классный час «Путешествие по стране экологии»
классный час (3 класс) на тему
презентация и конспект классного часа на тему экологии в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация и конспект классного часа в 3 кл по экологии | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 с.Дербетовка»
Конспект классного часа
на тему «Путешествие по стране экологии»
- Вступление. Что такое эколог ия.
Учитель . Мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по стране Экология. Давайте узнаем, что такое экология.
Экология — наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.
Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать.
— Все ли готово? Можем ли отправляться в путешествие? (Нет.) Почему? (Вагоны есть, но нет тепловоза, который тянет
вагоны.)
— Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить паровоз, если нумерация идет с первого вагона?
— Где поезд делает остановки? (На станциях.) слайд №2
— Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем останавливаться и о чем говорят нам названия этих станций? (Природная — о природе. Солнечная — о солнце, Воздушная
— о воздухе, Родниковая — о воде, Сказочная — о сказках, Закаляйся — о закаливании, Бережливая — о бережливости.)
— А как он подает сигнал? (Дети показывают, как подается сигнал, произносят «ту-ту, ту-у-у».)
— Поехали! А чтобы было веселей, споем песню «Веселые путешественники» (муз. М. Старокадомского, ел. С. Михалкова).
П. Станция «Природная».
Учитель. Мы прибыли на станцию «Природная».
— Что такое природа? (Природа — это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)
Проведем игру «Природа — не природа». Я называю слова, а вы говорите, природа это или нет: ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолет, ящерица, море, кирпич и т. д.
— Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
— Что такое живая природа? (Это то, что растет, дышит и
производит себе подобных.)
— Что такое неживая природа? (Неживая природа не растет, не дышит, не производит себе подобных.)
— Посмотрите на плакат «Живая и неживая природа». Назовите картинки неживой природы. (Солнце, небо, облака, вода, камень, ветер.)
— Назовите картинки живой природы. (Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь.)
Хорошо справились с заданием на этой остановке, едем дальше напевая песню «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского).
Учитель. Поезд подходит к станции. Читаем ее название. (Солнечная.)
— Ребята, а что такое солнце? (Солнце — это ближайшая к Земле звезда.)
— А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру? (Солнце во много раз больше Земли.)
— Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)
— Сможем ли мы жить без солнца? Послушайте сказку К. Чуковского «Краденое солнце». (Читает.)
— Почему все звери заплакали, заревели? (Без солнца мы жить не сможем, потому что оно дает нам свет, тепло.)
— А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет? Выберите из двух рисунков тот, который подходит солнышку.
А теперь вместе с песенкой «Пусть всегда будет солнце» мы едем дальше.
IV. Станция «Родниковая».
Учитель. Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Подумайте, на какую станцию мы с вами приехали. (Родниковая.)
— Посмотрите на модель Земли — глобус. Какого цвета на нем больше? (Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода.
Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, можно ее не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)
— Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях, соленая. Пресной же воды очень мало, всего 3 процента от общего водного пространства.
Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.
Вода — очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.
— Пары воды — это газообразное ее состояние. При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах.)
— При какой температуре вода начинает замерзать? (При ноле градусов.)
— При какой температуре лед начинает таять? (При плюс одном градусе.)
— Кто же губит воду? (Человек.) слайд №8
Необходимый источник жизни — воду — загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия буквально прячут «концы в воду», ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты — вода — может быть отравлен окончательно.
А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды! Помните: воду надо беречь. Понравилось вам на этой станции? Следуем дальше с песней «Веселый ветер».
V. Станция «Воздушная».
Учитель. Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета — это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера — это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он прорвется. Вот так же легко мы и губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?
Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и все живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.
Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.
— Каким газом мы дышим? (Кислородом.)
— Посмотрите на схему «Воздух».
— Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.>
Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки
- Золотое яблочко по небу катается,
С утра улыбается, а улыбки-лучи
Очень горячи. (Солнце.)
- Кто всю ночь по крыше бьет
И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь.)
- Без рук, без ног по полю рыщет
Поет да свищет, деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер.) /
VI. Станция «Сказочная».
Учитель . Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».
Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало:
— Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю. Свежий Воздух возразил:
— Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.
Холодная Вода заклокотала:
— Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.
Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:
— Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как все взаимосвязано.
С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.
— Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)
— Кто завел спор? (Солнце, Воздух и Вода.)
— О чем он заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)
— Кто разрешил их спор? (Ветер.)
— Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)
— Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)
Ветер дует нам в лицо.
Ветер, тише, тише, тише.
Деревцо все ниже, ниже.
VII. Станции «Закаляйся».
Учитель. Ребята, послушайте стихотворение
Это кто накрыт в кровати одеялами на вате?
Кто лежит на трех подушках перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле, не убрав своей постели,
Осторожно моет щеки кипяченою водой?
Это, верно, дряхлый дед ста четырнадцати лет?
Кто, набив пирожным рот, говорит: «А где компот?
Дайте то, подайте это, сделайте наоборот!»
Это, верно, инвалид говорит?
Почему тащат валенки ему,
Меховые рукавицы, чтобы мог он руки греть,
Чтоб не мог он простудиться и от гриппа умереть,
Если солнце светит с неба, если снег полгода не был?
Может, он на полюс едет, где во льдах живут медведи?
Хорошенько посмотрите — это просто мальчик Витя,
Мамин Витя, Папин Витя
Из квартиры номер шесть.
Это он лежит в кровати с одеялами на вате,
Кроме плюшек и пирожных, ничего не хочет есть.
А потому, что только он глаза откроет,
Ставят градусник ему, обувают, одевают
И всегда, в любом часу, что попросит — то несут.
Если утром сладок сон — целый день в постели он.
Если в тучах небосклон — целый день в галошах он.
А потому, что все прощается ему.
И живет он в новом доме, не готовый ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом, быть отважным моряком,
Чтоб лежать за пулеметом, управлять грузовиком.
Он растет, боясь мороза, у папы с мамой на виду,
Как растение мимоза в ботаническом саду.
— Что такое мимоза? (Это теплолюбивый кустарник.)
— Чего же боялся мальчик? (Мальчик боялся мороза.)
— Что с ним произошло? (Он заболел.)
• Что вы ему посоветуете? (Закаляться, физкультурой заниматься.)
Существует 3 вида закаливания:
• пребывание па солнце — это воздушные и солнечные ванны, умеренный здоровый загар;
• пребывание на воздухе — прогулки на свежем воздухе в любое время года и погоду;
• водные процедуры — обтирание мокрым полотенцем, держание стоп ног в тазу с водой различной температуры — от теплой до холодной, обливание водой, душ, купание, моржевание.
При закаливании нужно обязательно соблюдать принципы закаливания: систематичность, постепенность, разнообразие.
VIII. Станция «Бережливая».
Воспитатель. Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите из окон вагонов. Что вы видите? (Дети, воображая, рассказывают, что они видят за окном.)
— Последняя станция «Бережливая». О чем она нам напоминает? (Мы должны беречь а охранять природу.)
— Все ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Посмотрите на картинки. Как человек губит природу?
Экологи придумали прекрасный праздник — День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?» Давайте и мы об этом подумаем и расскажем.
Когда зацвели одуванчики, мы их не рвали , а рвали , когда они созрели, дули на них, помогали ветру.
Мы посадили клумбу с цветами и поливали.
Весной мы нашли желторотого воробышка и отпустили его, а сами ушли подальше от того места, чтобы его нашла мама-воробьиха и не испугалась нас.
На деревьях мы видели дупла, стояли и смотрели издалека, как туда влетали птички и вылетали обратно. Тихо стояли и слушали пение птиц.
Когда мы отдыхали на пруду, то весь мусор, который у нас образовался, забрали с собой в пакете и выбросили в мусорный ящик.
— Предлагаю изготовить эмблему нашего путешествия — это будет итогом нашей работы сегодня.
Учитель. Получите шаблоны : Земли, человека, кроны дуба, бабочки, Солнца. Давайте составим эмблему «Берегите природу».
Что у нас главное? (Земля.)
Кто является хозяином Земли? (Человек.)
Что должен охранять и беречь человек? (Природу.)
Источник
Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию, 3 класс. Путешествие по лесу
I. Сообщение темы занятия.
— Отгадайте загадку:
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший, он им протянет
Сотни рук и тысячи ладошек. (Лес.)
— Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу.
Ученик читает стихотворение «Русский лес».
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться — и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану — присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
С. Никулин
II. Викторина «Народные приметы».
— Перед тем как отправиться в путь, давайте уточним прогноз погоды. А помогут нам в этом народные приметы.
Издавна народ замечал, что в природе все взаимосвязанно, например, по крику дрозда можно сказать, будет ненастье или нет. Так появились народные приметы.
Учащиеся работают в группах.
Карточка 1. Названия животных.
. купается — к ненастью.
. выходят из-под земли — хорошей погоды не жди.
. кричат — к дождю.
. работают — погода меняется.
Когда . после заката солнца неустанно летают — жди ясной погоды.
. много и долго поют — сохранится хорошая погода.
. летают высоко — на сухую погоду.
. перелетают стайками с места на место — перед сильным ветром.
. стаями с криками вьются над гнездами — погода переменится.
. проснулись рано и жужжат сильно — к хорошей погоде, теплу.
Карточка 2. Названия растений.
Отцветают . — падают холодные росы.
. перед дождем поднимает ветви.
. сближает листочки, наклоняется — перед ненастьем.
Закрыт цветок . — жди дождя.
Если . рано утром развернут венчики — жди ясной погоды.
Листья . закручиваются книзу — к теплой сухой погоде.
Если летом много . — зима будет теплой.
С листьев . обильно капает влага — перед ненастьем.
Если нет . то нет и гречихи.
Если на . много шишек — год будет добрый.
Карточка 3. Названия явлений природы.
Соловей неумолчно всю ночь поет — будет сильный .
Если птицы умолкли — ожидай .
Ласточки летают то вверх, то вниз — жди .
Беспрерывно ныряют и плещутся утки — будет .
Чайки высоко поднимаются и кружатся — будет .
Перед . лес притихает.
Воробьи среди дня нахохлились — к . .
Если летом часто бывает . — хмель уродится.
Летом частые . — к урожаю.
Чем краснее радуга, тем больше .
Карточка 4. Состояния погоды.
Пауки ткут сеть в сторону севера — к . .
Яркое свечение светлячков — к . погоде.
Пчелы вылетают из улья и сидят на его стенках — к . .
Раки на берег выходят — к . .
Ветер с востока летом — к . .
Если солнце восходит в тумане, днем будет .
Пауки прячутся в щели — жди .
Если солнце село в облако, то следующий день будет .
Синие облака — к . .
Гуси и утки клюв под крыло прячут — к . .
Ответы:
1. Названия животных: ворона, кроты, журавли, пауки, летучие мыши, жаворонки, ласточки, воробьи, грачи, мухи.
2. Название растений: розы, ель, клевер, фиалки, ноготки, папоротника, щавеля, ивы, рябины, соснах.
3. Названия явлений природы: ветер, грозы, бури, дождь, ветер, грозой. дождю, туман, зарницы, ветра.
4. Состояния погоды: похолоданию, хорошей, жаре, ненастью, засухе, душно, ненастья, пасмурный, теплу, холоду.
III. «Путешествуем по лесу».
Учащиеся читают стихотворения.
Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая.
Но мы ее любили, дети, —
Она ведь первою была
Для нас и, значит,
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез.
Как будто люди целью задались
Убить ее
И своего добились.
С. Викулов
Плачет малая речонка.
Одолел речонку страх –
Стала тонкой-тонкой,
Обмелела на глазах.
Дунет ветер — и в минутку
След ее песком затрет.
Муравей — на что малютка –
Вброд речонку перейдет.
Пер. с болгарского В. Викторова
* * *
Мимо разных дворов и крылечек.
Где-то рядышком и вдалеке,
Вьется множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки,
Путь-дорога у них нелегка.
Если высохнут малые речки,
Обмелеет большая река.
В. Орлов
— Как вы думаете, почему наша речка стала такой грязной?
— Объясните строки стихотворения «Если высохнут малые речки, обмелеет большая река. ».
— Чем школьники могут помочь речке?
— Назовите санитаров речки.
— Составьте правила поведения у реки и нарисуйте к ним условные знаки.
— Идем дальше. На лесной полянке встречаем ежей. Как же надо вести себя при встрече с семьей ежей?
— Что вы знаете о жизни этих животных?
Учитель рассказывает о жизни ежей.
Обыкновенный, или европейский, еж имеет плотное, короткое тело, покрытое иглами, и заостренное рыльце с хоботком. Разрез рта у ежа большой, уши широкие, глаза черные, маленькие. На мордочке среди желтых торчат черные щетинки, позади глаз белые пятна.
Вся спина у ежа покрыта иглами сероватого и желтоватого цвета. Ежи могут свертываться в клубок; так они спят и спасаются от врагов. Хвост короткий, брюхо покрыто жесткими волосами. У ежа четыре коротких и толстых ноги с плоскими ступнями.
Еж держится обыкновенно в одиночку. Каждый зверек делает себе отдельное логовище и устраивает его под густыми кустами, под кучами хвороста или в ямках. Гнездо еж строит из листьев, соломы, веток. Часто он выкапывает себе нору до 30 см глубиной, которая имеет два выхода: обычно один — на север, другой — на юг. Жилье самки находится всегда недалеко от жилища самца. У самки рождается от 3 до 8 слепых детенышей, для которых ежиха приготавливает большое и хорошо выстланное травой гнездо, кормит их своим молоком. Если потревожить самку, когда у нее детеныши, она издает сердитое ворчание.
Новорожденные ежики имеют в длину около 5-6 см. Они вначале белого цвета и без игл. Иглы появляются лишь через несколько дней. Через месяц молодой еж принимает серую окраску. К осени молодые ежи самостоятельно кормятся и начинают устраивать себе жилье на зиму.
Зимнее жилище ежа с виду большая беспорядочная куча соломы, сена, листвы и мха. Внутри этой кучи — гнездо, старательно выстланное травой и листьями. Материал для гнезда еж таскает на спине: он катается по толстому слою опавшей листвы, пока листья не наколются на иглы. С наступлением морозов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму. Ежи очень чувствительны к холоду, и, если рано осенью начинаются заморозки, много ежей погибает.
Еж ведет ночной образ жизни. Лишь после заката солнца пробуждается он ото сна и отправляется на поиски добычи. Питается еж растениями и животными. Чаще всего он ест плоды, сочные коренья, семена, мелких животных: лягушек, ящериц, змей, слизняков, дождевых червей, птиц и их яйца. У ежей хорошо развито обоняние. У них хороший слух, но зрение и вкус слабые, а осязание почти отсутствует.
Еж довольно неуклюжее животное, но, несмотря на это, он прекрасный охотник, очень быстро хватающий свою добычу.
У ежа много врагов. Особенно опасны лисы и филины. Собаки, обнаружив ежа, заливаются лаем и пробуют схватить его. Но еж плотно свертывается в клубок и выставляет иглы; в таком положении собака не может причинить ему вреда.
— Послушайте стихотворение.
Мы нашли ежа в малине на канаве у дороги.
Принесли его в корзине, отпустили на пороге.
Ежик фыркнул, помолчал и ногами застучал.
Целый день свои колючки он от нас не убирал.
В тесто мамино залез, мама очень рассердилась.
Отнесла его я в лес, на полянке с ним простилась.
— Как вы оцениваете поступок девочки?
— Идем дальше. И вот мы оказались на поляне, где растут грибы. Как надо собирать грибы?
— Кто в лесу питается грибами?
— Послушайте стихотворение. О каких грибах в нем рассказывается?
Средь хвойного бора, дремучего бора
Нельзя не заметить меня, мухомора.
Большой, как тарелка, пятнист я и красен,
Лечу я оленей, для них я прекрасен.
А вот для детишек я очень опасен.
Е. Трутнева
— Почему ядовитые грибы тоже нужно беречь? Нарисуйте условный знак об охране мухомора, объясните свой рисунок.
— Идем дальше. И вот перед нами муравейник. Что надо делать, если встретили муравейник на пути?
— Почему надо муравьев охранять?
Муравьишки-торопыжки, не лентяи, не глупышки,
Друг за дружкой по дорожке тащат зернышки и крошки.
Муравью нельзя лениться, муравей живет трудом:
И жучка, и гусеницу тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит он своей дорогой,
Ты его не обижай, ты его не трогай.
А. Бободжан
— Чем питаются муравьи?
— Можно ли их назвать хищниками?
— Почему муравьев называют санитарами леса?
— Нарисуйте эскиз экологического знака об охране муравейника.
— Идем дальше. И вот мы входим в лес. Как надо вести себя в лесу?
— Какие меры следует принимать для сохранения красиво цветущих растений?
. Но мед в них запрятан душистый.
Мы любим простые цветы,
Что выросли в зелени чистой.
Мы лютик сорвем золотой
И розовый клевер медовый,
Мы в зелени густой
Найдем колокольчик лиловый.
В просторных лугах наберем
Охапки росистых ромашек.
С цветами домой мы пойдем,
Поставим их в комнате нашей.
В. Донникова
— Нарисуйте условные знаки об охране редких растений. Учитель. Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд и определите ключевое слово, то узнаете, о чем прозвучат стихи.
На доске:
1. Он был желудем — и вот царь лесной, гигант растет. (Дуб.)
2. Белые овечки бегают по свечке. (Верба.)
3. Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина.)
4. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза.)
5. Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила,
А о чем она грустит — никому не говорит. (Ива.)
6. Летят с него пушинки, как белые снежинки. (Тополь.)
7. Висит на ней шар, а на боку — пожар. (Яблоня.)
В выделенных клетках: деревья.
Учащиеся читают стихотворения о деревьях по желанию.
— Послушайте экологическую сказку «Плач березы». О каких экологических ошибках она рассказывает?
Сказка «Плач березы»
Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы.
Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали пожелтевшую листву, и только летом отдыхала она от немилости природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Одинокая береза перешептывалась с далекими соснами, елями.
По лесу с корзинкой шел мальчик. Он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот лес расступился, и мальчик вышел на опушку. Он увидел одинокую березу. Он сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран и потянулась к небу, прося у него защиты. Но не было помощи от неба. Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, еще сильнее заныли свежие раны. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел бывший когда-то белым ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.
— Могло ли так быть на самом деле? Как вы думаете — почему?
— Человек — царь природы, ее властелин, как вы это понимаете?
— Ребята, отгадайте, кто сидит на березе?
Днем спит, ночью летает. (Сова.)
У совы глаза, как плошки, а не видят днем ни крошки –
Зато ночью эти плошки видят все в лесу густом:
И ежонка на дорожке, и зайчонка под кустом,
И травинку на пригорке, и хвоинку на земле,
Даже мышку в темной норке, даже белочку в дупле.
И. Мазнин
— Какова роль совы в природе?
— Составьте пищевую цепочку по стихотворению, дополнив недостающие звенья.
— Отгадайте загадку. Кто сидит на следующем дереве?
Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)
— Почему дятла называют доктором леса?
— Каким вы представили дятла?
По лесу шел я. Кругом ни звука.
Утреннее затишье. И вдруг
Дятел вдали равномерно затукал:
Тук-тук, тук-тук.
Сколько забот у тебя, непоседа, — только работать да поспевать!
Ну, берегитесь, жуки-короеды, всем вам сегодня несдобровать!
Н. Старшинов
Учитель. Идем дальше. Мы вернулись домой. Ребята, какие пословицы и поговорки о лесе вы знаете?
• Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает.
• Кто дерево посадит, тот человеку друг.
• Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
• Срубить дерево — пять минут, вырастить — сто лет.
• Сосны — наши зеленые друзья.
• Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей.
• Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
• Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.
• Лес сечь — не жалеть плеч.
• Лес сплошь рубить — себя оголить.
• Без леса не житье, а вытье.
• Лес по дереву не плачет, а по молодежнику сохнет.
IV. Итог занятия.
— Какие экологические правила сегодня мы вспомнили?
— Почему надо беречь лес?
Ребята, любите лес. Недаром говорится: «Все лесом живут, да это в толк не берут». Вы же, смею надеяться, теперь взяли в толк, что следует, и хотите «жить-поживать да добро наживать».
Источник