Урок путешествие по удмуртии

Конспект занятия «Мы в Удмуртии живем»

Анастасия Лукиных
Конспект занятия «Мы в Удмуртии живем»

Конспект на тему: «Удмуртия моя»

Возраст: подготовительная группа( 6-7 лет)

•Расширение кругозора и представления об окружающем мире;

•Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе родного края.

•Развитие интереса к удмуртской литературе, национальному костюму, народному творчеству, традициям.

•Знакомство с играми удмуртского народа, удмуртскими словами.

•Развитие речи детей, мышления, внимания, памяти.

Авторский медиапродукт: игры.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

•картины с государственной символикой Удмуртии.

• картинки национальных костюмов;

•таблички с удмуртскими словами: здравствуйте, до свидания, спасибо,пожалуйста: (выставляются во время знакомства с ними);

•куклы Лопшо Педунь и медведь;

•цветок италмас для разучивания игры;

(Звучит музыка, дети входят в группу)

Ведущий: Добрый день ребята!

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще синей.

И для меня бы не было России

Без маленькой Удмуртии моей. (СЛАЙД 1)

Эти стихи написал наш замечательный удмуртский поэт Флор Васильев. Итак, вы догадались, что речь сегодня пойдет о нашей малой Родине- Удмуртии.

Сегодня, ребята, мы будем путешествовать по нашей маленькой Удмуртии. Это необычное путешествие, оно будет виртуальное, воображаемое.

А поможет нам путешествовать по воображаемому миру Удмуртии удмуртская девушка и весельчак — герой удмуртских сказок — Лопшо Педунь. (появляется кукла)

Л-П. : Здравствуйте, ребята! Дечь бур (Показ слова)

Ведущий: Вы готовы отправиться в путешествие (ответ детей)

Тогда считаем до трех по-удмуртски: одык, кык, куинь! Показ слов)

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы. (Слайд 2 (Просмотр видеоролика по природному краю Удмуртии)

Ведущий: Ребята, почему нашу Удмуртию называют «Край родниковый»(Отвей детей)

А вы знаете что такое родник, ключ (Ответы детей)

Какая там вода? Да, в водоемах должна быть чистая вода! Вода нужна для всего живого! Воду нужно беречь!

Воду любят и цветы. Без воды они жить не могут. Представьте, что мы очутились с вами на лугу! Там растет огромное количество и травянистых и цветковых растений.

Какой цветок является символом республики? (италмас) (СЛАЙД 3 (дети составляют название цветка по порядковому счету, при правильном составлении появляется цветок)

Посмотрите какой он красивый! Этот цветок занесен в Красную книгу Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало. Поэтому не рвите этот цветок, а только любуйтесь его красотой!

А вот про купальницу я вам расскажу легенду.. Жила-была красавица по имени Италмас «Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые тугие цветы на лугу — италмасами. Цветок — словно золотоволосая девушка в ярком зеленом платье. У нас за рекой Чепцой растут весной италмасы, но их тоже становится всё меньше и меньше и они уходят от берега все дальше к лесу. Поэтому ребята, нужно как меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда они растут.

Удмурты придумали игру с италмасом.

(Дети встают в круг, водящий снаружи с италмасом. Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый схватит цветок, тот и води)

Ведущая: молодцы!Давайте скажем наши заветные слова: одык, кык, куинь!

Мы с вами оказались в стране кроссвордов. В нашей Удмуртии много знаменитых людей, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд,у нас должно получиться ключевое слово. (СЛАЙД 4 (ведущий по порядку задает вопросы и записывает ответы на доске, при правильном ответе появляется портрет известного человека, в конце разгадывания получается ключевое слово «УДМУРТИЯ»)

Послушайте загадки и узнайте, о каком животном идет речь.

Я, хозяин лесной,

Просыпаюсь я весной,

Сплю в избушке снеговой. (медведь) (КУКЛА)

Медведь: Дечь бур, ребята! (сонно)

Ведущий: Дети, давайте поздороваемся с медведем!

Кто знает как по-удмуртски медведь (Гондыр).

Дети: Деч бур, гондыр!

Медведь: — Разбудили вы меня! (сонно) Не доспал!

Как называется моя избушка, где я сплю зимой?

А сколько месяцев я сплю? (ответы детей)

Ведущий: Правильно, ребята, как только наступают холода, он ложиться спать в берлогу, хотя и шуба у него теплая. Может спать от 4-6 месяцев в берлоге.

А чем питается медведь?

Медведь: Ну-ка, ну-ка ответьте. (ответы детей) (коренья, малина, рыба, мед, даже орехи и грибы)

Медведь: А в берлоге что я кушаю? (ответы)

Ведущий: В народе говорят «Сосешь лапу»! Медведь за лето нагуливает жир, а в берлоге он его греет и подкармливает. На самом деле он лапу сосет от того, что на лапе нежная кожица, которая мерзнет зимой, а медведь ее греет.

Медведь: Ну, молодцы! Пошел я к себе, посплю еще немного, увидимся! Дечь Лу! (зевая)

Дети: Дечь Лу гондыр! (табличка дечь лу)

Ведущий: Не забыли заветные слова, которые нас зовут в путь.Хором повторяем: одык, кык,куинь!

Л-П: Ребята, я очень люблю путешествовать по Российским уголкам и с кажлого уголка я беру на память символ республики – флаг, но случайно я перепутал все флаги. Вы не поможете мне найти наш Удмуртский флаг? (Ответ детей (Слайд 5 (дети выбирают флаг, ведущий выводит картинку правильного ответа, дети сравнивают результат)

Л-П: Молодцы порадовали вы меня!

Ведущий: лопшо-педунь мы очень любим нашу Удмуртию, и у нас есть любимые места. И сейчас мы тебе о них расскажем. (Слайд 6)

Ребята, давайте ниши любимые места поместим в квадраты, и немного о них расскажем. (ответ детей)

(дети расставляют картинки, картинки не наших мест перевернуться, тем самым проверим правильность расстановки картинок)

Ведущий: Молодцы, ребята! Наше путешествие подошло к концу.

Пусть уходит из мира тревога

Навсегда — на года и века.

Я — удмурт

Нас, удмуртов, немного.

Наша Родина невелика.

Л-П: Ну, ребятки, какие вы молодцы! Жаль с вами расставаться!

Знаете, а вы приезжайте к нам с женой в гости в Игринский район, (СЛАЙД 7) в центр «Сибирский тракт».

Мы вас встретим хлебом-солью, угостим перепечами. Жена моя их отменно готовит!

Приезжайте, будем рады!

Ведущий: Зечь Лу Лапшо Педунь!

Спасибо всем за работу. И в благодарность за ваши знания хочу вам подарить книгу об Удмуртии, в которой вы еще узнаете много нового и интересного.

«Мир в котором мы живем». Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе «Мир в котором мы живем» Конспект открытого занятия в старшей группе по рисованию. Цель. Показать значение целостности окружающего мира,.

Конспект НОД в группе коррекционной направленности для детей 6–7 лет «Мы живем в России» Конспект НОД в группе №7 коррекционной направленности для детей 6-7 лет Программные задачи: • систематизировать знания детей о России и.

Конспект занятия «Страна, в которой мы живем» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Познакомить детей с понятием «Родина» «Отечество». Воспитывать.

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию «Вместе дружно живем» Предварительная работа 1. Рассматривание кукол в таджикской и русской одежде. 2. Слушание таджикской музыки и русской народной музыки. 3. Беседа.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют животные Удмуртии» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. «Как зимуют животные Удмуртии». С использованием.

«На Кубани мы живем». Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему»На Кубани мы живем» \Образовательная область.

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Хакасия — край, где мы живем!» Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Хакасия – край, где мы живем!» Автор: Беляева Татьяна Ивановна – воспитатель.

Конспект НОД «На Кубани мы живем» «На Кубани мы живем» Программные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани — вышивкой, кубанской росписью,.

«Дом, в котором мы живем». Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Подготовила воспитатель Бабакина Н. В. Тема : «Дом в котором мы живем» Программное содержание:.

Источник

Внеклассное мероприятие «Маленькая родина моя — Удмуртия»

Цели:

  • Расширение кругозора и представления об окружающем мире;
  • Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе родного края.
  • Развитие интереса к удмуртской литературе, национальному костюму, народному творчеству, традициям.
  • Знакомство с играми удмуртского народа, удмуртскими словами.
  • Развитие речи детей, мышления, внимания, памяти.

Класс: 2-3.

Продолжительность: 45 минут.

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, фонограммы заставок.

Оформление класса:

  • картины с государственной символикой Удмуртии, дата присоединения Удмуртии к России;
  • национальные костюмы у помощников;
  • предметы быта удмуртов, музыкальные инструменты;
  • таблички с удмуртскими словами: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста: (выставляются во время знакомства с ними);
  • куклы Лопшо Педунь и медведь;
  • цветок италмас для разучивания игры;
  • музыкальное сопровождение.

Авторские комментарии:

Презентацию можно использовать для фронтальной работы со всем классом (несколькими классами) на уроке или внеклассном мероприятии.

Звучит музыка, дети входят в класс.

— Добрый день, уважаемые гости, ребята!

Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей. (СЛАЙД 1)

Эти стихи написал наш замечательный удмуртский поэт Флор Васильев. Итак, вы догадались, что речь сегодня пойдет о нашей малой Родине- Удмуртии.

— Какой юбилей отмечает наша республика в этом году? (ответы).

Правильно, ребята! 450 лет назад наши предки — удмурты решили жить единой семьей в составе России. (СЛАЙД 2)

День рождения республики мы отмечаем 4 ноября.

— Сегодня, ребята, мы будем путешествовать по нашей маленькой Удмуртии. Это необычное путешествие, оно будет виртуальное, воображаемое. Мы познакомимся с легендарными героями удмуртских сказок и мифов, подышим воздухом наших лесов, зайдем в гости в удмуртскую избу, посмотрим, как жили удмурты в деревнях, выучим удмуртские слова. В конце путешествия мы посмотрим, кто был внимательным.

— А поможет нам путешествовать по воображаемому миру Удмуртии удмуртская девушка и весельчак — герой удмуртских сказок — Лопшо Педунь. (появляется кукла)

Л: Здравствуйте, ребята! Дечь бур!

Уч: Вы готовы отправиться в путешествие?

Уч: Тогда считаем до трех по-удмуртски: одык, кык, куинь!

Помимо Лапшо в удмуртских мифах и легендах живут и другие герои. Посмотрите на слайд. (СЛАЙД 3 Герои Мифов)

О них вы можете прочитать в книге «Мифы и легенды удмуртского народа»

Уч: А мы с Лопшо отправляемся дальше. (СЛАЙДЫ С ПРИРОДОЙ)

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы. (СЛАЙД 4)

Ты посмотри по сторонам
Все это — наше, это — нам:
И горы, и луга:
На сотни верст — леса, поля,
И все — удмуртская земля,
Где ни ступи нога! (СЛАЙД 5)

— Ребята, почему нашу Удмуртию называют «Край родниковый»?(СЛАЙД 6)

А вы знаете что такое родник, ключ?

— Какая там вода? Да, в водоемах должна быть чистая вода! Вода нужна для всего живого! Воду нужно беречь!

Воду любят и цветы. Без воды они жить не могут.

Представьте, что мы очутились с вами на лугу! Там растет огромное количество и травянистых и цветковых растений.

— Какой цветок является символом республики? (италмас) (СЛАЙД 7)

— Посмотрите какой он красивый! Этот цветок занесен в Красную книгу Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало. Поэтому не рвите этот цветок, а только любуйтесь его красотой!

А вот про купальницу я вам расскажу легенду. . Жила-была красавица по имени Италмас «Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые тугие цветы на лугу — италмасами. Цветок — словно золотоволосая девушка в ярком зеленом платье. У нас за рекой Чепцой растут весной италмасы, но их тоже становится всё меньше и меньше и они уходят от берега все дальше к лесу. Поэтому ребята, нужно как меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда они растут.

Удмурты придумали игру с италмасом.

Дети встают в круг, водящий снаружи с италмасом. Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый схватит цветок, тот и водит!

Давайте вспомним, какие растения кроме италмаса растут у нас в Удмуртии. (СЛАЙД)

«Подорожник» возле дорог растет, раны залечивает.(порезник, ранник)

Многие из них занесены, как и италмас в Красную книгу Удмуртии!

Эти растения нужно тоже беречь и охранять!

Хорошо на лугу, но мы покидаем с вами луг и отправляемся дальше.

Давайте скажем наши заветные слова: одык, кык, куинь!

Вот перед нами лес.

Также как и без цветов, без леса мы не проживем.

Что нам дает лес? (чистый воздух, хорошее настроение, дом для животных и растений, строительные материалы:) Берегите леса-это легкие нашей планеты, планета ими дышит.

Я думаю, что вы знаете как себя вести в лесу?

В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд , отгадками являются названия деревьев. У нас должно получиться ключевое слово. (СЛАЙД С РАСТЕНИЯМИ)

Загадки к кроссворду

2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)

3. Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Летом с него снег —
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)

8. В сенокос — горька,
А в мороз — сладка.
Что за ягодка? (Рябина)

— Какое получили ключевое слово? Растения

МОЛОДЦЫ, знаете растения.

О природе Удмуртии, животных, деревьях, птицах, растениях, написано много книг, стихов (выставка книг).

Писатель Виктор Туганаев написал книгу «Коля знает 50 растений, а ты?» Это рассказ о мальчике Коле, который любит природу, никогда не обижает животных.

Послушайте загадки и узнайте, о каком животном идет речь.

Я, хозяин лесной,
Просыпаюсь я весной,
Под вьюги вой
Сплю в избушке снеговой. (медведь) (КУКЛА)

Медведь: Дечь бур, ребята! (сонно)

Уч: Дети, давайте поздороваемся с медведем!

Кто знает как по-удмуртски медведь? Гондыр.

Медведь: — Разбудили вы меня! (сонно) Не доспал!

— Как называется моя избушка, где я сплю зимой?

— А сколько месяцев я сплю? (ответы детей)

Уч: Правильно, ребята, как только наступают холода, он ложиться спать в берлогу, хотя и шуба у него теплая. Может спать от 4-6 месяцев в берлоге.

— А чем питается медведь?

Медведь: Ну-ка, ну-ка ответьте.

(ответы детей) (коренья, малина, рыба, мед, даже орехи и грибы)

Медведь: А в берлоге что я кушаю? (ответы)

Уч: В народе говорят «Сосешь лапу»! Медведь за лето нагуливает жир, а в берлоге он его греет и подкармливает. На самом деле он лапу сосет от того, что на лапе нежная кожица, которая мерзнет зимой, а медведь ее греет.

Медведь: Ну, молодцы! Пошел я к себе, посплю еще немного, увидимся ! Дечь Лу! (зевая)

Дети: Дечь Лу гондыр! (табличка дечь лу)

Лопшо: Ой, в Удмуртии зверья разного полный лес!

Уч:А какие звери водятся в наших лесах?

Лопшо: Ха, каждый ребенок знает какие звери у нас в лесах водятся!

Уч: Ребята, а вы знаете? (ответы) (лисы, зайцы, волки, лоси, кабаны:)

(СЛАЙД С ЖИВОТНЫМИ)

Лопшо: Молодцы, все знаете! Тогда пойдем дальше!

Уч: Молодцы, ребята! Лопшо нас торопит! Мы покидаем лес.

Не забыли заветные слова, которые нас зовут в путь. Хором повторяем: одык, кык,куинь! (СЛАЙД)

Уч: Ребята, мы очутились с вами в настоящей удм. избе.

Посмотрите, какие интересные предметы находятся в нашей импровизированной избе. Здесь лежат: лапти, пестерь, туесок. половичок.

Пестерь — сумка-заплечная (дедушка «рюкзака»), сплетенная из бересты.

— Что такое береста? (кора березы — туй)

Из бересты можно было сделать множество предметов, например, туесок.

Туесок — емкость для продуктов. Хранили сыпучие продукты, даже солили капусту и грибы-рыжики, наливали молоко. Молоко не скисало, оставалось холодным даже в жару, а горячий суп оставался горячим долгое время. Пастухи брали в поле, на сенокос.

— В наши дни, какая посуда имеет такие же свойства? (термос)

Колыбелька из бересты по-удмуртски «мушко«. У любого ребенка была такая же. Мама надевала ее за спину, и вперед, на грудь, если малыш плакал, рукой его гладила и успокаивала.

— Есть сейчас похожие сумки?

— Правильно, есть. Они называются «кенгуру». В них очень удобно носить малыша, особенно, когда мама вышла на прогулку или в лес:

В наши дни есть мастера, которые делают такие же предметы.

— А здесь ещё есть какие-то предметы. Что вы думаете это такое? /Дети отвечают/

— Верно музыкальные инструменты: трещётка, крезь, свистулька. кугиклы. (рассказ о них) дети их рассматривают.

Крезь — это самый главный музыкальный инструмент удмуртов. К сожалению, мастерство его изготовления было потеряно, и недавно стали возраждать этот инструмент. В Ижевске есть ансамбль музыкантов, играющих на таких инструментах.

— На какой русский инструмент он похож? (гусли) (СЛАЙД)

Уч: Лопшо любит веселиться. Сейчас мы попробуем создать собственный народный ансамбль.

(Давайте возьмем музыкальные инструменты. Слушайте внимательно музыку и попытайтесь сыграть на своих инструментах) (МУЗЫКА)

(Лопшо танцует на руке)

Лопшо: Молодцы порадовали вы меня! И на инструментах играть умеете!

Молодцы, ребята! Наше путешествие подошло к концу. (СЛАЙД)

Мы побывали с вами на лугу, в лесу, в удм. избе. Вспомнили названия деревьев, цветов, животных, увидели предметы, которыми пользовались удмурты, узнали новые удм. слова.

Мы думаем, что вы открыли для себя что-то новое?

Сейчас мы с Лопшо проверим, какими вы внимательными были во время путешествия!

Ответьте на мои вопросы:

  1. О каком празднике нашей Республики мы говорили?
  2. Каких поэтов. писателей вы запомнили?
  3. Как называют весельчака в удмуртских сказках?
  4. Какие герои еще живут в удмуртских мифах и легендах?
  5. Какие деревья и растения вы запомнили?
  6. Какие предметы здесь лежат? (таблички с удм. названиями)
  7. Назовите цифры от 1 до 3 по-удмуртски.

Лопшо: Ну, ребятки, какие вы молодцы! Жаль с вами расставаться!

— Знаете, а вы приезжайте к нам с женой в гости в Игринский район, (СЛАЙД) в центр «Сибирский тракт».

— Мы вас встретим хлебом-солью, угостим перепечами. Жена моя их отменно готовит!

— А еще мы сходим в центр народного творчества. Я покажу вам, как наши мастера делают туески и другие предметы из бересты.

— А жена моя покажет как удмурты ткут ткань на ткацком станке.

Источник

Читайте также:  Достопримечательности вологодской области презентация для детей
Оцените статью