Урок литературного чтения во 2 классе путешествие

Урок «Литературное чтение» на тему « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ КНИГ»
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Аннотация: Урок «Литературное чтение» на тему « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ КНИГ»

Ребята совершают путешествие на «Веселом экспрессе» по страницам любимых книг, побывают в гостях у своих любимых героев. Кто-то любит сказки, кто-то фантастику, а кто-то книги о животных.

Скачать:

Вложение Размер
urok_chteniya_lyubimye_knigi.docx 25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ КНИГ»

Звучит песня «Чему учат в школе» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского,) (грамзапись).

Ученица ( читает стихотворение ).

Я открываю книгу – какой счастливый миг!

Как много интересного я узнаю из книг:

Ответы на вопросы «как, что и почему»,

Если на уроке я что-то не пойму;

О том, как жили люди и как живут сейчас,

О чем мечтают дети в стране у нас.

Хороших много книжек пишут для ребят,

И авторов любимых стоит на полке ряд.

Я часто открываю Марка Твена том,

А там живет проказник – веселый мальчик Том.

Вот это был парнишка! Пускай не «золотой»,

Но верный и отважный. А выдумщик какой!

Гайдар, Дюма, Катаев, Беляев и Жюль Верн

Дают уроки жизни и доблести пример. Н. Катасонова

Классный руководитель . Сегодня, ребята, мы совершим путешествие на «Веселом экспрессе» по страницам ваших любимых книг. Кто-то любит сказки, кто-то фантастику, а кто-то книги о животных. Мы же побываем в гостях у ваших любимых героев. Итак, садитесь удобно, мы отправляемся. Первая остановка «Сказочная».

( Играет музыка. Входит принцесса, Баба Яга и другие герои из сказок. В руках они держат большой пакет, на котором написано название остановки .)

Ведущий. Итак, первая остановка. Кто нас встречает здесь?

Дети называют персонажей.

Принцесса. Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам в сказочную страну. Но у нас впереди испытание. Только тот, кто выдержит его, сможет стать нашим другом, кто не выдержит – в сказку не попадет. А испытание – вот какое: я буду задавать вопросы, а вы отвечаете на них. Будьте внимательны.

Принцесса задает вопросы по сказкам :

1. К каким героям приплыла золотая рыбка?

2. Как звали черепаху в сказке «Золотой ключик»?

3. Сколько глаз было у сестер Хаврошечки?

4.В чем должен искупаться Иван-дурак, чтобы стать Иваном-царевичем?

5. Чем угостила Золушка своих сестер на балу?

6. Как звали поросят из сказки «Три поросенка»?

7. В какой сказке сердце у мальчика превратилось в кусочек льда?

8. Кто автор сказки «Петушок – золотой гребешок»?

Ведущий. Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали это испытание. Теперь мы можем побывать в сказочной стране, познакомиться с ее жителями.

Обзор книг с выставки: различные сказки и другие детские книги.

Принцесса . Очень приятно было познакомиться с такими умными и начитанными ребятами. Приходите к нам чаще, будем рады встрече с вами.

Сказочные герои уходят.

Ведущий. Наш экспресс отправляется дальше. Интересно, какая остановка следующая?

Звучит музыка. Входят Заяц и Лиса. В руках у них плакат, повернутый чистой стороной к ребятам.

Лиса . Здравствуйте, ребята! Мальчишки и девчонки! Мы рады видеть вас. Но пока вы не отгадаете название нашей страны, мы не сможем вас пустить в нее.

Ведущий . А как можно это сделать?

Заяц. Разгадайте наш кроссворд, предлагаю сначала отгадать загадки, а потом назвать страну (в кроссворде – по вертикали), где живут звери.

Заяц и Лиса показывают кроссворд и прикрепляют его к доске.

1. Летом серый – зимой белый. ( Заяц )

2. Он в поросятах знает толк,

Он злой и жадный, это… ( Волк )

3. Идет по улице гора, быть может, это сон.

Нет, нет, смеется детвора, ведь это просто… ( Слон )

4. Какая птица может разговаривать? ( Попугай )

5. Большая птица спряталась тут.

Назовите, как ее зовут. ( Аист )

6. Ну а здесь кто? Важный граф!

Вышиною с телеграф. ( Жираф )

7. Зеленый, зубастый,

Он прибыл с реки Нил –

Подходить к нему опасно,

Он зовется… ( Крокодил )

( Ребята называют страну – «Зоопарк» .)

Ведущий. Теперь мы можем посмотреть на обитателей зоопарка. Здесь живут и ждут встречи с вами разные животные. Об их жизни и повадках вы сможете прочитать в книгах.

Снова обзор выставки книг о животных. (Можно использовать краткие рассказы о них из книг . )

Ведущий. Теперь мы прощаемся с красивой страной «Зоопарк» и продолжаем свое путешествие.

Играет музыка, входят индеец, разбойник, пираты, мушкетеры. В руках у них название: Остров сокровищ.

Пират. Да, да, вы попали на остров сокровищ. Сегодня у нас праздник, и мы приглашаем вас.

Ведущий . Ребята, на праздник вас приглашают герои из приключенческих книг. Мы принимаем приглашение.

Пират. Я и мои друзья покажут вам свое искусство. ( Герои танцуют, поют .)

Ведущий. Спасибо вам. Но наши ребята тоже умеют красиво танцевать и петь. ( Исполняют танцы, песни .)

Пират. Ну, молодцы, ну, повеселили нас. Приезжайте к нам еще, веселые и умелые ребята.

Ведущий. А теперь, расскажите своим друзьям о любимом герое из прочитанных вами книг.

Ученик ( читает стихотворение .)

Удрал с огорода усатый стручок,

Усами открыл на калитке… ( крючок ).

А тут грузовик на дороге возник.

И влез на усах озорник в… ( грузовик ).

– Я в город поеду и буду гулять,

Усами зелеными там… ( щеголять ).

При помощи этих прекрасных усов

Я много еще сотворю… ( чудесов )!

– А все-таки не чудесов, а чудес, –

Поправил водитель и в кузов… ( залез ).

Мне ответить изволь:

Ты дядя Горох или тетя… ( фасоль )?

– Стручок я усатый, – ответил стручок.

Надулся, и звонко раздался… ( щелчок ).

И сразу запрыгало много фасолек,

Совсем не усатых и очень… ( веселых ).

– Ах, как вы себя несолидно ведете, –

Сказала им, лопнув, Усатая… ( тетя ).

( Можно использовать рассказы о растениях .)

Ведущий . А теперь отгадайте загадку: Без языка, без голоса, а все расскажет. ( Книга. )

А сейчас вы будете отгадывать, о какой сказке идет речь. Сказка – это занимательный рассказ о необычных событиях и приключениях. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть – поэма!» – писал А. С. Пушкин своему брату.

Кто-то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко,

Но еще помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд! ( «Репка» )

Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом. ( «Лиса и журавль» )

А дорога далека, а корзина нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. ( «Маша и медведь» )

Ах ты, Петя-простота,

Оплошал немножко: не послушался кота,

Выглянул в окошко. ( «Петушок – золотой гребешок» )

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. ( «Аленушка и братец Иванушка» )

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. ( «Снегурочка» )

Ведущий. 1. Какие сказки о животных вы можете назвать?

( «Теремок», «Лиса и волк», «Лиса и дрозд», «Журавль и цапля». )

2. Каким животным в сказках народ симпатизирует, а каких осуждает?

( Коту, петуху, зайцу. Осуждает: волка, медведя, лису и др. )

3. Какие сказки начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве…»? ( Волшебные .)

4. Какое настоящее имя царевны-лягушки? ( Василиса Премудрая .)

5. Почему всегда побеждает Иван-царевич или Иван-дурак? ( Потому что они добрые и смелые .)

6. Какими качествами наделены герои сказок? ( Прекрасные, премудрые, верные, любящие .)

7. Какие сказочные персонажи – злые люди? ( Мачеха, старшие братья и сестры .)

8.В какой сказке вознаграждается трудолюбие, наказывается лень? ( «Морозко». )

9. Как звали семерых братьев-близнецов? ( Симеоны. )

10. В какой сказке есть человек-невидимка? ( «Пойди туда – не знаю куда, найди то, не знаю что» .)

11. Какие сказочные чудеса покоряют время и расстояние? ( Ковер-самолет, сапоги-скороходы .)

12. В сказках часто встречается выражение: «Ложись спать…», а дальше какие слова нужно сказать? ( «…Утро вечера мудренее» .)

13. Герои сказок отгадывают иногда такие загадки:

Что на свете всех быстрее?

Что на свете всех слаще?

Что на свете всех жирнее?

( Мысль, сон, земля. )

А теперь, ребята, вы должны угадать сказки по предметам, животным, которые часто в них встречаются.

1. Назовите 5 сказок А. С. Пушкина.

2. Какая сказка заканчивается словами:

«Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок»? ( «Сказка о золотом петушке» .)

3. Какую песню пела белочка в сказке? ( «Во саду ли в огороде…» .)

4. В каких сказках А. С. Пушкина встречается цифра 33? ( «Сказка о царе Салтане, «Сказка о золотой рыбке» .)

У ч а с т н и к и викторины определяют принадлежность того или иного предмета к сказкам. Предметы могут быть такими:

Гребень. ( Превращается в густой лес во многих сказках .)

Деревянная ложка. ( «Жихарка». )

Дудочка. ( «Семь Симеонов» .)

Зеркало. ( «Сказка о мертвой царевне…» .)

Клубок. ( Показывает дорогу героям сказок .)

Кольцо. ( «Волшебное колечко» .)

Кувшин. ( «Лиса и журавль» .)

Лук и стрела. ( «Царевна-лягушка», «Семь Симеонов» .)

Перстень. ( «Аленький цветочек», «Сивка-Бурка» .)

Полотенце. ( Превращается в реку во многих сказках. )

Топор. ( «Каша из топора» .)

Яблоко. ( «Сказка о мертвой царевне», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка» .)

Яйцо. ( «Курочка Ряба», «Царевна-лягушка» .)

Зайчик. ( «Колобок», «Лиса и заяц» .)

Конь. ( «Конек-Горбунок», верный друг Ивана во многих сказках .)

Утка. ( «Серая Шейка», «Хромая уточка» .)

Подведение и т о г о в.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели: 1.Закрепить у учащихся знание сказок А.С. Пушкина. 2. Развивать образное мышление, речь, память. З. Прививать интерес к предмету.

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа «Школа 2100″. Тема » Чтение отрывка из книги Э. Успенского » Крокодил Гена и его друзья».

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «А.П.Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» по программе «Начальная школа 21 века».

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме «А.П.Платонов «Любовь к Родине, или путешествие воробья» по программе «Начальная школа 21 века».

Цели: 1. Формировать читательские умения и навыки: понимать характер героя, идею произведения, составлят.

Нестандартные уроки или уроки с применением различных игровых моментов (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-практикумы, уроки-праздники, интегрированные уроки) способствуют развитию тво.

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Из старинных книг».

Источник

Урок внеклассного чтения во 2 классе » Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Тема: Внеклассное чтение. Андерсен «Пятеро из одного стручка».

Цель урока: расширять знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена; познакомить со сказкой « Пятеро из одного стручка»,

Задачи урока:

— формировать читательские умения и литературоведческие понятия;

-развивать речь учащихся, познавательную активность;

— пополнять словарный запас; воспитывать интерес к чтению, сочувствие и сострадание к людям;

-воспитывать дружеские взаимоотношения, навыки взаимопомощи.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 41.01 КБ
gans_hristian_andersen.pptx 1.02 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Средняя школа № 5»

«Путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена»

(Урок внеклассного чтения во 2 классе)

Урок разработала и провела

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Каблак Ольга Валерьевна.

Тема: Внеклассное чтение. Андерсен «Пятеро из одного стручка».

Цель урока : расширять знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена; познакомить со сказкой « Пятеро из одного стручка»,

— формировать читательские умения и литературоведческие понятия;

-развивать речь учащихся, познавательную активность;

— пополнять словарный запас; воспитывать интерес к чтению, сочувствие и сострадание к людям;

-воспитывать дружеские взаимоотношения, навыки взаимопомощи.

1. Организационный момент.

Итак, друзья, начинаем наш урок.

Что же требуется от вас:

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.

2. Актуализация опорных знаний.

Звучит мелодия в гостях у сказки.

Не бойся сказки, бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет

Тихонько сказку расскажи,

На свете добрых больше станет.

— Вы догадались, о чём пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы детей)

— Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень любите сказки.

— Как же узнать, что перед нами ни что иное, как сказка? (Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения.)

-А как вы понимаете такие слова: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»? (Сказка всегда чему-то учит, хотя в ней много сказочного волшебного, но она мудра и поучительна).

— Какие недостатки людей осуждаются в сказках? (Лень, жадность, скупость, безделье, трусость, глупость, жестокость).

— А какие человеческие качества высоко оцениваются в сказках? (Трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, любовь к ближнему).

— На какие 2 группы можно разделить все сказки? (Народные и авторские(литературные)).

— Чем отличаются народные сказки от литературных?

— Выделяют ли еще какие- нибудь виды сказок? ( Волшебные, бытовые, о животных).

— Ребята, посмотрите на нашу книжную выставку. Какие книги здесь представлены? Что их объединяет? (Сказки Г.Х. Андерсена)

3. Постановка темы и целей урока.

-Ребята, сегодня у нас с вами заключительный урок по большой теме «Путешествие по сказкам Ганса Христиана Андерсена».

-Давайте вспомним, какую подготовительную работу мы провели. (Читали сказки, делали иллюстрации к сказкам, подготовили выставку книг.)

— Что бы вы хотели сегодня узнать? (ответы детей)

— А хотели бы вы узнать о жизни этого замечательного сказочника? А прочитать новую сказку Андерсена?

— Итак, сегодня у нас особенный урок. Вам сегодня предстоит доказать не только то, что вы любите сказки Андерсена, но и то, что вы их хорошо знаете. А также вы получите ответы на поставленные задачи.

4. Работа по теме урока.

1)Работа с книжной выставкой.

(Учитель берет книгу с книжной полки и начинает читать.)

— Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Так начинается сказка Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди».

— Кто прочитал эту сказку? А какие ещё сказки этого замечательного сказочника вы прочитали? (ответы детей)

– Ребята, но это далеко не все сказки Г.Х.Андерсена. Кто знает, сколько сказок он создал? (Ответы детей).

А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, служивых, птиц, животных, растений…

В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь.

— Кто же такой Г.Х. Андерсен, написавший столько замечательных сказок?

2) Биография писателя.

1 ученик. Слайды 3-4

Знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе О́денсе.Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. Семья жила очень бедно. В доме не было ни богатой мебели, ни картин, ни украшений. Родители очень любили своего сына. Отец водил его на прогулки, мастерил чудесные игрушки и даже сделал для мальчика настоящий кукольный театр.

2 ученик. Слайд 5

Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывал мальчику отец. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот .

Веселое детство Андерсена закончилось в 1814 году, когда умер его отец. Гансу Христиану, которому исполнилось одиннадцать лет, пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику. Но он все равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра. Еще у Ганса был чудесный голос и он прекрасно читал стихи и отрывки из пьес. Слава об этом чудо-ребенке разошлась по всему городу. За свой голос он получил прозвище «маленький соловей с острова Фюн».

В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила, почему он решил покинуть её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!»

— Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более ста семидесяти сказок, семьсот семьдесят стихотворений, шесть романов и множество пьес.

— Великому сказочнику и его героям поставлены памятники. А героиня сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» стала символом столицы Дании – Копенгагена.

Сегодня, 2 апреля, особенная дата: исполняется 210 лет со дня рождения сказочника Г.Х. Андерсена.

День рождения Андерсена объявлен Международным днём детской книги. Учреждена Международная премия Г. Х. Андерсена за создание лучшей книги для детей. И не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого сказочника.

Это очень замечательно, что мы сегодня проводим наш урок, именно в день рождения великого сказочника и в Международный день детской книги.

— Андерсен- великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Больше всего он любил придумывать сказки во время прогулок по лесам. Он мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне увидеть такие подробности, из которых потом рождались сказки.

— А сейчас я предлагаю провести небольшую викторину.

3) Викторина по сказкам.

— Угадайте из какой сказки отрывок (зачитывают ученики)

Весь день он сидел и что-то мастерил, и вот к вечеру смастерил

волшебный горшочек. Горшочек был весь увешан бубенчиками

и когда в нём, что-нибудь варили, то бубенчики вызванивали старинную песенку . («Свинопас»).

— Какой вывод вы для себя сделали, прочитав эту сказку? (Напыщенная принцесса отбрасывает истинное – живую розу, соловья, пользуясь безделушками. Сказка учит ценить прекрасное.)

Кораблик занесло под высокий мост. Тут из-под моста выскочила большущая крыса. « Стой! Ты кто такой?- зашипела она. («Стойкий оловянный солдатик»).

— Каким нам показан солдатик в этой сказке? (Он серьезный. Даже в трудную минуту помнить о чувстве собственного достоинства, чести. Во всех испытаниях держится стойко, со смирением принимает свою судьбу, помня о своей чести и « милой плясунье»).

— Что остается от солдатика, когда он сгорает в огне? (Сердечко). И это не случайно. Сердечко символизирует любовь, которая спасает мир от разрушений.

Палач схватил девушку за руку, но поспешно набросила на

лебедей 11 кольчуг, и…перед ней встали 11 красавцев принцев, только у младшего не хватало одной руки, вместо неё было

лебединое крыло. («Дикие лебеди»).

— Что хотел автор донести в сказке до читателя ? ( Любовь может преодолеть всё. «Добро,истина, красота — побеждают»- говорил Андерсен)

Игра «Кто мы и откуда?» по рисункам к сказкам.

4) Угадай, из какой сказки предмет.

— Вы, наверное, заметили, что у меня на столе стоит шкатулка. Эта шкатулка необычная, а волшебная.

Она поможет нам приоткрыть дверь в чудесный мир сказок великого Андерсена.

— А сейчас я достаю из шкатулки предметы, а вы угадываете из какой они сказки.

Учитель достаёт из шкатулки маленькую куколку.

— Из какой сказки Г.Х.Андерсена эта маленькая девочка?

— Что вы можете сказать о Дюймовочке, какая она? ( Настоящий человек любит солнце, птиц, насекомых. Добрая, стойкая, несмотря, на то, что маленькая.)

Учитель достаёт из шкатулки утёнка.

— Кто это? Из какой сказки?

-Чему научила нас эта история? (Нужно уважать и ценить каждого, не смотреть: красив человек или нет. За неприглядной внешностью скрывается благородное сердце.))

— Знаете ли вы, как появилась на свет эта сказка?

Сейчас я поведаю Вам одну удивительную историю. «Гадкий утёнок». Так Андерсена однажды назвали в детстве. Тогда у маленького Андерсена рос длинный нос, а уши походили на крылышки. Все над ним соседи смеялись. И маленький Андерсен часто плакал от обиды, а потом вдруг начинал мечтать, он непременно вырастет красивым принцем. И как в сказке «Гадкий утёнок» Ганс Христиан Андерсен становится замечательным детским писателем.

Учитель достаёт из шкатулки осколок зеркала.

— Из какой сказки этот опасный предмет? (ответы детей)

— Какие трудности и опасности преодолела ради Кая Герда?

— Когда я была маленькой, в конце этой сказки я плакала, плакала от счастья, что так хорошо всё закончилось.

— Что помогло Каю очнуться и вспомнить Герду? (Великая сила любви и светлые человеческие чувства: доброта, милосердие, сострадание, мужество и стойкость. Сила любви движет горами, она побеждает горе и разлуку.)

Учитель достает маленький зонтик.

— Какому герою сказки Андерсена мог принадлежать вот этот предмет? (Ответы детей).

— Ребята, смотрите этот герой сегодня пришёл к нам в гости.

Появляется Оле-Лукойе ( ученик в костюме с зонтиками).

Здравствуйте, я очень рад вас видеть. Здравствуйте и вы друг детей всего мира Ганс Христиан Андерсен. Ведь это про меня он сказал: «Никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле –Лукойе».

Да, я забыл вам представиться. Меня зовут Оле –Лукойе. Древние люди меня называли богом сновидения. Ну разве я похож на Бога? Я просто маленький волшебный человечек.

По вечерам, когда вы опускаете голову на подушку и укрываетесь одеялом, я на цыпочках подкрадываюсь к каждому из вас и тихонько дую в затылок. Ваши глазки закрываются и вы засыпаете. Я раскрываю зонтик. Вот этот пёстрый над хорошими детьми, начинаю крутить его вот так и им всю ночь снятся увлекательные сказки. Другой вот этот. Он предназначен для непослушных детей. Я раскрываю его, они также засыпают, но лежат, как поленья в сарае.

Но я не сомневаюсь, вы ведь все очень славные, милые, послушные, не забияки, не лентяи. И потому сегодня послушайте замечательную историю. (Учитель оставляет раскрытым цветной зонтик)

— В новую сказку зовёт нас музыка. Но прежде отдохнем.

Физкультминутка (под музыку Э. Грига)

Движения милой доброй ласточки из сказки «Дюймовочка»

Русалочка, которая выныривает из моря –океана.

Маршируем как стойкий оловянный солдатик.

— В волшебной шкатулке находится ещё один предмет.

Учитель достаёт из шкатулки горошинку.

— Кто знает, из какой сказки этот предмет?

5) Чтение и анализ сказки «Пятеро из одного стручка».

— Вот ведь как бывает в жизни. Иногда от какой-то незначительной мелочи, может измениться настроение, состояние души, а подчас и вся жизнь. На такие размышления натолкнула меня одна сказка Г.Х. Андерсена. А называется она «Пятеро из одного стручка». (Учитель берёт книгу с выставки).

— Как вы предполагаете, о чем может быть эта сказка? (Ответы детей).

— А сейчас внимательно слушайте и следите.

Чтение сказки учителем.

— Какие чувства у вас вызвала сказка?

— Когда стало особенно грустно?

— Менялось ли ваше настроение?

— Совпали ли наши предположения с содержанием сказки?

Словарная работа. (Работа в парах)

— Вам предстоит очень ответственная работа. Выясним смысл непонятных слов в сказке. Вы будете работать в парах. Ваша задача соединить слово с его значением. (Проверка на слайде14,15,16 )

нижняя часть пищевого горла голубя.

застоявшаяся , с неприятным запахом

кустарник с чёрными или красными ягодами

Бузина – кустарник с чёрными или красными ягодами

Каморка – маленькая комната

Голубиный зоб – нижняя часть пищевого горла голубя.

Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.

Анализ, выборочное чтение.

— Прочитаем начало сказки.

— Похоже, ли начало этого произведения на сказку? Может, оно больше похоже на обычный рассказ о гороховом стручке?

— Кто может доказать, что перед нами сказочная история?

— Как называется дом, в котором жили горошины?( стручок)

— Как менялся цветной мир стручка? (он становился то зелёный, то жёлтый.)

— Каким образом горошины оказались на воле?

-Давайте понаблюдаем за характером горошин. Все ли они одинаковые?

-Найдите слова, которые помогают нам узнать характер каждой горошины?

(1- Лечу,лечу, куда хочу!Лови, кто может!- хвастливая; 2- а я полечу прямо на солнце.-хвастливая,мечтательная, 3,4- куда прилетим, там и заснем.- ленивые; 5 – будь, что будет- терпеливая.

-Можно ли сказать, что среди горошин были ленивые и хвастливые?

— Качества,которые мы назвали могуть обладать только горошины?(Люди)

— Куда попала пятая горошина? Зачитайте. ( Попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной коморки. В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там.)

Чтение 2 части сказки .

— Кто жил в каморке?

— Как вы понимаете «из нужды не выбивалась»?

— Какой мы видим девочку?( не жила и не умирала)

— Какое чудо произошло? (Пятая же горошина, угодившая на подоконник бедной каморки, превратилась в прекрасный светло-розовый цветок. Он радовал своей красотой больную девочку и тем помог ей выздороветь.)

— Когда у матери появилась надежда, что дочка поправиться? А ты когда это понял?

— Как вы думаете, почему девочка поправилась? (ответы детей)

-Давайте предположим, что могло бы случиться, если бы горошинка не попала на чердак?

— Итак, пятая горошинка попала на чердак.

— А что же случилось с остальными горошинами? Прочитаем.

— Какая же горошина, по-вашему, оказалась самой замечательной? Почему?(Пятая горошинка получила достойную жизнь и спасла ещё одну жизнь)

— Что в сказке вымышленного, сказочного, и что могло произойти на самом деле?

-С какой новой сказкой мы познакомились? Кто её автор?

-Как называется такая сказка? (авторская).

— Что хотел Андерсен сказать нам этой сказкой? (Вывод: Жизнь дана на добрые дела. Хорош тот, кто доставляет радость другим. Человек должен задуматься о смысле жизни, уметь понимать, прощать, помогать

другим людям; не жить только для себя; стараться быть всегда

добрым, благородным, иметь друзей )

Вот какая замечательная сказка. Видите, дорогие друзья, даже маленькая-маленькая горошинка способна принести такую большую пользу. А что же говорить о нас с вами? Мы это можем сделать гораздо больше, чем горошинка. Надо только почаще оглядываться вокруг. Может кому-то нужна наша помощь. Вдруг нужно помочь маме или позвонить бабушке. А может быть поддержать растроенного товарища добрым словом. Каждое наше доброе дело не пропадет, оно, как горошина, пустит росточек и расцветет потом красивым цветком в сердце человека, которому мы помогли.

5. Рефлексия. Итог урока.

-Прежде чем мы скажем героям сказок Андерсена «до свидания», давайте еще раз перечислим, чему они учат. (Учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей. Во всех сказках Андерсен ценит доброту, любовь, дружбу, справедливость, смелость, щедрость. Высмеивает: глупость, жадность, скупость, высокомерие, жестокость.)

— Что в вашей личной жизни изменилось или может измениться после прочтения книг со сказками Г.Х. Андерсена? (Ответы детей)

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Учат, дают совет, увлекают.

Как интересно их читать!

-А вам понравился сегодняшний урок?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Подошёл к концу наш урок. Закончилась и наша сказка. Вот и Оле-Лукойе подсказывает мне, пора закрывать зонтик, заканчивать сказку. Великий сказочник Х.К.Андерсен . Мне думается, что он не умер, а путешествует на своём ковре-самолёте. Облетает землю. Смеётся над голыми королями и принцессами на горошине, учит в некрасивом утёнке видеть прекрасного лебедя, растапливать лёд в сердцах.

Учитель обращается к книжной выставке.

Читайте Андерсена, дети!

Так увлекают сказки эти

И может быть, ответ найдёте сами:

Где в сказке ложь, а что намёк

И «добрым молодцам урок»

— Ребята, на каждом уроке я получаю огромное удовольствие от общения с вами, но сегодня меня переполняют чувства счастья, радости и гордости за вас – моих учеников, наверное, потому что сегодня вы все замечательно работали.

Источник

Читайте также:  Петергоф экскурсия по парку александрия
Оцените статью