Урок литературного чтения 4 класс лагерлеф путешествие нильса с дикими гусями

Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:» Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. 4 класс. Тема:» Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы».

Скачать:

Вложение Размер
liter._chtenie4_klass.docx 23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение, окружающий мир.

Тема. Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» ”. Охрана природы.

  • Способствовать формированию умения ориентироваться в тексте.
  • Формировать представления о характерах героев и прослеживать их развитие;
  • способствовать развитию внимания, речи учащихся;
  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся.

Оборудование: карточки, презентация, портрет Лагерлёф, книга.

Слышите? Книга чудесная раскрывается,

Сказка волшебная вновь начинается…

1.Определение темы, постановка целиурока:

Слайд 1(иллюстрации разных природных зон).

-Посмотрите внимательно на картинки, попробуйте назвать тему урока.

-Почему вы так решили? Докажите текстом. (Стр.59-Сто раз уже водила она гусей с юга на север и сто раз возвращалась с ними с севера на юг.)

Но сегодня мы с вами будем работать над произведением, с которым у русских читателей прежде всего ассоциируется имя шведской писательницы. Это сказочная повесть «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». А помогут нам в этом мальчик Нильс и тот самый Гном, без которого не было бы вовсе никаких приключений.

-Сегодня постараемся определить : что помогает человеку стать человеком ?

3.- Предлагаю вам вспомнить некоторые моменты из истории создания произведения. Кто автор сказки-повести, кто главный герой этого произведения?

В шведских школах тогда пользовались таким неудачным, скучным учебником географии, что его в открытую называли «национальным бедствием». СельмеЛагерлёф предложили написать новый занимательный учебник, в который бы вошли описания лесов, гор, рек, озер, фабрик и заводов, растений и животных, а также скандинавские легенды и предания. Шведская писательница создала такую книгу. Эта была сказочная эпопея о приключениях Нильса Хольгерссона. Она вышла в свет в 1907 году.

Этим учебником пользуются все шведские школы вот уже более 90 лет. Книга переведена на многие языки мира, в том числе на русский. За книгу «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции» СельмаЛагерлёф была удостоена в 1909 году Нобелевской премии.

4Работа с текстом: заполните пропуски

Как выглядел гном?

На голове — ______________ шляпа, _______________ кафтанчик украшен кружевным воротничком и манжетами, чулки у колен завязаны ____________ бантами, а на _______________ сафьяновых башмачках поблескивают _________________ пряжки.

Во что был одет гном?

(На голове — широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки

1. В какой стране жил Нильс? (в Швеции)
2. Кто заколдовал Нильса? (гном)
3.За что гном превратил Нильса в маленького человечка? (Нильс поймал его в сачок и не хотел выпускать.)

4. Как звали гусыню — предводительницу гусиной стаи? (Акка Кнебекайзе)
5. Куда летела стая диких гусей? (в Лапландию)
6.Где ночевал Нильс каждую ночь во время своего путешествия?(Под крылом гуся Мартина.)

6 . Работа в группах (письменно на листах) :

А теперь я хочу проверить, как вы помните имена из сказки. Только на этот раз мы будем вспоминать имена. животных.

  • Сирле — белка;
  • Мартин — гусь;
  • Тирле — бельчонок;
  • Эрменрих — аист;
  • Смирре — лис;
  • Фумле-Друмле — ворон;
  • Брумме — медвежонок;
  • Горго — орленок.

6. Ты мне, я тебе»

Команды задают друг другу вопросы. Если команда соперника не отвечает,

вопрос адресуется команде, вытянувшей номер вопроса.

  • Назовите фамилию Нильса. (Холъгерссон.)
  • Сколько лет было Нильсу? (12 лет.)
  • К кому обратился Нильс за помощью, выйдя во двор маленьким? (к коту)
  • Назовите дату, когда началось путешествие Нильса с дикими гусями. (Воскресенье, 20 марта.)
  • Кто был вожаком стаи диких гусей? (АккаКебнекайсе.)

*-Почему гуси согласились взять Нильса в путешествие? (Нильс спас гуся от лиса Смирре.)

*-Когда закончилось путешествие Нильса?

— Какие чувства испытывал Нильс во время погони за лисом? Подтвердите строчками из текста. ( страстное желание догнать лиса, был одержим приступом храбрости .64 – Не раздумывая, Нильс бросился в погоню.

Стр.65 — …вцепился в лисий хвости дёрнул его что было силы)

— Какие чувства испытывал Нильс, когда лис выпустил гуся? Подтверди строчками из текста. (стр. 65 – один с радостью..; Нильс развеселился, крепко вцепился лису в хвост)

Совершим небольшое путешествие в теплые страны, отдохнём.

Только в джунгли мы зашли, налетели комары.

Дальше в тропиках шагаем, ягуара мы встречаем.

Но его мы обхитрим, на носочках убежим.

Ближе к пальме мы подходим, и бананы там находим.

Привезём домой скорей, угостим своих друзей.

III Работа по теме:

— Настало время познакомиться со следующей главой из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1) Чтение стр. 65-67.

— Какова главная тема прочитанной части ?

— Какие чувства испытывал Нильс ночью сидя на дереве? Подтвердите строчками из текста. ( испытывал разные чувства – чувство страха, чувство одиночества и обидыСтр. 67 – Нильс почувствовал себя таким несчастным и одиноким)

— Предположите, что будет дальше

2) Самостоятельное чтение стр.67-69

— Оправдался ли ваш прогноз?

— Как характеризует диких гусей та игра, которую они затеяли с лисом Смирре? (Благородство стаи, способность гусей быть благодарными, быть настоящими товарищами)

— Разве для того, чтобы выручить Нильса, нельзя было просто подлететь к дереву и забрать его. Разве в этой игре была необходимость? Если не было, то зачем же гуси её затеяли? (Это настоящий урок лису Смирре)

— Какое решение за всех приняла АккаКнибикайзе? (стр.68 – Теперь ты надолго запомнишь, каково тягаться со стаей АккиКнебекайзе)

3 Просмотр отрывка мультфильма

4. Ответы на вопросы.

— Мы вспомнили всю повесть – сказку , которую читали и как вы думаете, когда же началось превращение Нильса в человека: когда он произнёс заклинание или намного раньше? С чем это было связано? Трудно ли человеку стать человеком? Что для этого нужно?

— Какие изменения в характере Нильса вы считаете самыми важными?

(Научился помогать другим, не оставлять их в беде. Научился заботиться о других, прислушиваться к ним. Научился дружить и любить других)

Повесть-сказка Сельмы Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» показывает, что самая сложная работа по воспитанию внутреннего мира человека, мира его чувств.

-Чему научился Нильс во время путешествия?

(Понимать природу, чувствовать её красоту, радоваться ветру, солнцу,

морским брызгам, слышать голоса леса, шелест трав, шорох листвы.

Узнал историю своей страны. Научился никого не бояться, но остере-

гаться. Научился дружить.

— Что помогает человеку стать человеком? (ПРИРОДА)

-Как надо относиться к природе?

-Чем вы можете помочь?

5. Чтение стихотворения

Разогнать берёзку надо,

Надо яблоньку спасти,

Снег тяжёлый отрясти.

Если вдруг на дубе старом

Кем-то ранена кора,

То её адовым варом

Быстро смажет детвора.

Сук надломанный подвяжут,

Пусть никто под Новый год

В лес за ёлкой не идёт!

Мы следить за этим будем,

Чтобы рос на радость людям,

Чтобы весело вокруг

Шелестел зелёный друг.

6. Прослушивание песни (не дразните собак – последний куплет)

Если урок был полезный и интересный, то покажите зелёную карточку, а если у вас были затруднения и урок не понравился, то жёлтую карточку.

V. Домашнее задание.

— Перескажите главу от имени Нильса и выполните рисунок к понравившейся главе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоотчёт по игре + презентаци + методическая разработка по книге С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Материал для проведения урока внеклассного чтения в 4-ом классе.

Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». Цели: Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии .

Данный урок поможет открыть перед учащимися сказочный мир шведской писательницы – Сельмы Лагерлеф; осмысливать название произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью; находит.

Урок по литературному чтению 4 класс ПНШ. Игра-квест сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями&quot.

технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа&quot.

Тема: “Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”Цели: познакомить с новой главой учебника, с новым автором, начать изучать новое произведение;Планируемые результаты:Лич.

Источник

Конспект урока “Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” (4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Тема: “Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”

Цели: познакомить с новой главой учебника, с новым автором, начать изучать новое произведение;

Планируемые результаты:

  • Личностные: видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
  • Предметные: познакомятся с новым автором, произведением.

Оборудование: учебник Чуракова Н. А. «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, презентация, карточки с заданиями;

Тип урока: открытие нового знания.

Скачать:

Вложение Размер
4_klass_litra_nils_i_dikie_gusi.docx 27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”

Цели: познакомить с новой главой учебника, с новым автором, начать изучать новое произведение;

  • Личностные: видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
  • Предметные: познакомятся с новым автором, произведением.

Оборудование: учебник Чуракова Н. А. «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, презентация, карточки с заданиями;

Тип урока: открытие нового знания.

Р.- Умение организовать себя и своё рабочее место

Посмотрите на цитату:«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Как вы думаете, о чем она? Из какого произведения она взята? (Антуан де Сент-Экзюпери, Маленький принц)

Работать с высказыванием, предполагать смысл его значения

Постановка учебной задачи

Практический, работа с учебником

Сегодня мы с вами начнем изучать новый раздел учебника. Откройте содержание, чтобы посмотреть, как он называется. Как вы думаете, что это за особое зрение? Чем оно отличается от обычного зрения, и что позволяет видеть? (Зрение, которое позволяет увидеть что-то в человеке, чего с первого взгляда не заметишь, например, его душевные качества) Если в этой главе нам предстоит узнать, что помогает человеку стать человеком, то получается, не каждый из нас человек? А как вы думаете, что значит стать человеком? (Человека определяют его поступки. И если вы совершаете поступки плохие, недостойные человека, то и вас нельзя будет назвать человеком) Посмотрите на произведения, с которыми вам предстоит работать. Обратите внимание, что их всего два, но они достаточно объемные.

Давайте поставим цели на урок.

  • Узнать, что за особо зрение
  • Узнать, что человека делает человеком
  • Познакомиться с новым автором
  • Познакомиться с новым произведением

Осмысливать название главы, предполагать ее содержание

Ставить цели на урок

Р. — Принимать и сохранять учебную задачу

Решение частных учебных задач

Практический, работа с учебником

Словесный, чтение учителя

Вы были правы, сейчас нам действительно предстоит знакомство с новым автором. Сейчас я предлагаю вам познакомиться с биографией Сельмы Лагерлёф. Вам необходимо прочитать текст, а затем ответить на вопросы. Для этого у вас на столах есть карточки. Задание выполняйте в парах.

Сельма Лагерлёф – писательница родилась 20 ноября 1858 года в Швеции в маленьком городке Вермланд в офицерской семье.

Детство Сельмы прошло в окружении сказок и легенд родной бабушки, которая ее воспитывала. Девочка была очень примерной ученицей, любила читать и сочинять свои первые стихи.

Лагерлёф закончила Королевскую высшую Стокгольмскую педагогическую академию и получила должность учителя в женской школе. Здесь начинается ее активное творчество.

Свой первый роман Сельма отправляет на конкурс и получает премию.

Преподавательская деятельность уходит на второй план ее жизни, а вскоре писательница и вовсе погружается в литературный мир, и уходит с работы.

Самое популярная детская книга – «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Впервые была издана в 1906 году.

В 1909 году Сельма Лагерлёф стала обладателем Нобелевской премии по литературе за написание ярких, глубоких и проникновенных произведений, но в начале Отечественной войны передала ее в Шведский национальный фонд по оказанию помощи Финляндии. Лагерлёф имела очень добрый, смелый и решительный характер.

16 марта 1940 года популярной всему миру писательницы не стало

  1. В какой период жизни писательница начинает активно работать над своими произведениями? (В тот период, когда получает должность учителя в женской гимназии)
  2. Почему Сельма оставляет работу учителя?(Потому что решает посвятить себя литературе)
  3. Какую премию писательница пожертвовала в фонд оказания помощи Финляндии? (Нобелевскую)
  4. За что Лагерлёф была присуждена Нобелевская премия?(За написание ярких, глубоких и проникновенных произведений)
  5. Кто привил Сельме любовь к литературе? (Бабушка, которая ее воспитывала)
  6. Какое высшее учебное заведение окончила писательница? (Королевскую высшую Стокгольмскую педагогическую академию)
  7. В каком году была издана самая популярная детская книга писательницы?

Давайте проверим ваши ответы, кто готов, поднимайте руку.

Откройте учебник на странице 44. Посмотрите, с каким произведением мы будем сегодня работать. Как вы думаете, о чем оно?

Сейчас я буду читать текст произведения вслух. Ваша задача следить и слушать, в любой момент я могу остановиться и попросить кого-то из вас продолжить чтение.

Остановка на 46 станице. Как вы думаете, был Нильс хорошим учеником? Почему? Назовите месяц, во время которого происходят события. Приведите примеры из текста. Кто же открыл сундук?

Остановка на 49 странице. Что же случилось с Нильсом? Жалко ли вам Нильса? А может, гном прав, и Нильс получил по заслугам?

Остановка на 54 странице. Прочитайте вопросы про себя и обсудите их в парах. Как бы вы ответили на них? А можно ли назвать Нильса храбрым? Ведь он посмел задирать гнома, хотя знал, что те всемогущи. Найдите в тексте доказательство того, что гномы обладали большой силой. И даже после того, как Нильс уменьшился, он все еще был грозен с котом. Не смотря на все это, было ли Нильсу страшно? Найдите доказательство своего ответа в тексте.

Предлагаю посмотреть вам фрагмент мультфильма, который был создан по произведению Сельмы Лагерлёф. (просмотр фрагмента, который в учебнике назодится на 54-55 страницах).

Как вы думаете, обрадуется ли Мартин, когда обнаружит Нильса? Будет ли у них много приключений? Есть ли у Нильса черты характера, которые помогут ему в трудных ситуациях? Почему Нильс бросился за Мартином, чтобы не дать ему улететь? Доказывает ли этот поступок его храбрость?

Сейчас для того, чтобы еще раз проверить, как вы внимательно следили за чтением, я предлагаю вам заполнить кроссворд. Работайте в группах.

  1. Место, где мать хранила все свои драгоценности (сундук)
  2. Фамилия Нильса (Хольгерсон)
  3. Этот предмет весел на стене и принадлежал отцу. Увидь его у Нильса, мальчишки бы лопнули от зависти. (ружье)
  4. Сколько лет Нильсу? (двенадцать)
  5. В какой день недели родители Нильса собрались на ярмарку? (воскресенье)
  6. Во время какого месяца происходили события? (март)
  7. Кто попался в сачок Нильса? (гном)
  8. Что предлагал гном в обмен на свою свободу?

Давайте проверим ваши ответы, по одному человеку из группы по очереди выходите и вписывайте ответы в ячейки на доске.

Работать в парах, изучать биографию писательницы, отвечать на вопросы

Источник

Читайте также:  Календарь путешествий день за днем
Оцените статью