Урок экскурсия поверхность нашего края 4 класс

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Поверхность нашего края» с использованием презентации. Проектно-исследовательская деятельность.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Поверхность нашего края» с использованием презентации. Проектно-исследовательская деятельность.(по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир»)

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_okr._mir._4_klass.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира
в 4 классе
по теме «Поверхность нашего края»

с использованием презентации.

(по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир»)

МБОУ «Терволовская ООШ»

Учитель начальных классов: Стадницкая З.А.

  • Образовательная : формировать у учащихся представление о поверхности родного края.
  • Развивающие : развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.
  • Воспитательны е: воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.
  • Личностные УУД Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
  • Познавательные УУД : ставить, формулировать и решать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности по решению проблем различного характера.
  • Регулятивные УУД : предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
  • Коммуникативные УУД : аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: учебник, мультимедио проектор, компьютер, презентация к уроку, физическая карта России, атласы, карточки с заданиями.

1. Организационный момент

Сообщаются тема и цели урока.

2. Проверка знаний и умений (Д/з)

Работа в группах: (устные ответы по плану)

  1. Географы, зоологи, ботаники. (приложение №1)
  2. Индивидуальное тестирование. (приложение №2)
  3. Работа по теме урока.

— Ребята, рассмотрите внимательно физическую карту России. Какой рельеф вы видите на физической карте России? (На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)

— Покажите на карте равнины и плоскогорье России .

— Каким цветом они обозначены на карте? (Равнины– зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым)

— Где расположена территория нашего края? (Территория нашего края расположена на Восточно-Европейской равнине)

— Какие здесь встречаются формы рельефа? (На Восточно-Европейской равнине встречаются равнины и холмы )

— Расскажите о строении холмов. (У холмов есть подошва, склон, вершина.)

— Гора тоже имеет подошву, склон и вершину. Чем она отличается от холма? (Гора и холм различаются высотой.)

Если говорить точнее, высота равнин-низменностей от 0-200 м, возвышенностей – 200-500 м, плоскогорий – 500-800 м.

— Какие горы есть на территории России? Покажите их на карте.

— Как используется территория нашего края? (Строятся города, сёла, деревни; прокладываются дороги; обрабатываются земли.)

4. Работа над новой темой

Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и т.д.)

Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нужно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)

А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете?

Мы с вами живем на Восточно-Европейской равнине. Чем она характеризуется? ( Это холмистая равнина.)

На холмистой равнине мы можем встретить овраг и балку . Рассмотрите иллюстрации оврага и балки, сравните их. ( Овраг и балка имеют склоны. Склоны оврага — крутые, осыпающиеся. Склоны балки — пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками .)

А)- Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом, он губит большие участки плодородной почвы.)

Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.

Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель. Сравните иллюстрации. Как неправильная распашка может привести к появлению оврага? ( Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, чтобы дождевая и талая вода не вымывала почву по бороздам. )

Какие методы борьбы с оврагами вы предприняли бы?
( — Маленькие рытвины закапывают, сеют траву.

— Поперек небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды.

— По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники . )

Б) Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые. После окончания разработок карьер остался заброшенным.

— Как можно его использовать? (Засыпать карьер и на этом месте утроить поле или посадить лес; можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу )

В) Посмотрите на необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называют терриконы . Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых.

К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот — обезображивают ее.

— Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду. )

— Как люди борются с ними? (Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.)

4. Закрепление изученного материала

Групповая работа над мини проектом (буклет) (Приложение №3 и №4)

1 группа составляет буклет по маршрутному листу на тему: «Овраг».

2-я группа работает над буклетом по маршрутному листу на тему: «Балка».

3-я группа работает над буклетом по маршрутному листу на тему; Терриконы».

По окончанию работы, ребята защищают проекты

1. Что вы узнали на уроке?

2. Какая поверхность нашего края?

3. Какой вред приносят овраги людям?

1. Какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока?

2. Удалось ли вам выполнить свою работу?

4. Какие трудности возникли в работе?

5. Что показалось наиболее интересным?

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Когда вы вырастите ребята, постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

6. Домашнее задание. С.139-144 Прочитать параграф, подготовить пересказ; с. 142 – ответы на вопросы «Проверь себя».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме «Поверхность нашего края». Программа «Школа России» 4 класс.

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме «Поверхность нашего края». Программа «Школа России» 4 класс.

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме «Поверхность нашего края». Программа «Школа России» 4 класс.

Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю.

тест к уроку окружающего мира по теме «Водоемы нашего края» 4 класс.

Цели деятельности учителя:· формирование представлений о достопримечательностях города Челябинска;· ра.

Урок по данной теме разработан и проведён в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Он относится к разделу «Путешествия». На уроке применялись следующие педагогические технологии.

Источник

Технологическая карта урока окружающего мира «Поверхность нашего края»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Технологическая карта урока окружающего мира «Поверхность нашего края»

Скачать:

Вложение Размер
okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc 107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЕРХНОСТЬ НАШЕГО КРАЯ

Цели
деятельности
учителя

Показать необходимость и способы охраны земной поверхности; способствовать формированию у учащихся представления о поверхности родного края; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

О ткрытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) : получат возможность научиться работать
с учебником, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осваивают элементарные нормы адекватного природосообразного поведения

М етоды и формы
обучения

О бъяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная

Ф изическая карта России; административная карта России; физическая карта области; рисунки и фотографии
с изображением оврагов, карьеров, свалок; схема «Формы рельефа»

Рельеф, равнина, гора, холм, овраг, балка, террикон

личностно-ориентированного обучения, критического мышления, здоровьесберегающие, ИКТ, в том числе сетевые и дистанционные, игровые

О рганизационная структура (сценарий) урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного материала

Звучит припев «Песни о России» (слова О. Высотской, музыка В. Локтева):

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней.

– Почему в целом свете нет роднее страны, в которой мы живем?

– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашему родному краю. Мы пройдем территорию нашего края
с востока на запад и с севера на юг

Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.

Д емонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету

организация рабочего места

Технология личностно-ориентированного обучения

II. Актуализация опорных

Проверка домашнего задания: тестирование.

Обобщение имеющихся знаний

– Выполните тест « М ой край» .

– В спомним, какие формы рельефа встречаются в нашей стране.

Выполняют задания теста.

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для

задания теста, заполнение схемы

Технология критического мышения

Н а доске заполняется схема:

– Вспомните, каким цветом на карту нанесены плоская равнина, холмистая равнина, плоскогорье и горы.

– Как отличить горы и холмы? Что у них общего
и чем они отличаются?

Отвечают на вопросы

III. Изучение нового материала

Составление рассказа об овраге по плану.

– Сегодня познакомимся с другой формой поверхности земли. Догадайтесь, о чем идет речь:

Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности земли под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности. (Овраги.)

Рассказывает об образовании оврагов .

П редлагает учащимся рассказать об овраге по плану:

1. Где находится овраг?

2. Причины его появления.

3. Что можно сделать, чтобы остановить его увеличение?

Ф ронтальная, индивидуальная.

Устные ответы, составленный

рассказ, выполненные задания из эле-

ктронного приложения к учебнику

Работа с таблицей.

Работа по учебнику.

Беседа по прочитанному в учебнике материалу.

– Через много лет склоны оврагов покрываются растительностью, он перестает расти и превращается
в балку.

– Составьте сравнительную характеристику оврагов и балок, сходства и отличия занесите в таблицу.

– Какой ущерб наносят овраги? Почему необходимо
с ними бороться?

– О методах борьбы с оврагами прочитайте текст в учебнике (с. 150). Расскажите, как люди ведут борьбу с оврагами.

П редлагает прочитать статью «Надо ли охранять… поверхность?» в учебнике (с. 148–149). Затем демонстрирует фотографии пустырей, свалок, заброшенных карьеров.

– А что сделали бы вы, чтобы на Земле не было таких мест?

– Есть еще одна незаживающая рана на поверхности Земли. Это горы, которые создал человек. Прочитаем статью в учебнике (с. 152–153).

– Как называются эти горы?

– Как образовались эти горы?

– Чем опасны терриконы?

– Как люди борются с ними?

Читают текст
в учебнике. Р ассказывают о методах борьбы с оврагами .

В ысказывают свои предположения.

партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия при выполнении работы.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Технология развития критического мышления

Задания из электронного приложения к учебнику

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

IV. Включение в систему знаний
и повторение изученного

1. Я нахожусь на краю поля, образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.)

2. У меня есть подошва, пологий склон и невысокая

3. Гора, которую создал человек. Она распространяет тучи пыли и может гореть. (Террикон.)

4. Строение земной поверхности . (Рельеф.)

Фронтальная, коллективная, индивидуальная

осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию,

Устные ответы, записи
в тетради

Технология развития критического мышления

Игра «Узнай меня» (вариант)

5. Есть подошва, склон, а вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.)

6. Ровная, без гор и холмов земная поверхность. (Равнина.)

7. Углубление на земной поверхности с пологим склоном, поросшим травой и кустарниками. (Балка.)

• Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.)

• У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм.)

• Меня создал человек, я распространяю тучи пыли
и могу гореть. (Террикон.)

• Я – углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарник. (Балка.)

• Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.)

Предлагает учащимся самим проверить правильность ответов

Участвуют
в игре.

оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации

Обобщение полученных на уроке све-

– О чем мы узнали сегодня на уроке?

– Что мы называем родным краем?

– Где находится наш(-а) край (область)?

Ч итают вывод в учебнике (с. 151).

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний –

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Какова поверхность нашего(-й) края (области)?

– Какой вред приносит овраг людям?

Отвечают на вопросы

отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 147–153. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 3

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Подчеркни правильный вариант ответа.

1. Мой край расположен на материке:

а) Африка; б) Австралия; в) Евразия; г) Северная Америка.

2. Мой край находится в природной зоне:

а) леса; б) степи; в) тундры; г) пустыни.

3. Мой край находится:

а) в Восточном полушарии; б) Западном полушарии.

4. В моем краю растут:

а) кактусы, кипарисы; б) ель, береза, осина; в) ягель, клюква, карликовая ива; г) полынь, саксаул, ковыль.

5. У нас обитают:

а) лоси, зайцы, кабаны; б) косули, волки; в) олени, медведи; г) суслики, степной орел, степная гадюка.

6. Мой край дает родной стране:

а) продукты сельского хозяйства; б) легковые автомобили; в) морепродукты.

7. Территория моего края расположена:

а) в тропическом поясе; б) полярном поясе; в) умеренном поясе.

– На равнинах иногда можно увидеть резкие ветвистые углубления с крутыми склонами и узким дном. Это овраги. Во время таяния снега или сильных дождей многочисленные ручейки сливаются вместе и образуют бурные потоки. Вода по склонам устремляется в низкие места, размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная корнями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, расширяется, превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие. Вся местность бывает как бы изрезана ими. В овражистой местности легко заблудиться. Вот как описывает овраг один путешественник: «Я отправился к оврагу и был поражен картиной, которую увидел. Очутился я в диком, темном и сыром ущелье. Солнечные лучи не проникали на его дно. Чем дальше я шел, тем выше подымались стены. Надо мной виднелась лишь узкая полоска голубого неба. Кое-где встречались боковые овраги».

Рассказ о методах борьбы с оврагами

– Овраги разрушают плодородные земли. Этим они наносят большой вред хозяйству. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами. По краям оврагов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствуют разрушению поверхностного слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Землю около оврагов пашут только поперек склонов, чтобы вода по борозде не стекала в овраг, размывая его склоны.

В борьбе с оврагами вместе со взрослыми в свободное время участвуют и дети: они ухаживают за посадками на склонах оврагов, пропалывают, поливают их. Главное – предупредить и остановить образование оврагов, сохранять на них растительность. Пологие – распахивать только поперек склонов, использовать передовую систему обработки склонов, предупреждая образование рытвин, сохраняя растительность в тех местах, где возможно образование оврагов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: «Наша страна — Россия». УМК «Начальная школа XXI века».

Данная тема изучается в 4 классе по учебнику Плешакова А.А.. Цель презентации помочь сформировать у учащихся представление о поверхности нашего края; учить работать с картой. В презентации.

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами.Да.

Данная технологическая карта составлена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК А.А.Плешакова.

УМК «ПНШ». Урок изучения нового материала.

Представленный материал содержит технологическую карту урока окружающего мира по теме «Равнины и горы России. Характеристика земной поверхности». Разработанна для учащихся 4 класса.

Источник

Читайте также:  Путешествие по дарвиновскому музею
Оцените статью