- урок литературы в 9 классе Радищев.»Путешествие из Петербурга в Москву» план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева . » (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева). план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
урок литературы в 9 классе Радищев.»Путешествие из Петербурга в Москву»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Урок литературы в 9классе по творчеству А.Н.Радищева предполагает знакомство уч-ся с творчеством писателя ; даёт возможность увидеть его гражданское беспокойство за положение народа, его желание до конца отстаивать права человека, развивает умение анализировать и обобщать материал худ. произведения, воспитывает толерантность к чужому мнению, личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_9kl._radishchev_puteshestvie_iz_peterburga_v_moskvu.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Силаева Т.И.
Тема урока : А.Н. Радищев. Гражданские мотивы произведения писателя «Путешествие из Петербурга в Москву»
Цели урока : 1) познакомить уч-ся с творчеством писателя ; показать его гражданское беспокойство за положение народа, его желание до конца отстаивать права человека.
2)развивать умение анализировать и обобщать материал худ. произведения.
3)воспитывать толерантность к чужому мнению, личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Оформление урока : 1.Презентация
2.Два манекена в одежде дворянина и крестьянина
4.Столы расставлены для работы в группах (5 групп)
- Вступительное слово учитель.
- Обращение к эпиграфу.
- Повторение биографии писателя.
- Индивидуальное сообщение уч-ся.
- Работа в группах (обсуждение идейного содержания отдельных глав).
- Обобщение. Подведение итогов.
- Дом. задание.
1.Вступительное слово учителя.
Темой сегодняшнего урока станет творчество А.Н.Радищева, его произведение «Путешествие из П….» . Строить наш разговор мы сегодня будем немного по-другому. Посмотрим на это произведение с точки зрения прав человека, поговорим о свободе, о толерантности.
— Что такое толерантность? (Толерантность-терпимость к чужому образу жизни, поведения, чувствам, идеям, верованиям).
С точки зрения русского языка не совсем правильно переводить как терпимость, потому что принято это ассоциировать с непротивлением.
Не следует путать толерантность ни с пассивностью, ни с соглашательством или равнодушием. Это активное и ответственное отношение к человеку, его правам и свободам. Особенно, если это касается социальной сферы.
ЮНЕСКО. Декларация прав человека 1995 год ,пункт 1.4.
Проявление толерантности , которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа или уступки чужим убеждениям.
История вопроса о правах человека уходит далеко в историю Давайте перенесёмся с вами в 18век и посмотрим на это через призму произведения А.Радищева «Путешествие из Пет….»
(на экране портрет писателя и эпиграфы)
Кто был Отечеству сын верный.
Был ГРАЖДАНИН, ОТЕЦ ПРИМЕРНЫЙ.
И СМЕЛО ПРАВДУ ГОВОРИЛ.
Кто ни пред кем не изгибался,
До гроба лестию гнушался,
Я чаю,- тот довольно жил?
«Радищев ,следуя обыкновенному ходу вещей, должен был достигнуть одной из первых степеней государственности, но …дерзнул безо всякой опоры вооружиться противу общего порядка, противу самодержавия…» А.Пушкин
— Что вы знаете об этом человеке?
(уч-ся называют интересные факты биографии писателя)
Учитель : А.С.Пушкин сказал: «Радищев рабства враг…». Протест против рабства , духовной несвободы составляет пафос жизни и творчества писателя. С большей силой это проявилось в книге « Путешествие из Петербурга в Москву»
-Что побудило его написать её? (ответ уч-ся находят в 1 главе)
-Какова была реакция царского правительства? ( императрица собиралась отправить на плаху писателя. «Бунтовщик хуже Пугачёва..»).
— А как же быть с ореолом « просвещённой государыни»?
(Об исторической обстановке готовится инд. Сообщение)
— Какие две реальные общественные силы мы видим в русской жизни?
(дворянство и крестьянство)
Учитель : У нас в классе два манекена, олицетворяющих эти силы, скованных одной государственной цепью и весы — символ правосудия.
От главы к главе автор знакомит читателя с теми или иными сторонами отношений этих сил, злоупотреблений одних и бедственного положения других.
25 станций- 25 сторон общественной жизни тогдашней России. Вы разделены на 5 групп-станций (учитель расставляет таблички – названия станций и даёт 2-3 минуты для выполнения задания)
— Какие картины жизни мы видим? Как они характеризуют Дворянство и крестьянство? (таблички с выводами – ключевыми словами кладём на весы)
«Любань» — тяжесть труда, бесправность крестьян, трудолюбие
«Пешки», «Вышний Волочок» — описание крестьянской избы, нищета, труд присваивает помещик, богатство нажито грабежом, Радищев приравнивает к грабежу. Государством этот грабёж узаконен.
«Медное» — продажа крепостных. Узаконена власть
над крестьянином, в силу которой помещик волен распоряжаться жизнью крепостных.
«Чудово», «Спасская Полесть» — бесчеловечность и чиновников, казнокрадство, чинопочитание
«Торжок» — нет свободы слова.
-Справедливо ли устроено общество?
— Давайте посмотрим, что у нас на весах?
(зачитывается вывод, на экране таблица)
Дворянство — бездушие, жестокость, чинопочитание, казнокрадство.
Закон на стороне дворян
Крестьянство — Трудолюбие , нищета, крестьянин в законе мёртв
Учитель: Мы рассмотрели несколько глав. Можем ли мы ответить, почему Книга вызвала негодование императрицы?
— Посмотрите главу «Тверь». В оде «Вольность» — призыв к свержению самодержавия.
Заслуга Радищева в том, что он ввел в русскую литературу идеи справедливости, законности, возмущения против угнетателей. Крепостное право – чудище ,с которым необходимо бороться . Народ терпит до крайности. Но один ли выход.
А.С. Пушкин ответил автору « Путешествие из Петербурга в Москву»: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества».
( на экране слова )
Ты хочешь знать: кто я?
Что я? Куда я еду?
Я тот же, что и был, что буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Радищева повлияла на развитие целого направления в русской литературе, целью которого было и является «исправление нравов», «Чувства добрые» пробуждали в сердцах людей Пушкин, Гоголь, Тургенев, Некрасов, Толстой….
Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание : Биография Н.М.Карамзина, повесть «Бедная Лиза»
Инд. задание: сентиментализм – направление в русской литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованный урок — размышление по произведению А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»Цель – углубить знания учащихся о жизни и творчестве РадищеваЗадачи:образовательная –.
Урок комплексного применения знаний с включением экономического аспекта. Рассматриваются актуальные экономические проблемы нашего времени в сопоставлении с проблемами 18 века на примере отдельных глав.
цель урока — применение знаний на практике.
Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные .
Презентация содержит материал к уроку в 9 классе по теме: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева».
Тест на знание текста и логику.
Квест-путешествие – новая форма изучения или закрепления материала- даёт возможность совместить путешествие и игру, решить задания, связанные с историей, литературой и культурой, повы.
Источник
Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева . » (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные знания для изучения нового материала, анализировать литературные произведения, решать проблемы, характеризовать исторические деяния, сравнивать и обобщать, участвовать в дискуссии. Показывая мужество А.Н. Радищева, разъяснить ученикам понимание общественного долга как нравственной обязанности человека – гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева . » (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Бунтовщик хуже Пугачева . » (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).
Цели: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя.
Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные знания для изучения нового материала, анализировать литературные произведения, решать проблемы, характеризовать исторические деяния, сравнивать и обобщать, участвовать в дискуссии.
Показывая мужество А.Н. Радищева, разъяснить ученикам понимание общественного долга как нравственной обязанности человека – гражданина.
Оборудование: портрет А.Н. Радищева, книга «Путешествие из Петербурга в Москву».
На доске записи: « Бунтовщик хуже Пугачева…»
«Вослед Радищеву восславил я свободу. »
«Сознательный и непреклонный враг тирании и эксплуатации».
Временно закрытые слова:
«Ты хочешь знать: кто я? что? куда я еду?
Я тот же, что и был и буду весь мой век.
Не скот, не дерево,
Не раб, но Человек!»
Заготовка к меловой схеме: «Взгляды Е. Пугачева и А. Радищева».
Карта «Российская империя во второй половине XVIII в. с обозначением маршрутов путешествия из Петербурга в Москву».
Учительский стол оборудован свечами, стоят весы: на одной чаше – табличка «Закон милосердия», на другой – «Закон справедливости». Парты стоят в три ряда. На краю парт стоят таблички – указатели населенных пунктов, которые описывает А.Н. Радищев.
Вступительное слово учителя.
Весной 1790 года на верхнем этаже дома на Грязной улице Петербурга, в типографии, не подвластной ни цензуре, ни управе благочестия, были набраны и отпечатаны последние страницы «Путешествия из Петербурга в Москву». Александр Радищев завершил свой тайный труд. Та далекая весна была только преддверием Великой французской революции. Впереди было взятие Бастилии, казнь Людовика XVI, якобинский террор, ужаснувший современников, и крах якобинской диктатуры.
Радищев – один из немногих, кто обладал знанием, способным и предсказать, и объяснить финал трагедии, венчавшей исход «безумного и мудрого» XVIII столетия, заглянуть в страшные страницы начала XX века . Ему уже тогда, на закате XVIII в., многое виделось с той пронзительной ясностью, которую мы стали обретать только недавно, вступив в новый XXI век. Как же драгоценно должно быть для нас это радищевское знание!
Только дорожим ли мы им?
Пора, пора признать вину перед Радищевым, вину непонимания, незаинтересованности, беспамятности. Ведь для абсолютного большинства наших, якобы самых читающих людей в мире его «Путешествие . » остается всего лишь школьной книгой. Но и в школе вряд ли внимательно читанной, поскольку программа уже много лет предусматривает обзорное знакомство с ней. Под влиянием высказываний В.И. Ленина Радищева возвели на пьедестал, увенчали лаврами пророка революции. Но, провозглашая это, не делали ровным счетом ничего, чтобы разобраться, о какой революции он мечтал, от чего предостерегал и современников, и дальних потомков.
Да и как было разобраться, если недавняя живая история нашей страны была покрыта непробиваемыми панцирями догматизма . Школьный учебник называет А.Н. Радищева революционером. Но дело ведь не в том, чтобы назвать. Необходимо объяснить, доказать правильность подобного утверждения.
Существо же революционных убеждений Радищева передается так: он грозит дворянам «новым Пугачевым». Но достаточно прочитать – только внимательно – «Путешествие . », чтобы убедиться, что никаких революционных надежд с новой «пугачевщиной» писатель-патриот не связывал.
Каждого читателя, не разучившегося думать и чувствовать, книга способна побудить к раздумьям не только о российской действительности далекого XVIII в., но и о том, что происходило и происходит в стране после Октябрьской революции 1917 года.
Радищев адресовал книгу читателю – другу, способному, как и он сам, пройти путем исканий. Он умел всматриваться, вслушиваться в многоликую, многоголосую сложность жизни.
«Путешествие . » – очень сложная книга. «Лошади меня мчат, извозчик мой затянул песню, по обыкновению заунывную. Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что в них нечто, скорбь душевную означающее . » Поразительны эти строки одной из первых глав «Путешествия . »!
Сколько русских писателей вослед Радищеву будут отдаваться этой неодолимой власти дороги, русскому пути, русской души, влекущей к дальним горизонтам мечты и к горькому раздумью о настоящем!
Итак, будем читать, решимся на путешествие с Радищевым, вместе с ним отправляясь в дорогу навстречу российским делам, по путям и перепутьям духовной жизни россиян конца XVIII века.
Знакомство с целями урока:
1. Рассмотреть и проанализировать взгляды Радищева на:
а) крепостное право;
в) пути достижения переустройства российского общества;
г) представление о будущем обществе.
2. Сравнить взгляды Радищева со взглядами Е.И. Пугачева.
3. Рассматривая нравственный облик Радищева, определить: кто он, Радищев? (Зачитываются высказывания, написанные на доске.)
4. Закрепить умения давать характеристику историческому деятелю, решать проблемы, участвовать в дискуссии, работать с литературным источником.
I. Звучит музыка (концерт № 4 «фа мажор» А. Вивальди). За столом сидит сын Радищева Павел Александрович. Он берет перо, начинает писать «биографию» отца.
П.А. Радищев: «Мой отец Александр Николаевич Радищев родился в 1749 г. в богатой помещичьей семье . »
Ученик зачитывает историческую справку.
Россия конца XVIII в. продолжала оставаться феодально-крепостнической страной, но в ее недрах зрели новые буржуазные отношения. Появилось много мануфактур, основанных на наемном труде, но помещики продолжали эксплуатировать труд крепостных. Крепостное право и самодержавие тормозили развитие России. Крестьянская война 1773 – 1775 г. под предводительством Е.И. Пугачева показала, что народ в России не желает больше мириться со своим рабским положением.
П.А. Радищев. «И в этой стране родился и воспитывался мой отец. Первыми воспитателями мальчика были крепостные крестьяне: няня Прасковья Клементьева и обучивший его грамоте «дядька» Петр Мамонтов. Вместе со сказками и букварем они познакомили его с жизнью крепостных крестьян, их горестями и чаяниями. В 1757 г. мой отец продолжает обучение в Москве, где его учителями были профессора Московского университета. Проучившись недолгое время в Пажеском корпусе, Александр Николаевич наблюдает раболепную дворцовую атмосферу и растленные придворные нравы. После окончания корпуса мой отец в числе лучших учеников был отправлен за границу, в Лейпциг, для получения специального юридического образования. Там А.Н. Радищев пробыл около пяти лет, изучая естественные науки, зачитываясь трудами французских философов.
Возвратившись в Россию, ему приходится начать службу в разных присутствиях (Сенате, Коммерц-коллегии, таможне), но везде он воочию сталкивался со всеми отвратительными явлениями крепостничества и самодержавия.
В 1773 году выходит переведенная А.Н. Радищевым книга Мабли «Размышление о греческой истории». В одном из примечаний к ней мой отец так определяет сущность царизма: «Самодержавие есть полноправнейшее человеческому естеству состояние». В 1790 г. появляется «Путешествие . ».
Уже через несколько дней после появления этой книги о ней говорит Петербург, один экземпляр оказывается на столе у Екатерины II. Императрица не просто читала, – две недели она «штудировала» книгу отца с пером в руках. «Бунтовщик хуже Пугачева», – такова ее оценка. А.Н. заключен в Петропавловскую крепость, затем сослан . В 1796 г. Павел I распорядился вернуть Радищева из ссылки. По возвращении в Россию Радищев попадает в тяжелые условия и все время находится под надзором полиции. Позднее Александр I привлек его к законодательной деятельности, но был далек от использования идей Радищева всерьез.
Видя тщетность своих попыток что-либо изменить в России и не желая заплатить за освобождение от ссылки отказом от своих убеждений, 11 сентября 1802 года Александр Николаевич покончил с собой. Перед смертью он написал: «Потомки за меня отомстят».(Сын уходит.)
II. Итак, вернемся в прошлое и попытаемся восстановить в памяти события далекие .
Учитель (на фоне портрета А.Н. Радищева). 1790 год . Короткий, сентябрьский день клонится к вечеру. Конвойные вели из тюрьмы закованного в кандалы человека. Накинули на него «гнусный нагольный тулуп», взятый у сторожа и отправили в далекий и тяжелый путь, в Сибирскую ссылку, в далекий Илимский острог. На вопрос из толпы: «Кого ведут?» – конвоиры отвечали: «Государственного преступника!» Это был А.Н. Радищев.
Какое же государственное преступление он совершил? Нет, он никого не убил, не ограбил. Он в екатерининской России, крепостной, голодной, со страдальческими, налитыми горем глазами, исполосованной самодержавной плетью, увидел Россию иную. «Я зрю сквозь целое столетие», – говорил писатель. И об этом А.Н. Радищев написал книгу «Путешествие из Петербурга в Москву. Его книга и Россия составляли одно целое. Давайте же вместе с Радищевым отправимся в дальний путь.
III. Задание: по ходу следования по станциям России XVIII века заносите в свои тетради маршрут, т.е. те населенные пункты, которые проезжаете, и оставляйте в качестве заметок главные мысли, которые высказывает Радищев в своей книге.
Во вступлении Радищев объясняет причины написания своей книги: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Бедствия человека происходят от человека. И почувствовал я, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных. Сия мысль побудила начертать, что читать будешь».
1) Станция Любани.
(Первая группа, которая заранее изучила данную главу, отвечает на вопросы.)
- О чем рассказывает эта глава?
- Почему крестьяне вынуждены работать в праздник?
- Когда крестьянин может работать на себя?
- Кого осуждает Радищев?
Запись в тетради по данной главе:
- Вынужденное трудолюбие крестьян .
- Осуждение помещика: «Страшись, помещик жестокосердный, на чем каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».
2) станция Спасская Полесть. (Вторая группа.)
- О чем рассказывает эта глава?
- О каких отрицательных явлениях русской действительности узнаем мы из этой главы книги?
- Проанализируйте раздумье об этих отрицательных явлениях, которые отразились во сне Радищева.
- О чем рассказывает сон:
а) внешний облик царя?
б) о чем поет хор придворных, обращаясь к царю?
в) все ли согласны с придворными?
г) что сделала Прямовзора?
д) какая картина открылась ему после лечения Прямовзоры?
е) что воскликнул царь?
Записи в тетради : казнокрадство, произвол чиновников.
– Кто виноват? Царь! Он знает, но не желает видеть осуждение самодержавия, ибо сам в крови.
3) Станция Новгород . (Третья группа.)
Итак, если не царизм, что тогда?
- Какое правление представляется образцом для Радищева?
- Почему?
- Что случилось с Новгородом во времена Ивана Грозного?
- Какие пророческие мысли о будущем России высказывает писатель в этой главе? («Нужда, желание безопасности и сохранность созидают царства. Разрушают их – несогласие, ухищрение и сила!» )
- Актуальны ли сегодня подобные мысли?
Записи в тетради:
- политический идеал – республика, где государь – народ;
- пророчество о будущих проблемах России
4) Станция Зайцово.
- О чем мы узнаем из этой главы?
- Докажите, что помещик жестоко обращался со своими крепостными.
- Какую особенность приметил Радищев за русским народом?
- Законно ли, с точки зрения Радищева, убийство помещика в конкретной исторической ситуации?
- Почему писатель дает утвердительный ответ?
(«Если закон или не в силах его заступить, или того не хочет, или власть его не может дать помощи, тогда пользуется гражданин природным правом защиты, сохранности. Ибо гражданин, становясь гражданином, не перестает быть человеком, коего первая обязанность есть собственная сохранность, защита. Убитый крестьянами помещик нарушил в них право гражданина своим зверством».)
Записи в тетради:
- крестьяне убили своего помещика из-за бесчеловечного отношения к ним, исчерпав законные средства защиты;
- убийство законно, оправдано.
5) Станция Хотилов .
Проезжая Хотилов, Радищев задумывался над будущим страны .
- О чем задумывался Радищев в этой главе?
- По мнению Радищева, что является властителем первым в обществе?
- В чем он видит несправедливость данного общества?
- При каких условиях государство «блаженно»?
- Почему нет блаженства в екатерининской России?
- Как работают крестьяне?
- Как, с точки зрения Радищева, следует работать?
- Что предсказывает писатель, если не изменится ситуация? («Колокол ударит!»)
- Кого подразумевает Радищев под «грубым самозванцем»?
- Положительно ли он к нему относится?
- К чему призывает Александр Николаевич, дабы избежать насилия?
- Охарактеризуйте и проанализируйте программу будущего для России, нарисованную А.Н. Радищевым.
Таким образом, Радищев задолго до октября 1917 года предостерегал нас. «Гибель возпомнится горе постепенно, и опасность уже вращается над головами нашими». Чтобы избежать насилия, Радищев предлагает «освободить братию нашу из оков рабства и восстановить всем равенство».
Записи в тетради:
- будущее → правовое государство, где люди «рачат» о себе, работают для себя.
- революция близка → крестьян необходимо освободить.
6) Станция Медное
- Что поразило Радищева в этой главе?
Запись в тетради:
- крестьяне продаются подобно вещам.
7) Станция Тверь.
(Седьмая группа с учителем)
Это одна из самых сложных глав, работаем вместе с учителем по тексту.
IV.Задание: А.Н. Радищев во вступлении к главе объясняет, что ее «в Москве не хотели напечатать по двум причинам: первая, что смысл в стихах не ясен и много стихов топорной работы, другая, что предмет стихов несвойственен нашей земле». Ознакомившись с главой, ответьте на вопрос: соответствуют ли эти причины действительности?
Работа с текстом оды «Вольность».
Но что претит моей свободе?
Желаньям зрю везде предел;
Возникла обща власть в народе,
Соборный всех властей удел.
Ей общество во всем послушно,
Повсюду с ней единодушно.
Для пользы общей нет препон
Во власти всех своей зрю долю,
Свою творю, творя всех волю:
Вот что есть в обществе закон.
Итак, что лежит в основе этого общества?
. Он лести чужд, лицеприятства,
Породы, знатности, богатства,
Гнушаясь жертвенные тли
Родства не знает, ни приязни,
Равно делит и мзду и казни;
Он образ божий на земле.
- Каким, с точки зрения Радищева, должен быть закон?
И се чудовище ужасно,
Как гидра, сто имея глав,
Умильно и в слезах всечасно,
Но полны челюсти отрав.
. Обманывать и льстить умеет
И слепо верить всем велит.
Чело надменное вознесши,
Схватив железный скипетр, царь,
На громном троне властно севши,
В народе зрит лишь подлу тварь,
Живот и смерть в руке имея:
«По воле, — рек, — щажу злодея,
Я властию могу дарить;
Где я смеюсь, там все смеется;
Нахмурюсь грозно, все смятется.
Живешь тогда, велю коль жить.
Итак, идеалом Радищева является общество, где правит закон.
- Но в российской действительности как обстоит дело?
- Кого писатель именует гидрой, чудовищем?
- Как относится к своему народу царь?
- Почему Радищев так отрицательно характеризует самодержавие?
- Почему эти строфы привели в ужас Екатерину II?
Но всегда ли так будет? Строфа 13 об этом .
Возникнет рать повсюду бранна,
Надежда всех вооружит;
В крови мучителя венчанна
Отмыть свой стыд уж всяк спешит.
Меч остр, я зрю, везде сверкает;
В различных видах смерть летает,
Над гордой главой царя.
Ликуйте, склепанны народы;
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя.
Ø Что предсказывает Радищев?
- На чем основываются эти предсказания?
Т.е., речь идет о мести народа – революции, которая приведет к гибели царя.
Строфы 14, 15, 18.
В данных строфах «Закон» обличает самодержавие:
« Преступник власти, мною данной!
Вещай, злодей, мною венчанный;
Против меня восстать как смел?»
«Тебя облек я во порфиру
Равенство в обществе блюсти,
Вдовицу призирать и сиру,
От бед невинность чтоб спасти,
Отцом ей быть чадолюбивым;
Но мстителем непримиримым
Пороку, лжи и клевете;
Заслуги честью награждати,
Устройством зло предупреждати,
Хранити нравы в чистоте».
«Но ты, забыв мне клятву данну,
Забыв, что я избрал тебя
Себе в утеху быть венчанну,
Возмнил, что ты господь, не я;
Мечом моим расторг уставы,
Безгласными поверг все правы.
Стыдиться истине велел,
Расчистил мерзостям дорогу,
Взывать стал не ко мне, но к Богу,
А мной гнушаться восхотел».
- Для чего закон дал правителю символ монарха?
- Что забыл правитель?
«Злодей, злодеев всех лютейший . »
Ты все совокупил злодеяния и жало свое в меня устремил .
«Умри! Умри же ты стократ», —
На вече весь течет народ;
Престол чугунный разрушает,
Самсон как древле сотрясает
Исполненный коварств чертог.
Законом строит твердь природы.
Велик, велик ты, дух свободы,
Зиждителен, как сам есть бог!
Т.о., каковы представления Радищева о политическом устройстве будущего?
Строфы 34, 38, 39.
Но страсти, изощряя злобу .
превращают спокойствие граждан в пагубу .
Отца на сына воздвигают,
Союзы брачны раздирают,
и все следствия безмерного желания властвовати .
Таков есть закон природы: из мучительства рождается вольность, из вольности рабство .
- От чего предостерегает нас Радищев?
- Актуальны ли эти мысли сегодня?
Записи в тетради:
- Самодержавие – гидра, чудовище.
- Не изменит свою политику → будет свергнуто вооруженной борьбой народа.
Гениальные предостережения потомкам.
8) Станция Пешки.
- Готовы ли народные массы к борьбе?
- Кто повинен в нищете крестьян?
- Чего отнять не могут? («Звери алчные, пиявцы ненавистные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, — воздух . »)
Записи в тетради:
- Алчность дворян, грабительство.
- Готовность народа к борьбе.
IV. Итак, обобщим наши записи и охарактеризуем взгляды Радищева с помощью меловой схемы.
Источник