Урок путешествие как форма урока

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Методические разработки и пособия по иностр. языку
  • Урок-путешествие и его особенности на уроках английского языка

Урок-путешествие и его особенности на уроках английского языка

Урок-путешествие и его особенности на уроках английского языка

Корнилова Дарья Дмитриевна,
учитель иностранного языка
ГБОУ Гимназия 166
Центрального района Санкт-Петербурга

Классно-урочная система постоянно развивается. Однако урок остается одной из самых распространенных форм обучения в школьном образовании многих стран мира. В рамках данного исследования считаем необходимым рассмотреть несколько определений урока.

Урок — форма организации обучения, которая активную и плановую учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-познавательных задач (по Ю.К. Бабанскому). Именно это определение мы берем за основу в своем исследовании. В свою очередь, Ш.А. Амонашвили считает, что «урок — это процесс сотрудничества и сотворчества учителя и учеников». Самой важной составляющей педагогического общения являются взаимоотношения учителя и ученика. Хорошие взаимоотношения способствуют как успешному усвоению знаний детьми, так и их личностному развитию. Сотрудничество педагога и ученика можно охарактеризовать как совместную деятельность в процессе образования, направленную на освоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению.

М.И. Махмутов пишет, что «урок – многовариантная форма организации целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащихся». Для успешного сотрудничества важно наличие положительных эмоций. В такой благоприятной атмосфере передача опыта и знаний от учителя происходит более плодотворно.
Урок иностранного языка – звено процесса обучения, способствующее овладению учащимися коммуникативными навыками и умениями во всех видах речевой деятельности и развивающее способность использовать ими иностранный язык как инструмент в реализации диалога культур (Г.В. Сороковых, Т.И. Жаркова).
Современный урок иностранного языка должен отвечать следующим требованиям:
— четкое формулирование методически обоснованных целей, принятых и осознанных учащимися;
— коммуникативная направленность ребенка;
— иноязычная речь служит целью, и средством обучения;
— создание атмосферы общения, взаимодействия учителя и учащихся как речевых партнеров для достижения частичной, но завершенной цели;
— создание информационно-образовательной среды;
— развитие мотивационной сферы;
— приобщение к культурным ценностям другого народа;
— создание возможностей для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности для реализации личности;
— познавательно-развивающая направленность содержания обучения и нго зависимость от цели урока;
— творческий подход к формированию структуры урока;
— оптимальное сочетание индивидуальных, парных, групповых и коллективных организационных форм обучения. ( Трубицина, 2016)
Урок иностранного языка должен быть спланирован с учетом дидактических принцип (сознательность, активность, прочность, наглядность, доступность, посильность, индивидуализация), лингвистических (системность, связь языка и культуры), психологических (учет возрастных особенностей, повышение мотивации, поэтапное формирование навыков и умений), методических (коммуникативная направленность, ситуативность, функциональность, комплексность, учет родного языка). (О.И. Трубициной)
Уроки могут проводиться в традиционной и нетрадиционной формах. Несмотря на широкое использование традиционной формы проведения уроков, такая модель обладает незначительным количеством положительных сторон, среди которых можно отметить логически упорядоченную подачу учебного материала и организационную систематичность.
Современные педагоги иностранных языков находятся в постоянном поиске различных форм процесса объяснения материала и налаживанию обратной связи. Среди таких форм особое внимание следует уделить нетрадиционным урокам.
Нетрадиционные уроки – занятия, имеющие нетрадиционную структуру, обеспечивающие быстроту понимания, запоминания и усвоения учебного материала, интеграцию межпредметных связей, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности, привитие интереса к предмету, развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся (по О.И. Трубициной). Такие занятия строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на эксперименте свободного совместного поиска новых приемов усваивания информации с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Нестандартные уроки на младшей ступени являются важным средством обучения, так как они формируют у детей устойчивый интерес к обучению, снимают усталость, помогают формировать навыки учебного процесса, оказывают эмоциональное влияние, благодаря чему у них формируются более глубокие и прочные знания. Урок, который по своей структуре многократно повторяется и выполняет умственные операции, притупляет внимание, надоедает, вызывает отрицательное воздействие на эмоции, снижает эффективность трудового процесса. Из этого следует, что необходимо нарушить монотонность, разбавлять скуку яркими, необычными событиями, которые смогли позитивно влиять на процесс обучения.
В рамках данного исследования стоит говорить о двух схожих между собой формах проведения нетрадиционных уроков: урок-экскурсия и урок-путешествие. Многие исследователи отождествляют эти две формы проведения уроков (А.В. Конышева, Н.А. Горлова). Однако мы считаем, что кроме общих черт, есть и принципиально отличительные черты. Цель этих форм проведения — практическое обучение школьников иностранному языку. В ходе таких уроков решаются образовательные и воспитательные задачи: ученики получают новую информацию, расширяется их кругозор. В отличие от урока-экскурсии урок-путешествие имеет сходство со сказкой, её развитием и чудесами, для него характерно использование игровых методов и приемов обучения. А также в отличие от урока-экскурсии урок-путешествие проводится в учебной аудитории.
Урок-путешествие понимается как процесс виртуального (воображаемого) путешествия, перемещения по учебному пространству с целью приобретения новых знаний, речевых навыков, а также познания иноязычной культуры.
В названии игры-путешествия, в формулировке игровой задачи присутствуют, как правило, изобразительно-выразительные средства или языковая игра, вызывающие у учеников интерес, активную игровую деятельность.
Цель такого урока – усилить впечатления ребенка путем отражения обыденных событий и фактов через необычное, необходимые знания через игровые элементы.
Урок-путешествие имеет следующие характеристики:
— межпредметный характер;
— наличие сюжета;
— ситуативность;
— сказочность;
— частая смена видов деятельности;
— совместная деятельность;
— коммуникативная направленность;
— познавательная и развивающая направленность;
— цельность и завершенность;
— приобщение к ценностям другого народа;
— возможности для творчества и самореализации.
В уроке-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью:
— постановка задач,
— пояснение способов их решения,
— разработка маршрутов путешествия,
— радость от её решения и отдых.
Основными функциями урока-путешествия являются:
— путешествие способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает живой интерес и помогает им усвоить учебный материал благодаря понятности ситуации.
— игровые технологии развивают познавательные процессы у младших школьников, закрепляют их знания, умения и навыки;
— урок-путешествие является формой организации коллективной учебной деятельности класса, при которой задействованы все участники процесса в равной степени, а также находится под контролем учителя;
— урок-путешествие развивает у младших школьников находчивость, сообразительность, благодаря постоянно меняющим условиям игры.
Основными преимуществами урока-путешествия по сравнению с традиционным уроком для формирования социокультурной компетенции это активное включение в процесс познания и полное погружение в иноязычную культуру, а также применение речевых навыков в различных речевых ситуациях. Урок-путешествие развивает у ребенка воображение, внимательность, восприятие и осознание культурных различий, умение сотрудничать и совместно решать задачи.
Структура урока-путешествия:
— мотивационный этап (постановка игровой цели);
— решение отдельных учебных и игровых задач (последовательность заданий);
— завершающий этап (обмен впечатлениями).
Можно выделить следующие профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей младшего школьного возраста, которые позволяют говорить об уникальном подходе данной формы урока, так как его может проводить только педагог, в отличие от урока-экскурсии:
— умение наблюдать, анализировать игру;
— планировать приёмы, направленные на её развитие;
— обогащать впечатления детей;
— уметь организовывать начало игры;
— создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
— уметь устанавливать игровые отношения в процессе игры;
— учить детей оценивать игру и обсуждать её результаты и т.п. (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Н. С. Новоселова)
Сложность руководства уроком-путешествием связана с тем, что она является свободной деятельностью детей, и учителю важно сохранить эту свободу и непринуждённость. При использовании игровых ситуаций путешествия учитель не наделяет детей четкими границами ролей, которые свойственны ролевым играм. Путешествие предполагает гибкость условных ролей, относительную свободу действия детей, порой отхождения от намеченного заранее плана урока.
Таким образом, можно сказать, что урок-путешествие является более сложной формой организации учебного процесса. Такая сложность обусловлена отсутствием границ условных ролей участников такой игры, а также постоянной меняющемуся сюжету. Однако, несмотря на трудоемкость подготовки и проведения урока, форма урока-путешествия имеет ряд неоспоримых преимуществ. Ученики получают опыт общения и возможность выражения личностного отношения к фактам иноязычной культуры. Урок-путешествие не только способствует улучшению эмоционального фона учащихся младших классов, но и лучшему усвоению нового материала.

Читайте также:  Путешествие по лего парк

1. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. – М., 2010.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.,1985.
3. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку. – М., 2013.
4. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М.: Педагогика;1975,- 111с.
5. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. — М., 2014.
6. Махмутов М.И. Современный урок.- М., 1981.
7. Менджерицкая Д.В. Игра как средство воспитания, /в кн.: Воспитание детей в игре. М.,1958, — с.3-29.
8. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978.
9. Трубицина О.И. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для академического бакалавриата. –М., 2016.

Источник

Урок путешествие как форма развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Скачать:

Вложение Размер
urok-puteshestvie_kak_forma_razvitiya_poznavatelnoy_aktivnosti_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx 24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-Путешествие как форма развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка

(Составитель: Шаньгина И.Л.)

Если хочешь научить меня чему

Позволь мне идти медленно.

Дай мне приглядеться.

Потрогать и подержать в руках

И может быть попробовать на вкус.

О, сколько всего я смогу

Творчество — это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества — не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести » таинственному цветку поэзии (Л.Н. Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.

Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать своё мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.

Современное общество заинтересовано в такой личности, которая:

  • умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. получать и применять полученные знания для их решения;
  • обладает критическим и творческим мышлением;
  • умеет грамотно работать с информацией;
  • коммуникабельна, контактна в обществе.

Повышение практической значимости предмета требует нового подхода к его освоению и, в частности, создания разных вариантов его изучения. Как известно, цель обучения иностранного языка в школе состоит в овладении коммуникативной компетенцией, т. е. предусматривается обучение практическому овладению иностранным языком. Но вместе с этим нужно формировать у учащихся умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением проблемных ситуаций. Сегодня требования времени таковы, что нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Обучая иностранному языку, мы должны понимать, что каждый ребёнок индивидуален, и что сегодня школа призвана воспитывать личность, способную к творчеству в условиях постоянно меняющегося мира. Перед учителем встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.

Развитие творческих способностей — одна из самых важнейших задач образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе. У каждого ребенка есть талант. Разумеется, далеко не у всех детей есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее, таланты человека можно развивать различными способами:

  • Обеспечение благоприятной атмосферы;
  • Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
  • Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и ситуациями с целью развития его любознательности;
  • Поощрение высказывания оригинальных идей;
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблемы;
  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:

  • необходимость профессионального мастерства, компетентности преподавателя;
  • наличие высокой материально-технической базы школы;
  • процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
  • педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствует возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям подростков, реализация общения с детьми через игру;
  • использование системы личностно и социально значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности;
  • использование внеклассной работы.

Что же такое творчество в рамках учебного процесса?

Большинство психологов считают, что творчество — это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового. И если дело касается творчества школьников, то совсем не обязательно при этом создавать великое историческое произведение, достаточно воображать, комбинировать, что-то изменять.

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека. Поэтому в деле воспитания, образования понятие “творчество” обычно связывается с понятиями “способности”, “развитие”, “одарённость”.

Творческая деятельность имеет такие процессуальные черты, как:

— самостоятельный, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

— видение новой проблемы в традиционной ситуации;

— видение новой функции объекта в отличие от традиционной;

— видение структуры объекта;

— учет альтернатив при решении задач;

— комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;

— отбрасывание всего известного и создание принципиально нового способа объяснения.

Для творчества необходима повышенная интеллектуальная познавательная активность, внутренняя потребность в новых знаниях и в преобразующей деятельности по усовершенствованию сущего на их основе; сознательная постановка целей, вытекающих из осознания противоречия, проблемы; видения путей их достижения; настойчивость; трудоспособность; умение отказываться от неверных решений; общая направленность, установка на самостоятельную активность в преодолении возникающих затруднений и т.п.

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Это акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен – даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя. Творчество – это способ положительной мотивации обучения.

Существуют внешняя и внутренняя мотивация к изучению английского языка и важно выстроить их стимулирующее воздействие на процесс обучения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели. Для этого можно использовать различные источники информации, показывающие значение владения иностранным языком (кинофильмы, специальная литература, газеты, журналы и т.д.). Можно проводить беседы о значении английского языка. Или дать задания детям сделать подборку иностранных слов, которые они употребляют, слышат, встречают в книгах или на вывесках магазинов, офисов в своем городе и т.д.

Чтобы собрать такую информацию, учащимся необходимо проявить активность, умение взаимодействовать с другими людьми. Выполняя такие задания, учащиеся не замечают, как внешняя мотивация смыкается с внутренней мотивацией и подкрепляется ею.

Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Большинство учащихся хотят общаться, переписываться друг с другом, с иностранцами, хотят быть переводчиками, репортёрами. Несмотря на такое стремление учащихся к общению, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. В атмосфере родного языка овладение иностранным языком предстаёт как искусственное средство общения, это значит и ситуации, используемые при обучении, носят искусственный характер. Как бы учитель не старался создать естественную ситуацию для общения, язык остаётся искусственным компонентом этой ситуации.

Для формирования творческого самостоятельного инициативного мышления нужно:

1) создавать внешние и внутренние условия, обеспечивающие высокую эмоциональную включенность (по принципам хороших, захватывающих игр) через:

а) создание и понимание у детей свободы выбора в путях и средствах достижения цели на уроках;

б) понимание возможности «проигрыша» при нерасчетливых действиях и завышенных притязаниях;

в) осознание зависимости своих «выигрышей» от собственных знаний, умений и навыков, от способности обоснованно рисковать;

2) учителю находиться в позиции не «старшего товарища» или равноправного партнера, а комментатора и ведущего игры-урока, консультанта;

3) предоставлять учащимся самостоятельность в их действиях, создавать условия, при которых они не должны рассчитывать на помощь учителя. Такие уроки перемежаются с уроками-консультациями. У детей, кроме того, имеются дополнительные информационные материалы, облегчающие выполнение задачи;

4) всемерно поощрять оригинальность, нестандартность, продуктивность мышления.

Одной из форм развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка является урок-путешествие. Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Что дает урок-путешествие? Учитель должен coздать условия для активизации в речи обучающихся изученного лексического и грамматического материала, в процессе проведения таких уроков обучающиеся учатся связанно строить монологическое высказывание по конкретной теме; знакомиться с культурой различных стран, развиваются творческие способности учеников, навыки самостоятельной работы при подборке дополнительного материала к урокам, развиваются языковые, коммуникативные и социокультурные компетенции. Воспитательным аспектом таких уроков является формирования умения работать в коллективе, развитие навыков культуры поведения, демонстрация значения изучения иностранного языка для жизни.

Формами организации познавательной деятельности учащихся во время проведения уроков-путешествий являются коллективная, индивидуальная. Методы, применяемые на уроке: коммуникативный, игровой, метод исследования, ИКТ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал представляет собой обобщение личного педагогического опыт учителя русского языка и литературы с 20-летним стажем работы в школе.

Данная методика направлена на личностно — ориентированный подход к ученику, помогая каждому расти настолько, насколько он способен. Методика предполагает широкое внедрение игровых и интерактивных техн.

Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т.

Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности.

выступление на семинаре.

Материал содержит описание опыта работы по прменению технологии развития критического мышления.

Луткова Ирина ВитальевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №10» города Когалыма.

Источник

Оцените статью