Урок экскурсия зимняя природа

Экскурсия на тему: «Зима»
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Данный конспект содержит подробную инструкцию для проведения экскурсии в начальной школе. Время года — зима. Во время этой экскурсии ребята научатся наблюдать за жизнью животных и растений зимой, характеризовать снежный покров, изучать его.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_po_okr.miru_.docx 744.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тип экскурсии : сезонная, исследовательская.

Тема экскурсии: Зима.

Цель: научить получать знания о зиме в ходе непосредственных наблюдений

и исследований в природе.

Задачи: Образовательные: сформировать представления о зиме как времени года, о типичных зимних явлениях; научить проводить научные исследования в природе и правильно фиксировать результаты.

Воспитательные: — укреплять здоровье детей в процессе проведения наблюдений природы в парке, увлекать детей красотой зимней природы; воспитывать эстетическое и нравственное отношение к родной природе.

Развивающие: — развивать познавательную активность детей,

интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать сплочению отношений между детьми.

Оборудование: лопата, снегомерная рейка (линейка), термометр, корзина, блокнот.

М. Слово — учителя.

У.: Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости, а к кому вы догадайтесь сами.

У леса на опушке жила зима в избушке

Она снежки солила в березовой кадушке.

Она сучила пряжу, она ткала холсты,

Ковала ледяные да над речкою мосты.

У.: Верно, мы с вами отправимся в гости к зимушке-зиме. Но так как, у зимы есть много тайн и загадок, мы разделимся на три группы, чтобы все эти загадки разгадать. И каждая группа получит свое индивидуальное задание.

Наблюдения за жизнью животных города зимой .

1.Наблюдения за птицами:

-примерный размер (в сравнении с эталонами – воробей, ворона, курица);

-зарисовать следы птицы;

-зарисовать траекторию (путь, линию) полета.

2.Наблюдения за млекопитающими:

-чем занято животное;

Изучение снежного покрова

2. Определить влажность снега (Для этого почерпните лопатой немного снега, наклоните лопату. Если снег полностью ссыпается с лопаты — он сухой; если на лопате остаются комочки снега — влажный; если с лопаты льется вода, а снег собирается комом — он сырой).

3. Определить твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь — он мягкий, если в снег входит только палец — он твердый, а если в снег входит только острый предмет (лопата, нож) — он жесткий).

4. Глубина снега (С помощью снегомерной рейки (линейки) определить глубину снега на разных участках парка: под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности; почему показатели разные?).

5. Выкопать снежный шурф (яму) до почвы, одну сторону ямы разровнять линейкой вертикально, рассмотреть слои снега.

6. Подсчитать количество слоев снега: белых, серых, черных.

7. Зарисовать слои снега в соответствии с их толщиной.

8. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (Чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась текущей зимой).

9. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова (Почему она разная, почему у поверхности почвы температура выше, какое значение имеет снег в живой природе?)

Деревья и кустарники зимой.

1.Зарисовать силуэт дерева, кустарника (не менее 5).

2. Назвать растение.

3. Собрать плоды растений.

Силуэты растений можно не только зарисовать, но и сфотографировать. С каждого дерева или кустарника надо собрать плоды, для этого есть корзинка, в которую будет удобно складывать все, что вы соберете. Это могут быть крылатки клена, ясеня, коробочки жасмина и сирени, могут быть и соплодия – сережки березы, рябины и липы.

У.: Ребята, а теперь от каждой группы выберите человека, который будет ответственный за оборудование, выданной каждой группе. (2 группе выдается термометр, лопатка, снегомерная рейка (линейка).

3 группе выдается корзинка).

У.: А сейчас мы тихо пойдем на пришкольную территорию, где уже ждет нас тетушка зима, и понаблюдаем за природой. Возьмите с собой блокноты, чтобы фиксировать данные. Через 20 минут встречаемся в классе, и будем делиться полученными знаниями.

3.Самостоятельная работа учащихся по инструкциям:

М. Самостоятельная работа учащихся по инструкциям.

Учитель следит за дисциплиной и если нужно помогает учащимся. Ученики исследуют природу по инструкции, записывают свои наблюдения.

  1. Беседа по итогам наблюдений:

У.: Ну вот мы снова собрались вместе, чтобы поделиться своими наблюдениями. Кто готов первыми рассказать нам о природе зимой?

Д.: На пришкольной территории нам встретились 2 дерева

1.Липа — дерево, которое скидывает листву на зиму.

На ветках остаются ягодки.

  1. Клен — дерево, которое скидывает листву на зиму.

В зимний период остаются крылатки.

  1. Пузыреплодник – кустарник скидывает листву на зиму. На ветках остаются плоды в виде коробочек.

4. Сирень — кустарник, который скидывает листву на зиму. Зимой на ветках остаются плоды – коробочки.

У.: Спасибо, ребята. А сейчас мы послушаем о наблюдениях за жизнью животных.

Д.: Первым, кто нам встретилась, была собака. Во время наблюдений собаки играли друг с другом.

Птиц мы наблюдали таких:

  1. Синица: размер — с воробья; цвет — спинка черная, брюшко — зеленовато-желтое. В момент наблюдения синичка кушала зернышки. Траектория полета волнообразная угловатая.
  2. Воробей – серо-коричневого цвета. Мы видели несколько воробьев. Они сидели на ветке дерева плотно друг к другу, вероятно грелись. Траектория полета очень похожа на синицу, но у воробья длина волны больше.
  3. Голубь. Размер — похож на ворону, цвет серый, имеют сизую шейку. Во время наблюдений сидели около урны с мусором и клевали хлеб. Траектория полета волнообразная, плавная.

Подробно рассмотреть наши наблюдения вы можете по нашим зарисовкам:

У.: Ну и наконец, послушаем о наблюдениях за снежным покровом.

Д.: Мы изучали снежный покров. Определили, что цвет снега серый. Он влажный, так как на лопате оставались комочки снега. В снег легко входила вся ладонь значит он мягкий. С помощью линейки мы определили глубину снега на разных участках парка: под деревьями – 50 см, под кустарниками – 50 см, на ровной поверхности – 45см. Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной поверхности его выдувает ветер. Мы выкопали снежный шурф до почвы и увидели, что почва покрыта коркой льда, зелёной травы не видно. Мы подсчитали количество слоев: белых – 4, серых — 3, черных – 3. Всего 10 слоев снега. Ещё мы измерили температуру снега у поверхности почвы – 1,5° С и у поверхности снежного покрова – 7° С. Температура у поверхности почвы всегда выше, так как снег сохраняет тепло исходящее от почвы. По слоям снега мы выявили следующие особенности зимней погоды в этом году: в ноябре и начале декабря были мощные снегопады, о чем говорит белой слой снега в 25 см; в конец декабря была переменная погода; новогодний снегопад составляет 3 см белого снега; до середины января стояла ясная морозная погода; конец января был бесснежным, поэтому слой снега черный и составляет 3 см; до середины феврале наблюдались снегопады, поэтому слой белого снега составляет 7 см.

5. Подведение итогов.

Отметка и оценка деятельности школьников учителем

Источник

Конспект урока Зимняя прогулка (Экскурсия в парк)
план-конспект урока (2 класс) на тему

Конспект урока Зимняя прогулка (Экскурсия в парк)

Скачать:

Вложение Размер
zimnyaya_progulka_ekskursiya_v_park.docx 17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Зимняя прогулка (Экскурсия в парк)

Цель : создать условия для формирования у учащихся умений выявлять изменения в неживой природе и живой природе зимой через проведение наблюдений в парке

Образовательные: Познакомить учащихся с особенностями зимней жизни растений

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство патриотизма, трудолюбие.

Развивающие: Развивать наблюдательность, воображение, мышление, память.

— внутренняя позиция школьника на уровне отношения к окружающему миру, людям, животным.

— осознание обучающимися содержания, последовательности и основания действий.

— формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю).

— строить сообщения в устной форме.

Оборудование: Лопатки, линейки.

Подготовительный этап: Экскурсия проводится в теплый солнечный день. Подготовительный этап включает в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок.. До начала экскурсии проводится беседа по технике безопасности. Дети заранее готовят стихи об зиме , рассказы о животных и растениях, загадки.

-Сегодня мы отправляемся разгадывать лесные загадки зимушки –зимы

Предварительное ориентирование на местности

Остановка 1 Первая загадка зимушки зимы

-Ребята, давайте отгадаем загадки зимушки-зимы и определим самые главные её приметы

Одеяло белое не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось(Снег)

А серебром деревья убирает (Иней)

Чист и ясен, как алмаз,

Дорог не бывает,

Он от матери рождён,

Сам её рождает (Лёд)

С неба звёзды падают

Пусть под ним скроется

Тонких, как стекло;

А земле тепло(Снежинки)

Какие зимнее явления природы вы наблюдете?(Ответы учеников)

(Учитель читает стихотворения о снеге)

Снег летает и сверкает

В золотом сияние дня.

Словно пухом устилает

Все долины и поля ….

Всё в природе замирает:

И поля, и тёмный лес,

Снег летает и сверкает,

Тихо падая с небес. С.Державин

Стадия фронтального наблюдения

-Рассмотрите снежинку. Правда, она очень красивая? Как звёздочка, прилетела с неба.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучики и грани и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложатся снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится воздух.

— Кто из вас ребята знает, почему снег хрустит под ногами? ( Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звёздочки и лучи снежинок )

Идёт зима , растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут ещё пригревает солнце и ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда от налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, тона снегу образуется твёрдая корочка. Это наст. Давайте раскопаем большой сугроб, чтобы получился отвесный срез, и тогда мы узнаем по чередованию плотных и рыхлых слоёв, как часто зимой были снегопады и оттепели.

(Ученики в месте с учителем рассматривают вертикальный срез снега, отмечая , когда было холодно, а когда стояла оттепель)

Снег может рассказать и о зимней жизни лесных обитателей, только надо научится читать эту «белую книгу»…

(Ученики рассматривают отпечатки лап сороки , серой вороны, следы белки)

Давайте тихо полюбуемся красотой зимнего леса и подумаем, каким может быть настроение человека, любующегося красотой родной природы. От какого слова происходит слова «любоваться»? Любуемся тем, что нравиться, что любят… Если вы научитесь видеть красоту родной природы, любоваться ею, она щедро наградить вас своими волшебными силами, поднимает настроение ,укрепит здоровье.

Остановка 2 Вторая загадка зимушки –зимы

Покрытые белым пушистым ковром, зелёное царство спит…

Какие уже знакомые нам деревья играют с нами в прятки? Вспомните , осенью на экскурсии вы собирали листья и по ним определяли , какое дерево перед нами. Сейчас листьев нет , и определять какое же перед нами дерево , придётся по цвету коры , силуэту, почкам.

— Вот перед нами дерево с белой корой. Какое это дерево? (Берёза )

-Правильно, других деревьев с белой корой нет . Как называется кора берёзы?( Береста )

-Теперь подойдём к дереву с темной корой. Такая чёрная, вся в глубоких трещинах кора у липы и у дуба .Как их различить зимой?( Ответы учеников )

Действительно, у дуба ствол мощнее чем у липы. Но если в лесу растут рядом с дубами слишком близко друг от друга, то стволы их очень похожи. Поэтому отличают их не по силуэту , а по тому, что сохранилось с осени на этих деревьев.

-Прочитайте текст в атласе –определители на с.85и87. А теперь посмотрите вверх. На каком дереве сохранилось сморщенные бурые бурые листья ?(На дубе)

— А на каком дереве листьев нет , но есть малюсенькие плодики с крылышком?( На липе )

-Зимой трудно отличить американский клён от ясеня. Некоторые люди различают их по силуэту давайте и мы с вами научимся.

( Ствол клёна изогнут ,будто того и гляди упадёт, а у ясеня ствол прямой )

Остановка 3.Третья загадка зимушки-зимы

— А теперь подойдём к хвойным деревьям и подышим их запахом. Это очень полезно. Какие хвойные деревья вы знаете?

-Как отличить ель от сосны?(ответы учащихся)

Остановка 4. Четвёртая остановка зимушки-зимы

А все ли растения спят под белым снежным одеялом? Давайте аккуратно раскопаем лопатой снег и посмотрим.

Оказывается, под снегом есть зелёные растения: земляника, осока, пастушья сумка .И это далеко не полный список травянистых растений нашей полосы, которые зимуют под снегом зелёными. К группе морозоустойчивых растений относится и озимая рожь, которую сеют под зиму.

Под снежным покровам продолжается и жизнь некоторых животных. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покровом снега прячутся лесные мыши.

-Кто такие братья наши меньшие и как мы можем им помочь зимой?( ответы учеников )

— Сейчас как раз самое время послушать звуки зимнего леса…

-Прислушаемся: а так ли тихо в парке? Все ли спят? (Ответы учеников)

-Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Ребята, если мы будем подкармливать их зимой, спасём им жизнь. Развесьте кормушки, которые вы сделали дома, и насыпайте в них корм для птиц.

Остановка 5. Прощение с зимним парком

— Поблагодарим лес ту красоту и радость, которыми он щедро поделился с нами. Какое у вас сейчас настроение? Какой отметкой вы бы его оценили?

Подведение итогов экскурсии

-Что нового вы узнали на сегодняшней экскурсии?

-Что вам понравилось?

-Какие выводы вы сделаете по нашей сегодняшней экскурсии?

-Выполнить задание 5 (с.5)в рабочей тетради

Источник

Читайте также:  Путешествие по чуйскому тракту до монголии
Оцените статью