Внеклассное мероприятие «Игра-путешествие по истории Древнего мира». 5-й класс
Класс: 5
Игра проводится во внеурочное время и предполагает перемещение команд из одной учебной аудитории (станции) в другую. Содержание охватывает темы “Древний Восток” и “Древняя Греция”.
Альтернатива применения разработки мероприятия:
- проведение урока — повторения с организацией работы по группам;
- проведение урока — закрепления изученного, ограничиваясь только одной темой, но используя предложенную концепцию заданий
- включение всех разделов курса Истории Древнего мира, в частности темы “Древний мир”.
- возможно расширение типов заданий (станций).
Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.
Задачи мероприятия:
- В игровой форме повторить и закрепить материал по истории Древнего мира.
- Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы, работать с картой, компьютером.
- Активизировать познавательный интерес к исторической науке.
Предварительная организация мероприятия:
Оборудование:
Правила, действующие в ходе игры:
- На каждой станции помощники организатора вносят результаты выступления команды.
- За соблюдением правильности оценивания следит представитель жюри.
- Задания вытягиваются представителями команды.
- Команда на каждой станции дважды может воспользоваться помощью группы поддержки, оказание помощи фиксируется на оценочном листе в рубрике “Примечания”.
- Дополнительный балл можно заработать за быстроту выполнения всех заданий.
- На станции “Блиц” за каждый ответ ставится один балл (максимально возможное количество – 30 баллов)
- На станции “Размышлялки” за ответ выставляется от 2 до 5 баллов в зависимости от сложности исторической задачи (максимально возможное количество – 30 баллов)
- На станции “Картографическая” каждое задание может оцениваться от 1 до 5 баллов.
- Правильные ответы оцениваются в пять баллов.
- Ответы на задания вносятся на карточку “Игровое поле”, где необходимо записать и состав команды.
- Представление команд.
Задания и критерии оценивания для станций.
Примечание: в представленном – табличном виде задания раздаются помощникам и жюри на соответствующей станции. Для команд готовятся отдельные карточки с заданиями.
I. Станция “Блиц” (репродуктивные вопросы).
1. | Первая столица объединенного Египта | Мемфис |
2. | Повелитель Египта, его правитель. | Фараон |
3. | Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги. | Писец |
4. | Знатные, знаменитые люди, советники фараона. | Вельможи |
5. | Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон. | Амон – Ра |
6. | Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых. | Осирис |
7. | Бог земли в Древнем Египте. | Геб |
8. | Необычные существа с туловищем льва и головой человека — охранники пирамид. | Сфинксы |
9. | Священная книга христиан. | Библия |
10. | Царь Междуречья, создатель первых письменных законов. | Хаммурапи |
11. | Правила, по которым, согласно учению христиан должны жить люди. | Заповеди |
12. | Греческий город – государство с прилегающими к нему территориями. | Полис |
13. | Простой народ в Греции. | Демос |
14. | Избранные 9 правителей в Афинах. | Архонты |
15. | Богиня охоты в Греции. | Артемида |
16. | Группы людей с определенными правами и обязанностями, на которые делилось общество в Индии. | Касты |
17. | Герой поэмы Гомера, придумавший хитрость с троянским конем. | Одиссей |
18. | Место жительства греческих богов. | Гора Олимп |
19. | Бог – вестник греческих богов, покровитель торговли. | Гермес |
20. | Способ письма в Двуречье. | Клинопись |
21. | Непроходимые леса в Индии. | Джунгли |
22. | Главный строительный материал в Двуречье. | Глина |
23. | Люди, лишенные свободы. | Рабы |
24. | Материал для письма в Китае. | Бамбук |
25. | Напиток, пришедший к нам из Китая. | Чай |
26. | Какой вид войска впервые стали широко использовать в Ассирии. | Конница |
27. | Бог грома и молнии в Греции. | Зевс |
28. | Низшие божества в Греции. | Нимфы и сатиры |
29. | Поэма Гомера о Троянской войне. | “Илиада” |
30. | Свернутый в трубку лист папируса. | Свиток |
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Максимальное количество баллов – 30.
Время выполнения (максимум) – 15–20 минут.
II. Станция “Размышлялки” (логические задачи).
1. | Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена? |
Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена.
Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. (3 балла)
Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.
Почему в гробнице было так мало железных предметов?
“Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!”
— Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?
— Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. – ответил второй.
— Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.
— Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, — ответил второй.
О каких сражениях идет речь?
Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?
Для кого из героев поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия?
Какие из них не входили в рацион египтян? Выберите 3 продукта.
Максимальное количество баллов – 30.
Время выполнения (максимум) – 15 — 20 минут.
III. Станция “Картографическая”.
1. | Укажите древние государства, которые находились на полуостровах (назовите их). | Индия – полуостров Индостан |
Греция – Балканский полуостров
(4 балла, по 1 баллу за каждую позицию)
4 – Палестина и Финикия,
(5 баллов, по 1 баллу за каждую позицию)
3.
2 – Египет (пирамида)
3 – Двуречье (глиняная табличка с клинописным текстом)
4 – Финикия (корабль)
5 – Китай (компас)
6 – Греция (статуя богини Афины)
(6 баллов, по 1 баллу за каждую позицию)
Примечание: если укажут, что корабль можно отнести и к Финикии, и к Греции – поощрительный балл.
4.
Как вы думаете, в какую страну ездили египтяне?
Покажите ее на карте.
(5 баллов, с названием рек)
5.
(5 баллов, за название и верное обозначение на карте).
6.
(5 баллов, за показ и название)
Максимальное количество баллов – 30.
Время выполнения (максимум) – 15-20 минут.
IV. Станция “Компьютерная”.
Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М., 2001. Источник