Урок экскурсия жизнь растений

Экскурсия «Жизнь растений и кустарников зимой»
план-конспект урока по биологии (6,7 класс) по теме

Экскурсия имеет слудующую цель

познакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)

Задачи:— актуализация прежних знаний по темам «Стебель», «Побег», «Растение – живой организм», усвоение новых понятий по теме «Растение – живой организм» и новых способов действий, систематизация и обобщение новых знаний;

— развитие умений проводить самостоятельные наблюдения в природе, умений осмысливать результаты работы;

— воспитание экологической и нравственно-эстетической куль

Экскурсия может быть проведена в рамках внеурочной деятельности по предмету, и в рамках урока по теме «Побег» (6 класс)

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект экскурсии по теме

«Жизнь деревьев и кустарников зимой»

Цель: познакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)

Задачи: — актуализация прежних знаний по темам «Стебель», «Побег», «Растение – живой организм», усвоение новых понятий по теме «Растение – живой организм» и новых способов действий, систематизация и обобщение новых знаний;

— развитие умений проводить самостоятельные наблюдения в природе, умений осмысливать результаты работы;

— воспитание экологической и нравственно-эстетической культуры.

Оборудование: бланки с заданиями, карандаши, измерительные приборы, линейки

1. Беседа по технике безопасности.

— Ребята, во время экскурсии вы должны соблюдать правила по технике безопасности. Прежде всего, будьте внимательны, т.к. вблизи пришкольного участка проходит автодорога.

При работе с деревьями и кустарниками помните, что на них могут быть сухие старые ветки. Кроме того, на некоторых кустарниках встречаются иголки и шипы.

2. Вводная экскурсия.

— Зимой деревья и кустарники меняют свой обычный вид. Прежде всего, это связано с потерей листьев. Как же происходит жизнь растений в зимний период? Именно с этим периодом в жизни растений мы познакомимся сегодня на экскурсии. Тема нашей экскурсии – «Жизнь деревьев и кустарников зимой». Цель экскурсии — познакомиться с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)

Зима – это наиболее трудное время для растительного мира наших широт. Условия жизни растений изменяются. И поэтому растениям для того, чтобы выжить необходимо, приспособиться к этим условиям. Те факторы, которые в летний период были в достатке, зимой почти полностью отсутствуют. Как вы считаете, какие факторы можно отнести к их числу?

(К таким факторам можно отнести тепло, воду, солнечный свет.)

— Правильно. Но, прежде всего растениям не хватает тепла. Для основных физиологических процессов растений наших широт – роста, фотосинтеза, дыхания – оптимальная температура +22 0 С. Такие условия в летний период вполне обеспечивают нормальную жизнедеятельность растений. Зимой же температурные условия весьма далеки от оптимальных, поэтому основные процессы жизнедеятельности растений практически отсутствуют. Процесс фотосинтеза не происходит, наблюдается лишь слабое дыхание. Такое состояние в жизни растений называют покой .

Кажется, что зима – это малоподходящее время для изучения растений. Однако, это не так! В некотором роде зимой даже лучше знакомиться с растительным миром. Это особенно хорошо видно на примере городских деревьев и кустарников.

Лиственный покров, скрывавший устройство кроны, зимой отсутствует, и поэтому мы можем более подробно рассмотреть ее форм, или как говорят ботаники – архитектонику дерева. Каждое дерево имеет свой силуэт, свою форму кроны, различающуюся очертанием, определенным характером ветвления, направлением роста побегов, толщиной ветвей и другими особенностями. В ряде случаев по силуэту дерева можно судить об условиях, в которых оно живет.

(Учитель подводит учеников к деревьям.)

— Рассмотрев силуэт дерева, теперь обратите внимание на некоторые детали. Как мы знаем, ствол и ветви дерева или кустарника одевает кора. Вспомните какую функцию она выполняет?

(Кора защищает растения от высыхания и смягчает влияние резких колебаний температур.)

— Внимательно посмотрите на цвет коры растений. Что вы наблюдаете?

(У разных деревьев и кустарников кора отличается по цвету.)

— Верно. Растения отличаются друг от друга и цветом коры. У одних деревьев кора имеет зеленовато-бурый цвет, у других красноватый или серый.

(Учитель обращает внимание учащихся на деревья.)

— Кроме того, зимой пока нет листвы, мы можем внимательно рассмотреть почки. Вспомните, что такое почка?

(Почка – это зачаточный побег будущего листа.)

— Правильно. Сравнивая почки разных видов деревьев и кустарников, мы можем увидеть, что они различаются между собой. Внимательно, посмотрите на побеги. В чем заключается их различие?

(Почки различаются по окраске, форме.)

— Верно. Но почки различаются также и расположением на побеге. Какие типы расположения вы знаете?

(Супротивное, очередное, мутовчатое.)

— Хорошо. Теперь давайте приведем примеры растений с такими типами расположения почек. У каких растений имеется супротивное расположение?

(Супротивное расположение почек у сирени, черемухи.)

— Правильно. У каких растений наблюдается очередное расположение?

(Очередное расположение у тополя, клена.)

— Верно. Вспомните, какой тип расположения у дуба?

(У дуба мутовчатое расположение.)

— Теперь мы проведем небольшое ботаническое исследование деревьев и кустарников на пришкольном участке.

(Учитель делит класс на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает бланк с заданиями. Учитель обращает внимание учащихся на этот бланк.)

— Ребята, посмотрите на бланк. Вначале вам необходимо не только подсчитать количество деревьев и кустарников на вашем участке, но и назвать несколько из них. Затем вы выбираете одно из них и описываете его по указанному на бланке плану. Обратите внимание, что высоту дерева вы измеряете приблизительно. Диаметр ствола измеряется при помощи линейки или метра на высоте 1\3 метра, т.е. примерно на уровне груди. Размер почек измерьте также при помощи линейки. После этого, вам нужно внимательно осмотреть дерево или кустарник и найти на нем повреждения и сделать предположение о причинах возникновения этих повреждений. Кроме того, вы должны зарисовать силуэт выбранного вами дерева, обращая внимание при этом на форму кроны, характер ветвления, направление роста побегов, толщину ветвей. Все ли вам понятно?

— Можете приступать. На выполнение задания вам дается 20 минут.

3. Самостоятельная работа учащихся.

(Учитель распределяет учеников по разным участкам. После выполнения заданий, ученики сдают бланки и отчитываются о сделанной работе.)

5. Обобщающая беседа.

— Теперь вы знаете, что деревья и кустарники в зимний период меняют свой облик. В чем это проявляется?

(Зимой большинство растений не имеют листьев.)

— Действительно. С чем связано опадение листьев?

(Опадение листьев у растений связано с тем, что условия их жизни изменяются. Прежде всего им не хватает тепла, которое необходимо для основных физиологических процессов растений наших широт – роста, фотосинтеза, дыхания. )

— Хорошо. При отсутствии тепла идут ли процессы жизнедеятельности у растений?

(Процесс фотосинтеза не происходит, наблюдается лишь слабое дыхание.)

— Правильно. Процессы жизнедеятельности у древесных растений практически отсутствуют. Как называют такое состояние растений?

(Такое состояние называют покой.)

— Верно. Именно в этот период, когда большинство деревьев и кустарников находятся в безлистном состоянии, мы можем рассмотреть и изучить их более подробно. С какими же характерными особенностями растений мы познакомились?

(мы познакомились с такими характерными особенностями как форма кроны, окраска коры, расположение почек.)

6. Подведение итогов.

— Сегодня во время экскурсии мы заглянули в таинственный мир природы, и сумели не только познакомиться, но и понять, как же растения существуют в зимний период. Кроме того, мы познакомились с отличительными особенностями растений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия имеет слудующую цельпознакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек) Задачи:- актуализация прежн.

Тема урока:Определение деревьев и кустарников зимойКласс: 7Цель:Научить учащихся определять деревья и кустарники в безлиственном состоянии по побегамЗадачи:1.Закрепить знания учащихся, полученны.

Метапредметный урок «Исследование», «Гипотеза». Сфера реализации исследовательской деятельности учащихся: фенологические наблюдения.

Цели: познакомить учеников с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников; сформировать представления детей о деревьях и кустарниках, об их сходстве, различии, пользе.

Конспект урока для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Предмет «Окружающий мир», тема урока «Растения зимы. Хвойные растения». Проведению урока предшествовала экскурсия с классом, где дети з.

Конспект урока окружающего мира в 1 классе, ПНШ.

Презентация к уроку окружающего мира «Учимся различать деревья и кустарники зимой» (ПНШ, 1 класс).

Источник

Урок-экскурсия по окружающему миру «Жизнь растений осенью» 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок-экскурсия в осенний лес. Это увлекательное путешествие будет проходить вместе со сказочной героиней Осенью.Она познакомит ребят с изменениями в жизни растений в это время года.

Скачать:

Вложение Размер
urok-zkskursiya_po_okruzhayushchemu_miru.doc 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ярцевская средняя общеобразовательная школа №1

Разработка урока-экскурсии по окружающему миру по теме:

«Жизнь растений осенью»

УМК «Перспективная начальная школа»

Автор: Анискина Валентина Анатольевна

учитель начальных классов

Квалификационная категория: высшая

  1. познакомить учащихся с изменени ями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окрас ки листьев растений в осенний период;
  2. дать понятие о лист венных и хвойных растениях;
  3. познакомить с представителями растений, произрастающих в родном краю;
  1. развивать внимание, наблюдательность, речь, память, логическое мышление, аналитические способности детей;
  2. укрепление физического здоровья, душевного равновесия, бережного отношения к природе.

I Вводная беседа.

(Она проводится у входа в лес или парк).

— Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся путешествовать по лесу вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку.

Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья.

— Учитель: Догадались? Правильно – это осень. Вот она красавица Осень.

(Появляется мама одного из учеников в костюме Осени).

— Осень: Я очень рада, что вы меня узнали и пришли ко мне в гости.

Сегодня вы с вами попутешествуем по осеннему лесу, полюбуемся разноцветными красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода – листопада. Послушаем, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают птички. Но чтобы всё это увидеть и услышать в лесу нужно хорошо себя вести. Расскажите, какие правила поведения нужно соблюдать в лесу?

(Ребята вспоминают правила поведения в лесу)

— Осень: Но прежде, чем начать наше путешествие необходимо получить пропуск в лес. Отгадайте загадки о тех деревьях, которые нам встретятся на пути. Чем быстрее вы это сделаете, тем быстрее мы начнём путешествовать.

Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.

Никто не пугает, а вся дрожит.

Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.

Зимой и летом — одним цветом.

Ответ: Сосна, ель.

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет —
Желуди на нем!

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила,
А о чём грустит, никому не говорит.

II Путешествие по лесу.

Остановка № 1 «В мастерской художницы Осени».

— Учитель: Первая наша остановка называется « В мастерской художницы Осени». Давайте полюбуемся яркими красками расписного осеннего шатра.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

— Осень: Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников?

— Осень: Обратите внимание, что листья разных деревьев отличатся по цвету. Посмотрите, какого цвета листья на берёзе?

— Осень: На рябине?

— Осень: На сирени?

— Осень: Правильно, на берёзе и липе листья – жёлтые, на клёне, рябине, осине – красные, даже с фиолетовыми оттенками. А зелёными листья часто остаются на кустах сирени до самых морозов.

-Учитель: А знаете, отчего листья желтеют?

-Учитель: Летом листья зелёные потому, что в них содержится много зелёного красящего вещества — хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. А осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют, а где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков.

— Учитель: А теперь посмотрите на листья сирени и ольхи, какого они цвета?

— Учитель: Почему они осенью не меняют свою окраску?

— Учитель: Правильно, потому что в листьях этих деревьев, кроме зелёного других красящих веществ нет.

— Осень: А вы знаете, что лесной воздух богат кислородом и очень полезен и для зверей, и для человека. Он отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые, губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.

— Учитель: Вспомните, какое дыхание – через нос или через рот – полезнее и почему?

— Учитель: Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших тёплых носиках, прежде чем он попадёт в лёгкие. Давайте сделаем дыхательную гимнастику, тем самым укрепим здоровье. (Дети становятся в круг).

Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так» 10 раз.

Стойка, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Произнести «у-х-х-х-х». 5 раз.

Ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох – наклон туловища влево, левая рука скользит вверх, правая вниз; выдох – возвращение в и. п., произнося «сссс». То же самое в др. сторону. 7 раз.

Встать друг за другом и медленно, проходя по кругу, делать попеременные круговые движения, приговаривая «чух-чух-чух». 30 секунд.

Ходьба по кругу с имитацией ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м». 2 минуты.

Медленно двигаться друг за другом по кругу. На вдох – руки в стороны, на выдох – вниз, с произнесением длительного звука «гу-у». 2 минуты.

Остановка № 2 «Листопадная».

— Осень: Почему осенью с растений облетают листья?

— Осень: Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.

— Учитель: Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать листочек с неповреждённой ветки. Лист отделяется легко. Почему?

-Учитель: Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в че решках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь до статочно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуно вения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя спо собствует листопаду.

— Учитель: Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на ве точках?

(Учитель предлагает ученикам рассмотреть опавшие листья раз ных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка).

— Учитель: Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок при крепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.

— Учитель: Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили де ревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и ку старников.

— Осень : Мы идём по мягкому цветочному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев больше всего вы видите на земле?

— Учитель: Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.

(Дети вместе с Осенью и учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья, из которых на уроке трудового обучения будут делать поделки).

Остановка № 3 «Хвойная».

— Осень: Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

— Осень : Как вы глядят в эту пору ель и сосна?

(Вместе с учениками учитель и Осень рассматривает листья-хвоинки).

— Учитель: Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?

— Учитель: Правильно, листья-иголки маленькие, узкие, смолистые. Воды они ис паряют меньше, чем лиственные деревья. Зимняя засуха елям и соснам не страшна. Ветки ели растут наклонно и зимой от малейшего толчка, дуновения ветра снег легко соскальзывает с их ветвей. Потому ветки ели под тяжестью снега не об ламываются. Эти деревья не сбрасывают всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Но их листья-хвоинки опадают по немногу. Это происходит неза метно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда од ни и те же листья-иголки.

— Осень: Посмотрите, кто знает, как называется это дерево?

(Ребята рассматривают лиственницу).

— Осень: Конечно это – лиственница. А почему это хвойное дерево получило такое на звание?

— Осень: Правильно, потому что осенью, как и лиственные деревья, она сбрасывает свои листья-хвоинки.

— Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру «Деревья» и покажем Осени, что вы умеете различать хвойные и лиственные деревья. Если я назову название хвойного дерева, то вы поднимите руки вверх, а если лиственного – то присядете.

(Учитель в разнобой называет названия лиственных и хвойных деревьев.)

Остановка № 4 «Загадочная».

— Осень: Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, ива, тополь. Ребята, посмотрите на землю под этой старой осиной. Здесь валяется много веточек разной длины. Рассмотрите их.

(Дети рассматривают веточки.)

— Учитель: Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опа ли листья. На конце каждой веточки — почки. Если их разло мить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказа лись на земле? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева.

(Дети рассматривают веточки.)

— Учитель: Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка от делилась от дерева сама и в совершенно определенном мес те. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево наме ренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью — ветвепад.

Остановка № 5 «Игровая».

— Осень: А теперь давайте поиграем. Угадайте, с какого дерева этот листок.

Осень держит в руке листья разных деревьев. Показывает ребятам листок одного из деревьев и предлагает им подбежать к этому дереву.

Осень раздает каждому ученику по одному листку и говорит: «Когда я скажу «Раз, два, три – беги», каждый из вас должен подбежать к тому дереву, листок с которого держит в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы». Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.

III Подведение итогов экскурсии.

— Осень: Вот и закончилась наша экскурсия в осенний лес. Сегодня вы узнали и увидели много нового и интересного. Расскажите, какие изменения в жизни растений происходят осенью?

— Учитель: Посмотрите, друг на друга, как здорово вас раскрасила художница Осень. Ваши щёки стали румяными, глаза светящимися. Почему?

— Учитель : Правильно, потому, что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив.

— Учитель: Давайте поблагодарим Осень за гостеприимство, за красоту и радость, которыми она щедро поделилась с нами. И подарим ей несколько поэтических строк.

(Дети читают наизусть несколько стихотворений об осени. Варианты стихотворений могут быть разные)

Осень
М. Геллер
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса

В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава,
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут .

Озорники
Л. Разводова
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, —
Дождь из листиков и я.

— Осень: Мне очень понравились ваши стихи. В подарок я вам дарю возможность порадовать своих близких большим ярким букетом осенних листьев. До свидания!

Список используемых материалов

1. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Наш мир: учебник. — М.: Академкнига / Учебник, 2007.

2. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Давай знакомиться, мир: хрестоматия. — М.: Академкнига / Учебник, 2007.

3. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Окружающий мир: методическое пособие. — М.: Академкнига / Учебник, 2007.

Источник

Читайте также:  Гидроцикл для дальних путешествий
Оцените статью