Открытый урок по географии 5 класс по теме «Путешествие по Евразии»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Урок составлен по учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, к разработке прилагается презентация и рабочий лист учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок географии 5 класс «Путешествие по Евразии» | 45.63 КБ |
Презентация «Путшествие по Евразии» | 2.71 МБ |
Рабочий лист учащегося | 12.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Уваровская Алена Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ СОШ п. Бубновка
Наименование материала: методическая разработка урока по географии 5 класс
Тема: Путешествие по Евразии
Раздел: среднее образование
Урок по географии в формате ФГОС для 5 класса
«Путешествие по Евразии»
Дидактическая цель: Сформировать представление о материке Евразия и выявить его уникальность.
Задачи: 1. Найти особенности материка Евразия, используя учебник, географические карты и презентацию. 2. Закрепить умения работы с картой и текстом учебника.
3. Научится выделять главное из различных источников информации. 4. Формирование у учащихся пространственного мышления и понимания значимости темы урока.
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Выявлять причинно-следственные связи;
- Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- Выслушивать и объективно оценивать другого;
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
- Рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
- Работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
- Объяснять особенности природы и населения Евразии.
- Определять специфику природы и населения Евразии по тексту , картам и презентации. Найти и обозначить на контурной карте географические объекты по теме урока.
- Умение объяснять:
- Понимание специфических черт природы Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка
Личнос тные умения:
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками с учителем в процессе образовательной деятельности
- Формирование ответственного отношения к учению
- Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий
Оборудование: Учебник, настенная карта, географический атлас, презентация, контурные карты.
I Организационный момент
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
—Здравствуйте ребята! Проверьте все ли готово у вас к уроку? ТРУД
—Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.
II Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений.
—Скажите ребята, что мы с вами изучали на прошлых уроках? Океаны. Какие океаны мы изучили?
—Кто сможет выйти и показать их на карте?
Давайте проверим ваши знания по теме океаны, выполнив небольшой тест.
Оцените свою работу.
—А, что омывают океаны? Материки и острова. Какие материки вы знаете?
—Выйдите покажите на карте.
—Ребята, а много ли вы знаете об этих шести материках?
—Сегодня вы расширите свои знания, потому что мы отправляемся в большое путешествие по материкам. Вы будете в роли юных исследователей.
—Как вы думаете, с какого материка мы начнем свое путешествие?
—Почему вы решили, что именно с Евразии? (потому что он самый большой)
—Совершенно верно этот материк самый большой.
—Кто сможет выйти и показать нам Евразию?
—Значит как будет звучать тема урока? Если мы с вами отправляемся в путешествие? Путешествие по Евразии.
—Подумайте, какова цель нашего путешествия? Сформировать представление о материке Евразия и выявить его уникальность.
—А кто мне может сказать, почему нам с вами так важно знать особенности и уникальность Евразии? На материке расположена наша страна.
—А на какие вопросы мы должны с вами ответить, чтобы достичь цели нашего путешествия?
1)Каковы размеры материка?
2) Где находится Евразия?
3) Какие имеются на материке уникальные объекты?
В конце урока вам предстоит ответить на главный вопрос : Почему природа материка так разнообразна?
—Что нам будет в помощь в нашем путешествии? Учебник, атласы, учитель.
—Ну что ж, приступим!
III Открытие нового знания
Цель: изучение нового материала учащимися, актуализация ранее усвоенных знаний для поиска новой необходимой информации.
—Работать вы будете в парах.
Пара девочек-исследователей будет называться Европа.
Пара мальчиков-исследователей будет называться Азия.
—Как вы думаете, почему я дала вашим парам такое название?
—Верно, материк Евразия включает в себя две части света: Европу и Азию.
—А знаете ли вы где проходит граница между Европой и Азией?
—Давайте это узнаем, выполнив задание № 1 в рабочих листах.
—А что нам поможет при поиске информации? (Учебник, атлас)
—Кто желает выйти к карте и показать границу между Европой и Азией?
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Папа», «мама», «дом», «трава» —
За окном у нас видна.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
—Ну а сейчас я вам предлагаю познакомиться с размерами и географическим положением материка. Для этого выполните задание №2 в рабочих листах. Вам нужно вставить пропуски в текст.
_________________ самый большой материк нашей планеты. Его площадь около ________________. Материк полностью расположен в ______________ полушарии. Евразия — единственный материк, берега которого омывают все ____ океана. На юго-западе материк соединяется с Африкой ______________ _____________.
—Молодцы юные исследователи. Мы с вами узнали размеры и географическое положение материка.
К чему перейдем дальше? Верно, уникальные объекты Евразии.
Пара девочек, под названием Европа, приготовит нам исследовательский отчет о рекордсменах Европейской части материка, а пара мальчиков, под названием Азия, приготовит отчет о рекордсменах азиатской части Евразии. Все найденные объекты, вы должны будете нанести на контурную карту.
Выступление ребят и показ на карте найденных объектов.
—Вы многое сегодня узнали о материке Евразия, давайте попробуем ответить на главный вопрос: Почему природа материка так разнообразна? (потому что имеет большие размеры).
IV Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
—Давайте вспомним самое, самое на материке Евразия.
1. Материк Евразия самый. Его площадь — 54 млн. км²
2. Самое большое озеро — Каспийское — 396 тыс. км ²
3. Самое глубокое озеро — Байкал — 1642 м.
4. Самые высокие горы — Гималаи -Эверест — 8848 м.
5. Самое холодное место в Северном полушарии — п. Оймякон — 71 ◦С
6. Самое влажное место на Земле — Индия — г. Черапунджи — 12 тыс. мм
VСамостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: практическое закрепление изученного материала
—Ну а сейчас я предлагаю вам проверить себя и узнать как вы усвоили материал.
Задание: Выберите верные утверждения.
1. Евразия включает в себя две части света. (+)
2. материк омывается водами всех океанов Земли (+)
3. Евразия связана сухопутным перешейком с Северной Америкой. (-)
4. Евразия — самый жаркий материк. (-)
5. Здесь находятся самые высокие в мире горы (+)
6. На материке расположено самое крупное по площади государство мира. (+)
VI. Обобщение по теме
Цель: закрепление и обобщение изученного материала
Составьте синквейн по теме «Евразия».
VII. Домашнее задание
Цель: назначение вопросов и критерии домашних заданий самими учащимися.
2. Найти еще уникальные или интересные факты об Евразии.
3. Составить текст по теме Евразия с ошибками. (Минимум 5 предложений)
VIII. Этап рефлексии
Цель: организовать рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке.
Рефлексивная мишень. На доске. Задание: выйти к доске и используя смайлики показать свою эмоцию по уроку.
—Подсчитайте свои баллы и выставьте оценки.
Мне было интересно и легко с вами работать, спасибо за урок!
Источник
Конспект урока по ФГОС 5 класс «Путешествие по Евразии»
Конспект урока по ФГОС, по учебнику Е. М. Домогацких, урок открытия новых знаний,
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ФГОС 5 класс «Путешествие по Евразии»»
Конспект урока по географии 5 класс
Учитель Захарова Н. В.
Тема урока: Путешествие по Евразии
Тип урока: открытие новых знаний
Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, в группах
Средства обучения: ИКТ, предметные картинки, учебник, энциклопедии
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические; методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы – работа с картой, учебником, дополнительной литературой.
Цель урока: формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Евразии
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Ожидаемый результат: создание карты рекордов Евразии
Оборудование: экран, проектор, ПК, физическая карта мира, атлас и учебник для 5 класса, тетрадь, карточки-задания
УУД, формируемые на уроке
1.Мотивация и стимулирование учебной деятельности
Добрый день, дорогие ребята!
Я очень рада войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю: каждый в классе гений
Но без труда успех не впрок
Из ваших знаний и умений
Мы вместе сочиним урок!
Ребята, на столах у вас лежат желтые кружочки. Дорисуйте их, изобразите смайликами ваше настроение. Поднимите получившиеся улыбки и покажите их мне. Спасибо! У меня тоже хорошее настроение (показать свой смайлик)
Во все времена люди любят путешествовать, открывать новое, неизведанное.
Вот и мы с вами сегодня совершим путешествие. Я бы хотела вам подарить кораблики, на которых мы с вами будем путешествовать, узнавать новое (подарить кораблики).
-Скажите, когда вы отправляетесь в путешествие, поездку, что вы берете с собой?
-Карту, маршрут путешествия.
На столе у каждого из вас лежит маршрут нашего путешествия. Вам необходимо будет заполнять этот маршрутный лист баллами за ответы и выполненные задания. Внимательно посмотрите в конце маршрутного листа итоговое количество баллов и соответственно оценку, какую вы сможете получить в конце урока. К таким баллам вы и должны стремиться.
А что еще выберёте в путешествие?
Так и нам понадобится багаж. А какой багаж может взять ученик на урок?, (который нельзя взять в руки, поднять, поместить в багажник? Что же это за багаж?) —Это багаж наших знаний.
Вступать в диалог.
Участвовать в коллективном обсуждении.
Оформлять свои мысли в устной форме
личностные: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;
Регулятивные: самоконтроль; саморегуляция
2. Актуализация знаний учащихся
-Скажите, что нового вы узнали на прошлом уроке географии? (-о значении Мирового океана для природы и человека)
-А может ли человек прожить без Мирового океана? Почему? (нет. Это и вода, и пища, и полезные ископаемые, и лекарства, и сырье для промышленности, и поваренная соль, и др.)
-Проверку домашнего задания о значении Мирового океана, мы проведем необычно, в форме игры «Путь к успеху». На листочках у вас нарисованы пирамиды, обозначен старт и финиш, необходимо ответы на вопросы вписывать в нужную строчку пирамиды, начиная с нижней и заканчивая на вершине — финише. Самая нижняя строка – это самый простой вопрос, по мере продвижения по лестнице успеха, вопросы будут усложняться. Первый вопрос – один балл, второй вопрос – 2 балла, пятый вопрос – пять баллов. Максимум – 15 баллов.
1.Что добывают в водах, омывающих Аляску? (золото)
2. Что получают в промышленности из мелкой рыбы? (клей, костная мука)
3. Бурая МОРСКАЯ ВОДОРОСЛЬ, встречающихся на побережье Атлантического и Тихого океанов (ламинария).
4. Организмы, находящиеся в толще воды во взвешенном состоянии и неспособные к активному перемещению? (планктон)
5. Это часть океана, отдаленная от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды, особенностями животного и растительного мира? (море)
ВЗАИМОПРОВЕРКА (на слайде № 1). Выставить баллы в маршрутный лист.
Молодцы, ребята! Вы старались! Кто набрал максимальное количество баллов?
Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы.
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, умение работать индивидуально и в паре.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
3. Постановка целей и задач урока
Сегодня на уроке мы начнем путешествие по планете Земля. Какой же материк будет первым в нашем путешествии? На этот вопрос нам поможет ответить разгаданный кроссворд. Работа в парах:
Философ, доказавший шарообразность Земли (Аристотель)
Сторона горизонта (Восток)
Чертеж, изображающий поверхность Земли в уменьшенном виде (карта)
Прибор, с помощью которого можно ориентироваться (компас)
Третья планета Солнечной системы (Земля)
Линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца (орбита)
Источник