Урок экскурсия по обществознанию

Лекция: Школьные экскурсии по обществознанию в начальных классах и их значение

Одной из форм внеклассной и внеурочной работы является экскурсия.

В энциклопедическом словаре дается такое определение экс­курсии: «коллективное посещение в общеобразовательно-воспи­тательных целях достопримечательных мест, исторических памят­ников, музеев, производств и т.п.».

В кратком словаре иностранных слов: «экскуррия — коллектив­ное посещение музея, достопримечательного места, выставки и т.п., поездка, прогулка с общеобразовательной, научной, спортивной или увеселительной целью; группа лиц, совершаю­щая такую поездку, прогулку».

«Экскурсия — это форма общественно-просветительской ра­боты, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает тело или явление в его естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения», — заключает свои рассуждения один из осно­вателей экскурсионного дела в нашей стране В. А. Герд.

А. Ф. Родин и Ю. Е. Соколовский определяют экскурсию как осо­бую форму совместной деятельности учителя и учащегося по изу­чению предметов и явлений действительности в естественных ус­ловиях (исторические места, предприятия и т.п.) или в музеях, на выставках.

Все эти расхождения в определении сущности экскурсии но­сят неслучайный характер. Они вызваны задачами, которые ста­вились перед ней и ее содержанием.

Школьные экскурсии выполняют те же функции, что и уроки: обучающую, воспитывающую, развивающую. Вместе с тем экс­курсии по сравнению с классными занятиями имеют ряд преиму­ществ. Они позволяют сблизить методы обучения и методы науч­ного исследования — экскурсию можно рассматривать как аналог научной экспедиции.

В то же время на практике мы видим, что количество экскур­сий по сравнению с классными уроками незначительно — обыч­но не более трех—пяти в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты можно наблюдать в окрестностях школы, сво­его населенного пункта.

Читайте также:  Автобусная экскурсия по парижу это

Кроме того, проведение экскурсии связано с определенными организационными трудностями: проведению экскурсии может помешать погода; в городских школах при проведении экскурсий часто необходим транспорт; экскурсии, как правило, занимают больше времени, чем время, отводимое на урок, да и сама подго­товка к экскурсии часто требует от учителя большего времени, чем подготовка к уроку. Для начинающих учителей, студентов- практикантов проведение экскурсии часто связано с трудностями управления классом (поддержания дисциплины).

Дети часто воспринимают экскурсию как прогулку, на кото­рой можно вести себя свободнее, чем на уроках. Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экс­курсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира.

В зависимости от местонахождения и условий изучения объек­та можно выделить четыре в и д а внеурочных экскурсий.

1. Внемузейные — к объектам, наблюдаемым в естественных ус­ловиях;

2. Музейные — в специально созданные хранилища историче­ских документов, памятников материальной и духовной культу­ры;

3. Комплексные — сочетающие в себе в пределах той или иной изучаемой темы наблюдение объектов и явлений в разных условиях;

4. Краеведческие — по местному краю. Они могут быть и музей­ными, и внемузейными, и комплексными. Вместе с тем краевед­ческая экскурсия имеет одно существенное отличие: она всегда строится на местном материале, знакомит с фактами и события­ми, имеющими главным образом локальное значение.

Экскурсии можно подразделить на вводные и заключи­тельные.

Цель вводной экскурсии — получить непосредственные пред­ставления об изучаемых объектах для последующего их развития и обобщения в условиях классных занятий (выдерживается принцип «от живого созерцания к абстрактному мышлению»). На этой же экскурсии собираются материалы для их последующего использо­вания на классных занятиях при изучении соответствующей темы.

Остаются в силе и другие названные выше дидактические цели вводных занятий: мотивировка учения, возбуждение интереса к изучаемому вопросу и т. п.

Цель заключительной экскурсии — закрепить полученные зна­ния. Заключительная экскурсия проводится в конце изучения темы или всего курса. Например, при изучении темы «Основание Пе­тербурга» может быть проведена экскурсия «Петровский Петер­бург». Она может быть как вводной, и тогда главной целью ста­новится создание первоначального образа Петербурга времен Пет­ра I, так и заключительной — целью данной экскурсии является закрепление наглядного образа Петровского Петербурга. И если на вводной экскурсии главную роль играет учитель, он рассказы­вает, ориентирует учащихся в новом пространстве, то на заклю­чительной экскурсии функции учителя сводятся к заставкам, уг­лублению материала и обобщению, большое внимание должно быть уделено диалогу: учитель спрашивает — ученик отвечает, уточ­няет, он как бы закрепляет свои знания на основе непосредствен­ного восприятия города.

Задачи вводной экскурсии: образовательная — познакомить учащихся с историческими памятниками Санкт-Петербурга; раз­вивающая — стимулирование моторной и зрительной памяти при соотнесении слова учителя и образа объекта; воспитательная — осознание уникальности Санкт-Петербурга, бережное отношение к его наследию.

Задачи заключительной экскурсии: образовательная — закрепле­ние и углубление аудиторно полученных знаний; развивающая — формирование умения переносить аудиторно приобретенные зна­ния на реальный объект; воспитательная — осознание уникаль­ности Санкт-Петербурга, пробуждение таких чувств, как гордость за свой город, бережное отношение к его наследию, сопричаст­ность его судьбе, уважение к предкам и согражданам.

На вводной экскурсии вся деятельность — показ, рассказ, опи­сание, характеристика, справка — ложится на плечи учителя.

На заключительной экскурсии беседа и показ (анализ) сопро­вождаются беседой (используется серия наводящих вопросов).

Вводную и заключительную экскурсии отличает друг от друга разный уровень познавательной деятельности учащихся.

На вводной — воспроизводящий уровень, на заключительной — три уровня: воспроизводящий, частично-поисковый (идет строи­тельство, расскажите, что нужно сделать рабочему), исследова­тельский (представьте, что сфинксы заговорили).

Также различают экскурсии те к у щ и е и тематические.

Текущие экскурсии проводятся параллельно с классным изу­чением соответствующей темы. Чаще всего это предметные экс­курсии, посвященные какому-то одному вопросу.

Тематические экскурсии предполагают раскрытие содержания определенной темы учебного курса посредством наглядного изу­чения данного объекта или предмета. Тематические экскурсии могут вводиться в курс по желанию учителя в соответствии с решаемы­ми им задачами. Например, при изучении темы «Стрелка Василь­евского острова» целесообразно данный урок провести в форме экскурсии, так как все изучаемые объекты сохранились, этот факт позволяет сформировать реальный образ изучаемого объекта. Мо­гут быть проведены экскурсии по теме «Петропавловская крепость»: «Город в городе»; «Неужели эта крепость вправду крепостью была?» (рассказ о крепостных сооружениях); «Политическая тюрьма» (рас­сказ о Трубецком бастионе и Секретном доме).

На данном примере видим, что любой объект городской среды на тематической экскурсии может быть представлен, так как это­го требует непосредственно урок.

При всех различиях между экскурсиями организация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ:

1) определение темы и цели экскурсии;

2) выбор места и объектов для изучения;

3) разработка маршрута и подробного плана заключительной экскурсии;

4) знакомство с местами, которые предстоит посетить;

5) подготовка учащихся к экскурсии;

6) постановка групповых и индивидуальных заданий;

7) непосредственное проведение экскурсии;

8) закрепление и оформление собранного материала.

В основном методика проведения внеурочных экскурсий та же, что и учебных.

Предварительная подготовка к экскурсиям, как и к урокам, начинается при составлении перспективного плана, где указыва­ются темы экскурсий, определяются их места в системе других учебных занятий. Каждый из общих этапов организации требует от учителя тщательной и серьезной работы в выборе маршрута, времени экскурсии, в отборе объектов изучения, содержания ма­териала, возможности для отдыха детей и приемов организации деятельности детей на экскурсии. Желательно, чтобы учитель пред­варительно прошел намеченный маршрут, определил примерное время, затрачиваемое на движение, изучение объектов, отдых детей, определил задание для практических и творческих работ. Например, это может быть выполнение групповых и индивиду­альных заданий. В первом случае, еще в подготовительный период класс делится на группы (команды, бригады, звездочки). Учитель предлагает задания на внимательность, по сбору информации, по фиксации результатов наблюдения (зарисовки, фотографирова­ние, отзывы) для их последующего использования на уроках. Учи­тель предлагает задания по подбору стихов, разгадыванию зага­док, решению проблемных вопросов. Ведущими критериями от­бора материала должна стать яркость, образность материала, он должен быть интригующим, пробуждающим интерес к последую­щим урокам. Недопустима перегрузка материала излишними под­робностями. Сообщаемые факты должны работать на создание образа. Необходима правильная расстановка в содержании акцен­тов, соответствующих воспитательным задачам.

H. К. Крупская подчеркивала, что «экскурсии имеют громад­ное значение, но только в том случае, если они хорошо подготов­лены, а не выражаются в простом времяпрепровождении и про­сто в увеселительной прогулке».

Для учителя, в том числе и учителя начальной школы, остаются полезными советы по проведению экскурсий, выработанные на Павловской инструкторской экскурсионной станции еще в 1920 г. и оформленные в виде «десяти заповедей экскурсионного дела».

I. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и со­ставь план.

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными воп­росами.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слу­шать.

10. Закрепи экскурсию последующей проработкой материала.

При соблюдении этих правил организации экскурсии проис­ходит познание окружающего мира учащимися, расширение их кругозора, обогащение знаниями, развитие нравственных качеств личности.

В традиции российской школы — «создать ребенку социальную ситуацию развития» (Л. С. Выготский), среду общения, поле дея­тельности, которое невозможно заменить даже интересным уро­ком, чем и является внеурочная работа по обществознанию.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что обозначает термин «внеурочная работа»?

Источник

Урок — экскурсия
статья на тему

статья о значимости уроков экскурсий

Скачать:

Вложение Размер
urok_ekskursiya.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перед каждым преподавателем стоит вопрос: как заинтересовать студентов и сделать урок интересным. Одной из форм, которая позволяет повышать познавательный интерес, и является урок-экскурсия. Уроки этого типа делают процесс обучения более интересным, заинтересовывают студентов, заставляют думать, размышлять, логически мыслить, развивают наблюдательность. Экскурсия конкретизирует учебный процесс, программный материал, расширяет кругозор и углубляет уже имеющиеся знания учащихся.

Экскурсия позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью.

Актуальность темы обусловлена внедрением Федерального государственного образовательного стандарта, в котором особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно активные и нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность студентов, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Учебные экскурсии — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений и других качеств личности, подготовке студентов к практической деятельности и профессиональной ориентации.
Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями, дает представление о практическом использовании знаний в производстве.

Во время экскурсии на производство студенты знакомятся с предприятиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.

Уроки-экскурсии выполняют следующие функции:

Первая . С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их студенты, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
Вторая . Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
Третья. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить студентов с производством, с применением научных знаний в промышленности.
Четвертая. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности.

В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:

Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы.

Экскурсия по определенной теме .

Итоговая экскурсия , систематизирующая знания по разделу или курсу.

использование наглядной реальной информации для активизации познавательной деятельности учащихся

углубить знания по пройденному материалу

развивать умение применять знания теории на практике, умение сравнивать, делать выводы;

развивать наблюдательность, самостоятельность.

прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам экскурсии;

прививать интерес к избранной специальности.

При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий.
План урока-экскурсии

В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока .

  1. Организационно-мотивационная часть . Перед уроком-экскурсией преподаватель знакомит студентов с местом экскурсии, целью посещения, т.е. создает мотивацию студентов для успешной познавательной деятельности, проводит инструктаж по технике безопасности.
  2. Актуализация опорных знаний . Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть , в которой студенты должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы , делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия . Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Студенты делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги . Преподаватель оценивает работу студентов, дает творческие задания на дом : сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др.

Можно утверждать, что уроки-экскурсии вооружают учащихся знаниями и умениями практического характера, которые в будущем, несомненно, помогут стать им высококлассными специалистами.

Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные понятия и определения по строительной дорожной техники в сфере деятельности специальности 190605.

Реферат учащегося 7 класса Игнатьева Максима может стать наглядным приложением к уроку литературы. Может использоваться в любом классе средней щколы. Информация охвватывает творчество Лермонтова.

Научно — меодическая работа преподавателя среднего профессионального образования в пределах своей компетенции.

В предлагаемом материале можно познакомиться с конспектом интерактивного урока по теме «Летний сад» . К конспекту прилагается презентация «Летний сад».

Методика подготовки экскурсии учениками.

Экскурсия является нетрадиционной формой обучения. Она может проводиться как вместо уроков теоретического обучения, так и вместо уроко.

Источник

Оцените статью