Урок путешествие по стране морфемики

Урок русского языка «Путешествие в страну «Морфемику»
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Урок обобщающего повторения

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_rus._morfemika.doc 58 КБ
otkrytyy_urok.ppt 1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г.Азнакаево РТ

русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г.Азнакаево РТ

Путешествие по стране «Морфемика»

Цель: Повторить, систематизировать и обобщить изученное в разделе.

Образовательные задачи: 1.Закрепить знания обучающихся по теме «Морфемика.

2.Выявить пробелы обучающихся в их подготовке по данному

разделу курса русского языка.

Развивающие задачи: Развивать умение свободно ориентироваться в структуре слова

(видеть морфемы, из которых состоит слово , грамотно писать

Воспитательная задача: 1. Прививать интерес к изучению русского языка, любовь к

2. Воспитывать трудолюбие, добросовестное отношение к труду.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронные носители, тесты.

Тип урока: урок обобщающего повторения

Вид урока: урок- практикум

Методы обучения: проблемное и развивающее обучение.

Мотивировать учащихся к работе, организовать целеполагание

Выработка навыков целеполагания

Актуализация знаний учащихся

Обеспечить общее понимание , регламентировать деятельность учащихся

Установление хода работы

Операционно- исполнительский- работа учащихся над упражнениями и по информационному материалу

Организовать целенаправленную работу учащихся по формированию умения работать с изученным материалом в устной и письменной речи.

Освоение знаний, выработка умения свободно ориентироваться в структуре слова

Оценочно- рефлексивный этап:

  1. Работа над упражнениями.
  2. Индивидуальная работа над тестами
  3. Рефлексия

Оценить работу учащихся. Организовать взаимопроверку.

Закрепление изученного материала.

Приобретение рефлексивных навыков.

Подготовиться к контрольному диктанту

« Тот, кто хорошо хочет владеть родным

языком. Должен больше внимания

уделять незаметным труженикам языка-

морфемам. Это они делают язык

I. Мобилизация внимания учащихся.

Диагностика эмоционального состояния учащихся на начало урока.

— Здравствуйте, дорогие ученики, уважаемые гости! Прежде чем мы начнем урок, ответьте, пожалуйста, на вопрос: С каким настроением вы пришли, покажите? (показывают мимикой, жестом)

II. Актуализация знаний учащихся.

— Проведем небольшую разминку для ума.

Слайд . Кроссворд « Значимые части слова »

Вопросы: 1. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое

значение всех однокоренных слов.

2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для

образования новых слов.

3. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для

образования новых слов.

4. Значимая часть слова, которая служит для образования новых форм слов.

5. Часть изменяемого слова без окончания или неизменяемое слово все

III. Сообщение целей урока.

-Ответьте, пожалуйста, в каком разделе русского языка изучают значимые части слова (морфемы)?

Слайд . Морфемика-особый раздел науки о языке,где изучают части слова (морфемы)

— Словообразование и морфемика являются одним из самых важных и трудных разделов курса русского языка. Мы с вами закончили изучение темы «Морфемика». Сегодня мы займемся обощением, повторением и систематизацией материала, с тем чтобы успешно справиться с написанием диктанта. Итак, отправимся в путешествие по стране «Морфемика».

Слайд . Страна « МОРФЕМИКА»

Учащиеся записывают число, тему урока.

IV. Работа над упражнениями.

— Страна Морфемика состоит из островов. Мы посетим эти острова. Итак, в путь!

В этой стране живут части слова.

Какой же первый островок

С чего начнем, друзья, урок?

Нас приглашает окончание

И у него для нас задание.

А что такое окончание?

В каждом ли слове есть окончание?

(На доске записаны слова ДЕРЕВО, ПО, ПЛОДЫ, ЦЕНЯТ, А, ДЕЛА, ПО, ЧЕЛОВЕКА

— Слова даны в неправильном порядке. Нам нужно изменить слова, а помогут в этом окончания. (ученики составляют предложение)

— Запишите пословицу, как вы ее понимаете?

Дерево ценят по плодам, а человека- по делам.

— Следующий остров- приставка. Что нужно сделать, чтобы правильно выделить приставку? ( нужно подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой)

Работа с книгой. Комментированное письмо по упражнению 429, стр 176.

— Отчего зависит выбор букв з-с на конце приставок ? (правило №11)

Слайд . «Ромашка» Образовать и записать однокоренные слова, прибавляя к ним приставки. (Например, поработать, доработать, отработать и т.д.) Учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают свои примеры.

— Дошли до острова- суффикс. Что такое суффикс? Какова роль суффиксов в слове?

Слайд . « Чудо-дерево». Вырастите это дерево и запишите все слова, которые у вас получатся. (Например, шумок-шумный-зашуметь).

— Итак, нас ждет главная часть слова.Что такое корень?

Слайд. Найдите корень.

Маша сказала, что слова СНЕГОВИК и СНЕГОВОЙ образованы от слова СНЕГ, поэтому общим для них является корень –СНЕГ-

А Коля утверждает, что Маша ошибается. От слова СНЕГ образовано не только СНЕГОВОЙ и СНЕГОВИК. Но и СНЕЖОК. Значит, корень во всех словах -СНЕ —

Кто из детей прав и почему? Какие звуки чередуются в словах?

Слайд « Третий лишний» Найдите лишнее слово.

ЖЕЛТОК, ЖЕЛЕЗО, ЖЕЛТЫЙ.

НОСИЛЬЩИК, НОС, НОСАТЫЙ.

ЧАСОВЩИК, ЧАСТЬ, ЧАС.

ПЕЧУРКА, ПЕЧАТЬ, ПЕЧКА.

— Произведем морфемный разбор слова ЧАСОВЩИК. ( задание выполняется на доске )

— Как вы думаете, зачем нужно изучать морфемный состав слова? Умение видеть строение слова и понимание значения его частей помогает правильно писать слова. Именно поэтому наряду с морфемикой мы изучаем орфографию.

Слайд . Распределительный диктант

— Слова даны с пропущенными орфограммами. Ваша задача- написать слово с пропущенной орфограммой в нужную колонку.

Безударная гласная в корне

Непроверяемая гласная в корне

Чередующиеся гласные в корне

Прибл…жалась ночь, но были еще в пути. Солнце ушло за г…ризонт, и лес наполняется т…мнотой. Она л…жилась у наших ног на р…стения. Густые зар…сли кустов мешали ставить п…латку и распол…гаться на отдых .

Слайд . Ключ к заданию. Взаимопроверка.

Безударная гласная в корне

Непроверяемая гласная в корне

Чередующиеся гласные в корне

Приближалась (близко), темнотой (темный )

ложилась , растения, заросли, располагаться

V.Самостоятельная работа по тестам

VI.Диагностика эмоционального состояния на конец урока.

VII. Домашнее задание. Упражнение 450, стр.184.

* Придумать задания для игры « Составь слово»

VIII. Подведение итогов, выставление оценок.

— Что понравилось? Что запомнилось? А что показалось трудным?

-Спасибо за работу .

Использованная литература: Русский язык. Учебник для 5 класса. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Издательство «Просвещение», 2006.

Волина В.В. Русский язык.- Екатеринбург:Изд-во «АРГО», 1996.

Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. 5 класс. Москва «ВАКО»

Источник

Урок русского языка по теме «Путешествие в страну Морфемику». 5-й класс

Класс: 5

Цель: обобщение, систематизация знаний по теме «Морфемика»

  • закрепление орфограмм, изученных в разделе;
  • активизация познавательной деятельности;
  • воспитание патриотизма.

Форма урока: общественный смотр знаний в форме путешествия

Оборудование: Карта страны Морфемики, творческая работа «Моя родословная», раздаточные дидактические материалы, перфокарты и т.д.

Друзья! Моя задача такова –
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.

– О каком разделе лингвистики идет речь? (Морфемика.)

– Цель нашего урока – обобщить знания по этой теме. Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по Морфемике. Эта страна огромна. Ее населяет множество жителей. Согласны вы отправиться в путешествие?

Перед вами карта. Это маршрут нашего пути. На остановках, которые мы сделаем в пути, вам нужно быть внимательными, сообразительными. Ну что? Отправляемся?

Звучит музыка, учащиеся имитируют ходьбу.

1. Вход в Страну

Учитель: Мы находимся перед входом в страну. Нас встречают стражники. Они хотят, чтобы мы ответили на вопросы. Как известно, все на свете из чего-то состоит: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А из чего состоят слова? Какая морфема в словах самая главная?

Инсценировка «Спор морфем»

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.

А смотреть, ребята, нужно в корень.
Главный смысл в нем, и мы поспорим:
В слове нет морфем важнее корня,
И неплохо бы об этом помнить!

После корня я стою
Перед окончанием.
Хочешь – смело замени,
Другое слово получи.
Суффикс в слове очень нужен.
Знай его и будь с ним дружен!

Так же как и у кустов,
Корень слова есть у слов!

На конце любого слова
Окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть,
С другим словом держит связь!

В корне смысл, но не весь,
Главный, но не полный,
Потому приставка есть –
Смысл она дополнит.

Рад я в этом ей помочь,
После корня встать не прочь.
Ну и что ж, что после корня,
Все равно я всех проворней

Слов на свете нам не счесть,
Но в каждом слове корень есть!

Хватит спорить вам, друзья,
Равно всех люблю вас я.
Каждому подам я руку,
Всех взяла я на поруки,
Только вот нечаянно
Забыла окончание!

– Ребята, почему Основа не взяла с собой Окончание? Какая же морфема в слове самая главная? Какие слова называются однокоренными?

Назовите 3-е лишнее:

вода, подводник, водитель;
коса, косичка, косить;
желток, железо, желтый;
часовщик, час, часть;
печурка, печать, печка;
циркуль, циркач, цирк

Задание на карточке:

Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный и песок.

2. Луга знаменитых морфем

«Идем» дальше. Перед нами – луга знаменитых морфем. Вы знаете, что на каждой остановке нам необходимо выполнить задание.

Морфемный разбор слов

Водитель, подводное (царство), излагать, подрастет, беленькими, домишко, рукавица, подружка.

Почему морфемы называются значимыми? (Ответы детей.) Какое значение имеют суффиксы:

3. Долина Фениксов

Сейчас мы находимся в долине Фениксов. Кто не знает этих мифических птиц? Они способны возрождаться из пепла. В этой стране Фениксы – это словарные слова. Вы должны их «возродить» из лексического значения.

Музыкальный клавишный инструмент пианино
Намеченный путь маршрут
Плетеное изделие, вместилище для фруктов, ягод, грибов корзина
Выступающая из стены здания площадка с перилами балкон
Узкая полоска кожи ремень
Шкаф для одежды или помещение в общественном здании для хранения верхней одежды гардероб
Аппарат для передачи информации на расстоянии телефон
График, содержащий сведения о месте и времени проведения чего-либо расписание
Устройство с экраном для приема телепередач телевизор
Время перед восходом солнца рассвет
Человек, умеющий читать и писать грамотный

4. река Чередование

Учитель: На нашем пути река Чередование. Чтобы ее перейти, нужно справиться со следующим заданием. Что такое чередование звуков? Подберите к данным словам однокоренные слова с чередующимися в корне согласными.

Пух (пушинка)
Снег (снежок)
Бегать (бежит)
Тихо (тишина)
Пишет (писать)

Назовите известные вам корни с чередованием.

Работа с перфокартой в статических парах

Каким правилом вы пользовались?

5. Кристальные пещеры

Учитель: Ребята, обратите внимание – впереди знак! Возможно, это предупреждение. Да! Это кристальные пещеры. В них живут гласные О и Ё с шипящими.

Давайте сигналом ответим на сигнал. Вы готовы? А правило знаете?

Жердочка, пошел, крыжовник, желтый, шов, черный, челка, шорох, щеголь, черствый, расческа, капюшон, шофер.

6. ХОЛМЫ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

Мы приближаемся к холмам звонких и глухих согласных. Работаем у доски. Вставьте нужную букву (З или С)

РА..БИТЬ ..ЖЕЧЬ
РА..ДАТЬ ..ДЕЛАТЬ
РА..ПИСАНИЕ ..ДАНИЕ

Каким правилом вы пользовались?

Не забудьте, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С
Если знаешь части слова,
Ты напишешь их толково!

7. Озеро Развивающее

Учитель: Не успели мы преодолеть одно препятствие, как перед нами следующее – озеро Развивающее. Послушайте два стихотворения.

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(З. Александрова)

Все, что сердцу дорого,
В песню так и просится:
И рассеет малиновый,
И под небом рощица.
Поглядишь с пригорочка –
Видно речку синюю,
Видно даль бескрайнюю,
Что зовут Россиею.
(М. Пляцковский)

– Что объединяет эти два стихотворения? О чем они? Как вы думаете, любит ли автор родину? (Автор говорит о красоте, богатстве, неповторимости, необъятности родных просторов.)

– О родине сложено много стихотворений, песен, пословиц. А вы знаете пословицы о родине? (Родину-мать умей защищать. С родной земли умри – не сходи. На чужой стороне и весна не красна. Человек без родины, что соловей без песни. и т.д.)

– Подберите однокоренные слова к слову РОДИНА.

Постановка проблемного вопроса

Каким образом образ Родины может быть связан с историей семьи?

Ничем себя возвысить не хочу.
Я только ветвь на дереве могучем.
Шумит оно, когда клубятся тучи, –
И я шумлю… Молчит – и я молчу.
Оглядываясь с гордостью назад:
Прекрасно родовое древо наше.
(С. Викулов)

Обратимся к родословным, составленным учащимися

Известно всем: отец и мать –
Любой семьи начало.
И чтобы долг им свой отдать,
Всей нашей жизни будет мало.

Друзья! Прошу вас, умоляю,
Не забывайте “прадедов” своих.
И лишь одно сказать желаю:
“Пусть ваши дети помнят их”.

Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие!
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
“Храни огонь родного очага!”

– А теперь закончите начатые предложения:

  • Моя родина – это…
  • Моя семья – это.

8. Герцогство Буквы Ц

Учитель: Наконец, мы достигли герцогства буквы Ц. Давайте вспомним правило правописания букв И, Ы после Ц

В цирке Сегодня мы идем в цирк. Мы – это папа, мама, моя сестричка и я, Вова Синицын. Папа сказал, что сегодня будут выступать борцы, гимнасты, акробаты. Весь день я смотрел на часы. Наконец, маленькая стрелка остановилась на цифре «три». По дороге на углу улицы папа купил букет душистой акации для артистов. Сестренка поднялась на цыпочки и понюхала цветы. Ах, как они пахнут! Круглолицый контролер пригласил нас в зал.

Учитель: Ну вот и все, ребята. Мы пересекли всю страну Морфемику с востока на запад. А теперь мы должны возвратиться в свой класс.

– Понравилось вам путешествовать? Но ведь путешествие – это только игра. Что же на самом деле мы делали сегодня на уроке? (Ответы детей.)

– А теперь обратимся к экспертной группе, которая объявит нам результаты нашей работы. (Оценки.)

Источник

Читайте также:  Плей маркет другой страны
Оцените статью