- Урок-путешествие «НЕ с причастиями»
- Ход урока Учитель: Доброе утро, мои шестиклассники! Мы очень давно не виделись с вами. Последнее время я много путешествовала, поэтому я предлагаю сегодня отправиться и вам вместе со мной в дорогу по стране Грамматике. Но сначала в тетрадках запишем сегодняшнее число. – Итак, мы сегодня отправляемся в путешествие, но сначала надо собрать багаж, то есть вспомнить то, что изучали. Поэтому синтаксическая разминка. На интерактивной доске. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом.) – Какие орфограммы встретились в этом предложении? На доске. Дворе – двор (безударная проверяемая гласная в корне слова) воет – выть, глагол I спряжения (правописание безударных личных окончаний глаголов) неистовая – прилагательное не употребляется без НЕ, непроверяемая безударная гласная в корне слова разбуженная – приставка РАЗ-, НН в суффиксе полного страдательного причастия, так как есть приставка королевой – король (безударная непроверяемая и проверяемая гласная в корне слова) – Подберите синоним к слову неистовая – СТРАШНАЯ. – Назовите способ образования слова разбуженная – разбудить СУФФИКСАЛЬНЫЙ.– Как вы думаете, какая орфограмма вызывает затруднение при написании причастий? Правописание Н и НН в суффиксах причастий. Работа с тренажёром “Фраза” (вариант 387). Ученики по очереди выходят к доске, в тетради из каждого блока должно быть записано по два словосочетания. Отточенный карандаш, выструганные половицы, белённые мелом стены, купленный товар. Позолоченный купол, тёсанный плотниками сруб, проданный инструмент, централизованные поставки. Гружённая камнями машина, распиленный брус, обиженный малыш, стриженная ёжиком голова. Выстиранное бельё, штопанные бабушкой чулки, сказанное слово, наигранная печаль. Обретенное спокойствие, цивилизованное общество, созванная конференция, радиофицированная аудитория. – Молодцы! Сегодня в путешествие отправляются три команды. Каждая должна прибыть в пункт назначения, сделав остановку в указанном месте. Ваша задача – сформулировать название вашей станции (то есть орфограмму), для этого необходимо по цепочке раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сформулировать правило. Встречаемся в пункте назначения через 3 минуты. (Каждая команда получает маршрутный лист с заданием.) Слайд 2 с “Маршрутными листами”. Команда 1. Правописание НЕ с существительными (Не)былица (Не)правда, а лож… (Не)друг (Не)в…димка (Не)приятель Учен…е без умен…я (не)польза, а беда. (Не)смерть страшна, а твоя (не)милость. (Не)вежда (Не)вн…мательность Команда 2.Правописание НЕ с прилагательными (Не)взрач…ный (Не)чес…ный, а лживый Отнюдь (не)инт…ресный (Не)верный ответ (Не)чёрств, а свеж… (Не)навистный (Не)ясные огни Река (не)глубокая, но широкая Далеко (не)робкий Команда 3.Правописание НЕ с глаголами (Не)годовать (Не)понять (Не)сделать (Не)волить (Не)успеть (Не)истовствовать (Не)ймётся (Не)волноваться (Не)доумевать – Итак, с какой орфограммой работала 1, 2, 3 команды? Слайд 3 с ответами к заданиям “Маршрутных листов”. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами . – Сформулируйте правила. Ещё раз посмотрите на таблицу “Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами”. Слайд 4, таблица “Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами”. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами Раздельно 1) слово не употребляется без НЕ Недоучка Несуразный Нелепо Недоумевать 1) есть или подразумевается противопоставление Не правда, а ложь Не весёлый, а грустный Не далеко, а близко живёт 2) есть синоним без НЕ, то есть с помощью НЕ образовано новое слово Нездоровье (болезнь) Невесёлый (грустный) Не высоко (низко) 2) есть слова, усиливающие отрицание Далеко не интересный Нисколько не весёлый Ничуть не скучный Вовсе не горячий Совсем не новая рубашка 3) с глаголами Не испортил Не нарушил – Чтобы попасть в пункт назначения, мы должны выполнить несколько заданий. Итак, первое – необходимо ответить на вопрос: “Какое слово является лишним в каждой группе?” и выписать в тетрадь “лишнее” слово, объяснив правописание. Игра “Четвёртый лишний” (Не)вежливый, (не)вежественный, (не)аккуратный, (не)нужный. (Не)друг, (не)дуг, (не)ожиданность, (не)забудка. (Не)годовать, (не)доумевать, (не)успеть, (не)взлюбить. (Не)тревожь, (не)прячь, (не)волить, (не)волноваться Слайд 6 с ответами к игре “Четвёртый лишний”. – Второе задание гораздо сложнее. Мы должны выполнить тест, объясняя орфограмму. Работа с диском КМ-ШКОЛЫ. Русский язык, 7 класс, урок 8, тест “Не с разными частями речи”. (Ученики по очереди выходят к доске, 5 словосочетаний должно быть записано в тетради у каждогоучащегося.) НЕ правда, а сила на его стороне (сущ.) Здесь НЕ говорят громко (гл.) Здесь говорят тихим, а НЕ громким голосом (прил.) Он был полный Невежа (сущ.) Путей было Несколько (мест.) Неширокую речку мы перешли вброд (прил.) Давно НЕ было дождей (гл.) Ей Некуда было идти (нар.) НЕсметные тучи комаров были ужасны (прил.) Он НЕ рассказывал об этом (гл.) Этот зверь вовсе НЕ опасный (прил.) Подошёл Незнакомый человек (прил.) В этих краях ему НЕ за кем было охотиться (мест.) Путь НЕ близкий, а далёкий (прил.) Задача была Нетрудная, но запутанная (прил.) – Я думаю, что вы достойно выполнили это задание и получили пропуск в пункт назначения. А теперь попробуйте сформулировать название станции, то есть тему нашего урока. Правописание НЕ с причастиями Слайд 7 с темой урока. – К сожалению, проводник куда-то исчез, но оставил записку. Мы должны записать предложение, раскрывая скобки и объясняя орфограммы. (Не)смогу сопровождать в путешествии по станции “Правописание НЕ с причастиями”: (не)предвиденные обстоятельства заставили (не)надолго покинуть пределы нашей (не)обыкновенной страны Грамматики. Как пишется НЕ с выделенным словом? (Варианты ответов учеников.) Определите часть речи. Вспомните, в чем особенность этой части речи? (Совмещает признаки глагола и прилагательного.) Как вы считаете, правилу какой части речи – глагола или прилагательного – будет подчиняться причастие в случае его правописание с НЕ? (Варианты ответов учеников с доказательством своей точки зрения, которая, скорее всего, будет основана на морфологических признаках причастия.) Слайд 9 с правильным вариантом написания слова. – Итак, нам самим придётся разобраться в тонкостях правописания НЕ с причастиями, правда проводник оставил нам схемы движения по станции. Слайд 10 с примерами. – Проанализируйте примеры и попробуйте сформулировать правило. (Ученики, анализируя данные словосочетания, формулируют правило правописания НЕ с причастиями.) Ненавидевший писать сочинения Ненаписанное сочинение Не написанное, а списанное сочинение Не написанное мною сочинение Сочинение не написано На интерактивной доске рисую таблицу-схему под диктовку детей, ученики работают в блокнотах. Примеры учащиеся приводят, используя материал с 10 слайда. Правописание НЕ с причастиями Раздельно 1) слово не употребляется без НЕ Ненавидевший писать сочинения 1) есть или подразумевается противопоставление Не написанное, а списанное сочинение 2) с помощью НЕ образовано новое слово Ненаписанное сочинение 2) есть ЗАВИСИМЫЕ слова Не написанное мною сочинение Примечание 1. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно, например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема. 3) с КРАТКИМИ причастиями Сочинение не написано – Откройте учебник на с.160, прочитайте, пожалуйста, материал 29 параграфа. М. М. Разумовская. Русский язык. 6 класс// М., Дрофа, 2002. Давайте посмотрим, как работает правило на практике. Выполним упражнение 364, стр. 160. Запишите данное словосочетание. Распространите причастия зависимыми словами. Образуйте краткую форму Данное словосочетание Причастия зависимыми словами (причастные обороты) Краткая форма причастия Непрочитанная книга Не прочитанная мною книга Книга не прочитана Неукрашенная ёлка Не украшенная мишурой ёлка Ёлка не украшена Невыполненное задание Не выполненное учениками задание Задание не выполнено Незамеченная ошибка Не замеченная товарищем ошибка Ошибка не замечена Несожжённое письмо Не сожжённое ещё письмо Письмо не сожжено Неполученная посылка Не полученная на почте посылка Посылка не получена Незаконченная работа Не законченная вовремя работа Работа не закончена Незавершённая стройка Не завершённая за лето стройка Стройка не завершена – Какое условие написание НЕ с причастиями не прозвучало в этой таблице? Раздельное написание НЕ с причастиями, если есть противопоставление. В тазу лежало не выстиранное, а только что замоченное бельё. Не разбросанные, а сложенные вещи. Не открытые, а плотно прикрытые двери. Не спроектированное, а только задуманное здание – Итак, я думаю, что мы неплохо освоились на станции Правописание НЕ с причастиями. Тогда подведём итоги. Назовите условия слитного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами. Назовите условия раздельного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами. Домашнее задание – Составьте словарный диктант на изученную сегодня орфограмму (25 слов: 5 слов на каждое условие). Источник Разработка урока по теме «Правописание НЕ с причастиями» план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему Урок русского языка по теме «Правописание НЕ с причастиями» Тип урока : урок открытия новых знаний Класс : 7 Цели урока: Образовательные: -Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями; -Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, причастный оборот; Развивающие: -Развитие памяти, воображения, монологической речи; -Формирование навыков аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция); -Совершенствование умения работать в группах. Воспитательная: -Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку. Скачать: Вложение Размер konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_zakirovoy_gk.docx 42.37 КБ Предварительный просмотр: Урок русского языка по теме «Правописание НЕ с причастиями» Тип урока : урок открытия новых знаний Цели урока: Образовательные: -Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями; -Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, причастный оборот; -Развитие памяти, воображения, монологической речи; -Формирование навыков аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция); -Совершенствование умения работать в группах. -Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. — уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом ; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД) ; — уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД) ; — уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, таблицу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД) . -знать, что такое причастие, — уметь распознавать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями Причастие, слитное и раздельное написание причастий, алгоритм работы. основные: Учебник.Авторы : ТА Ладыженская , М Т Баранов «Дидактический материал (упражнения)». дополнительные: Проектор, экран, презентация, ноутбук, тестовые карточки, опорные схемы, таблицы. Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах. – Добрый день, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я очень рада вас видеть. Садитесь. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.(Слайд 3) II.Проверка домашнего задания. 1)Учащиеся читают предложения с причастиями, выписанные из художественных текстов, называют причастие и обосновывают выбор.(работают по очереди) 2) Один ученик выполняет морфологический разбор причастий. III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе — Какую часть речи мы с вами изучаем? (Причастие) — Как образуются причастия? (от основы глагола и окончания прилагательного) -Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Морфологический разбор причастия) — Какие морфологические признаки можно определить у причастия? (вид, время(наст. и прошед.) , число, падеж, и род (только в ед.ч) — Вы хотите расширить свои знания о причастии ? (Да.) — Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать) — Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем). -Первоначально выясним путем повторения то, что знаем. — Затем постараемся выполнить задание на новое знание. — Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем. — Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания. — Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание. 2) Актуализация знаний В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность: — задание выполнено правильно, ставьте + (плюс); — Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?). — Начнем наш урок с работы по карточке. Работать будем в парах. Познакомьтесь с содержанием карточки. Сформулируйте к ней задание. Учащимся предлагаются карточки: (Не)большая усадьба; сильный (не)дуг; (не)ряшливый человек; звучала (не)скромность, а дерзкая гордость; (не)скошенные луга; ночь (не)светлая, а тёмная; (не)законченное строительство; нисколько (не)интересная книга. I гр. – не с сущ. и прил. – слитно II гр. – не с сущ. и прил. – раздельно III гр. не с ? – ? (Написанные в карточке словосочетания и отдельные фразы надо разделить на три группы. В первую группу включить материал, в котором не пишется с именами существительными и прилагательными слитно. Во вторую – материал, в котором не пишется с существительными и прилагательными раздельно. При работе с третьей группой надо определить, со словами какой языковой категории употребляется не и как они пишутся.) Ученики выполняют задание. — Расскажите, в каких случаях не пишется слитно с существительными и прилагательными. Подтвердите свой ответ примерами из карточки.( Небольшая усадьба, сильный недуг, неряшливый человек) -Расскажите, когда не пишется раздельно с существительными и прилагательными. При ответе используйте материал карточки.( звучала не скромность, а дерзкая гордость, ночь не светлая, а тёмная , нисколько не интересная книга) IV.Этап усвоения новых знаний и способов действий. А)формулировка темы, целей урока — Назовите оставшиеся на карточках словосочетания. Определите, со словами какой языковой категории употребляется в них не , и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (В словосочетаниях ( не) скошенные луга, (не) законченная постройка НЕ употребляется с причастиями, значит тема сегодняшнего урока: Правописание не с причастиями.) В итоге по ответам учащихся вырисовывается таблица( проектируется на слайде 4) Не с прилагательными , существительными 1.Без НЕ не употребляется ( неряха, небрежный) 1.Есть противопоставление с союзом А( не правда , а ложь) 2.Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (неправда- ложь) 2.Есть слова далеко не, вовсе не, совсем не , отнюдь не, ничуть не) 3. Зависимое – отрицательное местоимение (никому не интересный) -Тему урока записываем в тетрадь. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. (Цель урока: 1)познакомиться с правилом написания частицы не с причастиями; 2)учиться правильно писать не с причастиями ) Мотивация: Скажите, для чего мы изучаем правила русского языка?(Для грамотного письма) б). Изучение нового материала — Приступим к работе по первой части цели нашего урока. Подумаем, когда не пишется с причастиями слитно, а когда – раздельно. Для этого поработаем с таблицей. (Учащиеся анализируют материал таблицы, формулируют правило.) Не с причастиями негодующий возглас незаконченное строительство не_законченное, а приостановленное строительство не_законченное вовремя строительство строительство не_закончено — А где еще можно почерпнуть знания?(В учебнике)После этого школьники знакомятся с соответствующим материалом учебника, воспроизводят новое правило по памяти. — Какие выводы вы сделали? (Что правило в основе своей нам уже знакомо.) — Что новое открыли? (Не с причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово, не с краткими причастиями – всегда раздельно) — В итоге в основную таблицу какие новые пункты мы можем добавить? (Не с причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово, не с краткими причастиями – всегда раздельно) Не с прилагательными , существительными, причастиями 1.Без НЕ не употребляется ( неряха, небрежный) 1.Есть противопоставление с союзом А( не правда , а ложь) 2.Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (неправда- ложь) 2.Есть слова далеко не, вовсе не, совсем не , отнюдь не, ничуть не, нисколько не ) 4.Полные причастия, при которых зависимые слова. 5. С краткими причастиями — Скажите, как надо написать оставшиеся из первого упражнения словосочетания. ( ( не) скошенные луга, (не) законченная постройка) . Измените его так, чтобы не с причастием писалось раздельно. (Учащиеся письменно работают со словосочетанием (не)скошенные луга- пишется слитно; не скошенные мною луга – пишется раздельно, так как появилось зависимое слово) V .Первичная проверка понимания изученного Работа в группах. -Ребята, вы получили листочки с заданием. Выполните его и сделайте вывод. Задание для учащихся: 1 группа. Выписать предложения, где есть противопоставление с союзом А. 2 группа. Выписать предложения, где есть причастные обороты. ( без союза А) 3 группа. Выписать предложения, где причастия с не пишутся слитно, обратив внимание на отсутствие причастного оборота и противопоставления с союзом А. Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном. Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину. Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля. Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником, а покрытую травой. Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала. Паутина на необлетевших ветках березы блестела на солнце. Тайга, не заваленная буреломом, а выстланная зеленым ковром, расстилалась перед нами. В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва. Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса. — После работы с предложениями учащиеся выстраивают алгоритм написания НЕ с причастиями на доске. Все учащиеся получают листочек с алгоритмом.(Слайд) Употребляется ли слово без НЕ Не употребляется – пишу слитно Недоумевающий взгляд Употребляется – смотрю: Полное или краткое Если краткое – пишу раздельно Если полное- смотрю: Письмо не отправлено. 1. Есть ли противопоставление с союзом А Нет А и зависимых слов .противопоставления с союзом непрекращающийся дождь В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы. 2. Есть ли зависимые слова На столе лежало не отправленное мною письмо. VI.Этап закрепления новых знаний и способов действий. — Теперь, имея алгоритм, мы можем приступить к следующему заданию и лучше будет, если выполнять его вы будете, работая с карточками. 3)С зависимыми словами, (Не)замеченная ошибка, гласные, (не)проверяемые ударением, (не)продуманный ответ, решение (не)продумано, работа (не)закончена, (не)законченное сочинение, еще (не)прочитанная мною книга, (не)обжитый строителями, а заброшенный край, (не)обозримая равнина, никем (не)нарушаемая тишина. Выполнение работы по алгоритму. Учащиеся, выписывая слова, объясняют условие написания НЕ с причастиями, тем самым проговаривают правило. 1)Краткие причастия( Работа не закончена, решение не продумано) 2)С противопоставлением ( Не обжитый строителями, а заброшенный край) 3)С зависимыми словами,(Гласные, не проверяемые ударением, еще не прочитанная мною книга, никем не нарушаемая тишина;) 4)Все остальные. (Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина.) — У кого это задание вызвало трудности?.(Ни у кого , с заданием все справились) VII. Применение знаний и способов действий. Лёд (не)окрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит. Радость труда (не)сравнима ни с какими другими радостями. Это было (не)ласкающее нежное дуновение, а сухой горячий ветер. Заря ещё (не)закрытая черной тучей, освещала окна. — Прочитайте написанные на доске предложения. Сопоставьте их с таблицей, при анализе которой вы вывели правило о написании не с причастиями. Предложите свои варианты заданий к этому упражнению. (Ответы учащихся. Написать предложения в соответствии с примерами таблицы.) Задание выполняют сначала коллективно, затем индивидуально, проверяют его и повторяют и еще повторяют правило о написании не с причастиями. — Как вы справились с этим заданием? Уверены ли вы в своих знаниях? Не забывайте отмечать плюсами и минусами уровень выполненного задания. VIII.Обобщение и систематизация. — Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?(Правописание НЕ с причастиями) -Что мы должны знать для того, чтобы не ошибиться в орфограмме ( знать алгоритм работы «Не с прилагательными», владеть им в совершенстве) IX.Контроль и самоконтроль знаний и способов действий. -Как проверить уровень освоенности знаний? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по алгоритму). — Тест .(проецируется на слайде ) 1. Пишется раздельно: а) (не)годующий; б) (не)написанная еще книга; в) (не)полученная посылка 2. Пишется слитно: а) дом (не)отремонтирован; б) (не)отремонтированный еще дом; в) (не)отремонтированный дом 3. Укажите номера слов, пишущихся слитно с НЕ. (1 )( Не)кошеная трава; никем (2 )(не)кошенная трава; (3) еще(не)скошенная трава; трава (4)( не)скошена; (5)( не)доумевающий взгляд; никем (6)( нерассказанная история; (7)( не)законченная рукопись; (8)( не)завершенное в срок строительство; хата окно (10)( не)вымыто. 4. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. а) (не)сказано ни слова, (не)видящий ничего, (не)подготовленный к работе б) (не)законченный эксперимент, (не)законченный в срок эксперимент, эксперимент (не)закончен в) (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер, (не)прекращающиеся метели 5. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. а) рукопись (не)сдана, рукопись (не)сданная вовремя, роман (не)закончен б) (не)сданная рукопись, (не)сданная вовремя рукопись, (не)законченный роман в) обстоятельства (не)выяснены, (не)выясненные обстоятельства, еще (не)выясненные обстоятельства 6. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: Мы бредем по дорожкам, где еще (не)кошена трава. а) (Не)кошена — пишется слитно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется слитно б) (Не)кошена — пишется раздельно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно в) (Не)кошена — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово 7. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: С утра(не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя. а) (Не)топленная _— пишется раздельно, т.к. НЕ с причастиями пишется раздельно б) (Не)топленная — пишется слитно, т.к. при причастии есть зависимое слово в) (Не)топленная — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово — Работа в группах. Осуществляется самоконтроль, -Не забывайте проставлять себе знаки «+» и «-» — Ответы (проецируются на слайде) 1.б; 2)в ; 3)1,5,7 ; 4)в ; 5)а ; 6)б ; 7)в. X.Коррекция знаний и способов действий. — Давайте продолжим работу над закреплением правила, и вы выберете задание на тот пункт правила «Не с причастиями», в котором ,по вашему мнению , вы еще сомневаетесь. (У учащихся распечатанные карточки, работают в них). Задание — составить словосочетания. 1 уровень. Есть подсказка. 2 уровень. НЕ – приставка. 3 уровень. НЕ – частица. (Не) разбирающийся; (не )ухаживающий; (не) смотрящий; (не) отказавшийся; (не) пришедший. От цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами. Ответы 1уровень( Не разбирающийся в цветах; не ухаживающий за цветами.; не смотрящий на цветы; не отказавшийся от цветов; не пришедший с цветами . 2 уровень.( нер аспустившийся цветок ,нес орванный ,нев ыращенный ,неп олитый , нек упленный , неп одаренный) 3 уровень . (не распустившийся вовремя, не сорванный мной, не выращенный заботливыми руками, не политый вечером, не куплен, не подарена) XI. Домашнее задание — Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности: -Кто научился применять правило «Не с причастиями», но еще остался вопрос по теме, тот выполняет упр.133 — Кто научился применять правило «Не с причастиями», но не уверен, что сделает самостоятельно и без ошибок, тем нужно посмотреть отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков» и составить словосочетания на орфограмму не с причастиями, используя содержание мультфильма. — Небольшая исследовательская работа. Нужно подобрать материал для доказательств того, что в изученном сегодня правиле есть пункты ,которые нужно добавить. XII. Подведение итогов урока — С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке? Мы познакомились с написанием не с причастиями. — Расскажите правило написания не с причастиями. Приведите свои примеры.(учащиеся рассказывают правило, опираясь на таблицу, алгоритм.) -Оцениваться работа будет по вашим плюсикам и вопросительным знакам. Хотелось бы узнать Ваши ощущения, впечатления, мысли о работе. Контрольные вопросы рефлексии (образец) Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось … Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я … Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) … Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как) … — Сформулируйте свой ответ, выбрав слова из образца. Если здесь нет подходящих слов, подберите свои. Источник
- Игра “Четвёртый лишний”
- Домашнее задание – Составьте словарный диктант на изученную сегодня орфограмму (25 слов: 5 слов на каждое условие). Источник Разработка урока по теме «Правописание НЕ с причастиями» план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему Урок русского языка по теме «Правописание НЕ с причастиями» Тип урока : урок открытия новых знаний Класс : 7 Цели урока: Образовательные: -Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями; -Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, причастный оборот; Развивающие: -Развитие памяти, воображения, монологической речи; -Формирование навыков аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция); -Совершенствование умения работать в группах. Воспитательная: -Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку. Скачать: Вложение Размер konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_zakirovoy_gk.docx 42.37 КБ Предварительный просмотр: Урок русского языка по теме «Правописание НЕ с причастиями» Тип урока : урок открытия новых знаний Цели урока: Образовательные: -Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями; -Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, причастный оборот; -Развитие памяти, воображения, монологической речи; -Формирование навыков аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция); -Совершенствование умения работать в группах. -Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. — уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом ; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД) ; — уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД) ; — уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, таблицу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД) . -знать, что такое причастие, — уметь распознавать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями Причастие, слитное и раздельное написание причастий, алгоритм работы. основные: Учебник.Авторы : ТА Ладыженская , М Т Баранов «Дидактический материал (упражнения)». дополнительные: Проектор, экран, презентация, ноутбук, тестовые карточки, опорные схемы, таблицы. Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах. – Добрый день, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я очень рада вас видеть. Садитесь. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.(Слайд 3) II.Проверка домашнего задания. 1)Учащиеся читают предложения с причастиями, выписанные из художественных текстов, называют причастие и обосновывают выбор.(работают по очереди) 2) Один ученик выполняет морфологический разбор причастий. III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе — Какую часть речи мы с вами изучаем? (Причастие) — Как образуются причастия? (от основы глагола и окончания прилагательного) -Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Морфологический разбор причастия) — Какие морфологические признаки можно определить у причастия? (вид, время(наст. и прошед.) , число, падеж, и род (только в ед.ч) — Вы хотите расширить свои знания о причастии ? (Да.) — Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать) — Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем). -Первоначально выясним путем повторения то, что знаем. — Затем постараемся выполнить задание на новое знание. — Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем. — Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания. — Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание. 2) Актуализация знаний В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность: — задание выполнено правильно, ставьте + (плюс); — Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?). — Начнем наш урок с работы по карточке. Работать будем в парах. Познакомьтесь с содержанием карточки. Сформулируйте к ней задание. Учащимся предлагаются карточки: (Не)большая усадьба; сильный (не)дуг; (не)ряшливый человек; звучала (не)скромность, а дерзкая гордость; (не)скошенные луга; ночь (не)светлая, а тёмная; (не)законченное строительство; нисколько (не)интересная книга. I гр. – не с сущ. и прил. – слитно II гр. – не с сущ. и прил. – раздельно III гр. не с ? – ? (Написанные в карточке словосочетания и отдельные фразы надо разделить на три группы. В первую группу включить материал, в котором не пишется с именами существительными и прилагательными слитно. Во вторую – материал, в котором не пишется с существительными и прилагательными раздельно. При работе с третьей группой надо определить, со словами какой языковой категории употребляется не и как они пишутся.) Ученики выполняют задание. — Расскажите, в каких случаях не пишется слитно с существительными и прилагательными. Подтвердите свой ответ примерами из карточки.( Небольшая усадьба, сильный недуг, неряшливый человек) -Расскажите, когда не пишется раздельно с существительными и прилагательными. При ответе используйте материал карточки.( звучала не скромность, а дерзкая гордость, ночь не светлая, а тёмная , нисколько не интересная книга) IV.Этап усвоения новых знаний и способов действий. А)формулировка темы, целей урока — Назовите оставшиеся на карточках словосочетания. Определите, со словами какой языковой категории употребляется в них не , и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (В словосочетаниях ( не) скошенные луга, (не) законченная постройка НЕ употребляется с причастиями, значит тема сегодняшнего урока: Правописание не с причастиями.) В итоге по ответам учащихся вырисовывается таблица( проектируется на слайде 4) Не с прилагательными , существительными 1.Без НЕ не употребляется ( неряха, небрежный) 1.Есть противопоставление с союзом А( не правда , а ложь) 2.Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (неправда- ложь) 2.Есть слова далеко не, вовсе не, совсем не , отнюдь не, ничуть не) 3. Зависимое – отрицательное местоимение (никому не интересный) -Тему урока записываем в тетрадь. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. (Цель урока: 1)познакомиться с правилом написания частицы не с причастиями; 2)учиться правильно писать не с причастиями ) Мотивация: Скажите, для чего мы изучаем правила русского языка?(Для грамотного письма) б). Изучение нового материала — Приступим к работе по первой части цели нашего урока. Подумаем, когда не пишется с причастиями слитно, а когда – раздельно. Для этого поработаем с таблицей. (Учащиеся анализируют материал таблицы, формулируют правило.) Не с причастиями негодующий возглас незаконченное строительство не_законченное, а приостановленное строительство не_законченное вовремя строительство строительство не_закончено — А где еще можно почерпнуть знания?(В учебнике)После этого школьники знакомятся с соответствующим материалом учебника, воспроизводят новое правило по памяти. — Какие выводы вы сделали? (Что правило в основе своей нам уже знакомо.) — Что новое открыли? (Не с причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово, не с краткими причастиями – всегда раздельно) — В итоге в основную таблицу какие новые пункты мы можем добавить? (Не с причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово, не с краткими причастиями – всегда раздельно) Не с прилагательными , существительными, причастиями 1.Без НЕ не употребляется ( неряха, небрежный) 1.Есть противопоставление с союзом А( не правда , а ложь) 2.Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (неправда- ложь) 2.Есть слова далеко не, вовсе не, совсем не , отнюдь не, ничуть не, нисколько не ) 4.Полные причастия, при которых зависимые слова. 5. С краткими причастиями — Скажите, как надо написать оставшиеся из первого упражнения словосочетания. ( ( не) скошенные луга, (не) законченная постройка) . Измените его так, чтобы не с причастием писалось раздельно. (Учащиеся письменно работают со словосочетанием (не)скошенные луга- пишется слитно; не скошенные мною луга – пишется раздельно, так как появилось зависимое слово) V .Первичная проверка понимания изученного Работа в группах. -Ребята, вы получили листочки с заданием. Выполните его и сделайте вывод. Задание для учащихся: 1 группа. Выписать предложения, где есть противопоставление с союзом А. 2 группа. Выписать предложения, где есть причастные обороты. ( без союза А) 3 группа. Выписать предложения, где причастия с не пишутся слитно, обратив внимание на отсутствие причастного оборота и противопоставления с союзом А. Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном. Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину. Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля. Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником, а покрытую травой. Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала. Паутина на необлетевших ветках березы блестела на солнце. Тайга, не заваленная буреломом, а выстланная зеленым ковром, расстилалась перед нами. В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва. Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса. — После работы с предложениями учащиеся выстраивают алгоритм написания НЕ с причастиями на доске. Все учащиеся получают листочек с алгоритмом.(Слайд) Употребляется ли слово без НЕ Не употребляется – пишу слитно Недоумевающий взгляд Употребляется – смотрю: Полное или краткое Если краткое – пишу раздельно Если полное- смотрю: Письмо не отправлено. 1. Есть ли противопоставление с союзом А Нет А и зависимых слов .противопоставления с союзом непрекращающийся дождь В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы. 2. Есть ли зависимые слова На столе лежало не отправленное мною письмо. VI.Этап закрепления новых знаний и способов действий. — Теперь, имея алгоритм, мы можем приступить к следующему заданию и лучше будет, если выполнять его вы будете, работая с карточками. 3)С зависимыми словами, (Не)замеченная ошибка, гласные, (не)проверяемые ударением, (не)продуманный ответ, решение (не)продумано, работа (не)закончена, (не)законченное сочинение, еще (не)прочитанная мною книга, (не)обжитый строителями, а заброшенный край, (не)обозримая равнина, никем (не)нарушаемая тишина. Выполнение работы по алгоритму. Учащиеся, выписывая слова, объясняют условие написания НЕ с причастиями, тем самым проговаривают правило. 1)Краткие причастия( Работа не закончена, решение не продумано) 2)С противопоставлением ( Не обжитый строителями, а заброшенный край) 3)С зависимыми словами,(Гласные, не проверяемые ударением, еще не прочитанная мною книга, никем не нарушаемая тишина;) 4)Все остальные. (Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина.) — У кого это задание вызвало трудности?.(Ни у кого , с заданием все справились) VII. Применение знаний и способов действий. Лёд (не)окрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит. Радость труда (не)сравнима ни с какими другими радостями. Это было (не)ласкающее нежное дуновение, а сухой горячий ветер. Заря ещё (не)закрытая черной тучей, освещала окна. — Прочитайте написанные на доске предложения. Сопоставьте их с таблицей, при анализе которой вы вывели правило о написании не с причастиями. Предложите свои варианты заданий к этому упражнению. (Ответы учащихся. Написать предложения в соответствии с примерами таблицы.) Задание выполняют сначала коллективно, затем индивидуально, проверяют его и повторяют и еще повторяют правило о написании не с причастиями. — Как вы справились с этим заданием? Уверены ли вы в своих знаниях? Не забывайте отмечать плюсами и минусами уровень выполненного задания. VIII.Обобщение и систематизация. — Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?(Правописание НЕ с причастиями) -Что мы должны знать для того, чтобы не ошибиться в орфограмме ( знать алгоритм работы «Не с прилагательными», владеть им в совершенстве) IX.Контроль и самоконтроль знаний и способов действий. -Как проверить уровень освоенности знаний? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по алгоритму). — Тест .(проецируется на слайде ) 1. Пишется раздельно: а) (не)годующий; б) (не)написанная еще книга; в) (не)полученная посылка 2. Пишется слитно: а) дом (не)отремонтирован; б) (не)отремонтированный еще дом; в) (не)отремонтированный дом 3. Укажите номера слов, пишущихся слитно с НЕ. (1 )( Не)кошеная трава; никем (2 )(не)кошенная трава; (3) еще(не)скошенная трава; трава (4)( не)скошена; (5)( не)доумевающий взгляд; никем (6)( нерассказанная история; (7)( не)законченная рукопись; (8)( не)завершенное в срок строительство; хата окно (10)( не)вымыто. 4. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. а) (не)сказано ни слова, (не)видящий ничего, (не)подготовленный к работе б) (не)законченный эксперимент, (не)законченный в срок эксперимент, эксперимент (не)закончен в) (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер, (не)прекращающиеся метели 5. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. а) рукопись (не)сдана, рукопись (не)сданная вовремя, роман (не)закончен б) (не)сданная рукопись, (не)сданная вовремя рукопись, (не)законченный роман в) обстоятельства (не)выяснены, (не)выясненные обстоятельства, еще (не)выясненные обстоятельства 6. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: Мы бредем по дорожкам, где еще (не)кошена трава. а) (Не)кошена — пишется слитно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется слитно б) (Не)кошена — пишется раздельно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно в) (Не)кошена — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово 7. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: С утра(не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя. а) (Не)топленная _— пишется раздельно, т.к. НЕ с причастиями пишется раздельно б) (Не)топленная — пишется слитно, т.к. при причастии есть зависимое слово в) (Не)топленная — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово — Работа в группах. Осуществляется самоконтроль, -Не забывайте проставлять себе знаки «+» и «-» — Ответы (проецируются на слайде) 1.б; 2)в ; 3)1,5,7 ; 4)в ; 5)а ; 6)б ; 7)в. X.Коррекция знаний и способов действий. — Давайте продолжим работу над закреплением правила, и вы выберете задание на тот пункт правила «Не с причастиями», в котором ,по вашему мнению , вы еще сомневаетесь. (У учащихся распечатанные карточки, работают в них). Задание — составить словосочетания. 1 уровень. Есть подсказка. 2 уровень. НЕ – приставка. 3 уровень. НЕ – частица. (Не) разбирающийся; (не )ухаживающий; (не) смотрящий; (не) отказавшийся; (не) пришедший. От цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами. Ответы 1уровень( Не разбирающийся в цветах; не ухаживающий за цветами.; не смотрящий на цветы; не отказавшийся от цветов; не пришедший с цветами . 2 уровень.( нер аспустившийся цветок ,нес орванный ,нев ыращенный ,неп олитый , нек упленный , неп одаренный) 3 уровень . (не распустившийся вовремя, не сорванный мной, не выращенный заботливыми руками, не политый вечером, не куплен, не подарена) XI. Домашнее задание — Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности: -Кто научился применять правило «Не с причастиями», но еще остался вопрос по теме, тот выполняет упр.133 — Кто научился применять правило «Не с причастиями», но не уверен, что сделает самостоятельно и без ошибок, тем нужно посмотреть отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков» и составить словосочетания на орфограмму не с причастиями, используя содержание мультфильма. — Небольшая исследовательская работа. Нужно подобрать материал для доказательств того, что в изученном сегодня правиле есть пункты ,которые нужно добавить. XII. Подведение итогов урока — С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке? Мы познакомились с написанием не с причастиями. — Расскажите правило написания не с причастиями. Приведите свои примеры.(учащиеся рассказывают правило, опираясь на таблицу, алгоритм.) -Оцениваться работа будет по вашим плюсикам и вопросительным знакам. Хотелось бы узнать Ваши ощущения, впечатления, мысли о работе. Контрольные вопросы рефлексии (образец) Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось … Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я … Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) … Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как) … — Сформулируйте свой ответ, выбрав слова из образца. Если здесь нет подходящих слов, подберите свои. Источник
- Разработка урока по теме «Правописание НЕ с причастиями» план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Урок-путешествие «НЕ с причастиями»
Цель: Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными, глаголами.
Задачи:
- уметь правильно писать не с причастиями;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- разграничивать приставку не— и частицу не с причастиями;
- определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;
- находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).
Ход урока
Учитель: Доброе утро, мои шестиклассники! Мы очень давно не виделись с вами. Последнее время я много путешествовала, поэтому я предлагаю сегодня отправиться и вам вместе со мной в дорогу по стране Грамматике. Но сначала в тетрадках запишем сегодняшнее число.
– Итак, мы сегодня отправляемся в путешествие, но сначала надо собрать багаж, то есть вспомнить то, что изучали. Поэтому синтаксическая разминка. На интерактивной доске.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом.)
– Какие орфограммы встретились в этом предложении?
На доске.
- Дворе – двор (безударная проверяемая гласная в корне слова)
- воет – выть, глагол I спряжения (правописание безударных личных окончаний глаголов)
- неистовая – прилагательное не употребляется без НЕ, непроверяемая безударная гласная в корне слова
- разбуженная – приставка РАЗ-, НН в суффиксе полного страдательного причастия, так как есть приставка
- королевой – король (безударная непроверяемая и проверяемая гласная в корне слова)
– Подберите синоним к слову неистовая – СТРАШНАЯ.
– Назовите способ образования слова разбуженная – разбудить СУФФИКСАЛЬНЫЙ.
– Как вы думаете, какая орфограмма вызывает затруднение при написании причастий?Правописание Н и НН в суффиксах причастий.
Работа с тренажёром “Фраза” (вариант 387).
Ученики по очереди выходят к доске, в тетради из каждого блока должно быть записано по два словосочетания.
- Отточенный карандаш, выструганные половицы, белённые мелом стены, купленный товар.
- Позолоченный купол, тёсанный плотниками сруб, проданный инструмент, централизованные поставки.
- Гружённая камнями машина, распиленный брус, обиженный малыш, стриженная ёжиком голова.
- Выстиранное бельё, штопанные бабушкой чулки, сказанное слово, наигранная печаль.
- Обретенное спокойствие, цивилизованное общество, созванная конференция, радиофицированная аудитория.
– Молодцы! Сегодня в путешествие отправляются три команды. Каждая должна прибыть в пункт назначения, сделав остановку в указанном месте. Ваша задача – сформулировать название вашей станции (то есть орфограмму), для этого необходимо по цепочке раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сформулировать правило. Встречаемся в пункте назначения через 3 минуты. (Каждая команда получает маршрутный лист с заданием.)
Слайд 2 с “Маршрутными листами”.
Команда 1. Правописание НЕ с существительными
- (Не)былица
- (Не)правда, а лож…
- (Не)друг
- (Не)в…димка
- (Не)приятель
- Учен…е без умен…я (не)польза, а беда.
- (Не)смерть страшна, а твоя (не)милость.
- (Не)вежда
- (Не)вн…мательность
Команда 2.Правописание НЕ с прилагательными
- (Не)взрач…ный
- (Не)чес…ный, а лживый
- Отнюдь (не)инт…ресный
- (Не)верный ответ
- (Не)чёрств, а свеж…
- (Не)навистный
- (Не)ясные огни
- Река (не)глубокая, но широкая
- Далеко (не)робкий
Команда 3.Правописание НЕ с глаголами
- (Не)годовать
- (Не)понять
- (Не)сделать
- (Не)волить
- (Не)успеть
- (Не)истовствовать
- (Не)ймётся
- (Не)волноваться
- (Не)доумевать
– Итак, с какой орфограммой работала 1, 2, 3 команды?
Слайд 3 с ответами к заданиям “Маршрутных листов”.
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами .
– Сформулируйте правила. Ещё раз посмотрите на таблицу “Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами”.
Слайд 4, таблица “Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами”.
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами
Раздельно
1) слово не употребляется без НЕ Недоучка
Несуразный
Нелепо
Недоумевать1) есть или подразумевается противопоставление Не правда, а ложь
Не весёлый, а грустный
Не далеко, а близко живёт2) есть синоним без НЕ, то есть с помощью НЕ образовано новое слово Нездоровье (болезнь)
Невесёлый (грустный)
Не высоко (низко)2) есть слова, усиливающие отрицание Далеко не интересный
Нисколько не весёлый
Ничуть не скучный
Вовсе не горячий
Совсем не новая рубашка3) с глаголами Не испортил
Не нарушил– Чтобы попасть в пункт назначения, мы должны выполнить несколько заданий. Итак, первое – необходимо ответить на вопрос: “Какое слово является лишним в каждой группе?” и выписать в тетрадь “лишнее” слово, объяснив правописание.
Игра “Четвёртый лишний”
(Не)вежливый, (не)вежественный, (не)аккуратный, (не)нужный.
(Не)друг, (не)дуг, (не)ожиданность, (не)забудка.
(Не)годовать, (не)доумевать, (не)успеть, (не)взлюбить.
(Не)тревожь, (не)прячь, (не)волить, (не)волноватьсяСлайд 6 с ответами к игре “Четвёртый лишний”.
– Второе задание гораздо сложнее. Мы должны выполнить тест, объясняя орфограмму.
Работа с диском КМ-ШКОЛЫ. Русский язык, 7 класс, урок 8, тест “Не с разными частями речи”.
(Ученики по очереди выходят к доске, 5 словосочетаний должно быть записано в тетради у каждогоучащегося.)
НЕ правда, а сила на его стороне (сущ.)
Здесь НЕ говорят громко (гл.)
Здесь говорят тихим, а НЕ громким голосом (прил.)
Он был полный Невежа (сущ.)
Путей было Несколько (мест.)
Неширокую речку мы перешли вброд (прил.)
Давно НЕ было дождей (гл.)
Ей Некуда было идти (нар.)
НЕсметные тучи комаров были ужасны (прил.)
Он НЕ рассказывал об этом (гл.)
Этот зверь вовсе НЕ опасный (прил.)
Подошёл Незнакомый человек (прил.)
В этих краях ему НЕ за кем было охотиться (мест.)
Путь НЕ близкий, а далёкий (прил.)
Задача была Нетрудная, но запутанная (прил.)– Я думаю, что вы достойно выполнили это задание и получили пропуск в пункт назначения. А теперь попробуйте сформулировать название станции, то есть тему нашего урока.
Правописание НЕ с причастиями
Слайд 7 с темой урока.
– К сожалению, проводник куда-то исчез, но оставил записку. Мы должны записать предложение, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.
(Не)смогу сопровождать в путешествии по станции “Правописание НЕ с причастиями”: (не)предвиденные обстоятельства заставили (не)надолго покинуть пределы нашей (не)обыкновенной страны Грамматики.
Как пишется НЕ с выделенным словом? (Варианты ответов учеников.)
Определите часть речи.
Вспомните, в чем особенность этой части речи? (Совмещает признаки глагола и прилагательного.)
Как вы считаете, правилу какой части речи – глагола или прилагательного – будет подчиняться причастие в случае его правописание с НЕ? (Варианты ответов учеников с доказательством своей точки зрения, которая, скорее всего, будет основана на морфологических признаках причастия.) Слайд 9 с правильным вариантом написания слова.– Итак, нам самим придётся разобраться в тонкостях правописания НЕ с причастиями, правда проводник оставил нам схемы движения по станции.
Слайд 10 с примерами.
– Проанализируйте примеры и попробуйте сформулировать правило. (Ученики, анализируя данные словосочетания, формулируют правило правописания НЕ с причастиями.)
Ненавидевший писать сочинения
Ненаписанное сочинение
Не написанное, а списанное сочинение
Не написанное мною сочинение
Сочинение не написаноНа интерактивной доске рисую таблицу-схему под диктовку детей, ученики работают в блокнотах. Примеры учащиеся приводят, используя материал с 10 слайда.
Правописание НЕ с причастиями
Раздельно
1) слово не употребляется без НЕ Ненавидевший писать сочинения
1) есть или подразумевается противопоставление Не написанное, а списанное сочинение
2) с помощью НЕ образовано новое слово Ненаписанное сочинение
2) есть ЗАВИСИМЫЕ слова Не написанное мною сочинение
Примечание 1. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно, например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.
3) с КРАТКИМИ причастиями Сочинение не написано
– Откройте учебник на с.160, прочитайте, пожалуйста, материал 29 параграфа. М. М. Разумовская. Русский язык. 6 класс// М., Дрофа, 2002.
Давайте посмотрим, как работает правило на практике. Выполним упражнение 364, стр. 160.
Запишите данное словосочетание.
Распространите причастия зависимыми словами.
Образуйте краткую форму
Данное словосочетание Причастия зависимыми словами (причастные обороты) Краткая форма причастия Непрочитанная книга Не прочитанная мною книга Книга не прочитана Неукрашенная ёлка Не украшенная мишурой ёлка Ёлка не украшена Невыполненное задание Не выполненное учениками задание Задание не выполнено Незамеченная ошибка Не замеченная товарищем ошибка Ошибка не замечена Несожжённое письмо Не сожжённое ещё письмо Письмо не сожжено Неполученная посылка Не полученная на почте посылка Посылка не получена Незаконченная работа Не законченная вовремя работа Работа не закончена Незавершённая стройка Не завершённая за лето стройка Стройка не завершена – Какое условие написание НЕ с причастиями не прозвучало в этой таблице?
Раздельное написание НЕ с причастиями, если есть противопоставление.
В тазу лежало не выстиранное, а только что замоченное бельё.
Не разбросанные, а сложенные вещи.
Не открытые, а плотно прикрытые двери.
Не спроектированное, а только задуманное здание– Итак, я думаю, что мы неплохо освоились на станции Правописание НЕ с причастиями. Тогда подведём итоги.
Назовите условия слитного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.
Назовите условия раздельного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.Домашнее задание
– Составьте словарный диктант на изученную сегодня орфограмму (25 слов: 5 слов на каждое условие).
Источник
Разработка урока по теме «Правописание НЕ с причастиями»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка по теме «Правописание НЕ с причастиями»
Тип урока : урок открытия новых знаний
Класс : 7
Цели урока:
Образовательные:-Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями;
-Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, причастный оборот;
Развивающие:
-Развитие памяти, воображения, монологической речи;
-Формирование навыков аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция);
-Совершенствование умения работать в группах.
Воспитательная:
-Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Скачать:
Вложение Размер konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_zakirovoy_gk.docx 42.37 КБ Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме «Правописание НЕ с причастиями»
Тип урока : урок открытия новых знаний
Цели урока:
Образовательные:-Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями;
-Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, причастный оборот;
-Развитие памяти, воображения, монологической речи;
-Формирование навыков аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция);
-Совершенствование умения работать в группах.
-Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- — уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом ; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД) ;
- — уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД) ;
- — уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, таблицу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД) .
- -знать, что такое причастие,
- — уметь распознавать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Причастие, слитное и раздельное написание причастий, алгоритм работы.
- основные: Учебник.Авторы : ТА Ладыженская , М Т Баранов
- «Дидактический материал (упражнения)».
- дополнительные: Проектор, экран, презентация, ноутбук, тестовые карточки, опорные схемы, таблицы.
- Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.
– Добрый день, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я очень рада вас видеть. Садитесь.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.(Слайд 3)
II.Проверка домашнего задания.
1)Учащиеся читают предложения с причастиями, выписанные из художественных текстов, называют причастие и обосновывают выбор.(работают по очереди)
2) Один ученик выполняет морфологический разбор причастий.
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
— Какую часть речи мы с вами изучаем? (Причастие)
— Как образуются причастия? (от основы глагола и окончания прилагательного)
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Морфологический разбор причастия)
— Какие морфологические признаки можно определить у причастия? (вид, время(наст. и прошед.) , число, падеж, и род (только в ед.ч)
— Вы хотите расширить свои знания о причастии ? (Да.)
— Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)
— Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
-Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
— Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
— Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.
— Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.
— Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
2) Актуализация знаний
В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
— задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
— Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
— Начнем наш урок с работы по карточке. Работать будем в парах. Познакомьтесь с содержанием карточки. Сформулируйте к ней задание.
Учащимся предлагаются карточки:
(Не)большая усадьба; сильный (не)дуг; (не)ряшливый человек; звучала (не)скромность, а дерзкая гордость; (не)скошенные луга; ночь (не)светлая, а тёмная; (не)законченное строительство; нисколько (не)интересная книга.
I гр. – не с сущ. и прил. – слитно
II гр. – не с сущ. и прил. – раздельно
III гр. не с ? – ?(Написанные в карточке словосочетания и отдельные фразы надо разделить на три группы. В первую группу включить материал, в котором не пишется с именами существительными и прилагательными слитно. Во вторую – материал, в котором не пишется с существительными и прилагательными раздельно. При работе с третьей группой надо определить, со словами какой языковой категории употребляется не и как они пишутся.)
Ученики выполняют задание.
— Расскажите, в каких случаях не пишется слитно с существительными и прилагательными. Подтвердите свой ответ примерами из карточки.( Небольшая усадьба, сильный недуг, неряшливый человек)
-Расскажите, когда не пишется раздельно с существительными и прилагательными. При ответе используйте материал карточки.( звучала не скромность, а дерзкая гордость, ночь не светлая, а тёмная , нисколько не интересная книга)
IV.Этап усвоения новых знаний и способов действий.А)формулировка темы, целей урока
— Назовите оставшиеся на карточках словосочетания. Определите, со словами какой языковой категории употребляется в них не , и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(В словосочетаниях ( не) скошенные луга, (не) законченная постройка НЕ употребляется с причастиями, значит тема сегодняшнего урока: Правописание не с причастиями.)В итоге по ответам учащихся вырисовывается таблица( проектируется на слайде 4)
Не с прилагательными , существительными
1.Без НЕ не употребляется ( неряха, небрежный)
1.Есть противопоставление с союзом А( не правда , а ложь)
2.Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (неправда- ложь)
2.Есть слова далеко не, вовсе не, совсем не , отнюдь не, ничуть не)
3. Зависимое – отрицательное местоимение (никому не интересный)
-Тему урока записываем в тетрадь. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
(Цель урока: 1)познакомиться с правилом написания частицы не с причастиями; 2)учиться правильно писать не с причастиями )
Мотивация: Скажите, для чего мы изучаем правила русского языка?(Для грамотного письма)
б). Изучение нового материала
— Приступим к работе по первой части цели нашего урока. Подумаем, когда не пишется с причастиями слитно, а когда – раздельно. Для этого поработаем с таблицей. (Учащиеся анализируют материал таблицы, формулируют правило.)
Не с причастиями
негодующий возглас
незаконченное строительствоне_законченное, а приостановленное строительство
не_законченное вовремя строительство
строительство не_закончено— А где еще можно почерпнуть знания?(В учебнике)После этого школьники знакомятся с соответствующим материалом учебника, воспроизводят новое правило по памяти.
— Какие выводы вы сделали? (Что правило в основе своей нам уже знакомо.)
— Что новое открыли? (Не с причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово, не с краткими причастиями – всегда раздельно)
— В итоге в основную таблицу какие новые пункты мы можем добавить? (Не с причастиями пишется раздельно, если есть зависимое слово, не с краткими причастиями – всегда раздельно)
Не с прилагательными , существительными, причастиями
1.Без НЕ не употребляется ( неряха, небрежный)
1.Есть противопоставление с союзом А( не правда , а ложь)
2.Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (неправда- ложь)
2.Есть слова далеко не, вовсе не, совсем не , отнюдь не, ничуть не, нисколько не )
4.Полные причастия, при которых зависимые слова.
5. С краткими причастиями
— Скажите, как надо написать оставшиеся из первого упражнения словосочетания. ( ( не) скошенные луга, (не) законченная постройка) . Измените его так, чтобы не с причастием писалось раздельно.
(Учащиеся письменно работают со словосочетанием (не)скошенные луга- пишется слитно; не скошенные мною луга – пишется раздельно, так как появилось зависимое слово)
V .Первичная проверка понимания изученного
Работа в группах.
-Ребята, вы получили листочки с заданием. Выполните его и сделайте вывод.
Задание для учащихся:
1 группа. Выписать предложения, где есть противопоставление с союзом А.
2 группа. Выписать предложения, где есть причастные обороты. ( без союза А)
3 группа. Выписать предложения, где причастия с не пишутся слитно, обратив внимание на отсутствие причастного оборота и противопоставления с союзом А.
Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.
Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.
Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля.
Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником, а покрытую травой.
Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала.
Паутина на необлетевших ветках березы блестела на солнце.
Тайга, не заваленная буреломом, а выстланная зеленым ковром, расстилалась перед нами.
В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва.
Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса.
— После работы с предложениями учащиеся выстраивают алгоритм написания НЕ с причастиями на доске. Все учащиеся получают листочек с алгоритмом.(Слайд)
Употребляется ли слово без НЕ
Не употребляется – пишу слитно
Недоумевающий взгляд Употребляется – смотрю:
Полное или краткое
![]()
Если краткое – пишу раздельно Если полное- смотрю:
Письмо не отправлено.
![]()
1. Есть ли противопоставление с союзом А Нет А и зависимых слов
.противопоставления с союзом непрекращающийся дождь
В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы.
2. Есть ли зависимые слова
На столе лежало не отправленное мною письмо.
VI.Этап закрепления новых знаний и способов действий.
— Теперь, имея алгоритм, мы можем приступить к следующему заданию и лучше будет, если выполнять его вы будете, работая с карточками.
3)С зависимыми словами,
(Не)замеченная ошибка, гласные, (не)проверяемые ударением, (не)продуманный ответ, решение (не)продумано, работа (не)закончена, (не)законченное сочинение, еще (не)прочитанная мною книга, (не)обжитый строителями, а заброшенный край, (не)обозримая равнина, никем (не)нарушаемая тишина.
Выполнение работы по алгоритму.
Учащиеся, выписывая слова, объясняют условие написания НЕ с причастиями, тем самым проговаривают правило.
1)Краткие причастия( Работа не закончена, решение не продумано)
2)С противопоставлением ( Не обжитый строителями, а заброшенный край)
3)С зависимыми словами,(Гласные, не проверяемые ударением, еще не прочитанная мною книга, никем не нарушаемая тишина;)
4)Все остальные. (Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина.)
— У кого это задание вызвало трудности?.(Ни у кого , с заданием все справились)
VII. Применение знаний и способов действий.
Лёд (не)окрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит.
Радость труда (не)сравнима ни с какими другими радостями.
Это было (не)ласкающее нежное дуновение, а сухой горячий ветер.
Заря ещё (не)закрытая черной тучей, освещала окна.— Прочитайте написанные на доске предложения. Сопоставьте их с таблицей, при анализе которой вы вывели правило о написании не с причастиями. Предложите свои варианты заданий к этому упражнению.
(Ответы учащихся. Написать предложения в соответствии с примерами таблицы.)
Задание выполняют сначала коллективно, затем индивидуально, проверяют его и повторяют и еще повторяют правило о написании не с причастиями.
— Как вы справились с этим заданием? Уверены ли вы в своих знаниях? Не забывайте отмечать плюсами и минусами уровень выполненного задания.
VIII.Обобщение и систематизация.
— Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?(Правописание НЕ с причастиями)
-Что мы должны знать для того, чтобы не ошибиться в орфограмме ( знать алгоритм работы «Не с прилагательными», владеть им в совершенстве)
IX.Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.
-Как проверить уровень освоенности знаний? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по алгоритму).
— Тест .(проецируется на слайде )
1. Пишется раздельно:
а) (не)годующий; б) (не)написанная еще книга; в) (не)полученная посылка
2. Пишется слитно:
а) дом (не)отремонтирован; б) (не)отремонтированный еще дом; в) (не)отремонтированный дом
3. Укажите номера слов, пишущихся слитно с НЕ.
(1 )( Не)кошеная трава;
никем (2 )(не)кошенная трава;
(3) еще(не)скошенная трава;
трава (4)( не)скошена;
(5)( не)доумевающий взгляд;
никем (6)( нерассказанная история;
(7)( не)законченная рукопись;
(8)( не)завершенное в срок строительство; хата
окно (10)( не)вымыто.
4. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.
а) (не)сказано ни слова, (не)видящий ничего, (не)подготовленный к работе
б) (не)законченный эксперимент, (не)законченный в срок эксперимент, эксперимент (не)закончен
в) (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер, (не)прекращающиеся метели
5. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
а) рукопись (не)сдана, рукопись (не)сданная вовремя, роман (не)закончен
б) (не)сданная рукопись, (не)сданная вовремя рукопись, (не)законченный роман
в) обстоятельства (не)выяснены, (не)выясненные обстоятельства, еще (не)выясненные обстоятельства
6. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:
Мы бредем по дорожкам, где еще (не)кошена трава.
а) (Не)кошена — пишется слитно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется слитно
б) (Не)кошена — пишется раздельно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно
в) (Не)кошена — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово
7. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:
С утра(не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя.
а) (Не)топленная _— пишется раздельно, т.к. НЕ с причастиями пишется раздельно
б) (Не)топленная — пишется слитно, т.к. при причастии есть зависимое слово
в) (Не)топленная — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово
— Работа в группах. Осуществляется самоконтроль,
-Не забывайте проставлять себе знаки «+» и «-»
— Ответы (проецируются на слайде)
1.б; 2)в ; 3)1,5,7 ; 4)в ; 5)а ; 6)б ; 7)в.
X.Коррекция знаний и способов действий.
— Давайте продолжим работу над закреплением правила, и вы выберете задание на тот пункт правила «Не с причастиями», в котором ,по вашему мнению , вы еще сомневаетесь.
(У учащихся распечатанные карточки, работают в них).
Задание — составить словосочетания.
1 уровень. Есть подсказка.
2 уровень. НЕ – приставка.
3 уровень. НЕ – частица.
(Не) разбирающийся; (не )ухаживающий; (не) смотрящий; (не) отказавшийся; (не) пришедший.
От цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами.
Ответы 1уровень( Не разбирающийся в цветах; не ухаживающий за цветами.; не смотрящий на цветы; не отказавшийся от цветов; не пришедший с цветами .
2 уровень.( нер аспустившийся цветок ,нес орванный ,нев ыращенный ,неп олитый , нек упленный , неп одаренный)
3 уровень . (не распустившийся вовремя, не сорванный мной, не выращенный заботливыми руками, не политый вечером, не куплен, не подарена)
XI. Домашнее задание
— Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
-Кто научился применять правило «Не с причастиями», но еще остался вопрос по теме, тот выполняет упр.133
— Кто научился применять правило «Не с причастиями», но не уверен, что сделает самостоятельно и без ошибок, тем нужно посмотреть отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков» и составить словосочетания на орфограмму не с причастиями, используя содержание мультфильма.
— Небольшая исследовательская работа. Нужно подобрать материал для доказательств того, что в изученном сегодня правиле есть пункты ,которые нужно добавить.
XII. Подведение итогов урока
— С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?
Мы познакомились с написанием не с причастиями.— Расскажите правило написания не с причастиями. Приведите свои примеры.(учащиеся рассказывают правило, опираясь на таблицу, алгоритм.)
-Оцениваться работа будет по вашим плюсикам и вопросительным знакам.
Хотелось бы узнать Ваши ощущения, впечатления, мысли о работе.
Контрольные вопросы рефлексии (образец)
Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось …
Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я …
Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) …
Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как) …
— Сформулируйте свой ответ, выбрав слова из образца. Если здесь нет подходящих слов, подберите свои.
Источник