Презентация «По Есенинским местам»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сергей Есенин Подготовила ученица 6 класса Козлова Анна Презентация по материалам поездки «По Есенинским местам. Константиново»
Двор около усадьбы
Чемоданы для путешествия
Презентация по материалам поездки «По Есенинским местам. Константиново»
Есенин о Константине.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная морщь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Номер материала: ДБ-1330664
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Методическая разработка по литературе «Путешествие в мир биографии С.Есенина» в форме виртуальной экскурсии
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное образование «Курумканский район»
Районное Управление образования
МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа № 1
Районный фестиваль «Есенинские чтения»,
посвященный 120-летию со дня рождения, 90-летию со дня смерти
русского поэта С.А.Есенина и Году литературы в Российской Федерации
Методическая разработка по литературе
«Путешествие в мир биографии С.Есенина»
Разработал: Буралова З.Г.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Курумканская СОШ №1»
с.Курумкан, 2015 г.
Цель виртуальной экскурсии :
образовательные – познакомить с основными вехами жизни С.А.Есенина, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни;
развивающие – развить чувство прекрасного, умение читать стихи;
воспитательные — пробудить интерес к поэту, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.
развивать у учащихся познавательную активность,
развивать умение ориентироваться в информационном пространстве, навыки работы с различными источниками информации, умение интерпретировать полученную информацию
совершенствовать навыки коммуникативного общения, навыки сотрудничества, творческие способности.
Тип урока : комбинированный
Форма проведения урока : виртуальная экскурсия
Оборудование :
• компьютер , подключенный к сети Интернет;
• мультимедийный проектор;
• экран;
• презентация Microsoft Office PowerPoint-2010
Ресурсы Единой коллекции ЦОР и ФЦИОР
диски с за писью музыкальных произведений Р. Шумана, Л.Бетховена, В. Моцарта, П. Чайковского.
Выставка книг С.Есенина
«Я сердцем никогда не лгу»
«На земле, мне близкой и любимой, эту жизнь за всё благодарю»
Ход виртуальной экскурсии:
1 . Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых выдающихся представителей лирической поэзии XX века Сергеем Александровичем Есениным, которому нынче исполнилось 120 лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти. Он вошел в русскую поэзию как певец родной земли, тонко чувствующий и вдохновенно воспевающий красоту и поэтичность русской природы. Поэзия наполнена чувством искренней сыновней любви к родному краю, чувством сопричастности к происходящему вокруг.
Уже ранние стихи Есенина отличались самобытностью и свежестью образов, были наполнены шорохом листьев и шумом дождей, многоцветьем красок, пьянящим ароматом. И особенность его поэтичного мышления заключалось в том, что через образы родного края он постигал сложность бытия, человеческих судеб, жизнь собственной души.
Сегодня мы имеем возможность перенестись назад, в прошлое, и увидеть некоторые моменты из жизни Сергея Есенина . Мы совершим виртуальную экскурсию в мир биографии С.А.Есенина. Но необычность нашей экскурсии в том, что вы познакомитесь с жизнью поэта в его фотографиях, с его письмами и стихотворениями, с людьми, с его любимыми женщинами, чьи судьбы близко соприкасались с судьбою Есенина.
I . Групповая работа. Вам предстоит работать в команде. Каждая группа получает листы-путеводители, в которых вы можете во время нашего виртуальной экскурсии (при просмотре видеороликов, видеофильмов, презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия, даты, основные моменты. После нашего возвращения из виртуальной экскурсии вам предстоит, используя ваши записи и «фотографии», которые вы сделаете во время экскурсии, рассказать о поэте.
– Не забывайте, что, работая в команде, нужно помогать друг другу, выслушивать мнения друг друга, каждый человек команды вносит свои идеи и старания в общее дело.
Таблица 1. Путеводители
семья, родной край (1 гр.)
Любовь, семья в жизни поэта (3 гр.)
Основные темы творчества
II . З накомство учащихся с материалами на сайтах.
1. Сбор информации. Обмен информацией.
2. Создание практической работы.
Рассказ учителя: Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие. Богатейший материал по есенинским местам представлен на сайте http://poznamka.com.tw/?p= HYPERLINK «http://poznamka.com.tw/?p=14354″14354 .
Откроем этот сайт, нажмите ctrl и щелкните ссылку.
И мы с вами оказались в с.Константиново, где родился великий поэт Сергей Есенин. Мы видим усадьбу Есениных, Земскую школу, церковь Казанской иконы Божией Матери, музей-поэмы «Анна Снегина», дом священника Смирнова да и просто полюбуемся фантастическими видами на Оку, которые вдохновляли поэта на написание удивительных стихов.
Группа чтецов читает стихотворения:
«В хате», «Сестре Шуре», «Письмо матери»
Далее мы отправляемся в виртуальную экскурсию в Московский государственный музей С.А.Есенина ( http://esenin-museum.ru/virtual_tour HYPERLINK «http://esenin-museum.ru/virtual_tour4″4 ) и совершаем виртуальную экскурсию по экспозиции музея.
Откроем это сайт, нажмите ctrl и щелкните ссылку.
Группа чтецов читает стихотворения:
Рассказ учителя: В вестибюле музея нас встречает обилие цветов и зелени константиновского разнотравья. Мы видим рукописи юношеских стихотворений поэта, первый поэтический сборник «Радуница» (Петроград, 1916 г.), первые положительные отклики критики, публикации С.А. Есенина в детских журналах – «Мирок», «Проталинка», «Млечный путь», скульптурный бюст А.С.Пушкина. «Пушкин – самый любимый мною поэт. » — признавался С.Есенин. Заканчивается экспозиция в Белом зале, где собраны скульптуры, рукописи, портреты, партитура и мн.др. человека, чьё творчество не перестаёт волновать человечество.
Всем известно, что фотография порой может рассказать намного больше, чем тысячи простых слов или какие-то сухие факты биографии. . Случайные снимки всегда наиболее важны, а кажущиеся на первый взгляд незначительными моменты всегда самые драгоценные.
Предлагаю вашему вниманию подборку редких фотографий С.Есенина, на которых он запечатлен в довольно интересных и непривычных образах.
Просмотр мультимедийной презентации «Жизнь С.Есенина в фотографиях»
А сейчас, ребята, мы услышим голос великого поэта и прослушаем стихотворение «Край ты мой заброшенный». Для этого откройте Единую Коллекцию Цифровых Образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru ). Откроем это сайт, нажмите ctrl и щелкните ссылку.
I II. Работа в группах (10 минут)
– Мы вернулись из нашей виртуальной экскурсии и сейчас нам предстоит обработать и оформить всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии. Посмотрим, как вы справились с заданием.
Выступление учащихся (групповая поисковая работа)
Рассказ учителя: Спасибо за ваши рассказы.
Мир Есенина находится в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы. Есенин был полон светлой поэтической силы. Стихи, полные обжигающей чистотой чувств, сердечной правдой, болью больших страстей, ударили по сердцам. Они прозрачны и чисты. В них и восторг, и любовь ко всему живому, и печаль большого сердца.
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
Завершает жизненный путь лирического героя и самого поэта последнее стихотворение, написанное кровью за день до трагического конца: «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Погиб Есенин – человек, но «предназначенное расставанье/обещает встречу впереди».
Началось бессмертие Поэта…
Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котенка,
Руки милой – в лебедей,
Светлый месяц в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта. (Николай Кутов)
Учитель: О дно дело просто слушать и рассуждать, и совсем другое – видеть, слушать и представлять. Картины, портреты, рисунки, фотографии являются важным дополнением к нашему уроку. Видеть о ком говорит учитель, заглядывать в личное пространство поэта через его мебель и предметы быта, через его фотографии помогает вам понять душу и мысли С.Есенина.
На этом, ребята, наша экскурсия подошла к концу.
• Какое чувство вы испытали на сегодняшнем уроке?
• Можно ли виртуальную экскурсию на уроке считать продуктивным методом работы?
V . Домашнее задание:
Написать сочинение-эссе: «Моё открытие Есенина»
Список литературы и интернет-ресурсов.
1.Википедия. Свободная энциклопедия.
Сборники стихов Есенина
2. Занковская Л.В. Новый Есенин. – М., «Флинта”, 1997 г.
3. Е. Гусляров и О. Карпухин. Есенин в жизни. – Калининград, 2000 г.
4. Ю. Прокушев. Воспоминания о смерти С. Есенина. – М., 1965 г.
5. Гулин А.В. «В сердце светит Русь…” (Духовный путь Сергея Есенина). Литература в школе №4, 2001 г.
6. Есенин С.А. Материалы к биографии. – М., «Историческое наследие”, 1993
7. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. – М., «Советская Россия”, 1978 г.
Источник
Внеклассное мероприятие «Путешествие по есенинским местам»
«Путешествие по есенинским местам»
Форма мероприятия: заочное путешествие.
Цель: Познакомить учащихся с дорогими для С.Есенина местами.
Показать поэтическую красоту лирики С.Есенина.
Углубить знакомство с биографией писателя;
Определить влияние эпохи и времени на формирование мировосприятия поэта;
Прививать детям любовь к есенинской поэзии.
Оборудование: карта- путеводитель, портреты С.Есенина и его современников, репродукции картин, музыкальное оформление, видеомагнитофон.
Учитель. Рядом с портретом С.Есенина вы видите две даты:
3 октября 1895год
28 декабря 1925год
Первая – дата рождения, вторая смерти. 30 прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин ни раз бывал, в старину говорили:
30 лет человек должен учиться,
30 – путешествовать и
30 – писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял.
Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину» ( слова написаны на доске как эпиграф).
То, что оставил поэт, это очень много, это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Для того, чтобы понять этот мир, надо заглянуть в те места, где формировалась личность поэта.
Сегодня мы отправимся на экскурсию по тем местам, которые были памятны и дороги Есенину. Представьте, что вы сели в поезд «Красная стрела». На каждой станции вас будут встречать экскурсоводы, которые помогут ярче увидеть время поэта.
Голос диктора : Поезд «Красная стрела» прибыл в село Константиново.
1-ый экскурсовод. Мы рады вас приветствовать на Рязанской земле в селе Константиново. Здесь родился и провёл детство и юность С.Есенин.
Трудно, а вернее, почти невозможно понять до конца поэта, движение его души, рождение его стихов, наконец, его судьбу не побывав хотя бы раз на той священной земле, откуда берёт начало его жизнь, его приход в мир, земле, которая с первых сознательных его шагов и до смерти будет наполнять его сердце неугасимой любовью к Отечеству.
Дом, который мы видим (экскурсовод показывает репродукцию с изображением Дома- музея С.Есенина в Константиново), построен отцом с матерью в 1909 году. В него Сергей приезжал на каникулы из школы, а потом уже знаменитым поэтом из Москвы. Этот дом он воспевал в стихах: «Низкий дом с голубыми ставнями…». Домик действительно низкий, особенно по сравнению с высоким домом деда.
2-ой экскурсовод . С трёхлетнего возраста Сергей Есенин жил и воспитывался в доме деда (из- за разлада отца с матерью). Здесь мальчик начал учиться грамоте по церковным книгам, что потом сказалось на его творчестве. В долгие зимние вечера дед читал ему библию и рассказывал «священную» историю, а бабушка пела народные песни. Сергей любил её сказки, которые пробуждали в нём творческое воображение – он пытался переделывать плохие концовки сказок на хорошие.
Мир, окружавший Есенина в детстве, — это обычный патриархальный деревенский быт:
Хомутный запах дёгтя.
Лампады кроткий свет.
Село Константиново раскинулось на берегу Оки (демонстрирует картину с пейзажем села Константиново). Взору открываются необъятный простор заливных лугов, убегающие в даль перелески, а у самого горизонта дымка лесов Мещеры. С двух сторон обступали село помещичьи владенья, поэтому огороды у крестьян были малы, дома с соломенными крышами теснились один возле другого. Эти места отличались необычной природной красотой. Нередко Есенин один бродил в окрестностях села среди холмов. Любимым местом его уединения была старинная плита, которая находилась на кладбище за церковью на крутой горе.
Стихи Есенин начал писать рано, лет 8 – 9. Это были стихи о природе, которые свидетельствуют о том, что картины природы для него были теми дрожжами, на которых восходила его поэзия. Его глаз был удивительно цепок, а язык неподражаемо изобретателен, ёмок, даже афористичен.
Есенин не раз говорил о том, как много значили для него не только образный строй русского фольклора, частушек, песен, сказок и духовных стихов, но и впечатления родной природы, «уличной» жизни, не похожей на домашнюю: ширь полей и синь небес, голубая гладь озёр, луна стоящая «стоймя в воде». Вопрос о том, когда Есенин стал поэтом, до сих пор остаётся неясным и порождает легенды. Согласно авторским датам, стихи, отмеченные неповторимостью его поэтического голоса, «Вот уж вечер. Роса…», «Там, где капустные грядки…», «Выткался на озере алый свет зари…» написаны в 1910 году. К тому времени Есенину едва исполнилось 15 лет. Он окончи Константиновское земское училище и продолжал образование в Спас- Клепиковской учительской школе. Очарование этих ныне хрестоматийно известных строк испытывает каждый, кто берёт в руки сборник стихов поэта. Послушайте одно из таких стихотворений.
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где- то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Как зимой у печки.
Как большие свечки.
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
1-ый экскурсовод . Есенин всё больше испытывал потребность писать стихи, задумывался над тем, чему посвятить себя в будущем. После окончания школы начинающий поэт с тетрадкой своих стихотворений отправляется в Москву.
И мы желаем вам приятного путешествия.
Голос диктора . Поезд отправляется со станции Константиново в столицу нашей родины – Москву. (Звучит музыка, песня на стихи С.Есенина)
3-ий экскурсовод . В августе 1912 года Есенин приехал в Москву, к отцу с надеждой опубликовать в печати свои стихотворения. Здесь молодому поэту приходится зарабатывать на хлеб службой в мясной лавке, а затем в конторе книгоиздательства «Культура» и типографии товарищества И.Д.Сытина. Позднее он сближается с группой демократических писателей, посещает народный университет, в свободное от занятий и работы время пишет стихи.
Литературная среда, окружавшая Есенина в Москве, не удовлетворяла его: это были по преимуществу писатели- самоучки, с не большим творческим опытом. Но городская жизнь оказала положительное влияние на творчество поэта. Ослабла романсовая струя в его лирике. Однако С.Есенин не смог до конца разобраться в культурной и общественной жизни города. Разделяя свободолюбивые идеи простого народа, он искал свой, «крестьянский путь» к правде эпохи. В своих письмах из Москвы к друзьям Есенин выражал мучительные поиски идеала в жизни и литературе, неприятие культуры города, литературных героев современных ему писателей.
Есенин полагал, что человек может стать счастливым только тогда, когда между человеком и природой установится духовная близость, гармония.
4- экскурсовод. В это время поэт создаёт в своём творчестве романтический образ Руси. Поэтический дар Есенина развивался стремительно. За три года жизни в Москве им были написаны стихи, которые позже принесли ему славу: «Край любимый! Сердцу снятся…», «Край ты мой заброшенный», «Гой ты, Русь, моя родная…».
В этих стихах, проникнутых чувством святости природы и исполненных песенного лиризма, воплощены красота русской земли, её живые краски и звуки. В своих стихотворениях поэт обращается к чувствам читателя, заставляет их «мыслить и страдать». Есенин рассказывает о простых, естественных чувствах. Поэт живёт радуясь и печалясь, наслаждаясь самой жизнью; естественно льётся из его груди всё, что он чувствует.
Послушайте стихотворение, написанное в Москве, в 1914 году.
Чую радуницу божью –
Не напрасно я живу,
Припадаю на траву.
Между сосен, между ёлок,
Меж берёз кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.
Он зовёт меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.
Голубиный дух от бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.
Льётся пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В богородицын покров.
3-ий экскурсовод. Есенин, несомненно, тянулся к славе, тянулся к свету столиц, но этим он ничуть не отличался от десятков тысяч юношей, чувствовавших в себе поэтическую одарённость и вступавших в самостоятельную жизнь накануне «роковых лет» России. Разница была лишь в том, что у Есенина оказался Божий дар поэта, и он сумел его сохранить и развить.
И Есенин один из немногих крестьянских юношей сумел не только овладеть основами поэтического мастерства, но и зарекомендовать себя в качестве профессионального и популярного поэта во второй столице – Москве. Кроме того, он был смел, уверен в себе, верил, что ему море по колено. Не имея никаких связей и знакомств, он лихо отправился покорять северную столицу, считая, что настоящим, признанной всей Россией поэтом можно стать только в Петрограде.
Голос диктора : Поезд «Красная стрела» прибывает в Петербург.
5-ый экскурсовод. Прямо с вокзала Есенин отправился на Офицерскую улицу на квартиру Александра Блока (экскурсовод показывает портрет А.Блока). Не застав Блока дома, написал ему записку: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотелось бы зайти часа в 4. С почтением С.Есенин».
С лёгкой руки Александра Блока, давшего Сергею Есенину рекомендательные письма для поэта Сергея Городецкого и влиятельного журналиста из «Биржевых ведомостей» Михаила Мурашова, начинается взлёт есенинской известности в северной столице. Поэта наперебой стали приглашать в салоны петербургских меценатов и на литературные вечера. Здесь Есенин знакомится с М.Горьким, В.Маяковским, А.Толстым, О.Мандельштамом и другими писателями. Особенно тесные отношения сложились у Сергея Есенина с Николаем Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех у публики и приносили приличный доход, во всяком случае, достаточный для жизни в столице.
В выступлениях на эстраде Есенину особенно помог талант чтеца. До наших дней дошла зарисовка есенинского чтения, сделанная Владимиром Чернявским, студентом и начинающим поэтом тех лет : «С радостью начал он чтение стихов… Первое впечатление нас совершенно пронзило – новизной, трогательностью, настоящей плотью поэтического чувства. Он читал громче, чем говорил, в обычной, идущей прямо к сердцу «есенинской» манере, которую впоследствии только усовершенствовал, потряхивая своей мальчишеской жёлтой головой и немного напевно. …простые ритмы рубились упрямо и крепко без всякой приторности.
Ему не давали отдохнуть, просили повторить, целовали его, чуть не плакали…»
Мы предлагаем Вам посмотреть фрагмент из художественного фильма «Сергей Есенин», где поэт так эмоционально читает свои стихи.
Экскурсовод : Есенинский поэтический мир – это своеобразный диалог стихов и жизни.
Главным событием в жизни Есенина до призыва в армию является выход его первой книги «Радуница». Само название книги вызывает ассоциации с народной жизнью (радуница- весенний обрядовый праздник встречи весны и поминовения усопших).
В Петрограде Есенин встретил революцию. Он пережил её как резкое и внезапное обновление жизни. Это событие дало богатый материал для его поэзии. Революция в стихах 1917 года предстаёт как благая весть для народа.
Постоянно расширяется круг литературных знакомств Есенина. Так, в 1917 году он познакомился с Андреем Белым. Тот вспоминал, что в Есенине его «поразила одна черта, которая потом проходила сквозь все воспоминания и все разговоры. Это – необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность». Потом Белый так и не смог понять и поверить, что чуткий, нежный юноша превратился в буйного скандалиста. Поэзия и общественная жизнь занимали всё время Есенина. Он женился на красавице Зинаиде Райх, у них родилась дочь, но семье Есенин не уделял достаточного внимания. Этот брак продлился недолго.
Во всех отношениях Петербург был дорог и значим для Есенина на протяжении всей жизни. Он ни раз уезжал отсюда, но всегда возвращался.
Голос диктора : Наш поезд пересёк границу России, желаем приятного Вам знакомства с Европой и Америкой.
В 1922 году Есенин принял решение поехать в Западную Европу и Америку со своей очередной женой Айседорой Дункан. Роман с Айседорой оказался самым бурным и драматичным в жизни Есенина. Их встреча была, что называется предрешена. С первого мгновения они ощутили не просто взаимную душевную близость. Оба они – и Дункан, и Есенин – отличались редкой широтой, душевной щедростью и мотовством. Дункан проматывала состояния своих мужей и свои собственные гонорары не глядя. Есенин точно так же поступал со своими жалкими заработками. И оба они были по существу бездомными людьми.
В поездке с женой за границу Есенин преследовал творческие цели. Он хотел показать Западу русского поэта, наладить издание книг русских поэтов за границей.
В первый же день поездки Есенин дал интервью одной из берлинских газет, главной фразой которого была:
С мая 1922 года до начала августа 1923г. Есенин побывал в Германии, Франции, Италии, США и других странах. На Западе поэт увидел бездушие людей, власть денег над всем, и был ужасно этим разгневан.
Во время заграничной поездки у Есенина состоялось много важных встреч, которые оказали влияние на дальнейшее творчество поэта. Наиболее памятной из берлинских встреч Есенина была его новая встреча с М.Горьким. ( Обращаем внимание на портрет М.Горького ).
Горькому бросился в глаза контраст между поэтом и его новой подругой. И он, и она были одарёнными людьми, полюбившими друг друга, но многое их разделяло: и разница в возрасте (Дункан была на семнадцать лет старше Есенина), и языковой барьер (она владела тремя европейскими языками, но по-русски могла произнести лишь несколько слов; он говорил только по-русски), и резкое несходство натур. По впечатлениям Горького, эта знаменитая женщина, отягощенная возрастом и славой, «рядом с маленьким, как подросток, изумительным рязанским поэтом, являлась совершеннейшим олицетворением всего, что ему было не нужно».
Всё путешествие Есенина по зарубежным странам протекало под ощущением недовольства существующим в мире порядком, положением культуры.
В путешествии Есенин работал меньше, чем обычно. Он работал над поэмами «Страна негодяев» и «Чёрный человек».
Поездка на Запад дала ему возможность увидеть собственную страну издалека, а тот иной мир – вблизи.
Вот так Есенин говорил о своей поездке за границу:
…Да, я скандалил…мне это нужно было, чтобы они меня знали, чтобы они меня запомнили. Что, я им стихи читать буду? Американцам – стихи? Я стал бы только смешон в их глазах. А вот скатерть со всей посудой стащить со стола, посвистеть в театре, нарушить порядок уличного движения – это им понятно. Если я это делаю, значит, я миллионер, мне значит, можно. Вот и уважение готово, и слава, и честь! О, меня они теперь помнят лучше, чем Дункан!
Возвращение на Родину было настоящим праздником для поэта.
Пребывание поэта за границей, неудовлетворившее его, способствовало усилению упаднических мотивов в творчестве Есенина. Поэт мучительно искал новых творческих путей. Эти поиски привели его в Грузию.
Диктор: Поезд…прибыл в закавказские республики. ( Звучит песня «Шагане, ты моя Шагане!»).
Большим событием в жизни Есенина были его поездки в закавказские республики. За последние годы жизни он бывал там трижды, каждый раз набираясь новых впечатлений и с радостью отдавая себя творческому труду.
Восток – родина замечательных тонких лириков: Хайяма, Саади, Фирдоуси, — родина затейливых волшебных сказок и искусной сказительницы Шахерезады, страна роз и тюльпанов, звездочётов и мудрецов… Прикосновение к нему целительно для больной страдающей души, для сердца, утратившего опору в мире… Оно может возродить к новой жизни, одарить силой, энергией, вдохновением.
К Востоку, к которому он давно чувствовал какую-то неизъяснимую близость, устремилось сердце Сергея Есенина. Ощущая глубинную связь России и Азии, он пишет:
Ты, Расея моя… Рас-сея…
Эти места ( демонстрируются репродукции картин с изображением Кавказа) привлекали Есенина своей романтичностью, своей манящей загадочной далью. Поэт надеялся на новые впечатления, рассчитывал, что сможет здесь плодотворно поработать с экзотическим материалом. Период с 1924 по 1925 год был самым ярким периодом в его творчестве. В Тефлисе он уже не жаловался на усталость, на душевное одиночество. Наоборот, его стих наполнился новым светом. Сам поэт был счастлив порывом творческого вдохновения и успехом его произведений.
В Баку Есенин встречается с Бакинскими рабочими, писателями, журналистами; выступает перед студентами. В газете «Бакинский рабочий» печатаются часто стихи поэта и впервые напечатана поэма «Анна Снегина».
В Грузии у Есенина появилось много новых друзей – поэтов. Он с интересом знакомился с жизнью и культурой этих мест. Рассказы бакинских, тифлисских и батумских друзей послужили важными источниками для «Персидских мотивов». В этом цикле стихов поэт остаётся верен теме родины и всего национального, здесь же он и певец вечных человеческих чувств, и блистательный лирик природы. Есенин в это время будто отстранился от суеты и социальных и прочих потрясений, погрузился в гармонию чужого края и с истиной восточной мудростью пристально вглядывается в мир и в самого себя, ища ответы на мучительные вопросы.
Силой своего воображения Есенин создаёт в «Персидских мотивах» живую атмосферу Востока, полусказочной страны Персии – «голубой родины Фирдуси»…
Обычные жизненные факты становятся в «Персидских мотивах» источником удивительных по своей художественной выразительности стихов. Столько сердечной, кристальной чистоты в отношении поэта к «милой Шаганэ»:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Гуманность, чувство дружбы, искренность и романтичность, сочетание восточного колорита с поэзией русских раздолий, завершённость и красота формы – всё это в «Персидских мотивах» показывает, как светла и чиста была песнь любви, которую пело сердце поэта.
С Кавказом связаны светлые воспоминания поэта. Надеемся, что и вам было интересно познакомиться с теми местами, где проводил время великий поэт.
Надеюсь, Вам понравилось заочное путешествие по тем местам, где бывал Сергей Есенин, и вы смогли узнать о его жизни что-то новое. Не зная судьбы поэта, невозможно понять Мир его произведений. А впереди нас ждут уроки, на которых мы рассмотрим самые яркие, интересные и сложные стихотворения и поэмы Сергея Есенина.
Источник