Урок истории в 10 классе по теме Страны Азии и Африки.
план-конспект урока (10 класс)
Урок истории в 10 классе по теме Страны Азии и Африки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_10_klasse_po_teme_dekolonizatsii_stran_afriki_i_azii.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 10 классе.
Учитель: Хисамова Фания Фаузятовна.
Тема «Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития».
Изучить самостоятельно лекцию и сделать конспект в тетради.
Написать в тетради ответ на вопрос: Каковы причины деколонизации? И отправить мне на почту fainayai@mail.ru или в контакте.
Окончание Второй мировой войны послужило мощным толчком в деле национально-освободительных движений по всему миру. Уже с конца 1940-х гг. в Азии начались процессы деколонизации, которые наращивали свою силу с каждым новым десятилетием. О деколонизации стран Азии и Африки пойдёт речь на данном уроке.
До окончания Второй мировой войны колониальные владения занимали почти треть суши. Многие страны были полуколониями или подмандатными территориями. После Второй мировой войны в зависимых странах усилились движения за независимость. Это привело к процессам деколонизации (обретения независимости бывшими колониями).
1946 – 1950 гг . – в Азии и Африке возникло 13 независимых государств.
1946 – 1954 гг. – война во Вьетнаме. Завершилась поражением Франции.
1951 г . – Ливия обрела независимость.
1954 – 1962 гг. – война в Алжире, в результате которой Алжир получил независимость.
1955 г. – Первая конференция африканских и азиатских государств, в которой приняло участие 28 стран.
1956 г. – независимость обрели Марокко и Тунис.
1960 г. – независимость получила Сомали.
1960 – Год Африки: около 45 государств обрели независимость.
1974 г. – независимость получили Ангола и Мозамбик.
1990 г. – Намибия стала независимым государством.
2001 г. – создан Африканский союз. Его цели: способствовать достижению экономической и политической независимости африканских государств. К 2000 г. суммарный внешний долг составил 370 млрд долларов.
1947 г. – Великобритания предоставляет независимость Индии. На территории бывшей британской колонии возникает два независимых государства – Индия и Пакистан.
1950 г. – Индия провозглашена республикой. Первым премьер-министром становится Джавахарлал Неру.
В начале XX века почти вся территория Индонезии была голландской колонией и носила название Нидерландская (Голландская) Ост-Индия. В 1942 г. Индонезию захватила Япония. После поражения Японии во Второй мировой войне в Индонезии активизировалась борьба за независимость.
1945 г. – провозглашена независимость Индонезии.
1950 г. – Голландия признала независимость Индонезии и вывела свои войска.
1959 г. – установление в Индонезии авторитарного режима Ахмеда Сукарно.
1967 г. – Сукарно отстранен от руководства страной.
Мохандас Ганди – лидер национально-освободительного движения Индии. Получил в народе имя Махатма («великая душа»).
Джавахарлал Неру – премьер-министр Республики Индии с 1947 г. (Семь дней истории).
Ахмед Сукарно – возглавил национально-освободительное движение в Индонезии. Первый президент Республики Индонезия (1945–1967).
Начавшийся после Второй мировой войны процесс деколонизации привел к тому, что практически все бывшие колонии обрели независимость. Получившие независимость страны должны были самостоятельно определять свою политику, решать экономические проблемы (см. урок «Страны Африки во второй половине XX – начале XXI века»). Актуальной задачей стала борьба с неоколониализмом.
Азия. Одна из главных стран региона – Индия – жемчужина в колониальной короне Британской империи по окончанию Второй мировой войны стала стремиться к независимости. В феврале 1946 года вспыхнуло восстание в Бомбее , переросшее в массовые выступления по всей Индии. Индусы, работавшие в местных английских администрациях, доказали что сами могут управлять своим государством. Английское правительство Эттли, пытаясь уладить конфликт, вознамерилось сделать из Индии доминион с управлением его из Лондона, но все же, в августе 1947 года Индия провозгласила свою независимость (Рис. 1). Премьер-министром Индии стал Джавахарлал Неру.
В 1946 году, территория Ближнего Востока, которая находилась в колониальной системе Великобритании, оказалась независимой. Лондон отказался от своих притязаний на эти земли, мотивируя это тем, что не может найти приемлемое для арабов и евреев решение взаимного общежития.
В 1947 году ООН приняла решение о разделении Палестины – камня преткновения – на арабскую и еврейскую части , что было принято евреями, но не было поддержано арабами. В том же 1947 году вспыхнула арабо-израильская война ( 1947-1949 гг.) за данную территорию (Рис. 2). Каждая из сторон претендовала на земли Палестины и Иерусалим – город, священный как для христиан, так и для мусульман и иудеев.
С помощью СССР и при его всецелой поддержке, в 1948 году, в ходе продолжавшейся войны, было провозглашено государство Израиль . В Москве надеялись, что Израиль выберет просоветскую позицию, и всячески помогали ему. Премьер-министр Израиля Голда Меир была хорошим другом СССР. Изначально, США поддерживали арабов, но как только правительство Израиля, получив поддержку от СССР и немного окрепнув, повернулось к США лицом, Вашингтон стал поддерживать Израиль. Таким образом, с конца 1940-х гг. оформилось некое противостояние великих держав в данном регионе – СССР стал поддерживать арабские государства, а США – Израиль .
В течение 1950-х гг. в Израиль стали переселяться многие евреи из стран Европы и Азии, создавая новое общество, на, как они считали, своей земле. В скором времени, при финансовой поддержке США, Израиль стал одним из вернейших союзников Вашингтона и начал развивать свою экономику.
Период крушения колониальной системы в Африке принято разделять на три основных этапа:
Первый этап (1946-1947 гг.) , когда почти все страны Африки стали формально независимыми, но реальную свободу так и не обрели. Многие колониальные европейские страны всё чаще стали говорить об отказе от колоний, так они стали тянуть их назад. Если раньше метрополии практически всё выкачивали из колоний, то теперь, наоборот, они тратили огромные деньги на поддержание колоний.
Второй этап (1960-1965 гг.) связан с самыми главными событиями. В 1960 году сразу 17 стран континента получили реальную независимость. 1960 год – «год Африки» . Для поддержания мира и спокойствия была создана Организация африканского единства (ОАЕ), целью которой было урегулирование территориальных споров между странами, т.к. границы бывших колоний стали границами независимых государств, и поводов к спорам хватало.
Третий этап (с 1975 года) характеризуется ликвидацией осколков колониальной системы, когда независимость получили такие страны, как Ангола, Гвинея-Бисау, Мозамбик.
Обретение национальной независимости сталкивалось с постоянной борьбой за власть и вооружёнными переворотами. Если изначально вся власть досталась немногочисленным образованным людям, стремившимся создать государство на принципах свободы и демократии, то с течением времени власть забирали военные, устанавливавшие жесточайшую диктатуру. Ярким примером такой борьбы за власть может служить следующее. Бывшая колония – Бельгийское Конго – в 1960 году получило независимость. Новую страну возглавил молодой демократический лидер Патрис Лумумба , стремившийся к созданию единого государства, к преодолению разногласий между племенами. Лумумба заручился поддержкой СССР, но вскоре был свергнут военачальником Жозефом Мобуту и убит.
Источник
Урок-экспедиция «По странам Африки»
Разделы: География
Цели:
- Продолжить формирование представлений о регионах Африки и странах, входящих в их состав, особенностях природы и хозяйственной деятельности населения;
- Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.
- Формировать умения составлять комплексную характеристику страны по типовому плану, используя карты атласа и материал учебника.
- Совершенствовать умение анализировать географические карты различного содержания.
Тип урока: урок-экспедиция.
Оборудование:
- политическая карта Африки,
- атласы,
- тематические картины,
- набор
- терминов,
- рисунки учащихся,
- дополнительная литература.
Вступительное слово учителя.
На свете немного найдется людей, которые не любят путешествовать. Разве не заманчиво отправиться в неведомую страну и посмотреть, как живут в ней люди? А как увлекательно поездить по странам и континентам, увидеть разные обычаи у разных народов, услышать незнакомую речь, оказаться в чужом доме, где все не похоже на свое, привычное. Одному путешествовать скучно. Поэтому мы отправляемся в путешествие все вместе. Нам предстоит увлекательная экспедиция “По странам Африки”. (Запись темы урока в тетрадях). Оцениваться работа на уроке будет согласно количеству жетонов, набранному каждым. Самый активный получит переходящий “глобус лидера”.
Выявление значимости материала.
Где вам может пригодиться материал, с которым нам предстоит познакомиться? Для чего на уроках мы изучаем различные народы и страны?
Чтобы быть образованным и культурным человеком.
Чтобы понимать людей другой культуры, с другим, отличным от нашего, образом жизни.
Мы познакомились с регионами Африки, а сегодня наша задача состоит в том, чтобы познакомиться с наиболее крупными странами, входящими в состав различных регионов, выявить особенности их природы, населения, его хозяйственной деятельности на основе карт и других источников географической информации.
В результате урока вы должны (записать в тетрадь)
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
Крупнейшие страны, | Давать характеристику |
особенности их природы, | стран Африки по типовому |
населения и его хозяйственной | плану, используя карты |
деятельности. | атласа. |
Для работы нам понадобятся атласы, учебники, тетради, ваше внимание, трудолюбие, смекалка.
Реклама дополнительной литературы.
Хрестоматия по географии материков и океанов.
По материкам и странам. Книга для чтения.
Народы мира. (Удивительный мир разных народов, культур, обычаев и традиций. Книга адресована любознательным ученикам, которые хотят искать и находить новое и необычное.)
Атлас мира. География – Страны и народы. (Сведения о быте, культуре и обычаях народов, населяющих планету Земля.)
Природное наследие человечества. Ландшафты и сокровища природы под охраной ЮНЕСКО. (Путешествие по заповедным уголкам земного шара.)
Итак, мы отправляемся, пересекаем Средиземное море и достигаем берегов Северной Африки.
Краткая характеристика региона. (Домашнее задание)
Наш корабль стоит у причала самого крупного портового города – Алжир. Это столица первого государства, с которым нам предстоит познакомиться. Поможет нам в работе план характеристики страны – стр. 279.
Знакомство с планом.
Работа по плану.
Пункты плана | Примерные ответы учащихся |
1. ГП | Северо-западная часть Африки, столица – Алжир. |
2. Рельеф полезные ископаемые | Равнинный характер: север – низменности, северо-запад – Атласские горы, юго-восток – нагорье Ахаггар. |
Нефть, природный газ, фосфориты
Анализ климатограммы
Народы: арабы, берберы, туареги.
Юг – кочевое скотоводство, в оазисах – выращивание финиковой пальмы.
Обращение к картинной галерее. (Рисунки, изображающие особенности населения и его быта различных частей Африки, выполнены учащимися)
Экскурсовод (заранее подготовленный ученик):
В северной части Африки проживает арабское население, оно размещается в городах. Это население мало отличается от европейцев. Жителей деревень легко узнать: мужчины поверх белой национальной рубахи надевают европейский пиджак, женщины закрыты в белое покрывало, на ногах шлепанцы, ладони и ступни выкрашены хной, В северной части размещаются трубопроводы, банки, торговые фирмы, металлургические заводы, текстильные фабрики, стекольные, цементные заводы, нефтеперерабатывающие и химические заводы.
Жители Сахары – берберы и туареги. Их главное имущество – скот. Пища – кислое молоко, ячменные лепешки, финики. Особенности одежды, жилища – на рисунке в картинной галерее.
Мы покидаем Алжир. Проходим через Гибралтар и двигаемся вдоль западного побережья Африки. Вот и Гвинейский залив. Мы бросаем якорь в одном из крупнейших портов западного побережья, столице Нигерии – городе Лагосе. Нигерия – крупнейшая страна Западной Африки.
Краткая справка о Западной и Центральной Африке (ответ домашнего задания).
Ваша задача усложняется. Необходимо на основе плана, используя карты атласа и текст учебника, составить краткую характеристику природы страны.
Самостоятельная работа учащихся.
Нигерия находится в западной части Африки, на побережье гвинейского залива. Характер рельефа – равнинный: южная часть – низменная, северная – возвышенная с невысокими плоскогорьями. Добывают здесь нефть, оловянные руды. Экваториальный климат в южной части, субэкваториальный – в северной. Крупная река Нигер протекает по территории страны. Она судоходна в нижнем течении. Природные зоны – саванны и влажные экваториальные леса. Вывод природные условия на большей части территории страны – благоприятны.
Какое влияние оказали природные условия на формирование особенностей населения и хозяйства?
Благоприятные природные условия повлияли на плотное заселение территории страны. Нигерия – самая крупная по численности населения страна Африки. Население относится к негроидной расе 250 народностей и этнических групп. Благоприятные условия субэкваториального климата и саванн способствуют развитию здесь земледелия и животноводства, выращивают зерновые и технические культуры. В зоне экваториальных лесов – отдельные очаги земледелия. На реке Нигер построены ГЭС, близ Лагоса – ТЭС.
Обращение к картинной галерее.
Крупный народ – йоруба. Традиционная одежда – блузки и большой кусок ткани вместо юбки, у мужчин – свободная накидка поверх рубахи и коротких штанов. Жилища – глинобитные хижины с конусообразной крышей.
Мы прощаемся с Нигерией, но не прощаемся с Западной Африкой, т.к. специальные корреспонденты 7-б класса предлагают нам репортаж из Ганы. (Дополнительное опережающее задание)
Теперь наш путь лежит на Восток континента.
Краткая характеристика Восточной Африки. (Ответ домашнего задания).
Слова просят представители туристической фирмы “Афротур”. (Реклама тура по Руанде)
Перед нами – Эфиопское нагорье, с плоской столообразной поверхностью. Однако мы знаем, что его абсолютная высота 2000-3000 м. Над этой высокой плоской поверхностью поднимаются отдельные горные вершины и кратеры потухших вулканов. Это цель нашего путешествия – Эфиопия. И так, за дело.
Используя план, карты атласа, учебник (с. 125-126), выявите особенности хозяйственной деятельности населения и причины их обусловившие.
До высоты 2400 м располагаются саванны, природные условия которых благоприятна для развития земледелия. Здесь выращивают зерновые культуры (пшеница, рожь, просо), цитрусовые, гранаты, бананы, овощи, КОФЕ (легенда).
Верхний пояс (прохладный), здесь в основном развивается скотоводство, пастбищное животноводство, кроме этого выращивают коз, свиней, птицу, разводят пчел.
Развитие сельского хозяйства способствует развитию здесь текстильной и пищевой промышленности (наличие сырья).
Полезные ископаемы разнообразны, но недра слабо изучены, поэтому здесь имеются небольшие металлургические заводы.
Дополнительный материал (если остается время).
Наиболее освоена центральная часть страны, население – амхара, основное занятие – земледелие: обрабатывают землю плугом, пашут на быках, лошадях, мулах, верблюдах. Сеют вручную, жнут серпом. Деревня состоит из усадеб. Хижины круглые, крыши в форме конуса, покрыты травой. Спят на ложе из камышей и глины, крытых соломой. Одежда хранится в больших плетеных корзинах, молоко, масло, крупы – в сосудах из тыкв. “Украшение стен” — деревянные и глиняные сковороды. Горожане носят белое платье из тонкой ткани и накидки. Подол платья и края накидки украшены цветной полосой. Любимый цвет – белый.
Скотоводы – тигре живут в горах: разводят коз, овец, зебу (вид крупного рогатого скота с небольшим горбом на холке и крутыми, широко расставленными рогами). Употребляют в пищу тэфф – невысокий злак с маленькими зернышками (в условиях недостатка кислорода это необходимая часть питания жителей высокогорий, т.к. его зерна содержат много железа).
Таким образом, мы побывали с вами в странах различных регионов Африки, отличающихся друг от друга природой, населением, культурой, хозяйственной деятельностью. Но, несмотря на все различия, мы можем для всех стран сделать общий вывод, отражающий взаимосвязь между природой, населением, его культурой и хозяйственной деятельностью.
Вывод: особенности населения, его быта, хозяйственной деятельности зависят от особенностей природных условий тех территорий, на которых проживает данное население. (Формулируют учащиеся)
Вернемся к целям нашего урока: Знать! Уметь! (Учащиеся отвечают, были ли они реализованы в процессе урока)
В ходе урока мы реализовали эти цели, о чем свидетельствует ваша активная работа и заработанные жетоны.
Сегодня наша экспедиция заканчивается, но вы продолжите ее дома и отправитесь в Южную Африку, подготовите репортаж из ЮАР.
Запись домашнего задания в дневники:
- страницы 144-146;
- дополнительное задание – кроссворд (по желанию)
А сейчас я предлагаю отправиться с вами в нашу картинную галерею, на аукцион, где вы, используя знания, приобретенные на уроке, сможете купить картины. (Называют регион и страну по особенностям природы, одежды, жилища, изображенных на картинах)
Оценивание работы на уроке – по количеству заработанных жетонов, передача “глобуса – лидера”. Выставление отметок в журнал.
Список литературы, которая использовалась при подготовке к уроку:
- Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев.-10-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003.
- Смирнова Н.П., Шибанова А.А. По материкам и странам (Африка, Австралия и Океания, Антарктида): Кн. Для чтения по географии материков / Сост. Н.П.Смирнова, А.А.Шибанова. — М.: Просвещение, 1981.
- Хрестоматия по географии материков и океанов: Пособие для учителя / Сост. Т.А.Смирнова. — М.: Просвещение, 1987.
- Элькин Г.Н. География материков и океанов. 7 класс: Твой справочник. Материалы к урокам. – СПб.: “Паритет”, 2005.
Источник