Открытый урок по геометрии «Путешествие в музей геометрии». 7 класс.
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему
Открытый урок по геометрии «Путешествие в музей геометрии». 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_geometrii_puteshestvie_v_muzey_geometrii_7_klass.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 24»
«Путешествие в музей геометрии»
(для учащихся 7 класса)
Гаранкина Галина Александровна,
Тип: комбинированный, с применением компьютерных технологий
Образовательные – познакомить обучающихся с историей возникнов ения геометрии; с великими учеными – геометрами;
— закрепить знания, связанные с первыми основными геометрическими понятиями: точка и прямая, с их условными обозначениями; с простейшими геометрическими фигурами на плоскости.
Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность обучающихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, интеллектуальные качества личности школьников такие, как самостоятельность, гибкость, способность к оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы; формировать умения четко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательные – прививать обучающимся интерес к предмету с помощью изучения истории и развития науки, применения информационных технологий (с использованием компьютера).
– приложения к уроку на каждую парту;
— набор геометрических тел;
– мультимедийный проектор; компьютер;
– электронное приложение к внеклассному мероприятию (презентация).
1. Организационный момент
Дидактическая задача: — подготовить обучающихся к работе на уроке.
Содержание этапа: — взаимное приветствие;
Цель: — организация внимания.
Учитель: Здравствуйте, любители геометрии. Садитесь. Я очень рада приветствовать вас на нашем уроке, который называется «Путешествие в музей геометрии». Открываем тетради, отступаем от последней записи 4 клетки, записываем на полях число, классная работа и тему урока «Путешествие в музей геометрии». Вас ожидает знакомство с историей возникновения геометрии; с великими учеными – геометрами; вы закрепите знания, связанные с первыми основными геометрическими понятиями: точка и прямая, с их условными обозначениями; с простейшими геометрическими фигурами на плоскости.
Хочу привлечь ваше внимание к тому, что после каждого раздела вам предстоит ответить на вопросы или выполнить задания. Поэтому, чтобы успешно с ними справиться вы должны очень внимательно слушать!
2. Изучение нового материала.
Зал 1 . История возникновения геометрии. Как она зарождалась?
Дидактическая задача : — познакомить обучающихся с историей возникновения геометрии;
Содержание этапа : — просмотр презентации;
Цель : — расширить кругозор обучающихся.
Учитель: Приглашаю вас пройти в первый зал нашего музея «История возникновения геометрии. Как она зарождалась?». Великий немецкий математик Вильгельм Лейбниц сказал: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет».
Заглянем в прошлое, когда зародилась наука геометрия.
Геометрия возникла еще в глубокой древности в связи с практическими потребностями человека.
Для первобытных людей важную роль играла форма окружавших их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, вкусные орехи от горьких. Особенно вкусными казались им орехи кокосовой пальмы. Какую они имеют форму? Форму шара. А добывая каменную соль, люди наталкивались на кристаллы. Имевшие форму — куба. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими формами. Специальных названий для геометрических фигур, конечно же, не было. Говорили: «такой же, как кокосовый орех» или «такой же, как соль»
Сами того не зная, люди применяли знания о геометрических фигурах и их свойствах в повседневной жизни: женщины, изготавливая одежду, охотники, изготавливая наконечники для копий, рыболовы, делая крючки из кости, чтобы рыба с них не срывалась.
Когда стали строить здания из камня, пришлось перетаскивать тяжелые каменные глыбы. И заметили, что перекатывать проще, если взять кусок дерева с почти одинаковой толщиной в начале и в конце. Так люди познакомились с каким из важнейших тел? Цилиндром.
Но не только в процессе работы знакомились люди с геометрическим фигурами.
Издавна они любили украшать себя, свою одежду, свое жилище бусинками, браслетами, кольцами, украшениями из драгоценных камней и металлов, росписью.
Развитие земледелия, строительства, ремесел и торговли требовали умения измерять и вычислять площади, объемы различных фигур и тел.
Древние египтяне были замечательными инженерами. До сих пор не могут до конца разгадать загадки огромных гробниц Египетских царей – Фараонов.
Задача про пирамиды
Обратите внимание на Парфенон в Греции, построенный в 447 году до н.э. и на Колизей в Риме, построенный в 80 г. н.э., которые для нас являются достопримечательностями, без математических знаний их невозможно было бы построить.
Таким образом, систематизация накопленных знаний о геометрических фигурах и их свойствах привела к созданию науки – геометрия. Как же образовалось это слово? Оно состоит из двух слов.
- Ребята, давайте подведем итоги — как же возникла наука геометрия? (она возникла в связи с практическими потребностями человека.
- Перед вами на столах лежат геометрические тела и фигуры. Давайте вспомним, о каких из них шла речь (шар, куб, цилиндр)
- Давайте подумаем, какие еще названия наук начинаются с ГЕО?
СЛАЙД 16 геология, геофизика
Зал 2. Великие геометры
Дидактическая задача : — познакомить обучающихся с великими учеными – геометрами;
Содержание этапа : — знакомство с интересными фактами из жизни этих великих людей;
Цель: — расширить кругозор обучающихся.
Учитель: Давайте пройдем в следующий зал музея «Великие геометры». Здесь вашему вниманию будут представлены одни из наиболее известных математиков, внесших огромный вклад в развитие геометрии.
Слайд 18, 19, 20, 21
К Пифагору: 22 треугольника.
К Евклиду: закрасили? А теперь поглядите внимательно, что же получилось? Закрашенной оказалась вся лента целиком! А ведь вы ее не переворачивали, да и не смогли бы перевернуть, потому что поверхность у этой ленты – односторонняя. Вот такое любопытное свойство!
Учитель: Геометрия продолжает развиваться. Истории также известны и другие имена. Имена русских ученых – Софьи Васильевны Ковалевской и Николая Ивановича Лобачевского.
Несмотря на то, что содержание геометрии расширилось далеко за пределы учения о земле, она по-прежнему продолжает называться «Геометрией».
Зал 3. Начальные геометрические сведения
Дидактическая задача : — закрепить знания, связанные с первыми основными геометрическими понятиями: точка и прямая, с их условными обозначениями; с простейшими геометрическими фигурами на плоскости.
Содержание этапа : — закрепление знаний;
Цель: — развивать память, подвижность и гибкость ума, сообразительность.
Учитель: А нас ждет новый зал музея «Начальные геометрические сведения». Геометрия дает не только представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит… А чему же нас учит геометрия? (рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить).
Давайте подумаем, при изучении фигур в геометрии берется ли во внимание из какого материала они сделаны, какого цвета, в каком состоянии находятся (твердое, жидкое, газообразное) . (НЕТ, это не берется во внимание)
Что же нас больше интересует при изучении геометрии? (нас интересует форма и размеры предметов).
Давайте вспомним разделы геометрии, из которых она состоит : планиметрия и стереометрия. Слайд 24.
- Задание: Написан ряд геометрических терминов. Из них выберите те, которые не изучаются в разделе планиметрия.
Параллелепипед, прямая, отрезок, треугольник, куб, квадрат, луч.
Учитель: Молодцы! Отлично справились с заданием.
Мы с вами начали изучать планиметрию.
- Давайте вспомним самые основные понятия планиметрии : точка и прямая.
- Давайте вспомним, как они обозначаются. (точка – большой латинской буквой, прямая – двумя большими или одной маленькой буквами).
- Давайте вспомним, каким может быть взаимное расположение точки и прямой.
- Давайте рассмотрим рисунок. Напишите точки, лежащие на прямой и не лежащие на ней, используя символы ∈ и ∉ .
- Будет ли точка G лежать на прямой АС? (да, если продолжить прямую)
Слайд 27 ЧЕРНЫЙ
- Начертите прямую СД, луч АВ и отрезок ЕК так, чтобы отрезок ЕК пересекал прямую СД, а луч АВ не пересекал прямую СД.
- Давайте подумаем, при каком условии отрезки или прямые пересекаются? (они должны иметь точку пересечения). Если затрудняются ответить, то наводящий вопрос: 9) Сколько общих точек имеют пересекающиеся прямые?
Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями.
- Давайте вспомним, сколько прямых можно провести через одну точку?
А через две точки?
- Предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед вами 4 точки. Через каждую их пару проведите прямую. Сколько получилось прямых?
12) Перечислите отрезки, изображенные на рисунке.
13) На прямой от точки А отложены отрезки АВ=13 см и АС=8 см. Найдите длину отрезка ВС.
3. Проверка усвоения изученного материала.
Зал 4. Занимательная геометрия.
Дидактическая задача : — развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление;
Содержание этапа: — выполнение заданий;
Цель : — развивать подвижность и гибкость ума
Учитель: Прошу вас перейти в следующий зал нашего музея «Занимательная геометрия». Проявите вашу сообразительность, логическое мышление и выполните верно предложенные задания.
Слайд 29, 30, 31, 32,33 задания со спичками
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Дидактическая задача : — подвести итоги занятия, поставить оценки за урок
Содержание этапа : — анализ достигнутых результатов, выставление оценок
Цель : — оценка личного участия на уроке.
Учитель: Дорогие ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Я очень рада, что вы посетили наш музей и почерпнули для себя много интересной информации. Познакомились с историей возникновения геометрии, людьми, внесшими лепту в ее развитие. Хочу отметить тех ребят, которые активно участвовали на уроке. Поставить оценки за урок. А теперь я предлагаю вам узнать самого себя. Создать ваш геометрический портрет. Перед вами геометрические фигуры: круг, треугольник и прямоугольник. Вам нужно составить человечка из этих фигур.
Сосчитайте, сколько вы использовали треугольников, кругов и прямоугольников. Какие фигуры вы использовали чаще всего? Если у вас больше кругов , то вы обладаете высокой чувствительностью, развитой способностью сопереживать и сочувствовать. Если у вас больше треугольников , то вы энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и, как правило, достигают их. Если у вас больше прямоугольников , то вы — любознательны, пытливы, у вас живой интерес ко всему происходящему и смелость, вы открыты для новых идей.
5. Домашнее задание.
Дидактическая задача : — записать домашнее задание.
Содержание этапа : — записывание домашнего задания
Цель : — закрепление учебного материала.
Учитель: А это вам, ребята, входной билет на следующее посещение музея. Выдать листочки с домашним заданием. Предлагаю вам продолжать развивать логическое мышление.
И закончить урок хочу словами моего коллеги, математика Вячеслава Викторовича Произволова « Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – значит пережить приключение ». Урок окончен. До свидания.
Источник
Внеурочная деятельность. Урок-экскурсия 5 класс. Геометрия в пространстве
« Люди, которые обучались геометрии только у
классной доски, «не привыкли замечать знакомые
геометрические отношения в окружающем нас мире
вещей и явлений, не приучались пользоваться
приобретенными геометрическими знаниями на
практике в затруднительных случаях жизни»».
(Предисловие к книге Я.И. Перельмана
«Занимательная геометрия» Б.А. Кордемский)
2. Знакомство с объектами местности.
3. Собрать материалы для их последующего использования на классных занятиях при изучении соответствующей темы
3. Самостоятельная групповая работа по заданиям.
4. Подведение итогов экскурсии.
5. Задание на дом.
познакомить учащихся с понятиями – «пространство», «размерность» и их взаимосвязью; пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать каждого ученика к учебной деятельности;
Развитие у школьников внимания, памяти, наблюдательности, зоркости, формирование общеучебного умения видеть через наблюдение, рассматривание и выделение отдельных математических граней окружающей действительности. «Дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души»(К. Д. Ушинский).
Совершенствование мышления, математической речи; лучшее ориентировка в окружающей действительности;
Помочь лучше понять учебный материал, осмыслить, усвоить его, прочно запомнить; поддержать и углубить интерес к учению, улучшить мотивацию. Пробудить познавательную активность всех учеников класса, а не только избранных; создать условия для сохранения здоровья и эмоционального благополучия школьников
Основные понятия и термины
Куб, параллелепипед, призма, конус, шар
Формы и методы обучения
Метод: Комбинированный (словесный, практический, исследовательский)
Формы: групповая, фронтальная
Предметные: учащиеся имеют начальные представления о многообразии пространственных тел, об их присутствии в повседневной жизни; приобретают навыки правильного выделения отдельных математических граней окружающей действительности .
Метапредметные : развивается умение проводить наблюдения в природе, фиксировать и оформлять их результаты.
Личностные: формируются коммуникативные навыки, умение наблюдать, дифференцировать, обобщать, договариваться, аргументировать свое мнение, моделировать.
Организационная структура урока
Организовывает вводную беседу, формулирует задачи экскурсии.
Знакомит с правилами поведения в природе и правилами техники безопасности во время экскурсии.
Слушают, расписываются в журнале по технике безопасности.
Личностные: осознание необходимости бережного отношения к здоровью.
В начале экскурсии учащимся предлагается следующее задание:
Однажды известный математик пытался объяснить своему знакомому поэту, что такое пространство. Тот долго его слушал, а в конце заметил: «Это все так. Я знаю, что пространство голубое и по нему летают птицы!»
А что для вас пространство?
На следующем этапе дает возможность познакомится с понятием пространство, имеющему отношение к геометрии.
Виды пространственных тел
Проводит учащихся по маршруту от объекта к объекту. Знакомит с видами геометрических фигур
Обращает внимание на разнообразие пространственных тел.
Мы живем в мире трех измерений. Представим себе дом и постараемся его описать.
Внимательно слушает ответы.
А как вы думаете, какие измерения нам нужны для описания дома?
Обсудите ваши предложения.
Нам понадобились три величины: длина, ширина, высота. Эти измерения мы используем ежедневно, говоря об окружающих нас предметах. Представим себе, что высота исчезла. Весь мир стал плоским, как лист бумаги. Остались только два измерения – длина и ширина. Какие геометрические фигуры могут жить в этом мире?
Учащиеся уточняют свои первоначальные предположения, действительно убеждаясь в том, что все, о чем говорится находиться вокруг нас.
Слушают, Наблюдают рассматривают всевзможные объекты, смотрят и любуются красотой геометрических форм.
убеждаются в том, что и параллелепипеды можно видеть в окружающем нас пространстве. выдвигают версии, связанных с выполнением, предложенного задания. Учащиеся имеют возможность дополнить ответ своего товарища на предложенные вопросы.
– вытаптывать на снегу геометрические фигуры;
– рисовать на асфальте, на снегу геометрические фигуры.
Познавательные : формулируют ответы на вопросы учителя; воспроизводят по памяти ранее полученную информацию о геометрических фигурах.
Дополняют и расширяют имеющиеся знания по данной теме
Личностные : сохраняют мотивацию к учению, деятельности и проявляют интерес к новому учебному материалу.
Коммуникативные: слушают учителя и одноклассников.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу: контролируют свои действия.
Самостоятельная работа учащихся
Организовывает выполнение заданий. Распределяет карточки- задания по группам .
Выполняют задания по карточкам- заданиям.
Коммуникативные: построение понятных для партнеров высказывания; умение слушать других; применяют правила сотрудничества.
Регулятивные: планирование своей деятельности; контроль последовательности действий, и согласовывают действия.
Познавательные : анализируют объекты, проводят сравнение, расширяют знания по изучаемой теме.
Личностные: проявляют интерес к изучаемому материалу.
Записи, рисунки в тетрадях (блокнотах), собранные фигуры
Подведение итогов экскурсии. Рефлексия
Задает вопросы: не было ли затруднений при выполнении заданий? Если имелись, то какие были затруднения и почему?
Оценка своих знаний, осмысление полученной информации
Отвечают на вопросы.
Регулятивные: адекватно воспринимают замечания учителя, осуществляют само и взаимоконтроль; прогнозируют результат и качество выполнения задания
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе беседы, сравнивают разные высказывания, допускают существование разных мнений.
Оценивание работы групп и отдельных учащихся на экскурсии
Комментирует домашнее задание. Оформить отчет о выполнении заданий.
Принимают к сведению учебную задачу и записывают в дневник
Источник