Урок география 5 класс путешествие по антарктиде

Путешествие по Антарктиде.
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Сформировать представление о специфических чертах при­роды, населения и хозяйства Антарктиды.

Скачать:

Вложение Размер
puteshestvie_po_antarktide.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода

1.ФИО : Гнездилова Фаина Владимировна, учитель географии МБОУ СОШ № 2 города Кропоткина Кавказского района Краснодарского края

2. Предмет: география.

4. Тема урока: «Путешествие по Антарктиде», тема 4 «Путешествие по планете Земля»,

5. Учебник: География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.- М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).

6. Цель: Сфо рмировать представление о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды.

  1. Рассмотреть специфику природы и населения материка.
  2. Познакомить обучающихся с представителями растительного и животного мира материка.
  3. Раскрыть причины уникальности природы и населения материка.
  4. Сформировать навыки работы с картографическими источниками информации, по преобразованию тематической информации из одного вида в другой.
  5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

8. Планируемые результаты:

— личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

— метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

— предметные : знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.

9. Универсальные учебные действия:

— личностные : осознать необходимость изучения окружающего мира.

— регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.

— познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

— коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах

12. Оборудование : учебник, атлас, мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация .

1 Этап Актуализация знаний по теме «Путешествие по Антарктиде»

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Вспомнить Кто и когда открыл Антарктиду

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П)

3. ЭТАП целеполагания

Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Предоставляет «конфликтный» материал , создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Цель записывается на доске и обсуждается (Р).

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

4. ЭТАП планирования.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

— найти в тексте учебника и узнать информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли,

— задаёт вопрос сравнение

Стимулирует активное участие всех детей к практической части для выполнения задания стр.108

Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р)

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П,К).

Практикум: работа в группах (4) делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и формулируют вывод о различиях радиусов. (П,Р,К.)

5. ЭТАП «Открытие» нового знании.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

— найти в тексте учебника и узнать информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли,- задаёт вопрос сравнение

Стимулирует активное участие всех детей к практической части « Составление перечня научно-исследовательских станций осуществляется на основе карт атласа » , стр.108 рабочей тетради

Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р)

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П,К).

Практикум: работа в группах (4) делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и формулируют вывод о различиях радиусов. (П,Р,К.)

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое» знание, побуждае т учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Антарктида – самый холодный и самый южный материк Земли»

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Объясняют, анализируют, формулируют.( П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию . (К, Р)

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Формулирует выводы , выставляет оценки за работу на уроке

Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)

8 ЭТАП Домашнее задание

Комментирует д/з : §11, повторить тему «Земля во Вселенной»

Записывают домашнее задание

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.

Приложения к уроку:

Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:

  1. Как была открыта Антарктида.
  2. В чем особенность природы Антарктиды.

Доказать влияние географического положения материка на основные его характеристики. На примере Антарктиды необходимо проследить причинно-следственные связи и закономерности в развитии природы. Следует обратить внимание на то, что самый южный материк является самым холодным.

Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.

  1. Может ли быть в Антарктиде жарко?

Этап 3. Вопросы на репродукцию знаний

  1. До каких значений опускается температура в Антарктиде?
  2. Какие представители животного мира обитают в Антарктиде?
  3. Чем занимается человек на материке?

Этап 4. Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний

  1. Какое место занимает Антарктида по площади среди всех материков?
  2. В чем состоит значение ледников материка для науки?
  3. Почему в Антарктиде всегда холодно?
  4. Почему животный мир Антарктиды связан с морем?

Этап 5. Открытия новых знаний (работа с текстом учебника по группам, которые работают с одним вопросом, ответы записываются в тетрадь)

  1. Как называют Антарктиду? («ледовый континент»)
  2. Какой объем природных льдов планеты? (90%)
  3. Средняя толщина льда? (2 км)
  4. Средняя температура летом и зимой ( летом -30,-35, зимой до -70,максимум -89)
  5. Богат ли органический мир? (нет. На побережье – мох, лишайник; в океане – планктон –пища для рыб, птиц, тюленей, китов)
  6. Какие Животные обитают на материке?(пингвины, около 20 видов0
  7. Есть ли жизнь в центральной части материка? (нет. Очень холодно и далеко от побережья, где имеется питательная среда)
  8. Кто живет на материке? (постоянных жителей нет. Материк не принадлежит ни одному государству. Работают ученые)

Практическая часть « Составление перечня научно-исследовательских станций осуществляется на основе карт атласа » , стр.108 рабочей тетради

Вывод : Антарктида — это материк науки и мира. Здесь можно познакомить учеников с полярными антарктическими станциями России и других государств, на которых ведутся сов ременные научные исследования.

Этап 6. Отработка навыков обобщения тематической информации при составлении плана в дальнейшем станет одним из главных элементов самостоятельной работы учащихся.

Этап 7. Рефлексия проводится по двум направлениям: тематическому и деятельностному.

Этап 8. Ŝ 26 Домашнее задание выдается учащимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным учащимся предлагаются вопросы из рубрики «А теперь более сложные вопросы», учащимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики «Проверим знания».

Подготовить сообщение о жизни животных материка, об интересных фактах.

Работа в рабочей тетради, стр.106-109

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по теме «Путешествуем по Антарктиде». Урок можно использовать при обобщении знаний по материку Антарктида.

Сформировать представление о специфических чертах при­роды, населения и хозяйства Антарктиды.

Тема: «Путешествие в Антарктиду. Знакомство с пингвинами». Цель: Применение и закрепление полученных ЗУН при шитье игрушки «Пингвин» — туловище. Задачи: Об.

Урок изучения нового материала с использованием учебника Е.М.Домогацкого, с обучающей праактической работой.

Развернутый конспект урока по географии для учащихся 7 класса, посвященный 200-летию открытия Антарктиды.

Презентация к уроку по географии в 7 классе.

Источник

Путешествие по Антарктиде
план-конспект урока по географии (5 класс)

Урок изучения нового материала с использованием учебника Е.М.Домогацкого, с обучающей праактической работой

Скачать:

Вложение Размер
urok_puteshestvie_po_antarktide.docx 26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Леонова Елена Сергеевна Прилепский филиал МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Тема урока : «Путешествие по Антарктиде»

П.Р. Составление перечня научно-исследовательских станций Антарктиды

Тип урока: изучение и первичное закрепление

Форма проведения урока : путешествие

Цель: формирование представлений о специфических чертах природы и населения Антарктиды

-рассмотреть специфику природы и населения материка по картам, тексту, видиофильму

-познакомить с представителями растительного и животного мира материка

-раскрыть причины уникальности природы и населения материка

-сформировать навыки работы с картографическими источниками информации, по преобразованию тематической информации из одного вида в другой

-продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока

— развитие познавательного интереса, расширение кругозора учащихся.

Ресурсы: учебник 5 класса «География. Введение в географию» Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков; мультимедийное оборудование, атлас, контурная карта, физическая карта Евразии, видиоурок «Природа Антарктиды»

Понятия и термины :

Формы работы учащихся – фронтальная, индивидуальная, парная

Предметные: объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения по видиофильму, картам и по тексту. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на к/к географические объекты, составить перечень станций

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал,

Личностные : понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Источник

Урок по географии для 5 класса «Путешествие в Антарктиду»

Технологическая карта урока применения и совершенствования знаний.

Автор: Пономарева Светлана Анатольевна

учитель географии МБОУ «СШ № 12» г. Смоленска

Образовательная: — формирование у учащихся представления об уникальности природы Антарктиды; рассмотреть особенности ФГП материка.

Воспитательная: — воспитывать чувство гордости за наших соотечественников, внесших свой вклад в открытии новых земель; прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы

— географические особенности природы материка;

— причины отсутствия постоянного населения;

— следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

— существенные признаки понятий и явлений;

— знать и понимать специфику ФГП Антарктиды;

— уметь пользоваться разными способами познавательной деятельности .

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

— планировать свою деятельность под руководством учителя;

— выявлять причинно – следственные связи;

— выслушивать и объективно оценивать друг друга.

Универсальные учебные действия

1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель этапа : создание условий для возникновения внутренней потребности к деятельности

Сегодня мы с вами завершаем изучение раздела, который называется? (Путешествие по планете Земля) Давайте вспомним, где мы уже побывали. Я вам предлагаю игру: по характеристикам, определите о каком материке идет речь.

1. Экватор проходит почти посередине.
Занимает второе место по площади.
Самый жаркий материк.

2. Самый сухой материк.

С амый удаленный материк.

Самый маленький по площади.

3. Самый влажный материк.

Здесь расположена самая длинная горная цепь на суше. На материке протекает самая полноводная река.

4.Этот материк лежит в северном и западном полушарии. Часть этого континента, когда то принадлежала России. Здесь самая изрезанная береговая линия.

Кругом вода. Одна вода. Здесь царство холода и льда. Деревьев нет, всегда бело. Просторы снегом замело. О каком материке мы будем говорить? (Антарктида). А зачем нам знакомится с Антарктидой? (Чтобы выяснить, чем этот материк отличается от других) Ребята, вы любите путешествовать. (Да) География — уникальный предмет, позволяющий путешествовать, не выходя из кабинета.

Отправляемся в путь. Так как путешествие происходит в кабинете, то нам не потребуются рюкзаки, а что нам поможет в работе? (Учебник, тетради, карты атласа) Проверьте всё ли у вас в наличии.

Проявление доброжелательного внимания.

Проверка наличия учебных средств, рациональное размещение на парте

Отвечают на вопросы

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные : действие смыслообразования, мотивация учения

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II . Построение плана действий

Цель: выбор метода решения учебной задачи, выдвижение гипотез

Ваша основная задача на уроке — познакомится с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Антарктиды; отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение будет влиять на природу Антарктиды. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Составим маршрут работы.

Откройте атласы на стр.25 , учебники на стр.139 А так же, чтобы почувствовать себя в роли путешественников, вы получаете путевые листы, на которых зафиксированы этапы путешествия. Наше путешествие начинается. Какое сегодня число? Запишем в путевой лист: дату начала путешествия, объект путешествия 16.04.2014. По ходу работы будем заполнять путевой лист.

Ученики обсуждают и составляют алгоритм действий

1.Открытие и ГП Антарктиды.

2.Климатические особенности материка.

3.Своеобразие животного и растительного мира.

4.Специфика населения материка.

Регулятивные: планирование – составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные: определение целей и функций участников

III . Реализация плана

Цель: фиксация нового знания

1)Как вы думаете, почему Антарктида последний материк, с которым мы знакомимся? (Была открыта позже всех) А что мешало путешественникам открыть материк раньше? ( Далеко находиться, суровый климат, айсберги) (Показ слайдов) Ещё древние учёные высказывали мысль о существовании материка в высоких широтах Южного полушария. (Показ слайдов) Во второй половине 18 века на поиски южного материка отправилась англ. экспедиция во главе с Дж. Куком. Кто мне напомнит, чем прославился Кук? (Открыл Австралию) Но пробиться сквозь льды к материку он так и не смог. Он пришел к выводу, что «земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы, эта страна обречена природой на вечный холод». Эти слова Дж. Кука привели к тому, что долгие годы никто так и не отважился отправиться на поиски южного материка. И лишь спустя 50 лет туда отправляется экспедиция русских путешественников Ф.Ф.Беллинсгаузена и М. П.Лазарева. 28 января 1820г — открытие Антарктиды. Давайте запишем эту дату в путевой лист. Обогнув материк, путешественники так и не смогли высадиться на него. Настолько высоки были берега. Мы с вами должны гордиться нашими учёными, т.к. их заслуга перед всем человечеством огромна. Именно благодаря их отваге и мужеству был открыт последний из материков Земли.

2)Кто напомнит мне, как определить ГП материка? Разделимся на пары. 1-ая — определяет отношение к экватору, 2-ая – к нулевому меридиану. Один представитель выходит к доске и показывает на карте. Запись в путевой лист. Пользуясь картой учебника, назовите моря, омывающие Антарктиду. У доски показать эти моря. Мы узнали ГП материка? (Да)

3)Идём дальше. Проблемный вопрос: может ли быть в Антарктиде жарко? (Нет) Почему? (Расположен на Южном полюсе) Полюса – самые холодные места на Земле. (Показ слайдов). В Антарктиде всегда низкие температуры воздуха, так как солнечные лучи скользят по поверхности, не нагревая её. Скажите: какие будут осадки? (Снег) Будет он таять? (Нет) Правильно. Кода снег идёт веками, то он начинает уплотняться и превращаться в …? (Лёд) Антарктида покрыта ледниками, толщина которых в среднем 2км., а в некоторых местах до 4км. Изучая образцы льда, учёные могут многое узнать о прошлом планеты, ведь во льду сохранились бактерии, пыльца растений. Пользуясь учебником стр.139 найдите и запишите в путевой лист среднюю температуру: 1-ая пара — зимой, 2-ая — летом. (Обмен мнениями) А что это за температура указана уже в вашем журнале? Именно здесь была зафиксирована самая низкая температура Земли -89˚С на российской станции Восток. Антарктида – полюс холода. Как это отражается на обитателях материка? (Их очень мало) Почему? (Холодно. Нет пищи) (Показ слайдов) Скажите: как эти животные переносят постоянный холод? (Толстый слой жира, тёплое оперение) А где же они берут пищу? (В воде) К какой группе можно отнести животных материка? (Водоплавающие) По учебнику стр.139-140 1-ая пара: найти и записать виды растений, 2-ая пара: животных. На ваш взгляд кого можно назвать символом Антарктиды? (Пингвин) (Показ слайдов) Насчитывается 20 видов пингвинов. Но всё это касается берегов материка. В центральных районах жизни нет.

А теперь у нас привал? А что такое привал? (Время отдыха в путешествии) Физ. Минутка. Мы выбрали символ материка. Давайте побудем пингвинами: пингвины — птицы, но летать не умеют, только махают крыльями (машут руками); когда над ними пролетает вертолёт, они поднимают вверх голову (взмахи головой); не отрывая от снега ног, повернулись и посмотрели друг на друга и обратно.

4)Когда мы с вами путешествовали по другим материкам, то везде знакомились с аборигенами. А кто это? (Коренные жители материка) А почему же мы не познакомились с аборигенами Антарктиды? (Их там нет) По каким причинам? (Холодно, нет растений, животных, нет пищи) Антарктида единственный материк, который никому не принадлежит, там нет ни стран, ни городов, ни деревень. Нет постоянного населения. Есть только полярные антарктические станции, на которых временно живут люди, изучающие Антарктиду. Посмотрите на карту. Каждая станция изображена флагом страны, которой она принадлежит. Давайте посмотрим на наш путевой лист. Все ли вопросы мы рассмотрели? (Да)

А теперь давайте применим полученные знания на практике. Откройте печатные тетради на стр.66 и ответьте на вопросы теста. Поменялись друг с другом тетрадями и оцените работы. Зачитайте оценки и прокомментируйте их.

Работа у доски, с путевыми листами, в парах, сотрудничество; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных действий с учетом конкретного результата; планирование;

контроль в форме сличения способа действия и ее результата с заданным эталоном

общеучебные: знаково-символические; моделирование;

логические : анализировать и осмысливать;

выбор основания и критериев для сравнения; выведение следствий;

Коммуникативные: определение целей и функций участников; инициативное

Источник

Читайте также:  Экскурсии по городам индии
Оцените статью