Разработка урока по теме: «Первые кругосветные путешествия»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Форма урока: урок – путешествие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_6_kl.docx | 249.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 5 классе «Первые кругосветные путешествия». (Учитель Схаляхо С.А.)
Форма урока: урок – путешествие.
Цель: познакомить учащихся с открытиями и исследованиями Земли в 15 – 17 вв., великими путешественниками и мореплавателями и их открытиями.
- Образовательная: формирование системы знаний о Великих географических открытиях, выявление причин этих открытий, совершенствование умения работать с физическими и контурными картами.
- Коррекционно-развивающая: коррекция образной памяти и пространственных представлений, через выполнение практических заданий. Развитие связной устной речи на основе расширения словаря.
- Воспитательная: Расширение кругозора и повышение интереса к предмету. Воспитание любознательности и уважения к прошлому человечества.
Физическая карта полушарий, контурная карта. Иллюстративный материал, словарные слова. Компас, каравелла, портреты мореплавателей, карточки — задания, таблица – схема: «Путешественники и их вклад в развитие географии», цветные карандаши, м/м презентация.
Тип урока: урок усвоения нового материала
Цель: Настрой учащихся к восприятию учебного материала.
Учитель: — Давайте сядем поудобнее. Забудем о своих обидах. Вдохнём поглубже и выдохнем. Вдохнём ещё раз и выдохнем и улыбнёмся друг другу. А теперь закройте глазки и послушайте музыку моря. У вас хорошее настроение. Вы готовы к уроку? А теперь за дело!
Постановка учебной задачи и создание проблемной ситуации.
Учитель: — Тема урока «Первые кругосветные путешествия».
Исходя из темы урока, постарайтесь определить цель нашего урока. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
● — узнать, какие открытия были сделаны в 15 – 17 веках;
● – почему их называют великими?
● – что они дали и какое имели значение для человечества?
II. Основная часть. (Изучение нового материала)
Учитель: — Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в увлекательное воображаемое кругосветное путешествие. Вместе с нами наверно отправятся в далёкое путешествие и наши гости. Возьмём их с собой? – Да. — (ответы детей)
- Вводное слово учителя: — Люди путешествовали и совершали открытия во все времена. В 21 веке – веке компьютерных и космических технологий можно совершить кругосветное путешествие всего за 50 минут, а когда – то люди тратили на это годы, жертвовали своей жизнью, рисковали ради новых открытий. Больше всего открытий было сделано в период с конца 15 до начала 17 веков.
Давайте сегодня на нашем необычном уроке заглянем в то далёкое прошлое и совершим сложный и трудный путь вместе с первооткрывателями новых земель.
Узнаем причины, побудившие европейцев отправиться в далёкие страны. Поговорим о значении этой эпохи для последующих поколений. Изучим карту великих экспедиций и новых открытий, поэтому вам на время нашего путешествия придётся стать мореплавателями
Но прежде чем отправиться в путешествие мы должны немного подготовиться к нему, т.е. собрать снаряжение.
— Учитель: — Мы отправляемся по следам великих путешественников. Нас влечёт интерес к дальним странствиям, новым странам. А что же влекло мореходов, что толкало их на открытия?
«Причины географических открытий».
Цель: определить причины географических открытий
Причины географических открытий
Изменения в Европе
Причины географических открытий
Увеличение производства товаров
Жажда золота и пряностей
Рост населения, перенаселённость Европы
Поиск новых земель
Жажда обогащения от торговли пряностями, которую перепродавали в 8 – 10 раз дороже
Поиск путей на Восток, в Индию, чтобы присвоить доходы от торговли с Востоком
— Учитель: — Снаряжение собрано, но отправиться в путь не позволяет погода. Прогноз будет благоприятным, если вы отгадаете загадки
Ветер боковой гуляет,
Большой корабль он подгоняет,
А тот бежит себе в волнах,
На треугольных парусах.
Укажет нам север
Моря и реки есть,
А воды в них нет.
Учитель: — Снаряжение собрано, погода нам улыбается, значит, пора в путь. А начнём мы наше кругосветное путешествие по следам Христофора Колумба.
- Экспедиция Х. Колумба (опережающее задание).
а). « Исследование маршрута экспедиции Колумба».
♣ — Работа с настенной физической картой полушарий, к/картой.
♣ — Нанести на контурную карту синим карандашом маршрут 1-ой экспедиции Х. Колумба и подписать географические объекты, которые встретились им на пути во время плавания.
Слова для справок: Испания, Канарские острова, Багамские острова, Куба, Гаити.
б). А кто нам встретился на нашем пути? – Пираты. Что же делать? Они хотят, чтобы мы отгадали загадки и только после этого мы сможем продолжить наше путешествие.
в). «Отгадай загадки».
У закутанных девиц волос ветер шевелит.
Привязан кустик к колышку, Закопали в землю в мае
На кустике – шары: И сто дней не вынимали,
Бока подставив солнышку, А копать под осень стали
Краснеют от жары. Клубни весом удивляли.
г). «Значение путешествия Колумба».
- Открыл новые материки – Центральную Америку и северное побережье Южной Америки.
- В Европе появились ранее неизвестные культуры: перец, томаты, картофель, кукуруза, фасоль, табак.
- Расширились знания о Земле.
- Экспедиция Васко да Гама (опережающее задание).
1). « Исследование маршрута экспедиции».
2). Работа с физической картой полушарий и контурной картами.
3). Нанести на контурную карту с помощью опорных сигналов (стрелок)_маршрут путешествия Васко да Гама .
Слова для справок:
Португалия, острова Зелёного мыса, Африка, мыс Доброй Надежды, Индия, порт Каликут.
Учитель: — Ребята! Опять на нашем пути пираты, давайте узнаем, что они хотят на этот раз.
Вы узнаете, что находится в чёрном ящике, если правильно ответите на вопросы.
1). В ящике находятся пряности. Их добавляют в пищу в малых дозах с целью улучшения вкуса как мясных, так и сладких блюд. Что это за пряности?
2) Ответ. Это: ваниль, гвоздика, перец, корица, имбирь, мускатный орех. (Демонстрация пряностей из «Чёрного ящика»)
3). Ежегодно 16 ноября отмечается Всемирный день пряностей.
Слайд «Значение путешествия Васко да Гама».
☻ — Проложен путь в страны Южной Азии;
☻ — Португалия стала сильнейшей морской державой;
☻ — Стала развиваться торговля с Индией.
- Экспедиция Ф. Магеллана 1519 – 1522 гг. ( опережающее задание)
Учитель: — Ребята, давайте исследуем маршрут экспедиции Магеллана и нанесём путь кругосветного путешествия стрелками на физическую карту.
Слова для справок:
Испания, Атлантический океан, Карибское море, Магелланов пролив, остров Огненная Земля, Тихий океан. Филиппинские острова. Индийский океан, Африка, Испания.
Учитель: — И опять на нашем пути пираты. Требуют в срочном порядке ответить на вопросы «Морской почты»:
☻ — Когда Магеллан плыл через Тихий океан, ему «повезло». В чём это везение?
☻ — Почему корабль отправился в путь на запад, а вернулся с востока?
☻ — От какой болезни погибали моряки?
«Значение путешествия Магеллана»
- Положило конец спорам о шарообразности Земли.
- Доказано наличие единого Мирового океана.
- Последствия Великих географических открытий:
♦ — изменились представления о мире;
♦ — получила небывалое расширение торговля, торговые пути переместились из Средиземного моря в океаны;
♦ — в Европе появился новый товар: картофель, томаты, фасоль, какао, кукуруза, табак, чай, кофе, шоколад;
♦ — началось угнетение коренных народов Америки, Африки, Азии;
♦ — обогащались купцы и торговцы.
Учитель: — Какие последствия можно отнести к положительным, а какие — к отрицательным?
Учитель: – «Какой вклад в географическую науку внесли русские моряки?»
Задание 1. Прочитать статью «Для любознательных» в учебнике на стр.____ о первом русском кругосветном плавании.
«Значение первой русской кругосветной экспедиции».
- Поднялся авторитет русского флота в глазах других морских держав.
- Большой вклад внесла в исследования Мирового океана
- Собрала коллекцию растений и животных, описала жизнь коренных жителей островов Тихого океана.
- Установила торговые и дипломатические связи со странами Азии.
- Но допустила ошибку при составлении карты острова Сахалин. Крузенштерн И.Ф. ошибочно подсчитал, что наш остров соединён с материком перешейком. Эту ошибку исправил Г.И. Невельской, доказав обратное.
♦ Нанести на контурную карту маршрут путешествия И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, используя физическую карту полушарий.
Слова для справок:
Кронштатд, Атлантический океан, Южная Америка, Магелланов пролив, Тихий океан. Япония, Камчатка, Северная Америка (Аляска). Сахалин, Курильские острова. Китай, Индийский океан, Африка (мыс Доброй Надежды). Атлантический океан, Балтийское море, Кронштатд (Россия).
Тест: «По следам Великих географических открытий»
- Кто первым из мореплавателей открыл земли западного полушария?
а) Христофор Колумб; б) Васко да Гама; в) А. Веспуччи; г) Ф. Магеллан.
- Кто из мореплавателей первым открыл морской путь в Индию, обогнув Африку?
а) Ф. Магеллан; б) Х. Колумб; в) Васко да Гама. г) А. Веспуччи;
- Первое плавание вокруг Земли совершил:
а) Ф. Магеллан; б) Х. Колумб; в) А. Веспуччи; г) Васко да Гама.
- Кто первым подробно рассказал о существовании Тихого океана?
а) А. Веспуччи; б) Х. Колумб; в) Ф. Магеллан; г) Васко да Гама.
- Он несколько раз совершил путешествие к берегам Америки и впервые сделал вывод о том, что это не Азия, а неизвестная ранее суша – Новый Свет:
а) Васко да Гама; б) А. Веспуччи; в) Ф. Магеллан; г) Х Колумб.
- Кто из русских мореплавателей первыми совершили путешествие вокруг Земли?
а) Ф. Беллинсгаузен; б) М. Лазарев; в) Ф. Крузенштерн; г) Ф. Лисянский.
Источник
Конспект урока «Первые кругосветные путешествия»
Конспект урока разработан в помощь учителям географии для учащихся коррекционных школ.
Содержимое разработки
Урок географии в 6 классе
Тема урока «Первые кругосветные путешествия»
Цель: Формирование у учащихся представлений о первом кругосветном путешествии и первом русском кругосветном плавании.
1. Познакомить учащихся с мореплавателями: Фернаном Магелланом, Иваном Фёдоровичем Крузенштерном и Юрием Фёдоровичем Лисянским.
2. Сформировать представление об основных этапах первого кругосветного путешествия, его значении.
3. Продолжить формирование умения ориентироваться в географической карте.
4. Закрепить понятие о форме Земли, материках, океанах, Мировом океане.
1. Корригировать произвольное внимание.
2. Развивать навыки устной речи, пополнять словарный запас.
3. Развивать память, корригировать процессы запоминания и воспроизведения.
4. Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности.
1. Способствовать осознанию нравственных качеств: настойчивости, целеустремлённости, стремления к активной жизненной позиции.
Кружит Земля с восхода до восхода
Великая — в ногах у пешехода,
И капельная точка — во Вселенной.
С огромными материками
И множеством прекрасных островов,
Закутанная мягко облаками, овеянная тысячью ветров.
— Разнообразна и удивительна наша планета!
— Перед вами географическая карта.
— Как она называется? Что на ней изображено? (ответы уч-ся — физическая карта полушарий, материки и океаны, острова, моря. ).
— Но такой она была не всегда, когда-то это был единый материк. (Пангея), единый Мировой океан. Как мало было известно о Земле в древности!
— Какой представляли люди Землю раньше? (ответы — плоской, на трех китах, трех слонах. ). Но постепенно люди узнавали о нашей планете все больше и больше, открывали новые материки, океаны, острова.
— Ребята, как вы думаете, благодаря чему неизведанные места, становились известны людям? (ответы — благодаря путешественникам были совершенны географические открытия).
— Жажда открытий влекла путешественников все дальше и дальше от родных берегов. О борт корабля бились волны, слышался шум моря. И мы сегодня с вами отправляемся по морским просторам. Но, прежде чем начать наш путь, необходимо выполнить задания.
Проверка домашнего задания.
1. Соединим стрелочками понятия и их определения (задание выполняется на интерактивной доске).
Большие участки суши
Большие участки воды
2. Соединим стрелочками понятия и названия географических объектов (задание на интерактивной доске).
Показать материки и океаны на карте.
Самостоятельная работа на карточках и проверка задания на интерактивной доске.
— Ну а теперь вам не составит труда под контуром каждого материка подписать его название.
— Хорошо, с заданиями вы справились, можно и в путь отправляться!
Изучение нового материала.
— Совершали ли вы когда-нибудь путешествие? (ответы — да, нет).
— На чем можно путешествовать? ( ответы — машина, поезд, самолет, корабль).
— Как долго можно путешествовать?
— А знаете, что кода-то путешествие могло длиться 2-3 года и путешествовали тогда на кораблях.
— Чтобы увидеть всю Землю, все страны, какое путешествие надо совершить (показать на глобусе)? (ответы — кругосветное).
— Тема нашего урока — Первые кругосветные путешествия.
— Что значит кругосветное? — путешествие вокруг Земли (работа со словарем).
— Сегодня мы будем с вами говорить о кругосветных путешествиях. Выясним причины, побудившие европейцев отправиться в далекие страны, а также значение этих путешествий для будущих поколений. В процессе решения этих задач изучим карту великих экспедиций и новых открытий.
— Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте немного отдохнем:
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Мы теперь плывем по морю,
И резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу
(ходьба на месте)
Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.
— Первое кругосветное путешествие было осуществлено под руководством Фернана Магеллана (1480 — 1521) (портрет на доске). Что побудило Ф.Магеллана совершить кругосветное путешествие, а также его биографию, мы узнаем из небольшого видео фрагмента (просмотр видео фрагмента о путешествии Ф.Магеллана).
— Итак, почему Ф.Магеллан отправился в путешествие? (ответы — путь в Индию за специями).
— Стремление добраться до Индии и Китая и разбогатеть, торгуя диковинными товарами (специями) привело ко многим открытиям, которые изменили представления о наше планете и о жизни людей на ней.
Итак продолжаем наше плавание вместе с командой Ф Магеллана.
Начало пути» (пройти по карте)
Год 1519. Флотилия из пяти кораблей отплыла от Евразии и через Атлантический океан отправилась к берегам Америки. Магеллан верил, что в Южной Америки есть пролив через который можно выйти в другой океан.
«Холодные южные воды».
Чем дальше к югу плыли корабли вдоль берегов. Южной Америки, тем холоднее становилось. Наступила зима – моряки страдали от морозов и ветров. Один корабль разбился о скалы. Трудности, лишения привели к бунту на одном из кораблей. Капитан этого корабля принимает решение и поворачивает корабль домой, но Магеллан не отступил.
Наконец, после долгих месяцев тяжелого плавания, Магеллан обнаружил пролив, который позже назвали его именем. Пролив привел флотилию в неизвестный океан. Магеллан назвал этот океан «Тихим» за его спокойный нрав.
«По Тихому океану».
Плавание через Тихий океан было мучительным испытанием. Моряки погибали от голода и жажды. Почти 4 месяца продолжалось плавание, за время которого людям приходилось питаться пылью от сухарей, пить гнилую воду, есть бычьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. Вскоре начались голод и цинга, это заболевание вызванное нехваткой витаминов. Многие умирали.
Наконец, показались острова, покрытые зеленью. На них путешественники впервые за долгие месяцы наелись досыта.
«Схватка с островитянами».
На одном из островов моряки приняли участие в войне между местными жителями и жестоко поплатились за это. Магеллан и ещё несколько моряков погибли в схватке.
Оставшаяся команда на единственном уцелевшем корабле отправилась в дальнейший путь. Индийский океан встретил их сильными штормами. Людей вновь преследовали голод, жажда и болезни. Но, обогнув Африку, моряки в сентябре 1522 года все же вернулись в испанский порт.
На берег, спустя 3 года после начала плавания (1519 — 1522 г.г. на доске), сошли 18 измученных людей.
— Первое в истории человечества кругосветное плавание было закончено. Экспедиция Магеллана, обойдя вокруг света практически подтвердила, что Земля имеет форму шара. Это имело большое значение для науки.
Значение экспедиции: Испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей, доказали, что вода на Земле занимает большую площадь, чем суша. Доказано единство Мирового океана, на практике доказана шарообразность Земли. Впервые был пройден Тихий океан. Созданы более точные карты.
Работа в контурных картах.
На карте полушарий в учебнике на с.114 еще раз проследим по синим линиям путь Ф.Магеллана и далее вы самостоятельно отметите его синим карандашом в к/к.
«Первое русское кругосветное путешествие»
Все хорошо справились с заданием, но нас ждет еще кругосветное путешествие с русскими мореплавателями.
В 1803 году, через 282 года после завершения первого кругосветного путешествия, русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский возглавили первое русское кругосветное плавание. На двух кораблях «Надежда» и «Нева» они путешествовали три года (1803 – 1806 г.г.) открыли дорогу российским кораблям в Мировой океан.
-Поводом для организации этого плавания была необходимость оказать помощь русским поселениям на Аляске, установление торговых контактов с Китаем, Японией и поиска путей доставки грузов в русские владения в Северной Америке и на Дальнем Востоке.
Давайте по карте проследим маршрут экспедиции русских мореплавателей.
Свой путь они начали из порта Кронштадт, который существует и в настоящее время и является пригородом г.Санкт-Петербург. Через Балтийское море они вышли в Атлантический океан, впервые русские пересекли экватор. Обогнув Южную Америку и пройдя Магелланов пролив, они вышли в Тихий океан. Во время шторма, у мыса Горн, корабли потеряли друг друга, и каждый корабль пошел своим маршрутом. Корабль Крузенштерна отправился к полуострову Камчатка, исследовал о.Сахалин и Японские острова. Корабль Лисянского отправился к русским поселениям в Северной Америке, а после зимовки к берегам Китая. Через год и шесть месяцев корабли встретились вновь в порту на китайском побережье Макао. Выйдя в Индийский океан у берегов Африки из-за шторма они вновь потеряли друг друга. Пришли в Кронштадт они самостоятельно в августе 1806 года в полном составе.
Значение экспедиции: было собрано много научной информации, составлены карты Дальнего Востока, была открыта дорога российским кораблям в Мировой океан.
Работа в контурных картах.
По образцу карты в учебнике на с.114 самостоятельно в к/к отметить путь русской кругосветной экспедиции красным карандашом.
Закрепление изученного материала.
— Вот и подошло к концу наше путешествие.
— В каком году началось первое кругосветное плавание?
— Как звали мореплавателя возглавившего первое кругосветное путешествие?
— Сколько кораблей отправилось в кругосветное плавание?
— Сколько матросов вернулось домой?
— Назовите русских мореплавателей, совершивших кругосветное плавание?
— Какое значение имели первые кругосветные путешествия?
Итог урока. Домашнее задание.
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 23»
Источник