Урок-путешествие «За 45 минут вокруг света»
Разделы: География
Цели:
- поднять интерес учащихся к предмету;
- закрепить и систематизировать знания и умения по теме «План и карта»
- воспитать потребность у детей к активной деятельности, творческому поиску
- развивать коммуникативные умения в ходе групповой и парной работы, умения логически мыслить;
- решать задачи современного содержания
Задачи:
- совершенствовать практические навыки применения плана и карты в различных ситуациях через использование игровых и занимательных заданий
Тип урока:
обобщающее повторение темы
Вид мероприятия:
урок – путешествие, с применением компьютера
Методы проведения:
Средства обучения
Межпредметные связи: математика, литература, музыка
План урока:
I. Организационный момент
II. Активизация знаний и умений учащихся
III. Домашнее задание
IV. Итоги урока
Ход урока
I. Организационный момент
Друзья мои. Я очень рада!
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи
Оценкой вас не накажу
За странный слог не обессудьте
А дальше прозой я скажу:
Позвольте объявить о цели своего визита и зачитать обращение к учащимся 6 класса:
«Я, Крюкова Людмила Анатольевна учитель МОУ СОШ поселка Борское прибыла в ваш умный класс, с целью дать урок географии. Я рада приветствовать гостей и счастлива, видеть сияющие лица учеников.
Пусть я волнуюсь, для меня
Урок всегда даётся с бою
Взгляните дети на меня,
Я поведу вас за собою.
А какой же главный помощник будет у нас в пути? На этот вопрос вы сможете ответить, отгадав загадку.
Моря есть, плавать нельзя,
Дороги есть, ездить нельзя,
Земля есть, пахать нельзя,
Луга есть, косить нельзя.
(географическая карта)
Карта нужна людям разных профессий. Помогите мне вспомнить эти профессии.
(геологам, летчикам, строителям, агрономам, морякам)
Сегодня мы с вами совершим увлекательное морское путешествие. Перед вами сейчас лежат не просто рабочие тетради, а бортовые журналы. Откройте их и запишите тему нашего путешествия (слайд 1).
II. Активизация знаний и умений учащихся
А свое путешествие мы совершим на паруснике Крузенштерн (слайд 2).
И перед вами не просто учитель, а капитан судна.
Я отважный капитан
Я объездил много стран
И не раз я бороздил океан,
Раз пятнадцать я тонул, погибал среди акул,
Но не разу даже глазом не моргнул.
Свое путешествие мы с вами начнем с самого западного города России — Калининграда (слайд 3).
Город наших надежд и желаний
Стал ты Родиной малой моей,
Здесь мы учимся и дерзаем
Во имя отчизны своей
Определите координаты города, запишите в журналы и наносите на карту. А теперь давайте сверим наши записи (слайд 4).
Наш путь проходит по Северному Ледовитому океану (слайд5). Нанесите на ваши контурные карты название океана.
Одному путешествовать не с руки. А вот кого мы с вами возьмем с собой в дорогу, узнаем, когда выполним задание. (У каждого ребенка на столе лежит карточка с направлениями. При правильном выполнении задания должен получиться контур собаки.
С2 СВ4 Ю2 В2 СВ2 Ю2 ЮВ2 Ю2 ЮЗ2 ЮВ2 В6 ЮВ6 Ю2 ЮЗ 2 З2 СВ2 СЗ4 Ю8 ЮЗ2 З2 СВ2 С2 СЗ2 З8 Ю4 ЮЗ2 З2 СВ2 С6 СЗ2 С2 СВ2 С3 СВ2).
Ребята, а почему мы с вами берем в путешествие именно собаку?
Качает наши корабли
Огромный Тихий океан
Мы с вами продолжаем путешествие по самому Великому океану (слайд 6). Нанесите на ваши контурные карты название океана.
Обратите внимание на доску (слайд 7). Вы видите, что в фамилиях путешественников допущены ошибки. Помогите их исправить (Магеллан, Колумб, Никитин, Кук, Лазарев)
Мы с вами совершим остановку на самом маленьком материке Австралия (слайд 8). Нанесите на ваши контурные карты название материка.
Во время остановки дайте с вами отгадаем загадки, но не простые, а географические.
Если математику ты знаешь,
Очень быстро отгадаешь,
Азимуты правильно найдешь,
Слово правильно прочтешь
Это нужная вещица,
Вот в походе пригодится.
(компас)
Виден край да не дойдешь
(горизонт)
Шар не велик, да ленится, не велит,
Если знаешь предмет, то покажет весь свет
(глобус)
Смотри, все они длинные, предлинные,
И словно режут шар на дольки апельсиновые
(меридианы)
Мы знаем эту линию, то черную, то синюю
На карте эта линия очень нам нужна,
Чтоб нам не спутать вдруг,
Где там север, а где там юг
(экватор)
Их давным-давно открыли
Из под снега их отрыли
Землю всю, проткнув насквозь
Вышла к нам земная ось
(полюса)
Мы с вами продолжаем путешествие, и из-за синей дымки океана показался еще один материк — Антарктида (слайд 9). Нанесите на ваши контурные карты название материка.
Можно сказать, что — это самый, самый материк: ледяной, холодный, молодой (200 лет).
И спрашивать он нас будет очень строго. Напишем словарный диктант в своих журналах
(масштаб, азимут, параллель, координаты, рельеф, меридианы, компас, нивелир, горизонталь).
На горизонте показался еще один океан — Индийский океан (слайд 10). Нанесите на ваши контурные карты название океана.
Я предлагаю вам заняться рыбалкой. (На доске прикреплены контуры рыб. Учащейся, взяв контур рыбы, на ее обратной стороне читает географическое понятие. Он должен дать его определение. Меридиан, параллель, масштаб, градусная сеть, компас, рулетка, азимут, карта, широта, долгота.)
А теперь давайте отдохнем.
- По меридиану (север-юг) – долгота.
- По параллели (запад – восток) – широта
- Совершим путешествие глазами вокруг Западного, Восточного полушария.
- Закройте глаза. Представьте себе место, где бы вы хотели побывать, хотя бы заочно.
- Ветер дует с востока, юга, юго-востока, ураган, юго-запад, штиль
Мы с вами продолжаем свое путешествие. А что это за интересный остров на горизонте (слайд 11). Нанесите на ваши контурные карты название острова.
На этом острове водятся обезьяны. Их рост всего 12 сантиметров (слайд 12).
Давайте с вами, определим длину острова с севера на юг и с запада на восток и запишем в свои журналы. (Учащиеся измеряют расстояние острова по карте и переводят в масштаб).
Наш парусник прибывает на континент Африка (слайд 13). Нанесите на ваши контурные карты название континента. (У каждого ребенка на столе лежит карточка с топографическими знаками. Он должен написать, что означает этот знак. Произвести взаимопроверку).
Следующий пункт остановки Америка (слайд 14). Нанесите на ваши контурные карты название материков.
Найти на слайде истинных «американцев» (слайд 15) (картофель, фасоль, какао, перец, табак).
Огромный, как года,
надо мною птицы, подо мною рыбы,
а кругом вода,
наделенный силой своей атлетической,
вздыхает и гремит океан Атлантический (слайд 16).
Нанесите на ваши контурные карты название океана.
За бортом парусника была замечена бутылка.
(Учитель показывает бутылку, в которой находится записка. SOS. Терплю бедствие, застигнут ураганом. Потерял управление. Пробит трюм. Нужна срочно помощь. Наши координаты 300 с.ш. 1600в.д.. Учащиеся определяют по координатам место крушения корабля и наносят его на карту.)
Мы приближаемся к самому большому материку – Евразия. На материке находится высочайшая вершина мира Эверест (слайд 17), а как же самая большая по площади страна Россия (слайд 18). Нанесите на ваши контурные карты название материка.
Послушайте, кто-то разговаривает. Да это же сам Борис Годунов (слайд 19).
В литературных произведениях свойства карт получают интересное отражение. Так, у А.С.Пушкина в «Борисе Годунове» есть сцена, где царь Борис, входя в палаты, видит сына Федора, рисующего карту. Царь обращается к сыну со словами:
Царь: А ты, мой сын, чем занят? Что это?
Чертеж земли Московской, наше царство.
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот прелестные дремучие леса.
А вот Сибирь.
А что это такое
Узором здесь веется?
Федор: Это Волга.
Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царство вдруг: границы, грады, реки.
Чем карта отличается от плана? Можно ли карту считать моделью земли?
Вот и завершилось наше путешествие.
III. Домашнее задание.
Напишите сочинение на тему: «Как поспорили План и Карта, кто из них важнее и нужнее», или нарисуйте необычное животное, используя топографические знаки.
IV. Итоги урока
Посмотрите на настенную карту и ваши контурные карты, и вы увидите, сколько интересных мест мы посетили.
Что вам понравилось во время путешествия?
Какие трудности вы испытали на уроке?
Мы с вами славно потрудились на уроке, вспомнили многое, что учили по теме «План и карта», еще раз убедились в том, какое огромное значение в жизни человека имеет карта.
Урока время истекло,
Я вам ребята благодарна,
За то, что встретили тепло,
И поработали ударно
Творческих вам успехов, до следующего урока (слайд 20)!
Литература, используемая на уроке:
- Герасимова Т.П., Крылова О.В. «Методическое пособие по физической географии « 6 класс. Москва. Просвещение, 2005 год.
- Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «География: Начальный курс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений» Москва. Дрофа, 2006 год
- Максимова Н.А. «За страницами учебника географии» Москва, Просвещение,1998 год
- Федоров Г.М. «У карты Калининградской области» г. Калининград, Книжное издательство, 2005 год.
- Федоров Г.М. «Знаете ли вы Калининградскую область» г. Калининград, Книжное издательство, 2005 год.
Источник
Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе «Космическое путешествие»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Данная разработка — это первый урок из двух по теме «Космическое путешествие». На уроке преполагается выполнение фона в нетрадиционной технике «Акварель с солью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока ИЗО 5 класс «Космическое путешествие» | 40.91 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс ( Программа по изо под редакцией Кузина В.С,)
( Урок № 24 всего 3 с № 23по 25)
Тема урока: «Космическое путешествие»
Создание фона – неба космического пейзажа
Технология урока : комбинированный с использованием ИКТ
Тип урока : урок -путешествие
Методы: метод творческого сотрудничества , метод наглядности, метод эмоционального погружения, метод рефлексивного анализа, проблемно-поисковый метод.
Цель урока: Расширить представление детей о жанре пейзажа – фантастический ( космический пейзаж) . Научить детей рисовать разной нетрадиционной техникой рисования.
- продолжить знакомство с основами образного языка живописи
- закрепить понятие о пейзаже как жанре изобразительного искусства
- познакомить обучающихся с понятием «фантастический пейзаж».
- дать понятия «цветовая гамма»
- учить различать разнообразные оттенки цвета.
- учить осознанно выбирать цветовую гамму в зависимости от замысла картины.
- учить продумывать конечный завершающий этап композиции
- учить последовательному ведению работы (смачивание листа, работа акварелью по мокрому, набрасывание соли, просушка, встряхивание )
- Научить работе в новой живописной технике — акварель по — сырому с солью
- Закрепить умение использования закономерностей воздушной перспективы
- Формирование наблюдательности и эстетического отношения к окружающему миру
- Формирование чувства цветовой гармонии
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров
- развитие умения передавать в работах художественный образ, при помощи различных изобразительных материалов и техник;
- воспитывать чувство прекрасного, стремление и умение видеть красоту в пейзажах
- способствовать патриотическому воспитанию учеников;
- воспитание чувства гордости за нашу страну, открывшую дорогу всему миру в космос;
- воспитывать уважение к творческому труду
- создание праздничного настроения;
Мультимедийное оборудование, презентация к уроку, музыкальное сопровождение, наглядный материал, подготовленный учителем, раздаточный материал для учащихся, акварельная бумага формата Ф-4, акварель, кисти
Лист акварельной бумаги формата А-4, акварель, кисти, палитры, баночки с водой, крупная соль в чашке на двоих.
Последовательность этапов урока :
1.Организация учебного процесса -1 мин.
Приветствие. Проверка готовности
2. Сообщение темы и целей — 3 мин.
Просмотр видео ролика (1 мин.) Расслабляемся и отдыхаем.
1 Что мы увидели в видео ролике? (необычные пейзажи, фантастические ландшафты,, яркие «неземные цвета») Как вы думаете, какую роль играет цвет в создании пейзажа?
2 Можно ли встретить на земле такие пейзажи? ( можно, но маловероятно, крайне редко)
3 Где же мы скорей всего побывали? ( в космосе, увидели вселенную)
Вы правы тема нашего урока « Космическое путешествие» Этой теме посвящено два урока. Первый урок, сегодня, — создание эффектного фона неба для будущей композиции. На следующем уроке « заселение» композиции (показываю на доске образцы работ, выполненные учителем)
Сегодня мы познакомимся с еще одним видом пейзажа – Как его можно назвать?
(космический) и поработаем в новой, не традиционной технике – акварель с солью, без рисунка карандашом.
Вы готовы совершить космическое путешествие?!
3. Изучение нового материала – 15 мин
Поскольку мы полетим в космос, что это такое космос?! ( ответы)
Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называется космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная.
Космосу, или вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха.
Во вселенной нет ни одного небесного тела, которое стояло бы на месте. Все они движутся. Нам кажется, что звезды неподвижны. Но на самом деле звезды так далеки, что мы не замечаем, что они несутся в мировом пространстве с огромной скоростью.
Высказывание К. Циолковского о космосе. Русский ученый и изобретатель, основатель современной космонавтики и ракетной техники.
«Строгие, поразительно отчётливые ландшафты! А тени! О, какие тёмные! И какие резкие переходы от мрака к свету! Нет тех мягких переливов, к которым мы так привыкли и которые может дать только атмосфера» Константин Циолковский
Какой дате посвящена тема нашего урока (Первому полету человека в космос, Дню космонавтики).
Что мы знаем об этих событиях? Прошу выступить поисково – исследовательскую группу( 3 человека) и задать вопросы классу
— Какое событие в мире произошло в 1961 году 12 апреля?
(Первый полет в космос).
— А кто был первым космонавтом, совершившим полет в космос?
(Юрий Алексеевич Гагарин).
— На каких космических кораблях были совершены полеты в космос?
( «Восток», «Союз», «Прогресс»).
— Кем были созданы первые советские космические корабли? (Сергеем Павловичем Королёвым).
— Кто из женщин космонавтов первой полетел в космос? (Валентина Терешкова).
— Какой праздник отмечается 12 апреля в нашей стране? (День космонавтики).
— А кто бы из вас хотел полететь в космос?
— Что необходимо сделать, чтобы реализовать свою мечту?(хорошо учится, добиваться своей цели, заботиться о здоровье)
Учитель выделяет проблему: А как мы можем нарисовать то, что никогда не видели сами? Сегодня на уроке мы будем фантазировать, вспоминать фильмы и мультфильмы о космосе, смотреть презентацию и раздаточный материал. Но основным вашим помощником остается что? — творческая фантазия.
Слайд № 1 Тема урока, Космическое путешествие.
Слайд № 2 Цель урока. Узнать особенности нового для вас вида пейзажа – фантастический, а также поработать в незнакомой для вас технике акварель с солью.
В безоблачную ясную ночь небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на наше Солнце.
Ещё в далёком прошлом таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба манили к себе людей. В своих мечтах люди давно оторвались от земли и парили в небе, как птицы.
Что там? Это вопрос, который интересует всех людей во все времена. Человек давно пытается узнать, есть ли жизнь на какой-нибудь еще планете, летает на другие планеты и исследует их, чтобы узнать, из чего они состоят. Может кому-нибудь из вас предстоит сделать много новых открытий
Стартуют в космос корабли –
Вслед за мечтою дерзновенной!
Как здорово, что мы смогли
В просторы вырваться Вселенной!
Древняя мудрость гласит:
«Две вещи поражают нас больше всего – звёзды над головой и совесть внутри нас…»
Мы увидели космические пейзажи. Давайте вспомним определение, что такое пейзаж?
Пейзаж — жанр изобразительного искусств, а в которым основным предметом изображения является природа.
В зависимости, что изображено на картине, пейзажи делятся на: городские, сельские, морские, индустриальные, парковые и др. Необычные земные пейзажи, где художник усиливает цвет, состояние природы можно отнести к фантастическим.( пример мы видим на слайде) Пейзажи космоса самые, фантастические. Можно сказать, что космический пейзаж – разновидность фантастического пейзажа.
Природа это изображение неба, земли, воды, деревьев…В теме урока сегодня нас интересует один объект пейзажа. Какой? Небо.
Слайды с№9 по № 12
Рассмотрите космические пейзажи. Попробуйте описать небо в космосе.( необычное, неземное, фантастическое, яркие цветовые сочетания, плавные или резкие цветовые переходы),
Художники придумали множество интересных красочных техник рисования космоса.
Техники можно разделить на традиционные, которыми рисуют часто: гуашь, акварель, восковые мелки с акварелью, смешанная техника гуашь, акварель
Для создания более необычных эффектных работ придумали так называемые нетрадиционные техники рисование. Некоторые из них: граттаж, мятая бумага, разбрызгивание и другие.
Мы сегодня попробуем выполнить работу в нетрадиционной технике акварель с солью. Да-да обычная поваренная соль только с крупными кристалликами.
При попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент. Благодаря этой способности вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы. В зависимости от величины крупинок соли, пятнышки тоже будут разной величины.
В использовании соли нет ни чего сложного, главное поймать момент пока красочный слой еще влажный, но не мокрый. Потому что если поверхность бумаги будет сильно мокрая, то соль просто растворится. Это особенно касается работы с солью мелкого помола.
Последовательность выполнения работы:
- Смочить лист акварельной бумаги чистой водой
- Размашистыми хаотичными движениями наносим краску темно-бордового или фиолетового цвета. Меняем размер кисти и ниже изображаем штрихи и разводы светло-красных оттенков. Цветовую гамму выбираем самостоятельно
- Пока лист не высох, добавляем еще красок. Нам нужно полностью закрасить пустоту. Не бойтесь экспериментировать. Сочетайте различные оттенки. Можно добавить перламутровые оттенки розового, оранжевый, желтый, изумрудный, фиолетовый цвет. В общем, любые цвета палитры, которые вам нравятся. Переходы делаем размытыми. Краски можно накладывать друг на друга, слегка смачивая очертания водой. Наша цель – туманность, расплывчатость, иллюзия бесконечности
- Оставляем рисунок, пока первый слой не высохнет. Особенность акварельных красок заключается в том, что после высыхания они тускнеют и становятся светлее наносимого оттенка. Берем кисть и рисуем второй слой. Можно накладывать сверху те же цвета или экспериментировать со смешиванием оттенков.
- Для получения насыщенных оттенков картину можно прорисовать еще в 2-3 слоя. Только дождитесь, пока предыдущий слой подсохнет. Можно усилить оттенок отдельных элементов, чтобы придать рисунку объемность. Как только закончили с рисованием, не дожидаясь высыхания красок, посыпаем лист бумаги солью крупного помола. Соляные кристаллики окрасятся и впитают в себя излишнюю жидкость. После высыхания аккуратно струшиваем излишки соли.
- Если вы заметили, что нужно еще углубить цветовую гамму, то пройдите поверх соляных кристалликов красками. На этом этапе мы не смешиваем оттенки и не используем воду.
Слайд № 18 Картины выполненные акварелью с солью
Слайд № 19 Просмотр ролика выполнения работы
Просмотрев презентацию, вы увидели богатство и разнообразие цвета. Перечислите какие цвета вас привлекли в космических пейзажах?( слушаю ответы)Учитель дает понятие – цветовая гамма. Цветовая гамма – это ряд взаимосвязанных оттенков цвета, используемых для создания художественных произведений. (показываю надпись на доске)
Учитель предлагает игра (1-2 мин.) « Подбери цветовую гамму» выбери и
составить цветовую палитру своего фона неба. Попробуйте представить переходы темных и светлых тонов, более ярких и менее ярких. На этих полосках цвета представлены из обычных наборов акварельных красок, поэтому вы легко их подберете
4. Самостоятельная работа учащихся -12 мин
На парте в раздаточном материале находится технологическая карта
« Последовательность ведения работы» Прочитайте ее.
Приступите к работе, если что-то не понятно задавайте вопросы.
После того, как вы посипите солью, лист должен просохнуть, а мы отдохнем и вспомнил, что нового мы узнали и чему научились.
5.Завершение работы. Подведение итогов.
На какую тему рисунок, который вы выполняли?
С какой нетрадиционной техникой в живописи познакомились?
Какие понятия и термины мы повторили сегодня ?
Космос, Вселенная, Фантастический пейзаж, цветовая гамма
Предлагаю оценить работу друг у друга. Поменяйтесь работами. Оцените работу соседа по критериям.
Мягкий переход цветов
Распределение соли по листу– усиливает ощущение « необычности» космического пейзажа.
Прикрепите смайлик (индивидуальный раздаточный материал) улыбающийся – если вам очень понравилась работа соседа, спокойный – если его работа не произвела на вас должного эффекта.
Технологическая карта. Последовательность ведения работы.
- Смочить лист чистой водой, взять кисть № 4-5
- Выбрать цветовую гамму, используя наглядный материал,
- Горизонтальными мазками нанести цвета на мокрый лист ( кисть №4-5)
- На мокрой бумаге цвета будут плавно переходить один в другой. На акварельной бумаге можно накладывать 3 и даже 4 слоя, «утемняя» и
- На листе не должно быть луж, но лист должен быть влажный
- Пока лист не высох, берем из мисочки соль и посыпаем в выбранных вами местах ( по прямой, завитком, в центре, по краям)
7 Просушим лист и встряхнем его. Мы создали эффектный фон для будущей композиции.
Источник