнительный анализ уроков по ФГОС и традиционным уроком……………………………………………………стр.3-4

Структура и типы уроков………………………………….стр.5-6

Основные требования к современному уроку биологии в условиях ФГОС……………………………………………………….стр.7-8

6.Краткое описание методических приемов из личного опыта работы………………………………………………………стр.8-12

8. Список использованной литературы…………………….стр.13

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора, эрудиции»

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.

Поэтому, сегодня все более актуальным в учебном процессе становится использование приемов и методов, которые формируют у обучающих умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

То есть у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие школьников умению учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Коммуникативные , познавательные , личностные, регулятивные УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Развитие УУД на уроках биологии возможно через содержание предмета, организацию самостоятельной работы и использование различных организационных форм. Для формирования УУД можно предложить следующие варианты заданий, которые могут использоваться на различных этапах урока, в том числе включаться в контрольные материалы: дидактические карточки, проверочные, контрольные и диагностические работы.

Сравнительный анализ уроков по ФГОС и традиционным уроком.

Давайте рассмотрим урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком. В чём отличие дидактических требований к этим урокам? Что изменяется при подготовке и проведении этих уроков в деятельности учителя и учащихся?

При подробном анализе этих уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов. Сегодня учитель на уроке не является основным источником знаний, он теперь организатор учебной деятельности, главная цель которого обеспечить индивидуальную траекторию развития каждого ученика. В лексиконе учителя теперь постоянно звучат формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте. Поэтому при такой организации учебного процесса приоритетными становятся групповая и индивидуальная формы работы.

Разрабатывая урок по ФГОС, учитель должен придерживаться некоторых правил. Во-первых, конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в учебной программе. Отобрать учебный материал. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. Продумать форму подведения итогов урока. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Поэтому структура уроков по ФГОС примерно может выглядеть так:

I. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура и типы уроков.

II. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Основные типы уроков при этом остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового — это традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум (изучение и первичное закрепление новых знаний).
2. Урок закрепления знаний — практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация (выработка умений по применению знаний).
3. Урок комплексного применения знаний —
это практикум, лабораторная работа, семинар ( выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях).
4. Урок обобщения и систематизации знаний —
это семинар, конференция, круглый стол (обобщение единичных знаний в систему).
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний –
это контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний ( определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками). Следовательно, структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Первостепенными в диагностике (тестовые контрольно-измерительные материалы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (на воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС

Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока.

Учитель пользуется сценарным планом урока.

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала.

Большое количество времени занимает речь учителя.

Самостоятельная деятельность обучающихся.

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

по поиску и обработке информации;

обобщению способов действия;

постановке учебной задачи;

Формулировка заданий для обучающихся

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д.

Формулировки: проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему или модель, измените, придумайте.

Преимущественно групповая и /или индивидуальная

Взаимодействие с родителями обучающихся

Родители не включены в образовательный процесс.

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.

Выставки работ обучающихся.

Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.

нет портфолио обучающегося;

основная оценка- оценка учителя;

важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;

ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения;

Исходя из выше сказанного можно выделить следующие основные требования к современному уроку биологии по ФГОС.

5.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Ученик должен удерживать цель в течение всего урока.

В ходе самооценки ученик должен чётко знать, за что ставится «5», за что «4», за что «3» и «2».

Обязательный тип заданий на каждом уроке – исследовательская деятельность ребёнка (маркировка, группировка, подведение под понятие и т.д.).

На каждом уроке должны применяться информационно – коммуникационные технологии: как инструмент деятельности учителя, как инструмент формирования УУД, как источник информации.

Большая часть урока должна отводиться самостоятельной работе учащихся. Но для её выполнения учитель должен грамотно сконструировать урок. Для успешной самостоятельной работы учитель обязан дать подробную инструкцию, задать пошаговый алгоритм в виде опорного конспекта, показать образец решения, несколько раз повторить, т. е обеспечить ребёнку усвоение. А затем учитель выступает лишь в роли консультанта, освобождает место ученику для приобретения его собственного опыта. У хорошего учителя должен быть лёгкий шумок на уроке.

На каждом этапе должна повторятся тема урока и возвращение к её цели.

На каждом уроке должна присутствовать коллективная работа учащихся. Многие цели решаются в ходе этой работы, но главная — заставить детей говорить, проговаривать, учить общению и сотрудничеству.

На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия. Ученик сам заполняет лист самооценки и если он её завышает, а тест показал обратное, то это предмет для разговора.

6. Краткое описание методических приемов из личного опыта работы.

Учителем биологии в нашей школе я работаю 22 года. В 2012-2013 уч. году мы начали изучение биологии и экологии по новым ФГОС второго поколения, в основе которого лежит формирование УУД.

Главной и значимой целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать пути её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться.

Мне хотелось бы привести примеры методических приемов при проведении комбинированного урока биологии и экологии.

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК»

Например, на уроках биологии и экологии в 5-7 классах я начинаю урок с шуточного стихотворения:

Громко прозвенел звонок-

Наши ушки на макушке.

Глазки хорошо открыты.

Ни минутки не теряем.

Преподаватель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.

Например: на доске цитата «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» Козьма Прутков

2.Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности

Например, по биологии в 6 классе при проведении темы урока «Видоизменения побегов»

Я выношу черный ящик и задаю вопрос классу: Что же у меня в черном ящике?

Чтобы ответить на вопрос, я загадываю загадки.

Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу. (лук)

Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель)

В земле веревочка,

А в ней – кладовочка». (корневище)

Ответить на мой вопрос : «Каковы же тема и цель нашего урока?» помогают ребятам первые буквы отгадок к загадкам.

3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ

«ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ»

Преподаватель вместе с учащимися обсуждает вопрос: насколько качественно выполнено домашнее задание.

При изучении темы «Половое размножение» в 9-10 классах провожу проверку знаний предыдущей темы в форме игры.

Игра «Я знаю что…»

Оборудование для игры: черный ящик, а в нем клубень картофеля, плодовое тело гриба, дрожжи, луковица, папоротник, скелет морской звезды, цветковое растение (например герань, бальзамин)

Используя полученные знания на уроке, объясните, каким способом размножаются организмы, находящиеся в черном ящике.

Из ящика учащиеся по одному достают: клубень картофеля, плодовое тело гриба, дрожжи, луковица, папоротник, скелет морской звезды, цветковое растение (например герань, бальзамин).

В каждом отдельном случае начинают объяснение со слов «Я знаю, что ….». (например: «Я знаю, что в плодовом теле гриба образуются многочисленные споры, при помощи которых он размножается. Такой способ размножения, называется, спорообразованием».

4.«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…)

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Пример: тема в 5 классе по биологии «Лишайники».

Чтобы привлечь внимание к новой теме я начинаю рассказ о том, как в библии рассказывается о народе, который много дней брел по пустыне, по колено утопая в песке. Все припасы были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскаленный песок. Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, и казалось, что они падали с неба.

«Манна, манна! С небес падает манна!» Все, кто мог, бросились собирать комочки, жадно их стали есть. Насытившись обрели силу и закончили свой трудный путь.

Что это за «манна»?

Только в 1772г. русский ботаник П.С.Паллас доказал, что манна – это лишайник, перекатываемый ветром по пустыне. Он съедобен. Стали обращать внимание на эти организмы и в конце 18-начале 19 веков. Возникла наука «лихенология», а в 1860 году возник термин «лишайники». Наука сравнительно молодая, хотя лишайники появились на Земле более 100млн лет назад.

5.ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

«РАБОТА В ГРУППАХ»

Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

При изучении темы «Среды обитания организмов» в 5 классе проводится , например, такая групповая работа. Раздаю ребятам рабочие листы:

Водное млекопитающее. Форма тела обтекаемая, кожа не имеет шерстного покрова. Конечности представляют собой ласты. Плавают в воде при помощи хвостового плавника. Питаются рыбой, моллюсками.

Зверь обладает мощным телосложением. Голова на короткой шее, лапы короткие, хвост не заметен, скрыт в густой коричневой шерсти. Лапы сильные с большими когтями. Питаются растениями, сладкими ягодами, мелкими животными. Зимой залегают в берлогу.

Эти животные передвигаются по земле на двух ногах и способны к полету. Тело их покрыто перьями. При размножении они откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой. Они строят гнезда на деревьях.

Эти животные могут жить только в воде. Форма тела у них разнообразная. Кожа покрыта чешуей. На ощупь скользкая. Имеют плавники, с помощью которых передвигаются м защищаются.

Крылья этих насекомых покрыты чешуйками. Цвета и формы чешуй зависят окраска крыльев и рисунок. Питаются нектаром цветков. Считают, что они появились на Земле одновременно с цветами.

Сильный, умный и неутомимый зверь. У него хорошо развиты клыки. У него превосходное обоняние, может отыскивать свою добычу по следам и долго преследовать ее. Является хищником, живут семьями.

Найдите признаки следующих животных: бабочки, медведя, рыбы, птицы, кита, волка.

6.ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД

Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.

Учащимися в таблице сравниваются два схожих объекта, процесса и т.п.

Рефлексию провожу различными способами. Например :

Игра «Пчелиный улей » Приём используется после подачи нового материала. Прошу обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях.

Особое внимание уделяю рефлексии. Часто провожу рефлексию таким образом:

сегодня я узнал…

урок дал мне для жизни…

По ходу контроля знаний происходит к оррекция, способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки и самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

При подаче домашнего задания можно использовать прием «Сочинялка»

Задаются творческие задания – написать сочинение-сказку. Например, такие темы: «О чем рассказал лист», «Сказка о капельке воды», «Разговор деревьев о своем назначении», «Спор овощей о витаминах» и т.д.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

— главной целью урока является развитие каждой личности в процессе обучения и воспитания;

— на уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению;

— на уроке реализуется деятельностный подход;

— организация урока динамична и вариативна;

— на уроке используются современные педагогические технологии.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

8.Список использованной литературы.

Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс , 2011 г.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г.

Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М., 2010 г.

Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны /Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010 г. — № 2.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010 г.

Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.

Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.

Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. /Минск: Белорусский верасень, 2009 г.

Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.

Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность / М.: Чистые пруды, 2010 г.

Источник

Читайте также:  Путешествие совершаемое с целью отдыха 6 букв
Оцените статью