Урок по теме путешествие алисы 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Урок литературного чтения в 4 классе Кир Булычёв «Путешествие Алисы».УМК «Школо России»

Скачать:

Вложение Размер
kir_bulychyov_puteshestvie_alisy.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – проект по литературному чтению

Тема: Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Урок литературного чтения.

4 класс, программа «Школа России».

Тип урока – урок-проект.

По деятельности учащихся — творческий проект;

По комплексности — монопроект;

По характеру контактов — внутриклассный;

По дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся;

По доминирующей деятельности уч-ся – творческий проект;

По продолжительности — краткосрочный.

закрепить умение выделять у объекта состав и признаки;

закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, что такое проект

формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.

развитие личности школьника, через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции.

Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь, развивать память, мышление, воображение.

Предварительная работа: на предыдущем уроке дети разделили текст на части, дома нарисовали иллюстрацию к каждой части.

1.Организационный момент и тема урока.

(столы и стулья расставлены так, чтобы за них могли сесть дети по 5 человек, дети рассаживаются по желанию)

У нас с вами сегодня будет немного необычный урок чтения- мы на уроке будем выполнять проект. И будем создавать книжку- помощницу. А что такое проект вы узнаете чуть позже.

1. Чтение стихотворения

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молоко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В чудной стране,

Ты почему не веришь мне?

2. Словарная работа.

— Назовите имена существительные , которые действуют, как живые

-назовите многозначное слово

-почему поэтессе удалось создать такое шуточное стихотворение?

3. Заучивание стихотворения за 2 минуты.

3. Работа над повестью « Путешествие Алисы»

1. Беседа по содержанию повести.

-Сегодня мы продолжим работу над фантастическим произведением К. Булычёва « Путешествие Алисы».

-От чьего имени ведётся рассказ? Докажите.

— Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?

-Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните.

-Охарактеризуйте Алису. Какой она была?

5. Работа над проектом.

-Сейчас мы с вами будем выполнять проект. Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (план, замысел)

Запомните: ПРОЕКТ – ДЕЛО, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОДУКТ .

Продуктом может быть что угодно: сочинение, стихотворение, картины, портреты, музыка, песни, частушка, загадка и т.д.

Что станет продуктом вашего проекта? (книжка- помощница)

-Скажите, для чего нужна книжка- помощница?

_А теперь вспомним, из чего состоит книга.

Обложка (автор, название, иллюстрация, издательство);

  1. Как лучше работать? Я предлагаю поработать командами из 5 человек. Ведь не зря говорит нам народная мудрость, что ум хорошо, а пять – ещё лучше.

Когда работаем в группе, с чего начинаем работу? (С распределения ролей).

1-ый ученик: обложку;

2-ый ученик: содержание-план;

3-ий ученик: найти и подписать соответствующие предложения к иллюстрациям;

4-ый ученик: портрет Алисы;

5-ый ученик: портрет папы.

  1. Покажите, какая у вас получилась книга-помощница.
  2. Понравилась ли вам работа?
  3. Что было трудным?
  4. Кому бы вы хотели показать, порекомендовать ваш продукт?
  5. Расскажите, как вы работали над планом?

6.Оценка детьми своего отношения к учебному заданию (творческому проекту).

Источник

Технологическая карта урока литературы: Кир Булычев «Приключения Алисы»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с произведением Кира Булычева «Приключения Алисы»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися произведения

Планируемые результаты:

знать: автора произведения, основную мысль произведения;

уметь: находить нужную информацию в тексте

  • Личностные: воспитывать нравственные качества; ответственное отношение к труду
  • Тип урока: урок «открытия» нового знания

Скачать:

Вложение Размер
literaturnoe_chtenie_4_klass.docx 30.26 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО студента: Козедубова Е.А. гр. №46

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение)

Тема : Кир Булычев «Приключения Алисы»

Цели деятельности учителя : первичное ознакомление с произведением Кира Булычева «Приключения Алисы»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися произведения

знать: автора произведения, основную мысль произведения;

уметь: находить нужную информацию в тексте

  • Личностные: воспитывать нравственные качества; ответственное отношение к труду
  • Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование : УМК «Школа России», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение» 4 класс 2 часть, учебная презентация

Методы и приемы

I.Этап самоопределения к деятельности

Покажите выражением своего лица настроение, с которым вы пришли в школу.

– Улыбнитесь друг другу.

К: планирование сотрудничества с учителем

Л: включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Создание проблемной ситуации

С какой страной мы познакомились на прошлом уроке? С каким произведением мы познакомились?

Выполните т ест по содержанию прочитанного отрывка об Электронике ( Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»).

1. Как называется гостиница в начале произведения?

2. На какой конгресс приехал Громов?

3. Что, согласно надписи, лежало в большом тяжелом футляре?

4. Чем пахло в комнате Громова?

5. Почему в комнате так приятно пахло?

А)Из-за генератора запахов

Б)Из-за близости леса

6. Какие деревья росли под окном профессора?

7. Что лежало в футляре профессора?

8. Как заряжался Электроник?

В) От ядерного синтеза

9. Как Электроник убежал от профессора?

10. Какого цвета была куртка Электроника?

(Взаимопроверка. Оценивание работ)

Отвечают на вопрос

К:владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

III. Постановка учебной задачи

Закончили мы знакомство с этим разделом?

Вспомните значение слов:

«фантазия», «Воображение»? (На доску — таблички с этими словами).

Мы снова отправимся в «Страну Фантазию» и познакомимся с ещё одним фантазёром Киром Булычёвым

Откройте учебники на странице 150

О ком мы будем говорить?

— Что вы о ней знаете?

— Кто из вас смотрел о ней мультфильм или кинофильм?

Давайте разомнёмся, прежде чем начнём знакомство с Алисой.

Звездолет – стальная птица,

Он быстрее света мчится.

Познает на практике

Отвечают на вопросы учителя

Нет, не закончили

Фантазировать – изменять действительность.

Об Алисе Селезнёвой

П: выделение нужной информации из текста

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: самостоятельно выделение и формулирование познавательно цели

Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно

Р: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

IV. Открытие нового знания

Работа с учебником

Работа с текстом

Имя писателя-фантаста Кира Булычева знакомо, пожалуй, даже тем, кто фантастикой не интересуется. Это имя знают и читатели, и зрители.

-Кир Булычёв – псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Если Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор исторических наук, сотрудник академического Института востоковедения, автор научных статей, то Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы любителей фантастики. Огромный и многообразный опыт работы Можейко-востоковеда не раз помогал Булычёву-писателю. Он собрал удивительные факты о нераскрытых загадках древних цивилизаций и рассказал о них на страницах своих книг

Известность Киру Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о космическом медике Павлыше , о славном городе Великий Гусляр.

Особенной же популярностью пользовались рассказы о бесконечных милых приключениях девочки-непоседы. Это — наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла — школьница XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы.

Книги Булычева представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Да и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности.

– Сегодня мы прочтём отрывок из повести «Путешествие Алисы», в котором произошло одно чудесное превращение. Писатель дал ему название «Кустики».

— А как вы думаете, о каких кустиках пойдет речь?

Прежде чем приступить к чтению давайте выясним значение этих слов:

космокатер -летательный аппарат будущего

иллюминатор- круглое, плотно закрывающееся окно на корабле или летательном аппарате

кают-компания — общее помещение для пассажиров или команды судна,служащее столовой, местом отдыха, занятий

отсек -отделенная от других часть специального помещения (на корабле, летательном аппарате)

трофеи — вещественная память о победе, подвиге, об успехе в какой-либо области

Источник

урок чтения для 4 класса по теме: Кир Булычов «Путешествие Алисы»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Файл содержит конспект урока, презентацию, рассказывающую об авторе произведения, тексты для выступления детей, карточки с заданиями для групп, музыку из мультфильма. УМК «Школы России»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uuroka.docx 29.47 КБ
vystupleniya_dlya_detey.docx 15.19 КБ
kartochka.docx 14.22 КБ
kopiya_kir_bulychyov.ppt 1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения в 4-м А классе «Кир Булычев. «Путешествие Алисы»

Составила учитель начальных классов

МОУ Пионерская СОШ

  1. ознакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К.Булычева;
  2. заинтересовать учащихся его произведениями;
  3. познакомиться с отрывком из повести «Путешествие Алисы»;
  4. учить анализировать поступки героев;
  5. пересказывать текст от первого лица

Структура урока и деятельность учителя

Звучит музыка из м/ф

Введение в тему. Актуализация знаний

— Ребята, кто из вас знаком с м/ф «Тайна третьей планеты»?

— Кто его главный герой?

— Что вы о ней знаете?

— Кто из вас смотрел о ней фильм?

— Кто написал историю об Алисе Селезнёвой?

Она из будущего, любит животных, её папа – космобиолог, директор космического зоопарка – изучает и собирает животных по всей галактике

Рассказ учителя и детей о писателе

Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в Москве

(18 октября 1934г)

Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго — заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие — геология и палеонтология.

Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия» . Воображая себя исследователем амазонской сельвы, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги о экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

Вероника (слайд № 3, 4)

Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну — Бирму…

Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными.

Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство». (я читаю слайды №5, 6, 7)

Начались исследования. Жизнь вроде бы собиралась идти по накатанной колее, но… В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.

И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой.

Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» и «Когда вымерли динозавры?» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений».

Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» — вроде неудобно. Всё-таки историк, учёный, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», — решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов. ( читаю я, № 10 )

Как бы там ни было, факт остаётся фактом: серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой — были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг.

Но Киру Булычёву не хотелось сочинять только про Алису. Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое…

Лина слайд № 12, 13, 14

При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих научных занятий. Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток-Запад». А ещё — защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме».

Остаётся только удивляться, как у Игоря Всеволодовича хватало на всё времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватало, и фантаст Булычёв вместе с историком Можейко больше всего на свете мечтал о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…

Умер Игорь Всеволодович 5 сентября 2003 года после продолжительной болезни в возрасте 69 лет. До своего юбилея он не дожил 1,5 месяца.

По произведениям Кира Булычёва сняты фильмы. Слайд № 15

Что вы запомнили о Кире Булычёве?

Он мечтал стать геологом, а стал писателем-фантамстом.

Он получил признание государства, читателей.

Его книги издавались и издаются, так как стали любимыми произведениями не только детей, но и взрослых.

А в Интернете можно найти его официальную страницу.

Чтение и анализ отрывка из повести «Путешествие Алисы»

Техника чтения, словарная работа.

Девятнадцать – на девятнадцатом

Прочитывают , дают толкование слов(*)

Первичное чтение по цепочке

Читаем по цепочке

Работа над текстом

Беседа по содержанию повести

— О каком приключении Алисы вы прочитали?

— В чём необычность, фантастичность всего произошедшего?

— От чьего имени ведётся рассказ? Докажите.

— Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?

— Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните.

— Охарактеризуйте Алису. Какой она была?

Работа на карточках (задание 6, стр. 157)

Работа в группах. Подумайте, кто из группы будет отвечать.

Положите перед собой карточки. Прочитайте и подумайте, какие слова пропущены в тексте?

— Какой приём использует автор? Как ему в этом помогают сравнения?

— Подумайте, изменилось бы что-нибудь в произведении, если бы автор не использовал приём олицетворения?

Выборочное чтение (по сюжетам рисунков)

Пересказ по картинному плану от имени Алисы

Пересказ текста по картинному плану от имени Алисы

— От чьего имени ведётся рассказ?

— Перескажем текст от имени Алисы

Дети пересказывают текст от имени Алисы

Захотелось ли прочитать книгу целиком?

Рассматривание выставки книг Кира Булычева

Нравится ли вам фантастическая литература?

Домашнее задание (по выбору)

Перечитать отрывок, краткий пересказ

Предварительный просмотр:

Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в Москве 18 октября 1934года.Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго — заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие — геология и палеонтология. Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия» . Воображая себя исследователем амазонской сельвы, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги о экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну — Бирму…Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными. Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство».

Начались исследования. Жизнь вроде бы собиралась идти по накатанной колее, но… В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное. И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой. Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» и «Когда вымерли динозавры?» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» — вроде неудобно. Всё-таки историк, учёный, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», — решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов.

Как бы там ни было, факт остаётся фактом: серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой — были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг. Но Киру Булычёву не хотелось сочинять только про Алису. Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое…

При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих научных занятий. Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток-Запад». А ещё — защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме».

Остаётся только удивляться, как у Игоря Всеволодовича хватало на всё времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватало, и фантаст Булычёв вместе с историком Можейко больше всего на свете мечтал о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…

Умер Игорь Всеволодович 5 сентября 2003 года после продолжительной болезни в возрасте 69 лет. До своего юбилея он не дожил 1,5 месяца.

По произведениям Кира Булычёва сняты фильмы.

Источник

Читайте также:  Путешествие по японии проект
Оцените статью