Конспект занятия «Мы в Удмуртии живем»
Анастасия Лукиных
Конспект занятия «Мы в Удмуртии живем»
Конспект на тему: «Удмуртия моя»
Возраст: подготовительная группа( 6-7 лет)
•Расширение кругозора и представления об окружающем мире;
•Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе родного края.
•Развитие интереса к удмуртской литературе, национальному костюму, народному творчеству, традициям.
•Знакомство с играми удмуртского народа, удмуртскими словами.
•Развитие речи детей, мышления, внимания, памяти.
Авторский медиапродукт: игры.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
•картины с государственной символикой Удмуртии.
• картинки национальных костюмов;
•таблички с удмуртскими словами: здравствуйте, до свидания, спасибо,пожалуйста: (выставляются во время знакомства с ними);
•куклы Лопшо Педунь и медведь;
•цветок италмас для разучивания игры;
(Звучит музыка, дети входят в группу)
Ведущий: Добрый день ребята!
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей. (СЛАЙД 1)
Эти стихи написал наш замечательный удмуртский поэт Флор Васильев. Итак, вы догадались, что речь сегодня пойдет о нашей малой Родине- Удмуртии.
Сегодня, ребята, мы будем путешествовать по нашей маленькой Удмуртии. Это необычное путешествие, оно будет виртуальное, воображаемое.
А поможет нам путешествовать по воображаемому миру Удмуртии удмуртская девушка и весельчак — герой удмуртских сказок — Лопшо Педунь. (появляется кукла)
Л-П. : Здравствуйте, ребята! Дечь бур (Показ слова)
Ведущий: Вы готовы отправиться в путешествие (ответ детей)
Тогда считаем до трех по-удмуртски: одык, кык, куинь! Показ слов)
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы. (Слайд 2 (Просмотр видеоролика по природному краю Удмуртии)
Ведущий: Ребята, почему нашу Удмуртию называют «Край родниковый»(Отвей детей)
А вы знаете что такое родник, ключ (Ответы детей)
Какая там вода? Да, в водоемах должна быть чистая вода! Вода нужна для всего живого! Воду нужно беречь!
Воду любят и цветы. Без воды они жить не могут. Представьте, что мы очутились с вами на лугу! Там растет огромное количество и травянистых и цветковых растений.
Какой цветок является символом республики? (италмас) (СЛАЙД 3 (дети составляют название цветка по порядковому счету, при правильном составлении появляется цветок)
Посмотрите какой он красивый! Этот цветок занесен в Красную книгу Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало. Поэтому не рвите этот цветок, а только любуйтесь его красотой!
А вот про купальницу я вам расскажу легенду.. Жила-была красавица по имени Италмас «Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые тугие цветы на лугу — италмасами. Цветок — словно золотоволосая девушка в ярком зеленом платье. У нас за рекой Чепцой растут весной италмасы, но их тоже становится всё меньше и меньше и они уходят от берега все дальше к лесу. Поэтому ребята, нужно как меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда они растут.
Удмурты придумали игру с италмасом.
(Дети встают в круг, водящий снаружи с италмасом. Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый схватит цветок, тот и води)
Ведущая: молодцы!Давайте скажем наши заветные слова: одык, кык, куинь!
Мы с вами оказались в стране кроссвордов. В нашей Удмуртии много знаменитых людей, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд,у нас должно получиться ключевое слово. (СЛАЙД 4 (ведущий по порядку задает вопросы и записывает ответы на доске, при правильном ответе появляется портрет известного человека, в конце разгадывания получается ключевое слово «УДМУРТИЯ»)
Послушайте загадки и узнайте, о каком животном идет речь.
Я, хозяин лесной,
Просыпаюсь я весной,
Сплю в избушке снеговой. (медведь) (КУКЛА)
Медведь: Дечь бур, ребята! (сонно)
Ведущий: Дети, давайте поздороваемся с медведем!
Кто знает как по-удмуртски медведь (Гондыр).
Дети: Деч бур, гондыр!
Медведь: — Разбудили вы меня! (сонно) Не доспал!
Как называется моя избушка, где я сплю зимой?
А сколько месяцев я сплю? (ответы детей)
Ведущий: Правильно, ребята, как только наступают холода, он ложиться спать в берлогу, хотя и шуба у него теплая. Может спать от 4-6 месяцев в берлоге.
А чем питается медведь?
Медведь: Ну-ка, ну-ка ответьте. (ответы детей) (коренья, малина, рыба, мед, даже орехи и грибы)
Медведь: А в берлоге что я кушаю? (ответы)
Ведущий: В народе говорят «Сосешь лапу»! Медведь за лето нагуливает жир, а в берлоге он его греет и подкармливает. На самом деле он лапу сосет от того, что на лапе нежная кожица, которая мерзнет зимой, а медведь ее греет.
Медведь: Ну, молодцы! Пошел я к себе, посплю еще немного, увидимся! Дечь Лу! (зевая)
Дети: Дечь Лу гондыр! (табличка дечь лу)
Ведущий: Не забыли заветные слова, которые нас зовут в путь.Хором повторяем: одык, кык,куинь!
Л-П: Ребята, я очень люблю путешествовать по Российским уголкам и с кажлого уголка я беру на память символ республики – флаг, но случайно я перепутал все флаги. Вы не поможете мне найти наш Удмуртский флаг? (Ответ детей (Слайд 5 (дети выбирают флаг, ведущий выводит картинку правильного ответа, дети сравнивают результат)
Л-П: Молодцы порадовали вы меня!
Ведущий: лопшо-педунь мы очень любим нашу Удмуртию, и у нас есть любимые места. И сейчас мы тебе о них расскажем. (Слайд 6)
Ребята, давайте ниши любимые места поместим в квадраты, и немного о них расскажем. (ответ детей)
(дети расставляют картинки, картинки не наших мест перевернуться, тем самым проверим правильность расстановки картинок)
Ведущий: Молодцы, ребята! Наше путешествие подошло к концу.
Пусть уходит из мира тревога
Навсегда — на года и века.
Я — удмурт
Нас, удмуртов, немного.
Наша Родина невелика.
Л-П: Ну, ребятки, какие вы молодцы! Жаль с вами расставаться!
Знаете, а вы приезжайте к нам с женой в гости в Игринский район, (СЛАЙД 7) в центр «Сибирский тракт».
Мы вас встретим хлебом-солью, угостим перепечами. Жена моя их отменно готовит!
Приезжайте, будем рады!
Ведущий: Зечь Лу Лапшо Педунь!
Спасибо всем за работу. И в благодарность за ваши знания хочу вам подарить книгу об Удмуртии, в которой вы еще узнаете много нового и интересного.
«Мир в котором мы живем». Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе «Мир в котором мы живем» Конспект открытого занятия в старшей группе по рисованию. Цель. Показать значение целостности окружающего мира,.
Конспект НОД в группе коррекционной направленности для детей 6–7 лет «Мы живем в России» Конспект НОД в группе №7 коррекционной направленности для детей 6-7 лет Программные задачи: • систематизировать знания детей о России и.
Конспект занятия «Страна, в которой мы живем» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Познакомить детей с понятием «Родина» «Отечество». Воспитывать.
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию «Вместе дружно живем» Предварительная работа 1. Рассматривание кукол в таджикской и русской одежде. 2. Слушание таджикской музыки и русской народной музыки. 3. Беседа.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют животные Удмуртии» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. «Как зимуют животные Удмуртии». С использованием.
«На Кубани мы живем». Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему»На Кубани мы живем» \Образовательная область.
Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Хакасия — край, где мы живем!» Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Хакасия – край, где мы живем!» Автор: Беляева Татьяна Ивановна – воспитатель.
Конспект НОД «На Кубани мы живем» «На Кубани мы живем» Программные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани — вышивкой, кубанской росписью,.
«Дом, в котором мы живем». Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Подготовила воспитатель Бабакина Н. В. Тема : «Дом в котором мы живем» Программное содержание:.
Источник
Внеклассное мероприятие «Маленькая родина моя — Удмуртия»
Цели:
- Расширение кругозора и представления об окружающем мире;
- Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе родного края.
- Развитие интереса к удмуртской литературе, национальному костюму, народному творчеству, традициям.
- Знакомство с играми удмуртского народа, удмуртскими словами.
- Развитие речи детей, мышления, внимания, памяти.
Класс: 2-3.
Продолжительность: 45 минут.
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, фонограммы заставок.
Оформление класса:
- картины с государственной символикой Удмуртии, дата присоединения Удмуртии к России;
- национальные костюмы у помощников;
- предметы быта удмуртов, музыкальные инструменты;
- таблички с удмуртскими словами: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста: (выставляются во время знакомства с ними);
- куклы Лопшо Педунь и медведь;
- цветок италмас для разучивания игры;
- музыкальное сопровождение.
Авторские комментарии:
Презентацию можно использовать для фронтальной работы со всем классом (несколькими классами) на уроке или внеклассном мероприятии.
Звучит музыка, дети входят в класс.
— Добрый день, уважаемые гости, ребята!
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей. (СЛАЙД 1)
Эти стихи написал наш замечательный удмуртский поэт Флор Васильев. Итак, вы догадались, что речь сегодня пойдет о нашей малой Родине- Удмуртии.
— Какой юбилей отмечает наша республика в этом году? (ответы).
Правильно, ребята! 450 лет назад наши предки — удмурты решили жить единой семьей в составе России. (СЛАЙД 2)
День рождения республики мы отмечаем 4 ноября.
— Сегодня, ребята, мы будем путешествовать по нашей маленькой Удмуртии. Это необычное путешествие, оно будет виртуальное, воображаемое. Мы познакомимся с легендарными героями удмуртских сказок и мифов, подышим воздухом наших лесов, зайдем в гости в удмуртскую избу, посмотрим, как жили удмурты в деревнях, выучим удмуртские слова. В конце путешествия мы посмотрим, кто был внимательным.
— А поможет нам путешествовать по воображаемому миру Удмуртии удмуртская девушка и весельчак — герой удмуртских сказок — Лопшо Педунь. (появляется кукла)
Л: Здравствуйте, ребята! Дечь бур!
Уч: Вы готовы отправиться в путешествие?
Уч: Тогда считаем до трех по-удмуртски: одык, кык, куинь!
Помимо Лапшо в удмуртских мифах и легендах живут и другие герои. Посмотрите на слайд. (СЛАЙД 3 Герои Мифов)
О них вы можете прочитать в книге «Мифы и легенды удмуртского народа»
Уч: А мы с Лопшо отправляемся дальше. (СЛАЙДЫ С ПРИРОДОЙ)
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы. (СЛАЙД 4)
Ты посмотри по сторонам
Все это — наше, это — нам:
И горы, и луга:
На сотни верст — леса, поля,
И все — удмуртская земля,
Где ни ступи нога! (СЛАЙД 5)
— Ребята, почему нашу Удмуртию называют «Край родниковый»?(СЛАЙД 6)
А вы знаете что такое родник, ключ?
— Какая там вода? Да, в водоемах должна быть чистая вода! Вода нужна для всего живого! Воду нужно беречь!
Воду любят и цветы. Без воды они жить не могут.
Представьте, что мы очутились с вами на лугу! Там растет огромное количество и травянистых и цветковых растений.
— Какой цветок является символом республики? (италмас) (СЛАЙД 7)
— Посмотрите какой он красивый! Этот цветок занесен в Красную книгу Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало. Поэтому не рвите этот цветок, а только любуйтесь его красотой!
А вот про купальницу я вам расскажу легенду. . Жила-была красавица по имени Италмас «Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые тугие цветы на лугу — италмасами. Цветок — словно золотоволосая девушка в ярком зеленом платье. У нас за рекой Чепцой растут весной италмасы, но их тоже становится всё меньше и меньше и они уходят от берега все дальше к лесу. Поэтому ребята, нужно как меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда они растут.
Удмурты придумали игру с италмасом.
Дети встают в круг, водящий снаружи с италмасом. Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый схватит цветок, тот и водит!
— Давайте вспомним, какие растения кроме италмаса растут у нас в Удмуртии. (СЛАЙД)
«Подорожник» возле дорог растет, раны залечивает.(порезник, ранник)
Многие из них занесены, как и италмас в Красную книгу Удмуртии!
Эти растения нужно тоже беречь и охранять!
Хорошо на лугу, но мы покидаем с вами луг и отправляемся дальше.
Давайте скажем наши заветные слова: одык, кык, куинь!
Вот перед нами лес.
Также как и без цветов, без леса мы не проживем.
Что нам дает лес? (чистый воздух, хорошее настроение, дом для животных и растений, строительные материалы:) Берегите леса-это легкие нашей планеты, планета ими дышит.
Я думаю, что вы знаете как себя вести в лесу?
В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд , отгадками являются названия деревьев. У нас должно получиться ключевое слово. (СЛАЙД С РАСТЕНИЯМИ)
Загадки к кроссворду
2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)
3. Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
4. Летом с него снег —
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)
5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)
6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
8. В сенокос — горька,
А в мороз — сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
— Какое получили ключевое слово? Растения
МОЛОДЦЫ, знаете растения.
О природе Удмуртии, животных, деревьях, птицах, растениях, написано много книг, стихов (выставка книг).
Писатель Виктор Туганаев написал книгу «Коля знает 50 растений, а ты?» Это рассказ о мальчике Коле, который любит природу, никогда не обижает животных.
Послушайте загадки и узнайте, о каком животном идет речь.
Я, хозяин лесной,
Просыпаюсь я весной,
Под вьюги вой
Сплю в избушке снеговой. (медведь) (КУКЛА)
Медведь: Дечь бур, ребята! (сонно)
Уч: Дети, давайте поздороваемся с медведем!
Кто знает как по-удмуртски медведь? Гондыр.
Медведь: — Разбудили вы меня! (сонно) Не доспал!
— Как называется моя избушка, где я сплю зимой?
— А сколько месяцев я сплю? (ответы детей)
Уч: Правильно, ребята, как только наступают холода, он ложиться спать в берлогу, хотя и шуба у него теплая. Может спать от 4-6 месяцев в берлоге.
— А чем питается медведь?
Медведь: Ну-ка, ну-ка ответьте.
(ответы детей) (коренья, малина, рыба, мед, даже орехи и грибы)
Медведь: А в берлоге что я кушаю? (ответы)
Уч: В народе говорят «Сосешь лапу»! Медведь за лето нагуливает жир, а в берлоге он его греет и подкармливает. На самом деле он лапу сосет от того, что на лапе нежная кожица, которая мерзнет зимой, а медведь ее греет.
Медведь: Ну, молодцы! Пошел я к себе, посплю еще немного, увидимся ! Дечь Лу! (зевая)
Дети: Дечь Лу гондыр! (табличка дечь лу)
Лопшо: Ой, в Удмуртии зверья разного полный лес!
Уч:А какие звери водятся в наших лесах?
Лопшо: Ха, каждый ребенок знает какие звери у нас в лесах водятся!
Уч: Ребята, а вы знаете? (ответы) (лисы, зайцы, волки, лоси, кабаны:)
(СЛАЙД С ЖИВОТНЫМИ)
Лопшо: Молодцы, все знаете! Тогда пойдем дальше!
Уч: Молодцы, ребята! Лопшо нас торопит! Мы покидаем лес.
Не забыли заветные слова, которые нас зовут в путь. Хором повторяем: одык, кык,куинь! (СЛАЙД)
Уч: Ребята, мы очутились с вами в настоящей удм. избе.
Посмотрите, какие интересные предметы находятся в нашей импровизированной избе. Здесь лежат: лапти, пестерь, туесок. половичок.
Пестерь — сумка-заплечная (дедушка «рюкзака»), сплетенная из бересты.
— Что такое береста? (кора березы — туй)
Из бересты можно было сделать множество предметов, например, туесок.
Туесок — емкость для продуктов. Хранили сыпучие продукты, даже солили капусту и грибы-рыжики, наливали молоко. Молоко не скисало, оставалось холодным даже в жару, а горячий суп оставался горячим долгое время. Пастухи брали в поле, на сенокос.
— В наши дни, какая посуда имеет такие же свойства? (термос)
Колыбелька из бересты по-удмуртски «мушко«. У любого ребенка была такая же. Мама надевала ее за спину, и вперед, на грудь, если малыш плакал, рукой его гладила и успокаивала.
— Есть сейчас похожие сумки?
— Правильно, есть. Они называются «кенгуру». В них очень удобно носить малыша, особенно, когда мама вышла на прогулку или в лес:
В наши дни есть мастера, которые делают такие же предметы.
— А здесь ещё есть какие-то предметы. Что вы думаете это такое? /Дети отвечают/
— Верно музыкальные инструменты: трещётка, крезь, свистулька. кугиклы. (рассказ о них) дети их рассматривают.
Крезь — это самый главный музыкальный инструмент удмуртов. К сожалению, мастерство его изготовления было потеряно, и недавно стали возраждать этот инструмент. В Ижевске есть ансамбль музыкантов, играющих на таких инструментах.
— На какой русский инструмент он похож? (гусли) (СЛАЙД)
Уч: Лопшо любит веселиться. Сейчас мы попробуем создать собственный народный ансамбль.
(Давайте возьмем музыкальные инструменты. Слушайте внимательно музыку и попытайтесь сыграть на своих инструментах) (МУЗЫКА)
(Лопшо танцует на руке)
Лопшо: Молодцы порадовали вы меня! И на инструментах играть умеете!
Молодцы, ребята! Наше путешествие подошло к концу. (СЛАЙД)
Мы побывали с вами на лугу, в лесу, в удм. избе. Вспомнили названия деревьев, цветов, животных, увидели предметы, которыми пользовались удмурты, узнали новые удм. слова.
Мы думаем, что вы открыли для себя что-то новое?
Сейчас мы с Лопшо проверим, какими вы внимательными были во время путешествия!
Ответьте на мои вопросы:
- О каком празднике нашей Республики мы говорили?
- Каких поэтов. писателей вы запомнили?
- Как называют весельчака в удмуртских сказках?
- Какие герои еще живут в удмуртских мифах и легендах?
- Какие деревья и растения вы запомнили?
- Какие предметы здесь лежат? (таблички с удм. названиями)
- Назовите цифры от 1 до 3 по-удмуртски.
Лопшо: Ну, ребятки, какие вы молодцы! Жаль с вами расставаться!
— Знаете, а вы приезжайте к нам с женой в гости в Игринский район, (СЛАЙД) в центр «Сибирский тракт».
— Мы вас встретим хлебом-солью, угостим перепечами. Жена моя их отменно готовит!
— А еще мы сходим в центр народного творчества. Я покажу вам, как наши мастера делают туески и другие предметы из бересты.
— А жена моя покажет как удмурты ткут ткань на ткацком станке.
Источник