Урок географии население стран европы

Открытый урок по географии «Характеристика населения Зарубежной Европы»
план-конспект урока по географии на тему

Тема: Зарубежная Европа

Тема урока: Характеристика населения Зарубежной Европы

Цель урока:Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы,

рассмотреть вопросы воспроизводства населения Зарубежной Европы, миграций

населения, религиозного состава и расселения населения по территории

Зарубежной Европы. Развивать навыки работы с картами, учебником, контурны-

ми картами, умение анализировать и выделять главное.

Тип урока: Изучения нового материала

самостоятельная работа учащихся

Оборудование: атласы, учебник географии, контурные карты, диск « Экономическая и социальная география мира 10 кл..», раздаточный материал, карта «Зарубежная Европа»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_otkrytogo_uroka.docx 24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зарубежная Европа

Тема урока: Характеристика населения Зарубежной Европы

Цель урока: Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы,

рассмотреть вопросы воспроизводства населения Зарубежной Европы, миграций

населения, религиозного состава и расселения населения по территории

Зарубежной Европы. Развивать навыки работы с картами, учебником, контурны-

ми картами, умение анализировать и выделять главное.

Тип урока: Изучения нового материала

самостоятельная работа учащихся

Оборудование: атласы, учебник географии, контурные карты, диск « Экономическая и социальная география мира 10 кл..», раздаточный материал, карта «Зарубежная Европа»

1.Организационная часть урока

Цель: Проверить посещаемость и готовность учащихся к уроку

2.Повторение изученного материала

Цель:Повторить экономико-географическое положение Зарубежной Европы, её природно-ре

сурсный потенциал, государственное устройство Зарубежной Европы.

Фронтальный опрос учащихся по материалу прошлого урока:

Вопрос 1: Какую площадь занимает Зарубежная Европа? ( 5,4 млн.кв.км. )

Вопрос 2: Какими чертами определяется экономико-географическое положение стран

(соседским и приморским положением)

Вопрос 3: Как и когда изменялась политическая карта Европы?

(трижды:После Первой и Второй мировой войн и в последние годы – объединение

Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии, Че-

хословакии и т.д..)

Д.! Просмотр диска « Политическая география « — изменения на политической карте Европы

Вопрос 4: Каковы природные предпосылки для развития промышленности в Зарубежной Ев

ропе? ( связаны и сложились под большим влиянием размещения полезных иско-

паемых, хотя состав отличается )

Д.! Просмотр диска « Природные ресурсы «

Вопрос 5: Какими полезными ископаемыми богата Зарубежная Европа?

( В сев.части-рудные и топливные полезные ископаемые

каменный уголь – Рурский бассейн в ФРГ и Верхнесилезский в Польше

нефть и газ – Североморский

железная руда – Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции

В южной части- бокситы и топливные ресурсы)

Вопрос 6: Какими ещё природными ресурсами богата Зарубежная Европа?

(гидроэнергетические и лесные)

В последнее время развиты природно-рекреационые ресурсы.

Вывод: То есть Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, богатого природно-ресурсного потенциала. Этот регион и в наше время занимает очень важное место в мировой политике и экономике. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с характеристикой населения Зарубежной Европы

  1. Изучение нового материала

Цель: Рассмотреть вопросы воспроизводства населения, миграций, религиозного состава и размещения населения по территории Зарубежной Европы.

-Учащиеся записывают тему урока в тетради.

1.Заселение региона ( рассказывает учитель )

-До Великих географических открытий и после

-Заселение региона в первой и второй половине 20 века

2.Воспроизводство населения Зарубежной Европы

Преподаватель: Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом.

Вопрос к классу: Вспомните и назовите причины низкой рождаемости.

Ответ: Главной причиной низкой рождаемости в странах Зарубежной Европы является увели

чение средней продолжительности жизни,что приводит к постепенному старению на-

селения, а также резкое возрастание «цены» ребёнка, влияние городского образа жиз-

ни, непрочность семьи, слабое влияние религии.

Задание классу: На столах есть таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы».

Проанализируйте эту таблицу. Назовите страны, являющиеся лидерами по показате-

лям рождаемости, смертности и естественного прироста.

  • На выполнение задания даётся 5-7 минут, а затем анализируют вместе с учителем.

Вывод по таблице: В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста. Это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким показателем рождаемости – Болгария, Испания, Италия, ФРГ.

Вопрос к классу: Как вы думаете, в каких странах особенно остро стоит демографическая

(В странах с низкой рождаемостью и низким естественным приростом)

Вопрос к классу: Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать?

Ответ: Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства: низкую

рождаемость и низкий естественный прирост

Преподаватель: Если сравнивать эти показатели не по странам, а по регионам, то получится, что самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время этими странами проводилась жёсткая демографическая политика.

Например: В Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим 5 или более детей, а за незаконный аборт врачу грозило тюремное заключение. После снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация тоже неблагоприятная и поэтому демографическая политика направлена на повышение рождаемости.

В Южной Европе сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости

В Северной Европе благоприятная ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.

В результате, согласно прогнозам ООН, население большинства стран региона к середине 21 века должно уменьшиться. Всё это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Зарубежная Европа превратилась в очаг трудовой иммиграции ( примерно 20 млн. иностранных рабочих и членов их семей.)

Задание к классу: Используя рисунок 47 на стр.184 дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эммиграцией населения. Результаты занесите в таблицу:

Страны с массовой иммиграцией

Страны с массовой эммиграцией

На контурной карте покажите стрелками главные направления внешних миграций населения

-На задание даётся 5-7 минут, затем проверяется и делается вывод

Вывод: Страны эммиграции – страны бывшие колонии, страны иммиграции – страны метрополии.

3.Народы и языки Зарубежной Европы

Преподаватель: По национальному составу население Зарубежной Европы однородно; из

62 народов подавляющее большинство относится к индоевропейской языковой

Д.: Карта « Народы и языки Европы «

-Учащиеся анализируют карту, учитель дополняет.

Преподаватель: Половина стран Европы считаются однонациональными, остальные являются многонациональными и двунациональными.( Например,Швейцария, Великобритания, Испания)

Так как в Европе немало государств со сложным национальным составом, там наблюдается обострение межнациональных отношений.

-СООБЩЕНИЕ учащегося « Проблемы межнациональных конфликтов в Европе»

Преподаватель: В Зарубежной Европе большое количество разнообразных религий.

Д.: Просмотр и анализ карты на диске « Религии Зарубежной Европы»

-Учащиеся анализируют, учитель обобщает и делает вывод.

Можно составить схему в тетради « Религии Зар.Европы

Религии Европы

Вывод: Господствующая религия- христианство

В Южной Европе – католицизм

В Северной Европе – протестантство

В Средней Европе – и католицизм и протестантство

В Европе находится Рим – мировой центр католицизма.

В последнее время развилось большое количество течений протестантизма.

  • СООБЩЕНИЕ учащегося «Течения протестантизма»

Преподаватель: Зарубежная Европа является одним из наиболее густонаселённых регионов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 км ². При этом размещение населения в регионе объясняется географией городов.

То есть, уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: от 74% до 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая.

Задание классу: Проанализируйте рисунок 48 «Крупнейшие городские агломерации Зару-

бежной Европы» на стр.185 в учебнике. Проанализируйте причины появления горо-

дов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся.

По географическому положению города – миллионеры:

Задание классу: Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно

Самое большое число городов-миллионеров находится в Великобритании-7, ФРГ-6,

Италия-5, Франция-3, Польша -3. Крупнейшие города Европы размещаются вдоль европей-

Д.: Таблица «Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы» (ещё раз повторяем и называем)

Закрепление изученного материала

Д. : Диктор ещё раз читает материал, учащиеся слушают, затем обобщается материал урока и делается вывод по уроку.

-текст учебника, на контурных картах показать крупнейшие агломерации Зар.Европы

-по желанию:составить кроссворд «Города Зар.Европы»

Тема урока: Население Зарубежной Европы

Задание 1: На столах есть таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы».

Проанализируйте эту таблицу. Назовите страны, являющиеся лидерами по показате-

лям рождаемости, смертности и естественного прироста.

Задание 2: Используя рисунок 47 на стр.184 дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эммиграцией населения. Результаты занесите в таблицу:

Страны с массовой иммиграцией

Страны с массовой эммиграцией

На контурной карте покажите стрелками главные направления внешних миграций населения

Задание 3: Проанализируйте рисунок 48 «Крупнейшие городские агломерации Зару-

бежной Европы» на стр.185 в учебнике. Проанализируйте причины появления горо-

дов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Сравните страны по чис-

лу городов миллионеров. Какой вывод можно сделать?

Источник

Урок географии население стран европы

Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

Оборудование: карта «Народы мира» или «Народы Европы», «Плотность населения Европы».

Тип урока: изучение нового материала.

I. Изучение нового материала

Комментарии для учителя. Работу по изучению демографических показателей населения Европы можно выполнить в группах. Каждая

группа получает задание найти черты сходства и черты отличия по одному из показателей населения в разных регионах Европы.

Можно предложить на этом этапе урока изучение нового материала в виде самостоятельной работы. В любом варианте изучение населения Европы очень удобной для систематизации новых знаний на уроке будет данная таблица. Сначала строки таблицы: «численность», «плотность», «форма правления» и «административно-территориальное деление» заполняется учащимися самостоятельно с помощью различных источников информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяется.

2. Тип правления

3. Форма административно-территориального деления

4. Тип воспроизводства

5. Возрастная структура

6. Демографическая политика

7. Плотность населения

8. Уровень урбанизации

9. Национальный состав

10. Религиозный состав

Оставшиеся разделы таблицы заполняются на основе докладов учащихся, рассказа учителя, совместной работы учителя и учеников, практикумов и т. д.

Учитель. Зарубежная Европа — регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом, такое явление демографы называют демографической зимой. После второй мировой войны рождаемость в регионе повысилась, но в 50-е годы отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей (в сравнении с мировым показателем 26 промилле). В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка, при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается.

Причины такой низкой рождаемости разнообразны. Главной среди них считается увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.

Задание: Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Найдите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста. Проанализируйте причины такого распределения. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким рождаемости — Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ.)

В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? <В странах с низкой рождаемостью и низким и естественным приростом.)

Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать? (Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость, низкий естественный прирост.)

Воспроизводство населения в Зарубежной Европе

Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время в условиях административного правления этими странами проводилась жесткая демографическая политика. Так, например, в Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим пять и более детей, а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз и продажа контрацептивов были запрещены. Но после снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран вынуждено проводить демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, причем без ограничений на аборты и использование контрацептивов. Но, тем не менее, расширенное воспроизводство населения наблюдается не во многих странах, а в некоторых, таких как ФРГ, наоборот, проявляется естественная убыль.

В Южной Европе до 80-х годов ситуация была благоприятной, но сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости.

В северной Европе благоприятная демографическая ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.

На этом же этапе урока учитель предлагает проанализировать направления, динамику трудовых миграций. Для этого следует использовать рисунок в учебнике на с. 164. Учитель обращает внимание учащихся, что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? (Страны эмиграции — страны бывшие колонии, страны иммиграции — страны метрополии.)

Задание: С помощью карт атласа разделить страны Европы на сильно-, средне -, и слабоурбанизированные, результаты оформить в виде схемы.

Проанализируйте полученные результаты. (В группе слабоурбанизированных стран преобладают страны Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).

Задание: Пользуясь картой городских агломераций в учебнике, выделите крупнейшие агломерации. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Результаты оформите в виде схемы.

Классификация городов — миллионеров по их географическому положению:

Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать? (Самое большое количество городов миллионеров находится в Великобритании — 7, ФРГ — 6, Италия — 5, Франция — 3, Польша — 3, крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора — центральная ось развития.)

Национальный состав населения Европы

Вопрос: Вспомните, какие страны называются однонациональными, какие двунациональными, а какие — многонациональными? Какие из Европейских государств относятся к каждой из этих групп? Результаты работы можно оформить в виде таблицы.

Однонациональные страны Европы

Двунациональные страны Европы

Многонациональные страны Европы

Языковой состав населения Европы

Задание: Пользуясь картами атласа, приведите примеры народов Европы, относящихся к различным языковым группам. Заполните таблицу:

При изучении национального состава региона, можно заслушать доклады учащихся на тему «Межнациональные конфликты в Европе».

Проблема межнациональных конфликтов в Европе

Половина стран Европы считаются однонациональными. Но остальные являются многонациональными и двунациональными. Именно в этих странах возникают национальные конфликты.

Примером страны, в которых существуют межнациональные конфликты, является Бельгия. На государственном гербе начертан девиз: «В единении наша сила». Но достичь такого единения не удалось со времени образования этого государства, а именно с 1830 года. В этой стране живет два народа: фламандцы и валлоны. Фламандцы живут на севере страны, валлоны — на юге, их родным языком является французский. Причиной межнационального конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, то есть Валлония. Здесь добывался уголь, была развита черная металлургия, ремесла, населения было богаче, жили здесь и аристократы. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия же выполняла функцию сельскохозяйственного придатка. Ее население подвергалось экономической и национальной дискредитации. Но после второй мировой войны ситуация коренным образом поменялась. Районы юга стали старопромышленными, а север стал развивать наукоемкие отрасли. Выросло и значение Антверпена. Благодаря более благополучной демографической ситуации, численность населения Фландрии выросло. Все это резко обострило межнациональные отношения между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в страны два государственных языка, все вывески и документы производятся сразу на двух языках.

Непростые национальные проблемы есть и в Испании. К коренным народам относятся испанцы (71%), каталонцы (18%), галисийцы (8%) и баски (2,4%). При этом каталонцы сходны в культурном отношении с французами, галисийцы с португальцами, а баски вообще своеобразный народ, не схожий ни с одним из народов Пиренейского полуострова. Национальная проблема возникла после того, как каталонцы и галисийцы были лишены некоторых привилегий. Во времена правления Франко любое проявление их национальных чувств преследовалось. Например, нельзя было исполнять национальные песни и танцы. В 1978 году была принята новая конституция, которая признала автономии Каталонии, Галисии и страну Басков, но радикально настроенные баскские националисты ведут бессмысленную террористическую борьбу. Поэтому национальный вопрос в Испании нельзя признать полностью решенным.

Особой остротой отличаются национальные проблемы в Восточной Европе. Так, в Румынии в конце 80 гг. началась кампания по ликвидации тысяч деревень под предлогом создания крупных агропромышленных центров городского типа. Это привело к эмиграции венгров и ухудшению румыно-венгерских отношений.

В Болгарии туркам было запрещено пользоваться родным языком, носить национальную одежду, совершать мусульманские обряды. В результате тысячи турков эмигрировали из страны.

В конце 80-х гг. ухудшились и национальные проблемы в Югославии (СФРЮ). Федерация распалась на пять государств. Но и в новых странах национальные проблемы не решены, так как вновь образованные государства — многонациональные, кроме Словении. В Сербии есть проблема автономного края Косово, населенного албанцами, требующими присоединения к Албании. Для Хорватии основной национальной проблемой является проблема с Сербской Краиной, провозгласившей в 1991 году выход из Хорватии. Для Македонии это проблема албанского меньшинства. Для Боснии и Герцеговины эта проблема заключается в том, что в стране живут сербы, хорваты и хорваты — мусульмане. Недовольными в стране являются мусульмане, что привело к войне, в которой погибло более 200 тыс. человек. Кроме перечисленных национальных проблем, Югославия является районом компактного проживания приверженцев нескольких религий: сербы, черногорцы и македонцы — православные, словенцы, хорваты — католики, часть хорватов, сербов в результате долго Османского владычества приняли мусульманскую веру.

Страна Басков, Баскония — автономная историческая область на севере Испании, на Пиренейском полуострове. В I в. до н. э. — середине V в. н. э. территория, заселенная басками, номинально подвластна Риму. В XI — XV вв. государства басков — под властью Наварры, Кастилии; в конце XV — начале XVI вв. вошли в состав единого испанского государства, сохраняя до 1876 года некоторую автономию. После победы Народного фронта в 1936 году был создан автономный район, названный Страной Басков. С падением республики в 1939 году Страна Басков была лишена самоуправления. В соответствии с конституцией 1978 года Страна Басков получила сначала временную, а с января 1980 года — постоянную автономию.

В Стране Басков существует сильное движение за полное отделение от Испании. Эти интересы представляет политическая партия «Батасуна», крайне националистические взгляды отражают боевики.

Территория Галисии завоевана римлянами во II — I вв. до н. э. Современное название «Галисия» встречается в исторических источниках VI в. В начале V в. территория Галисии была завоевана свевами и явилась основным ядром их государства ( V — VI вв.). После победы над арабами в 718 году Галисию подчинили короли Астурии. В 1065-72 гг. Галисия — независимое королевство, в 1072 году была присоединена к Кастилии. В объединенной Испании Галисия до XIX в. сохраняла ряд автономных прав.

После провозглашения Испанской республики (1931 г.) республиканцы Галисии выработали проект галисийской автономии, который был одобрен проведенным в Галисии референдумом (28 июня 1936 г.). Однако созданию автономии галисийского района помешал начавшийся 17-18 июля 1936 гола франкистский мятеж.

Религиозный состав населения Европы

На основе текста учебника и карт атласа, составить схему «Религиозный состав населения стран Европы».

Следует обратить внимание учеников на наличие многих течений протестанства в Европе. Можно заслушать доклады.

Протестантизм — одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма и холе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крошению и причащению). Основной источник вероучения — Священное писание. В XIX — XX вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога» (то есть только как нравственного учения). Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании. Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах. Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.

Лютеранство, крупнейшее направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь менее последовательно, чем кальвинизм. Распространено в скандинавских странах. Германии, США, странах Прибалтики.

Кальвинизм — направление протестантизма, основано Жаком Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVI I в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех и профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание роли духовенства в спасении людей, упрощение церковных обрядов (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма — кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Пресвитериане — умеренное крыло английских и шотландских пуритан. Пресвитерианство основано в Шотландии Джоном Ноксом, учеником Жана Кальвина. Требования строгого единообразия, упрощения и удешевления церковных обрядов, замены епископов выборными пресвитерами, отделения церкви от светской власти получили в Шотландии широкую поддержку и в 1592 году пресвитерианство было признано государственной религией.

III. Закрепление изученного материала

Для закрепления знаний, полученных на уроке, можно использовать вопросы и задания учебника (блок контроля и самоконтроля):

1) Ответьте на вопрос № 1.

2) Используйте карты для ответа на вопрос № 1, 2, 3.

«Можете ли вы», вопрос № 4.

IV. Домашнее задание

1. Отметить на контурных картах страны Европы и их столицы, выделить крупнейшие агломерации.

2. Для тех учащихся, кто не справился с изучением темы урока или испытывал трудности: читать текст учебника, отвечать на вопросы закрепления.

Источник

Читайте также:  Русские писатели нашей страны
Оцените статью