«Путешествие по материкам » (5 класс)
план-конспект занятия по географии (5 класс)
Конспект открытого урока по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по географии в 5 классе
ТЕМА: «Путешествие по материкам »
— Помочь детям усвоить новые понятия «материк» и «океан».
— Научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.
— Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой, учебным текстом, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;
-Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение), воспитывать бережное отношение к природе
Приём создания проблемной ситуации : вопрос, на который ученики должны дать ответ после приобретения информации
Минимум: учащиеся должны перечислять материки и океаны и показывать их на карте, глобусах
Понятия: материк, океан, глобус
Оборудование: карта материков, атласы, глобусы
УУД, формируемые на уроке:
Личностные — формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные — определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные — выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль; договариваться и приходить к общему решению
— учебно — познавательный интерес к новому учебному материалу;
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— находить материки на карте мира;
— знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;
— готовить сообщения и выступать с ними перед классом.
Тип урока — получение новых знаний
Формы работы учащихся — фронтальная, в группах
I. Организационный. Мотивация.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь.Я рада приветствовать вас сегодня на самом интересном и загадочном уроке — уроке географии.
II. Определение темы и постановка целей урока.
А урок у нас сегодня необычный, урок-путешествие. А что такое путешествие? На чём можно отправиться в путешествие? Что нам может понадобиться в путешествии? Подсказка … (решают ребус: карта)
Что такое карта? Какие цвета вы видите на нашей карте? Что он обозначает? а не кажется ли вам,что чего-то на нашей карте не хватает?чего-же? Где же мы будем сегодня путешествовать? Какие цели и задачи урока мы должны решить исходя из его темы?
Узнаем, что такое материки
Узнаем, что такое океаны
Узнаем отличительные особенности каждого из материков
Будем работать с картой
Дети формулируют тему урока из прочитанных слов в кубе и цели урока в соответствии с темой
III. Возникновение проблемного вопроса. Самоопределение к деятельности.
Раньше на Земле был один материк. И назывался он – Пангея Омывался он одним океаном. Много – много миллионов лет назад Пангея раскололся на 2 материка, потом из 2 — х материков образовалось 6 материков, которые существуют по настоящее время.
IV.Поиск решения проблемы. Открытие новых знаний.
— На какие две группы можно разделить объекты, которые вы видите на карте? Почему?
Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северно-Ледовитый океан
— Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?
-Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
— Какое общее название они имеют?
Они называются океанами.
Задание: Найти на карте 4 океана. Установить самый большой и самый маленький.
САМЫЙ БОЛ,-ТИХИЙ, МАЛ,- СЕВ,ЛЕД,
Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка, Антарктида
-Опишите увиденные вами участки суши. Что у них общего?
— Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
— Какое общее название они имеют?
Задание: Найти на карте 6 участков суши. Установить самый маленький и самый большой.
— Огромные водные пространства между материками это — океаны Земли. И огромные участки суши, которые окружены водными пространствами это – материки (континенты)
Ответы и рассуждения детей
Рассматривают карту и по ней отвечают на вопросы
Анализируют, обобщают, перечисляют. Ищут информацию в учебнике. Формулируют новое знание.
— Перед дальнейшей работой мы с вами немножко отдохнем.
Путешествуя по странам
Утомились мы в пути
Предлагаю вам, ребята
Всем из парт своих уйти.
Потянуться к солнцу,
Удивиться «Где мы?»
Вдыхаем свежий воздух,
Как бабочки кружимся.
И на корабль чудесный
Спокойно мы садимся.
Дети отдыхают, выполняют упражнения по физминутке.
VI. Первичное восприятие и усвоение новых знаний.
Работа в группах:
Ребята, у нас мало времени и мы не сможем путешествовать все вместе. Я предлагаю сформировать группы экспедиции по числу материков , выбрать капитана, который от команды будет участвовать в жеребьёвке, какая карточка с каким очертанием материка достанется ему, туда и отправится в путешествие вся команда.
При этом каждой команде нужно заполнить МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ экспедиции – ( задание по карточке в конверте) У каждой группы будет текст о материке и карточка, куда нужно будет выписать самую важную, интересную информацию о материке. Затем вы расскажите всем нам о том, что вы узнали и покажите все объекты на карте.
(Выдаются карточки, работают в группах 5 минут.
После работы выходят к доске, показывают на карте, читают информацию.)
-Мы отправляемся на первый материк, чтобы понять на какой отгадаем ребус.
Именно в Евразии находится наша Родина — Россия, Пермский край, город Пермь. Евразия соединяет две части света – Европу и Азию. Граница между этими частями условно проходит по хребту Уральских гор. Евразия – самый большой материк. Здесь самые высокие горы на Земле – Гималаи. Самое глубокое озеро – Байкал. Самым редким животным является большая панда. Длина тела около полутора метров. Мех густой и очень красиво окрашен. Большую панду часто называют бамбуковым медведем. Она питается тонкими ростками бамбука и является близким родственником медведя.
Конкурс «Отгадай по описанию»
1 : Бывает амурский, уссурийский, бенгальский. Полосатая шкура помогает ему маскироваться в зарослях и нападать внезапно. Обитает в Китае, Индии и на Дальнем Востоке России. ( тигр – слайд)
2 : Живёт в горах Китая. Почти вся шкура белая и только ноги, уши, «очки» вокруг глаз и кончик хвоста – чёрные. Питается в основном листьями бамбука, которые жуёт до 14 часов в сутки. ( панда – слайд)
— На своем корабле мы подплываем в следующему материку, посмотрим к какому. (ребус)
Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий материк. Он богат реками. Среди них Нил – самая длинная река нашей планеты. Одно из самых знаменитых растений – баобаб. Воду он запасает в стволе, и может накопить до 120 тонн воды. В сухое время «худеет», а после дождей опять «полнеет». В Африке обитает Жираф. Его рост достигает 6 – ти метров. У него очень хорошее зрение. Он видит предметы на расстоянии 1 км. Кормится листьями деревьев.
-Скажите ,ребята, на каком материке мы побывали?
Конкурс «Отгадай по описанию»
1: «Это самое крупное сухопутное животное, ростом до 4 метров, а весом 4 – 6 тонн.» (Слон)
2 : «Это самое высокое животное в мире ростом до 5,5 м» (Жираф)
3: «Это самая крупная из современных птиц: высотой до 270 см и массой до 156 кг» (Страус)
— А теперь отгадаем куда мы отправляемся дальше.(ребус)
— А теперь наш путь лежит на самый маленький, самый сухой материк – Австралию.
Австралия – самый маленький материк. Самое известное растение – эвкалипт. Здесь живут разные виды кенгуру – от карликовых, до гигантских, трехметрового роста. Эти звери носят своих детенышей в сумке на животе.
Австралия не похожа на другие материки, потому что здесь сохранились животные и растения, которые на других материках вымерли. Поэтому мы его можем назвать материк – заповедник.
— Скажите мне, ребята, какой материк мы рассматривали?
игра «Верю – не верю».
1.Верите ли вы, что в Австралии есть зверек, который откладывает яйца, как птица и выкармливает своих детенышей молоком, как млекопитающее?(утконос)
2.Самое знаменитое животное Австралии носит своих детенышей нигде-нибудь, а в сумке на животе.(кенгуру).
— Следующий материк, который мы рассмотрим, это
— А сейчас мы отправимся на самый зеленый и влажный материк – в Южную Америку.
Южная Америка – это самый мокрый материк. Здесь протекает много рек. Среди них река Амазонка – самая большая по площади река. Богат и разнообразен животный мир Южной Америки. Среди них – ленивец.
Действительно, ленивец, самый ленивый зверь. Спешить им некуда, потому что питаются они цветами и плодами деревьев, на которых сидят. В водах Амазонки обитают хищные рыбы – пираньи. Коренные жители материка раньше использовали челюсти этих рыб, как ножницы. В Южной Америке есть самый высокий водопад – Анхель. Его высота – 1054 метра. Он виден только с самолета, так как до земли долетают только брызги. Назван в честь французского летчика Анхеля. Южная Америка – родина картофеля. Древние инки выращивали его уже 14 тыс. лет назад.
— Скажите мне, ребята, какой материк мы рассматривали?
Зубы, когти, перепонки
Не помогут в Амазонке
Против рыбки небольшой,
Но стремительной и злой.
От неё сам крокодил
Удирает что есть сил.
Я забыл её названье,
Подскажи, дружок …(Пиранья)
На деревьях все лежу
Свесив лапки я гляжу
Лень такая у меня
И такая — вся родня (Ленивец)
— А теперь рассмотрим Северную Америку. Найдите Северную Америку на карте.
Северная Америка – третий по величине материк. В Северной
Америке много озер. Самое крупное – озеро Верхнее. Здесь встречаются самые большие деревья нашей планеты – секвойи. Из животных назовем одного – полосатый скунс. Это известный вонючка. Если враг подойдет слишком близко, скунс высоко задирает хвост, грозно топает по земле лапами. А потом пускает маслянистую жидкость, которая распространяет ужасную вонь. Ни зверь, ни люди не выдерживают такого запаха – просто убегают. Этот запах ничем не смоешь.
— Скажите мне, ребята, какой материк мы рассматривали?
Конкурс «Отгадай, что лишнее»
Овцебык. тигр ,росомаха, ленивец , скунс,койот, слон.
— Ребята,что-то стало очень холодно.Скажите, какой материк мы посетим в последнюю очередь.
Материк, покрытый льдом!
Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин.
Видеоролик об Антарктиде – это самый холодный материк, покрыт снегом и льдом. Самые знаменитые животные – пингвины. Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду, в основном рыбу. Антарктида – это и самый высокий материк. Его покрывает слой льда толщиной более 2 км. Там дуют самые сильные ветры на земле. Лед движется от центра материка к окраинам, на окраинах обламывается и сползает в океаны в виде айсбергов ( англ. слово – айс – лед, берг – гора; айсберг – ледяная гора).
— Скажите мне, ребята, какой материк мы рассматривали?
Находят материки на картах по аналогии с рассказом учителя.
Закрепляют понятие «материк».
Перерабатывают полученную информацию
VIII. Закрепление новых знаний и умений.
– Ребята, совершив сегодня путешествие , скажите для чего надо знать карту, материки и океаны?
Вывод: это позволяет путешествовать по карте, легко находить места интересующие тебя.
Задание : Ребята, вернувшись домой из путешествия нам нужно срочно разнести почту.
на доске названия материков. Дети по желанию выходят и раскладывают слова по группам.
Молодцы, хорошо поработали!
Выводят вывод: зачем и где могут пригодиться новые знания.
Выделяют название материков из группы слов
Распределяют данные слова по группам.
Оцените свою работу в классе.
Перед вами листики, выберите тот цвет, который соответствуют нашему уроку и повесить на дерево на доске.Зеленое- мне все удалось,я всё понял, желтый- мне было интересно,но не всё получилось, красный — мне было тяжело, у меня ничего получилось.
Ребята оценивают себя и свою работу на уроке. Доволен ли я собой, какие затруднения были, достиг ли цели учения.
X. домашнее задание.
Составить рассказ «Материк моей мечты»
Записывают домашнее задание.
XI. Подведение итогов.
Подвести итоги урока:
Подводят итоги, определяют степень успешности по достижению поставленной цели.
Карточка 1. ЕВРАЗИЯ
Именно в Евразии находится наша Родина — Россия. Евразия соединяет две части света – Европу и Азию. Граница между этими частями условно проходит по хребту Уральских гор. Евразия – самый большой материк. Здесь самые высокие горы на Земле – Гималаи. Самое глубокое озеро – Байкал. Самая длинная река материка — Янцзы.Самым редким животным является большая панда. Длина тела около полутора метров. Мех густой и очень красиво окрашен. Большую панду часто называют бамбуковым медведем. Она питается тонкими ростками бамбука и является близким родственником медведя. Здесь находится самая высокая гора в мире -Эверест или Джомолунгма.
Евразия- самый _____________ материк.Евразия соединяет две части света –_______________. Именно в Евразии находится наша Родина — ____________. Самая длинная река материка — _________. Евразия – самый ___________материк. Здесь самые высокие горы на Земле –_______________.Здесь находится самая высокая гора в мире -_________________________. Самое глубокое озеро –_____________.
Карточка 2. АФРИКА
Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий материк. Здесь расположена самая большая пустыня в мире — Сахара. Он богат реками. Среди них самая длинная река — Нил. Самое большое озеро на материке — Виктория.Самая высокая точка материка — гора Килиманджаро. Одно из самых знаменитых растений – баобаб. Воду он запасает в стволе, и может накопить до 120 тонн воды. В сухое время «худеет», а после дождей опять «полнеет». В Африке обитает Жираф. Его рост достигает 6 – ти метров. У него очень хорошее зрение. Он видит предметы на расстоянии 1 км. Кормится листьями деревьев.
Африка –_________по величине материк.Самая высокая точка материка — гора ____________. Это самый _________материк.Одно из самых знаменитых растений –_____________. Самая длинная река материка — _________.Здесь расположена самая большая пустыня в мире — _________. Самое большое озеро — _____________.
Карточка 3. Северная Америка
Северная Америка – это третий по величине материк. Вдоль западного побережья тянутся горы Кордильеры . В северной Америке много озер. Самое крупное – озеро Верхнее. Самый крупный водопад — Ниагарский.Здесь встречаются самые большие деревья нашей планеты – секвойи. Из животных назовем одного – полосатый скунс. Если враг подойдет слишком близко, скунс высоко задирает хвост, грозно топает по земле лапами. А потом пускает маслянистую жидкость, которая распространяет ужасный запах. Ни зверь, ни люди не выдерживают такого запаха – просто убегают. Этот запах ничем не смоешь. Самая крупная река в Северной Америке — Миссисипи.
Северная Америка – это ________по величине материк. . Здесь встречаются самые большие деревья нашей планеты – __________. В северной Америке много _______. Самое крупное – озеро ___________. Самая крупная река — _________________. Вдоль западного побережья тянутся горы — ________________.Самый крупный водопад — _____________.
Карточка 4. Южная Америка
А сейчас мы отправимся на самый «влажный» материк – в Южную Америку. Здесь протекает много рек. Среди них река Амазонка – самая большая по площади и длинная река в мире. В Южной Америке находится самые протяженные горы в мире — Анды и самый длинный водопад в мире — Анхель.Богат и разнообразен животный мир Южной Америки: муравьеды, ленивцы, броненосцы. Южная Америка – родина картофеля. Древние инки выращивали его уже 14 тыс. лет назад.
А сейчас мы отправимся на самый _________________материк – в Южную Америку.Южная Америка – родина ___________________. Древние инки выращивали его уже 14 тыс. лет назад.
В Южной Америке находится самые протяженные горы в мире — ________ и самый длинный водопад в мире — __________. Река_____________ – самая большая по площади и длинная река в мире.
Карточка 5 Австралия
Австралия – самый маленький материк.А еще это самый сухой материк,так как здесь выпадает мало осадков. 60 % территории материка занимают пустыни. Самая большая из них пустыня — Виктория.Самая большая река на материке — Муррей. Самое известное растение – эвкалипт. его листьями питается австралийский медведь — коала. Австралия не похожа на другие материки, потому что здесь сохранились животные и растения, которые на других материках вымерли. Поэтому мы его можем назвать материк – заповедник. Многие животные Австралии сумчатые.
Австралия – самый________________ материк. Самое известное растение – _____________,его листьями питается австралийский медведь — __________. А еще это самый __________ материк,так как здесь выпадает мало _________.Самая большая река на материке — ____________. 60 % территории материка занимают _____________.
Источник