Урок путешествие: Страна «Математика»
план-конспект урока по математике (10 класс) на тему
Тип урока:. повторительно- обобщающий.
Вид урока: урок- игра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_puteshestvie_strana.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище №77»
УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ: СТРАНА «МАТЕМАТИКА»
Преподаватель Т.А. Дадатченко.
УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ: СТРАНА «МАТЕМАТИКА»
Я люблю свой предмет, и мне не требуется никаких дополнительных стимулов, чтобы просидеть несколько часов, решая трудную задачу или разбирая готовое решение, восхищаться его оригинальностью и изяществом. Поэтому больно
режет слух высказывания, которые можно услышать от будущих бухгалтеров, поваров или сварщиков : «Математика мне не нужна», «Получу оценку в диплом и
забуду ее». Сразу хочется переубедить таких учеников, найти слова, которые «развернули бы их лицом» к моему предмету. Но со временем приходит убеждение, что заинтересовывать нужно не отдельным предметом, а познанием в целом. Ведь интересен не предмет сам по себе, а исследование окружающего мира посредством предмета. Увлекает не просто процесс познания законов математики, физики, географии или языков, а ситуация когда эти законы рассказывают о явлениях природы и культуры. Конечно, это идеальный процесс, который едва ли осуществим в рамках стандартной программы. Но к нему можно приблизиться, расширяя формат традиционного обучения, привлекая жизненный опыт учеников.
И кроме того, чтобы научить подростка что-то делать, надо дать ему возможность это сделать. Так возникла идея проведения данного урока, на котором я попыталась показать, как можно применять математические знания и логическое мышление в различных жизненных ситуациях.
Данный урок не входит в программу по предмету, однако, я считаю, что он необходим, для того чтобы показать применение математики в реальной жизни, ее связь с другими предметами.
Урок проводился в группе поваров, поэтому структура урока и задачи были подобраны с учетом специфики данной профессии, форме игры, потому что именно в в ней моделируются реальные ситуации, решение которых приводит к получению новых знаний или способов действий
- Сформировать у учащихся представление о практическом применении математики, ее роли в нашей жизни;
- Показать, что понятия, изучаемые на математике и на других предметах не изолированы друг от друга, а представляют определенную систему знаний, все звенья которой находятся во взаимосвязи.
- Развивать познавательную активность, творческие способности, смекалку и сообразительность учащихся.
Тип урока: . повторительно- обобщающий.
Вид урока: урок- игра
Методы обучения: репродуктивный метод ( решение познавательных задач; логический тренинг; решение кроссворда; решение логических задач), создание проблемной ситуации.
КМО : план путешествия, карточки- задания, кроссворд, лист Мёбиуса, ножницы, маркер, таблица, цветные мелки, высказывания математиков.
Межпредметные связи : кулинария, литература.
Уровень усвоения: II- III.
Материал для повторения: 1) повторить свойства процентов;
2) отыскать загадки, в которых есть числительные;
3) лист Мёбиуса – что это такое?
I.Организационный момент ( 1мин)
II. Сообщение целей урока, формы его проведения ( 1мин).
III. Работа по теме урока (35 мин).
1. Вступительное слово преподавателя:
а) о применении математических знаний в нашей жизни ( 4 мин);
2. Решение задач на развитие логики, смекалки, сообразительности ( кафе «Эврика») (27 мин).
3. Математические чудеса ( 4мин).
IV. Подведение итогов урока ( 2 мин).
V. Домашнее задание ( 1мин).
Учебная группа разбивается на три команды-участницы. Победит та команда, которая наберет большее количество очков за время путешествия. Для проведения данного урока и помощи преподавателю привлекаются учащиеся из других групп, или учащиеся, посещающие математический кружок.
I . Организационный момент.
II . Вступительное слово преподавателя.
Дорогие ребята, я надеюсь, что наше сегодняшнее путешествие будет приятным для вас и для меня и что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех присутствующих.
Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением: математика – интересный и очень нужный предмет.
Урок проведем в форме путешествия по стране «Математика». План путешествия перед вами. Результаты будут отмечаться в таблице. Для того, чтобы победить вы должны быть волевыми, настойчивыми, целеустремленными, поэтому эпиграфом сегодняшнего урока будут слова: «Усердие все превозмогает».
Я вижу, все готовы к началу путешествия. Итак, добро пожаловать в страну «Математика».
1. Первым этапом путешествия у нас будет Край применения математических знаний.
Во всех группах первого курса учащиеся задают вопрос: «Зачем нам нужна математика?». С математикой мы сталкиваемся везде: в магазине, в бухгалтерии, на транспорте и даже в вашей профессии может возникнуть вопрос: «Как имея 70% и 3% раствор уксусной кислоты приготовить 9% раствор?» Решив эту задачу ( то есть уравнение 0,03х + 0,7у = 0,09(х+у)), вы не только обогатите свое внутренне содержание, но и приобретете уважение окружающих.
( Ответ: х = 10у; х г -3%-й раствор, у г – 70%-й раствор.)
Каждый из нас может попасть еще и в такую ситуацию, как оказались герои вот таких задач.
- Восьмилитровый бидон заполнен доверху молоком. Как разделить молоко поровну, если у вас имеется два пустых бидона вместимостью 5 л. и 3 л?
- Как из трех спичек сделать одиннадцать?
Занимаясь математикой, вы учитесь думать, критически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои мысли и идеи, будете развивать свое логическое мышление. « Логика есть искусство, которое упорядочивает и связывает мысли. Люди ошибаются именно потому, что им недостает логики», — так говорил немецкий математик Готфрид Лейбниц ( 1646 – 1710). Теперь, я думаю, вам понятна роль такого предмета, как математика.
2. А теперь на нашем пути Математическое кафе «Эврика» , где я предлагаю вам пообедать и немного отдохнуть, но отдых у нас будет активным.
Итак, познакомимся с меню.
1. Винегрет из анаграмм.
2.Салат «Ромашка» из загадок с числительными.
1. Борщ с математическими обгонялками.
2. Суп из математических смекалок.
1.Кроссворд «И в шутку и всерьез».
2.Рагу из натуральных чисел
1. Мороженое из логических задач.
2. Пирожное ( не едал никто)
Шеф-повар Дадатченко Татьяна Анатольевна.
Итак, приступим к праздничному обеду. И начнем с легкой закуски – салатов.
Задание 1 . Логический тренинг ( мобилизирует учащихся, настраивает их на работу)
Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин.
Команда1: РИГФАК, АВИНУРЕНЕ, КОЧТА, ВАРТАДК.(График, уравнение, точка, квадрат.)
Команда 2: МАПРЯЯ, ЧУЛ, РЕЗОТОК, РИПЕТРЕМ.(Прямая, луч, отрезок, периметр.)
Команда 3. РОЕМЕТА, КАСОМИА, НИЛАД, РЕТЧЕЖ. (Теорема, аксиома, длина, чертеж.)
Задание 2. Отгадайте по три загадки с числительными.
Загадки, каждая на отдельном листочке, выложены на столе в виде ромашки. Выходят по одному представителю от команды, берут по очереди загадки, зачитывают их, команда после обсуждения отвечает . Считаю, что данное задание расширяет кругозор учащихся, показывает связь математики и литературы.
1. Какое животное имеет два носа?
( Носорог: один – на теле, второй — в названии.)
2. Два брата купаются, а третий насмехается.
( Два ведра и коромысло. )
3.Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.
4.Есть семь братьев: годами равные, именами разные.
5.Лежит брус на всю Русь. На том брусу 12 гнезд. И во всяком гнезде по четыре птицы.
6.Шесть ног, а бежит не быстрее чем на четырех.
( Всадник на лошади.)
7.Два раза родится , а один раз умирает.
8.Сто один брат и все в один ряд вместе связаны стоят. Что это?
9.Четыре ноги, а не зверь. Есть перья, а не птица.
10.Что имеет два конца, но не имеет начала.
11.Только одно дерево без ветра шумит. Какое?
12.Считает наш век, а не человек.
Задание 3. А теперь пока не остыл борщ, займемся математическими обгонялками. (Балл получит та команда, которая первой ответит на вопрос.)
Считаю, что данное задание способствует развитию внимания и логического мышления.
1. Что больше: произведение или сумма всех чисел от 5 до -5? (Они равны 0.)
2.Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (Запятую.)
3.Разделите сто напополам. (Двести.)
4. Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа? (Они равны.)
5.Назовите автора учебника по геометрии 10-11 класс по которому мы занимаемся. (Алимов.)
6.Вычислите 8 2 – 7 2 (15)
Задание 4. Математические смекалки (1 балл за каждую правильно решенную задачу. Каждой команде по три одинаковых задачи (на 3 мин.)).
1.Спутники имеющие одну орбиту, делают оборот вокруг Земли один за 1 ч. 40 мин., а другой за 100 мин. Как это объяснить?
(Один и тот же промежуток времени.)
2. На улице в 11 часов вечера идет дождь. Можно ли утверждать, что через 72 часа будет солнечная погода?
(Нет, так как будет ночь.)
3. Подставьте следующее число: 1, 3, 7. 15,….. (31.)
Задание 5. Решите кроссворд «И в шутку и всерьез»
Источник
Конспект открытого урока по математике в 1 дополнительном классе «Урок-путешествие»
Урок – путешествие по математике в 1 классе (Коррекционная школа)
Класс: 1 «А» (дополнительный)
Учитель: Коныгина В.А.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма: урок – путешествие.
Тема урока: « Ориентировка в пространстве»
Цель урока: закрепить знания и умения по пройденной теме.
— способствовать актуализации знаний и умений учащихся по пройденным темам курса;
— способствовать развитию мотивации учебной деятельности при выполнении заданий творческого и поискового характера;
— способствовать развитию устной речи, умению высказывать свою точку зрения, слушать окружающих.
Развивать внимание (устойчивости, концентрации, распределение) и скорость реакции.
Развивать слуховую и двигательную память.
Расширять поля зрения.
Развивать связную речь, через умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом.
Воспитывать интерес к учебной деятельности, через создание положительного эмоционального настроя на уроке
Формировать навыки и привычки правильного поведения на уроке
Прививать навыки аккуратности работы в тетради.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке, оценивать правильность выполнения действия.
Поиск и выделение необходимой информации.
Способность и умения учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез).
Участвовать в диалоге на уроке.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Слушать и понимать речь других.
Предметные: — применять навыки и умения, полученные на уроке
— закреплять пространственные понятия
— знать геометрические фигуры, работать с ними
Метапредметные: — понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
— выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;
— оценивать свою работу на уроке.
Личностные: — проявлять интерес к математике;
— осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
— проявлять заинтересованность в приобретении и расширение знаний и способов действий.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы, наглядный материал, раздаточный материал для учащихся (набор геометрических фигур)
I .Организационный момент
— Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас (на экран проецируется картинка солнышка ).
Слайд 1
— Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением.
— Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.
— Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.
Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке! Садитесь!
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
— Закройте глаза и послушайте (на экран проецируется картинка леса с музыкой пения птиц)
— Дети, где мы?
Дети:
— В лесу.
III. Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
— Сегодня у нас необычный урок, а урок – путешествие. С одним из героев сказок мы отправимся в сказочный лес. Но это путешествие будет не простое, при этом мы будем выполнять различные задания, поработаем с геометрическим материалом.
Учитель:
— И чтобы справиться со всем этим, мы должны быть внимательными, сосредоточенными,
Учитель:
— С каким из героев сказок мы будем путешествовать, узнаем, отгадав загадку.
Слайд 3.
Вот – румяный привереда
Убежал от бабки с дедом
По дорожке скок да скок
Учитель:
— Правильно. Путешествовать мы будем с героем сказки Колобком и с другими жителями сказочного леса.
По сказке с Колобком
Мы в дальний путь пойдем,
Пройдем мы между елочек
Грибочки соберём
-расскажите где лежат грибы
(в корзине, на пеньке, возле корзины, перед корзиной)
ІV. Обобщение и систематизация знаний.
Слайд 5.
Учитель:
— Первым мы встречаем на дороге зайчика . Он говорит колобку: «Колобок, Колобок я тебя съем, если ты не поможешь мне собрать фигуры, которые я уронил. Ребята поможем колобку? Давайте соберём все фигуры, которые зайка рассыпал.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Слайд 7.
Учитель:
— Продолжаем наше путешествие. И в сказочном лесу встречаем следующего героя – медведя. Обрадовался мишка и говорит: «Колобок, Колобок я тебя съем, если ты не поможешь мне вспомнить, какое время года сейчас у нас идёт. Может мне уже пора в берлогу отправляться. Ребята, давайте поможем Мишке вспомнить.
Какое время года сейчас? А какой осенний месяц? А кто помнит день недели?
И покатился колобок дальше. А мы скорее за ним
Встреча с волком. Я не съем вашего колобка, если вы поиграете со мной.
Игра «Собери картинку из геометрических фигур»
— Мы продолжаем наше путешествие и встречаем следующего героя – Лисичку.
Лисичка нам предлагает выполнить новое задание.
( Работа в тетрадях на печатной основе)
— Ой, молодцы, вы спасли колобка. Теперь он побежит домой, чтобы бабушка с дедушкой его записали в школу. До скорой встречи.
Учитель:
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И Колобку вы так пригодились.
IX . Рефлексия.
— Кому на уроке было комфортно, получили удовлетворение от работы, предлагаю похвалить себя любым доступным способом: можно погладить себя по голове или улыбнуться, а тем ребятам, кто чувствовал себя немного неуверенно, кому надо еще немного поупражняться, если есть желание выскажитесь, поставьте цели для себя на следующий урок.
Источник