Урок по литературе путешествие по сказкам

Содержание
  1. Открытый урок по внеклассному чтению «Путешествие в волшебный мир сказок»
  2. Ход урока. — Ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поприветствуем гостей кивком головы. Садитесь. — Начинается наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению, а у нас с вами сегодня не совсем обычный урок. — Ребята, я знаю, что вы любите игры, песни, загадки. А сказки вы любите? (Да) — А почему вы любите слушать и читать сказки? (В сказках разные чудеса; хорошие люди добиваются всего, а плохие – наказываются; добро всегда побеждает зло) — А что это за литературный жанр – сказка? (Это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит) — А какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, про животных) — Ребята, а кто сочиняет сказки? (Сказки сочиняют писатели и народ) — А как называются сказки, которые сочиняет народ? — А как называются сказки, которые написали писатели? (литературные) -Ребята, назовите писателей-сказочников. (Пушкин А.С., братья Гримм, Одоевский, Чуковский, Маршак, Андерсен и др.) — Молодцы! Ребята, я уже сказала, что у нас с вами сегодня необычный урок. — Мы отправляемся с вами в путешествие в волшебную страну сказок, в волшебное королевство. — Ребята, а что необходимо взять с собой (Фантазию и воображение) — я сегодня на уроке буду доброй феей. Не возражаете? (Карта волшебной страны на доске) (Звучит грамзапись песни “В мире много сказок, в мире много сказок…. Учитель читает стихотворение на фоне песни) “О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати подушки, Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, По комнатам ходят сказки”. — Но мы с вами будем не просто путешествовать, мы встретим старых добрых друзей, познакомимся с новыми сказочными героями, надеюсь, подружимся с ними. А отправимся мы с вами в эту сказочную страну на воздушном шаре. — А для этого мы должны его надуть. а) дыхательную гимнастику. (На фоне музыки) б) артикуляционную гимнастику. в) чтение скороговорки – “На горе гогочут гуси, под горой огонь горит” — Вот наш шар готов к полету и мы отправляемся в путь. Но для встречи со сказочными героями мы должны подготовиться, потренировать нашу память, чтобы ничего не забыть. (Число и тема записаны в тетради) – приготовились к зрительному диктанту. Мы любим сказки. Сказки учат добру. (Проверка) — А сейчас мы проверим, стала ли ваша память лучше, вспомните ли вы сказочных героев. Если вспомните, они придут к нам на урок. (Звучат отрывки из песен о сказочных героях) 1.Смешной человечек на крыше живет, Смешной человечек ириски жует. Смешной человечек скучать не привык, Смешной человечек – большой озорник. (Карлсон) Автор? (А.Линдгрен) (Выставляется игрушка) — А кто распевает такую песенку? 2. По всему известна свету луковиц семья: Чипполуча, Чиполлетто, Чиполлочьо, чиполлотто, И, конечно, я (Чиполлино) Автор (Д.Родарри) (Выставляется игрушка Чиполлино) (Грамзапись “Пиключения Буратино”) 3. У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный. Но любил папаша сына Шалунишку ……..(Буратино) Автор А.Толстой. (Выставляется игрушка) 4. Всех он любит неизменно, Кто б к нему не приходил. Догадались? Это Гена, Это Гена ………(Крокодил) Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел. Отгадайте без подсказки, Из какой ушел я сказки? (Колобок) — Но сказочные герои к нам пришли не просто так, они принесли с собой сказочную викторину. А проведут ее ваши сказочные друзья Мальвина и Буратино. (Дети в костюмах сказочных героев читают вопросы) М. Угадайте героя сказки и ее автора: — Продавец лечебных пиявок. (Дуремар, “Приключение Буратино”) Б. Правитель страны, где жил Чиполино? (Лимон, “Приключение Чиполлино”) М. Тот, кто ходит в гости по утрам (Вини-Пух, Алан Милн) Б. Мальчик, у которого самый необычный друг (Малыш, “Малыш и Карлсон, который живет на крыше) М. Шарманщик, смастеривший Буратино. (Папа Карло) Появляется Клоун. (Сделан из фантиков от конфет) — Ребята, посмотрите, кто к нам пришел на урок. (учитель показывает клоуна) Здравствуйте, ребята! Узнаете, вы, меня? Я самый веселый на свете, За это и нравлюсь я детям! Клоун – Ребята, вы любите сказки, а с героями сказок дружите? – А конфеты вы любите? — Я директор кондитерской фабрики. Посмотрите, какие конфеты я вам принес. Они все названы в честь сказочных героев: “Гулливер”, “Кот в сапогах”, “Карлсон”, Красная шапочка”. (Ваза с конфетами, учитель показывает) -Ребята, а Клоун предлагает вам интересное задание. Ваша задача выбрать карточку с фантиком, прочитать текст на обратной стороне, и угадать название конфеты. А мы посмотрим, правильно вы угадали или нет. (Дети выходят к доске, выбирают фантик, читают отрывок, называют, или сказку, или сказочного героя, в честь которого названа конфета) Клоун – Ребята, а вы помните мое объявление о рекламе фантиков нового сорта конфет. Вы готовы представить фантик и защитить его название. Рассказать, почему вы выбрали такое название для нового сорта конфет. Защита сказочного фантика (домашнее задание). — Спасибо вам, ребята, я буду ждать новой встречи с вами. До свидания! — Ну, а мы с вами немного устали в пути давайте отдохнем. Физминутка. (Проводят дети в костюмах сказочных героев) — Мы с вами продолжаем путешествовать и оказались у ворот нового королевства. Но попасть в это королевство можно при одном условии, отгадать сказочных героев, которые в нем живут. Блиц-турнир. (Индивидуальные карточки у каждого ученика с именами сказочных героев) — Приготовьте карточки. Как только вы поняли о ком идет речь, поднимаете карточку с ответом, с именем сказочного героя. 1. А дорога – далека, А корзинка – нелегка, Сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок. (Машенька и медведь) 2.Ах, ты Петя простота, Сплоховал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко. (Петушок – Золотой гребешок) 3.Появилась девочка в чашечке цветка, А была та девочка не больше ноготка. Кто читал такую книжку, Знает девочку – малышку? (Дюймовочка) 4. Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. Он известен, знаменит, Добрый доктор …(Айболит) 5.Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка. (Снегурочка) 6.Он дружок зверям и детям, Но таких на целом свете Больше нет ни одного, Потому что он не птица, Не тигренок, не лисица, Не котенок, не щенок, Не волчонок, не сурок, Но заснята для кино, и известна всем давно Эта милая мордашка, И зовется ……(Чебурашка) (Учитель читает стихи, а дети выбирают на парте карточку с ответом и показывают) — И вот двери королевства открыты, а сказочные герои приготовили нам новое задание, которое хранится вот в этой шкатулке. (Шкатулка на столе) А задание вот какое, показать инсценировку сказки С.Маршака “Волк и лиса”. — А пока ребята готовятся, нас с вами приглашают в “Бюро находок). — В бюро собраны вещи, которые потеряли герои сказок. Помогите сказочным героям найти свои вещи. (Дети называют вещь и кому она принадлежит) Красная шапочка – Красная шапочка (Шарль Перро) Метла – Баба Яга (Гуси –Лебеди) Сапоги – Кот в сапогах (Шарль Перро) Ореховая скорлупа – Дюймовочка (Андерсен) Стрела – Иван Царевич “Царевна-Лягушка) Работа с тестами – самостоятельная работа — Ребята, мы много с вами путешествовали, читали, отгадывали загадки, играли со сказочными героями. Вам понравился урок? — А скажите, ребята, чему мы сегодня учились у Буратино? (отгадывать загадки) — А каких сказочных героев вспоминал Клоун? (“Кот в сапогах”, “Карлсон”, “Гулливер”) — Ребята вспомните о каких сказочных героях были загадки Мальвины? (Дуремар, Вини_Пух, Незнайка) — Ребята, в нашем королевстве очень много сказок. А какие сказки, на ваш взгляд , самые добрые – (Вини-Пух, Малыш и Карлсон, который живет на крыше) — А какие веселые – (Приключение Незнайки и его друзей, Приключения Буратино”) — А мудрые – (“Приключения Чиполлино”, Каша из топора, Горшок каши) Итог урока. —Наше путешествие подошло к концу. Меня Фею ждут волшебные дела. А вам пора возвращаться в класс. Но у меня еще к вам маленькая просьба. У меня есть несколько медалей. Кому бы вы их вручили, если на них написано: “ Самый лучший друг” – (Карлсон) “Смелому и отважному” – (Чиполлино) “Лучший поэт и исполнитель песен” – (Вини-Пух”) “Находчивому и сообразительному” – (Буратино) — И так, мы возвращаемся, а я тем временем дам домашнее задание и выставлю оценки. Написать письмо своему сказочному другу в тетрадь по чтению. Пусть это будет какое – то пожелание. — Наш урок подходит к концу. — Прав был тот маленький Енот, который говорил, что дороже всего на свете дружба. Впереди вас ждут новые сказочные тропинки, идите по ним смелее и тогда герои сказок оживут и научат вас добру, справедливости, научат вас дружить. Посмотрите на полочку с книгами. Некоторые сказки вам уже знакомы, но Есть и те, которые вы еще не читали. Вы можете их взять и прочитать. — И еще хочу вам дать совет: Кто с книгой по свету шагает, Кто с нею умеет дружить, Тому эта книга всегда помогает Учиться, работать и жить! Всегда любите книжки, Девчонки и мальчишки. — Спасибо за урок! Урок окончен. Источник Урок-путешествие по авторским сказкам методическая разработка по литературе (5 класс) Разработка урока с презентацией Скачать: Вложение Размер razrabotka_uroka_literatury_na_attestatsiyu.docx 23.25 КБ Предварительный просмотр: Разработка урока литературы в 5 классе Учитель: Русских Ирина Сергеевна Тема: «Путешествие по литературным сказкам и сказам». ТИП УРОКА: повторение и обобщение изученного материала. ФОРМА УРОКА: игра – путешествие. развивать творческие способности ребенка в условиях личностно-ориентированного подхода; опыт практического решения самостоятельно поставленных задач; устную речь при ответах на вопросы, зрительную память; логическое мышление, сообразительность, память, внимательность; умение работать с текстом, отбирать главное. воспитывать потребность оценивать свою деятельность; культуру речи, любовь к чтению сказок, к литературе в целом; доброе отношение друг к другу; терпимость к критике, трудолюбие, упорство; эстетические чувства . наглядный (мультимедийная презентация); словесный; творческий (практический); частично-поисковый; метод устного контроля и самоконтроля. Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сказки». развивать познавательные способности; расширять кругозор; развивать интерес к чтению, любознательность. Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль по результату выполненного задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: извлекать необходимую информацию из текста, иллюстрации; понимать знаки, символы. Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, аргументировать своё мнение. Образовательные ресурсы: ребусы, карточки с играми и заданиями, иллюстрации с изображением сказок и сказочных персонажей, аудиозапись песни «В гостях у сказк ОБОРУДОВАНИЕ И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: мультимедийный проектор; компьютер; экран; презентация , выполненная в программе «power point»; жетоны для команд; таблички с названиями команд; выставка рисунков; выставка книг. индивидуальная; коллективная; беседа; работа в группах. По жребию заранее дети разделены на команды, в начале урока они занимают свои места. Представление жюри. ПОДГОТОВКА К ОСМЫСЛЕННОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ ПОВТОРЕНИЮ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА — Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие на сказочном паровозике, который будет останавливаться на разнообразных станциях. А куда мы отправимся – отгадайте сами после того, как прослушайте пролог из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. (Учитель читает наизусть пролог из поэмы). — Так кто же догадался – в какое путешествие мы отправляемся? (Дети высказывают свои предположения. Как правило, кто-то дает верный ответ). — Совершенно верно! Сегодня мы отправимся в путешествие по прочитанным сказкам и сказам. — Рассаживаемся по вагонам и в путь! (2-3 слайды) Повторение и обобщение изученного материала — Вот мы прибыли на первую станцию «Узнай писателя» (4 слайд) — Сейчас вы должны по фактам из биографии назвать фамилию писателя: ( слайды с 5 по 11) Это не только писатель – сказочник, но и переводчик со многих языков мира? (С.Я. Маршак) Кто, забросив карьеру церковнослужителя, стал писателем? (П.П.Бажов) В чьих сказках оживают чайники, кастрюли, спички, старинные обои? (Х.К.Андерсен) Кто писал сказки со слов няни? (А.С.Пушкин) Кого называют уральским писателем? (П.П.Бажов) Кто писал поучительные стихи, сказки, рассказы для детей и взрослых? (С.Я.Маршак) Кто создал первый детский театр в г. Воронеж? (С.Я.Маршак) — Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше. — Вот и вторая станция «Вспомни название произведения!» — Сейчас вам нужно внимательно прослушать начало произведения и вспомнить его название. ( слайды с 13 по 19). «У лукоморья дуб зеленый. » (Пролог из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»); «Ну начнем! Вот дойдем до конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем теперь. » («Снежная королева» Х.К.Андерсен); «Старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший – вовсе был дурак. » (Ершов «Конёк – Горбунок»); «Не одни мраморские на славе были, по каменному делу. »( П.П.Бажов «Каменный цветок»); «Дворец. Классная комната.» ( С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»); «Жила одна женщина. У нее была дочка. Однажды бабушка подарила ей красную шапочку. » (Ш.Перро «Красная шапочка»); «Жил в нашем заводе парень Илья. Вовсе бобылем остался- всю родню схоронил. » (П.П.Бажов «Синюшкин колодец»); — Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше. — И вот мы прибыли на третью станцию «Бюро находок» (слайд 20) — В этом сказочном бюро находок на полках лежат забытые и потерянные предметы из разных сказок. Назовите сказку, в которую нужно вернуть тот или иной предмет. ( слайды с 21 по 29) Гном (Оле-Лукойе из сказки «Снежная королева» Х.К.Андерсена); Яблоко (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»); Каменный цветок (П.П.Бажов «Каменный цветок»); Решето с ягодами (П.П.Бажов сказ «Синюшкин колодец»); Кольцо «С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»); Зеркало (Х.К.Андерсен «Снежная королева»); Веточка крыжовника (П.П.Бажов «Сломанная веточка»); Белая и алая розы (Х.К.Андерсен «Снежная королева»); Корзина подснежников (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев») — Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше и прибываем на четвёртую станцию «Угадай мелодию» ( слайд 30) -Сейчас прозвучат куплеты из песен сказочных и мультипликационных героев, назовите исполнителя песни. Песенка Красной Шапочки; Песня Бременских музыкантов; Песенка Крокодила Гены; Песня Дуремара; Песенка Герды; Песенка Кнопочки; Песня разбойников из «Бременских музыкантов». — Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше и прибываем на пятую станцию «Отгадай героя по его словам» ( слайд 31по 38) Ну- ко, ты, убогая, поберегись! Не зашибить бы ненароком. (Илья «Синюшкин колодец»); Я издам новый закон природы! (Принцесса «Двенадцать месяцев»); Гляди – ко, камень какой! Ровно нарочно для моей работы. Теперь живо сделаю. (Данила «Каменный цветок»); Пусть только попробует . Я посажу её на горячую печку ,и она растает. (Кай «Снежная королева»); Ай, витязь! Ай, герой! Куда ты? Тише, тише, стой! Эй, витязь, шею сломишь даром, Не трусь, наездник и меня Порадуй хоть одним ударом. (Голова «Руслан и Людмила»); В чем скажи виновна я? Не губи меня девица! А как буду я царица , Я пожалую тебя… (Царевна «Сказка о Мёртвой царевне»); Никогда не слыхала, чтобы зимой цветы в лесу росли… Да разве разглядишь что в такую темень? (Падчерица «Двенадцать месяцев»). — Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше и прибываем на шестую станцию «Кто я ?» (слайды с 39 по 48) — Сейчас вам нужно внимательно прослушать внешнее описание или характеристику героя и назвать его. Нраву кроткого такого… (Царевна «Сказка о Мёртвой царевне»); И умом и всем взяла, Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива… (Царица «Сказка о Мёртвой царевне»); А князь красавец был не вялый, Не то, что витязь наших дней… (Руслан «Руслан и Людмила»); Взявшись за руки, дети пели, целовали розы, смотрели на солнечные блики и разговаривали с ними… (Кай и Герда «Снежная королева»); Она была прекрасна и хороша. Умное и пленительное лицо, но душа – холодна… (Снежная королева «Снежная королева»); Платьишко на ней синее и платок на голове тоже синий… ( Синюшка «Синюшкин колодец»); Сиротка круглый был этот парнишка. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой – расхудой, в чём душа держится… (Данила «Каменный цветок»); Девочка, лет четырнадцати. Капризна и эгоистична… (Королева «Двенадцать месяцев»); Работница, золотые руки. Красавица – глаз не отвести… (Падчерица «Двенадцать месяцев»). — Итак, наше путешествие подошло к концу, и предоставляем слово жюри. (слово жюри) Подведение итогов игры. Награждение победителей. Выставление отметок. Рефлексия (5 мин.) Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что повторили? Удалось ли достичь поставленной цели? Что тебе больше всего понравилось сегодня на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? Домашнее задание Читать все новые и новые сказки, сказы по выбору, развивать свой кругозор, рассказать о прочитанном одноклассникам. Источник
  3. Итог урока.
  4. Урок-путешествие по авторским сказкам методическая разработка по литературе (5 класс)
  5. Скачать:
  6. Предварительный просмотр:
Читайте также:  Где хороший отдых у моря

Открытый урок по внеклассному чтению «Путешествие в волшебный мир сказок»

Тема: ”Путешествие в волшебный мир сказок

Цели урока: Систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках; прививать любовь к сказкам и их героям; учить сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать фантазию детей, воображение, умение давать полный ответ; обучать коллективной работе; развивать речь учащихся; работать над выразительным чтением; совершенствовать навык чтения по ролям, пересказа текста; воспитывать доброту, порядочность на примере сказочных героев; проверить знания характеров, особенности героев и выработка симпатий к качествам сказочных героев.

Оборудование: карта королевств; грамзаписи песен из мультфильмов; плакат со словами: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”; выставка книг с русскими народными и литературными сказками; “Выставка поделок “Сказочные человечки”; выставка сказочных героев(кукол); карточки с заданиями; выставка сочинений учащихся; аудиокассеты с песнями из мультфильмов; сказочные герои; картина воздушного шара, электрифицированная доска.

Ход урока.

— Ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поприветствуем гостей кивком головы. Садитесь.

— Начинается наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению, а у нас с вами сегодня не совсем обычный урок.

— Ребята, я знаю, что вы любите игры, песни, загадки. А сказки вы любите? (Да)

— А почему вы любите слушать и читать сказки?

(В сказках разные чудеса; хорошие люди добиваются всего, а плохие – наказываются; добро всегда побеждает зло)

— А что это за литературный жанр – сказка?

(Это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит)

— А какие бывают сказки?

(Волшебные, бытовые, про животных)

— Ребята, а кто сочиняет сказки?

(Сказки сочиняют писатели и народ)

— А как называются сказки, которые сочиняет народ?

— А как называются сказки, которые написали писатели? (литературные)

-Ребята, назовите писателей-сказочников.

(Пушкин А.С., братья Гримм, Одоевский, Чуковский, Маршак, Андерсен и др.)

— Молодцы! Ребята, я уже сказала, что у нас с вами сегодня необычный урок.

— Мы отправляемся с вами в путешествие в волшебную страну сказок, в волшебное королевство.

— Ребята, а что необходимо взять с собой (Фантазию и воображение)

— я сегодня на уроке буду доброй феей. Не возражаете?

(Карта волшебной страны на доске)

(Звучит грамзапись песни “В мире много сказок, в мире много сказок…. Учитель читает стихотворение на фоне песни)

“О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнатам ходят сказки”.

— Но мы с вами будем не просто путешествовать, мы встретим старых добрых друзей, познакомимся с новыми сказочными героями, надеюсь, подружимся с ними. А отправимся мы с вами в эту сказочную страну на воздушном шаре.

— А для этого мы должны его надуть.

а) дыхательную гимнастику. (На фоне музыки)
б) артикуляционную гимнастику.
в) чтение скороговорки – “На горе гогочут гуси, под горой огонь горит”

— Вот наш шар готов к полету и мы отправляемся в путь. Но для встречи со сказочными героями мы должны подготовиться, потренировать нашу память, чтобы ничего не забыть.

(Число и тема записаны в тетради)

– приготовились к зрительному диктанту.

Мы любим сказки.

Сказки учат добру. (Проверка)

— А сейчас мы проверим, стала ли ваша память лучше, вспомните ли вы сказочных героев. Если вспомните, они придут к нам на урок.

(Звучат отрывки из песен о сказочных героях)

1.Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человечек ириски жует.
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек – большой озорник.

(Карлсон) Автор? (А.Линдгрен)
(Выставляется игрушка)

— А кто распевает такую песенку?

2. По всему известна свету луковиц семья:
Чипполуча, Чиполлетто,
Чиполлочьо, чиполлотто,
И, конечно, я

(Чиполлино) Автор (Д.Родарри)
(Выставляется игрушка Чиполлино)
(Грамзапись “Пиключения Буратино”)

3. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Но любил папаша сына
Шалунишку ……..(Буратино)

Автор А.Толстой.
(Выставляется игрушка)

4. Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена ………(Крокодил)

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушел я сказки? (Колобок)

— Но сказочные герои к нам пришли не просто так, они принесли с собой сказочную викторину. А проведут ее ваши сказочные друзья Мальвина и Буратино.

(Дети в костюмах сказочных героев читают вопросы)

М. Угадайте героя сказки и ее автора:

— Продавец лечебных пиявок. (Дуремар, “Приключение Буратино”)

Б. Правитель страны, где жил Чиполино? (Лимон, “Приключение Чиполлино”)

М. Тот, кто ходит в гости по утрам (Вини-Пух, Алан Милн)

Б. Мальчик, у которого самый необычный друг (Малыш, “Малыш и Карлсон, который живет на крыше)

М. Шарманщик, смастеривший Буратино. (Папа Карло)

Появляется Клоун. (Сделан из фантиков от конфет)

— Ребята, посмотрите, кто к нам пришел на урок. (учитель показывает клоуна)

Здравствуйте, ребята!
Узнаете, вы, меня?
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям!

Клоун – Ребята, вы любите сказки, а с героями сказок дружите?

– А конфеты вы любите?

— Я директор кондитерской фабрики. Посмотрите, какие конфеты я вам принес. Они все названы в честь сказочных героев: “Гулливер”, “Кот в сапогах”, “Карлсон”, Красная шапочка”.

(Ваза с конфетами, учитель показывает)

-Ребята, а Клоун предлагает вам интересное задание. Ваша задача выбрать карточку с фантиком, прочитать текст на обратной стороне, и угадать название конфеты. А мы посмотрим, правильно вы угадали или нет.

(Дети выходят к доске, выбирают фантик, читают отрывок, называют, или сказку, или сказочного героя, в честь которого названа конфета)

Клоун – Ребята, а вы помните мое объявление о рекламе фантиков нового сорта конфет. Вы готовы представить фантик и защитить его название. Рассказать, почему вы выбрали такое название для нового сорта конфет.

Защита сказочного фантика (домашнее задание).

— Спасибо вам, ребята, я буду ждать новой встречи с вами. До свидания!

— Ну, а мы с вами немного устали в пути давайте отдохнем.

Физминутка. (Проводят дети в костюмах сказочных героев)

— Мы с вами продолжаем путешествовать и оказались у ворот нового королевства. Но попасть в это королевство можно при одном условии, отгадать сказочных героев, которые в нем живут.

Блиц-турнир. (Индивидуальные карточки у каждого ученика с именами сказочных героев)

— Приготовьте карточки. Как только вы поняли о ком идет речь, поднимаете карточку с ответом, с именем сказочного героя.

1. А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Машенька и медведь)

2.Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок – Золотой гребешок)

3.Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку – малышку? (Дюймовочка)

4. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Добрый доктор …(Айболит)

5.Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

6.Он дружок зверям и детям,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного,
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино, и известна всем давно
Эта милая мордашка,
И зовется ……(Чебурашка)

(Учитель читает стихи, а дети выбирают на парте карточку с ответом и показывают)

— И вот двери королевства открыты, а сказочные герои приготовили нам новое задание, которое хранится вот в этой шкатулке.

(Шкатулка на столе)

А задание вот какое, показать инсценировку сказки С.Маршака “Волк и лиса”.

— А пока ребята готовятся, нас с вами приглашают в “Бюро находок).

— В бюро собраны вещи, которые потеряли герои сказок. Помогите сказочным героям найти свои вещи.

(Дети называют вещь и кому она принадлежит)

Красная шапочка – Красная шапочка (Шарль Перро)

Метла – Баба Яга (Гуси –Лебеди)
Сапоги – Кот в сапогах (Шарль Перро)
Ореховая скорлупа – Дюймовочка (Андерсен)
Стрела – Иван Царевич “Царевна-Лягушка)

Работа с тестами – самостоятельная работа

— Ребята, мы много с вами путешествовали, читали, отгадывали загадки, играли со сказочными героями. Вам понравился урок?

— А скажите, ребята, чему мы сегодня учились у Буратино? (отгадывать загадки)

— А каких сказочных героев вспоминал Клоун? (“Кот в сапогах”, “Карлсон”, “Гулливер”)

— Ребята вспомните о каких сказочных героях были загадки Мальвины?

(Дуремар, Вини_Пух, Незнайка)

— Ребята, в нашем королевстве очень много сказок. А какие сказки, на ваш взгляд , самые добрые – (Вини-Пух, Малыш и Карлсон, который живет на крыше)

— А какие веселые – (Приключение Незнайки и его друзей, Приключения Буратино”)

А мудрые – (“Приключения Чиполлино”, Каша из топора, Горшок каши)

Итог урока.

—Наше путешествие подошло к концу. Меня Фею ждут волшебные дела. А вам пора возвращаться в класс. Но у меня еще к вам маленькая просьба. У меня есть несколько медалей. Кому бы вы их вручили, если на них написано:

“ Самый лучший друг” – (Карлсон)

“Смелому и отважному” – (Чиполлино)

“Лучший поэт и исполнитель песен” – (Вини-Пух”)

“Находчивому и сообразительному” – (Буратино)

— И так, мы возвращаемся, а я тем временем дам домашнее задание и выставлю оценки.

Написать письмо своему сказочному другу в тетрадь по чтению. Пусть это будет какое – то пожелание.

— Наш урок подходит к концу.

— Прав был тот маленький Енот, который говорил, что дороже всего на свете дружба. Впереди вас ждут новые сказочные тропинки, идите по ним смелее и тогда герои сказок оживут и научат вас добру, справедливости, научат вас дружить.

Посмотрите на полочку с книгами. Некоторые сказки вам уже знакомы, но

Есть и те, которые вы еще не читали. Вы можете их взять и прочитать.

— И еще хочу вам дать совет:
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить!
Всегда любите книжки,
Девчонки и мальчишки.
— Спасибо за урок! Урок окончен.

Источник

Урок-путешествие по авторским сказкам
методическая разработка по литературе (5 класс)

Разработка урока с презентацией

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_uroka_literatury_na_attestatsiyu.docx 23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 5 классе

Учитель: Русских Ирина Сергеевна

Тема: «Путешествие по литературным сказкам и сказам».

ТИП УРОКА: повторение и обобщение изученного материала.

ФОРМА УРОКА: игра – путешествие.

развивать творческие способности ребенка в условиях личностно-ориентированного подхода; опыт практического решения самостоятельно поставленных задач; устную речь при ответах на вопросы, зрительную память; логическое мышление, сообразительность, память, внимательность; умение работать с текстом, отбирать главное.

воспитывать потребность оценивать свою деятельность; культуру речи, любовь к чтению сказок, к литературе в целом; доброе отношение друг к другу; терпимость к критике, трудолюбие, упорство; эстетические чувства .

  • наглядный (мультимедийная презентация);
  • словесный;
  • творческий (практический);
  • частично-поисковый;
  • метод устного контроля и самоконтроля.

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сказки».

  • развивать познавательные способности;
  • расширять кругозор;
  • развивать интерес к чтению, любознательность.

Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль по результату выполненного задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из текста, иллюстрации; понимать знаки, символы.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, аргументировать своё мнение.

Образовательные ресурсы: ребусы, карточки с играми и заданиями, иллюстрации с изображением сказок и сказочных персонажей, аудиозапись песни «В гостях у сказк

ОБОРУДОВАНИЕ И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация , выполненная в программе «power point»;
  • жетоны для команд;
  • таблички с названиями команд;
  • выставка рисунков;
  • выставка книг.
  • индивидуальная;
  • коллективная;
  • беседа;
  • работа в группах.

По жребию заранее дети разделены на команды, в начале урока они занимают свои места. Представление жюри.

  1. ПОДГОТОВКА К ОСМЫСЛЕННОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ ПОВТОРЕНИЮ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

— Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие на сказочном паровозике, который будет останавливаться на разнообразных станциях. А куда мы отправимся – отгадайте сами после того, как прослушайте пролог из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.

(Учитель читает наизусть пролог из поэмы).

— Так кто же догадался – в какое путешествие мы отправляемся?

(Дети высказывают свои предположения. Как правило, кто-то дает верный ответ).

— Совершенно верно! Сегодня мы отправимся в путешествие по прочитанным сказкам и сказам.

— Рассаживаемся по вагонам и в путь! (2-3 слайды)

  1. Повторение и обобщение изученного материала

— Вот мы прибыли на первую станцию «Узнай писателя» (4 слайд)

— Сейчас вы должны по фактам из биографии назвать фамилию писателя: ( слайды с 5 по 11)

  • Это не только писатель – сказочник, но и переводчик со многих языков мира? (С.Я. Маршак)
  • Кто, забросив карьеру церковнослужителя, стал писателем? (П.П.Бажов)
  • В чьих сказках оживают чайники, кастрюли, спички, старинные обои? (Х.К.Андерсен)
  • Кто писал сказки со слов няни? (А.С.Пушкин)
  • Кого называют уральским писателем? (П.П.Бажов)
  • Кто писал поучительные стихи, сказки, рассказы для детей
    и взрослых? (С.Я.Маршак)
  • Кто создал первый детский театр в г. Воронеж? (С.Я.Маршак)

— Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше.

— Вот и вторая станция «Вспомни название произведения!»

— Сейчас вам нужно внимательно прослушать начало произведения и вспомнить его название. ( слайды с 13 по 19).

  • «У лукоморья дуб зеленый. » (Пролог из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»);
  • «Ну начнем! Вот дойдем до конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем теперь. » («Снежная королева» Х.К.Андерсен);
  • «Старший умный был детина, средний сын и так и сяк,
    младший – вовсе был дурак. » (Ершов «Конёк – Горбунок»);
  • «Не одни мраморские на славе были, по каменному делу. »( П.П.Бажов «Каменный цветок»);
  • «Дворец. Классная комната.» ( С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»);
  • «Жила одна женщина. У нее была дочка. Однажды бабушка подарила ей красную шапочку. » (Ш.Перро «Красная шапочка»);
  • «Жил в нашем заводе парень Илья. Вовсе бобылем остался- всю родню схоронил. » (П.П.Бажов «Синюшкин колодец»);

— Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше.

— И вот мы прибыли на третью станцию «Бюро находок» (слайд 20)

— В этом сказочном бюро находок на полках лежат забытые и потерянные предметы из разных сказок. Назовите сказку, в которую нужно вернуть тот или иной предмет. ( слайды с 21 по 29)

  • Гном (Оле-Лукойе из сказки «Снежная королева» Х.К.Андерсена);
  • Яблоко (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»);
  • Каменный цветок (П.П.Бажов «Каменный цветок»);
  • Решето с ягодами (П.П.Бажов сказ «Синюшкин колодец»);
  • Кольцо «С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»);
  • Зеркало (Х.К.Андерсен «Снежная королева»);
  • Веточка крыжовника (П.П.Бажов «Сломанная веточка»);
  • Белая и алая розы (Х.К.Андерсен «Снежная королева»);
  • Корзина подснежников (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)

— Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше и прибываем на четвёртую станцию «Угадай мелодию» ( слайд 30)

-Сейчас прозвучат куплеты из песен сказочных и мультипликационных героев, назовите исполнителя песни.

  • Песенка Красной Шапочки;
  • Песня Бременских музыкантов;
  • Песенка Крокодила Гены;
  • Песня Дуремара;
  • Песенка Герды;
  • Песенка Кнопочки;
  • Песня разбойников из «Бременских музыкантов».

— Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше и прибываем на пятую станцию «Отгадай героя по его словам» ( слайд 31по 38)

  • Ну- ко, ты, убогая, поберегись! Не зашибить бы ненароком. (Илья «Синюшкин колодец»);
  • Я издам новый закон природы! (Принцесса «Двенадцать месяцев»);
  • Гляди – ко, камень какой! Ровно нарочно для моей работы. Теперь живо сделаю. (Данила «Каменный цветок»);
  • Пусть только попробует . Я посажу её на горячую печку ,и она растает. (Кай «Снежная королева»);
  • Ай, витязь! Ай, герой!

Куда ты? Тише, тише, стой!

Эй, витязь, шею сломишь даром,

Не трусь, наездник и меня

Порадуй хоть одним ударом. (Голова «Руслан и Людмила»);

В чем скажи виновна я?

Не губи меня девица!

А как буду я царица ,

Я пожалую тебя… (Царевна «Сказка о Мёртвой царевне»);

  • Никогда не слыхала, чтобы зимой цветы в лесу росли…

Да разве разглядишь что в такую темень? (Падчерица «Двенадцать месяцев»).

— Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше и прибываем на шестую станцию «Кто я ?» (слайды с 39 по 48)

— Сейчас вам нужно внимательно прослушать внешнее описание или характеристику героя и назвать его.

Нраву кроткого такого… (Царевна «Сказка о Мёртвой царевне»);

И умом и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива… (Царица «Сказка о Мёртвой царевне»);

  • А князь красавец был не вялый,

Не то, что витязь наших дней… (Руслан «Руслан и Людмила»);

  • Взявшись за руки, дети пели, целовали розы, смотрели на солнечные блики и разговаривали с ними… (Кай и Герда «Снежная королева»);
  • Она была прекрасна и хороша. Умное и пленительное лицо, но душа – холодна… (Снежная королева «Снежная королева»);
  • Платьишко на ней синее и платок на голове тоже синий… ( Синюшка «Синюшкин колодец»);
  • Сиротка круглый был этот парнишка. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой – расхудой, в чём душа держится… (Данила «Каменный цветок»);
  • Девочка, лет четырнадцати. Капризна и эгоистична… (Королева «Двенадцать месяцев»);
  • Работница, золотые руки. Красавица – глаз не отвести… (Падчерица «Двенадцать месяцев»).

— Итак, наше путешествие подошло к концу, и предоставляем слово жюри. (слово жюри)

  1. Подведение итогов игры.
  2. Награждение победителей. Выставление отметок.
  3. Рефлексия (5 мин.)
  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что повторили?
  • Удалось ли достичь поставленной цели?
  • Что тебе больше всего понравилось сегодня на уроке?
  • С каким настроением вы уходите с урока?
  1. Домашнее задание

Читать все новые и новые сказки, сказы по выбору, развивать свой кругозор, рассказать о прочитанном одноклассникам.

Источник

Оцените статью